Игра как средство развития коммуникативных способностей ребенка

Игра как средство развития коммуникативных способностей ребенка thumbnail

Даша Сесёлкина
Игра как средство развития коммуникативных навыков у дошкольников

Игра, как средство развития коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста.

Речь, во всём её многообразии, является необходимом компонентом общения, в процессе которого она, и формируется. Важнейшей предпосылкой совершенствования речевой деятельности детей дошкольного возраста является создание эмоционально благоприятной ситуации, которая способствует возникновению желания активно участвовать в речевом общении.

Именно игра помогает создать такие ситуации, в которых даже самые замкнутые и скованные дети вступают в речевое общение и раскрываются.

Игра — это ведущий вид деятельности ребенка дошкольного возраста, она является отражением социальной жизни, оказывает большое воздействие на всестороннее развитие ребенка.

Игровая ситуация требует от каждого включенного в нее ребенка определенной способности к общению с другими детьми. Если ребенок не в состоянии внятно высказать свои пожелания в игре, если он не способен понять словесные инструкции своих сверстников в игре, он не сможет стать эмоционально раскованным, а его компаньоны по игре будут тяготится им.

Игра влияет на интеллектуальное развитие, в игре дошкольнику учится обобщать предметы и действия, использовать обобщенное значение слова. Вхождение в игровую ситуацию является условием разных форм умственной деятельности ребенка. Игра имеет очень важное значение и для развития других форм психической деятельности. Так, воображение начинает развиваться лишь в условиях игры и под ее влиянием.

Игра помогает не только копировать сюжеты из жизни, но и учит детей развивать способность к общению и установлению контакта друг с другом. Обычно игры передаются от детей старшего возраста к более младшему — и общение в такой разновозрастной группе положительно сказывается на развитии и социализации ребенка.

Игра — более доступный для детей вид деятельности, метод переработки приобретенных из внешнего мира впечатлений, воспоминаний, познаний. В игре ярко проявляются индивидуальности мышления и воображения малыша, его чувственность, активность, развивающаяся необходимость в разговоре со сверстниками и взрослыми.

В базе осознания игры как формы организации жизни и деятельности детей дошкольноговозраста лежат следующие положения:

Игра призвана решать общевоспитательные задачи, в множестве которых задачи формирования нравственных качеств малыша являются первоочередными;

Главной неповторимостью игры как формы жизни детей является ее проникновение в разные виды деятельности: труд и игра, учебная деятельность и игра, ежедневная бытовая деятельность и игра.

В игре появляются подобные волевые качества, как ответственность, целеустремленность, напористость и упорство в преодолении проблем. Ребенок 6 лет умеет поставить себе цель – без помощи других подобрать материал, терпеливо довести начатое дело до конца. Игра хороша тогда, когда дети сами ее организуют, могут управлять, подчиняться, оказывать помощь.

Игры очень разнообразны и условно их можно разделить на две большие группы: сюжетно-ролевые игры и игры с правилами.

Сюжетно-ролевые игры являются источником формирования общественного сознания малыша и возможности развития коммуникативных умений. Ребенок дошкольного возраста может развить не только речевые умения, но и научиться играть неподалеку от других детей, а вместе с ними. В игре, которая была создана под управлением воспитателя, создается новая жизненная ситуация, в которой ребенок старается лучшее реализовать формирующуюся с возрастом потребность в общении с другими детьми.

С развитием малыша изменяются и формы игрового общения. Постепенно в итоге воспитательного действия у детей формируется умение распределять роли с учетом интересов и желаний всех участвующих. Взрослый использует разные игровые ситуации для формирования у детей общительности, чуткости, отзывчивости, доброты, взаимопомощи, взаимопонимания — всего того, что требуется для жизни в обществе. В игре очень хорошо воспитывается умение жить и действовать сообща, оказывать помощь другим, если они в ней нуждаются, развивается чувство коллективизма, сплоченности, ответственности за свои действия и действия других. Игра служит и средством воздействия на тех детей, у которых проявляются эгоизм, злость, замкнутость, недоверие к окружающим.

В ходе развития игры ребенок перестраивается от обычных, простых, готовых сюжетов к трудным, без помощи других выдуманных, которые охватывают фактически все сферы реальной жизни. Он учится играть не рядом с другими детьми, а вместе с ними, обходится без многочисленных игровых атрибутов, овладевает правилами игры и начинает следовать им, какими бы сложными они ни были.

Любая игра подчиняется каким-то правилам — поэтому игровая деятельность еще и помогает детям учиться придерживаться каких-то правил. Игра также помогает ребенку научиться организовывать свою деятельность, не ожидая подсказки извне, развивает любознательность и самостоятельность.

Игру нужно применять как средство формирования возможности к общению, в связи с тем, что конкретно при помощи игры взрослый способен посодействовать ребенку установить контакт с миром вокруг нас, также с ровесниками и взрослыми.

В итоге, игра изменяет настоящие отношения детей и взрослых, они становятся теплее, ближе, добрее, общительнее, возникает общее дело, тем самым устанавливаются взаимоотношения, взаимопонимание, что трудно сделать позже.

Источник

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 9 »

Методическая разработка

для воспитателей старшего дошкольного возраста

по теме:

«Коммуникативные игры,

как средство развития социально-коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста».

Разработал:

воспитатель

Е.А. Карлова

2018 год.

ВВЕДЕНИЕ.

Федеральный государственный образовательный стандарт выделяет 5направлений развития и образования детей:

1.социально коммуникативное развитие;

2.познавательное развитие;

3.речевое развитие;

4.художественно эстетическое развитие;

5.физическое развитие.

В Федеральных государственных образовательных стандартах дошкольного образования вводится понятие об образовательной области «социально-коммуникативное развитие дошкольников». Результаты освоения программы представлены в виде целевых ориентиров дошкольного образования — социально-нормативных возрастных характеристик возможных достижений ребенка на этапе завершения уровня дошкольного образования.

Задачи и цели социально – коммуникативного развития дошкольников по ФГОС:

— усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности;

— развитие общения и взаимодействия ребёнка с взрослыми и сверстниками;

-становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий;

-развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в Организации;

-формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.

Планируемый результат.

Реализация задач социально-коммуникативного развития дошкольников приведёт к приобретению опыта в различных видах детской деятельности, а именно игровая деятельность,  дает ребенку почувствовать себя равноправным членом общества. В игре у ребенка появляется уверенность в собственных силах, в способности получать реальный результат.

АНАЛИТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ.

Педагоги дошкольных образовательных учреждений обеспокоены изменениями в нравственном, социально-коммуникативном  развитии дошкольников, их поведении. Современные дети с трудом усваивают те или иные нравственные нормы, они стали более эгоистичными, капризными, избалованными, зачастую неуправляемыми. Как следствие, манипулирование родителями, трудности в общении и взаимодействии с взрослыми и сверстниками, это обусловлено комплексом социально-психологических проблем (агрессивностью, застенчивостью, гипер активностью, пассивностью ребёнка).

Анализируя проблемы современных дошкольников, можно выделить следующие типичные особенности:

– несмотря на изменения в мире, обществе и семье, дошкольники остаются детьми, они любят играть (содержание игр изменилось, наряду с сюжетно-ролевыми играми дети выбирают компьютерные игры, игры с современными головоломками, конструкторами);

– произошли существенные изменения в интеллектуальной сфере детей, они стали более информированы и любознательны, свободно ориентируются в современной технике, во взрослой жизни, чему способствует насыщенность среды в детском саду и дома;

– отмечаются изменения в нравственном, социально-личностном развитии детей, в их поведении, общении.

Коммуникативная компетентность — «способность к эффективному решению коммуникативных задач, определяющая индивидуально-психологические особенности личности и обеспечивающая эффективность ее общения и взаимодействия с другими людьми» (Л.А. Петровская).

Учёные выделяют следующие элементам эффективного общения:

— желание вступать в контакт с окружающими;

— умение организовывать общение — слушать собеседника, эмоционально сопереживать, решать конфликтные ситуации;

-знание норм и правил, которым необходимо следовать при общении с окружающими.

Специалисты отмечают низкий уровень коммуникативного развития у старших дошкольников, недостаточную произвольность поведения, эмоциональную неуравновешенность, сложности в налаживании отношений со сверстниками и взрослыми. При этом имеются в виду дети с сохранным интеллектом, нормальными потенциальными возможностями.

Задача ДОУ состоит в том, чтобы из его стен вышли воспитанники не только с определённым запасом знаний, умений и навыков, но и люди самостоятельные, обладающие определённым набором нравственных качеств, необходимых для дальнейшей жизни, усвоения общественных, этических норм поведения, ненасильственного взаимодействия с взрослыми и сверстниками.

В ДОУ используются формы образовательной деятельности по социально-коммуникативному развитию дошкольников:

-групповые;

-подгрупповые;

-индивидуальные;

-образовательная деятельность в режиме дня;

-самостоятельная деятельность детей;

— интегрированные занятия;

— игровые ситуации, игры с правилами , дидактические (словесные, настольно-печатные), подвижные, народные, творческие игры (сюжетные, сюжетно-ролевые, театрализованные, конструктивные);

— беседы, речевые ситуации, составление рассказов и сказок, творческие пересказы, отгадывание загадок, ситуативные разговоры, ситуации морального выбора, речевые тренинги, совместные с взрослыми проекты ,рассматривание книг и журналов; изготовление поделок, конструирование, раскрашивание; развивающие настольно-печатные игры, автодидактические игры (пазлы, рамки-вкладыши, парные картинки); простейшие опыты и эксперименты; самостоятельная деятельность в сенсорном уголке, уголке книги, экологическом уголке, уголке песка и воды, детской лаборатории.

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ.

Целью моей педагогической деятельности является — стимулирование социально-коммуникативного развития дошкольников через игровую деятельность, а именно через коммуникативные игры. 

Стимулировать – значит побуждать, давать импульс, толчок мысли, чувству и действию.

Игру необходимо использовать как средство формирования способности к общению, так как именно с помощью игры педагог способен помочь ребенку установить контакт с окружающим миром, а также со сверстниками и взрослыми.

Свою работу я разбила на этапы, целью которых были:

Первый этап – сплочение детей.

Второй этап – развивать интерес к совместной деятельности.

Третий этап – повышение детской самооценки.

Четвёртый этап – эмоциональное раскрепощение детей в игре.

Остановимся подробнее на каждом этапе.

Первый этап. Цель: Сплотить детский коллектив по средствам коммуникативных игр.На этом этапе я предлагала детям следующие коммуникативные игры: «Хвост дракона», «Путешествие на поезде», «Сороконожка», «Солнце в круг».

Цель игр:

дети должны действовать с максимальной согласованностью. Это требует от них большого внимания к сверстникам и приводит к сплоченности действий.

Ход игры:

Дети двигаются по кругу или друг за другом, и произносят текст любого знакомого стихотворения. Первый раз стих медленно произносится и дети двигаются медленно, затем быстрее и быстрее. И текст и движения ускоряется.

Второй этап. Цель: Развивать интерес к сверстникам, к совместной деятельности в играх.Для закрепление совместной деятельности я предлагала такие коммуникативные игры, как: «Водоросли и рыбки», «Поводырь».

Цель игр:

подводить детей к пониманию индивидуальных особенностей других людей. Дети в игровой форме осваивают и закрепляют координацию движения, учатся быть внимательными друг к другу.

Ход игры «Поводырь»:

Дети разбиваются на пары, сначала по считалке, затем по предпочтениям. Детям задаётся путь, по которому они должны пройти. Например: — Поводырь должен провести между кеглями, или поводырь должен провести от стула, до другого стула, или движение по кругу.

Ход игры «Водоросли и рыбки»:

Производиться расчёт детей на первый-второй. Первые номера — это водоросли, которые встают в круг, вторые номера – это рыбки, они вне круга. Задача рыб дождаться, когда водоросли пошевелятся (поднимут руки) и проплыть в круг, а задача водорослей не пропустить рыб.

Третий этап. Цель: Повысить личную самооценку ребёнка в глазах сверстника. Для повышения самооценки я предложила детям коммуникативные игры: «Семицветик», «Скажи другу приятное».

Цель игр:

Побуждать детей говорить друг другу комплименты, что способствует созданию и укреплению товарищеских отношений в коллективе. Несомненно, все дети любят слушать комплименты, это повышает их настроение и придает чувство собственной значимости, но важно и научить делать комплимент.

Ход игры «Семицветик»:

Для этой игры необходимо изготовить цветок, с белой сердцевиной и цветными лепестками.

При проведение игры в первый раз детям объясняется, что по отдельности лепестки не являются цветком, но если их объединить, то получиться волшебный цветок комплиментов – семицветик. Детям раздаются лепестки. Воспитатель проговаривает комплимент кому-либо и выкладывает сердцевину, затем дети по очереди проговаривают комплимент друг другу и выкладывают лепесток. В итоге получается семицветик.

Ход игры «Скажи друг другу приятное»:

Дети встают в круг. Передовая мяч друг, другу дети произносят приятные слова рядом стоящему ребёнку. Приятные слова могут быть и о характере ребёнка, и о его внешнем виде, и о его поступках, действиях. Обратить внимание детей, на то, что приятные слова всегда произносятся ласково, мило, не громко, с доброжелательной улыбкой, с добрыми глазами.

Четвёртый этап. Цель: Эмоционально раскрепостить детей в игре. На этом этапе я предложила детям игры «Найди мою (руку, ногу, голову)», «Паутина».

Цель игр:

Раскрепостить детей в игре, в общение. Дети в этих играх показали свой интерес к сверстникам, им было весело, интересно друг с другом. Надо отметить, что почти все дети с большим желанием участвуют в играх. Результат не заставляет долго ждать. После такой совместной деятельности у них повышается настроение, отмечается уменьшение ссор.

Ход игры «Найди мою (руку, ногу, голову)»:

Дети рассаживаются друг напротив друга, закрывают глаза. Детям даётся задание: «Найди голову (руку, ногу) своего друга. Расскажи, какая у друга причёска, какие руки».

Ход игры «Паутина»:

Дети встают в круг. У воспитателя клубок ниток. Обматываю нитку вокруг своей кисти, говорю комплимент ребёнку, передаю клубок рядом стоящему. И так делают все дети. По кругу клубок возвращается к воспитателю. Получилась паутина комплиментов. Можно обсудить, у кого комплимент был самым интересным, неожиданным, милым.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

ВЫВОДЫ ПО ПРИМЕНЕНИЮ КОММУНИКАТИВНЫХ ИГР,

как средство развития социально-коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста.

На первом этапе я добилась того, что дети действовали между собой с максимальной согласованностью, были внимательны друг к другу.

На втором этапе я подвела детей к пониманию индивидуальных особенностей других людей. Дети в игровой форме освоили и закрепили координацию движения, ориентировку в пространстве, развивалось взаимопонимание между детьми.

На третьем этапе я побуждала детей говорить друг другу комплименты, что способствовало созданию и укреплению товарищеских отношений в коллективе. У детей повышалось настроение, развилось чувство собственной значимости, дети научились говорить комплименты.

На четвёртом этапе я постаралась раскрепостить детей в игре, в общение. Дети в этих играх показали свой интерес к сверстникам, им было весело, интересно друг с другом. После такой совместной деятельности у них повышается настроение, отмечается уменьшение ссор. Развиваются коммуникативные навыки.

ВЫВОД:

Организовав игровую деятельность в своей группе, по средствам коммуникативных игр, по этапам, я развила у детей коммуникативные навыки. Решила такие задачи как, сплочение детского коллектива, закрепила желание у детей к совместной деятельности, повысила детскую самооценку, эмоционально раскрепостила детей в игре. Дети быстрее стали находить точки соприкосновения друг с другом. В нашем детском коллективе уменьшилось количество ссор.

РЕКОМЕНДАЦИИ.

Данная методическая разработка содержит теоретический и практический материал по применению коммуникативных игр, как средство развития социально – коммуникативных навыков старших дошкольников.

Цель данной работы – поделиться опытом по использованию коммуникативных игр в образовательном процессе дошкольников.

Данная методическая разработка опробована при работе с детьми старшего дошкольного возраста в ДОУ №40.

Рекомендуется для работы воспитателей с детьми старшего дошкольного возраста в ДОУ.

Источник