Игра как основное средство развития ребенка

МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида № 56»

семинар – практикум для педагогов

в форме организации и проведения семинара – практикума

по теме:

«Игровая деятельность, как основное средство развития индивидуальности ребёнка»

Подготовил воспитатель: Мохно В.Г.

2018 год

дошкольный возраст это возраст игры.

Если спросить у ребенка: «Что ты любишь делать больше всего?». Большинство детей ответит «Играть!». Дети играют везде, играют дома, играют в детском саду, играют на улице. Игра очень важна для ребенка, поскольку, именно через игры ‚ ребенок познает окружающий его мир, игра помогает усваивать общественный опыт и только в игре, развиваются духовные и физические силы ребёнка. Игра ведущий вид деятельности на протяжении всего детства.

игра — это сложное и интересное явление. Она привлекает внимание не только наших корифеев отечественной психологии, таких как Л.С.Выготский; А.В.Запорожец; Д.Б.Эльконин, которые утверждают, что всестороннее развитие ребёнка происходит только в том случае, если он активно включается в игровую деятельность.

Так же и наши педагоги Н.Я.Михайленко‚ Ф.А.Фрадкина, З.В.Зворыгина, Н.Ф.Комарова, которые рассматривали игру как средство умственного, трудового, физического, эстетическою и нравственного воспитания, но и людей самых различных профессий:

Русский писатель Ю. Нагибин оценивает значение детской игры: «В игре выявляется характер ребенка, его взглялы на жизнь, его идеалы.»

Можно сказать, что игра это метод познания действительности Игра прельщает ребенка своим непостижимым многообразием ситуаций, требующих от него активного проявления самостоятельности‚ находчивости, творчества и индивидуальности.

В чем же заключается индивидуальность?

По определению ученого психолога АЛЕКСАНДРА ГРИГОРЬЕВИЧА АСМОЛОВА

— это совокупность..…

русский философ Семен Людвигович Франк считал что…

Да, индивидуумом ребенок рождается, а вот личностные качества не даются ему от рождения и чтобы стать «шедевром», индивидуальностью, личностью, он должен работать над своими внутренними качествами в течении всей жизни. А закладываются эти основы с раннего детства -это период первоначального самораскрытия личности, становления основ индивидуальности.

Мы с вами знаем, что индивидуальность состоит из 5 граней Давайте их вспомним (ответы педагогов). И освежим в памяти их смысл: перед вами лежат листочки с названиями и определениями нужно указать стрелочками. И убедимся в том, что наша память нас не подводит.

Мы знаем, что темперамент зависит от типа ВНД (высшей нервной деятельности)

Давайте вспомним 4 вида высшей нервной деятельности

Ответы педагогов  

И вспомним особенности каждого типа.

Найдем листочки№2 и проделаем те же манипуляции что и с №1

Убедимся в то, что мы все помним

Краткая справка: Самая ранняя из зафиксированных классификаций темпераментов принадлежит Гиппократу. Этот великий философ и врач считал, что основу характера человека составляет смесь в организме человека в определенном соотношении четырех типов жидкостей:

Таким образом, в зависимости от того, какая жидкость преобладает у человека, он относится к тому или иному типу ВНД

Особенности темперамента проявляются уже в младенческом возрасте и каждый из четырёх типов темперамента требуют индивидуального подхода, а так как в разных видах детской деятельности, ведущее место по-прежнему отводится игре, задача педагога обогащать предметно развивающую среду, т.е. создавать условия для игровой деятельности дошкольников

Наблюдения показывают, что все дети по-разному относятся к играм. Одни внимательно только наблюдают за игрой, другие -неуравновешенные‚ легко возбудимые дети. Некоторые же предпочитают спокойные игры в одиночестве. Следовательно, при планировании и организации игры мы должны учитывать индивидуально поведенческие особенности воспитанников.

Небольшой экскурс в методику игры:

Настенно печатная игра «Знатоки методики». (вынимаем номерок и отвечаем на соответствующий вопрос

1.В теории и практике дошкольного воспитания существует следующая классификация дидактических игр:

а с игрушками и предметами

б настольные, печатные

в словесные.

2. Каждая дидактическая игра включает в себя несколько элементов, а именно: дидактическую задачу, содержание, правила и игровые действия

3. Играть в этот вид игр дети начинают еще в раннем возрасте, а расцвет их приходится уже на младший школьный возраст, когда сюжетно-ролевая игра уже «сходит со сцены» (режиссерская игра)

4. Сюжетно дидактическая игра отличается от сюжетно ролевой тем, что в ней (присутствуют счет и измерение)

5.0дно из важнейших условий развития полноценной игры (расширение знаний детей об окружающей жизни, обогащение их впечатлений)

б.Сфера деятельности, которую ребенок воспроизводит в игре (сюжет)

7.Явление жизни, которое отображается в игре.(тема)

8. Какие игры строятся на основе литературного произведения (игры-драматизации).

Спасибо вернемся к теории

С рождения ребенок обладает индивидуальным природным темпераментом. Он проявляется во всех областях: в скорости мышления, речи, подвижности, манере общения, в выборе игр. То, что заложено природой, практически невозможно изменить. И в то же время темперамент можно научиться контролировать

Уже в педагогической системе основателя педагогики Я.А Каменского в труде «Материнская школа» чётко обозначены положения о том, что весь процесс обучения и воспитания детей необходимо строить с учётом их возрастных и индивидуальных особенностей

Правильно подобранная игра не только способствует веселому времяпрепровождению, но и вырабатывает у детей определенные навыки, развивает, учит Так, гиперактивных детей с помощью игр можно научить сдерживать свои эмоции, & стеснительных не бояться всего нового. У медлительных в процессе игры не составит труда выработать быстроту реакции, и так далее и тому подобное. Главное подобрать игру, которая поможет развить слабые стороны темперамента, но при этом не «задавить» сильные.

Ребенок-меланхолик: Не любит нововведений. Новую игру он воспринимает настороженно. Ему требуется время, чтобы привыкнуть к изменениям и принять их. Такой малыш не умеет проигрывать. Потерпев поражение, он обязательно закатит концерт. Кроме того, после проигрыша он потеряет к игре всякий интерес и больше не захочет в нее играть.

Во что играть:

Дети-меланхолики часто страдают от того ‚ что им сложно выразить переполняющие их внутренний мир эмоции. Поэтому важны игры, где ребёнок может дать волю эмоциям

Пантомима и театрализованные игры в этом случае -ваш надёжный помощник. «Расскажи сказку руками» (этюд на раскрепощение).

Без слов, с помощью пантомимы, рассказать известное всем стихотворение или сказку. Остальные дети пытаются угадать, что он рассказывает.

Флегматик играет в любые игры, которые ему предлагают сверстники или родители, практически он никогда не проявляет живого интереса к игре и не увлекается процессом. Его вообще сложно чем-то увлечь. Создается впечатление, что он как бы плывет по течению и живет так, как ему навязывают окружающие. В душе флегматик может протестовать против такого положения вещей, но у него не хватает смелости высказать свое мнение и пойти наперекор.

Во что играть: Чтобы повысить самооценку флегматика и выработать уверенность в себе, следует с особой осторожностью относиться к играм, в которых ребенка может ждать поражение.

Несмотря на внешнее спокойствие, флегматики сложный тип темперамента, требующий к себе особого отношения.

Эти дети малоподвижны, усидчивы, и просто созданы для того, чтобы заниматься деятельностью, требующей усидчивости и аккуратности. Флегматика нужно побудить к посильному движению, решению задачи, проблемы и умению решать эти задачи в коллективе

Игра-пазлы «Помоги Тане».

Воспитатель говорит, что у девочки Тани случилась беда: сломались все игрушки и ей больше не во что играть. Детям показывают несколько заранее подобранных старых игрушек, каждая из которых разделена на две части. Например, шляпка гриба и ножка гриба, две части одной матрешки и др. полученные детали раздают детям каждому ребенку по одной и просят их помочь Тане починить ее игрушки. Задача малышей найти отдельные части игрушки и соединить их.

Ребенок-холери: часто нарушает правила игры. Он быстро схватывает новую информацию и так же быстро ее забывает. Он не любит и не умеет играть в одиночестве. Ему важно, чтобы кто-то видел, как у него хорошо получается. Холерик вспыльчив, он часто провоцирует конфликтные ситуации со сверстниками и родителями.

Во что играть: Научить такого ребенка играть самостоятельно можно при помощи вымышленных зрителей кукол, мягких игрушек. А снизить возбудимость, успокоить и направить его бьющую через край энергию в мирное русло можно при помощи интеллекгуальных игр, требующих принятия решения. настольный футбол, хоккей, бильярд могут надолго увлечь такого малыша.

Для холериков подходят интеллепуальные логические игры в спокойном ритме:

Воспитатель. В волшебную страну на обычном транспорте не доехать. Давайте создадим необычный поезд. (Подходим к мольберту), посмотрите, паровозик есть, & вагончиков нет. Вагончиками будут картинки, их надо разложить так, чтобы каждая картинка была чем то похожа на соседнею картинку: изображения на картинке могут быть одинакового цвета, могут иметь одну форму или умеют выполнять одно и то же действие. Или может что -то другое их объединяет, даже то чего не видно на картинке, а в жизни так бывает. (Картинки вагончики соединяются между собой с помощью логической связи.)

Первым вагончиком я прикреплю картинку с изображением елочки, потому, что паровозик и елочка зеленого цвета. Как вы думаете, какую следующую картинку вагончик нужно прикрепить? (Я прикрепляю шишку, потому что еловые шишки растут на ели. Белку, потому что белка грызет шишки. Кошку, потому что она тоже умеет лазить по деревьям, как белка. Цыпленок, потому, что он живет дома, рядом с человеком, как кошка. Солнышко, потому, что оно желтое как цыпленок. Шуба она согревает, как солнышко, варежки это тоже одежда и т.д.)

Сангвиники — Это самый «игровой» темперамент.0ни обладают врожденной способностью играть и агитировать к игре всех вокруг. Этот малыш прирожденный оптимист и жизнелюб

Увлекшись каким-либо делом, малыш не может правильно рассчитать силы, быстро устает от однообразия и часто меняет надоевшие занятия. Он не способен длительное время удерживать свое внимание на одной игре. Если у сангвиника что-то не получается, он не будет расстраиваться и добиваться поставленной цели. Он поступит проще сменит цель. Сангвиник не способен бороться, ему не хватает упорства. Он берет только то, что дается ему без труда.

Во что играть: Чтобы оптимизм и жизнерадостность сангвиника не переросли в легкомыслие и непостоянство, надо учить его терпеливо добиваться поставленных целей. Для этого подойдут игрушки-трансформеры, дид игры которые имеют множество вариаций и требуют длительной концентрации внимания. Пример такой игры «Танграмм» собери любое средство передвижения.

И в заключении давайте вспомним, что наши мудрые и знаменитые понимал индивидуальностью. И поделимся своими мыслями на эту тему

Упражнение «мудрые мысли».

Задание: прочитайте высказывания и прокомментируйте их. Индивидом рождаются. Личностью становятся. Индивидуальность отстаивают.(А. Г. Асмолов).

Человек может лишь активно собрать себя в личность. (Макс Шелер) М

В мире индивидуальностей не может быть лучшего. Если уйдет лишь один человек в мире ты, то ты уже лучший! Помни это. Все мы имеем какие-либо комплексы, страхи, разочарования; прислушивайся к ним, но не чувствуй ничтожность по отношению к себе. Верь, что ты уникальный, особенный, и ты можешь вес! (Видья Балан)

Лишь тот, кто идёт своей дорогой, никогда и никем не будет обогнан.(Марлон Брандо)

Необходимо различать два понятия: индивидуальный псдх0д и индивидуализации.

Индивидуальный подход организация педагогом учебно-воспитательного процесса с учетом индивидуальных особенностей ребенка. Выявление проблемных или сильных сторон в развитии ребенка и определение путей коррекции или дальнейшего развития.

Индивидуализация процесс создания и осознания индивидом собственного опыта, в котором он проявляет себя в качестве субъекта собственной деятельности, свободно определяющего и реализующего собственные цели, добровольно возлагающего на себя ответственность за результаты своей деятельности. Заключение Таким образом, индивидуализация образовательного процесса позволяет учитывать интересы развития воспитанников оказывает существенное влияние на становление эмоциональной, нравственной и интеллектуальной компетентности детей, формируя готовность к обучению в школе в целом, и обеспечивая каждому воспитаннику активный школьный старт.

По Р. Штайнеру( австрийский психолог и педагог) подлинные пледы детской игры проявятся много позже, во взрослой жизни. «Пронизанная фантазией игра это предшественник человеческой способности, связать с трудом, которым человеку предстоит заниматься в жизни, сердечность и всю полноту своей человечности». И мы, педагоги по мере сил и своих способностей должны в этом помочь нашим воспитанникам стать шедеврами, личностями и просто хорошими людьми.

Спасибо за внимание.

Источник

Владимир Жоров
Игра как основное средство для развития физических способностей детей с особыми образовательными потребностями

Игра как основное средство для развития физических способностей детей с особыми образовательными потребностями

Содержание

1. Особанности процесса физического воспитания в коррекционной школе.

2. Многосторонность подходов к индивидуальной работе с занимающимися.

3. Использование игр и игровых элементов с обучающимися коррекционной школы на занятиях в ДЮЦ.

4. Особенности проведения занятий физическими упражнениями в младшем школьном возрасте.

Одной из наиболее важных проблем коррекционной школы является реализация принципа индивидуального подхода к учащимся в целях дальнейшего совершенствования учебной и коррекционной работы.

Актуальность данной проблемы определяется необходимостью наиболее адекватной коррекции многокомпонентной структуры для развития умственно отсталого школьника. К настоящему времени имеется довольно обширная литература по рассматриваемому вопросу. Так одним из направлений реализации принципа индивидуализации обучения в коррекционной школе является индивидуальный подход к учащимся, суть которого заключается в выделении мини групп для проведения в них соответствующей коррекционно-компенсаторной работы.

Процесс физического воспитания в коррекционной школе направлен на решение таких задач, как коррекция и компенсация нарушений моторики, содействия оптимальному физическому развитию ребенка, повышению его физической подготовленности, развитию двигательных качеств, закаливанию. Физические упражнения являются эффективным средством управления состоянием двигательной сферы школьников, поэтому особое внимание уделяется подбору соответствующих средств и их дозированию, поскольку именно регламентация нагрузки является важнейшим звеном в работе по коррекции и компенсации нарушений физического развития и воспитанию двигательных способностей. Учитывая различные нарушения у учащихся коррекционных школ, представляется необходимым разработать и использовать в процессе физического воспитания методические рекомендации и дидактический материал с целью реализации принципа индивидуального подхода у занимающихся в группе смелые, сильные, ловкие. При этом необходимо отметить, что в настоящее время имеется сравнительно небольшое количество исследований, посвященных изучению данного вопроса в области физического воспитания умственно отсталых школьников.

На мой взгляд, подходы к индивидуальной работе с занимающимися коррекционной школы в процессе физическоговоспитания могут быть весьма различными: это может быть индивидуальное дозирование нагрузок, индивидуальный подход к коррекции конкретного двигательного нарушения у ученика, индивидуальное развитие каких-либо двигательных качеств (силы, быстроты, выносливости).(Индивидуальный подход при игре в настольный теннис — многократное повторение невыполненного элемента, индивидуальный выбор средств для развития физических качеств).

Исходя из этого, можно выделить три группы детей по развитию двигательных способностей. При изучении процесса формирования двигательных навыков, а так же распределение учеников на группы по уровню подготовленности.

Изменение работоспособности организма при выполнении физической работы в организме вначале идет так называемый процесс врабатывания, когда все жизненные функции активизируют свою деятельность, подстраиваются под работу на оптимальном уровне, который и достигается через некоторое время. Это состояние, называемое устойчивой работоспособностью, при незначительных колебаниях определенное время удерживается. Затем наступает следующая фаза трудоспособности – фаза утомления. Реакция на утомление у испытуемых не одинакова. Одни тотчас же или вскоре перестают работать, другие долгое время сопротивляются утомлению. В фазе утомления есть три стадии начало снижения работоспособности, третью отказ от выполнения работы и вторую, занимающую промежуточное положение между первой и третьей.

При исследовании влияния физических нагрузок на организм детей – олигофренов я выяснил, что основная масса учащихся коррекционных школ может выполнять нагрузку до первой стадии утомления без всякого ущерба для здоровья. Индивидуальный подход к детям должен выражаться в дозировании нагрузки для каждого.

Где ещё ребенок чувствует себя раскрепощённым, свободным? Действительно, нигде так не раскрывается ребёнок, как в играх. Здесь, кроме удовлетворения личных интересов, ребёнок, сам того не замечая, развивает свои физические и моральные качества, учится сопереживать, идти на помощь, побеждать и проигрывать.

Использование игр и игровых элементов в коррекционной школе на занятиях делает процесс обучения более интересным. Вместе с тем известно, что игра, кроме развития физических качеств, развивает и логику. Ведь в игре приходится выбирать и совершать из множества возможных операций одну, наиболее целесообразную. Практика показывает, что обучение детей целому ряду тактических приёмов и перемещений полезно проводить в специально созданных игровых условиях. Их можно использовать при обучении лёгкой атлетике, спортивным и подвижным играм, общефизической подготовке.

Очень важно правильно подобрать игру, игровые задания, которые помогают овладению и закреплению необходимых знаний, умений и навыков.

Применяя грамотно и планомерно вспомогательные игры и создавая игровые условия, учитель помогает ученикам овладевать умениями быстрее, лучше анализировать игровую обстановку, применять самостоятельные решения.

Чтобы решать задачи проводимого занятия, наиболее результативно, используемые игры должны соответствовать возрастным особенностям учащихся и материально-технической базе.

Младший школьный возраст — наиболее активный период в формировании двигательной координации. Он чрезвычайно благоприятен для закладки всего спектра физических качеств. В этом возрасте создаётся основа культуры движений, успешно осваиваются разнообразные упражнения, приобретаются новые двигательные навыки. Подвижные игры в начальной школе являются незаменимым средством решения комплекса взаимосвязанных задач воспитания личности школьника. Они направлены на развитие твор-чества, воображения, внимания, самостоятельности действий, скоростных и скоростно-силовых качеств.

В младшем школьном возрасте закладываются основы игровой деятельности, направленной на совершенствование прежде всего естественных движений (ходьба, бег, прыжки, метания, а также самых простых игровых навыков (ловля мяча, передачи, броски). Особое внимание следует обращать на взаимодействие с партнёром, командой, соперником, технико-тактические, взаимодействия.

Подвижные игры в младшем школьном возрасте занимают основное место. Мускулатура детей в возрасте 7—9 лет ещё плохо развита, они быстро утомляются, поэтому физические упражнения должны быть строго ограничены и по возможности иметь игровую форму.

Общая длительность игры должна быть небольшой, и поэтому используются игры с ограниченным числом правил. Правила лучше всего использовать в форме речитатива, считалки. Правильное планирование и подбор игр на уроке очень хорошо раскрывает внутренний мир ребёнка. А самое главное даёт возможность увидеть предрасположенность ребёнка к тем или иным видам спорта.

Для проведения некоторых игр необходим инвентарь, желательно, если он будет ярким и красочным, лёгким и удобным.

Дети младшего школьного возраста весьма активны, и все хотят быть водящими. В этом случае педагогу необходимо самому назначить водящих. Водящий должен часто меняться, чтобы потребность в активности была удовлетворена у каждого учащегося. Нельзя выводить детей из игры за ошибки, ведь это происходит по неопытности или из-за недостаточного физического развития.

Физическую нагрузку нужно строго регулировать длительностью игры. Она должна быть небольшой, а игру с бегом и прыжками необходимо прерывать кратковременным отдыхом. Подвижная игра или игровые элементы развивают детей, но в отличие от физических упражнений не надоедают благодаря своему занимательному характеру.

При планировании занятия с использованием игр нужно учитывать общую нагрузку урока, определять основную цель, время и место проведения игры в ходе всего урока.

Содержательная направленность практического использования игрового материала на уроках физической культуры заключается в решении задач урока и развитии физических качеств.

Для развития физической силы выгодно включать в уроки вспомогательные и подводящие игры, связанные с кратковременными скоростно-силовыми напряжениями. Основными компонентами таких игр будут различные перетягивания, удержания, элементы борьбы. Также эффективными будут бег и прыжки с посильным для детей грузом.

Для развития быстроты следует подбирать игры, требующие мгновенных ответных реакций на зрительные и звуковые сигналы. Игры включают в себя упражнения с периодическими ускорениями, внезапными остановками, стремительными рывками, бегом на короткие дистанции, направленные на опережение соперника.

Уровень трудности применяемых на уроках игр по нагрузке и сложности должен быть для учащихся доступен и возрастать методически обоснованно, плавно и постепенно.

Важную роль играет стойкость интереса к урокам физической культуры и спорту в целом, проведение внеклассных мероприятий. Здесь важны, конечно, правильно подобранные, интересные и увлекательные задания, которые создавали бы соперничество и где ребёнок мог бы проявлять все свои умения.

Важную роль будет играть судейство. Оно должно быть объективным.

В подобных состязаниях могут принимать участие и родители учащихся. В этом плане удачными будут такие мероприятия, как «Весёлые старты», «Букварь спорта», «Тропа здоровья».

Насколько будет интересен урок детям, зависит от профессионального мастерства учителя и творческого подхода к своему учебному предмету.

Литература

1. Лепёшкин В. А. Подвижные игры (серия «Спорт в школе»). М.: Чистые пруды, 2007.

2. Мажейко Л. И. Обследование аппарата движений у детей: учеб. пособие. М.: Изд-во «Медицина», 1996.

3. Степанов П. В., Сизяев СВ., Сасрронов Т. Н. Программа внеурочной деятельности. М.: Просвещение, 2011.

Источник