Игра как основа социального развития ребенка в условиях фгос

Нина Башмакова
Игра как средство социально-коммуникативного развития детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС

Одним из принципов ФГОС дошкольного образования является построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми. Основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности для них является игра. Именно игра позволяет построить адекватную особенностям дошкольников систему обучения, обеспечивает вариативность дошкольного воспитания.

ФГОС ДО рекомендует использование игровых форм занятий во всех областях образовательной программы. В образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» программой предусмотрены сюжетно-ролевые, театрализованные, дидактические, подвижные, хороводные игры.

Сюжетно-ролевые игры выступают важным средством социально-коммуникативного развития детей. Они способствуют усвоению норм и правил поведения в социуме, овладению определёнными умениями и социальными навыками. В нашей группе дети играют в игры: «Магазин», «Семья», «Почта», «Больница», «Парикмахерская», «Строители», «Моряки» и др. Играя, дети пробуют себя в различных ролях и ситуациях, согласно сюжету игры, а это поможет им легче справиться с реальными проблемами в дальнейшей жизни. Так как содержание ролей направлено, в первую очередь, на нормы отношений между людьми, то основным содержанием игры являются нормы поведения в обществе. Для того чтобы развернуть сюжет игры, дети должны сначала понять ее смысл, мотивы. В этом детям мы помогаем: обучаем правильно выполнять игровые действия; не распределяем роли, а способствуем самостоятельному определению ребёнка на роль; направляем игру с помощью подсказок, вопросов и предложений. Формирование коммуникативного опыта у детей требует от нас, во-первых, умения создавать в совместных играх условия для преодоления отрицательных эмоций и устранения влияния на игру таких черт характера, как застенчивость, неуверенность, обидчивость, высокое самолюбие и прочие. Во-вторых, мы специально ставим перед детьми игровые задачи, которые способствуют развитию соответствующих способов общения. Так, например, ребенок, отличающийся застенчивостью, в игре «Армия» получает роль командира, он должен выполнять активные действия по отношению к подчиненным, «солдатам». Создавая по ходу сюжета различные сложные ситуации, мы стимулируем ребенка решать игровые задачи и выходить из трудных положений; вовлекая в игру, стараемся учитывать особенности, способности и интересы каждого ребёнка.

Следует отметить, что сюжетно-ролевая игра – это, главным образом, игра коллективная, в которой общение осуществляется по двум направлениям: общение персонажей и общение исполнителей. Внутри первого направления происходят разыгрывание и моделирование отношений, ситуаций взрослого мира, освоение типов поведения. Внутри второго направления складываются реальные отношения между детьми в группе. Каждому ребёнку необходимо внимание и сотрудничество ровесников, признание его успехов. Тот, кого “не принимают” в игру, тяжело переживает свою отверженность. Неблагополучие в коммуникативной сфере может привести к негативному эмоциональному состоянию: ребёнок становится пассивным, замкнутым, или, наоборот, агрессивным. Поэтому при возникновении ссор и конфликтов между детьми мы стараемся продумать, стоит ли вмешиваться в игру, какую психологическую поддержку оказать ребёнку в данный момент. Например, в игре «Цирк» объясняю обидчивому ребёнку, что дети смеются не конкретно над ним, а их смешит «весёлый клоун», роль которого он выполняет. Сюжетно-ролевые игры дают навык совместной работы, играют важную роль в формировании самостоятельности, дружного детского коллектива.

Сюжетно-ролевая игра является почвой для развития театрализованной игры. Со временем дети не удовлетворяются в своих играх только изображением деятельности взрослых, их начинают увлекать игры, навеянные знакомыми литературными произведениями. Благодаря тому, что каждое литературное произведение или сказка имеет нравственную направленность, театрализованные игры способствуют обогащению социального опыта. Поскольку положительные качества поощряются, а отрицательные осуждаются, наши дети, в большинстве случаев, подражают добрым, честным персонажам, таким образом выражают свое отношение к добру и злу. Мы помогаем ребенку увидеть мир глазами персонажа, понять мотивы его действий и сопереживать ему. В играх-драматизациях, например, по сказке «Красная Шапочка», мы учим детей взаимодействовать друг с другом, используя не только вербальные, но и невербальные способы коммуникации: передавать характер, настроение и действия изображаемого персонажа не только при помощи речи, но и с помощью мимики, жеста, позы. В игре-драматизации по русской народной сказке «Теремок» мы учим согласовывать свои действия с действиями своего партнера: слушать, не перебивая, уважительно относиться друг к другу и правильно вести диалог. В режиссёрских играх «артистами» являются игрушки или их заместители, а ребенок, организуя деятельность как «сценарист и режиссер» управляет «артистами». В нашей группе дети используют плоскостной и объёмный настольный театр, а также кукольный (бибабо, пальчиковый, марионеток). Посредством театрализованных игр мы развиваем творческий потенциал, внимание, воображение, мышление и память детей.

Дидактическая игра — это также средство обучения и воспитания, воздействующее на эмоциональную, интеллектуальную сферу детей, стимулирующее их деятельность, в процессе которой формируется самостоятельность принятия решений, усваиваются и закрепляются полученные знания, вырабатываются умения и навыки кооперации, а также формируются социально значимые черты личности. Играя в такие дидактические игры, как «Секрет», «Волшебные слова», мы содействуем решению задач нравственного воспитания, развитию у детей общительности. В непосредственно образовательной деятельности мы используем игру как: часть занятия, методический приём, способ решения. Наши дети любят логоритмические и пальчиковые игры, а также с предметами и игрушками, словесные, настольно-печатные игры, такие как лото, домино, шашки; игры с правилами, требующие от них умения играть вместе, регулировать своё поведение, быть справедливым, честным, уступчивым. Дидактические игры, упражнения на развитие эмоциональной сферы, пластические этюды, тренинги на устранение отрицательных эмоций помогают налаживать общение друг с другом, развивают коммуникативные навыки («Путешествие в мир эмоций», «Экран эмоций», «Кубик»). При активном использовании игр, например, «Путешествие пешехода», учим детей правилам поведения в обществе, развиваем речь. Через содержание таких дидактических игр, как «Профессии», «Кому что нужно для работы», «Чей подарок» мы пытаемся формировать у детей правильные представления о социальной деятельности: отношение к явлениям общественной жизни, к трудовой деятельности, к семейным ценностям.

Подвижные игры, будучи эффективным средством физического воспитания, располагают большими возможностями для воспитания характера человека. Во время игр мы учим детей объединяться в игровой коллектив, соблюдать определенные правила игры, искать выход из разнообразных по сложности двигательных заданий, например, «Найди себе пару», «Найди свой цвет», «Пробеги тихо». В подвижных играх постоянно происходит моделирование ситуаций, когда при ограниченном времени и постоянно изменяющихся условиях возникает необходимость менять ситуацию, выбирать необходимое действие. Как следствие этого, мы вырабатываем у детей умение контролировать свои эмоции, договариваться друг с другом, уступать, слышать товарища, продолжать его действия или выручать, подчинять свои желания существующим правилам. Именно в процессе таких ситуаций учим детей понимать и уважать других, правильно воспринимать критику, что также влияет в дальнейшем на успешную социализацию.

Позитивное влияние на развитие коммуникативных навыков детей оказывают хороводные игры. Хоровод представляет собой удивительный тип коммуникации, его нераздельно составляют игра, танец, песня, элементы драматического действия. Хороводная игра — коллективное действо, создаваемое перевоплощением каждого участника в собственный образ. В процессе эмоционального общения в хороводе мы помогаем детям изображать разные эмоции и чувства: огорчение, плач — потирают глаза; веселье — прыгают от радости; обиду — отворачиваются. В хороводных играх, которые являются эффективным средством развития выразительности мимики и пантомимики в общении, мы способствуем сплочению детей. Многие хороводные игры («Карусели», «Ходит Ваня») построены на тактильных ощущениях, они помогают детям познать силу прикосновений, возможности тактильных контактов. С помощью таких игр мы регулируем собственное эмоциональное состояние ребёнка и налаживаем доброжелательные отношения с окружающими. При необходимости выбора одного из участников хоровода для последующего игрового действия у детей формируется и осознается чувство симпатии, как например, в «любимой» игре «Каравай». Поведение детей в хороводных играх мы регулируем за счет наличия четких правил игры и неизменных принципов поведения в игровой ситуации. В процессе хороводной игры мы обучаем детей соблюдать очередность в выполнении действий, играть роль, выпавшую по жребию, а не ту, которую хотелось бы (игра «Колпачок»). Интересен и важен характер игр, в рамках которых ребенок выступает ведущим и ему нужно придумать действие, которое за ним будут повторять другие дети (игра «Ровным кругом»). В этом случае мы учим детей оценивать и свои действия, и действия своих сверстников. В результате такой коммуникации появляется рефлексия, начинает формироваться самооценка, развивается воображение.

Таким образом, игра как средство социально-коммуникативного развития детей способствует формированию полноценной личности, способной жить и работать в современном обществе. Игра — основная форма образовательной деятельности в условиях реализации ФГОС ДО. Дошкольный ребёнок — человек играющий, поэтому в стандарте закреплено, что обучение входит в жизнь ребёнка через ворота детской игры.

Источник

Лариса Сидельникова
Мастер-класс «Игра как средство социально-коммуникативного развития дошкольников в условиях ФГОС до»

Мастер-класс

» Игра — как средство

социально- коммуникативного развития

дошкольников в условиях

реализации ФГОС«

Современное общество живет в постоянном изменяющемся мире и дефицит времени изменяет привычные нормы и формы внутрисемейных и межличностных отношений. В погоне за новыми тенденциями родители забывают, что конкурентный способный человек – это не только интеллектуально развитый, способный решать интеллектуальные задачи современного мира, но и человек успешно адаптированный в обществе, умеющий выстраивать межличностные отношения, имеющий навыки конструктивного общения.

Одно из основных направлений работы детского сада с дошкольниками и их семьями является создание условий, способствующих успешной адаптации ребенка к социальной действительности через развитие социальной и коммуникативной сфер деятельности.

Данное направление в работе нашло подтверждение в Приказе Минобрнауки России от 17.10.2013г. №1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»

«Социально-коммуникативное развитие направлено:

— на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности;

развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками;

— становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных ценностей;

развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в ДОУ;

— формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества;

— формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе».

Особое внимание социально-коммуникативному развитию дошкольника обусловлено тем, что это начальный период социализации ребенка, приобщения его культурным и общечеловеческим ценностям, время, когда начинают выстраиваться внутриличностные и межличностные отношения с взрослыми и сверстниками.

Дошкольнику, с одной стороны, необходимы яркие эмоциональные впечатления, с другой стороны – игры, упражнения, которые помогают детям научиться управлять эмоциями, исправлять и их осознавать.

Первое общество для «маленького» человека — коллектив группы, и он является фундаментом для дальнейшего развития личности ребенка и во многом определяет особенности самосознания человека, его отношение к миру, поведение и самочувствие среди людей.

Особенно это актуально в настоящее время, так как из жизни ребенка уходит общение. Умение общаться друг с другом — одно из условий нормального личностного и социального развития ребенка. Бедная речь ведет к агрессии, так как ребенок не всегда может выразить словами то, что он хочет сказать.

Обладание коммуникативными навыками позволяет ребёнку конструктивно организовывать межличностное взаимодействие с другими участниками и находить адекватные решения, ставит его в позицию активного партнёра и, как следствие, позволяет «найти себя» в коллективе сверстников.

Проблемы развития коммуникации приобретают особую актуальность в старшем дошкольном возрасте, так как это своеобразный «мостик» между детским садом и школой, период, когда ребёнок, интуитивно сам или с подачи взрослого, встаёт перед более высокими требованиями к особенностям и возможностям собственной коммуникации.

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования приписывает выпускнику детского сада следующие «возможные социально-нормативные возрастные характеристики в области социально-коммуникативного развития».

• Ребёнок способен проявить инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности, в том числе и общении; он любознателен, задаёт вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями.

Дошкольник может активно взаимодействовать со сверстниками и взрослыми, принимать участие в совместных играх; способен договариваться, учитывать интересы и чувства других детей, сопереживать неудачам и радоваться успехам других участников взаимодействия; он адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя; старается разрешать конфликты с помощью речи.

• Выпускник детского сада способен различить условную и реальную ситуации, он умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам.

• Старший дошкольник может достаточно хорошо овладеть устной речью, а также использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения высказывания в ситуации речевого общения.

В дошкольном возрасте у нормально развивающегося ребенка происходят большие изменения во всем психическом развитии. Возрастает познавательная активность — развивается восприятие, наглядное мышление, появляются зачатки логического мышления.

Росту познавательных возможностей способствует становление смысловой памяти, произвольного внимания и т. д. Возрастает роль речи как в познании ребенком окружающего мира, так и в развитии общения, разных видов детской деятельности. Появляются новые виды деятельности: игра — первый и основной вид совместной деятельности дошкольников; изобразительная деятельность — первая продуктивная деятельность ребенка; элементы трудовой деятельности.

Происходит интенсивное становление личности, воли. Ребенок, усваивая нравственные представления, формы поведения, становится маленьким членом человеческого общества. В дошкольном возрасте у нормально развивающегося ребенка чрезвычайно возрастает познавательная активность, интерес к познанию окружающего мира. Недаром дети дошкольники проходят через возраст «почемучек».

В дошкольном возрасте под влиянием взрослых ребенок усваивает моральные нормы, учится подчинять свои поступки этическим эталонам. У него формируется правильное поведение в коллективе, появляется самосознание, самооценка, самоконтроль, развивается эмоциональная и волевая сфера и мотивация деятельности.

Реализация задач социально-коммуникативного развития дошкольников направлена на приобретение опыта в различных видах детской деятельности.

• Игровая деятельность дает ребенку почувствовать себя равноправным членом общества. В игре у ребенка появляется уверенность в собственных силах, в способности получать реальный результат.

• Исследовательская деятельность дает возможность ребенку самостоятельно находить решение, подтверждение или опровержение собственных представлений.

• Изобразительная деятельность позволяет ребенку с помощью элементарного труда в процессе создания продуктов детского творчества на основе воображения и фантазии «вжиться» в мир взрослых, познать его и принять в нем участие.

• Предметная деятельность удовлетворяет познавательные интересы ребенка в определенный период, помогает ориентировать в окружающем мире.

• Познавательная деятельность обогащает опыт ребенка, стимулирует развитие познавательных интересов, рождает и закрепляет социальные чувства.

• Коммуникативная деятельность (общение) объединяет взрослого и ребенка, удовлетворяет разнообразные потребности ребенка в эмоциональной близости с взрослым, в его поддержке и оценке.

• Конструктивная деятельность дает возможность сформировать сложные мыслительные действия, творческое воображение, механизмы управления собственным поведением.

• Проектная деятельность активизирует самостоятельную деятельность ребенка, обеспечивает объединение и интеграцию разных видов деятельности.

Специфика дошкольного возраста состоит в том, что социальное развитие ребёнка осуществляется под воздействием взрослого, который вводит ребёнка в социум. Освоение образцов и норм поведения, поиск правильных жизненных установок происходит у дошкольника во взаимодействии со сверстниками, воспитателями, родителями. Взрослые открывают детям будущее, выступают посредниками, соучастниками по отношению к деятельности детей, чтобы помочь детям в обретении собственного опыта.

Продолжу нашу встречу восточной притчей «Все в твоих руках».

«Давным-давно в старинном городе жил Мастер, окружённый учениками. Самый способный из них однажды задумался: «А есть ли вопрос, на который наш Мастер не смог бы дать ответа?» Он пошёл на цветущий луг, поймал самую красивую бабочку и спрятал её между ладонями. Улыбаясь, он подошёл к Мастеру и спросил:

— Скажите, какая бабочка у меня в руках: живая или мёртвая?

А сам думает: «Скажет живая – я ее умертвлю, скажет мертвая – выпущу»

Не глядя на руки ученика, Мастер ответил:

— Всё в твоих руках».

Пожалуй, в наших руках возможность создать в детском саду такую атмосферу, такие условия, в которой дети будут успешно социализироваться.

Наблюдая за детьми, мы всё чаще отмечаем, что многие из них испытывают трудности в общении с окружающими, особенно со сверстниками. Дети не умеют организовывать общение, умение решать конфликтные ситуации.

Ни для кого не секрет, что лучший друг для современного ребёнка — это телевизор или компьютер, а любимое занятие — просмотр мультфильмов или компьютерные игры. Дети стали меньше общаться не только с взрослыми, но и друг с другом. А ведь живое человеческое общение существенно обогащает жизнь детей, раскрашивает яркими красками сферу их ощущений.

Общение – основное условие развития ребёнка, важнейший фактор формирования личности, один из главных видов деятельности человека, устремленный на познание и оценку самого себя через посредство других людей.

Учитывая, что игра в дошкольном возрасте является ведущим видом деятельности, она и явилась одним из наиболее эффективных и доступных способов формирования коммуникативных способностей дошкольников.

Сегодня расскажем об использовании игровых технологий, направленных на социально – коммуникативное развитие дошкольников.

Данные игры вы сможете использовать в работе со своими детьми.

Игра «Десять секунд» помогает лучше узнать друг друга, сократить дистанцию в общении; способствует созданию позитивного эмоционального единства группы.

Предлагаю вам распределиться на 2 группы по определенному признаку (по наличию часов на руках; по стилю обуви; по длине волос; по тому, сколько братьев и сестер есть в вашей семье; по цвету брюк и юбок; по цвету глаз; по настроению, которое Вы сейчас испытываете и т. д.)

На выполнение этого задания 10 секунд

Обучению использованию мимики и жестов в общении помогает игра «Разговор через стекло»

Предлагаю разделиться на пары. Представьте себе, что один из вас зашел в магазин, а другой остался на улице, но забыл сказать товарищу, что необходимо купить в магазине. Попробуйте с помощью жестов договориться о покупке. Голос использовать нельзя, потому что в магазине очень толстое стекло и через него ничего не слышно.

«Волшебная палочка»

«Волшебная палочка» (ручка, карандаш и др.) передаётся в произвольном порядке, передающий называет существительное, принимающий – прилагательное к нему.

«Этюд»

Для выражения своих эмоций предлагаю этюд. Для этюда возьмем небольшой отрывок из сказки К. Чуковского «Доктор Айболит». Предлагаю проговорить фразу с различной интонацией (Грустно, весело)

Добрый доктор Айболит!

Он под деревом сидит.

Приходи к нему лечиться

И корова, и волчица,

И жучок, и червячок,

И медведица!

«Назови по предмету»

Продолжим наш мастер-класс, сможете ли вы угадать сказку по предметам.

Вам предлагаются конверты, в которых лежат изображения предметов. По предложенному набору предметов назовите сказку.

1 набор: Миска, кровать– «Три медведя»

2 набор: Петух, избушка – «Заюшкина избушка»

3 набор: Дом, лягушка, волк – «Теремок»

4 набор: Печь, щука, ведра – «По щучьему велению»

«Отгадай настроение сказочных героев»

Вам предлагаются изображения эмоций: радость, грусть, обида, удивление, злость, страх)

Вспомните сказку, где герой смеется, плачет, грустит и т. д.

«Дружественная ладошка».

Мне очень хочется, чтобы о нашей сегодняшней встрече осталась память. Пусть это будет дружеская ладошка.

Цвет несет в себе информацию о нашем настроении, о нашем состоянии. Обведите контур своей ладони тем цветом, на который похоже ваше настроение (участникам раздаются листки бумаги).

— красный цвет говорит об активности, динамичности;

— розовый обозначает радость;

— оранжевый – благополучие, веселье;

— желтый – бодрость, оптимизм;

— зеленый – внутренняя сила, спокойствие;

— голубой – расслабленность;

— синий – спокойствие;

— фиолетовый – депрессивно-меланхолическое;

— серый – тревожность, замкнутость;

и напишите на ней свое имя. Затем передайте листок с контуром ладошки вашим коллегам по команде, и пусть каждый оставит свои пожелания или комплимент на одном из пальцев ладошки.

Пусть эти ладошки несут тепло и радость наших встреч, напоминают об этих встречах, а может быть, и помогают в какой-то сложный момент.

Завершить нашу встречу я хотела бы притчей, которая передается из уст в уста уже более тысячи лет. Она взята из жизни и повторяется даже в наше время, когда мы наблюдаем трудности в семье, разногласия между отцом и матерью, ссоры между детьми и проявления агрессии в отношениях родителей и детей.

Восточная притча «Пророк и длинные ложки».

Один православный человек пришел к Илье-пророку. Его волновал вопрос об аде и рае, ведь он хотел прожить праведную жизнь.

«Где ад и где рай?» — с этими словами он приблизился к пророку, но Илья не ответил. Он взял, спрашивающего за руку и повел через темные переулки в какой-то дворец. Через железный портал вошли они в большой зал.

Там толпилось много людей, бедных и богатых, закутанных в лохмотья и украшенных драгоценными камнями. В центре зала на открытом огне стоял большой горшок с бурлящим супом. По всему помещению распространялся приятный аромат. Вокруг горшка толпились люди с худыми щеками и запавшими глазами, каждый из которых пытался достать себе немного супа.

Человек, который пришел с Ильей-пророком, удивился, потому что ложки, которые имелись у каждого из этих людей, были такого же размера, как и они сами. Только на самом конце ложки были из дерева, а в остальной своей части, в которую поместилось бы столько еды, что она могла насытить человека, они были из железа и поэтому раскалялись от горячего супа. С жадностью голодные пытались зачерпнуть себе еды, но никому это не удавалось. С трудом они вытаскивали свои тяжелые ложки из супа, но, так как они были очень длинные, даже самому сильному не удавалось донести ложку до рта. Самые быстрые обжигали себе руки и лицо или выливали суп на плечи своих соседей.

С руганью они кидались друг на друга и дрались теми самыми ложками, с помощью которых могли бы утолить свой голод. Илья-пророк взял своего спутника за руку и сказал: «Это ад».

Они вышли из зала, и адского крика стало не слышно. Пройдя через длинные мрачные коридоры, они оказались еще в одном зале. Здесь тоже было много народу. В середине зала тоже бурлил в котле суп. У каждого из присутствующих в руке было по такой же громадной ложке, как и у тех, кого Илья и его спутник видели в аду. Но люди здесь были упитанные, и в зале слышен был только легкий, довольный гул голосов и шорох опускаемых в суп ложек. Каждый раз у котла стояло по два человека. Один набирал ложкой суп и кормил другого. Если для кого-то ложка была слишком тяжелой, то помогали двое соседей, так что каждый мог спокойно поесть. Как только один утолял голод, подходил следующий. Илья-пророк сказал спутнику: «Это рай!»

«Ад» — это работа рядом друг с другом, но напротив друг друга; каждый только за себя самого и против других. «Рай», напротив, предполагает готовность вступать в позитивные отношения с другими. Обе группы — люди в раю и люди в аду — имеют одинаковые или похожие проблемы. Но где они живут, в раю или в аду, зависит от того, как они эти проблемы пытаются решить.

— Рай и ад — в нас самих. Мы имеем возможность выбирать. Насколько велик этот шанс выбора, определяется большей частью нашим опытом, тем, как мы научились решать свои проблемы, и нашей готовностью использовать свой опыт.

Источник