Игра как фактор развития ребенка

Надежда Николенко
Игра как фактор всестороннего развития ребенка, его социализации

Игре принадлежит первостепенное место в системе детских видов деятельности. К старшему дошкольному возрасту, игра становится совместным видом деятельности дошкольников. Общение детей является необходимым условием возникновения и существования игры как совместной деятельности.

Физическое развитие неразрывно связано с интеллектуальным и личностным, и конечно оно должно проходить в форме игры, так как игровые мотивы преобладают в этом возрасте. Познавательное развитие ребенка включает знакомство с окружающим миром и природой. В современных условиях изучение природных явлений невозможно без экологического образования, без формирования у детей представлений о причинно-следственных связей в природе, их взаимосвязи с окружающей средой.

Игра может рассматриваться как интегративная деятельность ребенка, в которой действия в воображаемом плане неразрывно связаны с общением, направленным на их социализацию.

Различные виды игр:

• помогают объединиться в маленькие группы на основе личных симпатий, воспитывает доброжелательное отношение друг к другу

• приучают к соблюдению в игре элементарных правил поведения (не отнимать игрушки, не толкать друг друга, не мешать играть, не ломать построек)

развивают интерес у детей к окружающему, наблюдательность, побуждают сравнивать, различать, называть предметы

развивают речь, обогащают словарь детей

развивают самостоятельность в выборе игры

• поддерживают бодрое и радостное настроение, побуждают к активной деятельности

Дошкольный возраст определяется как период сюжетно-ролевой игры. Возникновению игры способствуют наблюдения из окружающей жизни, литературных произведений.

У детей развивается умение:

• придумать несложный сюжет, выбирать роль

• выполнять в игре несколько взаимосвязанных действий (лечить, готовить обед, накрывать на стол)

• выполнять роль в совместной со сверстниками игре

• взаимодействовать в сюжетах с двумя действующими лицами, в индивидуальных играх с партнерами-игрушками, выполнять роль за себя и за игрушку

• придумывать сюжет на основе знаний, полученных при восприятии окружающего, из литературных произведений

• совместно планировать игру, сообща выполнять задуманное

• устанавливать ролевое взаимодействие и ролевые взаимоотношения

Каждый компонент игры включает показатели игрового творчества детей.

Организация игры.

1. Подготовительный этап: выбор темы, активное, заинтересованное участие в совместном сюжетосложении, согласованное распределение ролей.

2. Проявление инициативы и творчества в создании игровой обстановки в соответствии с темой игры и с учетом мнения партнеров по игре.

3. Использование различных атрибутов, предметов-заместителей, самоделок.

Содержание игры.

1. Сюжеты с использованием мотивов знакомых сказок. Сюжеты на основе личных впечатлений, проявление инициативы в развитии сюжетных логических эпизодов.

2. Основное содержание игры – действия, связанные с передачей отношения к другим людям, выступающие на фоне всех действий, связанных с выполнением роли. Все роли выполняют дети.

Роль.

1. Роли ясно очерчены и выделены. На протяжении игры ведется линия поведения, отражающая роль.

2. Ролевые функции детей взаимосвязаны. Свободный переход от одной роли к другой в зависимости от игрового замысла и развития сюжета.

Ролевые действия.

1. Действия разнообразны и отражают богатство действий изображаемого персонажа.

2. Действия развертываются в последовательности сюжета.

Речь.

1. Речь носит активный характер, определяемый и ролью говорящего, и ролью того, к кому она обращена.

Общение.

1. Объединение в игре на основе интереса к её содержанию и интереса детей друг другу.

2. Взаимодействие в игре без конфликтов.

В игре ребенок развивается, познает мир, общается. Игры вырабатывают у детей понимание общности некоторых проблем, а совместное их решение в процессе игры помогает лучше усваивать социальные нормы и роли, соответствующие их полу и статусу.

Американские психологи, изучавшие социальное общение детей от 2 до 5 лет в процессе игры, обнаружили, что становясь старше, они меньше играют в одиночестве и все больше тянутся к сверстникам, с которыми они усваивают социальные нормы поведения. Изолированные игры более характерны для детей от 1 до 3 лет, а социальные игры (связанные и совместные) – для дошкольников. Увеличение количества сюжетно-ролевых игр у старших дошкольников связано с их развитой способностью переключать внимание с себя на других и с интересом к делам сверстников.

Игра не только помогает овладеть навыками социального общения и усвоить нормы поведения, но и имеет важное значение для эмоционального развития детей.

Сюжетно-ролевая игра является одной из основных форм обучения детей, в которой происходит:

Воспитание интереса к окружающим людям, развитие чувства понимания и потребности в общении.

Развитие у детей навыков общения в различных жизненных ситуациях со сверстниками с ориентацией на сопереживание.

Формирование у детей умений и навыков практического владения выразительными движениями (мимикой, жестами, пантомимикой) – средствами человеческого общения.

Развитие адекватной оценочной деятельности, направленной на анализ собственного поведения и поступков окружающих людей.

Развитие самоконтроля в отношении проявления своего эмоционального состояния в ходе общения, формирование доверия к собеседнику.

Выработка у детей положительных черт характера, способствующих лучшему взаимопониманию в процессе общения.

Обучение детей речевым средствам общения.

Поощрение инициативы в игровом взаимодействии со сверстниками.

Развитие творческих способностей и воображения в процессе игрового общения.

Дошкольный возраст является периодом активного усвоения социальных норм, умственного развития, подготовки к школе, между тем, именно в дошкольные годы складываются первые стереотипы социального поведения формирующиеся в ведущем виде деятельности.

Источник

Елена Гамова
Игра как фактор развития дошкольников

Так уж устроен человек, что эмоционально окрашенные

впечатления он бережно хранит всю жизнь. Среди них не последнее место занимают воспоминания о детстве. Каждый из нас готов подписаться под словами Л. Н. Толстого: «Счастливая, счастливая, невозвратимая пора детства! Как не любить, не лелеять воспоминания о ней. Воспоминания эти освежают, возвышают мою душу и служат для меня источником лучших наслаждений».

Вспоминается то, как обретали мы друзей, сначала в игре, а потом в жизни; как, послушав, а, позже прочитав книгу, мы перевоплощались в ее героев и, играя, долго жили ее образами; то, как, увидев вокруг интересное, старались продлить впечатления, материализовать их в игре.

Именно благодаря игре, расширившей, обогатившей наши представления о мире, преподавшей первые уроки нравственности и подарившей нам друзей, из взрослого «далека» детство помнится нам таким светлым. И опять на память приходят слова Л. Н. Толстого «А игры не будет, что же тогда останется?»

В воспитании и развитии ребенка — дошкольника ведущая роль, конечно, принадлежит игре, неизменному спутнику детства, которая имеет неоценимое значение для интеллектуального и психического развития дошкольника. Именно в них успешнее всего развиваются все уровни личности, психические процессы, разные виды деятельности.

Задачи всестороннего воспитания в игре успешно реализуются лишь при условии сформированности психологической основы игровой деятельности в каждом возрастном периоде. Это обусловлено тем, что с ее развитием связаны существенные прогрессивные преобразования в психике ребенка, и, прежде всего, в его интеллектуальной сфере. Игра является фундаментом для развития всех других сторон детской личности.

В своей работе большое внимание уделяем психологическим играм, которые представляют собой смоделированную ситуацию: человек может приобрести определенные навыки, научиться общаться, расширять свои представления, как о себе, так и об окружающем мире. Она полезна тем, что в ней человек может избавиться от психологических проблем (например, чрезмерной застенчивости, агрессивности, замкнутости, «проработав» их в игровой ситуации.

Хорошая игра всегда чему-то учит, что-то развивает и что-то воспитывает в наших детях. Иной раз самая привычная игра, в которую играли мы, наши бабушки и дедушки, неожиданно осознается как психологическая, хотя играли тысячу раз, даже не подозревая того, что у нее есть какое-то педагогическое или психологическое значение. И вся прелесть детской хорошей игры заключается именно в том, что она позволяет осуществиться сразу нескольким целям — и познавательным, и воспитательным.

Любая игра способствует развитию целенаправленного внимания, так как она неизменно содержит задачу и правила действия. Удерживать внимание на одном и том же предмете для детей дошкольного возраста — задача большой сложности. Для своевременного развития у дошкольников определенных качеств внимания и способности управлять ими, мы используем следующие игры: «Найди отличия», «Нелепица», «Путаница», «Живое домино», «Чудесный столик», «Мишка-шалунишка» и многие другие. С детьми старшего возраста проводим тесты для изучения различных свойств внимания: «Таблица букв», «Таблица цифр», «Пиши кружочками».

Для развития памяти мы применяем следующие игры: «Кто здесь спрятался?», «На птичьем дворе переполох», «Узнай, кто тебя позвал», «Парные картинки», «Похлопай в ладошки», «Ответь без ошибок».

Для изучения различных свойств памяти нами используются гесты: «Запомни слова», «Запомни фразы», «Запомни рисунки», а также тесты для оценки механической памяти и способности к осмысленному упоминанию.

В работе с детьми используем игры, развивающие речь и мышление, нацеленные на то, чтобы совершенствовать эти процессы в необходимом единстве, так как связь речи и движения является основой развития мышления ребенка, взаимно обогащает важнейшие психические процессы и способствуют познавательному развитию ребенка. В этом нам помогают такие игры, как «Волшебный сундучок», «Угадай, что нарисовано», «Где же пара?», «Сбежавшая тень», «Ты — солнце, я — луна», «Ассоциации», «Кто в кого превратился».

Восприятие формы различных предметов служит сенсорной основой для любой практической деятельности человека. Без выделения формы невозможно правильно увидеть и изобразить окружающие нас предметы. В игре мы создаем такие условия, в которых различные формы и целенаправленное восприятие предмета становится важным для ребенка. В таких играх, как «Чудо-мешочек», «Зайка», «Что ты нам привез?», «Спрятались от нас игрушки», «Где той дом?», дети легко овладевают рациональными приемами исследования формы, как глазами, так и руками, при этом не только изучают, но и активно используют такие приемы, совершенствуя их в самостоятельном использовании. Это имеет большое значение для интеллектуального развития детей.

Современные дошкольники порой загружены не меньше взрослых. Посещая детский сад, различные кружки, они получают большое количество информации, устают физически и эмоционально.

Научившись расслаблению, каждый ребенок получает то, в чем ранее испытывал недостаток. Это в равной степени касается любых психических процессов.

В нашей практике встречаются тревожные дети, с которыми работать труднее, чем с другими категориями «проблемных» детей, потому что такие дети стараются держать свои проблемы при себе. Работа с такими детьми сопряжена с определенными трудностями, так как занимает достаточно длительное время. В данном случае — уделяем большое внимание снятию у них мышечного напряжения, используя игры на телесный контакт. Очень полезны упражнения па релаксацию, технику глубокого дыхания, просто растирание тела.

Среди упражнений, помогающих сбрасывать мышечное напряжение, мы используем несколько групп (в порядке усложнения):

— динамические упражнения, построенные на опорных

движениях («Деревья качаются», «Петрушка пляшет», «Щенок

отряхивается»;

— упражнения на непроизвольное расслабление («Дудочка»,

«Лодка», «Шарик», «Подарок под елкой»;

— упражнение на произвольное расслабление («Порхание

бабочки», Цветок», «Необычная радуга», «Отдых на море», «Полет

высоко в небо»).

Для снятия детских страхов, трудностей поведения и характера детей, нарушения эмоциональной сферы, используем психогимнастику, состоящую из ряда этюдов и игр. Они коротки, разнообразны и доступны детям по содержанию.

Научиться управлять выражением своих чувств позволяет сказка. Для ребенка, который чего-то боится, подбираем готовую или составляем новую коррекционную сказку, в которой метафорически зашифрована информация об его страхе и способах его преодоления. Ребенок не только прослушивает эту сказку, но и проигрывает эти способы. Кроме того, мы предлагаем нарисовать иллюстрацию к сказке, придумать новую с этим же героем. В процессе такой работы ребенок не только «знакомится» со своим страхом, но и учится справляться с ним.

Так как главным средством психологического воздействия в сказкотерапии является метафора, применяем технику ее использования (автор — Яшмид Марвасти, для того, чтобы подсказать ребенку новые возможности и модели поведения, привлечь его внимание, стимулировать проявление скрытых способностей, усилить внушение, показывая возможность благоприятного исхода.

Ребенок не гадает над смыслом рассказа, а постигает, его, благодаря активизации своего воображения. Для этого беру какой-либо кукольный персонаж, который приглашает выбранную ребенком игрушку в игрушечный дом, где они вместе сочиняют историю. Педагог, участвуя в сочинении истории от лица игрушечного персонажа, незаметно направляет развитие событий к благоприятному, счастливому завершению. Историю можно рассказывать игрушкам, рассевшимся у камина или собравшимся около ребенка. Предлагаем игрушкам закрыть глаза и расслабиться. Это помогает ввести ребенка в трансовое состояние. Затем куклам предлагаем слушать историю, которую им расскажет персонаж. Это история о «счастливых днях, имеющая хороший финал».

Маленькие дети — очаровательные, азартные и счастливые искатели приключений, стремящиеся познать мир. В. А. Сухомлинский считал, что духовная жизнь ребенка полноценна лишь тогда, когда он живет в мире игры, сказки, музыки, фантазии, творчества. Без этого он — засушенный цветок. «Игра это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности. Это огромное окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире»

Чем разнообразнее, интереснее игры детей, тем богаче и шире для них становится окружающий мир, светлее и радостнее их жизнь. Играя, можно готовить маленького человека к большим делам. И от того, как прошло детство, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира, от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш.

Использованная литература:

1. Губанова Н. Ф. Развитие игровой деятельности. / М: Мозаика, Синтез. 2010

2. От рождения до школы.: Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. – 2-е изд. – М.:Мозаика. Синтез. 2001.

3. Михайленко Н. Я. Как играть с ребенком. — М.: Просвещение, 2001

4. Синягина Н. Ю. Как сохранить и укрепить здоровье детей. Психологические установки и упражнения/ М: Владос, 204

Источник

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №113 «Золотой ключик» общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по социально-личностному развитию детей» города Чебоксары Чувашской Республики

Подготовил:  Воспитатель

 Александрова О.О.

г. Чебоксары

2015 г.

ПЛАН:

  1. Образовательная область «социализация».
  2. Задачи социализации.
  3. Игра как фактор всестороннего развития ребенка, его социализации.
  4. Виды игр.

            Социализация – это процесс, который сопровождает человека всю жизнь и начинается практически с рождения. Человек, как социальная единица, усваивает нормы и образцы поведения, принятые в том обществе, в котором он живёт, учится взаимодействию, умению строить отношения сначала в семье, в узком круге близких родственников, потом в коллективе сверстников, далее – в более масштабных социумах

             Освоение первоначальных представлений социального характера и включение детей в систему социальных отношений происходит  через решение следующих задач:

– развитие игровой деятельности детей;

– приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми (в том числе моральным);

– формирование гендерной, семейной, гражданской принадлежности, патриотических чувств, чувства принадлежности к мировому сообществу.

    Игра — это ведущий вид деятельности, наиболее эффективная форма социализации ребёнка. В игре закладываются основы будущей личности.

     Для этого в групповой комнате необходимо оформить игровые зоны, иметь театрализованные, дидактические, настольные игры; оборудовать различные уголки для проведения самостоятельных сюжетно-ролевых игр. Это строительный, моторно-двигательный уголки, уголок для девочек. Играя вместе, дети начинают строить свои взаимоотношения, учатся общению, не всегда гладко и мирно, но это путь обучения, иного нет. Взрослым лучше не вмешиваться в процесс детского общения без крайней надобности – только в случае конфликта — важно научить ребёнка правильно из них выходить, не давать себя в обиду, но и не быть агрессором.

          В дошкольном возрасте ребенок открывает для себя мир человеческих отношений, разных видов деятельности и общественных функций людей. Он испытывает сильное желание включиться в эту взрослую жизнь, активно в ней участвовать, что, конечно, ему недоступно. Кроме того, не менее сильно он стремиться к самостоятельности. Из этого противоречия рождается игра — самостоятельная деятельность детей   моделирующая жизнь взрослых. Лишение ребенка игровой практики — это лишение его главного источника развития: импульсов творчества, признаков и примет социальной практики, богатства и микроклимата коллективных отношений, активизации процесса познания мира.

           Для успешного воспитания и развития ребенка-дошкольника необходимо создать такие условия, которые бы обеспечивали всестороннюю детскую деятельность. Задача гармоничного развития детей дошкольного возраста предполагает не только определенный уровень развития широкого круга знаний и умений, способов овладения различным содержанием, но и обязательно достаточно высокий уровень развития его эмоциональной сферы и нравственной позиции, что имеет не только узко педагогическое, но и общественное значение.

          Регулярное проведение совместных игр обогатит дошкольников новыми впечатлениями, будет способствовать формированию навыков социальной компетентности, даст им новый социальный опыт, который так важен для развития их личности.

        Для детей дошкольного возраста необходимо создавать специальное игровое пространство, в котором бы ребенок мог не просто вступать во взаимоотношения со сверстниками и близкими взрослыми, но и активно усваивать знания, нормы, правила общества, иными словами формироваться как социально компетентная личность.  

           Дошкольный возраст — это период приобщения ребенка к познанию окружающего мира, период его начальной социализации. Высокая восприимчивость детей дошкольного возраста, легкая обучаемость, благодаря пластичности нервной системы, создают благоприятные возможности для успешного нравственного воспитания и социального развития личности.

        Чтобы способствовать социальному развитию ребенка, взрослому необходимо поощрять всевозможные формы игры. Присмотритесь, как играют дети: чаще всего они в игровой форме воспроизводят быт взрослых – играют в магазин, в доктора, в детский сад или школу, в «дочки-матери»…При создании воображаемой ситуации в игре ребенок учится участвовать в социальной жизни, «примеряет» на себя роль взрослого. В игре отрабатываются варианты разрешения конфликтов, выражается недовольство или одобрение, дети поддерживают друг друга – то есть выстраивается своеобразная модель мира взрослых, в котором дети учатся адекватно взаимодействовать.

       Для социального развития дошкольников огромное значение имеет не только игра. Занятия, беседы, упражнения, знакомство с музыкой, чтение книг, наблюдение, обсуждение различных ситуаций, поощрение взаимопомощи и сотрудничества детей, их нравственных поступков – все это становится кирпичиками, из которых складывается личность человека. Социальное развитие не менее необходимо личности, чем развитие интеллектуальных, творческих, физических способностей.

           Современный мир так устроен, что одним из условий успеха является способность плодотворно работать в команде, находить способы взаимодействия, взаимопонимания с людьми, с которыми ты работаешь. И, безусловно, душевный комфорт, эмоциональная удовлетворённость вашего ребёнка будет напрямую зависеть от того, как будут складываться его взаимоотношения с другими людьми, какую роль он будет играть в том коллективе, в котором будет находиться, и кем себя ощущать. И наша задача – правильно и умело помочь ему приобрести социальные навыки.

Классификация детских игр

Детские игры чрезвычайно многообразны по содержанию, характеру, организации, поэтому точная классификация их затруднительна.

       Основу классификации игр, которая принята в советской педагогике, заложил П. Ф. Лесгафт. Он подошел к решению этого вопроса, руководствуясь своей основной идеей о единстве физического и психического развития ребенка. По мнению П. Ф. Лесгафта, «…первые игры ребенка бывают всегда имитационны: он повторяет то, что сам подмечает в окружающей его среде, и разнообразит эти занятия по степени своей впечатлительности, по степени развития физических своих сил и умения ими пользоваться… При этом очень важно, чтобы игра не назначалась ребенку взрослым, но чтобы он сам со своими товарищами повторял то, что сам видел и на что сам натыкался… Он приобретает таким образом известное умение распоряжаться своими силами, рассуждать над своими действиями и при помощи полученной таким образом опытности справляться с теми препятствиями, которые он встречает в жизни».

П. Ф. Лесгафт раскрыл воспитательное значение правил игры, создал систему подвижных игр, разработал их методику. В советской педагогике вопрос о классификации детских игр уточнен в трудах Н. К. Крупской. В своих статьях она выделяет игры, которые создаются самими детьми (свободные, самостоятельные, творческие), и организованные, с готовыми правилами.

 В современной педагогической литературе и в практике игр, которые создаются самими детьми, называются «творческими», или «сюжетно-ролевыми». Первое название представляется нам наиболее точным, так как сюжет и роли имеются и во многих играх с правилами.

        Творческие игры различаются по содержанию (отражение быта, труда взрослых, событий общественной жизни); по организации, количеству участников (индивидуальные, групповые, коллективные); по виду (игры, сюжет которых придумывают сами дети, игры-драматизации — разыгрывание сказок и рассказов; строительные).

        При всем разнообразии творческих игр в них есть общие черты: дети сами выбирают тему игры, развивают ее сюжет, распределяют между собой роли, подбирают нужные игрушки. Все это происходит в условиях тактичного руководства взрослых, которое направлено на то, чтобы возбуждать инициативу, активность детей, развивать их творческую фантазию, сохраняя при этом самодеятельность.

        Игры с правилами имеют готовое содержание и заранее установленную последовательность действий; главное в них — решение поставленной задачи, соблюдение правил. По характеру игровой задачи они делятся на две большие группы — подвижные и дидактические. Однако это деление в значительной степени условно, так как многие подвижные игры имеют образовательное значение (развивают ориентировку в пространстве, требуют знания стихов, песен, умения считать), а некоторые дидактические игры связаны с различными движениями. Впервые игры с правилами были созданы народной педагогикой. Об их ценности К. Д. Ушинский писал: «Придумать детскую игру есть, может быть, одна из труднейших задач взрослого человека… Обратить внимание на народные игры, разработать этот богатый источник, организовать их и создать из них превосходное и могущественное воспитательное средство — задача будущей педагогики».

          В современных детских садах народные игры («Палочка-выручалочка», «Гуси-лебеди», «У медведя во бору», «Фанты», «Краски» и др.) относятся к числу наиболее любимых детьми. Они не только увлекательны, но и требуют внимания, сообразительности, умственного и физического усилия.

        Между играми с правилами и творческими много общего: наличие условной игровой цели, необходимость активной самостоятельной деятельности, работы воображения. Многие игры с правилами имеют сюжет, в них разыгрываются роли. Правила есть и в творческих играх — без этого не может успешно проходить игра, но эти правила дети устанавливают сами, в зависимости от сюжета.    Отличие между играми с правилами и творческими заключается в следующем: в творческой игре активность детей направлена на выполнение замысла, развитие сюжета. В играх с правилами главное — решение задачи, выполнение правил.

    Советские психологи (Л. С. Выготский, А. В. Запорожец, А. Н. Леонтьев, А. А. Люблинская, С. Л. Рубинштейн, Д. Б. Эльконин) считают игру ведущей деятельностью в дошкольном возрасте, благодаря которой в психике ребенка происходят значительные изменения, формируются качества, подготовляющие переход к новой, высшей стадии развития.

         В игре все стороны личности ребенка формируются в единстве и взаимодействии.

По выражению С. Л. Рубинштейна, «в игре, как в фокусе, собираются, в ней проявляются и через нее формируются все стороны психической жизни личности». Наблюдая за играющим ребенком, можно узнать его интересы, представления об окружающей жизни, выявить особенности характера, отношение к товарищам и взрослым.

Единство и взаимодействие проявляются по-разному в разных видах игр. В творческой игре фокусом, собирающим все стороны личности, служит замысел, содержание игры и связанные с ним игровые переживания. От богатства замысла, степени увлеченности им зависят сила эмоций и, в большой мере, способность к умственному и волевому усилиям.

В играх с правилами главное — решение поставленной задачи. Детей увлекают только такие игры, подвижные и дидактические, которые требуют усилия мысли и воли, преодоления трудностей.

Игра занимает большое место в системе физического, нравственного, трудового и эстетического воспитания дошкольников.

Ребенку нужна активная деятельность, способствующая повышению его жизненного тонуса, удовлетворяющая его интересы, социальные потребности. Игры необходимы для здоровья ребенка, они делают его жизнь содержательной, полной, создают уверенность в своих силах. Недаром известный советский педагог и врач Е. А. Аркин называл их психическим витамином.

Игра имеет большое образовательное значение, она тесно связана с обучением на занятиях, с наблюдениями повседневной жизни. В творческих играх происходит важный и сложный процесс освоения знаний, который мобилизует умственные способности ребенка, его воображение, внимание, память. Разыгрывая роли, изображая те или иные события, дети размышляют над ними, устанавливают связь между различными явлениями. Они учатся самостоятельно решать игровые задачи, находить лучший способ осуществления задуманного, пользоваться своими знаниями, выражать их словом.

Нередко игра служит поводом для сообщения дошкольникам новых знаний, для расширения их кругозора. С развитием интереса к труду взрослых, к общественной жизни, к героическим подвигам советских людей у детей появляются первые мечты о будущей профессии, стремление подражать любимым героям. Все это делает игру важным средством создания направленности личности ребенка, которая начинает складываться в дошкольном детстве.

Творческую игру нельзя подчинить узким дидактическим целям, с ее помощью решаются основные воспитательные задачи. Игры с правилами имеют другое назначение: они дают возможность систематических упражнений, необходимых для развития мышления, чувств и речи, произвольного внимания и памяти, разнообразных движений. Каждая игра с правилами имеет определенную дидактическую задачу, но в конечном, счете она направлена также на решение основных воспитательных задач.

Интересная игра повышает умственную активность ребенка, и он может решить более трудную задачу, чем на занятии. Но это не значит, что занятия должны проводиться только в форме игры. Обучение требует применения разнообразных методов. Игра — один из них, и она дает хорошие результаты только в сочетании с другими методами: наблюдениями, беседами, чтением и др.

       Играя, дети учатся применять свои знания и умения на практике, пользоваться ими в разных условиях. В творческих играх открывается широкий простор для выдумки, экспериментирования. В играх с правилами требуется мобилизация знаний, самостоятельный выбор решения поставленной задачи.

Игра — самостоятельная деятельность, в которой дети вступают в общение со сверстниками. Их объединяют общая цель, совместные усилия к ее достижению, общие переживания. Игровые переживания оставляют глубокий след в сознании ребенка и способствуют формированию добрых чувств, благородных стремлений, навыков коллективной жизни. Задача воспитателя состоит в том, чтобы сделать каждого ребенка активным членом игрового коллектива, создать между детьми отношения, основанные на дружбе, справедливости, ответственности перед товарищами.

       В игре воспитывается интерес и уважение к труду взрослых: дети изображают людей разных профессий и при этом подражают не только их действиям, но и отношению к труду, к людям. Часто игра служит побудителем к работе: изготовлению необходимых атрибутов, конструированию. Игра — важное средство эстетического воспитания дошкольников, так как в этой деятельности проявляется и развивается творческое воображение, способность к замыслу, развивается ритм и красота движений. Обдуманный подбор игрушек помогает формированию художественного вкуса.

Таким образом, игра связана со всеми сторонами воспитательной и образовательной работы детского сада. В ней отражаются и развиваются знания и умения, полученные на занятиях, закрепляются правила поведения, к которым приучают детей в жизни. Именно так трактуется роль игры в программе воспитания в детском саду: «В дошкольном детстве игра является важнейшей самостоятельной деятельностью ребенка и имеет большое значение для его физического и психического развития, становления индивидуальности и формирования детского коллектива».

Источник