Игра как фактор развития интеллекта ребенка

Игра как фактор развития интеллекта ребенка thumbnail

Исходная ситуация

МОУ СОШ № 50 существует как адаптивная модель образовательного учреждения.
Приоритетным направлением развития школы является достижение качества обучения
на основе личностно – ориентированного подхода, это методическая тема, над
которой работает весь коллектив учебного заведения. Начальная школа использует
системы развивающего обучения Л.В Занкова, Н.Ф. Виноградовой. Классы, в которых
я работаю, занимаются по этим системам.

Изменения социальных условий, требования последовательного развития общества
вызывают увеличение ответственности человека в определении собственной судьбы,
развитии самой важной характеристики человека – интеллекта.

Требование времени – это развитие способностей каждого, творческое отношение
к деятельности.

Проблемы

В процессе педагогической деятельности возникают проблемы, которые требуют
разрешения:

– Противоречие между стремлением воспитать активную творческую личность и
преобладающими в практике формами, методами, носящими в большинстве своём,
пассивный характер.

Формировать у учащихся не только систему знаний, умений и навыков, но и
«сделать» из каждого – личность творческую, индивидуальную.

Основой любого творчества является внутренняя мотивации (интерес и даже
любовь к делу), воля, трудолюбие, но у большинства учащихся внутренняя мотивация
не сформирована.

Усиление коммуникативных свойств речи в современном мире, так как речевое
развитие – показатель интеллектуального и общего развития человека.

В современном обществе резко повысился социальный престиж интеллекта и
научного знания. Педагогическая установка первую очередь на развитие мышления
превращает эмоционально – духовную сущность ребёнка во вторичную ценность.

Причины

Среди причин, которые, на мой взгляд, привели к появлению нежелательных
проблем, необходимо отметить следующие:

– современные дети знают гораздо больше, чем их сверстники 5–10 лет назад,
они быстрее решают логические задачи, у них другие интересы, другие кумиры,
другая лексика. Они более информированы. Они про многое знают гораздо больше, но
они значительно реже восхищаются и удивляются, возмущаются и сопереживают, всё
чаще они проявляют равнодушие и чёрствость, а позже и жестокость, их интересы
ограничены, а игры однообразны.

– отмечая недостаток наблюдательности, творческой выдумки у некоторых
первоклассников, психологи часто ставят диагноз: «не доиграл», т.е. не
натренировал свою фантазию и воображение в непредсказуемом и радостном процессе
«сотворении игры». Как правило, такие дети не умеют занять себя в свободное
время и на окружающий мир смотрят без удивления и особого интереса, как
потребители, а не как творцы.

Ключевая проблема

Основная проблема, которую мне хотелось бы решить в процессе своей
педагогической деятельности: как создать такое образовательное пространство, в
котором через игру, фантазирование, сочинительство – театрализованную
деятельность – гармонизировать отношения ребёнка с окружающим миром, развивать
эмоциональную сферу ученика, развивать возможности самореализации.

Гипотеза

Если разработать систему занятий специфическим искусством на основе
театрально – игровой методики, то это не только познакомит учащихся с миром
прекрасного, но и будет способствовать развитию сферы чувств, пробуждать
сочувствие и сострадание, формировать личность творческую, мыслящую.

Цель: Воспитание духовно богатой личности, готовой к самопознанию,
самосовершенствованию, способной к созидательной деятельности; формирование
думающего и чувствующего, любящего и активного человека, готового к творческой
деятельности в любой области.

Задачи

  • Развитие эстетических способностей учащихся.
  • Активизация мыслительного процесса и познавательного интереса.
  • Овладение навыками общения и коллективного творчества.
  • Обеспечение эмоциональной поддержки обучающихся, создание каждому
    ученику ситуации успеха на основе применения индивидуальных эталонов
    оценивания.

Теоретическая основа

В работе использованы определения сущности игры для ребёнка в процессе
обучения и воспитания и классификации игр Л.С. Выготского, О.С. Газмана, М.С.
Когана, В.Г. Давыдова, Д.Б. Эльконина и др.

По единодушному мнению психологов, игра – ведущая деятельность ребёнка и
основа всего последующего его развития, ибо именно в игре он первоначально
обретает опыт для жизни в обществе и развивает все те физические и духовные силы
и способности, которые ему для этого необходимы. Игра – действенное средство
нравственного воспитания. Игра – модель и «взрослой» жизни, ибо здесь ребёнок не
только знакомится с различными профессиями, но учится ценить труд и впервые
ощущает гордость быть тружеником, ещё не трудясь. И наряду со всем этим игра,
благодаря доставляемому ею удовольствию, – это отдых, разрядка психологической
напряжённости.

Игра, как фактор социализации личности ребенка

Недостаточное внимание со стороны школы и родителей к эмоциональной сфере
ребёнка превращает эмоционально-духовную сущность ребёнка во вторичную ценность,
и как следствие, у таких детей часто отсутствуют навыки произвольного поведения,
недостаточно развиты память и внимание, они реже восхищаются и удивляются,
возмущаются и сопереживают, всё чаще они проявляют равнодушие и чёрствость, их
интересы ограничены, а игры однообразны.

Существует и другая важная проблема. По данным Н.В. Самоукиной [«Игры в школе
и дома: психологические упражнения и коррекционные программы» М; 1995], «у
67–69% первоклассников, в период психологической адаптации ребёнка к школе,
возникают срывы, страхи, заторможенность, а у других, наоборот, развязность и
суетливость».

Самый короткий путь эмоционального раскрепощения ребёнка, обучения
чувствованию и художественному воображению – это путь через игру. Являясь
наиболее распространенным видом детского творчества, именно драматизация,
«основанная на действии, совершаемой самим ребёнком, наиболее близко,
действенно, и непосредственно связывает художественное творчество с личными
переживаниями». [Л.С. Выготский «Воображение и творчество в детском возрасте» М;
1991].

Разнообразные игры способствуют воспитанию нравственных качеств детей,
развитию чувства прекрасного, коллективизма и товарищества, повышению личной
ответственности и дисциплинированности, раскрытию их творческих возможностей.

В отечественной педагогике и психологии серьёзно разрабатывали теорию игры
А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский, О.С. Газман, Д.Б. Эльконин. Исследователь игр
школьников О.С. Газман пишет: «Природа создала детские игры для всесторонней
подготовки к жизни». [«О понятии детской игры: сб: игра в педагогическом
процессе» Новосибирск; 1989]. Л.С. Выготский и его ученики считают определяющим
в игре то, что игра – это школа общения. «Ребёнок учится в игре своему “Я”».
[Л.С. Выготский «Воображение и творчество в детском возрасте» М; 1991].

Итак, игра одновременно развивающаяся деятельность, метод и форма
жизнедеятельности, зона социализации, защищённости, сотрудничества со взрослыми,
посредник между миром ребёнка и миром взрослого.

По единодушному мнению психологов, игра – ведущая деятельность ребёнка и
основа всего последующего его развития, в игре он первоначально обретает опыт
для жизни в обществе и развивает все те физические и духовные силы и
способности, которые ему для этого необходимы. Игра не появляется вместе с
рождением ребёнка. Зачатки игровой деятельности появляются тогда, когда ребёнок,
не без влияния взрослых, берёт на себя ту или иную роль. Тогда становится
возможным «ехать» или «лететь» на стуле, как на автомобиле или самолёте, скакать
на палочках, как на лошади и т.д. Детская игра – своеобразный театр, в котором
ребёнок выступает нередко одновременно и как «актёр», играющий какую-то роль, и
как «режиссёр», организующий действия своих сверстников («я буду доктором, а ты
– больной»), и как драматург, импровизирующий сюжетное действие. Игра –
важнейший фактор и средство воспитания дошкольника. Поэтому взрослые играют с
детьми, учат их играть. Но сама игра– деятельность спонтанная, непринуждённая.
Ребёнка нельзя заставить играть. В игре он чувствует себя свободным. В чём
заключается необходимость игровой деятельности ребёнка? Растущий ребёнок по
своей природе деятельное существо, осваивающее огромную информацию благодаря
своей любознательности (все дети на определённой стадии становятся
«почемучками»). Он не может себе позволить заниматься продуктивной деятельностью
– удовлетворять свои насущные потребности в еде, одежде, жилище и т.д. Ему и не
нужно это делать в мире детства. Он позволяет себе заниматься деятельностью
непродуктивной, деятельностью ради самой себя, ради того удовольствия, которое
она доставляет. А удовольствие она доставляет не только процессом двигательной
активности органов чувств и частей тела, но и тем, что она разрешает (пусть
иллюзорно!) противоречие между потребностью действовать, как взрослый, и
невозможностью действовать реально (водить машину, лечить больного, готовить
обед и т. п.).

Читайте также:  Развитие ребенка по месяцам гимнастика

Для понимания сущности игры важно различать её субъективное и объективное
значение.

Субъективное значение игры определяется её мотивом, непосредственным
побуждением к игре, которым является получение удовольствия в самом процессе
игровой деятельности. Если судить о природе игры только по этому значению, то
легко прийти к выводу, что она не что иное, как пустая забава. Однако,
объективное значение игры, о котором сам ребёнок и не догадывается и которое
непосредственно не проглядывается при виде игры детей, а раскрывается научным
исследованием игровой деятельности, существенно иное, чем субъективное. Игра
содействует формированию физических и духовных способностей растущего человека,
его познавательной деятельности, воображения, воли, властвования собой. В игре
он учится понимать другого, входить в его положение, что чрезвычайно важно для
жизни в обществе. Поэтому игра – это действенное средство нравственного
воспитания. Игра – модель «взрослой» жизни, и здесь ребёнок не только знакомится
с различными профессиями, но и учится ценить труд, и впервые ощущает гордость
быть тружеником, ещё не трудясь. И наряду со всем этим игра, благодаря
доставляемому ею удовольствию, – это отдых, разрядка психологической
напряжённости.

Когда ребёнок играет ту или иную роль, он не просто переносится в чужую
личность; принимая на себя роль, входя в неё, он расширяет, обогащает, углубляет
свою собственную личность. На этом отношении личности ребёнка к его роли
основывается значение игры для развития не только воображения, мышления, воли,
но и личности ребёнка в целом. Игра теснейшим образом связана с развитием
личности, и именно в период её особенно интенсивного развития – в детстве – она
приобретает особое значение. В ранние, дошкольные годы жизни ребёнка игра
является тем видом деятельности, в котором формируется его личность. Игра –
первая деятельность, которой принадлежит особенно значительная роль в развитии
личности, в формировании её свойств и обогащении её внутреннего содержания.
Войдя в игру, и раз за разом совершаясь в ней, соответствующие действия
закрепляются; играя, ребёнок всё лучше и лучше овладевает ими: игра становится
для него своеобразной школой жизни. Ребёнок, конечно, не для того играет, чтобы
приобрести подготовку к жизни, а потому что у него закономерно появляется
потребность разыгрывать именно те действия, которые являются для него
новоприобретёнными, ещё не ставшими привычными. В результате он в процессе игры
развивается и получает подготовку к дальнейшей деятельности. Он играет, потому
что развивается, и развивается, потому что играет. Игра – практика развития:

Игре присущи 4 главные черты:

Свободная развивающая деятельность, предпринимаемая лишь по желанию ребёнка,
ради удовольствия от самого процесса деятельности, а не только от его
результата.

Творческий, значительно импровизационный, очень активный характер этой
деятельности.

Эмоциональная приподнятость деятельности, соперничество, состязательность,
конкуренция.

Наличие прямых или косвенных правил, отражающих содержание игры, логическую и
временную последовательность её развития. Наилучший системный подход к
классификации игр сделан Е.И. Добринской и Э.В. Соколовым [«Свободное время и
развитие личности»], которые классифицируют игры «по содержательному признаку»
(военные, спортивные, политические); «по составу и количеству участников»
(детские, взрослые, одиночные, парные, групповые); «по тому, какие способности
они обнаруживают и тренируют» (физические, интеллектуальные, состязательные,
творческие и др.).

Итак, игра – это жизненно важный и необходимый элемент в развитии как
индивидуума, так и общества в целом.

Игра – прерогатива детства. Дети играют как дышат. Именно детские игры
окупаются золотом самой высокой пробы, воспитывая щедрые, честные,
высоконравственные личности. Особое значение имеет игра для огромного количества
ущербных, неразвитых детей, которых необходимо воспитывать сегодня, так как
завтра будет поздно.

Игра – реальная и вечная ценность культуры досуга, социальной практики людей
в целом. Она на равных стоит рядом с трудом, познанием, общением, творчеством.

Особо хочется сказать о театральных играх. У каждого театрального коллектива
есть свой «инструментарий» – набор тех или иных театральных игр, направленных не
только на подготовку ребёнка к художественной деятельности, но способствующих
быстрой и легкой адаптации детей в школьных условиях и создающих предпосылки для
успешной учёбы в начальных классах.

С древних времён различные формы театрального действа служили самым наглядным
и эмоциональным способом передачи знаний и опыта в человеческом обществе.
Позднее театр как вид искусства стал не только средством познания жизни, но и
школой нравственного и эстетического воспитания подрастающих поколений.
Преодолевая пространство и время, сочетая возможности нескольких видов искусств
– музыки, живописи, танца, литературы и актёрской игры, театр с огромной силой
воздействует на эмоциональный мир ребёнка. Для любого человека, а для ребёнка
тем более, любое искусство – это всегда тайна, разгадать которую до конца не
дано. Тем большую тайну несёт в себе драматическое искусство, ибо в отличие от
других искусств, человек, владеющий им, соединяет в игре своё творение с собой.
Стремление проникнуть в тайну актёрского искусства и тянет ребят на сцену.
Детский театр – это всегда воспитание добрых чувств, ибо играя злодея, ребёнок
всегда играет отношение к нему и тем самым утверждает в себе и, разумеется, в
зрителях добро. А раз так, театр, как и любое искусство, – это для детей один из
способов освоения окружающего мира. И, как мне представляется, задача школьного
театра вовсе не в том, чтобы помочь детям стать будущими актёрами, а в том,
чтобы помочь в формировании своего нравственного идеала.

Рекомендуемая литература:

  1. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. – М.,
    1991.
  2. Газман О.С. О понятии детской игры: сб. «игра в педагогическом
    процессе. – Новосибирск, 1989.
  3. Давыдов В.Г. От детских игр к творческим играм и драматизациям
    //театр и образование» сб. научных трудов.. – М., 1992.
  4. Добринская Е.И., Соколов Э.В. Свободное время и развитие
    личности.
  5. Коган М.С. Человеческая деятельность. – М., 1972.
  6. Корчак Я. Как любить ребёнка. – М., 1990.
  7. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. – М.,1972.
  8. «Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста». – М.,1991.
  9. Самоукина Н.В. Игры в школе и дома: психотехнические упражнения и
    коррекционные программы». – М., 1995.
  10. «Современные проблемы театрально-творческого развития школьников» сб.
    научных трудов. – М., 1989.
  11. Эльконин Д.Б. Психологические игры». – М., 1978.
  12. Эпштейн Н.П. Игра в жизни и искусстве //Советская драматургия. –
    М., 1982, № 2.
Читайте также:  Развитие социальной готовности ребенка к школе

Источник

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №113 «Золотой ключик» общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по социально-личностному развитию детей» города Чебоксары Чувашской Республики

Подготовил:  Воспитатель

 Александрова О.О.

г. Чебоксары

2015 г.

ПЛАН:

  1. Образовательная область «социализация».
  2. Задачи социализации.
  3. Игра как фактор всестороннего развития ребенка, его социализации.
  4. Виды игр.

            Социализация – это процесс, который сопровождает человека всю жизнь и начинается практически с рождения. Человек, как социальная единица, усваивает нормы и образцы поведения, принятые в том обществе, в котором он живёт, учится взаимодействию, умению строить отношения сначала в семье, в узком круге близких родственников, потом в коллективе сверстников, далее – в более масштабных социумах

             Освоение первоначальных представлений социального характера и включение детей в систему социальных отношений происходит  через решение следующих задач:

– развитие игровой деятельности детей;

– приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми (в том числе моральным);

– формирование гендерной, семейной, гражданской принадлежности, патриотических чувств, чувства принадлежности к мировому сообществу.

    Игра — это ведущий вид деятельности, наиболее эффективная форма социализации ребёнка. В игре закладываются основы будущей личности.

     Для этого в групповой комнате необходимо оформить игровые зоны, иметь театрализованные, дидактические, настольные игры; оборудовать различные уголки для проведения самостоятельных сюжетно-ролевых игр. Это строительный, моторно-двигательный уголки, уголок для девочек. Играя вместе, дети начинают строить свои взаимоотношения, учатся общению, не всегда гладко и мирно, но это путь обучения, иного нет. Взрослым лучше не вмешиваться в процесс детского общения без крайней надобности – только в случае конфликта — важно научить ребёнка правильно из них выходить, не давать себя в обиду, но и не быть агрессором.

          В дошкольном возрасте ребенок открывает для себя мир человеческих отношений, разных видов деятельности и общественных функций людей. Он испытывает сильное желание включиться в эту взрослую жизнь, активно в ней участвовать, что, конечно, ему недоступно. Кроме того, не менее сильно он стремиться к самостоятельности. Из этого противоречия рождается игра — самостоятельная деятельность детей   моделирующая жизнь взрослых. Лишение ребенка игровой практики — это лишение его главного источника развития: импульсов творчества, признаков и примет социальной практики, богатства и микроклимата коллективных отношений, активизации процесса познания мира.

           Для успешного воспитания и развития ребенка-дошкольника необходимо создать такие условия, которые бы обеспечивали всестороннюю детскую деятельность. Задача гармоничного развития детей дошкольного возраста предполагает не только определенный уровень развития широкого круга знаний и умений, способов овладения различным содержанием, но и обязательно достаточно высокий уровень развития его эмоциональной сферы и нравственной позиции, что имеет не только узко педагогическое, но и общественное значение.

          Регулярное проведение совместных игр обогатит дошкольников новыми впечатлениями, будет способствовать формированию навыков социальной компетентности, даст им новый социальный опыт, который так важен для развития их личности.

        Для детей дошкольного возраста необходимо создавать специальное игровое пространство, в котором бы ребенок мог не просто вступать во взаимоотношения со сверстниками и близкими взрослыми, но и активно усваивать знания, нормы, правила общества, иными словами формироваться как социально компетентная личность.  

           Дошкольный возраст — это период приобщения ребенка к познанию окружающего мира, период его начальной социализации. Высокая восприимчивость детей дошкольного возраста, легкая обучаемость, благодаря пластичности нервной системы, создают благоприятные возможности для успешного нравственного воспитания и социального развития личности.

        Чтобы способствовать социальному развитию ребенка, взрослому необходимо поощрять всевозможные формы игры. Присмотритесь, как играют дети: чаще всего они в игровой форме воспроизводят быт взрослых – играют в магазин, в доктора, в детский сад или школу, в «дочки-матери»…При создании воображаемой ситуации в игре ребенок учится участвовать в социальной жизни, «примеряет» на себя роль взрослого. В игре отрабатываются варианты разрешения конфликтов, выражается недовольство или одобрение, дети поддерживают друг друга – то есть выстраивается своеобразная модель мира взрослых, в котором дети учатся адекватно взаимодействовать.

       Для социального развития дошкольников огромное значение имеет не только игра. Занятия, беседы, упражнения, знакомство с музыкой, чтение книг, наблюдение, обсуждение различных ситуаций, поощрение взаимопомощи и сотрудничества детей, их нравственных поступков – все это становится кирпичиками, из которых складывается личность человека. Социальное развитие не менее необходимо личности, чем развитие интеллектуальных, творческих, физических способностей.

           Современный мир так устроен, что одним из условий успеха является способность плодотворно работать в команде, находить способы взаимодействия, взаимопонимания с людьми, с которыми ты работаешь. И, безусловно, душевный комфорт, эмоциональная удовлетворённость вашего ребёнка будет напрямую зависеть от того, как будут складываться его взаимоотношения с другими людьми, какую роль он будет играть в том коллективе, в котором будет находиться, и кем себя ощущать. И наша задача – правильно и умело помочь ему приобрести социальные навыки.

Классификация детских игр

Детские игры чрезвычайно многообразны по содержанию, характеру, организации, поэтому точная классификация их затруднительна.

       Основу классификации игр, которая принята в советской педагогике, заложил П. Ф. Лесгафт. Он подошел к решению этого вопроса, руководствуясь своей основной идеей о единстве физического и психического развития ребенка. По мнению П. Ф. Лесгафта, «…первые игры ребенка бывают всегда имитационны: он повторяет то, что сам подмечает в окружающей его среде, и разнообразит эти занятия по степени своей впечатлительности, по степени развития физических своих сил и умения ими пользоваться… При этом очень важно, чтобы игра не назначалась ребенку взрослым, но чтобы он сам со своими товарищами повторял то, что сам видел и на что сам натыкался… Он приобретает таким образом известное умение распоряжаться своими силами, рассуждать над своими действиями и при помощи полученной таким образом опытности справляться с теми препятствиями, которые он встречает в жизни».

П. Ф. Лесгафт раскрыл воспитательное значение правил игры, создал систему подвижных игр, разработал их методику. В советской педагогике вопрос о классификации детских игр уточнен в трудах Н. К. Крупской. В своих статьях она выделяет игры, которые создаются самими детьми (свободные, самостоятельные, творческие), и организованные, с готовыми правилами.

 В современной педагогической литературе и в практике игр, которые создаются самими детьми, называются «творческими», или «сюжетно-ролевыми». Первое название представляется нам наиболее точным, так как сюжет и роли имеются и во многих играх с правилами.

        Творческие игры различаются по содержанию (отражение быта, труда взрослых, событий общественной жизни); по организации, количеству участников (индивидуальные, групповые, коллективные); по виду (игры, сюжет которых придумывают сами дети, игры-драматизации — разыгрывание сказок и рассказов; строительные).

Читайте также:  Центр раннего развития ребенка могилев

        При всем разнообразии творческих игр в них есть общие черты: дети сами выбирают тему игры, развивают ее сюжет, распределяют между собой роли, подбирают нужные игрушки. Все это происходит в условиях тактичного руководства взрослых, которое направлено на то, чтобы возбуждать инициативу, активность детей, развивать их творческую фантазию, сохраняя при этом самодеятельность.

        Игры с правилами имеют готовое содержание и заранее установленную последовательность действий; главное в них — решение поставленной задачи, соблюдение правил. По характеру игровой задачи они делятся на две большие группы — подвижные и дидактические. Однако это деление в значительной степени условно, так как многие подвижные игры имеют образовательное значение (развивают ориентировку в пространстве, требуют знания стихов, песен, умения считать), а некоторые дидактические игры связаны с различными движениями. Впервые игры с правилами были созданы народной педагогикой. Об их ценности К. Д. Ушинский писал: «Придумать детскую игру есть, может быть, одна из труднейших задач взрослого человека… Обратить внимание на народные игры, разработать этот богатый источник, организовать их и создать из них превосходное и могущественное воспитательное средство — задача будущей педагогики».

          В современных детских садах народные игры («Палочка-выручалочка», «Гуси-лебеди», «У медведя во бору», «Фанты», «Краски» и др.) относятся к числу наиболее любимых детьми. Они не только увлекательны, но и требуют внимания, сообразительности, умственного и физического усилия.

        Между играми с правилами и творческими много общего: наличие условной игровой цели, необходимость активной самостоятельной деятельности, работы воображения. Многие игры с правилами имеют сюжет, в них разыгрываются роли. Правила есть и в творческих играх — без этого не может успешно проходить игра, но эти правила дети устанавливают сами, в зависимости от сюжета.    Отличие между играми с правилами и творческими заключается в следующем: в творческой игре активность детей направлена на выполнение замысла, развитие сюжета. В играх с правилами главное — решение задачи, выполнение правил.

    Советские психологи (Л. С. Выготский, А. В. Запорожец, А. Н. Леонтьев, А. А. Люблинская, С. Л. Рубинштейн, Д. Б. Эльконин) считают игру ведущей деятельностью в дошкольном возрасте, благодаря которой в психике ребенка происходят значительные изменения, формируются качества, подготовляющие переход к новой, высшей стадии развития.

         В игре все стороны личности ребенка формируются в единстве и взаимодействии.

По выражению С. Л. Рубинштейна, «в игре, как в фокусе, собираются, в ней проявляются и через нее формируются все стороны психической жизни личности». Наблюдая за играющим ребенком, можно узнать его интересы, представления об окружающей жизни, выявить особенности характера, отношение к товарищам и взрослым.

Единство и взаимодействие проявляются по-разному в разных видах игр. В творческой игре фокусом, собирающим все стороны личности, служит замысел, содержание игры и связанные с ним игровые переживания. От богатства замысла, степени увлеченности им зависят сила эмоций и, в большой мере, способность к умственному и волевому усилиям.

В играх с правилами главное — решение поставленной задачи. Детей увлекают только такие игры, подвижные и дидактические, которые требуют усилия мысли и воли, преодоления трудностей.

Игра занимает большое место в системе физического, нравственного, трудового и эстетического воспитания дошкольников.

Ребенку нужна активная деятельность, способствующая повышению его жизненного тонуса, удовлетворяющая его интересы, социальные потребности. Игры необходимы для здоровья ребенка, они делают его жизнь содержательной, полной, создают уверенность в своих силах. Недаром известный советский педагог и врач Е. А. Аркин называл их психическим витамином.

Игра имеет большое образовательное значение, она тесно связана с обучением на занятиях, с наблюдениями повседневной жизни. В творческих играх происходит важный и сложный процесс освоения знаний, который мобилизует умственные способности ребенка, его воображение, внимание, память. Разыгрывая роли, изображая те или иные события, дети размышляют над ними, устанавливают связь между различными явлениями. Они учатся самостоятельно решать игровые задачи, находить лучший способ осуществления задуманного, пользоваться своими знаниями, выражать их словом.

Нередко игра служит поводом для сообщения дошкольникам новых знаний, для расширения их кругозора. С развитием интереса к труду взрослых, к общественной жизни, к героическим подвигам советских людей у детей появляются первые мечты о будущей профессии, стремление подражать любимым героям. Все это делает игру важным средством создания направленности личности ребенка, которая начинает складываться в дошкольном детстве.

Творческую игру нельзя подчинить узким дидактическим целям, с ее помощью решаются основные воспитательные задачи. Игры с правилами имеют другое назначение: они дают возможность систематических упражнений, необходимых для развития мышления, чувств и речи, произвольного внимания и памяти, разнообразных движений. Каждая игра с правилами имеет определенную дидактическую задачу, но в конечном, счете она направлена также на решение основных воспитательных задач.

Интересная игра повышает умственную активность ребенка, и он может решить более трудную задачу, чем на занятии. Но это не значит, что занятия должны проводиться только в форме игры. Обучение требует применения разнообразных методов. Игра — один из них, и она дает хорошие результаты только в сочетании с другими методами: наблюдениями, беседами, чтением и др.

       Играя, дети учатся применять свои знания и умения на практике, пользоваться ими в разных условиях. В творческих играх открывается широкий простор для выдумки, экспериментирования. В играх с правилами требуется мобилизация знаний, самостоятельный выбор решения поставленной задачи.

Игра — самостоятельная деятельность, в которой дети вступают в общение со сверстниками. Их объединяют общая цель, совместные усилия к ее достижению, общие переживания. Игровые переживания оставляют глубокий след в сознании ребенка и способствуют формированию добрых чувств, благородных стремлений, навыков коллективной жизни. Задача воспитателя состоит в том, чтобы сделать каждого ребенка активным членом игрового коллектива, создать между детьми отношения, основанные на дружбе, справедливости, ответственности перед товарищами.

       В игре воспитывается интерес и уважение к труду взрослых: дети изображают людей разных профессий и при этом подражают не только их действиям, но и отношению к труду, к людям. Часто игра служит побудителем к работе: изготовлению необходимых атрибутов, конструированию. Игра — важное средство эстетического воспитания дошкольников, так как в этой деятельности проявляется и развивается творческое воображение, способность к замыслу, развивается ритм и красота движений. Обдуманный подбор игрушек помогает формированию художественного вкуса.

Таким образом, игра связана со всеми сторонами воспитательной и образовательной работы детского сада. В ней отражаются и развиваются знания и умения, полученные на занятиях, закрепляются правила поведения, к которым приучают детей в жизни. Именно так трактуется роль игры в программе воспитания в детском саду: «В дошкольном детстве игра является важнейшей самостоятельной деятельностью ребенка и имеет большое значение для его физического и психического развития, становления индивидуальности и формирования детского коллектива».

Источник