Игра и развитие ребенка в дошкольном возрасте м 1995
В монографии представлен генетический анализ формирования мышления на ранних этапах развития ребенка, в возрасте до трех лет. Экспериментальные материалы и теоретические положения о развитии мышления обсуждаются в связи с проблемой становления предметной деятельности и речи. При этом подчеркивается необходимость формирования мышления в раннем детстве.
Педагогические требования и возрастная адресованность игрушек (методические рекомендации). — М., 1987. — 54 с. (разработаны: Новоселовой С.Л., Зворыгиной Е.В., Локуциевской Г.Г., Реуцкой Н.А.). /02/Annot.pdf
В пособии комплексно рассматривается роль различных видов игр и игрушек во всестороннем воспитании детей раннего и дошкольного возраста; даются рекомендации по развитию в игре психических процессов, нравственных чувств, мотивов учебной деятельности и творческих способностей ребенка.
Новосёлова С.Л. Родителям о детских играх и игрушках: Советы психолога. — М., 1992. — 16 с. Roditeljam.pdf
Новосёлова С.Л. Развивающая предметная среда: Методические рекомендации по проектированию вариативных дизайн-проектов развивающей предметной среды в детских садах и учебно-воспитательных комплексах. — М.: Центр инноваций в педагогике, 1995. — 64 с. /02/RPS_1995-2.pdf
Новосёлова С.Л., Петку Г.П.Компьютерный мир дошкольника. — М.: Новая школа, 1997. — 128 с. /olderfiles/1/1-1/Part1_c.0-43.pdf /olderfiles/1/1-1/Part2_c.43-85.pdf /olderfiles/1/1-1/Part3_c.86-127.pdf
Новосёлова С.Л., Трифонова Е.В. Комплексная диагностическая методика познавательного развития детей «Звёздный мальчик«. Процедура, правила проведения диагностического обследования и обработки результатов; нормы. – М.: Изд-во РАЕН, 1997. – 75 с. (переработанный и исправленный текст методики представлен в книге Трифонова Е.В. Режиссерские игры дошкольников. – М.: Ирис-пресс, 2011. — 514 с.) см. также https://www.metod-zm.narod.ru/
Новосёлова С.Л., Реуцкая Н.А. Игры, игрушки и игровое оборудование для дошкольных образовательных учреждений. Аннотированный перечень. — М.: Центр инноваций в педагогике, 1997. — 64 с. IgrushkiIOborudovanije.pdf
Новосёлова С.Л. Генетически ранние формы мышления. Диссертация в виде научного доклада на соискание ученой степени доктора психологических наук по специальности 19.00.13 – психология развития, акмеология. – М.: 2002. – 51 с. doctdocl.pdf
«К генетически ранним формам мышления могут быть отнесены мыслительные процессы, развертывающиеся в предметной деятельности ребенка, а также его самостоятельная игра как форма практического размышления ребенка о действительности (предметной и социальной), что является генетическим прообразом мышления как собственно творческой деятельности»
Новосёлова С.Л. Развитие интеллектуальной основы деятельности приматов. — Москва : МПСИ ; Воронеж : Модэк, 2001. — 285 с. — (Психологи Отечества). (переиздание 2010) https://www.biblion.ru/product/715405/
Новосёлова С.Л. Генетически ранние формы мышления. — М.: Московский психолого-социальный институт, 2002. — 320 с. (переиздания 2003, 2010). гриф https://www.biblion.ru/product/657107/
Новосёлова С.Л. Система «Модуль — игра». Новая развивающая предметно-игровая среда для дошкольников и педагогическая технология её использования. – М.: ООФ «Социальное развитие России», 2004. — 40 с. Novoselova_S.L._Modul-igra.pdf
СТАТЬИ
Радина Е.И., Новоселова С.Л. Дидактические игры и занятия с предметами. // Дидактические игры и занятия с детьми раннего возраста. / Под ред. Е.И.Радиной. – М.: Просвещение, 1967. – С. 117-169. /01/Didakt-Igry.pdf
Новосёлова С.Л. Становление мышления в раннем детстве. // В кн.: Вопросы дошкольной педагогики и детской психологии. — М., 1968. — С. 3-9. /01/NOV-VDPiDP.pdf
Новосёлова С.Л., Ванюшкина Л.И. Эмоционально-выразительные компоненты мышления в раннем детстве. // В кн.: Вопросы дошкольной педагогики и детской психологии. — М., 1968. — С. 10-15. /01/NOV-VAN-VDPiDP.pdf
Новосёлова С.Л. Этапы формирования предметно-игровой деятельности детей раннего возраста. // Производство игрушек, 1975, № 5. – С. 9-13. /01/Pr-vo_Igr.1975.pdf
Новосёлова С.Л. Гипотеза о классификации игрушек по видам деятельности. // Производство игрушек, 1976, № 11. – С. 8-13. /01/Pr-vo_Igr.1976.pdf
Новосёлова С.Л. Игрушка в контексте развития игровой деятельности ребенка. // Техническая эстетика. 1976. № 7. – с. 1-5. /01/Tex.est1976.pdf
Локуциевская Г.Г., Новосёлова С.Л., Кожухова Н.Н. Для самых маленьких. // Дошкольное воспитание. 1978. № 4. – С. 104-108. DV_1978_4_N.pdf
Локуциевская Г.Г., Новосёлова С.Л. Для самых маленьких. // Дошкольное воспитание. 1978. № 5. – С. 82-86. DV_1978_5_N.pdf
Новосёлова С.Л., Локуциевская Г.Г., Кожухова Н.Н., Для самых маленьких. // Дошкольное воспитание. 1978. № 6. – С. 90-98. DV_1978_6_N.pdf
Новосёлова С.Л. К вопросу о возрастных особенностях развития содержания игры как деятельности. // Игра и ее роль в развитии ребенка дошкольного возраста. / Под ред .А.В.Запорожца, Т.А. Марковой. – М., 1978 – С. 41-46. 1978-Nov.pdf
Новосёлова С.Л., Зворыгина Е.В. Развивающая функция игры и вопросы руководства ею в раннем возрасте. // В кн.: Педагогические и психологические проблемы руководства игрой дошкольника. — М., 1979, с. 38-43 /01/Nov-Zvor_1979.pdf
Новоселова С.Л. Предисловие к книге Е.А. Коссаковской «Игрушка в жизни ребенка». М.: Педагогика, 1980. – С. 3-9. /02/Nov-Kossak.pdf
Зворыгина Е., Новосёлова С. Руководство формированием игры // Дошкольное воспитание. 1981. № 4. — С. 31-33. DV_1981_4_ZN.pdf
Новоселова С.Л. Игра и психологическая готовность ребенка к школе. // Формирование школьной зрелости ребенка. Тезисы Республиканской конференции. – Таллин, 1982. – С. 29-32. /02/Tallin-82-Nov.pdf
Новоселова С.Л. Воспитание культуры мышления в раннем детстве. // Особенности развития и воспитания детей раннего возраста в дошкольных учреждениях. Тезисы докладов Всесоюзной научно-практической конференции. – М., 1982. – С. 31-33. /02/ORVDRV-Nov.pdf
Новоселова С.Л., Локуциевская Г.Г. Педагогические требования к системе игрушек. // Особенности развития и воспитания детей раннего возраста в дошкольных учреждениях. Тезисы докладов Всесоюзной научно-практической конференции. – М., 1982. – С. 33-34. /02/ORVDRV-Nov-Lok.pdf
Фонарев А.М., Гурбейн Н.П., Кожухова Н.Н., Милюков Ю.Е., Новоселова С.Л., Овчинников А.А. Мебель-игрушка – средство организации предметно-пространственной среды. // Особенности развития и воспитания детей раннего возраста в дошкольных учреждениях. Тезисы докладов Всесоюзной научно-практической конференции. – М., 1982. – С. 35-36. /02/ORVDRV-Nov.i_dr.pdf
Новосёлова С., Зворыгина Е. Игра и вопросы всестороннего воспитания детей. // Дошкольное воспитание. 1983. № 10. — С. 38-46. DV_1989_10_NZ.pdf
Новосёлова С.Л. Проблемы качества промышленной игрушки. // Техническая эстетика. 1984. № 11. – с. 3-4. /01/Tex.est.84-11.pdf
Овчинников А.А., Новосёлова С.Л. Мебель-игрушка для детского сада. // Техническая эстетика. 1984. № 11. – с. 18-19. /01/Tex.est.84-11-Nov-Ovch.pdf
Новосёлова С.Л., Гринявичене Н.Т. Средообразующие предметы-заместители в играх детей различных дошкольных возрастов. // Игра и самостоятельная деятельность детей в системе коммунистического воспитания. — Таллинн, 1984. – C. 44-46. /01/Nov-Gren-Tallin.pdf
Новосёлова, С.Л., Локуциевская Г.Г. Современные требования к педагогической классификации игрушек. // Игра и самостоятельная деятельность детей в системе коммунистического воспитания. — Таллинн, 1984. – C. 41-43. /01/Nov-Tallin.pdf
Новоселова С.Л., Гаспарова Е.М. Начальные формы режиссерских игр у трехлетних детей. // Актуальные проблемы воспитания и обучения дошкольников. – М., 1985. – С. 60-64 /02/Nov_Gasp_APVOD.pdf
Новосёлова С.Л., Зворыгина Е.В. Игра и другие виды самостоятельной деятельности. // В кн.: Воспитание и обучение детей раннего возраста. Книга для воспитателя детского сада. / под ред. Л.Н.Павловой. – М.: Просвещение, 1986. – С. 94-105. /01/NOV-ZVOR_ViODRV.pdf
Новосёлова С.Л. Занятия с предметами-орудиями. // В кн.: Воспитание и обучение детей раннего возраста. Книга для воспитателя детского сада. / под ред. Л.Н.Павловой. – М., Просвещение, 1986. – С. 141-147. /01/NOV_ViODRV-1.pdf
Новосёлова С.Л. Занятия со строительным материалом. // В кн.:Воспитание и обучение детей раннего возраста. Книга для воспитателя детского сада. / под ред. Л.Н.Павловой. – М., Просвещение, 1986. – С.147-152. /01/NOV_ViODRV-2.pdf
Новосёлова С.Л. Роль игрушки в детской игре. // Руководство играми детей в дошкольных учреждениях: (из опыта работы). — М., Просвещение, 1986. – С. 20-25. Ruk-Nov.pdf
Новоселова С.Л. Раннее интеллектуальное развитие и его материальные средства. // Творчество и педагогика. Материалы Всесоюзной научно-практической конференции. Секция V. Детство и творчество. – М., 1988. – С. 153-160. /01/Nov-Tv-vo_i_pedag.pdf
Новосёлова С., Петку Г., Пашелите И. Новая информационная культура в работе с дошкольниками. Применима ли она? // Дошкольное воспитание. 1989. № 9. – С. 73-76. DV_1989_9_NP.pdf
Новосёлова С.Л. Компьютерно-игровой комплекс: новое содержание детской деятельности. Метод. Система условий. // Тезисы докладов и совещания «Компьютерно-игровой комплекс в народном образовании» (Материалы II Всесоюзного итогового семинара). – М.-Сочи, 1990. – С. 4-8 /01/KIK.pdf
Новосёлова С.Л. Развивающая предметно-игровая среда детства – важнейший фактор поддержки детской одаренности. // Одаренные дети Узбекистана. Тезисы выступлений к научно-практической конференции. – Термиз, 1992. – С. 101-102. /01/N-Uzbek.pdf
Новосёлова С.Л. Индивидуальное, этническое и всеобщее в психологическом содержании традиционных (народных) игр и игрушек. // Универсальное и национальное в дошкольном детстве. Материалы международного семинара. – М., 1994. – С. 54-57. UnivINaz-Nov.pdf
Новосёлова С.Л. Развивающая предметная среда детства. // Техническая эстетика, 1994, № 2-3. – С. 59-63. /01/Tex-estet-94.pdf
Новосёлова С.Л. Новая классификация детских игр. // В сб.: Игра и развитие ребенка в дошкольном возрасте. Материалы международной научно-практической конференции (11-14 апреля 1995 г.) Часть 1. М.: Прометей, 1995. – С. 12-13. IRRDV-Nov.pdf
Новоселова С.Л., Обухова Л.Ф., Парамонова Л.А., Тарасова К.В. Теоретические основы базисной программы развития ребенка-дошкольника «Истоки». // Психол. наука и образование. 1996. № 3. — С. 64-70. (параграф про игру) /02/Istoki.pdf
Новосёлова С.Л. О новой классификации детских игр. // Дошкольное воспитание. 1997. № 3. – С. 84-87. NewKlass.pdf
- Таблица «Классификация игр для детей раннего, дошкольного и младшего школьного возраста» KLASSIFIKACIYA.pdf
- Уточняющая информация к классификации игр: понятие инициативы. Inicciativa_i_inicciator.pdf
Новосёлова С.Л. Психолого-педагогические концепции, подходы, взгляды на дошкольное образование и развивающую предметно-пространственную среду. // Развивающая предметно-пространственная среда детства. – М.: ВНИИТЭ, 1997. — С. 16-23. /01/RPS_VNIITE_otr_N.pdf
Новосёлова С.Л. Эргодизайнерская концепция развивающей предметно-пространственной среды детства // Развивающая предметно-пространственная среда детства. – М.: ВНИИТЭ, 1997. С. 5-15. /01/RPPS-2.pdf
Новосёлова С.Л. Развивающая предметная среда детства. Мир Квадро. // Дошкольное воспитание, 1998, № 4. – С. 79-85. /01/DV-1998-4.pdf
Новосёлова С.Л., Парамонова Л.А. Информатизация дошкольного уровня образования в России: начало положено в Москве. // Дошкольное воспитание, 1998, № 9. – С. 65-71. DV-1998-10.pdf
Новосёлова С.Л., Асадулаева Н.А. Развивающая функция архаических игр. // Мир психологии. 1998. № 4. – С. 49-58. MP_1998_4_arh_NA.pdf
Новосёлова С.Л. Игровое поведение приматов и его антопогенетически значимые психологические особенности. // Мир психологии. 1998. № 4. – С. 118-130. MP_1998_4_prim_N.pdf
Новосёлова С.Л. Культурно-исторический путь развития игры. // В сб.: Наука о дошкольном детстве – традиции и современность. Материалы Международной юбилейной научно-практической конференции, посвященной 95-летию со дня рождения А.В.Запорожца и 40-летию со дня основания Института дошкольного воспитания. (29 ноября – 1 декабря 2000 г.). – М.: Аванти, 2000. – С. 20-22. Zap-1-Nov.pdf
Новосёлова С.Л. Игры и их классификация. // «Источник». Информационно-методический и научно-педагогический журнал департамента образования администрации Вологодской области и Вологодского института развития образования. – 2001. Приложение № 4. – С. 12-16. Ist-Nov-1.pdf
Новосёлова С.Л. Игра-экспериментирование как самостоятельная деятельность. // «Источник». Информационно-методический и научно-педагогический журнал департамента образования администрации Вологодской области и Вологодского института развития образования. – 2001. Приложение № 4. – С. 21-35. Ist-Nov-2.pdf
Новосёлова С.Л., Трифонова Е.В. Преемственность в развитии режиссерской игры детей дошкольного и младшего школьного возраста. // В сб.: Преемственность в воспитании детей: теория и практика. Материалы международной научно-практической конференции (16-17 октября 2001 г.). – Смоленск.: СГПУ, 2001. – С. 34-35. preem-Nov-Trif.pdf
Логвинов И. Игра — это их работа (О проблемах дошкольного образования и детского творчества рассказывает действительный член Российской академии естественных наук, заведующая лабораторией игры и развивающей предметной среды Центра «Дошкольное детство» имени А. В. Запорожца Светлана Леонидовна НОВОСЁЛОВА). // Девичник. Интернет-журнал. 2001. https://www.devichnik.ru/2001/10/igra.html
Новосёлова С.Л. Проблема средства в развитии деятельности ребенка. // В сб.: Психология и ее приложения. Ежегодник Российского психологического общества. Том 9, выпуск 2. – Москва, 2002. – С. 71. /01/N-RPO-92.pdf
Новоселова С.Л. Деятельностная основа базисной программы развития ребенка-дошкольника «Истоки». // Программа «Истоки» в практике дошкольных образовательных учреждений: опыт, поиски, находки. Материалы Всероссийской научно-практической конференции. – М.: Издательский дом «Карапуз», 2002 (2003) – С. 80-84 /02/Nov-Istoki-2003.pdf
Новосёлова С.Л. Игра: определение, происхождение, история, современность. // Детский сад от А до Я. 2003. № 6. – С. 4-13. dsaj_2003_6_N.pdf
Новосёлова С.Л. В чем проблема информатизации дошкольного образования? // Детский сад от А до Я. — 2003. — № 1. — С. 6-13. /01/Informatizacia.pdf
Новосёлова С. Роль сюжетного конструирования в умственном воспитании ребенка второго года жизни. // Дошкольное воспитание. 2004. № 9. — С. 93-96. /01/DV_2004_9.pdf
Новосёлова С.Л. Игры-занятия с предметами-орудиями для детей второго года жизни. // Дошкольное воспитание. 2004. № 8. — С. 95-98 /01/DV_2004_8.pdf
Новосёлова С.Л. Развивающая предметная среда в сельском дошкольном образовательном учреждении. // Развитие дошкольного образования на селе: Сборник статей и документов. – М.: Издательство ГНОМ и Д., 2008. – С. 92-104. /01/RPSselsk.pdf
Новосёлова С.Л. Игрушка. // Психология развития. Словарь / Под. ред. А.Л. Венгера // Психологический лексикон. Энциклопедический словарь в шести томах / Ред.-сост. Л.А. Карпенко. Под общ. ред. А.В. Петровского. — М.: ПЕР СЭ,
2005.-176 с. https://vocabulary.ru/dictionary/892/word/igrushka
Новосёлова С.Л. Предметная среда детства развивающая. // Психология развития. Словарь / Под. ред. А.Л. Венгера //
Психологический лексикон. Энциклопедический словарь в шести томах / Ред.-сост. Л.А. Карпенко. Под общ. ред. А.В. Петровского. — М.: ПЕР СЭ, 2005.-176 с. https://vocabulary.ru/dictionary/892/word/predmetnaja-sreda-detstva-razvivayuschaja
Источник
Младшие
дошкольники играют
одни. Игра носит предметно-манипулятивный
и конструктивный характер. Во время
игры совершенствуются восприятие,
память, воображение, мышление и
двигательные функции.
В средний
период дошкольного детства ребенку
нужен ровесник, с которым он будет
играть. Теперь основным направлением
игры становится имитация отношений
между людьми. Темы сюжетно-ролевых игр
различны; вводятся определенные правила,
которых ребенок строго придерживается.
В старшем
дошкольном возрасте сюжетно-ролевые
игры отличаются разнообразием тем,
ролей, игровых действий, правил.
В
ходе игры развиваются психические
процессы, в
частности произвольное внимание и
память. В процессе игровой деятельности
развиваются умственные
способности.
В ходе сюжетно-ролевой игры
развивается воображение.
Игра влияет и на личностное
развитие ребенка.Начинает
развиваться рефлексивное
мышление. Рефлексия
– это способность человека анализировать
свои действия, поступки, мотивы и
соотносить их с общечеловеческими
ценностями.Возникает интерес к рисованию
и конструированию.
Внутри игровой деятельности начинает
складываться учебная
деятельность.
Д.Б.
Эльконин уделял игре большое внимание.
Изучая игры детей 3–7 лет, он выделил и
охарактеризовал четыре уровня ее
развития
Первый
уровень:
1) действия
с определенными предметами, направленные
на соучастника игры. Сюда входят действия
«матери» или «врача», направленные на
«ребенка»;
2) роли
определяются действием. Роли не
называются, и дети в игре не используют
друг относительно друга реальные
отношения, существующие между взрослыми
или между взрослым и ребенком;
3) действия
состоят из повторяющихся операций,
например, кормление с переходом от
одного блюда к другому. Кроме этого
действия, ничего не происходит: ребенок
не проигрывает процесс приготовления
пищи, мытье рук или посуды.
Второй
уровень:
1) основное
содержание игры – действие с предметом.
Но здесь на первый план выходит
соответствие игрового действия реальному;
2) роли
детьми называются, и намечается разделение
функций. Выполнение роли определяется
реализацией действий, связанных с данной
ролью;
3) логика
действий определяется их последовательностью
в реальной действительности. Количество
действий расширяется.
Третий
уровень:
1) основное
содержание игры – выполнение вытекающих
из роли действий. Начинают выделяться
специальные действия, которые передают
характер отношений к другим участникам
игры, например, обращение к продавцу:
«Дайте хлеб» и т. д.;
2) роли
ясно очерчены и выделены. Они называются
до игры, определяют и направляют поведение
ребенка;
3) логика
и характер действий определяются взятой
на себя ролью. Действия становятся
разнообразнее: приготовление пищи,
мытье рук, кормление, чтение книги,
укладывание спать и т. д. Присутствует
специфическая речь: ребенок вживается
в роль и говорит так, как требуется по
роли. Иногда в процессе игры могут
проявиться реально существующие
отношения между детьми: начинают
обзываться, ругаться, дразниться и
т. д.;
4) опротестовывается
нарушение логики. Это выражается в том,
что один говорит другому: «Так не бывает».
Определяются правила поведения, которым
дети должны подчиняться. Неправильность
выполнения действий замечается со
стороны, это вызывает у ребенка огорчение,
он пытается исправить ошибку и найти
ей оправдание.
Четвертый
уровень:
1) основное
содержание – выполнение действий,
связанных с отношением к другим людям,
роли которых выполняют другие дети;
2) роли
ясно очерчены и выделены. Во время игры
ребенок придерживается определенной
линии поведения. Ролевые функции детей
взаимосвязанны. Речь носит четко ролевой
характер;
3) действия
происходят в последовательности, четко
воссоздающей реальную логику. Они
разнообразны и отражают богатство
действий лица, изображаемого ребенком;
4) нарушение
логики действий и правил отвергается.
Ребенок не хочет нарушать правила,
объясняя это тем, что так есть на самом
деле, а также рациональностью правил.
Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
Источник