Игра для развития трудного ребенка

Игра для развития трудного ребенка thumbnail

Консультация для педагогов ДОУ

Работая в детском саду, вы наверное заметили, что у многих детей всё чаще встречаются различного рода проблемы и трудности, среди которых нарушения поведения занимают одно из ведущих мест.

Дети с нарушениями в поведении — то та категория детей, которая более всего осуждается и отвергается взрослыми. В то же время именно взаимодействие с взрослым, готовым понять и принять ребёнка, даёт ему возможность почувствовать внимание к своему внутреннему миру, в котором накопилось слишком много негативных эмоций и с которыми самостоятельно он не в состоянии справиться.

В предыдущих выступлениях вы увидели как можно эффективно взаимодействовать с детьми учитывая типы темперамента, каналы восприятия, межполушарное взаимодействие, а я хочу рассказать как можно исправить поведение детей, имеющих личностные нарушения.

Комплексная работа по преодолению поведенческих нарушений, включает в себя работу с ребёнком и с его окружением, с родителями, педагогами.

Для того, чтобы вам более полно раскрыть возможные нарушения, воспользуемся классификацией Погосовой Надежды Михайловны.

Особые дети это:

  • Агрессивные дети — возбудимые, но с преобладанием отрицательных эмоций;
  • Гиперактивные дети — возбуждённые, расторможенные, невнимательные;
  • Тревожные дети — болезненные, неуверенные в себе, одинокие.

Работа с агрессивными детьми ведётся по направлениям:

— Работа с гневом — обучение детей способам выражения гнева в приемлемой форме.

— Обучение детей приёмам саморегуляции, умению владеть собой в различных ситуациях.

— Отработка навыков общения в возможных конфликтных ситуациях

— Формирование таких качеств, как сочувствие, сопереживание, эмпатия, доверие к людям.

Коррекционная работа с гиперактивными детьми ведётся направлениям:

— Развитие дефицитарных функций (внимания, контроля поведения, двигательного контроля)

— Отработка конкретных навыков взаимодействия со взрослыми и сверстниками.

— Работа с гневом.

Коррекционная работа с тревожнымидетьми ведётся направлениям:

— Повышение самооценки ребёнка.

— Обучение ребёнка способам снятия мышечного и эмоционального напряжения.

— Отработка навыков владения собой в ситуациях, травмирующих ребёнка.

Чрезвычайная актуальность проблемы психического здоровья детей и поиск путей оказания им помощи, до поступления их в школу, подвела меня к использованию игротерапии.

Ведь согласитесь, что ребёнку намного проще выражать свои переживания, потребности, мечты в игровом процессе. И игротерапия предоставляет колоссальные возможности для переживания эмоционального опыта играющего (создание и разрядка напряжения, освобождение от страха, злости, грусти и т.д.).

Основная цель игры: помочь ребёнку выразить свои переживания наиболее приемлемым для него образом, а также проявить творческую активность в разрешении сложных жизненных ситуациях.

Сейчас я бы хотела пополнить вашу коллекцию несколькими играми для детей старшего дошкольного возраста, которые будут для вас интересны тем, что достаточно эффективны и актуальны для детей предложенной выше типологии. Ведь именно вы, воспитатели, используете игры чаще всего, и в свободной деятельности, и на динамических часах.

Также хочу отметить, что данные игры не являются единственными и обязательными для детей с данными нарушениями, вы можете их варьировать, в зависимости от задач которые для себя ставите и использовать в контексте любой другой деятельности. Но если их использовать целенаправленно, ожидая результат, который предполагает снижение агрессивности, гиперактивности, тревожности, рекомендуется придерживаться следующих правил:

Условия проведения игровой сессии для агрессивных детей:

  • В начале сессии следует использовать игры развлекательного характера, с тем, чтобы вовлечь всех детей;
  • В середине сессии — игры на выплеск гнева в приемлемой форме или игры направленные на развитие коммуникативных навыков, позитивных качеств личности;
  • В конце следует проводить игры на релаксацию.

Игры

Игра «ХА-ХА-ХА»

Цель: помочь детям получить положительный заряд положительных эмоций.

Все стоят в кругу. Каждый участник соединяет кисти рук в замок, смотрит на ведущего и повторяет вместе с ним движения и слова.

В процессе игры разрешается кричать, произносить слоги разными голосами, пританцовывать и т.д. Ведущий (на первых этапах- взрослый, позднее- кто-то из детей) показывает и делает следующее:

  • 5 раз прикасается к правому плечу, при каждом прикосновении произнося «ха».
  • 5 раз прикасается к левому плечу, при каждом прикосновении произнося «хо».
  • 5 раз прикасается к правому колену, при каждом прикосновении произнося «хи».
  • 5 раз прикасается к правому колену, при каждом прикосновении произнося «хе».

Затем все те же движения повторяются в более быстром темпе и по 4 раза («ха-ха-ха-ха», «хо-хо-хо-хо», «хи-хи-хи-хи», «хе-хе-хе-хе»). Затем темп ещё ускоряется, а число прикосновений последовательно уменьшается до трёх раз, до двух раз, до одного. Последний раунд снова проходит медленно. Произнося последнее «хе», взрослый предлагает детям выплеснуть всю усталость, обиду, злость, которые накопились у них в теле.

Игра «Тух-тиби-дух»

Цель: учить детей выплёскивать энергию, гнев в приемлемой форме.

Взрослый говорит детям: « Я открою вам маленький секрет, у меня есть заклинание против плохого настроения, обид и огорчений. Сейчас вы начнёте ходить по комнате, не разговаривая. Как только вам захочется поговорить, остановитесь напротив одного из участников, посмотрите ему в глаза и трижды, сердито-пресердито произнесите: «Тух-тиби-дух». Затем снова продолжайте ходить по комнате. Затем снова остановитесь перед кем-нибудь и произнесите то же самое и т.д. Говорить надо обязательно сердито и глядя прямо в глаза.

Игру можно закончить тогда, когда дети начнут смеяться.

Игра «Рисование ладонями»

Цель: снижение мышечного напряжения.

Перед началом игры взрослый говорит детям, что сейчас они будут ладошками рисовать картины на спине друг друга. Для этого необходимо разбиться на пары. Все пары садятся на пол так, чтобы один ребёнок- «художник» — мог рисовать на спине другого и при этом видеть взрослого, который будет показывать, как рисовать. Ребёнок, на спине которого «рисуют», закрывают глаза.

Когда дети готовы, взрослый медленно читает текст и одновременно демонстрирует детям движения, как рисовать на спине.

Море, море, море…. (Дети медленно поглаживают верхнюю часть спины партнёра по направлению от позвоночника в стороны, и делают это одновременно двумя руками.)

Рыбы, рыбы, рыбы…

(Быстрые и лёгкие прикосновения пальцев в том же направлении.)

Горы, горы, горы… (Медленные прикосновения всей ладонью.)

Небо, небо, небо… (Снова поглаживание.)

Затем участники пар меняются ролями.

Игра «Тающая снежная баба»

Цель: учить детей расслаблять мышцы тела.

Дети должны встать на расстоянии друг от друга. Затем взрослый говорит: «Представьте, что вы все снежные бабы. На улице мороз, и вас просто невозможно разрушить. Замрите в любой позе, в какой может стоять снежная баба. А теперь представьте, что выглянуло солнышко, и вы начинаете таять. Постепенно расслабляйте своё тело, мышцы и представьте, как тает снежная баба. Солнце печёт всё ярче и ярче… и вот уже совсем трудно стоять снежной бабе (дети опускаются на корточки, на колени и ложатся на пол). Снежная баба расстаяла».

Упражнение можно повторить ещё один или два раза, затем взрослый говорит: « А теперь вы уже дети, встряхните ноги и кисти рук».

Условия проведения игровой сессии для гиперактивных детей:

  • Использовать игры с чёткими правилами;
  • Изначально подбирать игры, которые способствуют развитию одной только функции, например, игры направленные на развитие внимания, или учат контролировать импульсивные действия;
  • Следует тренировать:
  • внимание,
  • усидчивость,
  • контроль импульсивности-выдержки.

Игры:

Игра «Аплодисменты или спасибо тебе!»

Цель игры: создание позитивного настроя, сплочение группы, развитие эмпатии, способности к со-радости.

Все дети стоят в кругу. Один из участников выбирает игрока, которому хочет выразить благодарность за целый день или за что-то конкретное в течение дня, встаёт напротив и аплодирует ему. Затем оба ребёнка выбирают третьего, подходят к нему и аплодируют ему вдвоём.

Затем таким же образом выбирается следующий ведущий и т.д.

Рекомендации ведущему:

Важно научить детей выражать благодарность не только своим друзьям, но и тем, кто подарил им радость. Можно вместе или – лучше- вместе с аплодисментами дарить участнику стикер, проговаривая вслух, почему выбран именно этот ребёнок.

Игра «Говори!»

Цель игры: Учить детей следовать групповым правилам.

Дети сидят в кругу. Взрослый говорит: « Я буду задавать вопросы, но отвечать на них можно будет только после того, как я дам команду «Говори!». Отвечать можно всем вместе, но только после команды».

Давайте потренируемся:

— «Какое сейчас время года? ……. Говори!

— Какого цвета у нас занавески?…… Говори!

Понятно вам ребята?

— Какой день недели?…… Говори

— Когда мы завтракаем, утром, днём, вечером? ….. Говори

— Как называется город, в котором мы живём?… Говори

— Когда можно кататься на санках?…. Говори

— Что у нас растут на голове?….. Говори

В эту игру можно научить играть родителей гиперактивных детей.

Игра «Где мои тапочки?»

Цель игры: Учить детей следовать групповым правилам.

Каждый ребёнок снимает с одной ноги обувь и кладёт его в общую корзину в середину группы.

Первый этап игры: по сигналу взрослого (звонок колокольчика) все дети подбегают одновременно к куче и находят пару для своей обуви. Побеждает тот, кто первым наденет свой сандаль.

Второй этап игры: дети по одному подходят к куче с обувью, и каждый отыскивает свою пару с закрытыми глазами. Если ребёнок правильно нашёл свой ботинок, он надевает его, если нет, он отходит от кучи с обувью и ждёт своей очереди.

Игра «Снежинки»

Цель игры: Развитие координации движений, произвольности поведения,

активация работы мозга.

Ведущий говорит:

— Представьте, пожалуйста, что вы- первые снежинки, которые падают на землю ранней зимой. Ажурные, лёгкие (дети разводят руки и пальчики в стороны). Сейчас снежинки будут под музыку медленно-медленно, плавно-плавно кружиться по комнате и тихонько напевать: «И-и-и». Как только музыка закончится, снежинки так же аккуратно, медленно и плавно сядут или лягут на ковёр. Руки, ноги и тело расслаблены. Но вот опять поднялся ветер- и снежинки снова под музыку закружились…

Условия проведения игровой сессии для тревожных детей:

  • Проявлять в игре искреннюю поддержку, хвалить в присутствии других детей, взрослых.
  • Общение должно быть «глаза в глаза»
  • Использовать игры на снятие мышечных зажимах в области лица, шеи.
  • Использовать ролевые игры, сходные по тематике с трудными ситуациями, случаями из жизни у детей.

Игры:

Игра «Записки с любовью» К. Фопель

Цель: Создание благоприятной атмосферы, повышение самооценки детей.

Материалы: Это упражнение лучше проводить один раз в неделю. У вас должны быть достаточно записочек (вырежьте для этого из картона различные фигуры- красные яблоки, золотые монеты, зелёные листья и так далее), чтобы хватило их на всех. Проследите, чтобы на каждой было написано имя ребёнка, и комплимент, н-р, «Спасибо, что ты всегда убираешь за собой игрушки» и др. Спрячьте все эти записки в группе, чтобы дети могли их найти, но не сразу.

Воспитатель говорит: «У меня для вас приготовлены сюрпризы. Для каждого из вас в группе спрятана подготовленная мной записка. Постарайтесь разыскать все записки. Как только вы что-нибудь найдёте, сразу приносите мне, и мы будем складывать в один мешочек. После того как вы найдёте все записки, вы сможете найти среди них ту, которая адресована именно вам.

По окончании поисков все дети могут собраться вокруг стола, рассмотреть все найденные записки, чтобы обнаружить среди них свою. Намекните детям, что они могут еженедельно рассчитывать на получение такого комплимента от вас.

Игра «Подарки»

Цель: активизация воображения детей, развитие умения изображать названную игрушку, воспитание инициативы, принятие роли в ситуации.

Задача ребёнка в игре — передать движениями изображаемую игрушку, сделать это красиво и выразительно. Решение такой задачи активизирует воображение детей, воспитывает инициативу, подготавливает к принятию роли в воображаемой ситуации.

Описание игры.

Воспитатель: «Вы любите, когда вам дарят игрушки? Вот и мы сейчас и будем делать друг другу подарки. Давайте сделаем большой круг. Кто будет первым выбирать себе подарок?». Выбранный ребёнок выходит на середину круга, а воспитатель вместе с детьми ведет хоровод под следующие слова:

Принесли мы всем подарки, 
Кто захочет, тот возьмёт.
Вот вам кукла с лентой яркой,
Конь, волчок и самолёт.

С окончанием текста дети останавливаются. Воспитатель, обращаясь к стоящему в кругу, спрашивает: «Какой из подарок ты хотел бы получить?». Если он выбирает коня, все дети изображают, как скачет конь. Если выбирается кукла, все танцуют, как куклы, если волчок — все кружатся, а если выбирается самолет — все подражают полету и приземлению.

Если ребенок выбирает коня, то говорится такой текст:

Конь

Скачет конь наш,
Чок — чок — чок!
Слышен топот быстрых ног,
Хоп-хоп-хоп!.. ТПРРРУУУ!!!

Дети поворачиваются и бегут друг за другом по кругу, высоко поднимая ноги, как лошадки. Руки протянуты вперед, а корпус слегка отклоняется назад. В конце текста «конь» останавливается. Обращаясь к ребенку, стоящему внутри круга, воспитатель предлагает ему посмотреть, какие у нас красивые кони, и выбрать того, который больше всего понравился. Выбирая себя «подарок», ребенок занимает место в хороводе, а тот, кого он выбрал, выходит на середину круга. Все снова берутся за руки и повторяют слова: «Принесли мы всем подарки».

Кукла.

Кукла, кукла попляши,
Яркой лентой помаши.

Кукла, кукла попляши,

Яркой лентой помаши.

Дети свободно пляшут под любую плясовую мелодию, изображая куклу. Воспитатель предлагает ребенку, стоящему в кругу, выбрать, какая кукла ему больше всего понравилась, подойти к ней и занять место в хороводе, вокруг следующего ребенка продолжается движение хоровода.

Волчок

Вот как кружится волчок,
Прожуж-ж-жал — и на бочок.

Вот как кружится волчок,
Прожуж-ж-жал — и на бочок.

С этими словами дети кружатся на месте. После выбора лучшего волчка, игра продолжается.

Самолет

Самолёт построим сами

Полетим мы над лесами

Полетим мы над лесами

А потом вернёмся к маме.

Изображая самолет, дети «заводят мотор» и под звук «р-р-р-р-р-р-р-р» делают круговые движения руками перед грудью. Затем раздвигают руки «как крылья», и «летят» — бегут по кругу со звуком «ж-ж-ж-ж-ж-ж!». Сделав полный круг, «самолеты» замедляют движение и медленно приземляются, приседают на корточки.

Правила игры:

1. Каждому разрешается выбрать себе в подарок любой из изображаемых предметов.

2. Выбранный ребенок становится в центр круга взамен получившего подарок.

Когда дети хорошо освоятся с игрой, можно предложить им изображать другие игрушки (автомобиль, мишка, лиса и др.), которые можно легко показать посредством выразительных движений.

Игра «Щепки на реке»

Цель: способствует созданию спокойной, доверительной атмосферы в группе.

Содержание: Дети встают в два длинных ряда, один напротив другого. Это берега реки. Расстояние между рядами должно быть больше вытянутой руки. По реке сейчас поплывут Щепки. Один из желающих должен «проплыть» по реке. Он сам решит, как будет двигаться: быстро, медленно. Участники игры -«берега» — помогают руками, ласковыми прикосновениями, движению Щепки, которая сама выбирает путь: она может плыть прямо, может крутиться, может останавливаться и поворачивать назад… Когда щепка проплывёт весь путь, она становится краешком берега и встаёт рядом с другими. В это время следующая Щепка начинает свой путь…

Упражнение можно проводить как с открытыми глазами, так и с закрытыми (по желанию самих Щепок).

Обсуждение: Дети делятся своими ощущениями, которые возникли у них во время «плавания», описывают, что они чувствовали, когда к ним прикасались ласковые руки, что помогало им обрести спокойствие во время выполнения задания.

Источник

Игры и упражнения при работе с трудными детьми

  • Игра «Флажок»

Цель игры: преодоление гиперактивности, развитие самоконтроля.

Ход игры: Звучит музыка(лучше маршевая), и дети двигаются под музыку(маршируют или двигаются свободно). По команде ведущего (поднятие флажка или руки) все дети должны остановиться и «замереть» в тех позах, в которых их застала команда ведущего (на 5-7 сек.). Музыка продолжает звучать. Затем по команде ведущего дети снова начинают двигаться и т.д.

  • Игра «Раздумье»

А. А. Бодалева считал, что целью этой игры является: Укрепление способности к концентрации, успокоению.

Ход игры: Звучит спокойная музыка. Один из детей — «грибник»(пошел в лес по грибы), а другие — лесные деревья, Грибник ходит по лесу между деревьями и плутает, он заблудился. Затем, когда музыка кончается, он останавливается и задумывается: «Куда идти?» Выразительные движения: ребенок стоит, руки сложены на груди, смотрит перед собой (Роль грибника должен сыграть каждый ребенок).

  • Игра «Тень»

Ход игры: Звучит фонограмма спокойной музыки. Из группы детей выбираются два ребенка. Остальные «зрители». Один ребенок — «путник», другой — его «тень». «Путник» идет через поле, а за ним, на два-три шага сзади, идет второй ребенок, его «тень». Последний старается точь-в- точь скопировать движения «путника».

  • Игра «Сочинение историй»

Ход игры: Из группы детей выбирается ребенок, который сочинил историю ( на любой сюжет, по желанию ребенка), другие дети — «зрители».

Ребенок рассказывает свою историю. Затем ее продолжает ведущий, который вводит в повествование более здоровые и гармоничные способы адаптации и разрешения конфликтов, нежели те, что изложены ребенком. А.А. Бодалев предлогает затем продолжить историю ребенка, потом — опять ведущий и т.п. Игру можно модифицировать следующим образом. Все дети садятся в круг. Ведущий произносит первое предложение: «Маша пошла в школу». По часовой стрелке второй ребенок называет свое предложение, продолжая ведущего, третий — третье и т.п. В итоге должен получиться обший коллективный рассказ про то, как Маша пошла в школу.

  • Игра « (девочк ) -наоборот»

Цели: развитие произвольного контроля за своими действиями, снятие двигательной расторможенности, негативизма.

Ход игры: участники встают в круг. Ведущий показывает различные действия (садится, встает, поднимает руку, поворачивает голову направо и т.п.), все повторяют за ним.

«Мальчик(девочка)-наоборот» должен делать не так как все.

  • Игра «Баба Яга»

Цели: коррекция отрицательных эмоций, отработка умений воздействовать друг на друга.

Ход игры: дети садятся на стулья, расставленные по кругу, лицом друг к другу. Воспитатель просит их показать, какие бывают выражения лица, жесты у взрослых, когда они сердятся на детей. (Дети рассказывают и показывают). Затем воспитатель спрашивает: «Как ругают вас старшие, когда вы чего-то боитесь? Что вы делаете в ответ: плачете, улыбаетесь, сердитесь?» (Дети разыгрывают две-три сценки).

Конспект беседы с детьми младшего школьного возраста.

Тема: «Добро не умрет, а зло пропадет»

Цель: Формировать у детей представление о добре и зле (добро всегда побеждает зло, о хороших и плохих поступках, умение правильно оценивать себя и других; учить видеть положительные и отрицательные качества персонажей. Воспитывать у детей такие качества личности, как щедрость, честность, справедливость, умение сопереживать и сочувствовать другим людям

Воспитатель читает детям стихотворение:

Быть легче добрым или злым?

Наверно, легче злым.

Быть добрым – значит отдавать

Тепло свое другим.

Быть добрым – значит понимать

И близких и чужих

И радости порой не знать,

Заботясь о других.

Конечно, доброму трудней,

И все же посмотри:

Как много у него друзей!

А злой всегда – один…

Ситуативный разговор.

Воспитатель: Ребята, а как думаете вы, что такое добро? (рассуждение детей). Одно добро – это сокровища, книги, драгоценности, картины, игрушки. Такое добро можно увидеть и даже руками потрогать. Другое добро можно услышать – это музыка, задушевные стихи, нежные слова. Но есть такое добро, которое нельзя потрогать, его нельзя увидеть, услышать, но его должен иметь каждый человек: и вы, и я, и ваши родители. Это доброе сердце, добрую душу, добрые слова, чтоб помогать тем, кто попал в беду. О таких людях говорят «Добрый человек». (Добры – добросердечный)

Воспитатель: Где вы могли слышать о добрых людях и добрых поступках? (Наверное больше всего в сказках)

Воспитатель: Про каких героев вы можете сказать, что они добрые? (Золушка, Аленушка, Крокодил Гена, Чебурашка, Мальчик – спальчик, Ховрошечка)

Воспитатель: А только ли добрыми бывают сказочные герои? Да они бывают злыми.

Давайте вспомним злых сказочных персонажей? (Злая мачеха, Кощей бессмертный, Караба – Барабас, Баба Яга, гуси — лебеди)

Ролевая гимнастика: с помощью мимики и пантомимики изобразить добрых сказочных героев или злых. (Золушка, Злая мачеха, Чебурашка, Старуха Шапокляк, Мальвина, Баба – Яга)

Воспитатель: В сказках добро всегда побеждает зло. Жаль, что в жизни бывает по-разному. Послушайте историю:

Жила – была девочка, такая же как вы. Ей часто дарили много красивых, ярких, дорогих, игрушек. Но она никогда не делилась ими с другими детьми. А когда они ей надоедали, девочка ломала их и отправляла в кладовку. Там поселились заяц, с оторванным ухом, машина без колес, грязная кукла с растрепанными волосами. Однажды новые игрушки испугались, что тоже окажутся в кладовке и пошли искать себе новую добрую хозяйку. И осталась только старые закрытые в кладовке игрушки.

Воспитатель: Как вы думаете эту девочку можно назвать злой? Почему?

Как вы думаете, что она почувствовала, когда утром, открыв глаза, не увидела своих любимых новых игрушек?

Она разозлилась, стала громко кричать и требовать от мамы новые игрушки. Но мама сказала: «Надо было беречь игрушки и по–доброму к ним относиться».

Воспитатель: Как вы думаете, что произошло дальше?

От обиды на маму и игрушки она решила спрятаться в кладовку. Девочка долго плакала, но вдруг увидела коробку со старыми поломанными игрушками. Она так обрадовалась им, прижала к груди грязную лохматую куклу, зайца с оторванным ухом и долго сидела задумавшись.

Потом девочка пошла к себе в комнату достала нитку с иголкой, пришила зайцу ухо, причесала и умыла куклу. И долго – долго с ними играла.

Воспитатель: Как вы думаете, что произошло с девочкой? (она из злой превратилась в добрую). Что помогло ей стать добрее? (забота, внимание, сочувствие)

Воспитатель: Как вы думаете, добро победило зло? А почему вы так решили?

Источник