Игра для развития ребенка времена года

Игра для развития ребенка времена года thumbnail

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад общеразвивающего вида № 66»

ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА

«ВРЕМЕНА ГОДА»

Составители:

воспитатели

I квалификационной категории

Пляшева Гульнара Алиевна,

Акатьева Лейсян Ильдусовна

Республика Татарстан

г. Нижнекамск

2015 год

Дидактическая игра «Времена года»

Пояснительная записка

к дидактической игре «Времена года»

Дидактическая игра «Времена года»  имеет развивающее, обучающее и воспитывающие значение. Ее можно использовать практически в любых видах детской деятельности: игровой, коммуникативной, познавательно-исследовательской, как элемент в ознакомлении с художественными произведениями. Данная игра прекрасно подходит для  индивидуальной, подгрупповой и фронтальной работы с дошкольниками.

Дидактическая игра предназначена для работы с детьми от 3 до 7 лет в образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений, формированию целостной картины мира, развитию речи, ознакомлению с художественной литературой, а также в организации режимных моментов.   Для каждой возрастной группы имеется свой вариант обыгрывания.

Пособие разработано с учетом современных педагогических технологий, способствующих активизации деятельности дошкольников, индивидуализации обучения, воспитания детей и адресовано воспитателям дошкольных учреждений, реализующих в практике работы программу «От рождения до школы» (под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой).

Дидактическая игра  многофункциональна.  Представляет собой круг с разрезными картинками и циклом заданий для работы с воспитанниками.

Все материалы, используемые для изготовления данного пособия безопасны.  

Целью дидактической игры «Времена года» является:

— формирование у детей дошкольного возраста представлений об окружающем мире – о делении года на четыре времени, каждая из которых, в свою очередь, делиться на три месяца;

— выработка умений различать месяца по природным явлениям, приметам, характерным особенностям  видов деятельности людей, одежде;

— активизация детского внимания, развитие всех компонентов устной речи, памяти, мышления, эмоций;

— воспитание осознанного и правильного отношения к природе.

Описание игры для детей «Времена года»

Вариант 1. Игра  «Когда это бывает?»

Задачи:

  1. Закрепить знания о природных явлениях.
  2. Формировать представления о временах года, о месяцах.
  3. Развитие внимания, зрительного восприятия.

Задание: Пободрать картинки и предметы, соответствующие определенному времени года.

Правила: вспомнить характерные особенности данного времени года.

Помогать друг другу в ходе игры.

Материал:                       как вариант,

В домашних условиях можно взять круглый диск, или вырезать из картона, либо ватмана, разделить его на четыре части. Каждую из частей разукрасить или обтянуть тканью, которая по цвету отвечает времени года (белый – зима; зеленый – весна, розовый или красный – лето, а желтый или оранжевый – осень). Такой диск будет символизировать «Круглый год». На каждую часть нужно приклеить несколько серий картинок с соответствующей тематикой (изменения природы, животные и птицы, люди, работающие на земле, развлекающиеся дети).

Для усвоения материала и более интересного проведения развивающей игры «Времена года», можно использовать стихи и загадки:

Уж тает снег, бегут ручьи,

В окно повеяло весною…

Засвищут скоро соловьи,

И лес оденется листвою! (А. Плещеев)

Несу я урожаи,

Поля вновь засеваю,

Птиц к югу отправляю,

Деревья раздеваю.

Но не касаюсь сосен

И елочек. Я … (Осень).

Надо мною, над тобою

Пролетел мешок с водою,

Наскочил на дальний лес,

Прохудился и исчез. (Туча)

Дел у меня немало –

Я белым одеялом

Всю землю укрываю,

В лед реки убираю,

Белю поля, дома,

Зовут меня … (Зима).

Собираем в августе

Урожай плодов.

Много людям радости

После всех трудов.

Солнце над просторными

Нивами стоит,

И подсолнух зернами

Черными набит. (С. Маршак)

Вариант. Разместить несколько несоответствующих картинок в разных секторах и предложить детям разложить правильно.

Вариант. Устроить соревнование: одни дети расставляют, а другие определяют правильность выбора.

Вариант. Сделать два одинаковых задания и дать двум группам детей на скорость его выполнить, со сладким призом для победителей и утешительным призом для проигравших.

Вариант игры для детей от 3 до 5 лет.

На основном круге дети рассматривают картинки и соотносят их с определенным временем года.

Вариант игры для детей от 5 до 7 лет.

К основному кругу добавляются части, обозначающие месяца. Дети определяют месяц по разным признакам.

Вариант 2.  Игра «12 месяцев»

Задачи:

  1. Учить соотносить каждое время года с определенным цветом.
  2. Способствовать формированию математических представлений:  счет от 1 до 4, от 1 до 12; умение разбивать фигуры на несколько частей и составлять целые фигуры из их частей; умение называть последовательность месяцев в году.
  3. Развивать логическое мышление, внимание, память.

Вариант для детей от 3 до 4 лет.

На основной круг выкладываются четыре части. Дети соотносят каждую часть с определенным цветом ко времени года. В процессе игры закрепляется счет от 1 до 4 и последовательность времен года.

Вариант для детей от 4 до 5 лет.

К временам года добавляются месяца в определенной последовательности. В процессе игры формируются представления о том, что год делится на четыре времени года – на три месяца, а также закрепляется счет от 1 до 12.

Вариант 3. Игра «Круглый год»

Читайте также:  Семь стадий развития ребенка по а н леонтьев

Задачи:

  1. Учить детей называть времена года.
  2. Развивать связную речь, формировать умение составлять описательный рассказ; умение слышать друг друга.
  3. Активизировать и обогащать словарь.
  4. Развивать воображение, фантазию, мышление.

Вариант игры для детей от 3 до 5 лет.

На основной круг выкладываются части с изображениями месяцев. Дети называют вид деятельности детей и одежду по сезону.

Вариант игры для детей от 5 до 7 лет.

        Дети берут карточки с месяцами, на которых написана примета, каждому ребенку нужно составить рассказ по карточке и запомнить примету. Также предложить назвать слова, начинающиеся с первой буквы в названии месяца.

Например: март – «М» — молоко, мыло и т.д.

Можно использовать вариант игрового упражнения «Исправь ошибку».

        Вариант 4. Физминутка «Времена года».

Задачи:

  1. Учить детей выполнять движения в соответствии с указанной схемой.
  2. Формировать двигательную активность.
  3. Развивать ловкость, внимательность.

Правила

        Вариант 5. Игра «Дорисуй картинку»

Задачи:

  1. Учить создавать сюжет по фрагменту картины; учить использовать различные методы изобразительной деятельности
  2. Развивать чувство цвета, фантазию, воображение, мышление.

Материал

Список использованной литературы

Венгер Л.А. Воспитание сенсорной культуры от рождения до 6 лет.- М.: Просвещение, 1988.

Дыбина О.Б. Ребенок и окружающий мир: программа и методические рекомендации. – М.: Мозаика – Синтез, 2008.

«От рождения до школы». Основная общеобразовательная программа дошкольного образования/ под.ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой.- М.: Мозайка – синтез, 2010.

Соломенникова О.А. Экологическое воспитание в детском саду: программа и методические рекомендации  – М.: Мозаика – синтез, 2008.

Источник

Ирина Ионова
Дидактическая игра «Времена года»

Дидактическая игра «Времена года»

Пояснительная записка

к дидактической игре «Времена года»

Дидактическая игра «Времена года» имеет развивающее, обучающее и воспитывающие значение.Ее можно использовать практически в любых видах детской деятельности: игровой, коммуникативной, познавательно-исследовательской, как элемент в ознакомлении с художественными произведениями. Данная игра прекрасно подходит для индивидуальной, подгрупповой и фронтальной работы с дошкольниками.

Дидактическая игра предназначена для работы с детьми от 3 до 7 лет в образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений, формированию целостной картины мира, развитию речи, ознакомлению с художественной литературой, а также в организации режимных моментов. Для каждой возрастной группы имеется свой вариант обыгрывания.

Пособие разработано с учетом современных педагогических технологий, способствующих активизации деятельности дошкольников, индивидуализации обучения, воспитания детей и адресовано воспитателям дошкольных учреждений, реализующих в практике работы программу «От рождения до школы» (под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой).

Дидактическая игра многофункциональна. Представляет собой круг с разрезными картинками и циклом заданий для работы с воспитанниками.

Все материалы, используемые для изготовления данного пособия безопасны.

Целью дидактической игры «Времена года»является:

• Формирование у детей дошкольного возраста представлений об окружающем мире – о делении года на четыре времени, каждая из которых, в свою очередь, делиться на три месяца;

• Выработка умений различать месяца по природным явлениям, приметам, характерным особенностям видов деятельности людей, одежде;

• Активизация детского внимания, развитие всех компонентов устной речи, памяти, мышления, эмоций;

• Воспитание осознанного и правильного отношения к природе.

Описание игры для детей «Времена года»

Вариант 1. Игра «Волшебный мешочек.»

Задачи:

• Развивать память,

• Расширять словарный запас,

• Внимание,

• Логическое мышление,

• Закреплять знания детей об окружающим мире.

Ход игры: На игровом поле изображены четыре времени года. Играющих от 2 до 4 детей, каждый выбирает себе определенное время года и сообщает о своем выборе другим игрокам. Затем вносится волшебный мешочек и предлагается детям достать из него тот предмет который относится к выбранному времени года, основываясь на своих тактильный ощущений. Играющие по очереди засовывают руку мешочек и на ощупь берут нужный для себя предмет

Материалы для изготовления игры: Игровое поле с временами года, волшебный мешочек и предметы относящиеся к временам года.

В домашних условиях можно взять круглый диск, или вырезать из картона, либо ватмана, разделить его на четыре части. Каждую из частей разукрасить или как мы сделали аппликацию. Такой диск будет символизировать «Круглый год».

Для усвоения материала и более интересного проведения развивающей игры «Времена года»,можно использовать стихи и загадки:

Уж тает снег, бегут ручьи,

В окно повеяло весною…

Засвищут скоро соловьи,

И лес оденется листовою! (А. Плещеев)

Несу я урожаи,

Поля вновь засеваю,

Птиц к югу отправляю,

Деревья раздеваю.

Но не касаюсь сосен

И елочек. Я. (Осень).

Надо мною, над тобою

Пролетел мешок с водою,

Наскочил на дальний лес,

Прохудился и исчез. (Туча)

Дел у меня немало –

Я белым одеялом

Всю землю укрываю,

В лед реки убираю,

Белю поля, дома,

Зовут меня. (Зима).

Собираем в августе

Урожай плодов.

Много людям радости

После всех трудов.

Солнце над просторными

Нивами стоит,

И подсолнух зернами

Черными набит. (С. Маршак)

Читайте также:  Целостное развитие ребенка дошкольного возраста

Дидактическая игра «Времена года»Игра для развития ребенка времена годаИгра для развития ребенка времена годаИгра для развития ребенка времена года

Источник

Галаова Залина
Дидактические игры на тему «Времена года»

Дидактические игры к макету «Пирамида»

Дидактическая игра «Дополни»

(Для детей 4-7 лет)

В игре участвует подгруппа детей из 3-4 человек.

Цель: Закреплять знания детей о сезонных изменениях в природе, дополнить отдельно взятыми элементами по временам года.

Материал к игре: модель «Времена года», картотека стихотворений и загадок по временам года, раздаточный материал к игре на каждого ребёнка.

Ход игры:

«Когда это бывает?» Отгадывание загадки или зачитывание стихотворения о конкретном времени года;

-Рассматривание стороны пирамиды с изображением данного времени года;

-Выбрать сторону фишки, подходящая к нему;

Дидактическая игра «Что не по сезону?»

(Игра предназначена для детей в возрасте 3-7лет)

Цель: Развитие умений классифицировать одежду, обувь и головные уборы по существенным признакам.

Игровое оборудование:

-Модель «Времена года», кукла, одежда, сундучок для одежды (шкафчик).

Задачи:

-закреплять умение правильно называть предметы одежды;

Ход игры: На столе макет «Времена года», с одним из времён года. Перед макетом кукла в одежде, соответствующая данному сезону (с одной ошибкой)

-Описывание времени года на макете, характерных признаков;

-Рассматривание куклы, её одежды;

-Выявление детали одежды куклы, одетая не по сезону.

-Объяснение причины выявленной ошибки.

Дидактическая игра «Одень куклу по сезону»

(Для детей 3-7лет)

Интеграция образовательных областей: социально-коммуникативное развитие, речевое развитие.

Индивидуальная или подгрупповая совместная деятельность педагога и детей, самостоятельная игровая деятельность детей.

Цель:

Закрепление знаний детей о разнообразии одежды, умение различать и находить нужную одежду.

Задачи:

-закреплять умение правильно называть предметы одежды;

-формировать умение образовывать и использовать в экспрессивной речи существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами, согласовывать в речи прилагательные и числительные с существительными в роде, числе, падеже, навыки общения (можно включить задачу обучения составлению простых предложений по вопросам);

-тренировать навыки последовательного одевания и раздевания;

-развивать пальчиковую моторику;

Игровое задание:

-правильно подобрать одежду и одеть куклу.

Правила игры:

-подбирать одежду по сезону, последовательно одевать куклу.

Игровое оборудование:

-Модель «Времена года»,кукла с комплектами одежды: зима, весна, лето, осень; картинки с природными признаками всех времён года; книжки с загадками по различным темам, картотеки сезонных примет.

.

кукла, одежда, сундучок для одежды (шкафчик).

Ход игры:

(Воспитатель садится напротив детей. На столе макет «Времена года». Возле неё на стульчике сидит кукла девочки) Предлагает детям выбрать один из времён года на макете. Проводится описание данного времени года.

-Как одеваются люди… (называет выбранное детьми время года

-Надо одеть Таню по сезону. Какую одежду будем одевать? (Ответы детей)

-Откуда можно взять одежду? (из сундучка, из шкафа)

-Вспомните, пожалуйста, как правильно надо одеваться на прогулку. (Ответы детей)

Ребята под руководством воспитателя или самостоятельно в нужной последовательности одевают куклу. Детям разрешается поспорить, стоит ли вещь одевать сейчас. То, что не понадобится кукле, дети убирают в сундук или шкаф. Воспитатель благодарит детей.

Источник

Ира Гильманова
Дидактическая игра по развитию речи «Времена года» для детей 3–6 лет

Предлагаю Вашему вниманию макет «Времена года», который в этом году я изготовила для своих воспитанников разновозрастной группы.При составлении пособия я ставила такие цели и задачи:

Цель:- формировать устную речь и навыков речевого общения с окружающими на основе овладения литературным языком своего народа;

Развивать и активизировать словарь;

— знать времена года и называть их в определенной последовательности;

развивать зрительную память, внимание, и речь.

Задачи:

— учить определять время года по его характерным признакам;

— закреплять знания детей и представления об особенностях каждого времени года;

— обогатить активный словарь; развитие связной, грамматически правильной диалогической речи; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы.

Это пособие для дидактических игр по изучению времен года и для развития речи воспитанников. Идея появилась при оформлении уголка природы в группе. Я решила сделать вот такое дерево, которое отражало бы последовательность всех времен года. За основу этого макета я взяла дерево, вырезала из картона и сделала изображение дерева на все времена года, чтобы было поинтереснее, листья, плоды, снег сделала объемными, склеила их и установила на картонную подставку. Картинки придумала и рисовала сама. В результате получилось яркое пособие по изучению сезонных изменений в природе и появилось новое пособие. Разглядывая это дерево, дети стали лучше разбираться в признаках времени года, слушать стихи, пословицы, загадки про времена года. С детьми проводим беседы на времена года, составляем рассказы. При проведении этой дидактической игры у детей развивается речь и активизируется словарный запас. Мы и дальше хотим обогатить наше дерево персонажами животных и птиц по сезону, что обогатить знания детей про природу нашего края, активный словарный запас, и всестороннее развитие речи детей.

Читайте также:  Развитие мозга в первые годы ребенка

Дидактическая игра по развитию речи «Времена года» для детей 3–6 летИгра для развития ребенка времена года

Публикации по теме:

«Времена года». Дидактическая игра для детей среднего дошкольного возраста«Времена года». Дидактическая игра для детей среднего дошкольного возраста
«Маленькая яблонька У меня в саду. Белая-пребелая Вся стоит в цвету. Я надела платьице С белою каймой. Маленькая яблонька, Подружись со.

Дидактическая игра-макет «Дуб. Времена года»Дидактическая игра-макет «Дуб. Времена года»
Дидактическая игра-макет «Дуб. Времена года» Предлагаю вашему вниманию пособие по изучению времен года, а также дерева дуб «Дуб. Времена.

Дидактическая игра по развитию речи детей 5–7 лет «Волшебные камешки»Дидактическая игра по развитию речи детей 5–7 лет «Волшебные камешки»
Дидактическая игра «Волшебные камешки» Возраст детей: старший дошкольный возраст (5-7 лет). Цель: развитие навыков звукового анализа слов,.

Дидактическая игра по развитию речи для детей шестого года жизни «Снеговик»Дидактическая игра по развитию речи для детей шестого года жизни «Снеговик»
Дидактическая игра по развитию речи для детей 6 года жизни «Снеговик» Программное содержание: Научить детей определять место звука «с» в.

Дидактическая игра по развитию речи «Собака в будке» для детей младшей группы (3–4 года)Дидактическая игра по развитию речи «Собака в будке» для детей младшей группы (3–4 года)
Цель: развивать мелкую моторику, зрительное внимание, закреплять в речи употребление предлогов «на», «в», «под», «за». Количество играющих.

Дидактическая игра «Времена года»Дидактическая игра «Времена года»
Дидактическая игра «Времена года» служит эффективным средством обучения, развития и воспитания детей младшего дошкольного возраста. Данная.

Дидактическая игра «Времена года»Дидактическая игра «Времена года»
Цель: Систематизировать и обобщить знания детей об отличительных признаках времен года. Задачи: Образовательные: 1. Формировать представление.

Конспект занятия по развитию речи «Времена года» для детей 4–5 лет
Конспект занятия по развитию речи «Времена года» Цель: учить детей различать времена года, закреплять умение отгадывать загадки, расширять.

Наглядно-дидактическая картина «Дерево» по теме «Времена года» для детей 4–5 летНаглядно-дидактическая картина «Дерево» по теме «Времена года» для детей 4–5 лет
Уважаемые педагоги! Предлагаю вашему вниманию наглядно – дидактическую картину — вязаное «Дерево» крючком по теме: «Времена года» для детей.

Оформления природного уголка. Дидактическая игра «Времена года»Оформления природного уголка. Дидактическая игра «Времена года»
Изготовлены четыре макета Времена Года для ознакомления детей с окружающим миром в детском саду. Задачи: -Воспитывать у детей любовь к природе,.

Источник

Анастасия Бочева
«Времена года». Дидактическая игра для детей среднего дошкольного возраста

«Маленькая яблонька

У меня в саду.

Белая-пребелая

Вся стоит в цвету.

Я надела платьице

С белою каймой.

Маленькая яблонька,

Подружись со мной».

«Времена года». Дидактическая игра для детей среднего дошкольного возраста

Цель: Развивать умение использовать эталоны, как общепринятые свойства и качества.

Задачи:

Образовательные задачи:

1. Учить понимать и использовать в познавательно- исследовательской деятельности модели.

2. Готовить детей к осознанной реализации поставленной перед ними задачей.

3. Расширять представление детей о сезонных изменениях жизни и роста плодовых деревьев.

4. Закреплять такие математические понятия и пространственные ориентации, как много и один, большой и маленький, выше и ниже, справа слева.

5. Работа над составом числа в пределах 10, обучение решению простейших математических и логических задач.

6. Расширять словарный запас, уточнять знания об окружающем мире.

7. Расширять область самостоятельных действий детей.

8. Формировать образные представления в процессе различных видов деятельности.

Развивающие задачи:

1. Развивать мелкую моторику пальцев рук.

2. Развивать умение использовать эталоны, как общепринятые свойства и качества.

3. Развивать умение находить и различать противоположности.

4. Развивать элементарные представления из области живой природы.

5. Способствовать развитию воображения, любознательности.

Воспитательные задачи:

1. Воспитывать заботливое отношения ко всему живому.

2. Воспитывать у детей умение договариваться, самостоятельно разрешать конфликты со сверстниками.

3. Воспитание ценностного отношения к труду людей и его результатам.

4. Воспитание осознанного отношения к выполнению правил безопасности.

Технология использования дидактической игры «Времена года»

Пособие используется как индивидуально с целью выявления знаний и умений

ребёнка, так и с подгруппой детей с целью закрепления знаний и умению детей

выполнять определённые задания, а также для самостоятельного использования.

На панно в определённой последовательности изображены 4 времени года и яблоня с изменениями по временам года.

«Зима — красивая пора,

Зимой нас ждут и снег, и лед,

И знает точно детвора:

Зимой приходит Новый год!»

Игра для развития ребенка времена года

«Весной, на деревьях, ты посмотри:

Там, где были почки,

Как зеленые огни,

Вспыхнули листочки».

Игра для развития ребенка времена года

«В ягоды одето,

В яблоки и сливы.

Стали дни красивы.

Сколько цвета!

Сколько света!

Солнце на макушке лета!»

Игра для развития ребенка времена года

«Если осень наступила,

То не время горевать.

Осенью всем нам надо,

Урожай собирать».

Игра для развития ребенка времена года

Варианты использования данного пособия.

1. Составь алгоритм изменения времени года.

2. Помоги яблонька выбрать наряд (зимой снежинки, весной цветы потом почки, летом молодые листочки потом листочки побольше и молоденькие яблочки, осенью листья желтеют, яблоки наливаются и листья опадают).

3. «Найди, сорви или приложи»: одно яблоко, два яблока о т. д.

4. «Помоги ёжикам собрать яблочки».

5. «Помоги исправить ошибку». Найди чего не может быть (например, цветут цветы и зреют плоды одновременно, лежат снежинки и цветут цветы). Почему ты так думаешь?

6. Нарисуй яблоньку в заданное время года.

7. Игра «Когда это бывает». Из предложенного материала: снежинки, цветочки, почки, молоденькие листики, листики разного цвета, яблочки. Выбрать и положить на определённое поле.

Игра для развития ребенка времена года

Источник