Игра для развития ребенка шнуровка

Игра для развития ребенка шнуровка thumbnail

Ольга Брызгалова
Игры-шнуровки

Актуальность.

На начальном этапе жизни именно мелкая моторика отражает то, как развивается ребенок, свидетельствует о его интеллектуальных способностях. Дети с плохо развитой ручной моторикой неловко держат ложку, карандаш, не могут застегивать пуговицы, шнуровать ботинки. Им бывает трудно собрать рассыпавшие детали конструктора, работать с пазлами, счетными палочками, мозаикой. Они отказываются от любимых другими детьми лепки и аппликации, не успевают за ребятами на занятиях.

Таким образом, возможности освоения мира детьми оказываются обедненными. Дети часто чувствуют себя несостоятельными в элементарных действиях, доступных сверстникам. Это влияет на эмоциональное благополучие ребенка, на его самооценку. С течением времени уровень развития формирует школьные трудности.

И, конечно, в дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью развития детской речи, формирования навыков самообслуживания и подготовки к письму. От того, насколько ловко научится ребенок управлять своими пальчиками, зависит его дальнейшее развитие. Наряду с развитием мелкой моторики развиваются память, внимание, а также словарный запас.

Мелкая моторика — способность манипулировать мелкими предметами, передавать объекты из рук в руки, а также выполнять задачи, требующие скоординированной работы глаз и рук. Мелкая моторика связана с нервной системой, зрением, вниманием, памятью и восприятием ребенка. Также ученые доказали, что развитие мелкой моторики и развитие речи очень тесно связаны. А объясняется это очень просто. В головном мозге человека есть центры, которые отвечают за речь и движения пальцев. Расположены они очень близко. Поэтому, развивая мелкую моторику, мы активируем зоны, отвечающие за становление детской речи и повышающие работоспособность ребенка, его внимание, умственную активность, интеллектуальную и творческую деятельность. Кроме того, мелкая моторика непосредственно влияет на ловкость рук, который сформируется в дальнейшем, на скорость реакции ребенка, на уровень логического мышления, памяти, умения рассуждать, концентрировать внимание и воображение. Нам можно убедиться в уникальности и мудрости опыта наших предков.Задолго до открытия учеными взаимосвязи руки и речи они придумали и передавали из одного поколения в другое народные потешки: «Ладушки – ладушки», «Сорока – белобока», и др. Предлагаем вашему вниманию игры и упражнения на развитие мелкой моторики, которыми можно заниматься и дома.

Стратегия работы :

Успешность работы с детьми младшего возраста во многом зависит от того, как организована работа с этой категорией детей в детском саду.

I этап – аналитический –при выявлении уровня развития мелкой моторики руки у детей учитываются их успехи в какой-либо деятельности: непосредственно-образовательной, познавательной, физической и т. д.

Этот этап характеризуется тем, что дети охотно осваивают навыковое содержание учения (пальчиковые игры) под руководством воспитателя и самостоятельно. На этом этапе очень важно организовать непосредственно-образовательную и игровую деятельность как единый процесс, направленный на развитие речи, творческих, познавательных способностей детей, предложить такое количество дополнительных игр и образовательной деятельности, где бы каждый ребенок мог реализовать свои эмоциональные, физические способности.

II этап – диагностический

На этом этапе проводится индивидуальная оценка развития мелкой моторики руки каждого ребенка.

III этап – этап формирования навыков и умений при разучивании пальчиковых игр, следовательно, развития мелкой моторики руки

Игры и упражнения развивающие мелкую моторику рук.

Для развития мелкой моторики руки разработано много интересных методов и приемов, используются разнообразные стимулирующие материалы.В своей работе я использовала накопленный опыт по данному направлению и основной принцип дидактики: от простого к сложному. Подборка игр и упражнений, их интенсивность, количественный и качественный состав варьируются в зависимости от индивидуальных и возрастных особенностей детей.

Считаю, что для разностороннего гармоничного развития двигательных функций кисти руки необходимо тренировать руку в различных движениях – на сжатие, на растяжение, на расслабление.И поэтому я использую следующие приемы:

систематичность проведения игр и упражнений. Не следует ожидать немедленных результатов, так как автоматизация навыка развивается многократным его повторением. В связи с этим отработка одного навыка проходит по нескольким разделам;

последовательность – (от простого к сложному). Сначала на правой руке, затем на левой; при успешном выполнении – на правой и левой руке одновременно. Недопустимо что-то пропускать и “перепрыгивать” через какие-то виды упражнений, так как это может вызвать негативизм ребенка, который на данный момент физиологически не в состоянии справиться с заданием;

Читайте также:  Дошкольный центр развития ребенка дзержинск

все игры и упражнения должны проводиться по желанию ребенка, на положительном эмоциональном фоне. Для любого человека, независимо от его возраста, значим результат. Поэтому любое достижение малыша должно быть утилитарным и оцененным;

если ребенок постоянно требует продолжения игры, необходимо постараться переключить его внимание на выполнение другого задания. Во всем должна быть мера. Недопустимо переутомление ребенка в игре, которое также может привести к негативизму.

Существует огромное количество игр и упражнений, развивающих мелкую мускулатуру. Назову те, которые я использую в своей практике.Их можно условно разделить на несколько групп: игры на развитие тактильного восприятия, игры с водой и песком, фольклорные пальчиковые игры, упражнение с предметами, игры на выкладывание, игры на нанизывание, игры с конструкторами.

Использование шнуровок в своей работе.

Цель: воспитывать у детей способность контролировать свои достижения (уровень развития крупной и мелкой моторики, инициативность и самостоятельность в разных видах деятельности, способность к волевым усилиям).

Задачи.

•Образовательные:

-повышать уровень развития ребёнка;

-усиливать желание ребенка узнавать что-то новое и работать самостоятельно;

-учить анализировать, сравнивать, обобщать;

-закреплять знания о цветовой гамме.

•Развивающие:

-развивать все познавательные функции (восприятие, внимание, память, мышление, речь);

-развивать моторику посредством развития тактильной чувствительности как основы «ручного интеллекта».

•Воспитывающие:

-воспитывать усидчивость, самостоятельность.

-воспитывать в процессе общения инициативность, сотрудничество.

При использовании игрушек – шнуровок, в игровой форме осуществляется развитие мелкой моторики рук, а, следовательно, поэтапная подготовка ребёнка к письму. Шнуровка даёт возможность придумать множество игр. Это и непосредственно шнурование, и возможность использовать элементы «шнуровки» в сюжетно-ролевых играх или изучать основные цвета, она развивает пространственное ориентирование, способствует пониманию понятий «вверху», «внизу», «справа», «слева». Можно использовать игры-шнуровки при закреплении изученных букв и слогов.

Шнуровки — важная развивающая игра для детей, готовящая руку малыша к рисованию и письму. Хорошо развитая мелкая моторика руки напрямую влияет на устную речь ребенка. Хочу поделиться опытом в создании дидактического материала на развитие мелкой моторики из фетра. Фетр, очень приятный на ощупь материал и нравится детям разных возрастных категорий (как деткам раннего возраста, а также заинтересует детей дошкольного и младшего школьного возраста).

Сейчас очень много материала на развитие мелкой моторики, но уже хочется чего — то нового в работе логопедов, дефектологов, воспитателей. Родители также могут со своими детьми провести занятия с использованием шнуровки.

Вашему вниманию я предлагаю игры со шнуровкой из фетра, которые развивают не только мелкую моторику рук, но и сенсорные представления (форма, величина, цвет); математические представления (счет, решение задач,например: Если на елочку повесить 5 новогодних игрушек, а потом 2 игрушки уберем, сколько останется); закрепление лексических тем (транспорт, обувь, фрукты, одежда). Данная методика подходит для детей не только с нормой интеллектуального развития, но и в коррекционно — развивающем обучении.

«Волшебные шнурочки, или Рисуем шнурками».

Все мы знаем, что шнуровка – один из видов развивающих игр для детей. Игры-шнуровки развивают мелкую моторику, пространственное ориентирование, усидчивость и терпение. Единственный минус таких игр – они быстро надоедают малышу, и он перестает ими интересоваться. Но шнурками можно и рисовать!

«Рисунки», выполненные шнуром, кажутся объемными и «живыми». Кроме того это занятие успокаивают детей и развивает у них усидчивость, интерес к декоративно-прикладному искусству. А также совершенствовать зрительное восприятие детей

— развивает зрительно-моторную координацию

— подготавливает руку ребенка к письму.

Вот способ изготовления некоторых шнурок своими руками из нетрадиционных материалов.

Шнуровка-планшет.

Задачи: — совершенствовать зрительное восприятие,

— развивает зрительно-моторную координацию,

— подготавливает руку ребенка к письму.

Нам понадобится планшет в виде разделочной доски и цветные шнурки.

Процесс изготовления:

1. Взять разделочную доску просверлить дрелью отверстия.

2. преклепить разноцветные шнурки с помощью узла.

3. Можно рисовать шнурками.

Игра-шнуровка «Бабочка».

Задачи:

-развивать тонкие движения пальцев обеих рук; -подвести к умению шнуровать обувь (шнурование, завязывание шнурка на бант);

-воспитывать трудолюбие, усидчивость.

Ход игры: воспитатель показывает ребёнку, как можно зашнуровать туловище бабочки. Можно шнуровать, начиная как сверху вниз, так и снизу вверх. Затем предлагает попробовать зашнуровать ребёнка.

Читайте также:  Форма 112 у история развития ребенка где взять

Процесс изготовления «бабочки из фетра».

1. Вырезать из фетра крылья бабочки.

2. Приклеить крылья на картон по изнанке.

3. Приклеить к крыльям туловище.

4. Пришить по краю туловища колечки для ковра.

5. Вдеть шнурок.

Шнуровка – «Заплети косички солнышку».

Задачи:

— развивать умение плести косичку в три пряди,

— укрепление и развитие мелкой моторики пальцев рук,

— воспитание усидчивости и терпеливости в работе.

Способ изготовления:

1. Берется подушка, заполненная синтепоном на нее пришивается связанное из шерстяных ниток солнышко крючком.

2. На солнышко приклеиваются глазки, ротик, носик.

3. По краю симметрично привязываются атласные ленточки по 3 в пучок (30-40) см.

4. Я привязала 6 пучков, следовательно, на 6 косичек.

Таким образом, было занято плетением косичек одновременно 6 детей.

Объёмная шуровка (из соленого теста).

Задачи:

— учить детей продевать шнурок в отверстия;

— продолжать развивать движения мелких мышечных групп руки, целенаправленность действий;

-формировать зрительно – двигательную координацию и чувство восприятия пространства.

Способ изготовления:

1. Из соленого теста фрукт или овощ.

2. Просушиваю в духовке или на воздух.

3. Окрашиваю в цвет овоща или фрукта гуашью.

4. Просушиваю.

5. Дрелью под углом делаю дырки.

6. Изделие готово, осталось только подобрать шнурок. Я взяла зелёный и желтый под цвет, червяка, который ест фрукты и овощи.

Шнуровка из салфетки.

Задачи:

-развивать тонкие движения пальцев обеих рук;

-подвести к умению шнуровать ;

— воспитывать трудолюбие;

— усидчивость.

Способ изготовления:

1. Вырезаю из картона шаблон бабочки.

2. Обвожу шаблон на салфетке-губке.

3. Вырезаю.

4. Делаю дыроколом дырки по краю бабочки.

5. Подбираю шнурок.

6. Шнуровка готова.

Объёмная шнуровка из бросового материала.

Задачи:

— способствовать усвоению понятий «вверху», «внизу», «справа», «слева»;

— формировать навыки шнуровки (шнурование, завязывание шнурка на бант);

— способствовать развитию речи; развивать творческие способности;

— развивать усидчивость.

Способ изготовления:

1. Берется пластмассовая бутылка из-под лимонада.

2. Отрезаем нижнюю часть.

3. И делаем в нижней части дырки накаливая гвоздь над пламенем огня.

4. Дырки делаем на одинаковом расстоянии в 3 ряда.

5. По краю обклеиваю изолентой или цветным скотчем.

6. Можно покрасить гуашью.

7. Осталось только вставить шнурок и шнуровка готова.

Результат занятий с шнуровками.

Работая над развитием мелкой моторики рук у детей, улучшилась координацию артикуляционного аппарата. Заметно сократились сроки постановки звуков, совершенствовалась общая координация движений детей.

Выполняя пальчиками различные упражнения, дети достигают хорошего развития мелкой моторики рук, которая не только оказывает благоприятное влияние на развитие речи, но и подготавливают их к рисованию и письму. Кисти рук приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений, это в дальнейшем облегчает приобретение навыков письма. Все это создает благоприятную базу для более успешного обучения в школе.

Таким образом, включение упражнений на развитие мелкой мускулатуры пальцев рук играет положительную роль в развитии связной речи детей, подготовки дошкольников к обучению в первом классе.

Результатом использования данных дидактических игр стало повышение качества образовательного процесса, у дошкольников наблюдается повышение мотивации обучения, познавательной активности, их творческого потенциала.

Источник

Валентина Жилина
Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста по средствам дидактической игры «Шнуровка»

Одним из самых эффективных способов развития мелкой моторики являются игры-шнуровки.

В играх с шнурованием также развивается глазомер, внимание, происходит укрепление пальцев и всей кисти руки (мелкая моторика, а это в свою очередь влияет на формирование головного мозга и становления речи. А также, что немаловажно, игры-шнуровки косвенно готовят руку к письму и развивают усидчивость.

Шнуровка – один из видов развивающих игр для детей. Отличительная черта игры – наличие шнурка и предметов для шнурования. Действия с подобными игрушками способствуют развитию тонких движений пальцев рук (тонкой моторики, а также развитию речи ребенка. В психологии хорошо известно исследование М. В. Фоминой, которая установила зависимость между уровнями развития речи и мелкой моторики: чем больше развита мелкая моторика, тем совершеннее активная речь ребенка. Такая зависимость объясняется тем, что около трети всей площади двигательной проекции в коре головного мозга занимает проекция кисти руки, расположенная очень близко от речевой моторной зоны. Именно этот факт навел ученых на мысль о том, что тренировка тонких движений пальцев рук оказывает на развитие активной речи не меньшее влияние, чем непосредственное речевое общение ребенка и взрослого.

Читайте также:  Сенсорное развитие что должен знать ребенок

Назначение игр-шнуровок:

1. Развитие мелкой моторики.

2. Формирование навыков шнурования различных предметов.

3. Развитие памяти, внимания, мышления.

Задачи:

1. Развивать мыслительные операции анализа, синтеза, сравнения, обобщения.

2. Способствовать развитию действий руки, формировать ручную умелость, совершенствовать мелкую моторику пальцев.

3. Формировать волевые умения (умение не отвлекаться от поставленной задачи, доводить ее до завершения, стремиться к получению положительного результата).

В мире всё претерпевает изменения – новенькая игрушка стала набором отдельных деталей и наоборот детали превращаются в новую игрушку. Развивающая среда позволяет каждому малышу найти занятие по душе, поверить в свои силы и способности.

Дидактическая игрушка — «Шнуровка с помощью канцелярских иголок» — сделана своими руками, нацелена на развитие мелкой моторики рук, усидчивости и глазомера у детей младшего дошкольного возраста. В процессе игры совершенствуется координация движений, гибкость кистей рук, пространственное ориентирование, формируются понятия «вверху», «внизу», «справа», «слева». Согласно принципу интеграции образовательных областей, могут быть использованы при реализации образовательных областей,таких как: «Социализация», «Художественное творчество», «Здоровье», «Коммуникация», «Познание».

Играя, ребенок учится сопоставлять, сравнивать, устанавливать простые закономерности, принимать самостоятельные решения.

Развивается познавательная активность, любознательность, творческие способности, воображение, мышление, коммуникативные навыки.

Играя, каждый ребенок понимает, что форма, величина, цвет- постоянные признаки предметов, которые нужно учитывать при выполнении самых различных действий.

У ребенка появляется интерес к знаниям, усидчивость, самостоятельность. Дети видят результат своего познавательного действия.

В процессе игры создаются условия для развития воображения и интеллектуального творческого саморазвития детей.

Педагогическая технология по ознакомлению дошкольников со шнуровками носит интегрированный характер в воспитательно-образовательном процессе. Поощряет детское экспериментирование, развивает навыки исследовательской работы.

Взаимосвязь тонкой (пальцевой) моторики и речевого развития известна уже давно. Еще наши прапрабабушки использовали в воспитании детей игры типа «Ладушки» и «Сорока кашу варила».

Почему же развитие мелкой моторики так важно?

В исследованиях М. Кольцовой установлено, что уровень развития психических процессов находится в прямой зависимости от того, насколько у ребенка ловкие руки.

На основе этой взаимосвязи разработан метод, определяющий уровень развития речи детей первых лет жизни.Он состоит в следующем: ребенка просят показать сначала один пальчик, потом два пальчика и три («сделай вот так» — и показываем, как это надо делать). Дети, которым удаются изолированные движения пальцев — говорящие дети; если же пальцы напряженные, сгибаются и разгибаются только все вместе или, напротив, вялые («ватные») и не дают изолированных движений, то это — неговорящие дети. Таким образом, не услышав от ребенка ни одного слова, можно определить, как у него развита речь. До тех пор пока движения пальцев не станут свободными, развития речи добиться не удастся.

Умение работать пальчиками приходит к малышам не сразу, поэтому важная задача — превратить обучение в увлекательную игру, выбрав те занятия, которые понравятся именно вашему ребенку!

Помните, что, развивая тонкую моторику, Вы не только продвинете развитие своего ребенка вперед, но и сможете быстрее преодолеть отклонения, возникшие в речевом развитии ребенка.

Вместе с ребенком достаточно поиграть 10 – 15 минут 2-3 раза в неделю индивидуально или с подгруппой в утренний, вечерний отрезок времени, или во время непосредственной образовательной деятельности.

Предполагаемый результат:

развитие мелкой моторики рук;

• формирование логического мышления;

• обогащение словаря;

• подготовка руки к письму;

развитие наблюдательности;

• формирование представлений о цвете, форме, величине, количестве.

В своей работе я использую дидактические игры, которые учат детей ориентироваться в цветной гамме, дают понятие о величине (большой, средний, маленький, способствовать развитию моторики пальцев рук, учат решать логические задачи, развивают творческие способности.

Когда ребенок видит, ощупывает предмет, обучать его значительно легче. Поэтому одним из основных принципов обучения детей является наглядность.

Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста по средствам дидактической игры «Шнуровка»Игра для развития ребенка шнуровкаИгра для развития ребенка шнуровка

Источник