Игра для развития математических способностей ребенка
Куксенко Светлана
Сборник дидактических игр для развития математических способностей для детей 3–4 лет
Дидактические игры, направленные на формирование элементарных
математических представлений у детей второй младшей группы
«Найди предмет»
Цель: учить сопоставлять формы предметов с геометрическими
образцами.
Материал. Геометрические фигуры (круг, квадрат,
треугольник, прямоугольник, овал).
Дети стоят полукругом.В центре расположены два столика: на одном – геометрические формы, на втором — предметы.Педагог рассказывает правила игры: «Мы будем играть так: к кому подкатится обруч, тот подойдет к столу и найдет предмет такой же формы, какую я покажу. Ребенок, к которому подкатился обруч, выходит, педагог показывает круг и предлагает найти предмет такой же формы. Найденный предмет высоко поднимается, если он выбран правильно, дети хлопают в ладоши.
Затем взрослый катит обруч к следующему ребенку и предлагает другую форму. Игра продолжается, пока все предметы не подойдут подобраны к образцам.
«Веселые матрешки»
Цель: учить различать и сравнивать предметы по разным
качествам величины.
Материал. 2 комплекта
пятиместных матрешек, 2 комплекта разных по величине кружочков, башенка из полых кубов.
По приглашению педагога дети садятся за общий стол, на котором стоит матрешка.Педагог обращается к детям: «Я хочу поиграть с вами в веселых матрешек, но вижу, что здесь только одна матрешка, а где же остальные? (смотрит вокруг, а потом берет в руки матрешку и покачивает ее).
Что-то там, в середине гремит! Посмотрим, что там есть? (Снимает верхнюю
половину матрешки). Вот, оказывается, где они спрятались! (Все матрешки
выставляются в ряд). Давайте познакомимся с ними! Педагог называет имя каждой матрешки,наклоняя ее при этом: «Я — Матреша, я — Наташа, я — Даша, я — Маша» и т. д.
Каждый ребенок выбирает себе одну из матрешек (одну матрешку берет себе
воспитатель). Игра начинается. Сначала матрешки гуляют, (ходят по столу). Затем их зовут измерять рост. Они выстраиваются друг за другом и по очереди, начиная с самой маленькой, встают по росту, а воспитатель уточняет, какая матрешка самая маленькая (высокая? Потом матрешки идут обедать. Педагог ставит на стол набор кружочков (тарелочек) пяти вариантов величины, вызывает детей по очереди, которые подбирают для своих матрешек тарелочки соответствующей величины.
Пообедав, матрешки собираются на прогулку. Педагог ставит на стол второй комплект матрешек, и дети подбирают своим матрешкам подружек такого же роста. Пары матрешек передвигаются по столу. Потом разбегаются и смешиваются. («Матрешки захотели побегать»). Незаметно для детей воспитатель убирает со стола пару матрешек одного роста.
«Пора домой! — говорит педагог. Становитесь в пары».
Матрешки выстраиваются парами, и вдруг обнаруживается, что какой-то пары матрешек не хватает. Педагог предлагает детям позвать матрешек по имени (если помнят). Все хором просят ее вернуться.
Матрешки появляются, малыши ставят их на место и игрушки отправляются домой. Педагог ставит на стол башенку из полых кубов (одна сторона у них отсутствует) – это домики для матрешек. По просьбе воспитателя каждый ребенок находит дом для своей матрешки. Матрешки кланяются, прощаются и уходят домой.
«Длинное — короткое»
Цель: развитие у детей четкого
дифференцированного восприятия новых качеств величины.
Материал. Атласные и капроновые ленты разных
цветов и размеров, картонные полоски,сюжетные игрушки: толстый мишка и тоненькая кукла.
Перед началом игры В. заранее раскладывает на двух столах комплекты игрового дидактического материала (разноцветные ленточки, полоски). Педагог достает две игрушки — плюшевого мишку и куклу Катю.
Он говорит детям, что Мише и Кате хочется сегодня быть нарядными, а для этого им нужны пояски. Подзывает двух детейи дает им свернутые в трубочку ленточки: одну короткую — поясок для Кати, другую длинную — поясок для мишки. Дети с помощью В. примеряют и завязывают пояски игрушкам. Игрушки выражают радость и кланяются. Но затем игрушки хотят поменяться поясками. Педагог предлагает снять пояски и поменять их
игрушки. Вдруг обнаруживает, что на мишке поясок куклы не сходится, а для куклы поясок слишком велик. Педагог предлагает рассмотреть пояски и расстилает их рядом на столе, а затем накладывает короткую ленточку на длинную. Он объясняет, какая ленточка длинная, а какая короткая, т. е. дает название качества величины — длина. После этого В. показывает детям две картонные полоски — длинную и короткую. Показывает детям, как можно сравнить полоски с ленточками путем накладывания и сказать, какая из них короткая, какая – длинная.
«Подбери фигуру»
Цель: закрепить представления детей о
геометрических формах, упражнять в их назывании.
Материал.Демонстрационный: круг, квадрат,
треугольник, овал, прямоугольник, вырезанные из картона.Раздаточный: карточки с контурами 5 геометрических лото.
Педагог показывает детям фигуры, обводит каждую пальцем.Дает задание детям: «У вас на столах лежат карточки, на которых
нарисованы фигуры разной формы, и такие же фигуры на подносах. Разложите все фигуры на карточки так, чтобы они спрятались». Просит детей обводить каждую фигуру, лежащую на подносе, а затем накладывает («прятать») ее на начерченную фигуру.
«Три квадрата»
Цель: научить детей соотносить по величине
три предмета и обозначить их отношения словами: «большой», маленький», «средний», самый большой», «самый маленький».
Материал. Три квадрата разной величины, фланелеграф; у детей по 3 квадрата, фланелеграф.
Педагог: Дети, у меня есть 3 квадрата, вот такие (показывает). Этот самый большой, этот — поменьше, а этот самый маленький (показывает каждый из них). А теперь вы покажите самые большие квадраты (дети поднимают и показывают, положите. Теперь поднимите средние.
Теперь — самые маленькие. Далее В. предлагает детям построит из квадратов
башни. Показывает,как это делается: помещает на фланелеграфе снизу вверх
сначала большой, потом средний, потом маленький квадрат. «Сделайте вы такую башню на своих фланелеграфах» — говорит Воспитатель.
«Игра с обручем»
Цель: различение и нахождение геометрических фигур.
Для игры используются 4-5 сюжетных игрушек (кукла, матрешки, корзина и т. д.); отличающиеся по величине, цвету, форме. Игрушка ставится в обруч. Дети выделяют признаки, свойственные игрушке, кладут в обруч те геометрические фигуры, которые обладают сходным признаком (все красные, все большие, все круглые и т. д.) вне обруча остаются фигуры, не
обладающие выделенным признаком (не круглые, не большие и т. д.)
«Геометрическое лото»
Цель: учить детей сравнивать форму
изображенного предмета с геометрической фигурой подбирать предметы по геометрическому образцу.
Материал. 5 карточек с изображением
геометрических фигур: по 1 кругу, квадрату, треугольнику, прямоугольнику,
овалу.По 5 карточек с изображением предметов разной формы: круглой (теннисный мяч, яблоко, шарик, футбольный мяч, воз душный шар, квадратный коврик, платок, кубик и т. д. Овальной (дыня, слива, лист, жук, яйцо); прямоугольной (конверт, портфель, книга, домино, картина).
Принимают участие 5 детей. Педагог рассматривает вместе с детьми материал. Дети называют фигуры и предметы. Затем по указанию Воспитателя подбирают к своим геометрическим образцам карточки с
изображением предметов нужной формы. Педагог помогает детям правильно назвать форму предметов (круглая, овальная, квадратная, прямоугольная).
«Какие бывают фигуры»
Цель: познакомить детей с новыми формами: овалом, прямоугольником, треугольником,давая их в паре с уже знакомыми: квадрат-треугольник,
квадрат-прямоугольник, круг-овал.
Материал. Кукла.Демонстрационный:крупные картонные фигуры: квадрат, треугольник, прямоугольник, овал, круг.Раздаточный: по 2 фигуры каждой формы меньшего размера.
Кукла приносит фигуры. Педагог показывает детям квадрат и треугольник, спрашивает, как называется первая фигура. Получив ответ, говорит, что в другой руке треугольник. Проводится обследование путем обведения контура пальцем. Фиксирует внимание на том, что у треугольника только три угла. Предлагает детям подобрать треугольники и сложить их вместе.Аналогично: квадрат с прямоугольником, овал с кругом.
«Широкое — узкое»
Цель: формировать представление «широкое — узкое».
Дети учатся различать ширину предметов, т. е. широкие и узкие
ленточки одной и той же длины. При создании игровой ситуации можно использовать следующий игровой прием. На столе выкладываются две картонные полоски – широкая и узкая (одинаковой длины). По широкой полоске (дорожке) могут пройти кукла и мишка, а по узкой — только один из них. Или можно проиграть сюжет с двумя машинами.
«Кому какая форма»
Вариант 1.
Цель: учить детей группировать геометрические фигуры (овалы, круги) по форме, отвлекаясь от цвета, величины.
Материал. Большие мишка и матрешка.Раздаточный: по три круга и овала разных цветов и размеров, по 2 больших подноса для каждого ребенка.
Педагог демонстрирует круг и овал, просит детей вспомнить названия этих фигур, показать, чем они отличаются друг от друга, обвести контуры пальчиками. «А теперь все кружочки положите на один поднос — матрешке, все овалы на другой — мишке». Педагог наблюдает, как дети выполняют задание, в случае затруднения предлагает ребенку обвести фигуру пальцем и сказать, как она называется.В конце Воспитатель подводит итог: «Мы
сегодня научились отличать круги от овалов. Мишка все овалы отнесет в лес, а матрешка — заберет круги домой».
Вариант 2.
Цель: учить детей группировать геометрические фигуры (квадраты,
прямоугольники, треугольники) по форме, отвлекаясь от цвета и величины.
Содержание аналогично варианту 1.
«Соберем бусы»
Цель: формировать умение группировать геометрические фигуры по двум свойствам (цвету и форме, величине и цвету, форме и величине, видеть простейшие закономерности в чередовании фигур.
Оборудование. На полу лежит длинная лента,на ней слева направо в определенном чередовании разложены фигуры: красный треугольник,
зеленый круг, красный треугольник и т. д.
Дети стоят в кругу, перед ними коробки с разноцветными геометрическими фигурами. Педагог предлагает сделать бусы для новогодней елки. Показывает на ленту с разложенными геометрическими фигурами и
говорит: «Посмотрите, Снегурочка уже начала их делать. Из каких фигур она
решила составлять бусы? Догадайтесь, какая бусинка следующая». Дети берут по две такие же фигуры, называют их и начинают составлять бусы. Объясняют, почему выкладывают именно эту фигуру. Под руководством педагога исправляют ошибки. Затем Воспитатель говорит, что бусы рассыпались и их надо собрать снова. Выкладывает на ленте начало бус, а детям предлагает продолжить. Спрашивает, какая фигура должна быть
следующей, почему. Дети выбирают геометрические фигуры и раскладывают их в соответствии с заданной закономерностью.
«Наш день»
Цель: закрепить представление о частях суток, научить правильно употреблять слова «утро», «день», «вечер», «ночь».
Оборудование. Кукла бибабо, игрушечные кровать, посуда, гребешок и т. д. картинки, на которых показаны действия детей в разное время суток.
Дети сидят полукругом. Педагог с помощью куклы производит различные действия,по которым дети должны определить часть суток: кукла встает с постели, одевается, причесывается (утро, обедает (день) и т. д. Затем Воспитатель называет действие,например: «Кукла умывается», предлагает
ребенку выполнить его и назвать часть суток, соответствующую этому действию (утро или вечер).Педагог читает отрывок из стихотворения Петрушиной:
Кукла Валя хочет спать.
Уложу ее в кровать.
Принесу ей одеяло,
Чтоб быстрее засыпала.
Дети укладывают куклу спать и говорят, когда это бывает. Педагог показывает картинки во временной последовательности и спрашивает, в какую часть суток происходят эти действия. Затем перемешивает картинки и вместе с детьми располагает их в порядке следования действий суток.
Дети раскладывают свои картинки в соответствии с картинками.
Источник
Надежда Вшивцева
Игры развивающие математические способности детей
Тема самообразования «Игры развивающие математические способности детей» выбрана мною не случайно. Ведь всем нам известно, что для детей, а особенно для детей дошкольного возраста, самая лучшая форма обучения, это обучение с помощью игры. Развивающие игры очень важны для детей. Ребёнку кажется, что он просто развлекается, но на самом деле он тренирует своё воображение, мышление, развивает свои творческие способности.
Дошкольники с развитым интеллектом легче учатся, быстрее запоминают материал, более уверены в своих силах, легче адаптируются в новой обстановке, обладают внутренней свободой и высоким самоконтролем. Проявляя интерес ко всему новому и необычному, они обладают большой инициативой, сохраняя личную независимость суждений и действий.
Я считаю, что среди всех методов развития умственных способностей наиболее оптимальным являются развивающие игры, так как они наиболее соответствуют ведущей деятельности дошкольного возраста, а также предполагают гибкость и вариативность их применения.
Развивающие игры математического содержания:
• Знакомят детей с геометрическими фигурами, формой предметов, размером;
• Развивают мыслительные умения: сравнивать, анализировать, классифицировать, обобщать, абстрагировать, кодировать и декодировать информацию;
• Помогают усвоить элементарные навыки алгоритмической культуры мышления;
• Развиваютпознавательные процессы: восприятие, память, внимание, воображение, волю;
• Развивают интеллектуальные и творческие способности детей.
В своей работе я использую игры, которые помогают детям проявлять интерес, развивают интеллект, самостоятельность.
В нашей группе большое разнообразие видов дидактических игр с математическим содержанием.
Игротека расположена в доступном для воспитанников месте. Это делает возможным использование дидактических игр не только в образовательном процессе, но так же в совместной и самостоятельной деятельности.
Помощниками в изучении этой темы стала следующая литература:
1. Никитин Б. П. Интеллектуальные игры. 4-е изд.,М: 1994.
2. Финкельштейн Б. Б. «Счётные палочки Х. Кюизенера» (набор игр с цветными счётными палочками Кюизенера, для детей 3 – 10 лет, СПб, «Корвет»
Полезной оказалась информация на следующих сайтах:
1. Mail.ru
2. Yandex.ru
3. Dohcolonoc.ru
А также я оставила картотеку «Занимательный математический
материал для работы с детьми в не занятий»:
1) Занимательные вопросы
2) Пословицы, поговорки
3) Логические концовки
4) Физические минутки
5) Считалки
6) стихи-шутки
7) Загадки
8) Задачи
Моей заслугой является то, что подавляющее большинство игр для детей были составлены мною самостоятельно.
Перед тем как начать работать с детьми по данной теме,мною были поставлены следующие задачи:
• познакомить детей с данными играми, развить интерес к играм;
• формировать у детей способность принимать предложенные им задачи и решать их самостоятельно через развивающие игры и упражнения, проблемные ситуации;
• развивать у воспитанников активную мыслительную деятельность через логические операции, анализа, синтеза, сравнения, обобщения и создание интереса к поставленной задачи.
В работе с родителями я использовала следующие формы:
• родительское собрание, на котором прошло знакомство с возрастными и психологическими особенностями детей и с задачами математического развития данного дошкольного возраста;
• консультации индивидуальные и групповые, которые помогают родителям ориентироваться в математических представлениях, формируемых у детей, и оказывают помощь в организации этой работы в условиях семьи;
• индивидуальные беседы и рекомендации с целью знакомства родителей с достижениями ребенка, для правильного выбора литературы и различных видов математических игр;
• папки-передвижки и фотовыставки, которые позволяют родителям наглядно увидеть работу по математическому развитию детей в детском саду, узнать об опыте семейного воспитания других родителей в данном направлении;
• памятки, которые знакомят родителей с развивающими играми и учат правильному методическому использованию данных игр в развитии ребенка;
• домашние задания, позволяющие закрепить полученные детьми на занятиях знания в семейном кругу, способствующие сближению детей и родителей;
• открытые показы занятий по математике, как итоговые, так и рядовые с целью наблюдения родителями за продвижением своего ребенка в процессе обучения.
Все вышеназванные формы взаимодействия с родителями способствовали вовлечению родителей в процесс формирования математических представлений и развития у своего ребенка интереса к математическим знаниям, к развивающим играм. Можно отметить тот факт, что большая часть родителей с доверием и с желанием откликнулись и принимают участие в совместной работе.
Для своих коллег мною были проведены консультации, выступления на педсовете, которые познакомили их с развивающими играми, значением развивающих игр в жизни ребёнка. В апреле был проведён мастер – класс, где было продемонстрировано, как при помощи простых упражнений и заданий развивать творческие, а главное математические способности у детей с использованием развивающих игр. В начале и в конце года были проведены открытые занятия.
Проводимая работа дала положительный результат.
• дошкольники научились пользоваться средствами и способами познания (сенсорными и измерительными эталонами, речью, сравнением, классификацией);
• воспитанники умеют планировать свои действия для выполнения задания и обдумывать их;
• дети проявляют творчество при решении проблемных ситуаций и задач.
Дети стали более самостоятельными, инициативными, уверенными в своих силах. Кроме этого, активизировалось диалоговое общение, расширился опыт познания.
Самое главное не делать за детей то, что они могут сделать сами, дать время им подумать, не торопить.
Источник
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 137 компенсирующего вида»
города Чебоксары Чувашской Республики
«Развитие математических способностей
у детей через развивающие игры»
Консультация для родителей
Чебоксары
«Развитие математических способностей
у детей через развивающие игры»
Умственное развитие дошкольника — важнейшая составная часть его общего психического развития; подготовки к школе и ко всей будущей жизни. Умственный труд, восприятие и переработка идущей из внешнего мира информации, формирование представлений и приобретение конкретных и обобщенных знаний, овладение умственной деятельности и применения их в различных условиях — сложный процесс, предъявляющий высокие требования к высшей нервной деятельности ребенка.
«Образованным человеком называется тот, — писал Н. П. Чернышевский, — кто приобрел много знаний и привык быстро и верно соображать, что хорошо и что дурно, или, как выражающие одним словом, привык «мыслить». Что же такое мышление? Прежде всего мышление является высшим познавательным процессом. Оно представляет собой нарождение нового знания, активную форму творческого отражения и преобразования человеком действительности.
Отличие мышления от других психических процессов состоит в том, что оно почти всегда связано с наличием проблемной ситуации, задачи, которую нужно решить. Мышление — это движение идей, раскрывающее суть вещей. Его итогом является не образ, а некоторая мысль, идея.
Вопрос о процессах мышления у детей имеет большой не только теоретический, но и практический интерес. Чем далее проникаем мы в работу детского интеллекта, тем более начинаем понимать сложность, глубину и напряженность детского мышления. С известным правом можно было бы сказать, что дети мыслят больше, нежели взрослые: мы слишком много знаем, имеем слишком много готового знания, готовых мыслей. Ребенок же находит себя в совершенно незнакомом мире, в котором все еще не понятно, все занимательно и интересно, — и он с чрезвычайным возбуждением и жаром стремится все узнать, со всем познакомиться. Центр психической работы у ребенка лежит не в его интеллекте, а в эмоциях, но это вовсе не ослабляет работы мышления, а только придает другой характер.
Конечно, детское мышление могло бы развиваться без влияния социальной среды, — но в этом случае оно развивалось бы медленно и односторонне. Фактически же всякий ребенок находится в постоянном взаимодействии с окружающими его людьми, с их вопросами и их ответами на собственные вопросы ребенка. Ребенок не развивается в пустоте, — его мысли вызывают иногда одобрение, иногда смех; иногда взрослые подтверждают и истолковывают мысль ребенка, иногда показывают ее ошибочность, задают ребенку вопрос, «почему ты так думаешь?» Особенно стимулирующее влияние имеют отзвуки со стороны сверстников, от которых ребенку особенно неприятно слышать ироническое отношение к его мысли. Мысль наша, развиваясь в этих условиях, получает такую форму, чтобы стать способной быть усвоенной другими, — на этой именно почве оформляется и закрепляется «логическая» структура мысли.
У детей старшего дошкольного возраста освоение языка и особенности грамматического строя дают возможность детям свободно говорить, рассуждать, спрашивать, планировать и делать выводы. Им становится все более доступно установление самых разнообразных связей, существующих между предметами и явлениями внешнего мира. Мысль ребенка напряженно работает над решением поставленного вопроса, хотя ответ может быть ошибочным. Накопленный опыт повышает возможности понимания ребенком содержания различной сложности, что является одним из показателей развития логического мышления.
Что такое понимание? Что значит понять картинку или выслушанный рассказ? О понимании можно говорить тогда, когда ребенку удалось во — первых, установить связи между частями воспринимаемого целого и, во — вторых, между новым предметом, и уже имеющимся у него знаниями.
Когда мы читаем книги, дети охотно слушают небольшие и понятные рассказы. Они с удовольствием рассматривают картинки, которые помогают им понять текст, слушают стихи, которые тоже ведут к пониманию картинки. Чем же достигается такой результат? Дело в том, что дети понимают текст тогда, когда они устанавливает связи каждого слова с соответствующим образом предмета, его качеством или действием.
Ребенок не может установить никаких связей с тем, что не имеется в его практическом опыте. Он не понимает о чем говорится, не улавливает связей отдельных слов в целом предложении. Для того, чтобы помочь детям понять то, что им неясно, необходимо задать несколько вопросов и пояснить отдельные слова, образные выражения, изображенные предметы.
Такая работа помогает детям установить разнообразные связи в воспринимаемом материале, развивать логическое мышление. Без знаний не может быть мышления, так как мышление есть оперирование знаниями, использование их для решения новых задач. Поэтому обогащение детей осмысленными и связными системными знаниями имеет огромное значение для умственного развития.
Для развития логического мышления ребенка особое значение приобретают вопросы. Вопрос — это сформулированная в речи задача. При проведении занятий, игр, при общении ребенка с другими детьми, вопрос побуждает детей к логическому мышлению. Но большое количество вопросов часто приносит вред. У детей ослабевает внимание, они становятся неинтересными, дети отвлекаются, начинают шалить, так как думать им совсем не над чем. Это особенно видно, когда вопросы очень легкие, элементарные. Например, при разговоре о погоде : «Что надевают на ноги?», «Куда улетают птицы?», «Как оделись люди?» Дети это хорошо знают, поэтому они просто выдают готовые знания. Активна только память детей, для работы мышления пищи нет. Мыслительный процесс возникает в том случае, если поставленная задача требует от ребенка перегруппировки имеющих знаний. Там, где нет «ломания головы», где нет усилия, напряжения, вызванного поисками решения, — там нет и мышления.
Для того, чтобы вызвать у детей активную мыслительную деятельность, необходимо знать возможности каждого ребенка. Надо сформулировать так вопросы, чтобы они требовали от ребенка умственной активности и вместе с тем привели их к пониманию и решению поставленной задачи. В оформлении у детей математических представлений широко используются занимательные по форме и содержанию дидактические игры и упражнения. Они отличаются необходимостью постановки задачи (найди, догадайся, сравни). При закреплении у детей пространственной ориентировки используются головоломки из спичек, с чем дети достаточно хорошо справляются. Но стоит предложить большие гимнастические палки и построить любую фигуру, любой предмет на полу, дети теряются, боятся большого пространства. По этому, в области развития логического мышления и вместе с тем для тренировки мыслительной деятельности детей используются такие приемы, как: сравнение, обобщение, классификация, систематизация.
Из всего сказанного можно сделать вывод, что развитие логического мышления у ребенка играет большую роль в дальнейшем обучении его в школе. Эта работа очень кропотливая и сложная. Но несмотря ни на что очень интересная работа. Ведь самые незначительные результаты приносят неизмеримую радость и желание работать, зажигать детские глаза и выбирать различные эффективные средства для всестороннего развития каждого ребенка.
Одна из основных задач дошкольного образования — математическое развитие ребенка. Оно не сводится к тому, чтобы научить дошкольника считать, измерять и решать арифметические задачи. Это еще и развитие способности видеть, открывать в окружающем мире свойства, отношения, зависимости, умения их «конструировать» предметами, знаками и словами.
Задачи на смекалку, головоломки, занимательные игры вызывают у ребят большой интерес. Дети могут, не отвлекаясь, подолгу упражняться в преобразовании фигур, перекладывая палочки или другие предметы по заданному образцу, по собственному замыслу. В таких занятиях формируются важные качества личности ребёнка: самостоятельность, наблюдательность, находчивость, сообразительность, вырабатывается усидчивость, развиваются конструктивные умения.
Особая роль при этом отводится нестандартным дидактическим средствам. Сегодня это блоки Дьенеша, палочки Кюизенера, счетные палочки, наглядные модели и др. Нетрадиционный подход позволяет раскрыть новые возможности этих средств.
Так, широко известные всем счетные палочки оказываются не только счетным материалом. С их помощью можно в доступной пониманию ребенка форме познакомить его с началами геометрии. Используя палочки как единицу измерения, он выделяет элементы фигур и дает им количественную характеристику, строит и преобразует простые и сложные фигуры по условиям, воссоздает связи и отношения между ними.
Палочки Кюизенера могут стать своеобразной «цветной алгеброй». Ребенок учится декодировать игру красок в числовые соотношения: чередование полосок — в числовую последовательность, сочетание полосок в узоре — в состав числа. С помощью сопоставления узоров (ковриков) выводятся свойства чисел (чем больше число, тем больше вариантов его разложения), решаются «цветные» уравнения (сумма и разность находятся через подбор неизвестного из совокупности цветных полосок). При этом не только «считываются» готовые конфигурации, но прежде всего создаются самим ребенком по условиям.
Дети дошкольного возраста уже могут оперировать некоторыми символами и знаками. Кодирование, схематизация, наглядное моделирование, освоенные сегодня, помогут им завтра бесстрашно окунуться в сложный математический язык.
Логические блоки Дьенеша (ЛБД) — абстрактно-дидактическое средство. Это набор фигур, отличающихся друг от друга цветом, формой, размером, толщиной. Эти свойства можно варьировать, однако чаще всего на практике используются три цвета (красный, желтый, синий). Четыре формы (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник). По две характеристики величины (большой и маленький) и толщины (тонкий и толстый). Можно использовать и другие цвета и формы, а также более двух характеристик величины (большой, средний, маленький, очень маленький) и толщины. Однако всегда важно ориентироваться на возможности детей, их внутреннюю готовность принять более сложные задачи.
В названном комплекте 48 блоков: 3x4x2x2. Можно ограничиться и меньшим числом блоков: взять меньше цветов, форм или исключить различие по толщине.
ЛБД позволяют моделировать множества с заданными свойствами, например создавать множества красных блоков, квадратных блоков и др. Блоки можно группировать, а далее и классифицировать по заданному свойству: разбивать блоки на группы по величине (большие и маленькие), цвету (красные и не красные) и др. Далее детям можно раскрыть и более сложные операции над множеством (объединение, включение, дополнение, пересечение). Освоить их помогают высказывания с использованием специальных слов: «и, или», «не», «все», «любой», «каждый» и др.
Итак, играя с блоками, ребенок приближается к пониманию сложных логических отношений между множествами. От игр с абстрактными блоками дети легко и с удовольствием переходят к играм с реальными множествами, с конкретным «жизненным» материалом.
Игры-головоломки, или геометрические конструкторы известны с незапамятных времен. Сущность игры состоит в том, чтобы воссоздавать на плоскости силуэты предметов по образцу или замыслу. Долгое время эти игры служили для развлечения взрослых и подростков. Но современными исследованиями установлено, что они могут быть также эффективным средством умственного, и в частности, математического развития детей дошкольного возраста.
В современной педагогике известны такие игры-головоломки: «Танграм», «Волшебный круг», «Головоломка Пифагора», «Колумбово яйцо», «Вьетнамская игра», «Пентамино»… Все игры объединяет общность цели, способов действия и результата.
Развивающее, воспитывающее и обучающее влияние геометрических конструкторов многогранно. Они развивают пространственные представления, воображение, конструктивное мышление, комбинаторные способности, сообразительность, смекалку, находчивость, целенаправленность в решении практических и интеллектуальных задач, способствуют успешной подготовке детей к школе, полезны младшим школьникам;
Разнообразие геометрических конструкторов, разная степень их сложности позволяют учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей, их склонности, возможности, уровень подготовки. Детей привлекает в играх занимательность, свобода действий и подчинение правилам, возможность проявить творчество и фантазию.
Возможно, кого-то из ребят эти игры сразу не заинтересуют или привлекут самые простые, возможно, что-то не будет получаться. Не стоит огорчаться из-за этого. Процесс развития ребёнка, его интеллектуальных способностей идет неравномерного. То, что одному доступно, интересно и по силам, другой освоит позже. Поэтому лучше на некоторое время отложить эти игры и подождать, пока малыш «созреет». Сотрудничество со взрослым, его помощь, контакты с более опытными сверстниками и старшими ребятами разбудят дремлющие силы, интерес к решению интеллектуальных задач.
Каждая игра представляет собой комплект геометрических фигур. Такой комплект получается в результате деления одной геометрической фигуры (например, квадрата в игре «Танграм» или круга в «Волшебном круге») на несколько частей.
На любой плоскости (пол, стол, фланелеграф, магнитная доска, кусок картона, фанеры, пластика и т.д.) из геометрических фигур, входящих в набор, выкладываются силуэты дома, зайца, лисы, моста, человека или сюжетная картинка.
Способ действия в играх прост, однако требует умственной и двигательной активности, самостоятельности и заключается в постоянном преобразовании, изменении пространственного положения частей набора (геометрических фигур).
Все игры результативны, получается плоскостное, силуэтное изображение предмета. Оно условно, схематично, но образ легко угадывается по основным, характерным признакам предмета, строению, пропорциональному соотношению частей, форме. Из любого набора можно составить абстрактные изображения разнообразной конфигурации, узоры, геометрические фигуры. Если силуэт, составленный играющим, интересен, нов, оригинален по характеру и решению, то это свидетельствует о сформированности у ребенка сенсорных процессов, пространственных представлений, наглядно-образного и логического мышления.
Источник