Игра 9 вал в развитии ребенка

Игра 9 вал в развитии ребенка thumbnail

Игра – девятый вал развития {Именно в этой деятельности ребенок намного опережает свои возможности}

Игра – девятый вал развития {Именно в этой деятельности ребенок намного опережает свои возможности} Л. С. Выготский

Лекция 2. Игра как ведущий тип деятельности . дошкольника Лекцию ведет: кандидат психологических наук,

Лекция 2. Игра как ведущий тип деятельности . дошкольника Лекцию ведет: кандидат психологических наук, доцент кафедры педагогики и методики начального образования КФУ Чулпан Раесовна Громова

Вопросы для изучения. • 1. Психолого-педагогическая сущность игры • 2. Развитие игровой деятельности. •

Вопросы для изучения. • 1. Психолого-педагогическая сущность игры • 2. Развитие игровой деятельности. • 3. Значение игры для психического развития дошкольника • 4. Виды деятельности в дошкольном детстве и их значение для психического развития. Развитие изобразительной деятельности дошкольников.

Игра вид деятельности, воссоздающий в условных ситуациях, те или иные области действительности.

Игра вид деятельности, воссоздающий в условных ситуациях, те или иные области действительности.

Основные характеристики игры • 1) свободная развивающая деятельность (процедурное удовольствие); • 2) творческий, активный

Основные характеристики игры • 1) свободная развивающая деятельность (процедурное удовольствие); • 2) творческий, активный характер деятельности; • 3) эмоциональная приподнятость деятельности; • 4) наличие прямых или косвенных правил.

Теоретические подходы к игре • • • теория избытка нервных сил (Г. Спенсер, Г.

Теоретические подходы к игре • • • теория избытка нервных сил (Г. Спенсер, Г. Шурц); — теория инстинктивности, функции упражнения (К. Гросс, В. Штерн); — теория функционального удовольствия, реализация врожденных влечений (К. Бюлер, З. Фрейд, А. Аддер); — теория религиозного начала (Хейзинга, Всеволодский-Гернгросс, Бахтин, Соколов и др. ); — теория отдыха в игре (Штейнталь, Шалер, Патрик, Лацарус, Валдон); — теория духовного развития ребенка в игре (Ушинский, Пиаже, Макаренко, Левин, Выготский, Сухомлинский, Эльконин); — теория воздействия на мир через игру (Рубинштейн, Леонтьев); — связь игры с искусством и эстетической культурой (Платон, Шиллер); — труд как источник появления игры (Вундт, Плеханов, Лафарг и др. ); — теория абсолютизации культурного значения игры (Хейзинга, Ортега-и. Гассет, Лем).

Игры выполняют следующие функции: • развлекательную; • коммуникативную; • психотерапевтическую; • диагностическую; • коррекционную;

Игры выполняют следующие функции: • развлекательную; • коммуникативную; • психотерапевтическую; • диагностическую; • коррекционную; • социализации.

Этапы развития игровой деятельности. • 1 этап. Ознакомительная игра (от 4 месяцев до 8

Этапы развития игровой деятельности. • 1 этап. Ознакомительная игра (от 4 месяцев до 8 мес- 1, 5 лет). • 2 этап — отобразительная игра (около года). • 3 этап. Сюжетно–отобразительная игра (около 2 лет). • 4 этап. Сюжетно-ролевая игра (после 3 -5 лет). • 5 этап. Игры по правилам(с 6, 5 -7 лет)

Главная отличительная особенность настоящей игры – наличие воображаемой ситуации. В игре ребенок начинает жить

Главная отличительная особенность настоящей игры – наличие воображаемой ситуации. В игре ребенок начинает жить и действовать не только в зримом, реальном пространстве, но и в пространстве воображаемом, представляемом. Расхождение видимого и представляемого (Л. С. Выготский) , когда понарошку ( = КАК БУДТО) все возможно, является главной характеристикой игры, которая развивает и творческие способности, и внутренний план, и воображений, и самостоятельность, и многие другие важнейшие качества личности дошкольника.

Игра - ведущий тип деятельности в дошкольном детстве. • в ней зарождаются новые, более

Игра — ведущий тип деятельности в дошкольном детстве. • в ней зарождаются новые, более прогрессивные виды деятельности • Способствует развитию умения подчиняться правилам (произвольности);

Произвольность развивается в игре.

Произвольность развивается в игре.

Смирнова Е. О. , Гударева О. В. : Игра и произвольность у современных дошкольников/

Смирнова Е. О. , Гударева О. В. : Игра и произвольность у современных дошкольников/ Вопросы психологии, 2004 № 1

Одним из главных достижений дошкольного возраста является произвольное поведение. Эта важнейшая человеческая способность складывается

Одним из главных достижений дошкольного возраста является произвольное поведение. Эта важнейшая человеческая способность складывается в сюжетно-ролевой игре. Игра, оставаясь максимально свободной и привлекательной для ребенка, становится «школой произвольного поведения» , учит его добиваться цели, преодолевать свои импульсивные желания. (З. М. Мануйленко (1948), Е. О. Смирнова (2008). Гударёва О. В. , Смирнова Е. О. Опыт обследования психического развития современных 5 летних детей // Психологическая наука и образование. 2002. № 3. – C. 24 — 34

Игра - ведущий тип деятельности в дошкольном детстве. • Способствует развитию мотивационносмысловой сферы; •

Игра — ведущий тип деятельности в дошкольном детстве. • Способствует развитию мотивационносмысловой сферы; • освоению ролей;

Нужно учитывать важный закон психического развития (Д. Б. Эльконин, П. Я. Гальперин) : сначала

Нужно учитывать важный закон психического развития (Д. Б. Эльконин, П. Я. Гальперин) : сначала ребенок должен захотеть делать что-то, увидеть в новом деле собственный, личностный смысл и лишь затем и на этой основе овладеть техническими приемами и конкретными умениями. {Сначала осваиваются смыслы и мотивы деятельности и лишь затем (на их основе) – техническая сторона действий}. Часто родители и педагоги – нарушают данный закон, пытаясь научить ребенка тому, что не имеет для него никакого смысла, никакой привлекательности. В дошкольном возрасте этот смысл, т. е. желание действовать как взрослый, впервые рождается и реализуется в ролевой игре.

В чем же причина столько «магического действия» роли? …Большое значение здесь имеет мотивация деятельности.

В чем же причина столько «магического действия» роли? …Большое значение здесь имеет мотивация деятельности. Выполнение роли очень привлекательно для ребенка; она оказывает стимулирующее влияние на выполнение тех действий, в которых находит свое воплощение. Не слишком привлекательные раньше действия становятся значимыми для малыши и приобретают новый смысл. {Понятие превратившееся в страсть; В игре ребенок плачет как пациент и радуется как играющий} – Л. С. Выготский. Возвращаясь с дальней прогулки, дети жаловались на свою усталость, некоторые отказывались идти, ссылаясь на то, что «ножки болят» . Тогда воспитательница предложила им играть в быстроногих оленей, которые гордо скачут по горам. Забыв про усталость, дети ринулись вперед и быстро прибежали в детский сад.

Читайте также:  Книг для развития ребенка до 3 лет

Ролевая игра возникает тогда, когда у малыша появляется желание изменить и разнообразить свою позицию

Ролевая игра возникает тогда, когда у малыша появляется желание изменить и разнообразить свою позицию «маленького» , стать кем-то другим, более взрослым и социально значимым, выполнять его действия, совершать его поступки. Ребенку хочется стать понарошку взрослым, а значит стать старше, умнее, лучше. Это желание вытекает из его близких отношений с окружающими взрослыми, прежде всего с родителями. В случае, когда полноценные контакты со старшими затруднены, такого желания не возникает. Действия с игрушками не выполняются социальным смыслом, а без него игра превращается в бесконечное повторение привычных действий с предметами. То, что ребенок видит вокруг, не порождает желания играть.

Приобщение ребенка в игре. Как ребенок берет на себя роль? Для того чтобы малыш

Приобщение ребенка в игре. Как ребенок берет на себя роль? Для того чтобы малыш взял на себя роль какого-либо человека, необходимо выделить в этом человеке характерные признаки, присущие только ему, а также правила и способ его поведения. Только тогда, когда перед ребенком достаточно рельефно встали правила, отражающие отношение конкретного человека к вещам и к другим людям, роль может быть взята и принята в игре. В случае, если такого выделения не происходит, если то или иное лицо просто обладает привлекательность для малыша, но функция персонажа, его отношения к другим и правила поведения не ясны, роль ребенком не может быть выполнена. Именно поэтому современным детям трудно играть во многие профессии (программист, менеджер, дизайнер, маркетолог и т. д).

В играх дети копируют все доступные им стороны «взрослой жизни» …

В играх дети копируют все доступные им стороны «взрослой жизни» …

Во что играют современные дошкольники? Большинство современных дошкольников играют, но их игры не такие,

Во что играют современные дошкольники? Большинство современных дошкольников играют, но их игры не такие, какие были у детей предыдущих поколений. Наиболее популярные у дошкольников являются традиционные бытовые сюжеты: магазин, больница и парикмахерская. У мальчиков чаще проигрываются сюжеты связанные с защитой и нападением: «полицейский и воры» , «бандиты и наши» , «злые и добрые Бакуганы» , «наши и немцы» и т. д. {Cюжеты основаны из массмедия}. Большинство (70%) детей производят в своих играх преимущественно сюжеты мультиков, сериалов и передач: «Человек паук» , «Закрытая школа» , «Ранетки» и т. д. Современные дошкольники воспроизводят в своих играх не только профессиональные роли взрослых, а также роли телевизионных героев. Смирнова Е. О. , Абдулаева Е. А. Куклы нашего времени // Вестник практической психологии образования. 2006. № 2. – C. 81 -85 Смирнова Е. О. , Гударёва О. В. Состояние игровой деятельности современных дошкольников // Психологическая наука и образование. 2005. № 2. – C. 76 -86

Игра - ведущий тип деятельности в дошкольном детстве. • Способствует у развитию внутреннего плана

Игра — ведущий тип деятельности в дошкольном детстве. • Способствует у развитию внутреннего плана действий; — наглядно-образного мышления; • развитие речи, коммуникативных навыков; • В игре происходит формирование восприятия, воображения.

современные игрушки: какие они? Главная функция игрушки – активизация детской деятельности. Игрушка должна стимулировать

современные игрушки: какие они? Главная функция игрушки – активизация детской деятельности. Игрушка должна стимулировать осмысленную активность ребенка (как внешнюю, так и внутреннюю). Развивающий и образовательный ее эффект определяется прежде всего характером игрового действия. Выбирая ту или иную игрушку, нужно сразу представить, что ваш ребенок будет с ней делать. Чтобы игрушка несла свою развивающую, она должна быть не просто привлекательной, но и открытой для проявления разнообразных форм активности ребенка.

Этапы развития изобразительной деятельности • I. доизобразительный этап • 1 -я стадия – это

Этапы развития изобразительной деятельности • I. доизобразительный этап • 1 -я стадия – это стадия каракулей (ОТ 1, 5 ДО 2 ЛЕТ). • 2 -я стадия: стадия последующей интерпретации (от 2 до 3 лет)

Этапы развития изобразительной деятельности • II. Изобразительный этап • 1 -я стадия: рисунки с

Этапы развития изобразительной деятельности • II. Изобразительный этап • 1 -я стадия: рисунки с примитивной изобразительностью (3 -4 года)

Этапы развития изобразительной деятельности • II. Изобразительный этап • 2 -я стадия: стадия предметного

Этапы развития изобразительной деятельности • II. Изобразительный этап • 2 -я стадия: стадия предметного рисования (4 -5 лет)

Этапы развития изобразительной деятельности • II. Изобразительный этап • 3 -я стадия: стадия синтетического

Этапы развития изобразительной деятельности • II. Изобразительный этап • 3 -я стадия: стадия синтетического способа изображения (6 -7 лет).

Спасибо за внимание!

Спасибо за внимание!

Источник

Понятие детский церебральный паралич 

Дети с диагнозом ДЦП рождаются вследствие поражения головного или спинного мозга во время внутриутробного развития плода или родовой травмы. Чаще всего (около 57 процентов случаев нарушений) это происходит во внутриутробном этапе развития. Возникновение болезни может быть связано с инфекционными заболеваниями или с травмой черепа после родов.

Встречается болезнь примерно у двух из тысячи детей. При этом типе болезни нарушаются психомоторные функции. Расстройства проявляются в виде:

  • паралича;
  • парезов различных видов;
  • нарушения координации движений.

Задержка развития может быть как сильной (до полной дебильности), так и поддающейся коррекции. Также у детей могут встречаться расстройства слуха, зрения, чувствительности.

Роль игры для детей с ДЦП 

Роль игры в школьном и дошкольном возрасте сложно переоценить. Именно с помощью игр проводится воспитание детей и их развитие.  Для детей с диагнозом ДЦП игровая деятельность является одной из ведущих. Игры проводятся как для малышей, так для детей 6-7 лет и старшего возраста. Определённый вид игры подходит для малышей конкретного возраста.

Читайте также:  Развитие ребенка в полтора года что

Для таких детей преимущественно выбираются игры с использованием бега, прыжков, изменения поз тела, ходьбы. Помимо физического развития, регулярная двигательная активность способствует стабилизации психического состояния, облегчает социальную адаптацию. С помощью игры развивается крупная, мелкая моторика, улучшается коммуникация.

Начиная игровые занятия с ребёнком, больным ДЦП, стоит быть готовым к тому, что такой малыш будет развиваться медленнее. Этому способствуют трудности, связанные с двигательными нарушениями, которые проявляются в определённой форме ДЦП.

Заниматься с ребёнком, начинать развивать его способности нужно уже в первый год после того, как диагностировано заболевание

Значение помощи взрослого 

Малышу, больному ДЦП, часто сложно выполнять игровые действия, а именно:

  • правильно сидеть и стоять;
  • совершать движения пальцами рук;
  • проявлять своевременные реакции (вследствие нарушений слуха, зрения, чувствительности, кратковременной памяти);

Поэтому стоит быть готовым к тому, что приобретённые навыки будут ограниченными.

В чём ещё задача для взрослого:

  • нужно подбирать игрушки, которые подходят конкретному ребёнку, размер игрушки должен быть таким, чтобы её легко было удержать;
  • во время занятий учитывайте состояние малыша, насколько он усидчив, в хорошем настроении;
  • во время игры важно позволять ребёнку самому исследовать мир, не вмешиваться в занятие, если это не нужно малышу;
  • указания не должны быть сложными, лучше для них использовать короткие высказывания.

Главное, поддерживать интерес ребёнка, сделать так, чтобы его стремление к обучению возрастало. Успех выполнения задачи стоит на втором плане.

Виды игр

Некоторые занятия можно проводить даже дома. К ним относятся:

1. Пальчиковые игры. Например, “этот пальчик бабушка, этот дедушка и т.д.”. Такие упражнения рекомендуется чаще повторять детям годовалого возраста.

2. «Повтори за мной”. Родитель повторяет за ребёнком слова, а ребёнок за родителем.

3. Игры с фитболом. Нужно положить ребёнка на мяч и перекатывать его в разные стороны. Можно посадить ребёнка на стул, а мяч положить под стул. Малыш должен выкатывать и закатывать мяч ногами.

4. Стучание ложкой по столу.

Такие игры позволяют легче освоить лепку, рисование, аппликацию в дальнейшем.

Игры для разминки и развития мелкой мотрики

Перед началом занятия дети проводят следующие игры:

  • массируют ручки;
  • обхватывают кисти с помощью кругообразных движений.

Затем проводятся следующие упражнения. Они направлены на то, чтобы сделать кисти более подвижными:

  • ведение рукой от основания кисти до кончиков пальцев;пальцы сжимаются в кулак (кроме среднего и указательного), рука вытягивается вперёд, пальчики сгибаются и разгибаются поочерёдно;
  • касание большого пальца всеми остальными поочерёдно;
  • рисование круга указательным пальцем сначала правой, потом левой руки.

Игры с мелкими предметами очень полезны для развития сосредоточенности, внимания. Они отлично развивают мелкую моторику.

Игры с песком сухим

Такие занятия особенно важны для дошкольников. За основу берётся сухой песок, ёмкость, игрушки.  Песок насыпается сквозь пальцы, мнётся в руках. Ребёнок хлопает ладошками по песку, топит в нём руки, втыкает пальцы. Для этих игр можно использовать ситечко.

Игры с песком влажным 

Такой вид деятельности даёт малышу много радости. Сначала в руки берётся сухой песок. Затем ребёнку предлагается полить его водой, поиграть с песком. Малышу предлагается похлопать пальцами по песку.

Из этого материала можно сделать тесто, лепить куличики, пирожки. А также малышу будет интересно рисовать на песке. Во время игры педагогу нужно объяснить, почему из влажного песка можно сделать тесто, а из сухого нет.

Игры с крышками 

Педагог даёт малышу несколько баночек (из-под косметики, продуктов и других) и крышки от них. Предлагается подобрать крышки к ёмкостям. В одной руке ребёнок держит банку, другой закрывает её. В конце игры можно наградить чадо за проделанные задания.

Игры с прищепками

Очень полезна для мелкой моторики игра с прищепками. Берётся несколько прищепок. Они цепляются на пластиковую или бумажную тарелку. Полюбовавшись получившимся солнышком, тарелки можно отцепить.

Игры для детей с ДЦП на укрепление вестибулярного аппарата и развития мышечного тонуса

Пройди, не задевая ворота

Это игра для детей 5-14 лет. Из четырех стульев делаются ворота, пространство между ними 50 см. Задача — пройти через ворота, не задевая их и не сбивая стулья. Если у ребёнка получается хорошо — можно попробовать делать закрытыми глазами. Эти упражнения учат осторожности, хорошей концентрации внимания.

Читайте также:  Базовые теории воспитания и развития личности ребенка

Не ошибись

Детям нужно встать лицом к руководителю, закрыть глаза. Далее, инструктор произносит команды, такие как “повернись”, “сделай шаг вперёд”, “покружись на месте”. Побеждают те участники, которые делают всё без ошибок.

Запрещённое движение

Эта игра подойдёт для детей 6-14 лет. Ребята встают рядом с друг другом либо садятся, сложив руки на колени. Оговаривается одно запрещённое движение. Далее инструктор даёт команды, направленные на разминку тела (движения рук, ног). При этом выполняются все упражнения, кроме запрещённого.

Вместо запретного упражнения, по договорённости можно выполнить и другое. Например, вместо команды «рука вверх» делать хлопок в ладоши.

Эти игры считаются малоподвижными, но замечательно развивают реакцию.

Передал — садись

Дети разделяются на 2 команды. В каждой команде по 5-6 детей. Две шеренги становятся лицом друг к другу. Капитаны команды отходят на 5 шагов и берут в руки мячи, затем предводители команд бросают мячи поочередно каждому члену команды. Игрок, поймавший мяч, бросает его назад капитану и садится на лавку.  Выиграет та команда, члены которой быстрее окажутся на лавке. Обязательное условие — мяч не должен падать.

Вернись в круг

Для детей 7-14 лет. Дети садятся на скамью. На полу или на асфальте очерчивается круг. Ребята проходят игру по очереди. Первый участник встаёт в центр круга. Ему на глаза надевают повязку, с которой он делает 4 шага вперёд. Поворачиваясь налево, он делает ещё 4 шага. Затем дважды поворачивается направо и делает 4 шага, снова поворачивается направо, идёт ещё 4 шага. Так, ребёнок должен оказаться в круге. Выигрывают в игре те, кто не преступает черту.

Игры на внимательность и логику

Сюда можно отнести игру “запрещённое движение”. Она способствует развитию логического мышления. Упражнения для таких детей лучше всего проводить не только под наблюдением родителей, но и инструктора. Часто движения даются не просто, но нельзя оставлять чадо в беде, поскольку регулярные занятия очень важны для него.

Примеры других игр:

Пирамидка.

Ребёнку нужно разобрать и собрать пирамидку. Также, назвать цвета игрушки.

Сортировка пуговиц

Нужно дать ребёнку много разных пуговиц. Они могут быть нашиты на ткани или разложены на коробке. Взрослый предлагает малышу найти 3 одинаковые пуговицы либо рассортировать на большие и маленькие.

Игра “найди пару”

Детям предлагаются для игры флажки 3 цветов. Можно взять комплекты из каких-либо других предметов. Задача — найти цветовую пару для каждого.

Игра “послушай, что за окном”

Ребёнок концентрирует своё внимание на то, что происходит за окном. Если малыш имеет нарушение в речи, то взрослый может показывать ему картинки.

 Игра «определи звуки»

Педагог произносит звуки. Ребёнок должен угадать, кому или чему они принадлежат (показать предмет либо назвать слово). Примеры: автобус, машина, поезд и т.д.

Популярен вид игры дцп что лишнее на логику и внимание, развитие мышления. Ребёнку предлагается посмотреть на картинки с предметами, один из которых лишний. (например, из фруктов овощ, из птиц насекомое). Чем старше игрок, тем сложнее задание.

Игрушки для детей с ДЦП

Игрушка, которую держит в руках ребёнок дцпшник, должна быть интересна ему, соответствовать возрасту. Следует помнить — способности часто зависят от формы заболевания больше, чем от возраста.

Игрушками могут быть обычные предметы, которые есть в каждом доме. При выборе важно обращать внимание на:

  • возможность использовать руки;
  • степень умения концентрации внимания;
  • степень понимания ребенком языка.

Некоторые игрушки (в наборах или отдельные) можно купить в интернет-магазине, онлайн. Но не забывайте, что занятия можно проводить с предметами, которые есть вокруг, в каждом доме. Домашние предметы обихода могут помочь вам организовать игровой досуг.

Педагог, проводящий игры для больных ДЦП, должен помнить следующее :

  • младшие дети должны заниматься индивидуально, старшие в группе (в группе могут быть как двое-трое, так и большее количество детей);
  • нужно учитывать все нюансы развития, характера малыша, а также особенность его передвижения (коляска, если ребёнок сидячий, самостоятельно при помощи взрослого; ходит ли он в специальный сад или обучается на дому).
  • занятиями с детьми, больными ДЦП, лучше проводить сразу после рождения, чтобы укреплять тонус мышц.

В занятиях с ребятами, которым поставлен диагноз детский церебральный паралич, важна регулярность — это одно из главных условий успешного развития. Но даже при правильной организации времени следует помнить, что игра —  тот вид деятельности, к которому не нужно принуждать. Она призвана приносить ребёнку радость и желание достичь успеха.

Источник: https://nervivporyadke.ru/

Источник