Идея о том что в развитии поведения ребенка следует различать

Идея о том что в развитии поведения ребенка следует различать thumbnail

4. В своей периодизации В. И. Слободчиков опирается на идею о становлении в психическом развитии __________ (или внутреннего мира), как особого личностного образования.

субъективности

индивидуальности

интеллекта

потребностей

Решение:

В своей периодизации В. И. Слободчиков опирается на идею о становлении в психическом развитии субъективности (или внутреннего мира), как особого личностного образования. В качестве механизма ее обретения автор называет изменение форм взаимодействия развивающегося ребенка с социальным окружением и взрослыми путем отождествления с ними и обособления от них. В предложенной им схеме – «матрице возраста» – каждая ступень есть относительно завершенный цикл развития.

5. Развитие интеллектуальных структур лежит в основе периодизации …

Ж. Пиаже

Э. Эриксона

С. Холла

А. Гезелла

Решение:

 С. Выготскому, особое место в периодизациях, основанных на каком-либо одном (или нескольких) отдельно взятом признаке развития, занимает периодизация Ж. Пиаже, в основе которой лежит развитие интеллектуальных структур. Развитие интеллекта он считает фактором достижения равновесия с окружающей средой.

6. Цель любой периодизации – обозначить на линии развития точки, отделяющие друг от друга ________ своеобразные периоды.

качественно

количественно

природно

биологически

Решение:

Цель любой периодизации – обозначить на линии развития точки, отделяющие друг от друга качественно своеобразные периоды. Вопрос лишь в том, что обусловливает это качественное своеобразие. Вопрос о делении онтогенеза на отдельные, в возрастном отношении, ограниченные стадии, ступени или фазы, имеет долгую традицию, но по-прежнему остается открытым. Критерии, на основании которых производится такое деление, а также содержание, число и временная протяженность установленных возрастных периодов чрезвычайно различны.

7. Такая закономерность развития, как _________ , проявляется в том, что каждая психическая функция имеет свои стадии подъема, стабилизации и спада.

неравномерность

гетерохронность

неустойчивость

дивергентность

Решение:

Такая закономерность развития, как неравномерность, проявляется в том, что каждая психическая функция имеет свои стадии подъема, стабилизации и спада. Неравномерность развития объясняет колебательный характер развития. О неравномерности развития психической функции судят по темпу, направленности и длительности происходящих изменений.

8. Идея о том, что в развитии поведения ребенка следует различать две сплетенные линии – естественное «созревание» и культурное совершенствование – принадлежит …

Л. С. Выготскому

Н. А. Бернштейну

В. Штерну

Ж. Пиаже

Решение:

Идея о том, что в развитии поведения ребенка следует различать две сплетенные линии – естественное «созревание» и культурное совершенствование – принадлежит Л. С. Выготскому. Культурное развитие заключается в овладении такими вспомогательными средствами поведения, которые человечество создало в процессе своего исторического развития и какими являются язык, письмо, система исчисления и др. Культурное развитие связано с усвоением таких приемов поведения, которые основываются на использовании знаков в качестве средств для осуществления той или иной психологической ситуации.

Тема 24: Научные исследования: принципы, структура, виды, этапы

1.Исследование, в отличие от стихийных форм познания окружающего мира, основано на норме деятельности – научном …

методе

подходе

анализе

факте

Решение:

Исследование, в отличие от стихийных форм познания окружающего мира, основано на норме деятельности – научном методе. Его осуществление предполагает осознание и фиксацию цели исследования, средств исследования (методологию, подходы, методы, методики), ориентацию исследования на воспроизводимость результата. Цель науки – постижение истины, а способ постижения истины – научное исследование.

2. Экспериментальный метод используется для проверки не любых психологических гипотез, а только …

каузальных

статистических

альтернативных

теоретических

Решение:

Экспериментальный метод используется для проверки не любых психологических гипотез, а только каузальных (причинно-следственных). Проверка гипотез осуществляется на основе сбора эмпирических данных в экспериментально контролируемых условиях. Экспериментальные нормативы рассуждений применимы не ко всем психологическим исследованиям, но они позволяют выделить те узловые моменты, которые отличают другие пути сбора опытных данных.

3. Общепризнанный эталон, пример научного исследования, включающий закон, теорию, их практическое применение, метод, оборудование называется …

парадигмой

умозаключением

праобразом

методологией

Решение:

Общепризнанный эталон, пример научного исследования, включающий закон, теорию, их практическое применение, метод, оборудование, называется парадигмой. С понятием «нормальная наука» связано понятие «парадигма». Это – правила и стандарты научной деятельности, принятые в научном сообществе на сегодняшний день. Научный стандарт включает в себя цели науки, методы и методики, систему критериев для оценки результатов исследования, базовые знания.

Читайте также:  Стадии психологического развития ребенка по фрейду

4. К качественным теориям в психологии можно отнести …

концепцию мотивации А. Маслоу

теорию когнитивного баланса Д. Хоманса

стохастическую теорию теста Д. Раша

теорию интеллекта Ж. Пиаже

Решение:

К качественным теориям в психологии можно отнести концепцию мотивации А. Маслоу. Различают теории: качественные, построенные без привлечения математического аппарата; формализованные; формальные. К качественным теориям относят также теорию когнитивного диссонанса Л. Фестингера, экологическую концепцию восприятия Дж. Гибсона и др.

5. Эмпирическая психология производит эмпирическое знание в рамках, прежде всего, ________ подхода.

номотетического

идиографического

феноменологического

философского

Решение:

Эмпирическая психология производит эмпирическое знание в рамках, прежде всего, номотетического подхода, связанного с позитивистской и постпозитивистской философией. В этой методологии, которую иногда называют «методологическим позитивизмом», объединены элементы логического позитивизма, эмпирицизма и операционализма. Главными принципами методологического позитивизма (и номотетического подхода) являются атомизм, квантификация, операционализм.

6. Существуют два подхода, подчеркивающие статус экспериментального метода, – отнесение его к _____________ методам и понимание его как определенной логики рассуждений исследователя.

эмпирическим

статистическим

аналитическим

теоретическим

Решение:

Существуют два подхода, подчеркивающие статус экспериментального метода, – отнесение его к эмпирическим методам и понимание его как определенной логики рассуждений исследователя. Соответственно можно выделить нормативы в регуляции чувственно-предметной деятельности исследователя-экспериментатора и нормативы в структуре реализованного метода. Эти нормативы означают необходимость учета исследователем определенных правил содержательного вывода при организации экспериментального рассуждения о предмете изучения и отражают то, что принято называть культурой исследования.

7. Существование ________ является признаком зрелости науки или отдельной научной дисциплины.

парадигмы

артефакта

контргипотез

концепции

Решение:

Существование парадигмы является признаком зрелости науки или отдельной научной дисциплины. Парадигма – это общепризнанный эталон, пример научного исследования, включающий закон, теорию, их практическое применение, метод, оборудование и пр., а также правила и стандарты научной деятельности, принятые в научном сообществе на сегодняшний день, до очередной научной революции, которая ломает старую парадигму, заменяя ее новой. В научной психологии проблема становления парадигмы отражена в работах В. Вундта и его научной школы. Взяв за образец естественнонаучный эксперимент, психологи конца XIX – начала XX в. перенесли основные требования к экспериментальному методу на почву психологии.

Тема 25: Методология научного исследования

1.Суждения предположительного характера, непосредственно проверяемые в эксперименте, называются _________ гипотезами.

рабочими

общими

частными

операциональными

Решение:

Суждения предположительного характера, непосредственно проверяемые в эксперименте, называются рабочими гипотезами. В большинстве экспериментов имеется не одна, а несколько разных, логически соподчиненных гипотез, образующих иерархически построенную структуру. Верхнюю ступень в этой иерархии занимает общая гипотеза. За общей гипотезой следуют частные, детализирующие, конкретизирующие и раскрывающие ее содержание. Из частных гипотез вытекают рабочие гипотезы.

2. Психологическим ________ считают оценку величины тех или иных параметров реальности, сходств и различий объектов реальности, и оценку эту производит испытуемый.

измерением

моделированием

проектированием

анкетированием

Решение:

Психологическим измерением считают оценку величины тех или иных параметров реальности, сходств и различий объектов реальности, особенностей поведения и др. Особенности поведения другого человека исследователь может оценивать непосредственно – тогда он превращается в эксперта. Такой вид измерения сходен с наблюдением. Существует также инструментальное измерение, когда психолог применяет какую-нибудь измерительную методику, например, тест на интеллект.

3. Явление, когда при перечислении видовых признаков понятия, некоторые из них пропускаются, относится к такой типичной ошибке в определении понятия, как …

неполное деление объема понятия

перекрестное деление

скачок в делении

несоразмерность в определении понятия

Решение:

Явление, когда при перечислении видовых признаков понятия, некоторые из них пропускаются, относится к такой типичной ошибке в определении понятия, как неполное деление объема понятия. При формулировке рабочих гипотез особенно важно соблюдать логические требования, предъявляемые к определению научных понятий. Нечеткость в определениях понятий, используемых в гипотезах и логике доказательства в эксперименте затрудняет, а иногда делает невозможным выяснение истины. Типичными ошибками в определениях понятий являются следующие: неполное деление объема понятия, перекрестное деление, скачок в делении.

Читайте также:  Программа детского сада по развитию у ребенка элементарных математических представлений

Источник

Мальчики в 2 раза чаще страдают расстройствами развития, чем девочки. Причины нарушений различны: недоношенность, осложнения при родах, болезнь во время беременности, низкий вес при рождении и так далее. При этом любое расстройство, пусть и незначительно, осложняет дальнейшую жизнь, а вот проявляется с самого детства. Поэтому в наших же интересах вовремя выявить его, чтобы успешно устранить.

Мы в AdMe.ru выяснили, по каким признакам можно самостоятельно распознать наиболее частые нарушения в развитии: аутизм, дислексию, дисграфию и гиперактивность.

Аутизм

Начинает проявляться обычно в возрасте 2 лет, к 5 годам симптомы становятся более заметными. В это время и ставят диагноз. Интересно, что, по статистике, у девочек аутизм встречается в 4 раза реже.

Вопреки устоявшемуся стереотипу, аутизм не мешает людям развиваться и самореализовываться. Главная проблема, с которой они сталкиваются, — трудности в общении, особенно с незнакомцами. Впрочем, важно знать, что при сильном желании аутизм вполне успешно поддается коррекции.

Самостоятельно распознать расстройство можно по не вполне обычному поведению ребенка:

  • Он боится общения с незнакомыми людьми, а во время разговора не может держать зрительный контакт. Неспособен к эмпатии и, как следствие, не умеет сочувствовать: может смеяться, когда кто-то плачет, и наоборот.
  • Склонен к автоматическим действиям. Может раскачиваться, как маятник, ритмично стучать по какой-либо поверхности, расставлять игрушки в ряд по самостоятельно придуманному принципу. Занятие не вызывает скуки, ребенок может делать это в течение нескольких часов. Взгляд в это время обычно отсутствующий.
  • Не чувствует социального контекста: ведет себя одинаково дома, в садике или школе, в гостях у чужих людей. Общается со всеми в одной манере. Может говорить незнакомым взрослым «ты» или, наоборот, обращаться на «вы» к сверстникам.
  • Не может овладеть невербальной техникой общения. Не понимает жесты других людей, сам их почти не использует. В особенно тяжелых случаях отмечается полное отсутствие мимики.
  • Боится любых изменений. Даже незначительная перестановка мебели может спровоцировать истерику или приступ паники. То же самое относится к рациону питания, маршрутам в школу или садик и другим вещам, к которым ребенок привык.
  • Обладает развитыми рецепторами: любит ощупывать предметы, чувствует тончайшие запахи. Часто пристально рассматривает текстуры дерева, камня и подобных им материалов. Обычно имеет высокий болевой порог и может ради интереса пощипывать или покалывать собственную кожу.

Синдром дефицита внимания и гиперактивности

Сокращенно — СДВГ. Вопреки общественному мнению, такое нарушение имеет смысл подозревать у детей не младше 4 лет и только в том случае, если признаки проявляются изо дня в день. Если симптомы есть, но они редки, ребенок абсолютно нормален. Это расстройство успешно лечат, часто медитативными техниками.

Согласно статистике, СДВГ чаще встречается у близнецов и детей, которые родились чуть ранее положенного срока. Также в группе риска мальчики: такое расстройство у них встречается в 3 раза чаще.

На взрослую жизнь влияет слабо: человек принимает необдуманные решения, ведет себя беспокойно и может навязывать свое общество окружающим, с трудом выполняет рутинную сидячую работу.

Обнаружить СДВГ просто. Достаточно обратить внимание на поведение ребенка:

  • Не сидит на месте, постоянно ерзает, смотрит в разные стороны и в целом ведет себя так, будто к нему подключили моторчик. Причем действия не имеют цели: он просто хватает все, что попадается под руку, отбрасывает предмет спустя секунду и берет другой.
  • Не может долгое время концентрироваться на неинтересном занятии (уборка, выполнение домашнего задания), при этом играть в приставку, компьютер или собирать конструктор способен часами.
  • Часто отвлекается на внешние события. Например, может заниматься любимым делом и впасть в настоящую прострацию, если увидит в окне красный автомобиль или нечто не менее яркое.
  • Не контролирует собственные эмоции. Может закатить истерику, потому что не хочет стоять в очереди в магазине. Часто ругается с родственниками по мелочам, может выкрикивать обидные слова, а спустя несколько минут приходит извиняться.
  • На занятиях в садике или школе перебивает других учеников и даже учителя. Если решает тест, то обычно не дочитывает вопрос до конца (на это ему не хватает терпения) и выставляет галочки наугад.

Дисграфия

Это расстройство не позволяет ребенку овладеть грамотным письмом. Встречается довольно часто, на взрослую жизнь особо не влияет. Нередко наблюдается у детей, которые уже имеют нарушения слуха и зрения или страдают гиперактивностью.

Читайте также:  Развитие ребенка по дням в картинках

Устранить расстройство реально: необходимы систематические занятия по развитию мелкой моторики, укреплению мелких двигательных мышц в руках. Не обойтись и без прописей.

Определить дисграфию можно по следующим признакам:

  • Ребенок на письме постоянно путает похожие звуки, например «д» и «т», «з» и «с», «ц» и «тс». Иначе говоря, пишет так, как слышит.
  • Может добавлять в слово буквы, которых в нем на самом деле нет, менять местами слоги или пропускать их.
  • Многие слова (особенно с предлогами) пишет слитно, часто не согласовывая их между собой. Испытывает трудности с определением рода и числа, может писать «хороший мама», «светлая солнышко».

Слева: почерк 23-летнего человека, которому поставили диагноз «дисграфия» в 10 лет.

Справа: почерк человека, которому только что диагностировали дисграфию.

  • Обычно имеет трудно различимый почерк. Если пишет медленно и старается, буквы все равно выходят неровными.
  • В тяжелых случаях ребенок говорит так же неправильно, как и пишет. Скажем, слово «заяс» («заяц»), написанное таким способом, в речи будет звучать точно так же.

Дислексия

Если верить статистике, 70–80 % людей, которые плохо читают, на самом деле страдают дислексией. Расстройство обычно является врожденным и успешно корректируется, если ребенка вовремя отвести к специалисту. Диагноз ставят не ранее чем в 10–11 лет.

Во взрослой жизни расстройство не вызывает особых сложностей, кроме трудностей с беглым чтением. Иногда сам факт нарушения пугает окружающих, поэтому дислексик может это скрывать и вести себя немного скованно. Такое поведение считается нормальным.

Понять, что у ребенка дислексия, можно по следующим признакам:

  • Откровенно плохо читает, притом что другие навыки (математика, рисование, даже письмо) даются ему очень хорошо. IQ, как правило, в рамках нормы или даже выше, то есть дислексия с уровнем интеллекта не связана.
  • Отказывается упражняться в чтении и мотивирует это простым «не хочу». Может устроить истерику, если родители заставляют, или бездумно смотреть в книгу.
  • Читает, возможно, даже бегло, но не может пересказать только что прочитанное, потому что не понимает смысл текста.
  • Подолгу витает в облаках, переспрашивает, может не замечать, что вокруг что-то происходит. Как следствие, забывчив, не особенно уверен в себе и стремится уйти от действительности, чаще всего в творчество (рисование, музыку, писательство и так далее).
  • Часто неправильно или необычно держит ручку и карандаш. Например, зажимает пишущий предмет между безымянным и средним пальцами. Попытки переучить обычно ни к чему не приводят.

Может быть, среди ваших знакомых есть такие особенные дети? Расскажите нам в комментариях о трудностях, с которыми они сталкиваются в жизни.

Иллюстратор Leisan Gabidullina специально для AdMe.ru

  • 25+ фактов о том, что происходит в шоу о женских преображениях, когда камеры выключены

  • 20+ секретов советского боевика «Белое солнце пустыни», узнав которые вы захотите снова его посмотреть

  • 20+ фактов о последнем бойскауте Голливуда, который не растерял харизму и обаяние и в 65

  • 16 трогательных историй о животных, которые нашли в себе силы вновь поверить человеку

  • 10 советов, которые богатые люди дают бедным, а сами игнорируют

  • 30+ признаков, по которым запросто можно отличить обычную девушку от настоящей леди

  • 17 внезапных фото о том, какими большими бывают привычные предметы

  • 18 раз, когда высказывание «Хочешь сделать что-то хорошо — сделай это сам» полностью себя оправдало

  • 15 доказательств того, как легко нас обвести вокруг пальца в современном мире

  • 20 мужчин, которые мастерски вляпываются в неловкие ситуации

  • 14 иллюстраций российской художницы, которые показывают женский быт таким, какой он есть

  • 12 примеров того, как светлые головы изо всех сил предотвращают экологическую катастрофу

  • 5 человек попробовали стать вегетарианцами и рассказали, чем для них это обернулось

  • Что происходит в Японии в День всех влюбленных, который стал в этой стране праздником мужчин

  • 12 свежих мультфильмов, которые созданы для уютных вечеров с чашечкой какао

  • 15 человек поделились беспроигрышными рецептами, с которыми справятся даже горе-кулинары

Источник