И чумакова развитие речи ребенка на первом году жизни
Развитие речи ребенка в 1–3 месяца
Первые голосовые проявления ребенка – крик и плач. Малыш плачет, чтобы привлечь к себе внимание, выразить ощущение дискомфорта, попросить о помощи. Возможность сообщить о своих потребностях через плач – важное умение ребенка, помогающее ему адаптироваться в изменившихся условиях жизни. В возрасте 1,5 месяца одной из форм выражения чувств и потребностей станет улыбка. Сопровождающие ее радостные вокализации – это предречевое общение ребенка, позволяющее удержать внимание и продлить контакт со взрослыми. Уже к 3 месяцам появляется гуление – процесс произношения протяжных гласных звуков (а, у, ы), а также совмещение гласных и согласных звуков (агу, гу, га, ха, кы, кхы).
Мир эмоций. Склонившись над малышом, с помощью мимики, жестов, интонации попробуйте выразить разнообразные эмоциональные состояния (радость, удивление). Вы заметите, как малыш внимательно рассматривает ваше лицо, прислушивается к интонациям вашего голоса. Возможно, он даже скопирует выражение вашего лица, начнет гулить. Такие передачи эмоций и звуков являются первыми актами общения с крохой, способствуют социально-эмоциональному развитию и формированию речи у ребенка.
Потешки, стишки, песенки. Почитайте ребенку вслух небольшие стишки и потешки, спойте детскую песенку. При этом важно смотреть на малыша, четко произносить слова, варьировать интонации. Обратите внимание: кроха замер, прислушиваясь к вашему голосу, внимательно наблюдает, как вы шевелите губами, произнося фразы. Вот он оживленно задвигал ручками и ножками – обрадовался вашему общению с ним. Такое взаимодействие с ребенком способствует накоплению словарного запаса. Вот, например, потешка:
Ой, ду-ду, ду-ду, ду-ду,
Потерял пастух дуду.
А я дудочку нашла,
Пастушку я отдала.
Поворкуем, погулим. Склонитесь над малышом и начните разговаривать с ним. Кроха будет пытаться вам отвечать на своем языке – гулить. Повторяйте звуки, которые он произносит. Затем отвечайте малышу на его гуление так, будто понимаете, о чем он говорит. Комментируйте «сказанное» им. Такое упражнение формирует ответную реакцию ребенка на словесное воздействие взрослого, побуждает его к гулению и способствует формированию речи у ребенка.
«Я расскажу тебе…». Дети тонко чувствуют оттенки речи и тембр голоса собеседника. Поэтому самое простое, что вы можете делать для развития ребенка, – чаще разговаривать с ним, причем в лицах.
Меняйте интонацию с повествовательной на вопросительную, говорите то тише, то громче. Обращайтесь к нему, когда вы ходите по комнате, а не только находитесь рядом с крохой. Малыш будет поворачивать голову в сторону вашего голоса. Называйте все предметы, которые показываете ему, свои действия и действия других, комментируйте происходящее. Четко произносите слова и повторяйте фразы несколько раз.
Загляните в календарь развития ребенка
Развитие речи ребенка в 3–6 месяцев
В этом возрасте малыш прислушивается к окружающим его звукам, проявляет к ним интерес и повторяет их. При этом кроха понимает, что это издаваемые им звуки. Ваша задача – побуждать ребенка произносить звуки и звуковые сочетания.
«Язычок-проказник». Возьмите ребенка на руки. Смотрите ему в глаза и, высунув язык, издавайте разные смешные звуки. Затем спрячьте язык. Повторите те же действия, издавая уже другие звуки. Дети обычно пытаются подражать взрослому: тоже стараются высунуть язык и произнести несколько услышанных звуков. Так тренируется его артикуляционный аппарат, развивается подвижность губ и языка. В ходе игры пополняется запас звуков, малыш чаще пытается произносить их, начинает вступать в общение со взрослым.
«Эхо». Склонитесь над ребенком или возьмите его на руки, чтобы он видел ваше лицо. Поговорите с ним, стимулируйте голосовую активность крохи и повторяйте за ним звуки, которые он произносит, словно эхо. Малыш начинает гулить в ответ – завязывается своеобразная «беседа». Произнесение разных звуков и звуковых сочетаний способствует улучшению речевых способностей ребенка.
«Идет коза рогатая». Эта игра соединяет в себе несколько функций – речевую, двигательную, тактильную. Сложив пальцы рук определенным способом (сделав «козу»), легко пощекочите кроху, проговаривая при этом стишок:
Идет коза рогатая
За малыми ребятами.
Кто каши не ест, молочка не пьет,
Того забодает, забодает, забодает!
Процесс игры доставляет малышу удовольствие, он может громко засмеяться, когда вы его щекочете. Такое двустороннее общение активизирует речевые центры головного мозга, способствуя речевому развитию.
Развитие речи ребенка в 6–9 месяцев
В этот период в развитии малыша появляется следующая стадия развития речи – лепет. Ребенок воспроизводит цепочки слогов «па-па-па», «ка-ка-ка», «ма-а-а», «ва-а-а» и многократно их повторяет, прислушивается к произносимым звукам. Стадия лепета длится до 11 месяцев. Постепенно лепетная речь усложняется, появляются новые слоги и звуковые сочетания.
Активизация речевых центров головного мозга может происходить через работу рецепторов на кончиках пальцев. Поэтому важно в занятиях с ребенком уделять особое внимание развитию мелкой моторики рук.
В этом возрасте самое время начать читать крохе. Книги нужно подобрать с различными дополнениями, например, с погремушками, липучками, кармашками, пищалками и т. п. Эти игрушки удерживают внимание малыша и способствуют развитию мелкой моторики.
Читаем и играем. Расширяйте понятийный словарь малыша. В этом поможет рассматривание картинок в книгах, чтение небольших рассказов и стихов (например, А. Барто). Для занятий подбирайте книжки с яркими, четкими и понятными иллюстрациями. Приготовьте игрушку, например зайца, и книжку с его изображением. Покажите ребенку игрушку и картинку: «Вот зайчик, и это тоже зайчик». Такие занятия обогащают словарный запас малыша, знакомят его с новыми понятиями, названиями предметов и явлений.
Игры для пальчиков. Уже в этом возрасте можно научить ребенка рисовать красками. Только вместо кисти пусть оставляют следы на бумаге детские ладошки и пальчики.
Лепите с малышом из пластилина: скатывайте из пластичной массы разные по форме и величине фигурки, а малыш пусть пальчиками расплющивает их.
Приобретите крохе развивающие игрушки или центры для развития мелкой моторики – с кнопочками, отверстиями, фактурной поверхностью деталей, музыкальным или голосовым сопровождением.
Новый друг. Для общения с ребенком выберите персонажа – перчаточную куклу, игрушку бибабо или мягкую игрушку. Можно знакомить малыша с предметным миром, новыми словами от лица этого героя. Пусть игрушечный Буратино покажет крохе картинки в книжке, расскажет о новых предметах, задаст вопросы, попросит ребенка повторить какие-либо действия. Ведите с ребенком диалог, обращаясь к нему от лица куклы. Поощряйте голосовую активность малыша, побуждая его отвечать и взаимодействовать с персонажем.
Развитие речи ребенка в 9–12 месяцев
В этом возрасте кроха активно подражает жестам, выражениям лица, разным звукам, которые слышит от взрослых (смех, кашель, щелканье языком). Подражание действиям и звукам переходит в подражание словам по мере того, как ребенок учится не только произносить звуки, но и понимать обращенную к нему речь. В этот период закрепляется лепетное говорение: малыш произносит целые тирады, меняя интонацию.
Время сказок. Можно выбрать русские народные: «Теремок», «Репка», «Колобок», «Три медведя». Малыш уже узнает многих зверей, может по просьбе взрослого показывать пальчиком на изображение названного вами животного. Внимательно рассмотрев картинки, спросите его, например: «А где медведь?» – и кроха покажет пальчиком на нужную картинку. Рассказывая сказку, соблюдайте тембр голоса и интонации каждого героя – мышка говорит тоненьким голоском: «Пи-пи», медведь – грубым: «У-у-у».
Попросите кроху повторять вслед за вами, каким голосом разговаривают животные. Игры на звукоподражание – хорошие артикуляционные упражнения, выполнение которых способствует развитию речи.
Тренировка языка. Это логопедическое упражнение тренирует рот и губы малыша, мышцы артикуляционного аппарата. Стройте малышу смешные рожицы и гримасы, провоцируя его повторять за вами. Покажите крохе язык и попросите его показать свой. Растяните губы в широкой улыбке и предложите ребенку улыбнуться так же. Для тренировки щек, губ и языка подойдут свистульки, игрушечные дудочки. Научите малыша правильно дуть в большой свисток или дудочку – и производимый звуковой эффект приведет его в восторг.
«Повторяй за мамой». Склонитесь над малышом так, чтобы он видел движение ваших губ при произнесении слов. Предложите ребенку повторять звуки вслед за вами:
Ла-ла-ла, ла-ла-ла, наша девочка мала.
Та-та-та, у нас дома чистота.
Му-му-му, молочка налить кому?
Ло-ло-ло, а на улице тепло!
Жа-жа-жа, есть иголки у ежа.
Ба-ба-ба, из окна торчит труба.
За-за-за, уходи домой, коза.
Произносите звуки, которые есть в лепете ребенка, постепенно вводя новые звукосочетания: «та», «да», «ва», которыми он еще не пользуется. Вы заметите, как ребенок чутко реагирует на новые звуки, прислушивается, всматривается в лицо говорящего.
Речевые умения ребенка к 1 году
- Ребенок повторяет за взрослыми звуки, слоги и односложные слова.
- Реагирует на свое имя.
- Активный словарь малыша включает от 10 до 20–25 слов. В основном это упрощенные или звукоподражательные слова.
- Пополняется пассивный словарь: ребенок знает названия многих предметов, понимает и выполняет просьбы взрослых.
- Малыш внимательно слушает взрослого, а потом повторяет цепочки простых слов и звуки.
- Общение между ребенком и взрослым начинает строиться с помощью речи.
Источник
3 ОНТОГЕНЕЗ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ
ЛЕКЦИЯ 3 Особенности развития речи детей по возрастам (к каждому возрасту характеристика)
План.
1. Развитие речи ребенка на первом году жизни.
РАЗВИТИЕ РЕЧИ РЕБЕНКА НА ПЕРВОМ ГОДУ ЖИЗНИ
ПЕРВЫЙ МЕСЯЦ Многие исследователи отмечают чувствительность к звукам у новорожденных по таким реакциям:
Изменения общей двигательной активности.
Сморщивание лба.
Движения век.
Вздрагивания.
Изменения ритма и частоты дыхания.
Поворота глаз и головы к источнику звука.
Торможения сосательных движений.
В 2 недели, ребенок оставляет грудь, прислушивается к голосу матери, может перестать плакать. Ребенка можно успокоить песней.
На 3-4 – ой неделе жизни слуховое сосредоточение можно получить не только на относительно сильный звук, но и на речевое воздействие взрослого.
Реакция на звук несколько замедленная. Голос мамы начинает узнавать – на него больше реакции, чем на другие звуки.
ВТОРОЙ МЕСЯЦ Примерно с полуторамесячного возраста малыш гулит – произносит гласные звуки, отсутствующие в языке взрослых. В процессе развития эти звуки утрачиваются, заменяясь полноценными гласными звуками. Выделяются (опознаются) в гулении звуки – а, о, у, э; п, м, к, г, х.
ТРЕТИЙ МЕСЯЦ Гуление делается разнообразнее, появляются согласные звуки г-г-г, б-у, в–и и т.д. В ответ на поощрение ребенок активизирует гуление; происходит как бы разговор, когда взрослые агукают вместе с малышом. На улыбку взрослого ребенок отвечает улыбкой, на речь взрослого – произнесением звуков. Поворачивает голову в сторону говорящего, следит за ним глазами.
ОТ ТРЕХ ДО ШЕСТИ МЕСЯЦЕВ Гуление преобразуется в «свирель», т.е. произнесение цепочки звуков каскадом: аль–ле-е-лы-агы-аы. Они делаются продолжительнее, если к этому побуждают взрослые, разговаривая с малышом. Перенимает по подражанию темп, ритм, тон речи («гуления») взрослых. Реагирует на громкость речи и интонацию – может начать улыбаться, может заплакать.
СЕДЬМОЙ – ВОСЬМОЙ МЕСЯЦЫ Для развития речи в этом возрасте представляется важным возможность подражания голосовым реакциям взрослого. В этом возрасте появляется лепет, т.е. произнесение отдельных слогов ба-ба-ба, да-да-да. В нем уже слышны довольно ясные звуки. Практически все звуки не свойственные родному языку ребенок из своего лепета уже отсеил. Из гласных чаще других производится звук а в сочетании с согласными п, б, м, д, т, к. Получив возможность подражать взрослому, ребенок активно повторяет за ним слоги. Период лепета очень важен, т.к. малыш подолгу упражняет свой артикуляционный аппарат и тренирует одновременно физический и фонематический слух. В лепете появляются интонации удовольствия и неудовольствия.
ДЕВЯТЫЙ – ДЕСЯТЫЙ МЕСЯЦЫ Ребенок способен по подражанию произносить цепочки повторяющихся слогов. В это время очень важно поощрять ребенка к лепету, т.к. он уже способен копировать интонации. Голосом малыш выражает свои потребности и эмоции. Развивается понимание речи. Опорой в этом умении является зрительное восприятие. Общение между ребенком и взрослым начинает строиться с помощью речи.
ОДИННАДЦАТЫЙ – ДВЕНАДЦАТЫЙ МЕСЯЦЫ. Дети понимают обращенную к ним речь, могут выполнить простые просьбы взрослых, подкрепленные жестами. В активной речи малыша появляются первые слова. Запас слов годовалого ребенка не одинаков: от 2-3 до 15-20 слов. 80 % слов – существительные. Могут присутствовать и глаголы – бух – падать, ам – кушать. прилагательные, местоимения, наречия, служебные части речи отсутствуют. Первая степень обобщения слов. Есть дети, не имеющие в активном словаре слов, но демонстрирующие приличное понимание речи. Первые слова – это, как правило, ударные слоги знакомых слов: «ка» — каша, «пу» — капуста; простые двусложные слова, состоящие из двух одинаковых слогов: «мама», «папа», «баба» и т.д. Эти слоги и простейшие слова можно назвать словами-предложениями, т.к. они обозначают целые понятия, хотя в этих словах-предложениях нет сочетания по грамматическим правилам языка.
Степени обобщения слов
1 степень – слово замещает чувственный образ только одного предмета (кукла – только эта кукла, все остальное не куклы, а что-то еще не известное). Около 1 г.
2 степень – слово замещает чувственный образ нескольких однородных предметов (все куклы становятся куклами). Около 3 лет.
3 степень – усваиваются обобщающие слова, обозначающие несколько групп предметов (игрушки = кукла + мяч+кубики). Около 3,5 лет.
4 степень – усваиваются обобщающие слова для обобщающих слов – высший уровень интеграции (вещь=игрушки+посуда+одежда). После 4-х лет.
Примеры степеней обобщения
Береза – березы – дерево – растения
Кошка –кошки – животное — жители земли/фауна
Телевизор – телевизоры – бытовая техника – электроприборы
Мама – мамы – женщина – человек.
Литература
1. Алексеева М.М., Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников.
2. Белякова Л.И., Заикание.
3. Бородич А.М., Методика развития речи детей.
4. Винарская В.Н., Возрастная фонетика, 2005 г.
5. Жукова Н.С., Логопедия.
6. ИНТЕРНЕТ ! ! !
7. Малыш учится говорить, О.Жукова, 2007 г.
8. Основы логопедии с практикумом по звукопроизношению / под ред М.Ф. Фомичевой.
9. Основы логопедической работы с детьми / под ред. Г.В. Чиркиной.
10. Поваляева М.А., Справочник логопеда.
11. Программы воспитания и обучения детей «Радуга», «Детство», «Развитие» и др.
12. Теория и методика развития речи дошкольников, Стародубова Н.А., 2007 г.
13. Филичева Т.Б., Основы логопедии.
14. Язык и сознание, Лурия А.Р., 1998 г.
Серия сообщений «ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ РЕЧИ»:
Подписка на еженедельную бесплатную логопедическую рассылку https://subscribe.ru/catalog/socio.edu.logoped
Активная группа логопедов в «Одноклассниках» — «Логопеды, логопедия» https://www.odnoklassniki.ru/logovlad/
Часть 1 — ОСНОВНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ ПОНИМАНИЯ РЕЧИ
Часть 2 — РАЗВИТИЕ РЕЧИ РЕБЕНКА НА ПЕРВОМ ГОДУ ЖИЗНИ
Часть 3 — 4. РАЗВИТИЕ РЕЧИ ДЕТЕЙ В 3-4 ГОДА
Часть 4 — 10. ОНТОГЕНЕЗ СВЯЗНОЙ РЕЧИ.
Часть 5 — ОНТОГЕНЕЗ РЕЧИ В ТАБЛИЦАХ
Часть 6 — КАК БУДЕТ ГОВОРИТЬ ВАШ РЕБЕНОК, ЗАВИСИТ ОТ ВАС. М.Шохор-Троцкая
Серия сообщений «Онтогенез детской речи»:
Переход на страничку онлайн логопеда Губаревой Ольги Анатольевны (жми)…
Часть 1 — ОНТОГЕНЕЗ ДЕТСКОЙ РЕЧИ. ВВОДНАЯ ЛЕКЦИЯ
Часть 2 — 2 ОНТОГЕНЕЗ ДЕТСКОЙ РЕЧИ (РАЗВИТИЕ РЕЧИ ДЕТЕЙ)
Часть 3 — РАЗВИТИЕ РЕЧИ РЕБЕНКА НА ПЕРВОМ ГОДУ ЖИЗНИ
Часть 4 — 4. РАЗВИТИЕ РЕЧИ ДЕТЕЙ В 3-4 ГОДА
Часть 5 — 5 ОНТОГЕНЕЗ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ. 4-5 ЛЕТ
…
Часть 11 — ПРИЗНАКИ НОРМАЛЬНОГО И ПАТОЛОГИЧНОГО РАЗВИТИЯ РЕЧИ
Часть 12 — ОНТОГЕНЕЗ РЕЧИ В ТАБЛИЦАХ
Часть 13 — КАК БУДЕТ ГОВОРИТЬ ВАШ РЕБЕНОК, ЗАВИСИТ ОТ ВАС. М.Шохор-Троцкая
Источник
Силохина Галина Васильевна
Статья на тему:
«Развитие речи ребенка раннего возраста (1-3 года)»
Чумакова, И.
Развитие речи ребенка раннего возраста (1-3 года) / И. Чумакова // Дошкольное
воспитание. — 2012. — № 12. — С. 67-71 .
Кл.слова (ненормированные):
ранний возраст — развитие речи — занятия по развитию речи — речевое
развитие — возрастные особенности — звукопроизношение — общение с
детьми — речевые умения — речевое общение
Аннотация: В статье рассматривается возрастные показатели речевого развития
детей раннего возраста.
Развитие речи ребенка раннего возраста ( 1 – 3 года )
Вашему малышу исполнился год! Он подрос, выросли и его речевые
возможности: в знакомой бытовой ситуации хорошо понимает обращенную к нему
речь, может выполнить простые просьбы. В активном словаре ребенка от 5 до 15
облегченных слов, которые он активно использует в общении со взрослым. У
ребенка сохраняется потребность в эмоциональном общении с близкими людьми, но
уже появляется предметно направленное (деловое) общение с ним.
Что же должно произойти с речевым развитием малыша в период от 1 года до 3
лет? Это возраст существенных перемен в его жизни. Особенно интенсивно
развивается речь, так как именно ранний возраст определяется как сенситивный
(оптимальный и наиболее чувствительный) период для усвоения речи, что является
одним из основных достижений ребенка.
Развитие речи в раннем детстве идет по двум линиям: совершенствуется
понимание речи взрослых и формируется собственная активная речь.
На протяжении раннего возраста речь приобретает все большее значение для
психического развития малыша .Речь начинает выполнять свои ведущие функции:
•
Коммуникативную (происходит смена форм общения, ведущей
становится, постепенно, при активном воздействии взрослого, формируется
потребность в речевом общении);
•
Познавательную (речь становится важнейшим средством передачи ребенку
общественного опыта);
•
Регулирующую (ребенок начинает сопровождать свои действия речью, а к 3
годам способен рассказать о проделанном, увиденном).
Рассмотрим более подробно возрастные показатели речевого развития
детей раннего возраста.
• Уже в год малыш понимает названия знакомых ему окружающих
предметов, действий, движений. По просьбе взрослого находит нужные
предметы и выполняет заданные действия: «Положи!», «Дай!», «открой!»,
«Возьми!». При словах «до свидания» машет рукой, играет в»ладушки»,
«прятки» (закрывает лицо руками или накрывает пеленкой). Чуть позже
начинает понимать обозначаемые на простых сюжетных картинках
купается!». В активной речи пользуется лепетом и отдельными
облегченными словами: дай, ня, бах. ав-ав, ляля, понятными только в
конкретной ситуации. Речевая активность малыша, как правило, возрастает
в моменты двигательной активности.
• К 1,5 годам малыш способен обобщать предметы по существенным
признакам, находить однородные предметы по слову взрослого (любая
кукла – это кукла, а не только та, с которой привык играть ребенок).
Понимает значение пространственных предлогов «в», «на», выполняет
словесные инструкции: «Положи лопатку в ведерко!», «Сядь на стульчик!».
По просьбе взрослого показывает части тела на себе, на кукле. В активном
словаре ребенка может насчитываться от 30 до 50 облегченных слов.
Появляются и полные слова: машина, кукла ,заяц, банан, которые,
конечно, еще не имеют правильного звукового оформления и произносятся
с заменой или смягчением согласных: масиня, кукля, сяять, банянь или с
пропусками звуков: атина, кука. Малыш отвечает на вопросы «Кто это?»,
«Что это?» в реальной ситуации и по картинке, стремится связать два слова
в предложение; при этом речь сопровождает жестами, мимикой,
движениями. После 1,5 лет ребенок начинает различать неречевые звуки и
может правильно выбрать игрушки по их звучанию.
•
К 1 году 9 месяцам у малыша появляется понимание единственного и
множественного числа имени существительного (кукла – куклы), слов с
уменьшительными суффиксами (куколка, зайчик, домик). Он выполняет
просьбы взрослых, состоящие из двух частей: «Возьми… и поставь на…».
Понимает значение предлогов «под», «у», «с». Понимает несложный
рассказ по сюжетной картинке, отвечает на вопросы взрослого по ее
содержанию: «Кто это?», «Где?», «Что делает?». Договаривает последние
слова знакомых стихов, потешек и песенок. При общении со взрослым все
активнее использует фразы из двух слов. С 1 года 9 месяцев начинает
различать речевые звуки. В процессе игры «Угадай, кто кричит!» находит
необходимую игрушку по звукоподражанию (взрослый воспроизводит
крики животных: ав-ав, мяу-мяу, му-му, ку-ка-ре-ку, малыш находит
игрушку-животное, которое так кричит).
•
К 2 годам ребенок может понять короткий рассказ взрослого без опоры на
картинку о событиях, имеющихся в его опыте (например, о том, что он
делал на прогулке). Отвечает на вопросы об этих событиях. Понимает
единственное и множественное число глаголов. После 2 лет появляются
вопросительные слова, и малыш начинает задавать вопросы:»Где?»,
«Куда?», «Как?», «Что это?».
•
К 2,5 годам значительно возрастает понимание обращенной речи: понимает
предлоги «за», «по», «до», «над»; настоящее и прошедшее время глагола;
единственное и множественное число прилагательных; прилагательные,
обозначающие величину, цвет и вкус (большой, маленький, красный,
синий, Желтый, зеленый, сладкий, кислый и др.) Ребенок понимает
обобщенные понятия «игрушки», «посуда», «одежда», «животные», хотя
еще не пользуется ими в активной речи. Показывает на нужную картинку
по просьбе взрослого: «Покажи где мишка. А где мышка?». В активной
речи использует многословные (более трех слов) предложения. Легко и
активно подражает незнакомым словам из речи взрослого. Вступает в
диалог со сверстниками во время игр. Подражает им в действиях и речи.
•
К 3 годам ребенок начинает понимать предлоги «через», «около», «перед»;
глаголы с различными приставками (прибежала, убежала, забежала),
значение пространственных наречий, обобщающие слова. Начинает все
чаще использовать их в активной речи. Речь для ребенка 3 лет – регулятор
его поведения: он слушается старших, т.е. выполняет их указания в
словесной форме. Для успешного речевого развития ребенка раннего
возраста необходима не только полноценная речевая среда, но и
организация предметно-развивающей среды так как ведущей
деятельностью малыша становится предметная.
•
Ребенок раннего возраста очень активно осваивает действия с игрушками
(пирамидками, машинками ,куклами, кубиками, фигурки животных),
проявляет интерес и к другим предметам ближайшего окружения, особенно
к тем, что в руках у взрослого. Пытается подражать действиями и речи
взрослого. Ваша задача – сделать эту деятельность насыщенной и
разнообразной.
•
Старайтесь чаще рассказывать или читать ребенку народные и авторские
сказки, потешки, стишки. Для детей раннего возраста желательно выбирать
народные сказки с повторяющимися фрагментами и фразами, что облегчает
восприятие и улучшает запоминание текстов («Репка», «Курочка Ряба»,
«Колобок», «Теремок» и др.) Эмоционально насыщенными и понятными по
содержанию являются стихи А. Барто, С. Маршака, С. Михалкова.
•
Поощряйте любопытство, культивируйте у малыша такое ценное качество,
как умение задавать вопросы, для этого отвечайте на каждый детский
вопрос. Поощряйте стремление изучить что-то новое. Для ребенка весь мир-
новый . Создайте возможность получать новые впечатления.
•
Чтобы у ребенка своевременно сформировалось правильное
звукопроизношение, он должен правильно воспринимать и различать
неречевые и речевые звуки. Для этого проводите игры на развитие
слухового внимания и фонематического слуха: «Отгадай что звучит!»
(ребенок отгадывает предмет по звуку: бубен, барабан, дудочка); «Кто как
кричит?» (отгадать животное по « голосу»); « Подскажи словечко!»
( взрослый рассказывает хорошо знакомое ребенку стихотворение, он
должен сказать недостающее слово); «Различи слова!» (подобрать картинки
к словам, похожим по звучанию: шар – шарф, дом – дым) и др.
Близкие взрослые должны внимательно следить за речевым поведением
малыша и своевременно обращать внимание на возникшие проблемы. Так,
родители должны насторожиться, если:
•
К 1 году 3 месяцам малыш на вопрос «Где?» не находит и не понимает
названий игрушек, предметов одежды, посуды,не выполняет знакомых
действий по просьбе взрослого («Покачай лялю!», «Поцелуй маму!»); не
ориентируется в комнате ( «Где твоя кроватка?», «Где твой горшок?»0;
не лепечет и не пользуется облегченными словами;
•
К 1,5 годам обобщает предметы по существенным признакам ( сидя за
столом, на просьбу «Дай маме ложку!», должен дать любую ложку, а не
только ту, которой его всегда кормят); не понимает предлогов «в» и «на»
и, соответственно, не может выполнить просьбы типа «Положи кубики в
коробку!», «Поставь чашку на стол!»; не может правильно выбрать
игрушки по их звучанию «Угадай, что это!» (дудочка, барабан); не
пользуется полными простыми или даже облегченными словами;
•
К 1 году 9 месяцам не понимает несложный рассказ по сюжетной
картинке (мальчик катает машину) и не отвечает на вопросы взрослого
по картинке («Где…? Покажи!); не понимает единственного и
множественного числа существительного (показать на картинках, где
шар, а где шары); не различает слова с уменьшительно-ласкательным
суффиксами (заяц – зайчик); не узнает игрушки-животных по голосам
(Кто как кричит?»
•
К 2 годам не понимает рассказ взрослого о событиях из жизни ребенка
(без показа картин) и не отвечает на вопросы; не понимает предлогов
ииспользованием; не понимает единственного и множественного числа
глагола (девочка рисует, девочки рисуют); в общении со взрослым
0предложения, не употребляет прилагательные и местоимения, слова с
уменьшительно-ласкательными суффиксами, трехсложные слова без
стечения согласных (машина, малина);
•
К 2,5 годам ребенок по просьбе взрослого не может показать части своего
тела и лица; не понимает названия домашних животных (собака, кошка,
корова) и не может показать части тела животных (хвост,усы, лапы), не
ориентируется в величине предметов (большой-маленький) и не
выделяет предметы по цвету (красный, синий, желтый,зеленый), не
понимает наречий (близко, далеко, быстро, медленно, темно, светло); не
ориентируется в настоящем и прошедшем времени (не различает
вопросы «Что ты делаешь?» и «Что ты делал?»); не различает на слух
слова, похожие по звучанию (мышка-мишка, стол-стул, усы-уши), не
находит нужную картинку.
•
К 3 годам не понимает предлоги «через», «около», «перед», слова с
уменьшительными и увеличительными суффиксами (дом-домик-
домище), глаголы с различными приставками (закрыть открыть,
прилетел, улетел, залетел); не различает на слух слова, похожие по
звучанию (дом-дым,коса-коза);не употребляет в активной речи сложных
предложений, не задает вопросов «Почему?», «Когда?», не согласует
существительное с прилагательным (красная юбочка, красный мяч).
Если речь малыша не соответствует возрастным показателям,
обязательно обратитесь за консультацией к специалистам.
И. Чумакова, кандидат
педагогических наук, доцент.
Источник