Художественный труд как средство развития личности ребенка

Елена Шкаровская ( Юшина)
Художественный труд — как средство развития творческого потенциала дошкольников.

Художественный труд-как средство развития

творческого потенциала дошкольников.

Работаю я по этой теме пятый год.

Творчество помогает ребенку научиться видеть красоту и добро в окружающем его мире, делает жизнь ребенка богаче, полнее, радостнее.

В XXI художественный труд является эстетическим и функциональным, в современном мире. Еще недавно казалось, что высокие технологии одержали верх над индивидуальным, уникальным творением художника.

Мир вещей вокруг нас очень разнообразен. Есть предметы, которые служат нам на протяжении долгого времени, а есть такие, которые становятся ненужными. Их называют бросовым материалом, от чего мы взрослые чаще всего стараемся поскорее избавиться и выбросить в мусорное ведро. Но, и ненужные вещи приобретают вторую жизнь, если попробовать увидеть в них что-то необычное. Наблюдая за игрой детей видно, какое значение ребёнок придает своим «богатствам» (камешки, бусинки, лоскутки ткани, пуговицы и т. д.). Иногда кажется, что, это ненужные вещи – хлам, мусор, но в детских руках они превращаются в настоящие «драгоценности» — бусинка это жемчуг из далекого синего моря, лоскуток – платье принцессы, фантик – тропическая бабочка. Именно это натолкнуло меня более углубленно заняться данной темой.

Надо только пофантазировать, включить свое воображение, научить этому наших детей

Прежде всего, я провела большую работу по изучению теории данного вопроса. По результатам педагогической диагностики и в процессе общения с детьми на занятиях изобразительной деятельности и в повседневной жизни я выявила детей, проявляющих интерес к дизайнерской деятельности. Для того чтобы шире и глубже познать и изучить мир дизайна, приобщить ребенка к миру искусства.

Имея художественные и творческие способности, я почувствовала потребность и желание глубже ознакомиться с данной темой, ответить себе на вопрос: «Нужны ли эти знания детям и взрослым?», и выявить родителей – единомышленников. С этой целью я провела анкетирование среди родителей. Проанализировав анкеты, я увидела их заинтересованность данным вопросом, но отсутствие каких- либо глубоких знаний и умений в этой области. Чтобы пополнить знания родителей о художественном труде, я провела ряд консультаций: «Что такое художественный труд, «Роль художественного труда в жизни детей», и др.

После нашего общения родители проявили искренний интерес к вопросу детского творчества и желание заниматься художественной деятельностью вместе с детьми

Первые шаги в искусство художественного труда настолько просты, что не требуют от ребенка больших усилий. Он с удовольствием открывает для себя мир материй. Постепенно придет опыт, сформируются навыки, и он с легкостью выполнит большое, сложное произведение самостоятельно. Кроме того, сегодня, как никогда прежде ощущается потребность в формировании гармонично развитой личности. Личности, которая будет изучать, беречь и развивать духовное наследие нашего народа. Все это имеет непреходящее значение: видящий и умеющий ценить красоту человек будет ее сохранять и приумножать, такие люди не способны на безнравственные поступки.

Задачи

• формировать у детей прочные навыки и умения действовать с разными материалами для творчества и возможность переноса сформированных навыков и умений работы с одним материалом на другой

• создавать условия для экспериментирования с различными художественными материалами, инструментами

• направлять детей в воплощении своих мыслей, представлений, переживаний, чувств в художественной форме; проявлять инициативу; поддерживать личностное творческое начало

развивать стремление самостоятельно сочетать знакомые техники для придания продукту детского творчества еще большей индивидуальности и выразительности

развивать фантазию, воображение и индивидуальность в работе

развивать мелкую моторику рук, глазомер

• воспитывать усидчивость, аккуратность и терпение

Условия успешной организации творческой деятельности

• насыщенная изо материалами и разнообразными материалами для детского художественного творчества предметно — развивающая среда

• свободный доступ к материалам и возможность экспериментирования с ними

• создание эмоционально-положительной творческой атмосферы в процессе совместной педагогической деятельности с детьми

• использование созданных детьми продуктов художественного творчества для оформления дошкольного учреждения, подготовки атрибутов спектаклей, организации выставок, участия в конкурсах; создание музея детских поделок и мини-библиотеки детских рукописных книг

непосредственное вовлечение родителей в процесс творческой деятельности с детьми

• провоцировать родителей на оценивание результатов художественного творчества детей

Элементарные поделки ребенка можно рассматривать как его проектную деятельность, поскольку уже в несложных аранжировках он планирует определенный результат. Ребенок знакомится с разными художественными приемами и поделочными материалами, с доступными способами изготовления и украшения своих изделий: скручиванием, сгибанием, обрыванием, и сминанием, вырезыванием, прокалыванием, пришиванием, вышиванием, нанизыванием, соединением, склеиванием, плетением и др.

В саду есть уголок красоты (поделки, выполненные детьми самостоятельно или совместно с воспитателями, или родителями, постоянно действующая выставка детских работ, уголки творчества, репродукции картин, книги об искусстве. Знакомим детей с различными видами деятельности, их характеристиками историей.

Объединение воспитателей, детей и родителей в совместной работе по приобщению к миру творчества позволяет совершенствовать педагогическую подготовленность родителей в вопросах воспитания собственных детей, способствует расширению форм сотрудничества семьи и детского сада.

В нашей группе проводятся «Мастер классы», «Родитель-дизайнер», презентации, родители принимают участие в проектах, конкурсах,выставках и праздниках. Родители воспитанников очень помогают нам в овладении новых технологий. Они сами заинтересованы этим и в свободное время приходят в группу, и помогают нам. Родители готовят разный материал. Включаются в творческие проекты, проводимые в нашем саду. Ходят с детьми в лес и парк, наблюдают за природными явлениями. Закрепляют дома полученные знания и умения в изображении предметов. Отрабатывают с ребенком «трудные” техники. Без помощи родителей мы не достигли бы результатов.

В ходе творческой деятельности маленький мастер делает множество открытий, добивается личных достижений. Хотя объективно он не создает ничего абсолютно нового, неизвестного, результат его труда носит субъективный характер, так как в самом этом процессе заключена для ребенка его первостепенность.

Полученный результат – первая и очень важная ступенька детского творчества. Создание изделий своими руками – это универсальное образовательное средство, способное уравновесить одностороннюю интеллектуальную деятельность маленького человека, чтобы он развивался всесторонне. Занятия художественным трудом призваны воздействовать на ум, волю, чувства детей, побуждать их к творческому самовыражению. А также решают психологическую задачу – пусть у наших детей будет состояние эмоционального комфорта, ощущения радости детства. Эта тема актуальна в наши дни, поэтому девиз нашей работы в детском саду с детьми – чувствовать, познавать, творить!

Читайте также:  Развитие ребенка не говорящего 4 года

В ходе творческой деятельности маленький мастер делает множество открытий, добивается личных достижений.

Советы мудрого

и креативного педагога

• поощрять ребенка за самостоятельные мысли и действия

(развитие собственного «я”)

• не мешать желанию ребенка сделать что-то по-своему

• уважать точку зрения воспитанника, как творца, как художника, какой бы она ни была – не подавлять ее собственным мнением

творить и играть вместе с детьми, рядом, иногда меняться ролями

• не навязывать свою идею, наоборот пытаться понять логику творческого воображения ребенка

• вносить разнообразие в занятия, используя свои методические разработки, рекомендации

• создавать ситуацию в педагогическом процессе, провоцирующую ребенка к творчеству

Материалы для творчества

Предварительная работа

Развивающая среда

Работа с родителями

У детей также пробудились чувства творческого удовлетворения. В сотрудничестве с другими детьми стала ярче выступать индивидуальность каждого ребенка, особенности творческого почерка, техник исполнения. Художественные эмоции и интересы, возникающие в процессе продуктивной поисковой деятельности, способствовали успешному формированию у детей творческого мышления. В живом общении с искусством они научились создавать и использовать в оформлении детские рукописные книги; макеты; аранжировки из разных материалов; атрибуты для игр и спектаклей, праздничных утренников; благоустраивать интерьер.

Источник

Елена Башкирова
Художественный ручной труд как средство развития творческих способностей у детей-сирот

«Истоки творческих способностей

и дарований детей на кончиках их пальцев.

От пальцев, образно говоря, идут тончайшие

ручейки, которые питают источник творческой мысли.

Другими словами: чем больше мастерства

в детской ладошке, тем умнее ребенок».

Сухомлинский В. А.

Слайд 4

Процесс глубоких перемен, происходящих в современном обществе, выдвигает в качестве приоритетной проблему развития творчества, креативного мышления, способствующего формированию разносторонне — развитой личности, отличающейся неповторимостью, оригинальностью.

Что же понимается под творческими способностями?

Творческие способности – это индивидуальные особенности качества человека, которые определяют успешность выполнения им творческой деятельности различного рода. Известно, что детское творчество – явление уникальное. Многие педагоги и психологи, как отечественные, так и зарубежные, подчеркивают большое значение занятий художественным творчеством во всестороннем, особенно в эстетическом развитии личности ребенка. Детское творчество основано на подражании, которое служит важным фактором развития ребенка, в частности его художественных способностей. Задача педагога — опираясь на склонность детей к подражанию, прививать им навыки и умения, без которых невозможна творческая деятельность, воспитывать у них самостоятельность, активность в применении этих знаний и умений, формировать критическое мышление, целенаправленность.

Таким образом, творчество – создание на основе того, что есть, того, чего еще не было. Это индивидуальные психологические особенности ребёнка, которые не зависят от умственных способностей и проявляются в детской фантазии, воображении, особом видении мира, своей точке зрения на окружающую действительность. При этом уровень творчества считается тем более высоким, чем большей оригинальностью характеризуется творческий результат.

Приобщение подрастающего поколения к различным видам прикладного искусства, связанного с рукодельными работами, можно считать значимой частицей трудового обучения и воспитания детей.

Слайд 5

Актуальность

Слайд 6

Новизна программы состоит

• в том, что деятельность детей направлена на решение и воплощение в материале разнообразных задач, связанных с изготовлением вначале простейших, затем более сложных изделий и их художественным оформлением. Дети фантазируют, выражают свое мнение, доказывают свою точку зрения по выполнению той или иной работы, развивают художественный вкус. Я считаю, что для развития творческих способностей необходимо дать ребенку возможность проявить себя в активной деятельности широкого диапазона

• в разносторонности (она объединяет различные виды деятельности, не позволяя ребёнку устать от однообразия одной техники, что отвечает особенностям психологии детей детского дома) — использовании в работе новых видов прикладного искусства.

Слайд 9

Связь с другими образовательными областями

«Физическая культура» Развитие мелкой моторики

«Коммуникация» Развитие свободного общения со взрослыми и детьми по поводу процесса и результатов продуктивной деятельности, практическое овладение воспитанниками нормами речи.

«Познание» Сенсорное развитие, формирование целостной картины мира, расширение кругозора в сфере изобразительного искусства, творчества, формирование элементарных математических представлений.

«Социализация» Формирование гендерной, семейной принадлежности, патриотических чувств, чувства принадлежности к мировому сообществу, реализация партнерского взаимодействия «взрослый-ребенок»

«Труд» Формирование трудовых умений и навыков, воспитание трудолюбия, воспитание ценностного отношения к собственному труду, труду других людей и его результатам.

Слайд 11

Содержание всех разделов построено по следующему алгоритму:

1. Исторический аспект

2. Связь с современностью

3. Освоение основных технологических приемов, выполнение учебных заданий

4. Выполнение творческих работ (индивидуальных, групповых или коллективных).

Предполагаются различные упражнения, задания, обогащающие словарный запас детей. Информативный материал, небольшой по объему, интересный по содержанию, дается как перед практической частью, так и во время работы. При выполнении задания перед учащимися ставится задача определить назначение своего изделия. С первых же занятий дети приучаются работать по плану:

1. эскиз

2. воплощение в материале

3. выявление формы с помощью декоративных фактур.

Программа ориентирует обучающихся на самостоятельность в поисках композиционных решений, в выборе способов приготовления поделок.

Программой предусмотрен творческий проект по теме декоративно-прикладного искусства, а также в нее включены участие в конкурсах и на выставках.

Формы и методы

Приоритет отдается активным формам преподавания:

— Практическим: упражнения, практические работы, практикумы;

— Наглядным: использование схем, таблиц, рисунков, моделей, образцов;

— Нестандартным: эстафета творческих дел, конкурс, выставка-презентация,

В проведении занятий используются формы индивидуальной ра-боты и коллективного творчества. Некоторые задания требуют объе-динения детей в подгруппы.

Теоретическая часть дается в форме бесед с просмотром иллюстративного материала и подкрепляется практическим освоением темы.

Постоянный поиск новых форм и методов организации учебного и воспитательного процесса позволяет делать работу с детьми более разнообразной, эмоционально и информационно насыщенной.

Разнообразные по видам практические работы, выполняемые учащимися, должны соответствовать единым требованиям: эстетичность, практическая значимость, доступность детям этого возраста, целесообразность.

Слайд 12

Большое значение в работе придается результатам труда детского творчества и поэтому обязательно предполагается выставочная деятельность мастерской, которая планируется заранее для возможности подготовки к ней как имеющихся работ, так и изготовление новых.

Читайте также:  Игры направленные на развитие общения ребенка

Традиционная выставочная деятельность:

• выставка в группе;

• участие в выставках п. Решетиха;

В течение года возможны изменения в перспективном планировании в зависимости от различных обстоятельств: объявления конкурсов, творческого вдохновения, увлечения найденной нестандартной идеей.

Слайд 20

Салфетка — простая и необходимая вещь на столе. Но не каждый задумается использовать ее в ином ключе. Посмотрите на эту вещицу с другой стороны и тогда вы поймете, что тонкость бумаги, из которой она сделана, изящные принты и относительная дешевизна (по сравнению с другими материалами) делают салфетку уникальным сырьем для создания неповторимых поделок. Это неограниченная почва для фантазии, ведь при помощи обычной салфетки сотворить можно любые формы. Начать стоит с простого. Например, сделать цветы из салфеток своими руками под силу каждому, достаточно только ознакомиться с несколькими техниками, а также проявить немного настойчивости и терпения.

Слайд 21

Совсем скоро и мы услышим звон бубенцов приближающейся повозки Деда Мороза! Наступает время чудес и волшебства! Каждая семья готовится встречать праздник, ставший с детства любимым, по — своему. Но без сомнения в каждом доме будет накрыт праздничный стол с угощениями! Эта традиция берет начало с языческих времен, когда было принято одаривать злых духов разными яствами, а особенно сладостями.

Особое внимание хозяюшки уделяют сервировки стола. Неотъемлемой частью, которой являются салфетки — ажурные, кружевные, шелковые и льняные, вышитые и связанные вручную! Более празднично и нарядно они смотрятся в оформлении декоративных колец. Набор таких колец для салфеток может не только украсить ваш праздничный стол, но и стать запоминающимся подарком для ценителей ручной работы. Ведь они изготовлены своими руками, а значит создают уют и хранят тепло ваших рук!

Источник

     «Художественный труд — средство развития творческих способностей                                                                                                                                                                                                                                                                                  детей старшего дошкольного возраста»

          Формирование творческой личности – одна из важнейших задач педагогической теории и практики на современном этапе. Человек будущего должен быть созидателем, с развитым чувством красоты и активным творческим началом.

Задача педагога – пробудить творческую активность детей, стимулировать воображение, желание включаться в творческую деятельность. Уникальную возможность реализации этой задачи предоставляет такая образовательная область как «Художественное творчество».  Одним из видов, составляющих эту образовательную область, является художественный труд.

    Художественный труд – это творческая, социально мотивированная деятельность,  дающая детям дошкольного возраста возможность максимально реализовать игровые интересы и желания. У детей появляется возможность создавать забавные игрушки, фигуры, скульптуры, сувениры и подарки для близких людей.

    Художественный труд —  это продуктивная и при этом орудийная деятельность, в которой ребенок осваивает инструменты (ножницы, степлер, иглу…), исследует свойства различных материалов (бумагу, фольгу, ткань, листья, тесто…) и преобразует их  в  целях получения конкретного продукта. И этот продукт  имеет два уникальных признака – польза и красота.

    Занятия  художественным трудом оказывают на организм ребенка  развивающее и оздоровительное воздействие. Исследования выдающихся педагогов прошлого Я.А. Коменского,  И.Г. Песталоцци, Ф. Фребеля  свидетельствуют о пользе занятий художественной деятельностью, так как выполняют терапевтическую функцию, отвлекают детей от грустных и печальных событий, снимают нервное напряжение, обеспечивают положительное эмоциональное состояние.

         В.С.Сухомлинский писал: «Чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребёнок». Развитая мелкая моторика пальцев рук является одним из показателей интеллектуальности ребёнка. Именно в процессе творческой деятельности развивается образное, конструктивное, аналитическое мышление, воображение, зрительная память, т.е. раскрывается личность ребёнка, воспитываются лёгкость и быстрота овладения знаниями, умениями, способность использовать их для решения задач в различных, в том числе и нестандартных ситуациях.

Художественный  труд   способствует развитию зрительного восприятия, становлению сенсорных эталонов (формы, цвета, размера), графо — моторных навыков и созданию условий для формирования целенаправленной деятельности и развития общих интеллектуальных умений.      Н. Н. Гусарова отмечает, что в процессе изготовления поделок у детей постепенно формируется системы специальных навыков и умений: развитие зрительного восприятия, глазомера, мелкой моторики рук, усидчивости, самостоятельности.

         Цель занятий художественным трудом –  направленное и последовательное воспитание у детей эстетической и бытовой культуры, содействие личностному росту и формирование эмоционально ценностного отношения к окружающему миру.

        Основные задачи:

  1. Раскрытие  сущности  художественного труда как творческой деятельности человека,                                                                                                                                              обустраивающего быт и организующего свою жизнь по законам целесообразности, гармонии и красоты.
  2. Раскрытие специфики художественного труда – единство пользы и красоты.
  3. Развитие эстетического восприятия, творческого воображения, гибкого мышления, универсальных художественных способностей.
  4. Воспитание качеств человеческого труда – трудолюбия, ответственности, умение довести начатое дело до конца.
  5. Обогащение опыта художественно-продуктивной деятельности  на всех ее уровнях: восприятие – исполнительство – творчество.
  6. Освоение художественных техник (технологий), развитие мелкой моторики рук и общей ручной умелости.
  7. Развитие  умения  планировать, создавать поделку по образцу,  по условию, по пооперационным и технологическим  картам.                                                                                                                                                                                    
Читайте также:  Ребенок 2 года развитие нормы видео

        8.   Способствование познанию свойств материала, желанию экспериментировать с ними.                                                                                                                                                                            

        9.   Воспитание эстетического вкуса и развитие  умения создавать художественные образы.

В своей  практике занятий с детьми художественной деятельностью  я особое внимание уделяю  освоению  нетрадиционных техник  работы с   бумагой разной фактуры  (цветной картон и бумага, салфетки, фольга, гофрированный картон, фантики  от конфет, старые  журналы…), не редко в сочетании с тканями, природным материалом…

 Техника работы с бумагой,  используемая  мной в работе с детьми , различна: оригами, модульное оригами,  квиллинг,  аппликация, объемная аппликация,  торцевание, коллаж, конструирование из бумаги.

— Работа с бумагой, картоном (аппликация из бумаги разной фактуры, изготовление декоративных панно, объемных и плоскостных предметов и конструкций для оформления помещения  группы, праздников, развлечений).

— Объёмная аппликация – это разновидность аппликации, созданная путём наклеивания готовых сложенных из бумаги  объемных  форм, на подготовленный фон.

— Изготовление и оформление открыток. Открытки-игрушки. Праздничные открытки. Открытка – это самостоятельный вид искусства, со своей историей. Её можно сделать своими руками для своих родных и друзей. Делая открытку, вы можете продолжить творческие эксперименты самостоятельно и сотворить своё произведение не только к празднику, ведь красивая открытка может служить и украшением стены в любом помещении.

— Оригами (яп. «сложенная бумага») — древнее искусство складывания фигурок из бумаги.  В этой технике можно сделать аппликационные работы, самостоятельные игрушки, различные рамки, коврики, картинки. Она способствует развитию мелкой моторики рук ребёнка, конструктивному мышлению, воображению и творческим способностям детей дошкольного возраста.

— Квиллинг – это на умении скручивать полоски бумаги разной длины и ширины в рулоны, видоизменять их форму и составлять из полученных деталей объёмные и плоскостные композиции. Это развивает мелкую моторику рук, формирует пространственное мышление, развивает усидчивость, целеустремлённость, любознательность, будит фантазию и воображение, учит наблюдать, сравнивать, анализировать, представлять конечный результат, видеть сходство с реальными предметами.

— Коллаж – это весёлая и непредсказуемая техника. В ней используют и комбинируют между собой элементы, которые были не предназначены первоначально друг для друга.

Фантики от конфет, старых газет, кусочки ткани, ленты, сеточки, плоские пластмассовые игрушки и упаковки от них, листочки деревьев.

Чем необычнее материалы, тем интереснее результаты. Работу в этой технике можно сравнивать с игрой.    Она помогает проявлять фантазию и терпение, развивать воображение, умение сравнивать, воспитывает усидчивость.

— Торцевание: в основе этой техники – создание изображений и предметов с помощью объёмных элементов из бумаги. Объёмный элемент торцевания называют «торцовкой» или «торчком». Он представляет собой сжатый в виде воронки или конуса кусочек мягкой бумаги.

 С помощью торцевания можно создавать удивительные объёмные картины, мозаики, панно, декоративные элементы интерьера, открытки. Необычный  эффектом «пушистости», который даёт торцевание, и несложность исполнения очень привлекает детей.

В  процессе  занятий художественным трудом  руководствуюсь основными дидактическими  принципами: научности, доступности, наглядности, последовательности (от простого к сложному), системности, индивидуальный подход и применяю наглядные ( образец, рассматривание, показ), словесные (объяснения, описание, поощрение, убеждение, использование пословиц и поговорок), практические ( обследование, совместные действия, игровые ситуации) методы и приемы.

Образовательный цикл делю на три этапа: знакомство с материалом и его свойствами;   обучение техникам и приемам; изготовление поделки.

Строю свою работу на принципах раскрытия личности и индивидуальности ребенка, развитие его творческого потенциала, свободного без нажима со стороны взрослого, основанного на самовыражении ребёнка, на сотрудничестве и сотворчестве, с использованием гуманных методов и приемов.  Поощряю  ребенка за самостоятельные мысли и действия;   не мешаю желанию ребенка сделать что-то по-своему;  уважаю  точку зрения воспитанника, как творца, как художника, какой бы она ни была; не навязываю  свою идею, наоборот пытаюсь  понять логику творческого воображения ребенка;  создаю ситуацию в педагогическом процессе, провоцирующую ребенка к творчеству.

Использование различных  техник работы с бумагой,  как в непосредственной образовательной деятельности, так и в свободной деятельности детей положительно влияет на развитие творческих способностей у детей старшего возраста и мотивации в достижении успеха.

Создавая поделки своими руками, видя результат своей работы,  дети испытывают положительные эмоции, радуется тому, что сделанная собственными руками игрушка действует: вертушка вертится на ветру, кораблик плывет в ручейке, панно украшает стену комнаты и т.д.   Так, через различные действия с бумагой, в  процессе её обработки, применении разных способов и приемов дети учатся эстетически  осмысливать образы знакомых предметов, передавать их в изобразительной деятельности, подчеркивая красоту и колоритность внешнего облика в преобразованной форме.    

Источник