Художественное творчество как средство развития ребенка

Художественное творчество как средство развития ребенка thumbnail

Ольга Матикайнен
Развитие личности ребенка средствами художественного творчества

ГБДОУ дет. сад №21 Выборгского района СПб

Развитие личности ребенка средствами художественного творчества

Автор: Матикайнен Ольга Павловна

Воспитатель

Роль воспитателя в том, чтобы предложить ребенку разные возможности в развитии личности, заинтересовать его и создать условия для творчества. Даже незначительное принуждение принимается в штыки, создает негативный фон, который снижает или практически полностью нивелирует возможную пользу от занятий.

Занятия художественным творчеством связаны с такими сторонами жизни ребенка, как восприятие и познание мира (в том числе самопознание, эмоциональная сфера, социализация и навыки взаимодействия с другими детьми. Получая удовольствие от творческого процесса и его результата, ребенок переживает ситуацию успеха — а это один из лучших стимулов, повышающих тонус коры головного мозга. Это не просто эстетическое удовольствие или способ занять время, но и ряд положительных влияний – это первый шаг к созидательному труду. Получив результат ребенок понимает, что может создавать что-либо собственными руками, привыкает к продуктивной занятости. Со временем он спокойнее будет реагировать на необходимость выполнять школьные задания и легче воспринимать домашние обязанности.

• Познание мира. Чтобы придать своему произведению сходство с оригиналом, нужно заметить и осознать его особенные, только ему присущие черты. Вот почему занятия лепкой, аппликацией, оригами, всеми видами рисования развивают у детей внимательность и наблюдательность.

• Память. Переходя от простого к сложному, ребенок удерживает в памяти не только специфические черты предметов и явлений, но и алгоритм создания произведения, которым он овладел раньше. Это тренирует его память и мышление.

• Социализация. Коллективные виды творчества формируют умение общаться, понимать других людей, сотрудничать с ними, делить сферы деятельности и роли. Таким образом ребенок получает очень важный опыт взаимодействия и жизни в обществе.

Развитие воображения. Воображение — это не только склонность к выдумыванию невероятных историй или художественная фантазия. Это качество, которое позволяет создавать новое на базе существующего опыта. Это могут быть художественные образы, научные открытия, любое прогнозирование результата своей деятельности, к какой бы сфере она ни относилась.

• Эмоциональная сфера. Во время создания поделки ребенок переживает всю гамму эмоций – это может быть удовольствие, восхищение, разочарование – и учится справляться со своими чувствами. На развитие эмоций оказывает влияние и участие в конкурсе детских поделок – ребенок стремится к победе и получает ценные навыки реагирования на выигрыш или проигрыш.

Художественный вкус. Любой вид детского творчества – поделки, рисунки, раскрашивание, создание украшений – помогает получить представление о том, что такое красиво или некрасиво, гармонично или негармонично. Ребенок учится выражать себя в творчестве и анализировать свои работы с художественной и эстетической стороны.

При организации художественного творчествавоспитателю необходимо помнить следующие правила:

• Начинать с самого простого, доступного задания, постепенно усложняя его.

• Не мешать ребенку творить.

• Поощрять все усилия ребенка и его стремление узнавать новое.

• Избегать отрицательных оценок ребенка и результатов его деятельности.

• Поддерживать инициативу детей.

• Не оставлять без внимания, без поощрения даже самый маленький успех ребенка.

Сделать маленький шедевр можно практически из всего: бумаги, пластилина или глины, природных материалов (шишек, ракушек, каштанов, декоративных элементов (бусин или пуговиц и. т. д). При выборе подходящего вида творчества, необходимо ориентироваться на возраст детей,возможности и их предпочтения.

Желаю творческих успехов!

Источник

Художественное творчество как средство развития ребенка

Âëèÿíèå ñàìîñòîÿòåëüíîé ñîçèäàòåëüíîé äåÿòåëüíîñòè íà ëè÷íîñòíîå ðàçâèòèå ðåá¸íêà. Óðîâíè ñòàíîâëåíèÿ äåòñêîãî ðèñóíêà ïî Êåðøåíøòåéíåðó. Ñðåäñòâà, ñïîñîáñòâóþùèå ðàçâèòèþ òâîð÷åñêèõ ñïîñîáíîñòåé. Ïåðñïåêòèâû ðàçâèòèÿ õóäîæåñòâåííîãî òâîð÷åñòâà äåòåé.

ÐóáðèêàÏåäàãîãèêà
Âèäðåôåðàò
ßçûêðóññêèé
Äàòà äîáàâëåíèÿ02.05.2010
Ðàçìåð ôàéëà33,8 K

Îòïðàâèòü ñâîþ õîðîøóþ ðàáîòó â áàçó çíàíèé ïðîñòî. Èñïîëüçóéòå ôîðìó, ðàñïîëîæåííóþ íèæå

Ñòóäåíòû, àñïèðàíòû, ìîëîäûå ó÷åíûå, èñïîëüçóþùèå áàçó çíàíèé â ñâîåé ó÷åáå è ðàáîòå, áóäóò âàì î÷åíü áëàãîäàðíû.

Ôåäåðàëüíîå àãåíòñòâî ïî îáðàçîâàíèþ

ÃÎÓ ÂÏÎ «Êðàñíîÿðñêèé ãîñóäàðñòâåííûé ïåäàãîãè÷åñêèé óíèâåðñèòåò èì. Â.Ï. Àñòàôüåâà»

Ôàêóëüòåò íà÷àëüíûõ êëàññîâ

Êàôåäðà ÌÕÎ

ÐÅÔÅÐÀÒ

ïî äèñöèïëèíå «Òåîðèè è òåõíîëîãèè õóäîæåñòâåííî — ýñòåòè÷åñêîãî îáðàçîâàíèÿ â íà÷àëüíîé øêîëå»

ÕÓÄÎÆÅÑÒÂÅÍÍÎÅ ÒÂÎÐ×ÅÑÒÂÎ ÊÀÊ ÑÐÅÄÑÒÂÎ ÑÀÌÎÂÛÐÀÆÅÍÈß È ÐÀÇÂÈÒÈß ËÈ×ÍÎÑÒÈ ÐÅÁ¨ÍÊÀ

Êðàñíîÿðñê 2009

Õóäîæåñòâåííîå òâîð÷åñòâî åñòü íå òîëüêî ïîâûøåííàÿ ñïîñîáíîñòü ê ïðåäñòàâëåíèþ. Ïðîöåññ òâîð÷åñòâà — âåñüìà ñëîæíîå ïñèõè÷åñêîå ÿâëåíèå. Åñëè â í¸ì ãëàâíûì îáðàçîì ó÷àñòâóþò âîîáðàæåíèå, îãðîìíóþ äîëþ ïðèíèìàåò ïàìÿòü, ñòîëüêî æå, åñëè íå áîëüøå, ìûñëü.4

Äåòñêàÿ èçîáðàçèòåëüíàÿ äåÿòåëüíîñòü ðàññìàòðèâàåòñÿ êàê îäíà èç íàèáîëåå ýôôåêòèâíûõ ôîðì õóäîæåñòâåííîãî îñâîåíèÿ äåòüìè îêðóæàþùåé äåéñòâèòåëüíîñòè, â ïðîöåññå êîòîðîé îíè èçîáðàæàþò ïðåäìåòû è ÿâëåíèÿ. Äåòñêèå ðèñóíêè, ëåïêà, àïïëèêàöèÿ ÷àñòî ïîðàæàþò èíòåðåñíûì çàìûñëîì, ñâîåîáðàçíîé ôîðìîé âûðàæåíèÿ, êîòîðàÿ ïðèâëåêàåò âíèìàíèå âçðîñëûõ õóäîæíèêîâ. Îíè âîñõèùàþòñÿ äåòñêèì òâîð÷åñòâîì, ñ÷èòàþò åãî ñâîåîáðàçíûì èñêóññòâîì.

Èíòåðåñ ê ýòîìó âèäó òâîð÷åñòâà âîçíèê â 80-õ ãã. XIX â., è èçó÷åíèå äåòñêîãî ðèñóíêà ïðîäîëæàåòñÿ ïî íàñòîÿùåå âðåìÿ. Èññëåäîâàòåëè àíàëèçèðîâàëè áîëüøîå êîëè÷åñòâî ðèñóíêîâ è îïðåäåëÿëè ñòàäèè ðàçâèòèÿ ðèñîâàíèÿ ó ðåá¸íêà, ïðè÷èíû, ïîáóæäàþùèå äåòåé ðèñîâàòü.

À.Â. Áàêóøèíñêèé ðàññìàòðèâàë äåòñêèé ðèñóíîê ñ ïîçèöèè èñêóññòâîâåäà, èñòîðèêà, ïåäàãîãà. Îí óòâåðæäàë, ÷òî èñòî÷íèêîì äåòñêîãî òâîð÷åñòâà ÿâëÿþòñÿ áèîëîãè÷åñêèå ôàêòîðû è ðàçâèâàåòñÿ îíî íå ïîä âëèÿíèåì ïîçíàíèÿ îêðóæàþùåãî, à ïîä âëèÿíèåì íàêîïëåííîãî ðîäîâîãî îïûòà, èíñòèíêòà. Îí ñ÷èòàë, ÷òî äåòñêîå òâîð÷åñòâî êàê ðîäîâîé îïûò ñîâåðøåííî è ïðåäñòàâëÿåò ñîáîé èñêóññòâî, ïîýòîìó ðåá¸íîê ó âçðîñëîãî íàó÷èòüñÿ íè÷åìó íå ìîæåò. 3

À.Â. Áàêóøèíñêèé ðàññìàòðèâàë äåòñêèé ðèñóíîê ñ òî÷êè çðåíèÿ åãî õóäîæåñòâåííûõ îñîáåííîñòåé, îòìå÷àë äâèãàòåëüíûé ðèòì êàê îðãàíèçóþùåå íà÷àëî â ðèñóíêå, êîòîðîå ïîìîãàåò ðåá¸íêó ïîñòåïåííî îñâàèâàòü ïðîñòðàíñòâî ëèñòà ðèòìè÷íûìè ìàçêàìè — øòðèõàìè. Îí âûäåëÿåò òàêæå öâåò â ðèñóíêå êàê îäíî èç íàèáîëåå ÿðêèõ õóäîæåñòâåííî-âûðàçèòåëüíûõ ñðåäñòâ, îáðàùàåò âíèìàíèå íà åãî îðíàìåíòàëüíîå çíà÷åíèå ïðè ñîçäàíèè êîìïîçèöèè óçîðà. Çà îñíîâó îí áåð¸ò äâèãàòåëüíûé è çðèòåëüíûé îïûò ðåá¸íêà, çàâèñèìîñòü ðàçâèòèÿ äåòñêîãî òâîð÷åñòâà îò ðàçâèòèÿ äâèæåíèé è äâèãàòåëüíûõ îùóùåíèé â ïîçíàíèè è îòðàæåíèè ìèðà.

 30-õ ãã. XX âåêà, äåòñêîå òâîð÷åñòâî ñòàëè ðàññìàòðèâàòü êàê ïîäëèííóþ ôîðìó èñêóññòâ. Èäåè àìåðèêàíñêîãî ôèëîñîôà è ïåäàãîãà Äæîíà Äüþè (30-å ãã.) è ïåäàãîãà Âèêòîðà Ëîâåíôåëüäà (40-50-å ãã.), çàëîæèëè ôóíäàìåíò ñîâðåìåííîãî ìûøëåíèÿ â îáëàñòè äåòñêîãî èçîáðàçèòåëüíîãî èñêóññòâà.

Ä. Äüþè ïîëàãàë, ÷òî èçîáðàçèòåëüíîå èñêóññòâî äîëæíî îñâîáîäèòü òâîð÷åñêóþ ýíåðãèþ äåòåé è ñäåëàòü èõ àêòèâíûìè ó÷àñòíèêàìè òâîð÷åñêîãî ïðîöåññà. Áëàãîäàðÿ ðàáîòàì Äüþè è äðóãèõ ïåäàãîãîâ äåòñêîå èñêóññòâî ñòàëè ðàññìàòðèâàòü íå ïðîñòî êàê íåàäåêâàòíîå îòðàæåíèå ìèðà âçðîñëûõ, à êàê îäíó èç ïîëíîöåííûõ ôîðì èñêóññòâà.

Ëîâåíôåëüä, â ñâîþ î÷åðåäü, îáðàòèë âíèìàíèå íà ïñèõîëîãè÷åñêèå àñïåêòû õóäîæåñòâåííîãî òâîð÷åñòâà. Îí ðàññìàòðèâàë åãî êàê íåêèé ïðîöåññ, ñðåäñòâî ê äîñòèæåíèþ öåëè, êîòîðîå, ïî åãî ìíåíèþ, çàêëþ÷àëîñü â ðàçâèòèè èíäèâèäà. Åãî èäåÿ î òîì, ÷òî ðàçâèòèå äåòñêîãî èñêóññòâà èìååò òèïè÷íûé è ïðåäñêàçóåìûé õàðàêòåð, ñûãðàëî âàæíóþ ðîëü â îñâîáîæäåíèè äåòåé îò íåîïðàâäàííûõ îæèäàíèé âçðîñëûõ. 1

Ïîä÷¸ðêèâàÿ çíà÷åíèå òâîð÷åñêîãî àñïåêòà çàíÿòèé èçîáðàçèòåëüíûì èñêóññòâîì äëÿ çäîðîâîãî ïñèõîëîãè÷åñêîãî ðàçâèòèÿ, Ëîâåíôåëüä ïðèçûâàë èñïîëüçîâàòü ïîäõîä, êîòîðûé îí íàçâàë «òåðàïåâòè÷åñêèì ïðåïîäàâàíèåì èçîáðàçèòåëüíîãî èñêóññòâà». Èäåè Äüþè è Ëîâåíôåëüäà íåðåäêî èñïîëüçîâàëèñü äëÿ ïîääåðæêè óñèëèé, íàïðàâëåííûõ íà ïðåâðàùåíèå ïðåïîäàâàíèÿ èçîáðàçèòåëüíîãî èñêóññòâà â áîëåå çíà÷èìóþ òâîð÷åñêóþ ñôåðó èññëåäîâàíèé.

Ïðîáëåìà äåòñêîãî ðèñóíêà ïðîäîëæàåò èíòåðåñîâàòü ïñèõîëîãîâ è ïåäàãîãîâ îòå÷åñòâåííîé øêîëû.  ñåðåäèíå XX â. ýòà ïðîáëåìà áûëà ðàñêðûòà â èññëåäîâàíèÿõ Â.È. Êèðååíêî, Í.Í. Âîëêîâà, Å.È. Èãíàòüåâà, Å.À. Ôë¸ðèíîé.  ýòèõ ðàáîòàõ ðàñêðûâàþòñÿ ãëîáàëüíûå ïðîáëåìû äåòñêîãî ðèñóíêà.

Å.À. Ôë¸ðèíà 22, ðàññìàòðèâàÿ ïðîáëåìó äåòñêîãî èçîáðàçèòåëüíîãî òâîð÷åñòâà, èçó÷àåò, ïðåæäå âñåãî, õàðàêòåðíûå îñîáåííîñòè äåòñêîãî ðèñóíêà (ñâîåîáðàçèå ëèíèé, ôîðìû, öâåòà, ðàñïîëîæåíèå íà ëèñòå), îáðàùàåò âíèìàíèå íà ñïåöèôèêó ïðîÿâëåíèÿ ýòèõ ÷åðò â ðèñóíêå. Ñ ðàçðàáîòêîé ïðîáëåìû îáó÷åíèÿ îíà ïðåäëîæèëà ñèñòåìó èãðîâûõ óïðàæíåíèé, êîòîðûå áûëè íàïðàâëåíû íà ðàçâèòèå äâèæåíèé ðóêè.  îñíîâå ýòèõ óïðàæíåíèé — íà÷åðòàíèÿ ðàçëè÷íûõ ëèíèé, ôîðì îáðàçíîãî õàðàêòåðà. Ñèñòåìà èãðîâûõ óïðàæíåíèé òåñíî ñâÿçàíà ñ âîñïðèÿòèåì äåòüìè ïðåäìåòîâ è ÿâëåíèé äåéñòâèòåëüíîñòè. Íàïðèìåð, äåòè ðèñóþò «äîæäü», «ñíåã», «äîðîæêè» è ò.ä.

Áîëüøîå âíèìàíèå Å.À. Ôë¸ðèíà 22 óäåëÿåò öâåòó â ïðåäìåòíîì, äåêîðàòèâíîì ðèñóíêå, îñîáåííî ïðè ñîñòàâëåíèè êîìïîçèöèè óçîðà. Ðàçðàáàòûâàÿ ìåòîäû îáó÷åíèÿ, áîëüøîå çíà÷åíèå îíà ïðèäà¸ò ïîäáîðó ðàçëè÷íîé òåìàòèêå, ðàçâèòèþ ó äåòåé ÷óâñòâà êîíòðîëÿ, îöåíêè. Îáó÷åíèå ñðåäñòâàì õóäîæåñòâåííîé âûðàçèòåëüíîñòè ïðè ñîçäàíèè îáðàçà â ðèñóíêå, ëåïêå, Å.À. Ôë¸ðèíà ðàññìàòðèâàåò êàê îñíîâó ðàçâèòèÿ òâîð÷åñòâà.

Ïîíèìàÿ äåòñêîå òâîð÷åñòâî êàê ïîçíàíèå æèçíè, îíà äåëàåò ïîïûòêó íàéòè ïðè÷èíû ñâîåîáðàçíîãî èçîáðàæåíèÿ äåòüìè ÿâëåíèé îêðóæàþùåé äåéñòâèòåëüíîñòè, è íàìå÷àåò äâà ïóòè:

· ÷åðåç îçíàêîìëåíèå äåòåé ñ ìàòåðèàëîì;

· ÷åðåç ñîçäàíèå èìè îáðàçà â ðèñóíêå.

Èññëåäîâàòåëü äåëàåò âûâîä î òîì, ÷òî èíòåðåñ ê ìàòåðèàëó, ïðîöåññó íàíåñåíèÿ øòðèõîâ â ðèñîâàíèè ïðîäîëæàåòñÿ ó äåòåé äî 3 — 4 ëåò, çàòåì âîçíèêàåò èíòåðåñ ê èçîáðàæåíèþ. Íà îñíîâå ýòèõ ïîëîæåíèé Å.À. Ôë¸ðèíà ïðåäëàãàåò ñëåäóþùóþ ïåðèîäèçàöèþ äåòñêîãî ðèñîâàíèÿ:

* äîèçîáðàçèòåëüèûé ïåðèîä;

* ïðîöåññóàëüíûé (äî 4 ëåò) ïåðèîä;

* ïåðèîä ðåàëèñòè÷åñêîãî èçîáðàæåíèÿ (äî 7 ëåò).

Èçâåñòíûé èññëåäîâàòåëü äåòñêîãî ðèñóíêà Ã. Êåðøåíøòåéíåð â ñâîåé ðàáîòå «Ðàçâèòèå õóäîæåñòâåííîãî òâîð÷åñòâà ðåá¸íêà» 8 ðàññìàòðèâàåò ïîñòåïåííóþ ýâîëþöèþ äåòñêîãî ðèñóíêà. Êåðøåíøòåéíåð, ïðîèçâîäèâøèé ñèñòåìàòè÷åñêèå îïûòû íàä äåòñêèì ðèñîâàíèåì, ðàñïðåäåëèë âåñü ïðîöåññ ðàçâèòèÿ äåòñêîãî ðèñóíêà íà ÷åòûðå ñòóïåíè.

Êåðøåíøòåéíåð, òàêæå êàê Ôë¸ðèíà, îòìå÷àåò äîèçîáðàçèòåëüíóþ ñòàäèþ äåòñêîãî òâîð÷åñòâà, íî íå âêëþ÷àåò å¸ â ñâîþ ïåðèîäèçàöèþ êàê ñàìîñòîÿòåëüíóþ ñòóïåíü. Îí âûäåëÿåòñÿ ñëåäóþùèå óðîâíè ñòàíîâëåíèÿ äåòñêîãî ðèñóíêà:

· ñòóïåíü ñõåìû (ãîëîâîíîãè);

· ñòóïåíü âîçíèêàþùåãî ÷óâñòâà ôîðìû è ëèíèé;

· ñòóïåíü ïðàâäîïîäîáíîãî èçîáðàæåíèÿ (ïðè êîòîðîì ñõåìà èñ÷åçàåò èç äåòñêîãî ðèñóíêà âîâñå);

· ñòóïåíü ïëàñòè÷íîãî èçîáðàæåíèÿ (ñâåòîòåíü, ïåðñïåêòèâà, ïåðåäà÷à äâèæåíèÿ).

 öåëîì, íóæíî îòìåòèòü, ÷òî ïðèâåä¸ííûå ïåðèîäèçàöèè äåòñêîãî ðèñóíêà ìàëî îòëè÷àþòñÿ äðóã îò äðóãà, íåñìîòðÿ íà òîò ôàêò, ÷òî èõ ðàçäåëÿåò 42 ãîäà.

Èññëåäîâàíèÿ 60 — 70-õ ãã. XX âåêà ïîêàçàëè, ÷òî ïîíèìàíèå äåòñêîãî òâîð÷åñòâà è ýòàïîâ åãî ðàçâèòèÿ äà¸ò ñîâåðøåííî èíóþ âîçðàñòíóþ ïåðèîäèçàöèþ âîçíèêíîâåíèÿ îáðàçíîãî íà÷àëà. Îíî ðàññìàòðèâàåòñÿ â ñâÿçè ñ òåìè ñðåäñòâàìè îáðàçíîé âûðàçèòåëüíîñòè, êîòîðûìè îâëàäåâàþò äåòè óæå â ðàííåì äîøêîëüíîì âîçðàñòå, íà÷èíàÿ ñ äâóõ ëåò. Ñ ïîìîùüþ øòðèõîâ, öâåòîâûõ ìàçêîâ ðåá¸íîê ñïîñîáåí ïåðåäàòü íåêîòîðûå ÿâëåíèÿ äåéñòâèòåëüíîñòè (êàïëÿ äîæäÿ, ïàäàþùèå ëèñòüÿ, ñíåã).

1. Àëëàí Äæ. Ëàíäøàôò äåòñêîé äóøè / Äæ. Àëëàí. — ÑÏá-Ìí., 1997. — Ñ.140.

2. Àíàíüåâ Á. Ã.Ôîðìèðîâàíèå îäàðåííîñòè //Ñêëîííîñòè è ñïîñîáíîñòè. — Ë., 1962. — Ñ. 15-36.

3. Áàêóøèíñêèé À.Â. Õóäîæåñòâåííîå òâîð÷åñòâî è âîñïèòàíèå /. — Ì.,1925. — Ñ.30.

4. Âàñíåöîâ À. Õóäîæåñòâî / À.Âàñíåöîâ. — Ì.,1908. — Ñ. 10-11.

5. Äðàíêîâ ß.Ë. Ìíîãîãðàííîñòü ñïîñîáíîñòåé êàê îáùèé êðèòåðèé õóäîæåñòâåííîãî òàëàíòà // Õóäîæåñòâåííîå òâîð÷åñòâî. — Ë., 1983. — Ñ. 123-139.

6. Èãíàòüåâ Å.È.Ïñèõîëîãèÿ èçîáðàçèòåëüíîé äåÿòåëüíîñòè äåòåé. Ì., 1961.

7. Êèðååíêî Â.È.Ïñèõîëîãèÿ ñïîñîáíîñòåé ê èçîáðàçèòåëüíîé äåÿòåëüíîñòè. — Ì., 1959.

8. Êåðøåíøòåöíåð Ã. Ðàçâèòèå õóäîæåñòâåííîãî òâîð÷åñòâà ðåáåíêà / — Ì., 1914.

9. Ëåéòåñ Í.Ñ. Âîçðàñòíàÿ îäàðåííîñòü è èíäèâèäóàëüíûå ðàçëè÷èÿ. — Ì., 1997.

10. Ëèõà÷åâ Ä.Ñ. Ïðîøëîå — áóäóùåìó: ñòàòüè è î÷åðêè.- Ë.: Íàóêà, 1985, ñ.574-580.

11. Ìåëèê-Ïàøàåâ À.À.Ïåäàãîãèêà èñêóññòâà è òâîð÷åñêèå ñïîñîáíîñòè. — Ì., 1981.

12. Ìåëèê-Ïàøàåâ À.À. Îïûò ïðèîáùåíèÿ ïîäðîñòêîâ ê õóäîæåñòâåííîé êóëüòóðå íà óðîêàõ èçîáðàçèòåëüíîãî èñêóññòâà Ñ.6-23.// Ýñòåòè÷åñêîå âîñïèòàíèå øêîëüíèêîâ íà óðîêàõ ýñòåòè÷åñêîãî öèêëà: Ñá. íàó÷. òð. / Ðåä.-ñîñò. Ã.Â. Àðçÿìîâà. — Ì.: Èçä. ÀÏÍ ÑÑÑÐ, 1989.- 140ñ.

13. Ìåëèê-Ïàøàåâ À.À.Ìèð õóäîæíèêà. — Ì., 2000, — ñ. 158-159.

14. Íåðåòèíà Ë.Â. Êîíñïåêòû óðîêîâ ïî èçîáðàçèòåëüíîìó èñêóññòâó, ìèôîëîãèè è ôîëüêëîðó: 1 êë. — Ì.: ÂËÀÄÎÑ, 2004. — 224 ñ., 8ñ. èë. — (Á-êà ó÷èòåëÿ íà÷àëüíîé øêîëû).

15. Ïñèõîëîãèÿ ðèñóíêà è æèâîïèñè: Ñá. ñò. — Ì., 1954.

16. Read H. The Third Realm of Education.P. 59.

17. ÑÀÂÅÍÊÎÂÀ Ë.Ã. ×ëåí — êîððåñïîíäåíò ÐÀÎ, ñîñòîèò â Îòäåëåíèè îáðàçîâàíèÿ è êóëüòóðû, äîêòîð ïåäàãîãè÷åñêèõ íàóê (2001), ïðîôåññîð (2003), çàìåñòèòåëü äèðåêòîðà ïî íàó÷íîé ðàáîòå Ó÷ðåæäåíèÿ ÐÀÎ «Èíñòèòóò õóäîæåñòâåííîãî îáðàçîâàíèÿ».

18. Ñàêóëèíà Í.Ï. Ðèñîâàíèå â äîøêîëüíîì äåòñòâå. — Ì.: Ïðîñâåùåíèå, 1965.

19. Ñåëèâêî Ã.Ê. Ñîâðåìåííûå îáðàçîâàòåëüíûå òåõíîëîãèè. — Ì., 1998 — ñ.225.

20. Ýñòåòè÷åñêîå âîñïèòàíèå øêîëüíîé ìîëîäåæè. / Ïîä ðåä. Á.Ò. Ëèõà÷åâà, Ã. Çàëüìîíòà. — Ì., 1981.

21. Íåêðàñîâà-Êàðàòååâà Î.Ë. Äåòñêîå òâîð÷åñòâî â ìóçåå. — Ì., 2005, 207 ñ.

22. Ôë¸ðèíà Å.À. Äåòñêèé ðèñóíîê / Å.À. Ôëåðèíà. — Ì., 1924. — Ñ. 37.

Ïîäîáíûå äîêóìåíòû

  • Ãàðìîíè÷íîå ðàçâèòèå ïîäðàñòàþùåãî ïîêîëåíèÿ, ñòàíîâëåíèå ñàìîñòîÿòåëüíîé, ñâîáîäíîé ëè÷íîñòè. Ñóùíîñòü, äèàãíîñòèêà è ðàçâèòèå òâîð÷åñòâà è òâîð÷åñêèõ ñïîñîáíîñòåé. Ñèñòåìû ðàçâèâàþùåãî îáó÷åíèÿ ñ íàïðàâëåííîñòüþ íà ðàçâèòèå òâîð÷åñêèõ êà÷åñòâ ëè÷íîñòè.

    ðåôåðàò [39,6 K], äîáàâëåí 14.05.2009

  • Ðàçâèòèå òâîð÷åñòâà è òâîð÷åñêèõ ñïîñîáíîñòåé äåòåé äîøêîëüíîãî âîçðàñòà â ñîâðåìåííîé ïåäàãîãèêå è ïñèõîëîãèè. Ïñèõîëîãî-ïåäàãîãè÷åñêîå îáîñíîâàíèå äåòñêîãî ìóçûêàëüíîãî òâîð÷åñòâà. Âëèÿíèÿ òåàòðàëèçîâàííîé äåÿòåëüíîñòè íà ðàçâèòèå òâîð÷åñòâà äåòåé.

    äèïëîìíàÿ ðàáîòà [90,5 K], äîáàâëåí 26.05.2008

  • Ïñèõîëîãî-ïåäàãîãè÷åñêèé àñïåêò èçó÷åíèÿ ïðîáëåìû ðàçâèòèÿ äåòñêîãî òâîð÷åñòâà. Èçîáðàçèòåëüíûå ñïîñîáíîñòè è òâîð÷åñêèå çàìûñëû äåòåé â ïðîöåññå èçîáðàçèòåëüíîé äåÿòåëüíîñòè. Ðàçâèòèå òâîð÷åñêèõ ñïîñîáíîñòåé ïóòåì ñþæåòíîãî ðèñîâàíèÿ íà çàíÿòèÿõ.

    äèïëîìíàÿ ðàáîòà [110,6 K], äîáàâëåí 02.03.2011

  • Îïòèìàëüíûå ñðîêè íà÷àëà ðàçâèòèÿ òâîð÷åñêèõ ñïîñîáíîñòåé. Ïðîáëåìà òâîð÷åñòâà è òâîð÷åñêèõ ñïîñîáíîñòåé â ñîâðåìåííîé ïåäàãîãèêå è ïñèõîëîãèè. Óñïåøíîå ðàçâèòèå òâîð÷åñêèõ ñïîñîáíîñòåé äåòåé äîøêîëüíîãî âîçðàñòà ñðåäñòâàìè òåàòðàëüíîãî èñêóññòâà.

    êóðñîâàÿ ðàáîòà [37,4 K], äîáàâëåí 16.01.2012

  • Ïîíÿòèÿ òâîð÷åñòâà è òâîð÷åñêèõ ñïîñîáíîñòåé, ïðîáëåìà òâîð÷åñòâà â êîððåêöèîííîé ïåäàãîãèêå. Ðàçâèòèå òâîð÷åñòâà â ðàçíûõ âîçðàñòàõ ó äåòåé ñ íàðóøåíèåì ñëóõà. Ìåòîäû èçó÷åíèÿ òâîð÷åñêèõ ñïîñîáíîñòåé. Îïûòíàÿ ðàáîòà ïî ðàçâèòèþ òâîð÷åñêèõ ñïîñîáíîñòåé.

    äèïëîìíàÿ ðàáîòà [253,6 K], äîáàâëåí 01.11.2017

  • Ðàçâèòèå òâîð÷åñêèõ ñïîñîáíîñòåé ó äåòåé ñòàðøåãî äîøêîëüíîãî âîçðàñòà â ïðîöåññå îçíàêîìëåíèÿ ñ ïðèðîäîé, åãî ôîðìû è ìåòîäû. Ðîëü ïðèðîäû â òâîð÷åñêîì ðàçâèòèè ðåáåíêà. Èñïîëüçîâàíèå ýêñêóðñèè â ïðèðîäå êàê ñðåäñòâà ðàçâèòèÿ äåòñêîãî òâîð÷åñòâà.

    êóðñîâàÿ ðàáîòà [52,6 K], äîáàâëåí 04.04.2012

  • Ðîëü èçîáðàçèòåëüíîé äåÿòåëüíîñòè â ïñèõè÷åñêîì ðàçâèòèè ðåáåíêà. Àíàëèç è ñðàâíèòåëüíàÿ õàðàêòåðèñòèêà îáðàçîâàòåëüíûõ ïðîãðàìì ïî ïðîáëåìå ðàçâèòèÿ òâîð÷åñêèõ ñïîñîáíîñòåé ó äåòåé. Ñèñòåìà ðàáîòû ïî ðàçâèòèþ òâîð÷åñêèõ ñïîñîáíîñòåé â èçîäåÿòåëüíîñòè.

    äèïëîìíàÿ ðàáîòà [66,9 K], äîáàâëåí 17.08.2011

  • Ñèñòåìà ðàáîòû ñ äåòüìè ïî ôîðìèðîâàíèþ è ðàçâèòèþ òâîð÷åñêèõ, õóäîæåñòâåííûõ ñïîñîáíîñòåé â èçîäåÿòåëüíîñòè. Ðîëü èçîáðàçèòåëüíîé äåÿòåëüíîñòè â îáùåì ïñèõè÷åñêîì ðàçâèòèè ðåáåíêà. Íàðîäíîå äåêîðàòèâíî-ïðèêëàäíîå èñêóññòâî êàê âèä ðàçâèòèÿ òâîð÷åñòâà.

    äèïëîìíàÿ ðàáîòà [65,8 K], äîáàâëåí 26.06.2011

  • Îñîáåííîñòè è îñíîâíûå óñëîâèÿ è ñðåäñòâà ðàçâèòèÿ õóäîæåñòâåííîãî òâîð÷åñòâà è ëè÷íîñòè äåòåé äîøêîëüíîãî âîçðàñòà. Ìåòîäèêè ðàçâèòèÿ òâîð÷åñêîãî ïîòåíöèàëà äåòåé ñòàðøåãî äîøêîëüíîãî âîçðàñòà ïóòåì èñïîëüçîâàíèÿ çàíèìàòåëüíûõ çàíÿòèé àïïëèêàöèåé.

    äèïëîìíàÿ ðàáîòà [56,7 K], äîáàâëåí 18.09.2008

  • Ïåäàãîãè÷åñêèå óñëîâèÿ ðàçâèòèÿ õóäîæåñòâåííîãî òâîð÷åñòâà ñòàðøèõ äîøêîëüíèêîâ ïîñðåäñòâîì îçíàêîìëåíèÿ ñ íàðîäíîé èãðóøêîé. Îñîáåííîñòè ïðîÿâëåíèÿ õóäîæåñòâåííîãî òâîð÷åñòâà ó äåòåé. Ñîñòàâëåíèå ìåòîäèêè ðàçâèòèÿ õóäîæåñòâåííîãî òâîð÷åñòâà äîøêîëüíèêîâ.

    ïðåçåíòàöèÿ [4,1 M], äîáàâëåí 23.03.2010

Художественное творчество как средство развития ребенка

  • ãëàâíàÿ
  • ðóáðèêè
  • ïî àëôàâèòó
  • âåðíóòüñÿ â íà÷àëî ñòðàíèöû
  • âåðíóòüñÿ ê íà÷àëó òåêñòà
  • âåðíóòüñÿ ê ïîäîáíûì ðàáîòàì

Источник