Художественное развитие как основа духовного развития ребенка
Наталия Балашова
Духовно-нравственное развитие дошкольников в художественно-эстетической деятельности
В настоящее время проблема духовно–нравственного воспитания детей стала чрезвычайно актуальной. Поэтому необходимо создание образовательной системы, ориентированной на развитие личности через приобщение к духовным ценностям, через вовлечение в творческую деятельность.
Я пробую решить эту проблему, используя средства художественно– эстетического направления. «Эстетическое развитие – процесс и результат развития способностей видеть красоту окружающего мира, искусства и создавать ее». [1,с. 5]. Глубокие эстетические чувства, способность воспринимать прекрасное в окружающей действительности и в искусстве – важное условие духовной жизни человека. Чтобы ребенок вырос добрым, отзывчивым, милосердным, умел творить добро и сопереживать, радоваться и от души смеяться, мы взрослые, должны окружать его любовью и красотой. Неисчерпаемым источником такой красоты является искусство – живопись, театр, музыка, литература. Искусство является незаменимым средством формирования духовного мира детей. Оно пробуждает у детей дошкольного возраста эмоционально–творческое начало. Оно также связано с нравственным воспитанием. Именно искусство способно разбудить детские чувства, воображение, фантазию. «Роль искусства трудно переоценить как в отношении общего психического развития ребенка, так и его гармоничного личностного становления». [2, с. 3].
Самый верный путь приобщения к искусству – это постоянное общение с ним.
Для решения этой задачи я разработала проект «Путешествие в мир прекрасного».
Цель проекта помочь ребенку познать и сделать своим духовным достоянием наследие мировой и русской культуры, приобщение ребенка к красоте, воспитание способностей воспринимать и ценить прекрасное в жизни и искусстве, создавать его в собственной творческой деятельности, развитие духовного мира детей на основе познания искусства. А так же воспитание бережного отношения к памятникам искусства и культуры.
Я провожу с детьми беседы об изобразительном искусстве.Например: «Что такое изобразительное искусство», «О красоте в жизни и искусстве», «О живописи», «Что я умею и люблю рисовать», «Красота природы рядом снами», «Художник и его картина» и др. Знакомлю детей с художниками в доступной для них форме – читаю сказки о художниках. («Сказка о грустном художнике», «О лесном художнике» и др.). Я знакомлю детей с такими художниками как И. Шишкин, И. Левитан, А. Саврасов, В. Поленов, И. Айвазовский, А. Куинджи, В. Васнецов, И. Грабарь, М. Врубель. Устраиваю детям выставки репродукций картин. Рассматривая картины, дети незаметно для себя накапливают бесценный опыт эстетического отношения к действительности. Начинают другими глазами смотреть на то, что нас окружает, замечать красоту (или непривлекательность) в том, мимо чего раньше проходили равнодушно. «Каждый художник стремиться передать чувства, настроения, мысли, которые владели им в момент творчества. Научить детей сопереживать художнику – значит научить их понимать искусство.Одним из наиболее доступных детям жанров живописи является пейзаж: художник – пейзажист передает в картине образ природы, ее красоту, свое отношение к ней,свое настроение: радостное и светлое или грустное и тревожное. Пейзажист находит красоту не только в броском и исключительном, но и в скромном и будничном; прекрасное, поэтическое видит в самом непритязательном и простом» [3,с. 70]. Для показа подбираю разные по настроению, содержанию и манере исполнения пейзажи. Во время беседы использую художественное слово. Читая детям стихи русских поэтов, приучаю их слушать и воспринимать высокую поэзию. Поэтические тексты помогают ярче воспринимать и глубже осознавать картины природы. Мы рисуем с детьми по стихотворениям С. Есенина, А. С. Пушкина, рассказывающих о красоте русской природы. Создали газету по сказкам А. С. Пушкина. Провела поэтический вечер «Пушкинская осень», где познакомила детей с биографией поэта, устроила выставку, посвященную поэту, где я и дети читали его стихи.
Самым доступным и привлекательным для детей является мир книжной графики. Рисунки в книге – это одни из первых произведений изобразительного искусства, с которыми знакомятся дети. Я знакомлю детей с работами таких мастеров книжной графики, как Ю. Васнецов, Е. Чарушин, В. Конашевич, И. Билибин, Е. Рачев. Воспитываю у детей умение эмоционально откликаться на рисунок, иллюстрацию, воспринимать яркость цветовых образов, учу детей осознавать содержание рисунка, обращаю внимание на изобразительные средства, формирую интерес к искусству, знакомлю с выразительными средствами книжной графики, даю простейшие представления о средствах художественной выразительности. Рассматривая иллюстрации в книгах, сравниваем различные иллюстрации к одной и той же сказке. Объясняю детям, что у художников, когда они прочитали сказку, свое видение героев и сюжета сказки, и поэтому у них разные иллюстрации.
Организовываю живописные тематические выставки (по временам года, выставка одного художника, по жанрам живописи и др.). Рассматривая с детьми репродукции картин, стараюсь выяснить, что заметили дети, что им понравилось. Необходимость использования произведений изобразительного искусства в работе с дошкольниками обусловлена их огромной познавательной и эстетической ценностью. Яркие зрительные образы живописных произведений эмоционально воспринимаются детьми, будят их фантазию, воображение, развивают наблюдательность и интерес ко всему окружающему. У детей формируются основы культуры чувствования и восприятия произведений изобразительного искусства, формируется творческая личность, художественный вкус. Через восприятие изобразительного искусства воспитывается нравственное начало.
Провожу с детьми музыкально–литературные галереи, где дети слушают и читают стихи русских поэтов о красоте русской природы, слушают классическую музыку, рассматривают репродукции картин русских художников. Слушаем в грамзаписи голоса птиц, шум моря и дождя, звуки природы в сочетании с классической музыкой.
Знакомлю детей с произведениями народного декоративно–прикладного искусства. Произведения народного декоративно–прикладного искусства наиболее выразительны для детей. Оно несет в себе огромный духовный заряд, эстетический и нравственный идеал, веру в торжество прекрасного, в победу добра и справедливости. Это позволяет нашим детям «почувствовать себя частью русского народа, ощутить гордость за свою страну, богатую славными традициями» [4, с. 3]. На основе знакомства с народным искусством, дети учатся понимать прекрасное, усваивают эталоны красоты (словесные, музыкальные, изобразительные). Изобразительное народное искусство обладает огромной силой эмоционального воздействия и является хорошей основой для формирования духовного мира ребенка. Познакомила детей с дымковской игрушкой, хохломской и Городецкой росписью. Дети с удовольствием украшают игрушки дымковским узором.
Ввожу детей в мир волшебной музыки. Устраиваю вечера классической музыки. Знакомлю с творчеством композитора П. И. Чайковского. Мы слушаем его произведения из цикла «Времена года», «Детский альбом», музыкально– литературные композиции по балетам «Щелкунчик», «Лебединое озеро», «Спящая красавица». Посетили вместе с родителями музыкальный театр, где посмотрели балет «Щелкунчик». Совместно с родителями и детьми посещаем органный и концертный зал, где дети знакомятся с музыкальными инструментами и погружаются в мир волшебной музыки.
Знакомлю детей с музеем. Для этого привлекаю родителей. Мы вместе с родителями посетили наш музей имени М. Врубеля по темам «Здравствуй музей», «Виды и жанры изобразительного искусства», «Мы такие разные. Портрет». Создали в группе мини–музей. Родители приняли активное участие в его создании. Я с детьми проводила тематические беседы, например «Для чего нам нужен музей», «История вещей» и т. д. Затем дети зарисовывали понравившиеся предметы. Так же родители создали совместно с детьми газеты «Музеи мира». Устраиваю тематические выставки, посвященные музеям им. М. Врубеля, Русскому музею и Третьяковской галерее. Знакомя детей с музеем, способствую формированию уважительного отношения к прошлому, к своей стране, бережного отношения к культурному и историческому наследию своей страны.
Знакомство с изобразительным искусством неполноценно без самостоятельного детского творчества. Детское творчество тесно связано с понятием «прекрасное». Занимаясь творчеством, ребенок приобщается к красоте. Важно не только чувствовать, но и создавать нечто прекрасное. Поэтому я создала творческую мастерскую «Мы художники», где мы рисуем с использованием элементов нетрадиционной техники рисования. «Нетрадиционные техники рисования создают на занятиях атмосферу непринужденности, открытости, раскованности, развивают инициативу, самостоятельность, создают эмоционально положительное отношение к действительности» [5, с. 3].
Подводя итог проделанной работы, я отмечаю, что знакомство детей с разными видами художественно–эстетического воспитания способствует духовно– нравственному развитию детей.
Использованная литература.
С. Н. Толстикова, Н. А. Виноградова «Художественно – эстетическое воспитание дошкольников»;
К. В. Тарасова «Занимаемся искусством с дошкольниками»;
С. Коротких «Ознакомление дошкольников с пейзажной живописью как часть эстетического воспитания», «Дошкольное воспитание» №9, 1999год;
О. А. Скоролупова «Знакомство детей старшего дошкольного возраста с русским народным декоративно – прикладным искусством»;
Т. А. Цквитария «Нетрадиционные техники рисования».
Источник
ДУХОВНО — НРАВСТВЕННОЕ РАЗВИТИЕ СРЕДСТВАМИ ХУДОЖЕСТВЕННО- ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ.
Воспитательные возможности искусства. В чем они? Искусство запечатлевает в себе дух жизни: высокое искусство – дух окрыленной жизни, низкое – дух жизни пошлой, злобной. Интонация искусства, главное его специфическое свойство, целостно вбирает в себя энергии, действующие в обществе и образующую атмосферу жизни: духовной бодрости или цинизма, великое упование или уныние, любовь либо ожесточение сердца. [4]
Духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся являются первостепенной задачей современной образовательной системы. В своей статье я хотела бы рассмотреть вопрос духовно – нравственного развития различными формами и методами художественного направления.
Образованию отводится ключевая роль в духовно-нравственной консолидации российского общества. Ключевая роль в духовно-нравственном сплочении общества отводится образованию. Школа – единственный социальный институт, через который проходят все граждане России. Ценности личности, конечно, в первую очередь формируются в семье. Но наиболее системно, последовательно и глубоко духовно-нравственное развитие и эстетическое воспитание личности происходит в сфере образования. Поэтому именно в школе должна быть сосредоточена не только интеллектуальная, но и духовная, культурная жизнь школьника. Ребенок школьного возраста, особенно в начальной школе, наиболее восприимчив к духовно-нравственному развитию и воспитанию. А вот недостатки этого развития и воспитания трудно восполнить в последующие годы. Пережитое и усвоенное в детстве отличается большой психологической устойчивостью. [4]
Основным содержанием духовно-нравственного развития, воспитания и социализации являются базовые национальные ценности. Эти ценности мы храним в культурных и семейных традициях, передаем от поколения к поколению. Опора на эти ценности помогает человеку противостоять разрушительному влиянию общества. Каковы же наши традиционные источники нравственности? Это Россия, наш многонациональный народ и гражданское общество, семья, труд, искусство, наука, религия, природа¸ человечество.
Базовые ценности должны лежать в основе уклада школьной жизни, определять урочную, внеурочную и внешкольную деятельность детей. Иными словами, необходима интегративность всех программ духовно-нравственного развития личности. Изменения в социальной жизни нашей страны, перемены в области просвещения делают особенно актуальными проблемы духовности, морали, этики и эстетики. Становится иной и современная стратегия развития российской школы: в центре ее – формирование духовно богатой, высоконравственной, образованной и творческой личности. Восстанавливаются важнейшие функции школы – воспитательно-образовательная и этнокультурная, акценты в обучении переносятся с увеличения объема информации на познание, воспитание и развитие, происходит переориентация со «знаниецентристской» системы преподавания на «культуросообразную» систему, призванную обеспечить формирование духовного мира человека, его приобщение к ценностям национальной и мировой культуры.
Все сказанное учитывается в федеральных государственных образовательных стандартах общего образования II поколения. В стандарте приведены результаты изучения предметной области «Искусство», они должны отражать формирование основ художественной культуры обучающихся как части их общей духовной культуры. [3] Цель духовно-нравственного воспитания состоит в том, чтобы социально необходимые требования общества педагоги превратили во внутренние стимулы личности каждого ребенка. Попробуем решить данную проблему, используя средства художественно-эстетического направления.
Одна из актуальных задач эстетического воспитания – развитие у детей способности к восприятию прекрасного в себе самом, в другом человеке и в окружающем мире. Человек живет среди людей и является носителем национальной и социальной культуры общества, его эстетические взгляды и суждения являются показателями его духовно нравственного развития. Художественная деятельность как неотъемлемая часть процесса духовного и эстетического воспитания представляет собой совокупность трех видов деятельности:
Восприятие (потребление искусства);
Эстетические знания (искусствознание);
Художественная деятельность.
Я в своей работе для духовно – нравственного развития детей использую все
три вида деятельности. Но хотела бы остановиться более подробно на
художественной деятельности, а именно на коллективной изобразительной
деятельности. Совместная эстетическая деятельность способствует
формированию у учащихся эстетического, эмоционально-ценностного видения
окружающего мира, наблюдательности, зрительной памяти, ассоциативного
мышления, художественного вкуса и творческого воображения,
положительных взаимоотношений со сверстниками, умения сотрудничать,
понимать и ценить художественное творчество других. Не это ли отмечается в
базовых ценностях духовно – нравственного развития, а так же в федеральном
государственном стандарте? В процессе совместной деятельности на уроках
изобразительного искусства ученики приобретают и совершенствуют опыт
эстетического общения. Чем совершеннее общение на уроке, тем активнее
протекает процесс взаимообмена чувственными представлениями, знаниями и
умениями, тем богаче становится эмоционально – интеллектуальный опыт
участника общения. Богаче становится духовный мир ученика.
На уроках я использую следующие формы коллективной изобразительной деятельности:
* совместно-индивидуальная
* совместно- последовательная
* совместно-взаимодействующая
Каждая форма имеет ряд принципов организации творческой деятельности учащихся. Каждый участвующий в совместной деятельности выполняя свою часть, знает, что чем лучше он сделает задание, тем лучше будет работа коллектива. Совместно – индивидуальная деятельность является одной из самых простых форм организации работы над коллективной композицией. Эта форма предполагает, что каждый из участников индивидуально выполняет изображение или изделие, которое на завершающем этапе становится частью, элементом коллективной композиции. Например, на уроке в 5 классе при изучении темы «Интерьер крестьянской избы» я использую данную форму, результатом которой является коллективная композиция. [2]
Совместно – последовательная деятельность предполагает последовательное выполнение учениками определенной технологической операции, когда результат работы одного ученика становится предметом деятельности другого. Работа происходит по принципу конвейера. Часто такую форму работы я использую при изготовлении декоративных украшений. Совместно – взаимодействующая форма является самой сложной в организации коллективного творчества на уроке. Эту форму еще называют формой сотрудничества. Данная форма предполагает или одновременную работу всех учеников, или постоянное согласование действий всех участников коллективной деятельности. Поэтому эту форму я применяю только в старших классах или во внеурочное время на кружках. Например, урок в 7 классе « Бытовой жар – не только будни, но и праздник». [1]
Организация коллективной деятельности требует от педагога больших усилий, чем индивидуальная. Учителю изобразительного искусства при выборе темы и методики коллективной деятельности необходимо учитывать следующее:
место коллективной деятельности в тематическом плане и в структуре урока;
возрастные особенности учащихся;
посильность задания и доступность изобразительной технологии его выполнения.
Учащимся очень нравится работать коллективно. В данном виде творчества развиваются общечеловеческие ценности. А это и есть духовно – нравственное развитие учащихся. У кого-то открываются лидерские способности, и, ребята, сами того не замечая, тянутся за этим лидером. Вы сами знаете, как сложно бывает назначить кого — то главным, что бы все остались довольны. Здесь данной проблемы нет. Духовно-нравственное воспитание школьника происходит главным образом и прежде всего в процессе обучения в данном случае на уроках искусства. На самом деле урок – место разнообразных коллективных действий и переживаний, накопления опыта нравственных взаимоотношений. На уроках дети приучаются к самостоятельной работе, для успешного осуществления которой необходимо соотносить свои усилия с усилиями других, научиться слушать и понимать своих товарищей, сопоставлять свои знания со знаниями остальных, отстаивать мнение, помогать и принимать помощь. На уроках дети могут переживать вместе острое чувство радости от самого процесса получения новых знаний, огорчения от неудач, ошибок. Как сделать так, чтобы педагогические усилия достигали своей цели и приводили к развитию личности? Традиционные подходы к нравственному образованию школьников в основном и выстраивались на передаче готового нравственного опыта. Перед учителями стоит проблема обогащения нравственного опыта учащихся путем внедрения более продуктивных педагогических технологий (системно-деятельный подход, личностно-ориентированный), способствующих актуализации собственной деятельности учащихся по решению поведенческих, этических и эстетических проблем в духовно-нравственной практике. На своих уроках я стараюсь применять различные формы коллективной деятельности. Чтобы увидеть ребенка в процессе образования, его надо открыть, повернуть к себе, включить в деятельность. Человек включается в любую деятельность только тогда, когда это нужно именно ему, когда у него имеются определенные мотивы для ее выполнения. Мотивация – это процессы, определяющие движение к поставленной цели. Ситуация успеха – эффективный стимул познавательной и творческой деятельности. Для стимулирования нужна более высокая оценка, которая приводит детей к противоречию – «действительно ли я такой». Правильный выход из данного противоречия зависит от мастерства педагога и знания детской психологии. Мотивация создает благоприятные условия для самореализации личности в условиях современного образования. Принципиально значимым является способ воздействия на личность ребенка посредством различных форм коллективного творчества. Главная задача – создание определенной эмоционально-эстетической атмосферы средствами разных видов искусства, «погружение» детей в эту атмосферу, глубокое сопереживание, созерцание. Подготовка и проведение таких уроков требует сотрудничества детей между собой. Такие уроки должны оставлять у детей ощущение праздника, поэтому случаться не слишком часто. Обязательным элементом на уроке является обращение к личному опыту детей и их размышлениям по обсуждаемой теме через моделирование жизненных ситуаций. Ведь опыт может быть востребован и развит самим субъектом лишь в ходе реальных отношений, переживаний, затрагивающих его личностные ценности. Благодаря созданию личностно-развивающих ситуаций учащиеся изучают действительность, которая окружает их непосредственно, ежедневно, а также ту, что предстает перед ними опосредованно – в книгах, картинах, музыкальных произведениях. На уроках я использую такие формы и виды деятельности, как педагогические задачи, игры, игровые ситуации, изобразительная деятельность, прикладное творчество, коллективные творческие работы, написание детьми рассказов и стихов, создание творческих проектов, создание газет по материалам творческих заданий. В практической работе нравственные представления и понятия у детей будут уточняться и закрепляться. Одним из показателей эффективности системы воспитания должно быть нравственное развитие ребенка, существенные изменения в его духовно-нравственном мире. Эти факторы проявляются в устойчивости нравственного поведения детей в обычных и осложненных ситуациях, в относительной независимости поведения от внешнего контроля со стороны взрослых, в умении предвидеть нравственные последствия своих поступков, в появлении внутреннего контроля – совести, осознания моральной стороны поступков и самого себя как носителя нравственности. Важную роль в духовно-нравственном воспитании играет личность самого учителя, «его позиция и образ: эмоциональность, ответственность, педагогическая любовь, педагогический оптимизм». (А. С. Макаренко). Умение детей видеть прекрасное — вот залог эстетического воспитания. Как изображен (какие средства выразительности использовал художник), какое настроение, отношение вызывает изображение (весело, смешно, грустно). Очень часто на уроке я использую музыкальное оформление. Когда дети выполняют творческие задания, музыка помогает им легче рисовать. Доминирующими задачами художественно-эстетического воспитания детей являются развитие целенаправленности восприятия и эмоциональной отзывчивости на эстетические свойства и качества предметов окружающей действительности, развитие интереса к прекрасному, развитие изобразительной деятельности. В течение всего урока осуществляю индивидуальную помощь, поощряю детей, положительно оцениваю их усилия. Стараюсь развить у детей интерес к различным нетрадиционным способам изображения предметов, побуждаю эмоционально откликаться на контрастные цвета, формы, фактуры; апробировать разные художественные материалы, уметь анализировать художественные произведения, уметь сопереживать, видеть прекрасное в обычном и проявлять личностное отношение к результатам собственной деятельности. Все это вызывает ряд эмоции у детей. А эмоции — это и процесс, и результат практической деятельности и художественного творчества. [1]
Подводя итоги работы, я отмечаю, что знакомство детей с разными видами художественно — эстетического воспитания (знакомство с искусством, изобразительной деятельностью), использование разнообразных средств, методов и приемов способствует приобретению детьми умений и навыков передавать впечатления о предметах и явлениях с помощью выразительных образов, а так же способствует духовно – нравственному развитию учащихся. В художественно эстетическом развитии наших детей должна быть положительная динамика. При соблюдении всего перечисленного, стараюсь свои уроки проводить интересно и творчески. Таким образом, на уроках изобразительного искусства духовно- нравственное развитие происходит параллельно с развитием творческих способностей у детей, а именно: духовно- нравственное развитие обучающихся происходит с помощью средств художественно-эстетического направления.
Список используемой литературы
1 Колякина В. И. Методика организации уроков коллективного творчества: Планы и сценарии уроков изобразительного искусства
[ Текст ] / В. И. Колякина.- М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС,2002.- 176с.
2. Неменский Б. М. Изобраз.ительное искусство и художественный труд [Текст] / Б. М. Неменский. – М.: Просвещение, 2010.- 140с.
3. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. 2010.
4. Медушевский В.А. Духовно – нравственное воспитание средствами искусства[Текст] / В. А. Медушевский // Искусствр в школе. – 2009. — №1. – С.50 – 52.
Источник