Художественно ручной труд как средство развития личности ребенка
Елена Башкирова
Художественный ручной труд как средство развития творческих способностей у детей-сирот
«Истоки творческих способностей
и дарований детей на кончиках их пальцев.
От пальцев, образно говоря, идут тончайшие
ручейки, которые питают источник творческой мысли.
Другими словами: чем больше мастерства
в детской ладошке, тем умнее ребенок».
Сухомлинский В. А.
Слайд 4
Процесс глубоких перемен, происходящих в современном обществе, выдвигает в качестве приоритетной проблему развития творчества, креативного мышления, способствующего формированию разносторонне — развитой личности, отличающейся неповторимостью, оригинальностью.
Что же понимается под творческими способностями?
Творческие способности – это индивидуальные особенности качества человека, которые определяют успешность выполнения им творческой деятельности различного рода. Известно, что детское творчество – явление уникальное. Многие педагоги и психологи, как отечественные, так и зарубежные, подчеркивают большое значение занятий художественным творчеством во всестороннем, особенно в эстетическом развитии личности ребенка. Детское творчество основано на подражании, которое служит важным фактором развития ребенка, в частности его художественных способностей. Задача педагога — опираясь на склонность детей к подражанию, прививать им навыки и умения, без которых невозможна творческая деятельность, воспитывать у них самостоятельность, активность в применении этих знаний и умений, формировать критическое мышление, целенаправленность.
Таким образом, творчество – создание на основе того, что есть, того, чего еще не было. Это индивидуальные психологические особенности ребёнка, которые не зависят от умственных способностей и проявляются в детской фантазии, воображении, особом видении мира, своей точке зрения на окружающую действительность. При этом уровень творчества считается тем более высоким, чем большей оригинальностью характеризуется творческий результат.
Приобщение подрастающего поколения к различным видам прикладного искусства, связанного с рукодельными работами, можно считать значимой частицей трудового обучения и воспитания детей.
Слайд 5
Актуальность
Слайд 6
Новизна программы состоит
• в том, что деятельность детей направлена на решение и воплощение в материале разнообразных задач, связанных с изготовлением вначале простейших, затем более сложных изделий и их художественным оформлением. Дети фантазируют, выражают свое мнение, доказывают свою точку зрения по выполнению той или иной работы, развивают художественный вкус. Я считаю, что для развития творческих способностей необходимо дать ребенку возможность проявить себя в активной деятельности широкого диапазона
• в разносторонности (она объединяет различные виды деятельности, не позволяя ребёнку устать от однообразия одной техники, что отвечает особенностям психологии детей детского дома) — использовании в работе новых видов прикладного искусства.
Слайд 9
Связь с другими образовательными областями
«Физическая культура» Развитие мелкой моторики
«Коммуникация» Развитие свободного общения со взрослыми и детьми по поводу процесса и результатов продуктивной деятельности, практическое овладение воспитанниками нормами речи.
«Познание» Сенсорное развитие, формирование целостной картины мира, расширение кругозора в сфере изобразительного искусства, творчества, формирование элементарных математических представлений.
«Социализация» Формирование гендерной, семейной принадлежности, патриотических чувств, чувства принадлежности к мировому сообществу, реализация партнерского взаимодействия «взрослый-ребенок»
«Труд» Формирование трудовых умений и навыков, воспитание трудолюбия, воспитание ценностного отношения к собственному труду, труду других людей и его результатам.
Слайд 11
Содержание всех разделов построено по следующему алгоритму:
1. Исторический аспект
2. Связь с современностью
3. Освоение основных технологических приемов, выполнение учебных заданий
4. Выполнение творческих работ (индивидуальных, групповых или коллективных).
Предполагаются различные упражнения, задания, обогащающие словарный запас детей. Информативный материал, небольшой по объему, интересный по содержанию, дается как перед практической частью, так и во время работы. При выполнении задания перед учащимися ставится задача определить назначение своего изделия. С первых же занятий дети приучаются работать по плану:
1. эскиз
2. воплощение в материале
3. выявление формы с помощью декоративных фактур.
Программа ориентирует обучающихся на самостоятельность в поисках композиционных решений, в выборе способов приготовления поделок.
Программой предусмотрен творческий проект по теме декоративно-прикладного искусства, а также в нее включены участие в конкурсах и на выставках.
Формы и методы
Приоритет отдается активным формам преподавания:
— Практическим: упражнения, практические работы, практикумы;
— Наглядным: использование схем, таблиц, рисунков, моделей, образцов;
— Нестандартным: эстафета творческих дел, конкурс, выставка-презентация,
В проведении занятий используются формы индивидуальной ра-боты и коллективного творчества. Некоторые задания требуют объе-динения детей в подгруппы.
Теоретическая часть дается в форме бесед с просмотром иллюстративного материала и подкрепляется практическим освоением темы.
Постоянный поиск новых форм и методов организации учебного и воспитательного процесса позволяет делать работу с детьми более разнообразной, эмоционально и информационно насыщенной.
Разнообразные по видам практические работы, выполняемые учащимися, должны соответствовать единым требованиям: эстетичность, практическая значимость, доступность детям этого возраста, целесообразность.
Слайд 12
Большое значение в работе придается результатам труда детского творчества и поэтому обязательно предполагается выставочная деятельность мастерской, которая планируется заранее для возможности подготовки к ней как имеющихся работ, так и изготовление новых.
Традиционная выставочная деятельность:
• выставка в группе;
• участие в выставках п. Решетиха;
В течение года возможны изменения в перспективном планировании в зависимости от различных обстоятельств: объявления конкурсов, творческого вдохновения, увлечения найденной нестандартной идеей.
Слайд 20
Салфетка — простая и необходимая вещь на столе. Но не каждый задумается использовать ее в ином ключе. Посмотрите на эту вещицу с другой стороны и тогда вы поймете, что тонкость бумаги, из которой она сделана, изящные принты и относительная дешевизна (по сравнению с другими материалами) делают салфетку уникальным сырьем для создания неповторимых поделок. Это неограниченная почва для фантазии, ведь при помощи обычной салфетки сотворить можно любые формы. Начать стоит с простого. Например, сделать цветы из салфеток своими руками под силу каждому, достаточно только ознакомиться с несколькими техниками, а также проявить немного настойчивости и терпения.
Слайд 21
Совсем скоро и мы услышим звон бубенцов приближающейся повозки Деда Мороза! Наступает время чудес и волшебства! Каждая семья готовится встречать праздник, ставший с детства любимым, по — своему. Но без сомнения в каждом доме будет накрыт праздничный стол с угощениями! Эта традиция берет начало с языческих времен, когда было принято одаривать злых духов разными яствами, а особенно сладостями.
Особое внимание хозяюшки уделяют сервировки стола. Неотъемлемой частью, которой являются салфетки — ажурные, кружевные, шелковые и льняные, вышитые и связанные вручную! Более празднично и нарядно они смотрятся в оформлении декоративных колец. Набор таких колец для салфеток может не только украсить ваш праздничный стол, но и стать запоминающимся подарком для ценителей ручной работы. Ведь они изготовлены своими руками, а значит создают уют и хранят тепло ваших рук!
Источник
Елена Башкирова
Художественно-ручной труд как средство развития творческих способностей у детей
«Истоки творческих способностей
и дарований детей на кончиках их пальцев.
От пальцев, образно говоря, идут тончайшие
ручейки, которые питают источник творческой мысли.
Другими словами: чем больше мастерства
в детской ладошке, тем умнее ребенок».
Сухомлинский В. А.
Слайд 4
Процесс глубоких перемен, происходящих в современном обществе, выдвигает в качестве приоритетной проблему развития творчества, креативного мышления, способствующего формированию разносторонне — развитой личности, отличающейся неповторимостью, оригинальностью.
Что же понимается под творческими способностями?
Творческие способности – это индивидуальные особенности качества человека, которые определяют успешность выполнения им творческой деятельности различного рода. Известно, что детское творчество – явление уникальное. Многие педагоги и психологи, как отечественные, так и зарубежные, подчеркивают большое значение занятий художественным творчеством во всестороннем, особенно в эстетическом развитии личности ребенка. Детское творчество основано на подражании, которое служит важным фактором развития ребенка, в частности его художественных способностей. Задача педагога — опираясь на склонность детей к подражанию, прививать им навыки и умения, без которых невозможна творческая деятельность, воспитывать у них самостоятельность, активность в применении этих знаний и умений, формировать критическое мышление, целенаправленность.
Таким образом, творчество – создание на основе того, что есть, того, чего еще не было. Это индивидуальные психологические особенности ребёнка, которые не зависят от умственных способностей и проявляются в детской фантазии, воображении, особом видении мира, своей точке зрения на окружающую действительность. При этом уровень творчества считается тем более высоким, чем большей оригинальностью характеризуется творческий результат.
Приобщение подрастающего поколения к различным видам прикладного искусства, связанного с рукодельными работами, можно считать значимой частицей трудового обучения и воспитания детей.
Слайд 5
Актуальность
Слайд 6
Новизна программы состоит
• в том, что деятельность детей направлена на решение и воплощение в материале разнообразных задач, связанных с изготовлением вначале простейших, затем более сложных изделий и их художественным оформлением. Дети фантазируют, выражают свое мнение, доказывают свою точку зрения по выполнению той или иной работы, развивают художественный вкус. Я считаю, что для развития творческих способностей необходимо дать ребенку возможность проявить себя в активной деятельности широкого диапазона
• в разносторонности (она объединяет различные виды деятельности, не позволяя ребёнку устать от однообразия одной техники, что отвечает особенностям психологии детей детского дома) — использовании в работе новых видов прикладного искусства.
Слайд 9
Связь с другими образовательными областями
«Физическая культура» Развитие мелкой моторики
«Коммуникация» Развитие свободного общения со взрослыми и детьми по поводу процесса и результатов продуктивной деятельности, практическое овладение воспитанниками нормами речи.
«Познание» Сенсорное развитие, формирование целостной картины мира, расширение кругозора в сфере изобразительного искусства, творчества, формирование элементарных математических представлений.
«Социализация» Формирование гендерной, семейной принадлежности, патриотических чувств, чувства принадлежности к мировому сообществу, реализация партнерского взаимодействия «взрослый-ребенок»
«Труд» Формирование трудовых умений и навыков, воспитание трудолюбия, воспитание ценностного отношения к собственному труду, труду других людей и его результатам.
Слайд 11
Содержание всех разделов построено по следующему алгоритму:
1. Исторический аспект
2. Связь с современностью
3. Освоение основных технологических приемов, выполнение учебных заданий
4. Выполнение творческих работ (индивидуальных, групповых или коллективных).
Предполагаются различные упражнения, задания, обогащающие словарный запас детей. Информативный материал, небольшой по объему, интересный по содержанию, дается как перед практической частью, так и во время работы. При выполнении задания перед учащимися ставится задача определить назначение своего изделия. С первых же занятий дети приучаются работать по плану:
1. эскиз
2. воплощение в материале
3. выявление формы с помощью декоративных фактур.
Программа ориентирует обучающихся на самостоятельность в поисках композиционных решений, в выборе способов приготовления поделок.
Программой предусмотрен творческий проект по теме декоративно-прикладного искусства, а также в нее включены участие в конкурсах и на выставках.
Формы и методы
Приоритет отдается активным формам преподавания:
— Практическим: упражнения, практические работы, практикумы;
— Наглядным: использование схем, таблиц, рисунков, моделей, образцов;
— Нестандартным: эстафета творческих дел, конкурс, выставка-презентация,
В проведении занятий используются формы индивидуальной работы и коллективного творчества. Некоторые задания требуют объединения детей в подгруппы.
Теоретическая часть дается в форме бесед с просмотром иллюстративного материала и подкрепляется практическим освоением темы.
Постоянный поиск новых форм и методов организации учебного и воспитательного процесса позволяет делать работу с детьми более разнообразной, эмоционально и информационно насыщенной.
Разнообразные по видам практические работы, выполняемые учащимися, должны соответствовать единым требованиям: эстетичность, практическая значимость, доступность детям этого возраста, целесообразность.
Слайд 12
Большое значение в работе придается результатам труда детского творчества и поэтому обязательно предполагается выставочная деятельность мастерской, которая планируется заранее для возможности подготовки к ней как имеющихся работ, так и изготовление новых.
Традиционная выставочная деятельность:
• выставка в группе;
• участие в выставках п. Решетиха;
В течение года возможны изменения в перспективном планировании в зависимости от различных обстоятельств: объявления конкурсов, творческого вдохновения, увлечения найденной нестандартной идеей.
Слайд 20
Салфетка — простая и необходимая вещь на столе. Но не каждый задумается использовать ее в ином ключе. Посмотрите на эту вещицу с другой стороны и тогда вы поймете, что тонкость бумаги, из которой она сделана, изящные принты и относительная дешевизна (по сравнению с другими материалами) делают салфетку уникальным сырьем для создания неповторимых поделок. Это неограниченная почва для фантазии, ведь при помощи обычной салфетки сотворить можно любые формы. Начать стоит с простого. Например, сделать цветы из салфеток своими руками под силу каждому, достаточно только ознакомиться с несколькими техниками, а также проявить немного настойчивости и терпения.
Слайд 21
Совсем скоро и мы услышим звон бубенцов приближающейся повозки Деда Мороза! Наступает время чудес и волшебства! Каждая семья готовится встречать праздник, ставший с детства любимым, по — своему. Но без сомнения в каждом доме будет накрыт праздничный стол с угощениями! Эта традиция берет начало с языческих времен, когда было принято одаривать злых духов разными яствами, а особенно сладостями.
Особое внимание хозяюшки уделяют сервировки стола. Неотъемлемой частью, которой являются салфетки — ажурные, кружевные, шелковые и льняные, вышитые и связанные вручную! Более празднично и нарядно они смотрятся в оформлении декоративных колец. Набор таких колец для салфеток может не только украсить ваш праздничный стол, но и стать запоминающимся подарком для ценителей ручной работы. Ведь они изготовлены своими руками, а значит создают уют и хранят тепло ваших рук!
Источник
Эльмира Мудрая
Консультация для воспитателей «Ручной труд как средство развития творческих способностей детей»
«Мир будет счастлив только тогда, когда у каждого человека будет душа художника. Иначе говоря, когда каждый будет находить радость в своем труде»
Огюст Роден.
Дети от природы наделены яркими способностями. Детский ручной труд представляет собой самостоятельное изготовление поделок с применением простейших инструментов и материалов. Одна из основных задач по ручному труду – это научить детей с удовольствием мастерить, работать с любым подручным материалом, включать фантазию и делать своими руками симпатичные поделки так, чтобы ребёнок мог видеть процесс и радоваться результату своего труда. Ручной труд можно считать, как часть всей воспитательно – образовательной работы в ДОУ, так как его содержание взаимосвязано с другими направлениями образования. Поэтому необходимо правильно организовывать ручной труд в детском саду и тогда дети получат представления о разнообразии, качестве и возможностях различных материалов, что способствует закреплению положительных эмоций. Ручной труд способствует развитию сенсомоторики — согласованности работы глаз и рук, совершенствованию координаций движений, гибкости, точности в выполнении действий. Уровень развития мелкой моторики – один из важных показателей интеллектуальной готовности детей к школе и самостоятельной жизни. Ребенок, имеет высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развита память, внимание, связная речь. При изготовлении поделок необходимо развивать все виды восприятия и формы и величины предметов при этом формируется система специальных навыков и умений. Ручной труд в детском саду пробуждает в малышах фантазию, развивает художественный вкус. Приучает детей к терпению, упорству, аккуратности, развивает творческое мышление, эстетическое восприятие окружающего мира, воображение и интеллект. Занятие ручным трудом дает ребенку возможность почувствовать себя мастером, художником, творцом. При этом формируется желание и стремление мастерить своими руками, воспитывается стремление доводить замысел до конца и умению радоваться, анализировать и оценивать свои работы и работы товарищей, прививается уважение к чужому труду.
Своими руками ребёнок может сделать много разных вещи, например машинку, корзинку с цветами, новогоднюю открытку, закладку для книги, сконструировать шкатулку для пуговиц и т. д. Такие незамысловатые поделки могут стать отличным подарком для своих близких. Готовя такие подарки, ребенок будет думать о своих родных, и эти мысли несомненно сделают его ближе к свой семье.
Для развития детского творчества важно создать эстетическую развивающую среду. Чтобы ребенок мог развить свою фантазию и утолить своё любопытство, ему должны быть доступны различные материалы. В художественно – эстетическом уголке должны быть: картон, бумага разной фактуры, пуговицы, бусины, разные катушки, бельевые прищепки, веревки, лоскуточки ткани, кусочки меха, разноцветная проволока, шнурки, ленты, тесьма, паетки, нитки, поролон, пенопласт, и прочее. На прогулке вместе с детьми можно собрать различный природный материал: шишки, мох, желуди, каштаны, листья, необычные травки, кору деревьев, коряги, веточки, перышки, морские камешки, песок, разноцветные стеклышки, ракушки и т. д.
Из всего этого богатства, дети под присмотром взрослого, могут сотворить огромное количество вещей — самодельные игрушки, кукольную мебель, машинки и автобусы, самолеты и ракеты, пароходы и кораблики, и т. д. Можно сделать даже маленькие и большие макеты, картины, панно.
Если ребенка интересует ручной труд в детском саду, то и дома родителям необходимо поддерживать желание ребенка творить. Помогайте ему сделать подарок кому-либо. Дети любят дарить свои поделки мамам, бабушкам, друзьям в детском саду, братишкам и сестренкам. Поэтому хорошо вместе с ним учиться изготавливать различные поделки, сувениры, лепить из пластика и пластилина, из глины и солёного теста, рисовать пальчиками и кисточками, красками, карандашами, мелками и фломастерами, также в подарок можно сделать картины из цветного песка и т. д.
Чем чаще наши малыши будут заниматься творчеством, тем более разносторонней личностью они вырастут. Ведь, как отмечал В. Сухомлинский, «источник способностей и дарований детей — на кончиках их пальчиков. От пальчиков, образно говоря, идут тоненькие ручки, которые питают источник творческой мысли. Чем больше уверенности и изобретательности в движениях детской руки, чем тоньше взаимодействие руки с орудием труда, чем сложнее движения, необходимые для этого взаимодействия, тем ярче творческая стихия детского ума, тем точнее, более сложные движения, необходимые для этого взаимодействия. Чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок. Мастерство рук — это материальное воплощение любопытного ума, сообразительности, творческого воображения. Очень важно, чтобы в детские годы каждый ребенок осуществлял руками свой замысел». Какую бы работу мы не организовывали с детьми, главная наша цель — создать эмоциональное благополучие в группе, заинтересовать детей, сформировать уверенность в своих возможностях, показать посильность выполнения той или иной работы, постепенность действий, эстетическую и практическую ценность изготовленной собственноручно вещи. Мы должны сформировать чувство ответственности за качество своей работы и желание порадовать ею других.
Источник