Художественно эстетическое развитие ребенка 2 7 лет

Содержание

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Концепция авторской Программы художественно-эстетического развития детей 2-7 лет «Цветные ладошки» (формирование эстетического отношения к окружающему миру)

Педагогическая модель формирования эстетического отношения к миру у детей дошкольного возраста (таблица)

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПАРЦИАЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ «ЦВЕТНЫЕ ЛАДОШКИ»: ФОРМИРОВАНИЕ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ОТНОШЕНИЯ К ОКРУЖАЮЩЕМУ  МИРУ В ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

Проектирование целей, задач и содержания воспитания детей в образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» в детском саду (в соответствии с ФГОС ДО)

Эстетическое отношение как интегральная категория эстетики и художественной педагогики (концепция)

Специфика эстетического отношения у дошкольников

О способе построения картины мира ребенком-дошкольником

Поиск направлений амплификации эстетического развития детей дошкольного возраста

Интеграция продуктивной и познавательной деятельности

Интеграция разных видов художественно-продуктивной деятельности дошкольников (полихудожественный подход)

Педагогическая стратегия формирования эстетического отношения к миру в условиях амплификации изобразительной деятельности детей 2-7 лет

Становление и развитие изобразительной деятельности в раннем и дошкольном детстве

ПРОЕКТИРОВАНИЕ СОДЕРЖАНИЯ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ОСНОВЕ КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ

ПЕРВАЯ МЛАДШАЯ ГРУППА

ВТОРАЯ МЛАДШАЯ ГРУППА

СРЕДНЯЯ ГРУППА

СТАРШАЯ ГРУППА

ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ К ШКОЛЕ ГРУППА

ЗАНЯТИЯ В ИЗОСТУДИИ. Изобразительное творчество в детском саду. Путешествия в тапочках, валенках, ластах, босиком, на ковре-самолете и машине времени

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ «ЦВЕТНЫЕ ЛАДОШКИ» В ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

Перечень рекомендуемых пособий для реализации парциальных программ И.А. Лыковой «Цветные ладошки» (изобразительная деятельность), «Умелые ручки» (художественный труд), «Умные пальчики» (конструирование)

Примерный перечень материалов и оборудования для создания развивающей предметно-пространственной среды (продуктивная деятельность)

Читать всю программу…

Источник

Галина Долгопятова
Художественно-эстетическое развитие дошкольников

ХУДОЖЕСТВЕННО- ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ

Долгопятова Г. А. воспитатель

Гармилина Л. В. воспитатель

Нарежная Л. Н. педагог – психолог

МБДОУ «Детский сад №3 с. Перелюб

Перелюбского муниципального района

Саратовской области»

«Художественно-эстетическое развитие предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного, мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.)» [См. пункт 2.6. ФГОС ДО].

Актуальным направлением модернизации системы образования является художественно-эстетическое развитие, как одно из основных средств духовно-нравственного, культурного развития личности. Осуществляя художественно- эстетическое развитие детей через музыкальную, изобразительную и театрализованную деятельность, педагоги помогают детям наиболее полно раскрыть себя, свои возможности, реализовать себя как творческую личность. На это нацеливает концепция дошкольного образования, где чётко определяются задачи перед педагогом о развитии творческого начала в детях, впоследствии так необходимого в жизни.

Работа по художественно-эстетическому развитию является частью целостного образовательного процесса и включает в себя всех участников: педагогов, детей, родителей. Основными педагогическими условиями реализации художественно-эстетического развития являются: создание и обновление предметно-развивающей среды; вариативность в выборе тем НОД, форм, средств, методов работы с детьми, предоставляемых материалов; взаимодействие с семьями воспитанников.

Так как предметно-развивающая среда играет большую роль в художественно-эстетическом развитии детей, то в групповых комнатах ДОУ педагоги организовали центры «Искусства», «Конструирования», «Игры», «Театра». Центры содержат разнообразный материал, пособия, игры. Эффективно используются раздевалки в групповых комнатах и коридоры: в них размещаются выставки детских рисунков.

Педагогами нашего ДОУ для детей созданы условия для развития творческой активности. Так, реализуя задачи по изобразительной деятельности, педагоги предоставляют детям право выбора материала для выражения своих замыслов, поощряют детское экспериментирование в построении композиции, направляют детей на использование различных нетрадиционных техник рисования. В процессе художественной деятельности ребёнок получает большие возможности для раскрытия и совершенствования творческих способностей. Для этого нашими педагогами была разработана программа с использованием нетрадиционной техники рисования, образовательный процесс которой строится на принципе интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями детей и, носит инновационный характер, так как в работе используются нетрадиционные методы.

В работе используются такие формы организации и проведения занятий: как беседы, наблюдения, прогулки, выставки рисунков, конкурсы, развлечения. Полученные знания складываются в систему. Дети учатся замечать изменения, возникающие от применения в процессе работы нестандартных материалов.

В детском саду работает педагог-психолог. Работа осуществляется по следующим направлениям: диагностическое, коррекционно-развивающее, консультативное, информационно-просветительское. Педагог- психолог проводит с детьми занятия по коррекции и развитию социально-эмоциональной сферы и психологической подготовке к школьному обучению.

Сравнивая результаты диагностики по изобразительной деятельности за несколько лет, мы пришли к выводу, что некоторые дети неуверены в себе, им не хватает самостоятельности, но, несмотря на это показывают хорошие результаты по таким критериям, как умение правильно держать кисть, карандаш, наносить мазки краски узкой и широкой кистью; узнавать, называть основные цвета, оттенки красок и смешивать их; правильно использовать кисти, клей и пластилин в работе; изображать простейшие предметы и явления в действительности.

Для решения этой проблемы появилось желание разнообразить практические занятия детей по рисованию, поддержать инициативу и самостоятельность, заставить их поверить в то, что они очень просто могут стать маленькими художниками и творить чудеса на бумаге.

Организация разнообразных форм работы с детьми отразилась на результатах: дети стали проявлять интерес и творчество в изобразительной, музыкальной и театрализованной деятельности; участвовать в конкурсах театрализованных постановок и конкурсах поделок и рисунков, занимать призовые места.

Ведущее место в осуществлении художественно-эстетического развития детей конечно же принадлежит детскому саду. Но велика и роль семьи. Только при единстве воздействий детского сада и семьи возможно полноценное осуществление задач художественно— эстетического воспитания. Не каждый из детей станет музыкантом или художником, но у каждого ребенка нужно воспитывать любовь и интерес к искусству, развивать эстетический вкус, музыкальный слух, элементарные навыки рисования.

При работе с родителями воспитанников мы используем различные приемы и формы: дни открытых дверей; организация выставок — конкурсов, поделки для которых изготавливаются совместно родителями и детьми; привлекаем родителей к участию в праздниках, развлечениях, к изготовлению костюмов. Все это помогает сделать их нашими союзниками и единомышленниками в деле воспитания детей. Повышение психолого-педагогической культуры родителей осуществляется через родительские собрания и консультации. Педагоги оформляют папки — передвижки, выпускаются информационные листы, памятки для родителей. Работа носит целенаправленный, систематический, планомерный характер. Эффективность работы по художественно-эстетическому воспитанию зависит и от координации работы с другими учреждениями.

Все участники педагогического процесса живут в определенном социуме, который действует на детей, педагогов, родителей. Достижение приоритетных задач работы ДОУ по художественно-эстетическому развитию реализуется коллективом педагогов детского сада на основе сотрудничества с другими учреждениями образования и культуры.

Проведенная работа позволила сделать соответствующие выводы: возможность применения нетрадиционных приемов рисования в работе с детьми создает потенциал для развития их воображения, мышления и творческой активности в изобразительной деятельности. У детей возрос интерес к рисованию. Они стали творчески всматриваться в окружающий мир, находить разные оттенки, приобрели опыт эстетического восприятия. Рисунки стали интереснее, содержательнее, замысел богаче, а главное, каждый рисунок кажется для нас и для детей произведением искусств. Дети обрели уверенность в себе, начали чувствовать себя маленькими художниками.

Результаты диагностики выявили положительную динамику развития изобразительного творчества дошкольников, высокий уровень освоения программы повысился на 8 %.

Пусть дети рисуют то, что поразило их воображение, вызвало восторг, удивление, чувство страха, грусти, открыло им красоту природы, искусства, чтобы период детства запомнился им как веселый праздник.

Список литературы

Авторская программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет «Цветные ладошки» И. А. Лыковой

В е р а к с а А. Н. Индивидуальная психологическая диагностика ребенка 5–7 лет.

Концепция дошкольного воспита ия // Дошкольное воспитание. — 1989. — № 5. — Давыдов В. В., Петровский В. А. и др.

К о м а р о в а Т. С. Детское художественное творчество. Для работы с детьми 2–7 лет

Источник

Елена Нестерова
Рабочая программа дополнительного образования по художественно-эстетическому развитию для детей 2–3 лет

Рабочая программа дополнительного образования по образовательной области «Художественно – эстетическое развитие» для детей 2-3 лет

Содержание:

1. Пояснительная записка.

2. Цели и задачи.

3. Формы и методы реализации программы

— принципы организации

— методическое обеспечение

— предполагаемый результат

4. Работа с детьми.

5. Работа с родителями.

6. Работа с педагогами.

7. Список литературы.

Программа дополнительного образования художественно-эстетической направленности разработана на основе методических рекомендаций

— Давыдовой Г. Н. «Нетрадиционные техники рисования в детском саду»,

— Швайко Г. С. «Занятия по изобразительной деятельности в детском саду: Программа, конспекты занятий», — Лыковой И. А. «Цветные ладошки», — Комаровой Т. С. «Изобразительное творчество в детском саду. Занятия в изостудии «Обучение детей технике рисования».

Возраст детей, участвующих в реализации рабочей программы – дети группы раннего развития(2-3года)

Срок реализации: программа рассчитана на 1 год обучения.

Реализация программы рассчитана на 36 календарных недель, и включает в себя 1 занятие непосредственной образовательной деятельности в неделю. Длительность одного занятия в группе раннего развития 8-10мин., согласно СанПиН 2.4.1. 3049-13 от 15.05.2013 №26.

1-Пояснительная записка

Интерес к рисованию появляется у детей после первого года жизни. Малыш знакомится с бумагой, карандашами, красками и сначала играет с ними, а после наблюдения за взрослым, малыш начинает подражать его действиям и ”овладев” пишущим предметом, приходит к радостному открытию,что и он может оставлять след на бумаге, и не только…

Рисование для детей — игра, и используя игры, игровые приемы и пальчиковую гимнастику, создается непринужденная творческая атмосфера для работы. Нетрадиционное рисование доставляет детям множество положительных эмоций, раскрывает возможность использования хорошо знакомых им предметов в качестве художественных материалов, удивляет своей непредсказуемостью. Нестандартные подходы к организации изобразительной деятельности удивляют и восхищают, раскрепощают детей, тем самым, вызывая стремление заниматься таким интересным делом. Ведь рисование для ребенка не только игра, но и радостный, вдохновенный труд, к которому не надо принуждать, поэтому очень важно стимулировать и поддерживать малыша, постепенно открывая перед ним новые возможности изобразительной деятельности.

Между тем даже маленькие художественные неудачи могут свести на нет желание заниматься изобразительной деятельностью. Поэтому использование нетрадиционных приемов создания рисунка обеспечивает элементы сюрприза, дарит малышам много положительных эмоций и помогает сформировать у них устойчивый интерес к данной деятельности.

Данная программа опирается на понимание приоритетности воспитательной работы, направленной на развитие усидчивости, аккуратности, терпения, умение концентрировать внимание, мелкую моторику и координацию движений рук у детей. Развитие творческих и коммуникативных способностей дошкольников на основе их собственной творческой деятельности также является отличительной чертой данной программы.

Сегодня мы с уверенностью можем сказать, что каждый нормальный ребенок рождается с врожденными творческими способностями. Но творческими людьми вырастают только те дети, условия воспитания которых позволили развить эти способности своевременно.

При реализации программы еженедельно организуются выставки работ детей, которые органично вписываются в пространство группы, способствуют формированию гармоничному развитию личности ребёнка.

Программа разработана в соответствии с действующим Федеральным Государственным Образовательным Стандартом и является инновационным образовательным программным документом.

2-Цели рабочей программы

— Создать условия для развития потенциальных творческих способностей, заложенных в ребенке, интереса к собственным открытиям через поисковую деятельность.

— Помочь дошкольникам овладеть необходимыми навыками и современными техниками рисования для воплощения замыслов в своих рисунках.

Задачи рабочей программы:

— образовательные:

1. Учить детей пользоваться карандашами, красками, кисточкой.

2. Знакомить детей с цветовой гаммой.

3. Знакомить детей со свойствами материалов (пластилином, солёным тестом, красками, бумагой и т. д.)

4. Обучать приёмам зрительного и тактильного обследования формы.

5. Формировать у детей умения и навыки, необходимые для создания творческих работ.

— воспитательные:

1. Воспитывать у детей аккуратность, трудолюбие и желание добиваться успеха собственным трудом.

2. Побуждать у детей желание экспериментировать, используя в своей работе техники нетрадиционного рисования.

3. Воспитывать умение и желание организовать своё рабочее место и убрать его.

— развивающие:

1. Развивать у детей художественно – творческие способности художественный вкус, фантазию, изобретательность, пространственное воображение, творческое мышление, внимание.

2. Помогать ребенку познавать и открывать мир рисунка.

3. Развивать мелкую моторику рук.

3-Формы и методы реализации программы

— беседы;

-занятия;

-групповая и индивидуальная работа;

-коллективно-творческая работа;

-работа с родителями, мастер-классы;

-игры, развлечения;

— оформление выставок;

-наглядный;

-практический,

— объяснительно-иллюстративный,

-публикация информации на сайте ДОУ, группы.

В процессе работы обеспечивается интеграция всех образовательных областей: «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие»

Принципы организации:

— подача материала в игровой форме.

— развитие творческих способностей детей, фантазии.

— приобщение детей к нормам и традициям семьи, общества.

— выбор тематики, приемов работы в соответствии с возрастом детей.

— построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования.

Методическое обеспечение: (для рисования в нетрадиционной технике)

— рисование способом тычка жесткой щетинной кистью;

— оттиск печатками из овощей;

-восковые мелки и акварель;

— свеча и акварель;

— отпечатки листьев;

— рисунки из ладошек;

-пальчиковое рисование;

— печать по трафарету.

Планируемые результаты: В результате освоения данной программы дети к концу года смогут:

-подбирать цвета, соответствующим изображаемым предметам.

— уметь правильно пользоваться кисточкой.

— проявить свои творческие способности, воображение, фантазию.

-иметь чувство композиции, развитую зрительную память, мышление.

4- Работа с детьми:

Тематический план НОД с детьми 2-3 лет

Сентябрь

«Здравствуй, детский сад!»

Задачи: Знакомить детей с нетрадиционными техниками рисования.

«Веточка рябины»

Задачи: Знакомить с нетрадиционной техникой рисования пальчиком. Показать приём получения точек. Развивать интерес и положительное отношение к рисованию.

«Мой любимый дождик»

Задачи: Продолжать знакомство с пальчиковой техникой рисования. Показать приём получения коротких линий из точек (мелкий дождик капельками и сильный, как ливень).

«Нарядный мухоморчик»

Задачи: Продолжать знакомство с пальчиковой техникой рисования. Упражнять в ровном закрашивании шляпки гриба краской; учить наносить ритмично и равномерно наносить точки на всю поверхность шляпки.

«Нарядный мухоморчик в травке»

Задачи: Упражнять в аккуратном наклеивании силуэта гриба на лист бумаги и рисовании травки пальчиками.

Октябрь

Превращение ладошки. «Цветок»

Задачи: Знакомить с нетрадиционной техникой рисования ладошкой.

«Осеннее деревце»

Задачи: Упражнять в рисовании ладошкой (крона дерева, развивать умение рисовать прямые вертикальные линии (ствол) кистью.

«Листопад»

Задачи: Изображение листьев пальчиком и кистью способом примакивания. Продолжать знакомство с «тёплыми» цветами (жёлтый, оранжевый, красный).

«Подводное царство»

Задачи: Подводить детей к созданию несложной композиции.

Упражнять в рисовании рыбок ладошками, а пальчиками – водоросли.

Ноябрь

«Пушистые котята играют на ковре» (коллективная работа)

Задачи: Знакомить с техникой тычкования полусухой жёсткой кистью (имитация шерсти животного). Наклеивание фигурок котят на тонированный лист ватмана (ковёр).

«Вишнёвый компот»

Задачи: Знакомить с техникой печатания пробкой, картофельной матрицей, показать приём получения отпечатка (ягоды вишни). Рисование ягод на силуэте банки.

«Шарики воздушные, ветерку послушные.»

Задачи: Вызвать интерес к сочетанию разных изобразительных материалов: воздушные шарики изображать кистью, а ниточки к ним — ватными палочками.

«Полюбуйся на герань» (подарок маме)

Задачи: Упражнять в технике печатания пробкой, в рисовании пальчиками. Учить рисовать элементарный цветок, нанося рисунок ритмично в определённых местах.

Декабрь

«Первые снежинки»

Задачи: Упражнять в рисовании ватными палочками, Учить повторять изображение, заполняя всё пространство листа.

«Зима пришла»

Задачи: Знакомить с техникой рисования поролоном. Упражнять в нанесении рисунка по всей поверхности листа (снежинки в воздухе и на веточках дерева).

«Маленькой ёлочке холодно зимой.»

Задачи: Упражнять в рисовании пальчиками, ватными палочками, Познакомить с новым нетрадиционным изобразительным материалом — губкой, и способом рисования ею (тампонирование сугробов на земле)

«Праздничная ёлочка»

Задачи: Упражнять в технике тычкования полусухой жёсткой кистью (имитация фактуры колючей хвои дерева).

Упражнять в рисовании ватными палочками; учить располагать мазки в ряд, используя зрительный ориентир (дугообразные линии) — «зажжём огоньки на ёлочке».

«Новогодний салют!»

Задачи: Закрепить технику рисования пальчиками, в нанесении рисунка по всей поверхности листа

Январь

«Снеговичок»

Задачи: Упражнять в технике рисования тычком жёсткой кистью (раскрашивание силуэта снеговика).

Учить дополнять рисунок простыми деталями, дорисовывая их фломастерами (глазки, нос-морковка, пуговки на шубке).

«Зимние узоры»

Задачи: Знакомство с техникой рисования свечой (морозные узоры на окне). Учить аккуратно закрашивать жидкой краской лист с уже нанесенным свечой рисунком.

«Матрешка»

Задачи: Продолжать воспитывать интерес к изобразительной деятельности. Учить детей ритмичными мазками украшать силуэт готовой формы. Обогатить сюжет детской игры.

Февраль

«Зимний денёк» (коллективная работа)

Задачи: Знакомить детей с техникой бумагопластики: сминать бумажную салфетку и пытаться скатывать её в плотный комочек. Создание несложной сюжетной коллективной композиции («укутаем деревья в лесу снежком»).

«Шарфик для куклы»

Задачи: Продолжать знакомство с техникой рисования свечой. Закрашивание жидкой краской листа бумаги с уже нанесённым свечой рисунком.

«Ракета»

Задачи: Упражнять в комкании и скатывании в шарики полосок от бумажных салфеток (техника бумагопластики). Продолжать формировать навыки аппликации (наклеивание бумажных шариков на ракете вместо окон)

«Украсим чашку для папы»

Задачи: Закреплять умение украшать предметы печаткой из пробки (чашка в горошек). Развивать чувство ритма.

Март

«Красивые бусы для мамы»

Задачи: Упражнять в технике печатания различными печатками (пробками, картофельными матрицами в виде цветочков, кружков). Формировать умение создавать элементарный узор из простых элементов, чередуя его по цвету.

«Разноцветные рыбки»

Задачи: Продолжать учить использовать ладонь, как изобразительное средство — делать ею отпечаток. Закреплять умение дополнять изображение деталями (дорисовывать фломастерами чешуйки на туловище рыбки, глаза).

«Смотрит солнышко в окошко» (коллективная работа)

Задачи: Закреплять умение рисовать ладошкой: изображение ладошками солнечных лучиков.

«Капают сосульки»

Задачи: Продолжать учить сочетать различные нетрадиционные техники рисования: пальчиком изображать сосульки, ватными палочками — падающие с них капли.

Апрель

«Коровка на травке»

Задачи: Знакомить детей с техникой рисования по трафарету. Побуждать свободно располагать штрихи на всей поверхности листа. Закреплять у детей знание зелёного цвета. Воспитывать у детей сочувствие к игровому персонажу, вызвать желание помочь ему.

«Космос»

Задачи: Упражнять в технике печатания картофельными печатками (звезды в космосе, в рисовании ватными палочками прямых линий («заправим двигатель ракеты топливом»).

«Клоуны в цирке» (планируется 2 занятия)

1. Упражнять в технике рисования ватными палочками, располагая мазки по всей поверхности («украсим костюм клоуну», — наряд в горошек). Развивать чувство ритма.

2. Изготовление в технике бумагопластики мячей для клоуна-жонглёра; наклеивание их, с опорой на зрительный ориентир.

Май

«Воздушные шарики»

Задачи: Продолжать учить детей изображать округлые формы. Располагать их по всему листу (шарики летят). Вызвать у детей интерес к рисованию.

«Салют на нашей улице» (коллективная работа)

Задачи: Упражнять в технике бумагопластики. Наклеивание бумажных шариков на подготовленный тёмный фон (разноцветные огоньки салюта в небе). Развивать чувство ритма.

«Одуванчик»

Задачи: Упражнять детей в технике печатанья печатками. Учить рисовать цветок со стебельком и травкой. Закреплять приём примакивания. Развивать чувство композиции.

«Дождик, радуга и солнышко!»

Задачи: Отрабатывать приём рисования кистью и красками, упражнять в рисовании способом тычка жёсткой кистью. Развивать эстетическое восприятие.

5- Работа с родителями:

Сентябрь – Адаптация детей к детскому саду. (родительское собрание)

Октябрь – Волшебные краски. «Роль нетрадиционного рисования в развитии детей раннего возраста» (консультация для родителей)

Ноябрь – Как часто рисует ваш ребёнок (анкета для родителей). Порисуйте вместе (рисование на стекле) -Портрет мамы.

Декабрь – Рисуем солью. (семинар-практикум для родителей)

Январь – Особенности изобразительной деятельности детей младшего дошкольного возраста. (публикация на сайте ДОУ)

Февраль – Рисование без препятствий самыми необычными вещами. (мастер-класс)

Март – Все маленькие дети – художники. (папка-передвижка)

Апрель – Развитие мелкой моторики рук. (консультация для родителей)

Май – Полезные советы по развитию творческих способностей детей. (памятки для родителей)

5- Работа с педагогами:

1. Консультация для воспитателей:

«Развитие эстетического вкуса у детей дошкольного возраста через изобразительную деятельность»

2. Консультация для воспитателей с мастер-классом.

«Экспериментируем, познаем, творим!»

3. Консультация для воспитателей:

«Развитие мелкой моторики с помощью нетрадиционных видов изобразительной деятельности.»

6 — Список литературы:

1. И. А. Лыкова – «Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет» 2011г.

2. И. А. Лыкова – «Детский сад и семья. Изобразительное творчество от колыбели до порога школы» 2010г.

3. И. А. Лыкова – «Дидактические игры и занятия (интеграция художественной и познавательной деятельности дошкольников» 2010г.

4. Г. Н. Давыдова – «Нетрадиционные техники рисования в детском саду» Москва 2007г.

5. А. А. Фатеева – «Рисуем без кисточки» 2004г.

6. Т. Н. Доронова – «Обучение детей 2-4 лет рисованию, лепке, аппликации в игре» 1992г.

7. Г. С. Швайко – «Занятия по ИЗО в детском саду.» 2008г.

8. Казакова Т. Г. «Развивайте у дошкольников творчество» 1985г.

9. Комарова Т. С. «Изобразительная деятельность в детском саду» 1982г.

Источник