Художественная деятельность в нравственном развитии ребенка

Художественная деятельность в нравственном развитии ребенка thumbnail

Наталия Балашова
Духовно-нравственное развитие дошкольников в художественно-эстетической деятельности

В настоящее время проблема духовно–нравственного воспитания детей стала чрезвычайно актуальной. Поэтому необходимо создание образовательной системы, ориентированной на развитие личности через приобщение к духовным ценностям, через вовлечение в творческую деятельность.

Я пробую решить эту проблему, используя средства художественно– эстетического направления. «Эстетическое развитие – процесс и результат развития способностей видеть красоту окружающего мира, искусства и создавать ее». [1,с. 5]. Глубокие эстетические чувства, способность воспринимать прекрасное в окружающей действительности и в искусстве – важное условие духовной жизни человека. Чтобы ребенок вырос добрым, отзывчивым, милосердным, умел творить добро и сопереживать, радоваться и от души смеяться, мы взрослые, должны окружать его любовью и красотой. Неисчерпаемым источником такой красоты является искусство – живопись, театр, музыка, литература. Искусство является незаменимым средством формирования духовного мира детей. Оно пробуждает у детей дошкольного возраста эмоционально–творческое начало. Оно также связано с нравственным воспитанием. Именно искусство способно разбудить детские чувства, воображение, фантазию. «Роль искусства трудно переоценить как в отношении общего психического развития ребенка, так и его гармоничного личностного становления». [2, с. 3].

Самый верный путь приобщения к искусству – это постоянное общение с ним.

Для решения этой задачи я разработала проект «Путешествие в мир прекрасного».

Цель проекта помочь ребенку познать и сделать своим духовным достоянием наследие мировой и русской культуры, приобщение ребенка к красоте, воспитание способностей воспринимать и ценить прекрасное в жизни и искусстве, создавать его в собственной творческой деятельности, развитие духовного мира детей на основе познания искусства. А так же воспитание бережного отношения к памятникам искусства и культуры.

Я провожу с детьми беседы об изобразительном искусстве.Например: «Что такое изобразительное искусство», «О красоте в жизни и искусстве», «О живописи», «Что я умею и люблю рисовать», «Красота природы рядом снами», «Художник и его картина» и др. Знакомлю детей с художниками в доступной для них форме – читаю сказки о художниках. («Сказка о грустном художнике», «О лесном художнике» и др.). Я знакомлю детей с такими художниками как И. Шишкин, И. Левитан, А. Саврасов, В. Поленов, И. Айвазовский, А. Куинджи, В. Васнецов, И. Грабарь, М. Врубель. Устраиваю детям выставки репродукций картин. Рассматривая картины, дети незаметно для себя накапливают бесценный опыт эстетического отношения к действительности. Начинают другими глазами смотреть на то, что нас окружает, замечать красоту (или непривлекательность) в том, мимо чего раньше проходили равнодушно. «Каждый художник стремиться передать чувства, настроения, мысли, которые владели им в момент творчества. Научить детей сопереживать художнику – значит научить их понимать искусство.Одним из наиболее доступных детям жанров живописи является пейзаж: художник – пейзажист передает в картине образ природы, ее красоту, свое отношение к ней,свое настроение: радостное и светлое или грустное и тревожное. Пейзажист находит красоту не только в броском и исключительном, но и в скромном и будничном; прекрасное, поэтическое видит в самом непритязательном и простом» [3,с. 70]. Для показа подбираю разные по настроению, содержанию и манере исполнения пейзажи. Во время беседы использую художественное слово. Читая детям стихи русских поэтов, приучаю их слушать и воспринимать высокую поэзию. Поэтические тексты помогают ярче воспринимать и глубже осознавать картины природы. Мы рисуем с детьми по стихотворениям С. Есенина, А. С. Пушкина, рассказывающих о красоте русской природы. Создали газету по сказкам А. С. Пушкина. Провела поэтический вечер «Пушкинская осень», где познакомила детей с биографией поэта, устроила выставку, посвященную поэту, где я и дети читали его стихи.

Самым доступным и привлекательным для детей является мир книжной графики. Рисунки в книге – это одни из первых произведений изобразительного искусства, с которыми знакомятся дети. Я знакомлю детей с работами таких мастеров книжной графики, как Ю. Васнецов, Е. Чарушин, В. Конашевич, И. Билибин, Е. Рачев. Воспитываю у детей умение эмоционально откликаться на рисунок, иллюстрацию, воспринимать яркость цветовых образов, учу детей осознавать содержание рисунка, обращаю внимание на изобразительные средства, формирую интерес к искусству, знакомлю с выразительными средствами книжной графики, даю простейшие представления о средствах художественной выразительности. Рассматривая иллюстрации в книгах, сравниваем различные иллюстрации к одной и той же сказке. Объясняю детям, что у художников, когда они прочитали сказку, свое видение героев и сюжета сказки, и поэтому у них разные иллюстрации.

Организовываю живописные тематические выставки (по временам года, выставка одного художника, по жанрам живописи и др.). Рассматривая с детьми репродукции картин, стараюсь выяснить, что заметили дети, что им понравилось. Необходимость использования произведений изобразительного искусства в работе с дошкольниками обусловлена их огромной познавательной и эстетической ценностью. Яркие зрительные образы живописных произведений эмоционально воспринимаются детьми, будят их фантазию, воображение, развивают наблюдательность и интерес ко всему окружающему. У детей формируются основы культуры чувствования и восприятия произведений изобразительного искусства, формируется творческая личность, художественный вкус. Через восприятие изобразительного искусства воспитывается нравственное начало.

Читайте также:  Программа работы с ребенком с задержкой психического развития

Провожу с детьми музыкально–литературные галереи, где дети слушают и читают стихи русских поэтов о красоте русской природы, слушают классическую музыку, рассматривают репродукции картин русских художников. Слушаем в грамзаписи голоса птиц, шум моря и дождя, звуки природы в сочетании с классической музыкой.

Знакомлю детей с произведениями народного декоративно–прикладного искусства. Произведения народного декоративно–прикладного искусства наиболее выразительны для детей. Оно несет в себе огромный духовный заряд, эстетический и нравственный идеал, веру в торжество прекрасного, в победу добра и справедливости. Это позволяет нашим детям «почувствовать себя частью русского народа, ощутить гордость за свою страну, богатую славными традициями» [4, с. 3]. На основе знакомства с народным искусством, дети учатся понимать прекрасное, усваивают эталоны красоты (словесные, музыкальные, изобразительные). Изобразительное народное искусство обладает огромной силой эмоционального воздействия и является хорошей основой для формирования духовного мира ребенка. Познакомила детей с дымковской игрушкой, хохломской и Городецкой росписью. Дети с удовольствием украшают игрушки дымковским узором.

Ввожу детей в мир волшебной музыки. Устраиваю вечера классической музыки. Знакомлю с творчеством композитора П. И. Чайковского. Мы слушаем его произведения из цикла «Времена года», «Детский альбом», музыкально– литературные композиции по балетам «Щелкунчик», «Лебединое озеро», «Спящая красавица». Посетили вместе с родителями музыкальный театр, где посмотрели балет «Щелкунчик». Совместно с родителями и детьми посещаем органный и концертный зал, где дети знакомятся с музыкальными инструментами и погружаются в мир волшебной музыки.

Знакомлю детей с музеем. Для этого привлекаю родителей. Мы вместе с родителями посетили наш музей имени М. Врубеля по темам «Здравствуй музей», «Виды и жанры изобразительного искусства», «Мы такие разные. Портрет». Создали в группе мини–музей. Родители приняли активное участие в его создании. Я с детьми проводила тематические беседы, например «Для чего нам нужен музей», «История вещей» и т. д. Затем дети зарисовывали понравившиеся предметы. Так же родители создали совместно с детьми газеты «Музеи мира». Устраиваю тематические выставки, посвященные музеям им. М. Врубеля, Русскому музею и Третьяковской галерее. Знакомя детей с музеем, способствую формированию уважительного отношения к прошлому, к своей стране, бережного отношения к культурному и историческому наследию своей страны.

Знакомство с изобразительным искусством неполноценно без самостоятельного детского творчества. Детское творчество тесно связано с понятием «прекрасное». Занимаясь творчеством, ребенок приобщается к красоте. Важно не только чувствовать, но и создавать нечто прекрасное. Поэтому я создала творческую мастерскую «Мы художники», где мы рисуем с использованием элементов нетрадиционной техники рисования. «Нетрадиционные техники рисования создают на занятиях атмосферу непринужденности, открытости, раскованности, развивают инициативу, самостоятельность, создают эмоционально положительное отношение к действительности» [5, с. 3].

Подводя итог проделанной работы, я отмечаю, что знакомство детей с разными видами художественно–эстетического воспитания способствует духовно– нравственному развитию детей.

Использованная литература.

С. Н. Толстикова, Н. А. Виноградова «Художественно – эстетическое воспитание дошкольников»;

К. В. Тарасова «Занимаемся искусством с дошкольниками»;

С. Коротких «Ознакомление дошкольников с пейзажной живописью как часть эстетического воспитания», «Дошкольное воспитание» №9, 1999год;

О. А. Скоролупова «Знакомство детей старшего дошкольного возраста с русским народным декоративно – прикладным искусством»;

Т. А. Цквитария «Нетрадиционные техники рисования».

Источник

hello_html_m32f9f53d.png

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ

«Художественно – продуктивная деятельность, как средство духовно – нравственного воспитания дошкольников»

Творческий мини – центр

«Я – дизайнер».

Т.Н.Попова

Воспитатель МБДОУ «Детский сад №1 «Семицветик»

г. Тамбов

Проблема духовно-нравственного воспитания растущего поколения всегда была и будет актуальной. Задача вырастить молодое поколение нравственно – красивым, добрым, честным, трудолюбивым стояла не только перед нашими отцами и дедами, но и во все прежние века и тысячелетия.

Творческий мини – центр «Я – дизайнер» создан для успешной самореализации детей в условиях ДОУ, воспитания у детей умения не только видеть красивое вокруг себя, (отличать красивое от иного), но и создавать красивое своими руками.

Занятия в центре очень нравятся детям и он никогда не пустует.

1 слайд

  Актуальность проекта:   

Актуальность заключается в формировании и развитии у детей дошкольного возраста чувства долга, справедливости, ответственности — тех значимых идеалов и ориентиров, необходимых для воспитания нравственной и духовно богатой личности; просвещении родителей в вопросах духовно-нравственного воспитания.

Читайте также:  Влияние алкоголизма родителей на нервно психическое развитие ребенка

Именно в этот период важно заложить в душу ребёнка любовь к родной речи, природе, уважение к традициям, к старшему поколению.

Работа по духовно-нравственному развитию детей через продуктивные виды деятельности комплексно воздействует на развитие ребёнка, являясь одним из факторов гармонического развития личности дошкольников, неотъемлемой частью всестороннего воспитания, необходимой предпосылкой возрождения отечественной культуры.

2 слайд

Характеристика проекта:

  • Проблемный, исследовательский, образовательный, творческий

  • Практико-ориентированный (прикладной)

  • Долгосрочный (сентябрь 2012-май 2014)

  • Детско – взрослый, открытый (дети, педагоги, родители)

  • Групповой (дети 5-7 лет)

  • Интегративный ( интеграция образовательных областей)

3 слайд

Цель проекта:

Формирование духовно-нравственных качеств детей дошкольного возраста средствами художественно-продуктивной деятельности

4 слайд

Задачи:

Создавать условия для духовно – нравственного развития ребенка – дошкольника через художественно – продуктивную деятельность.

Развивать продуктивную деятельность детей (рисование, лепка, аппликация, художественный труд), способствовать развитию художественного вкуса.

Воспитывать уважение к труду и бережное отношение к результатам своего труда и труда других людей.

Развивать конструктивное взаимодействие с семьей для обеспечения творческого развития ребёнка — дошкольника.

Воспитывать любовь и интерес к искусству и культуре своего народа.


Развивать творческую активность и художественную продуктивность на основе духовности.

Формировать творческие способности, основы творческой самостоятельности дошкольников.

5 слайд

Принципы:

Гуманистическая направленность воспитания — любовь к ближним.

Культуросообразность – учёт национальных ценностей и традиций в образовании).

Интеграция — определяет глубину взаимосвязи и взаимопроникновения разных видов искусства и разнообразной деятельности детей.

Принцип результативности — предполагает обязательность общения воспитателя с ребенком, выяснения того, что и как он понял, почувствовал. Наглядность — иллюстрации, фотографии, репродукции картин, альбомы искусства и живописи, демонстрационный материал.

Занимательность – изучаемый материал должен быть интересным, увлекательным для детей, этот принцип формирует у детей желание выполнять предлагаемые виды заданий, стремиться к достижению результата.

Доступность — соответствие возрастным и индивидуальным особенностям.

От простого к сложному — научившись элементарным навыкам, ребенок применяет свои знания в выполнении более сложных творческих заданий.

6 слайд

Ожидаемые результаты:

формирование духовно – нравственных ценностей средствами художественно – продуктивной деятельности;

формирование умений и навыков работы с различными материалами, приспособлениями и инструментами;

воспитание аккуратности, самостоятельности при выполнении творческих заданий; 

развитие в процессе продуктивных видов деятельности творчества, инициативы, самостоятельности;

формирование способности к самообучению, саморазвитию и самовыражению;

активное усвоение навыков и умение художественного восприятия и исполнения;

повышение уровня подготовки к школе;

партнерские отношения родителей и педагогов

в организации совместных мероприятий.

7 слайд

Наш творческий мини – центр «Я – дизайнер» создан для успешной самореализации детей в условиях ДОУ, воспитания у детей умения не только видеть красивое вокруг себя, (отличать красивое от иного), но и создавать «это красивое» своими руками.

8 слайд

Занятия в центре очень нравятся детям и он никогда не пустует.

В нашем дизайнерском центре собрано достаточно материалов для реализации творческих задумок и интересных идей. Это морские камешки и ракушки, разноцветные бусы и цветные шнурки, самые разные пуговицы, книги для вырезывания и моделирования.

9слайд

Идея создания мини — центра появилась в прошлом году при подготовке к осеннему празднику, когда принять участие в творческом конкурсе поделок из природного материала «Осенний калейдоскоп» откликнулись, к нашему удивлению, без исключения все воспитанники группы и их родители.

10 слайд

Выставка творческих работ была очень яркой, интересной.

И мы решили, что создание в группе мини – центра «я – дизайнер» будет удачным решением для формирования у дошкольников таких качеств, как чувство цвета, гармонии, умения красиво одеваться.

11 слайд

Не ошиблись мы и в том, что родители наших воспитанников, многие из которых имеют творческие профессии, будут нашими помощниками.

12 слайд

Первоначально живой интерес у детей вызывали больше морские природные материалы: необычные камешки, красивые ракушки.

Сначала дети их с увлечением рассматривали, высказывали свои предположения (идеи), где и как их можно интересно использовать, позже научились создавать красивые декоративные композиции, которые украшали нашу групповую комнату, радовали родителей и вызывали гордость у авторов дизайнерских работ. Интерес детей вызвало прочтение сказки Бажова «Каменный цветок» и виртуальное посещение галереи — выставки «Каменная сказка».

13 слайд

Мы научили детей, как можно использовать природные морские материалы для изготовления украшений и ребята с большим интересом и увлечением включились в подбор наиболее подходящего исходного материала для набора браслетов и ожерелий, получали необходимую помощь педагогов.

14 слайд

С увлечением дети реализуют свои творческие задумки используя такие яркие и не сложные материалы, как разноцветные бусы и цветные шнурки.

15 слайд

Большой интерес вызывает у детей моделирование и дизайн одежды. Овладев навыками вырезывания, дети с удовольствием используют книжки «одень куклу», которые есть в нашем творческом центре.

Читайте также:  Коррекция развития личности у ребенка с нарушением

16 слайд

Вырезывают кукол — моделей, наряды для кукол, учатся подбирать комплекты одежды по сочетанию цветов, (сочетать сочетаемое), дополнять эти комплекты своими дизайнерскими работами: сумочками, зонтиками. Моделируют одежду для своей семьи: мамы, папы, сестрёнки, братика, разделяя её ( классифицируя) на одежду для работы и отдыха.

17 слайд

В распоряжении наших детей есть дизайнерская коллекция одежды, подаренная нам выпускниками модельно – дизайнерского центра.

Детям очень нравится её рассматривать, по ней мы учимся соотношению пропорций деталей одежды, а также классическому сочетанию цветов.

18 слайд

Мы знакомим детей с разными видами тканей, их свойствами, назначением; знакомим с необычными видами ткани, например декоративная сетка и придумываем интересные решения для её применения (так появились наши дизайнерские шляпки, заколки, брошки)

19 слайд

Очень интересное направление нашей деятельности — дизайн мебели. Используя пособия «Комната для куклы» и в достаточной степени овладев навыками вырезывания, дети конструируют модели по предложенным образцам.

20 слайд

Научились самостоятельно подбирать цветовое решение для оформления стен комнаты, напольного покрытия, менять их, брать на себя ответственность за принятие дизайнерского решения.

21 слайд

Знакомим мы детей и новыми для них материалами, которые они могут использовать в самостоятельной работе по моделированию мебели (тонкий, цветной пластик), пробуем его вырезывать, учимся работать по лекалам.

22 слайд

Нашими детьми смоделирована мебель для гостиной, для спальни, для комнаты школьника, в которых в зависимости от желания и настроения можно поменять обои на стенах или ковёр на полу. Все изготовленные модели дети используют в игре.

23 слайд

Следующее направление работы нашего мини – центра – это дизайн прически. Это, наверное, самое любимое занятие наших детей в последнее время. И в этом нам очень помогают мамы наших воспитанников — парикмахеры – профессионалы. Они учат наших девочек быть красивыми, учат, как стильно (не как у всех) сделать прическу из волос любой длины, украсить её.

24 слайд

Мамы подготовили и провели для детей виртуальную экскурсию по своим «салонам красоты». Это очень впечатлило детей и многие сразу захотели стать дизайнерами причёски.

На всех мероприятиях детского сада наших девочек украшают причёски искусно выполненные мамами.

25 слайд

Приходят наши творческие мамы и к нам в группу, чтобы закрепить с детьми их навыки и научить чему – то новому и интересному.

26 слайд

В нашем мини — центре «Я – дизайнер» есть модель для обучения искусству причёски, который дети активно используют при реализации своих дизайнерских задумок.

27 слайд

Все дизайнерские навыки, полученные во время проведения «Мастер – класс» наши дети используют и закрепляют в игре.

28 слайд

Свои дизайнерские способности дети реализуют и во время подготовки к православным праздникам.

Изготовлении поделок к празднику «Благовещение»

Лепка из солёного теста и декоративная роспись.

Изготовлении поделок к празднику «Светлое Воскресение Христово»

Все представленные работы выполнены из солёного теста и дети с удовольствием используют их в игре.

34 слайд

Полагаю, что разработка моделей школьной формы и дизайн портфеля первоклассника будут интересным продолжением работы нашего мини – центра «Я – дизайнер» в следующем году.

35 слайд

Результативность работы с детьми:

Проводимая работа по духовно- нравственному развитию дошкольников через продуктивные виды деятельности отмечает положительные изменения в формировании нравственных качеств личности дошкольников. Дети проявляют устойчивый интерес к истории своего народа, его прошлому, к народным промыслам, а также любовь и заботу о старшем поколении.

Дети стали больше обращать внимание на богатство, красоту и разнообразие мира природы понимать необходимость бережного отношения ко всему живому.

У детей формируется такие качества, как целеустремленность, настойчивость, умение доводить начатое дело до конца это способствует развитию личности ребенка.

Коллективное творчество формирует у детей умение планировать свою деятельность с учетом общей цели. Ребенок ощущает удовольствие и гордость от результатов своего труда, верит в свои возможности, стремится  к творческой деятельности

36 слайд

Результативность работы с родителями:

Родители активно участвуют в совместной с детьми творческой деятельности, творческих конкурсах, интернет – конкурсах. Повысился уровень компетентности в вопросах духовно – нравственного воспитания дошкольников.

Сформировалась потребность участвовать в совместных проектах.

Совместными усилиями обогатили развивающую предметно — пространственную среду в группах, пополнили уголки художественно – продуктивной деятельности материалами, способствующими развитию творческого воображения и обогащения внутреннего мира дошкольников.

Повысилась активность родителей в делах группы, ДОУ.

Источник