Характеристика социальной ситуации развития ребенка в раннем детстве

Социальная ситуация развития в младенчестве

Социальная ситуация развития в младенчестве

Социальная ситуация психического развития ребенка младенческого возраста – ситуация неразрывного единства ребенка и взрослого, социальная ситуация «МЫ», социальная ситуация комфорта. Показателем существования такой социальной ситуации служит положительный эмоциональный фон, который является условием нормального физического и психического развития ребенка. И этот эмоционально-положительный фон необходимо постоянно поддерживать, для чего человечество изобрело эрзацы присутствия взрослого: это пустышка и укачивание. Первая потребность, которая формируется у ребенка — это потребность в другом человеке.

Только развиваясь рядом со взрослым человеком, ребенок сам может стать человеком. На развитие этой потребности надо обратить особое внимание: с ребенком надо говорить, улыбаться, рассказывать ему сказки, не смущаясь тем, что ребенок еще не все понимает из того, что говорит ему взрослый. Первые признаки общения были описаны М.И. Лисиной. Это внимание, интерес к другому человеку (ребенок смотрит, прислушивается к голосу); эмоциональный отклик на появление другого человека; попытка привлечь к себе внимание. Психологи говорят: «Младенец беспомощен, если он один, но пара «мать и дитя» не только не беспомощны, но поражают своей жизнестойкостью». С другой стороны, дефицит общения в младенческом возрасте оказывает отрицательное влияние на все последующее психическое развитие-ребенка.

Социальная ситуация развития ребенка в раннем возрасте

В конце первого года ребенок становится на ноги. Это приобретение имеет такое большое значение, что иногда этот период называют «ходячее детство». На первых порах прямохождение, ходьба — это особая задача, связанная с сильными переживаниями, для решения которой необходима поддержка, участие и одобрение взрослых. Постепенно ходьба становится уверенной, увеличивается автономность ребенка от взрослых и складывается более свободное и самостоятельное общение с внешним миром. Расширяется я круг доступных ребенку предметов, появляется ориентировка ребенка в пространстве.

Основная потребность ребенка раннего возраста — познание окружающего мира через действия с предметами. Самостоятельно ребенок не может открыть способ употребления орудий и других специфически человеческих предметов, способ использования их является очевидным, не лежит на поверхности. Психологическая «робинзонада» не способна обеспечить эффективное развитие человека. На основании ситуативно-личностной формы общения строится новая потребность в предметном взаимодействии. Происходит расчленение предметной и социальной среды.

Складывается социальная ситуация развития, характерная для раннего детства, может быть обозначена формулой: «ребенок-предмет-взрослый». Ребенку все хочется потрогать, повертеть в руках, он постоянно обращается к взрослому с просьбой, с требованием внимания, с предложением поиграть вместе. Разворачивается совершенно новая форма общения — ситуативно-деловое общение, которое представляет собой практическое, деловое сотрудничество по поводу действий с предметами и составляет основу взаимодействия ребенка со взрослым вплоть до 3 лет. Контакт становится опосредованным предметом и действием с ним. Средства общения — это привлечение внимания к предмету, обмен игрушками, обучение использованию предметов по назначению, совместные игры.

Взрослый для ребенка раннего возраста — это прежде всего соучастник предметной деятельности и игры. Со стороны взрослого важны внимательность и доброжелательность партнера. Кроме того, он выступает как образец для подражания, как человек, оценивающий знания и умения ребенка и эмоционально поддерживающий его, подкрепляющий успехи и достижения.

Характеристики полноценного общения ребенка раннего возраста со взрослыми:

— инициативность по отношению к старшему, стремление привлечь его внимание к своим действиям;

— предпочтение предметного сотрудничества со взрослым, настойчивое требование от взрослого соучастия в своих делах;

— доверчивость, открытость и эмоциональность отношения к взрослому, проявление к нему своей любви и охотный отклик на ласку;

— чувствительность к отношению взрослого, к его оценке и перестраивание своего поведения в зависимости от поведения взрослого, тонкое различение похвалы и порицания;

— активное использование речи во взаимодействии.

Дата добавления: 2014-02-02; просмотров: 12246; Опубликованный материал нарушает авторские права? | Защита персональных данных

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: На стипендию можно купить что-нибудь, но не больше… 9424 — | 7466 — или читать все…

Читайте также:

Источник

С психолого-педагогической точки зрения ранний детский возраст (от одного года до трех лет) является одним из ключевых в жизни ребенка и во многом определяет его будущее психологическое развитие. Этот возраст связан с тремя фундаментальными жизненными приобре­тениями ребенка: прямохождением, речевым общением и предметной деятельностью. Прямохождение обеспечивает ребенку широкую ори­ентацию в пространстве, постоянный приток необходимой для его раз­вития новой информации. Речевое общение позволяет ребенку усва­ивать знания, формировать необходимые умения и навыки через общение со взрослым. Предметная деятельность непосредственно развива­ет способности ребенка, в особенности его ручные движения. Каж­дый из этих факторов незаменим, а все они, вместе взятые, доста­точны для полноценного психического развития маленького растущего человека. В раннем детстве ребенок активно познает мир окружающих его предметов, вместе со взрослыми осваивает способы действий с ними. Его ведущая деятельность — предметно-манипулятивная, в рамках которой возникают первые примитивные игры. К трем годам появляются личные действия и сознание «я сам» — центральное новообразование этого периода. Возникает эмоциональ­ная завышенная самооценка. В три года поведение ребенка начинает мотивироваться не только содержанием ситуации, в которую он погружен, но и отношениями с другими людьми.

Читайте также:  Массаж щек и языка для развития речи ребенка

Для раннего возраста характерны яркие эмоциональные реакции, связанные с непосредственными желаниями ребенка. В конце этого периода, при приближении к кризису 3 лет, наблюдаются аффективные реакции на трудности, с которыми сталкивается ребенок. Он пытается что-то сделать самостоятельно, но у него ничего не получается или рядом в нужный момент не оказывается взрослого — некому прийти на помощь и сделать это вместе с ним. В такой ситуации вполне вероятна эмоциональная вспышка.

Аффективные вспышки лучше всего гасятся тогда, когда взрослые достаточно спокойно на них реагируют, а по возможности — вообще игнорируют. В противном случае, особое внимание взрослых действует как положительное подкрепление: ребенок быстро замечает, что уговоры и прочие приятные моменты в общении с родственниками следуют за его слезами или злостью, и начинает капризничать чаще, чтобы этого добиться. Кроме того, ребенка раннего возраста легко отвлечь. Если он действительно расстроен, взрослому достаточно показать ему любимую или новую игрушку, предложить заняться с ним чем-то интересным — и ребенок, у которого одно желание легко сменяется другим, мгновенно переключается и с удовольствием занимается новым делом.

Развитие эмоционально-потребностной сферы ребенка тесно связано с зарождающимся в это время самосознанием. Примерно в 2 года ребенок начинает узнавать себя в зеркале. Узнавание себя — простейшая, первичная форма самосознания. Новый этап в развитии самосознания начинается, когда ребенок называет себя — сначала по имени, в третьем лице: «Тата», «Саша». Потом, к трем годам, появляется местоимение «я». Более того, у ребенка появляется и первичная самооценка — осознание не только своего «я», но того, что «я хороший», «я очень хороший», «я хороший и больше никакой». Это чисто эмоциональное образование, не содержащее рациональных компонентов (поэтому трудно назвать его самооценкой в собственном смысле этого слова). Оно основывается на потребности ребенка в эмоциональной безопасности, принятии, поэтому самооценка всегда максимально завышена. Сознание «я», «я хороший», «я сам» и появление личных действий продвигают» ребенка на новый, уровень развития. Начинается переходный период — кризис 3 лет.

Дата добавления: 2015-08-13; просмотров: 2245; Опубликованный материал нарушает авторские права? | Защита персональных данных

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Для студентов недели бывают четные, нечетные и зачетные. 9910 — | 7696 — или читать все…

Читайте также:

Источник

метки: Ребенок, Взрослый, Предметный, Деятельность, Ранний, Предмет, Развитие, Возраст

Лекция 5

Тема «Психологические особенности раннего детства»

Вопросы:

1. Социальная ситуация развития ребенка в раннем возрасте;

2. Общение со взрослым и развитие речи в раннем детстве;

3. Познавательное развитие ребенка в раннем возрасте;

4. Формирование личности в раннем детстве;

5. Кризис трех лет.

К очникам не переносить!

Вопрос 1. Социальная ситуация развития ребенка в раннем возрасте.

Основная потребность ребенка раннего возраста — позна­ние окружающего мира через действия с предметами. Само­стоятельно ребенок не может открыть способ употребления орудий и других специфически человеческих предметов, спо­соб использования их не является очевидным. На основании ситуативно-личностной формы общения строится новая потребность в предметном взаимодействии. Происходит рас­членение предметной и социальной среды.

Складывающаяся социальная ситуация развития, характер­ная для раннего детства, может быть обозначена формулой: «ребенок— предмет— взрослый». Ребенку все хочется потрогать, повертеть в руках, он постоянно обращается к взрослому с просьбой, с требованием внимания, с предложением поиграть вместе. Разворачивается совершенно новая форма общения — ситуативно-деловое общение, которое представляет собой практическое, деловое сотрудничество по поводу действий с предметами и составляет основу взаимо­действия ребенка со взрослым вплоть до 3 лет.

Взрослый для ребенка раннего возраста — это прежде всего соучастник предметной деятельности и игры. Кро­ме того, взрослый выступает как образец для подражания, как чело­век, оценивающий знания и умения ребенка и эмоционально поддерживающий его, подкрепляющий успехи и достижения.

Ведущей деятельностью ребенка в раннем детстве являет­ся предметно-манипулятивная или орудийно-предметная де­ятельность. Особенно значимыми для психического развития считаются орудийные и соотносящие действия.

3 стр., 1215 слов

Адаптация детей раннего возраста к условиям дошкольного учреждения

… , которые вооружают знаниями о ведущей роли взрослого в развитии ребенка раннего возраста, об особенностях его психического развития, уровнях общения со взрослым и др. Внимательно знакомясь с … . Дети раннего возраста эмоциональны и впечатлительны. Им свойственно быстро заряжаться сильными, как положительными, так и отрицательными, эмоциями взрослых и сверстников, подражать их действиям. …

Орудийно-предметные действия — это действия с предме­том — орудием в соответствии с общественной функцией и общественно выработанным способом использования. При­меры орудийных действий — пить из кружки, причесываться расческой, рисовать карандашом, копать лопаткой, насыпать в ведерко.

Внутри ведущей предметной деятельности начинают скла­дываться новые виды деятельности, достигающие разверну­тых форм в дошкольном детстве — это игра и продуктивные виды деятельности (рисование, лепка, конструирование).

Игра рождается внутри предметной деятельности. Сна­чала ребенок манипулирует предметами так, как показал взрослый, причем требует тот же самый предмет (ту самую ручку, ту самую книгу, которую держит в руках мама).

Следу­ющие этапы в развитии предметных действий, которые приводят к обособлению игры: перенос показанного действия на другие предметы (замещение), использование предметов-за­местителей; воспроизведение увиденного на игрушках.

Одна из ранних форм игры детей раннего возраста — предметная игра — представляет собой многократное воспро­изведение общих схем использования вещей, варьирование функций («значений») предмета в реальном практическом действии.

Читайте также:  Карта развития ребенка в типографии

Другой новый вид деятельности, складывающийся на ос­нове предметной, — рисование, изобразительная деятель­ность. Рождаясь как «действие черкания» карандашом, рисо­вание в раннем детстве проходит несколько стадий:

1. каракули;

2. узнавание предмета в случайном сочетании линий;

3. изображение по замыслу, по словесно сформулированному намерению (собственно изобразительная деятельность).

Рисование — это знаковая, символическая деятельность, поскольку любое, самое несовершенное изображение пред­ставляет собой знак предмета. Требуются руководство и по­мощь со стороны взрослых, чтобы стимулировать переход от черкания как орудийного действия карандашом к изображе­нию.

19 стр., 9046 слов

Лексическая сторона речи, ее развитие

… его деятельности формируется и словарь ребенка в количественном и качественном аспектах. Анализируя развитие значения слова в онтогенезе, Л.С. Выготский писал: «Речь и значение слов развивались … 4 занятия было отведено на каждый раздел лексики: слова-предметы, слова — признаки предметов и слова-действия (приложение 2). Система проведённых нами занятий составлялась на …

Вопрос 2. Общение со взрослым и развитие речи в раннем детстве.

Раннее детство — сенситивный период для усвоения речи. Развитие предметной деятельности создает мощный стимул к усвоению речи. Именно речевое общение с взрослым по по­воду действий с предметом становится необходимым как ору­дие организации взаимодействия, делового сотрудничества.

В раннем детстве продолжается совершенствование пони­мания речи взрослых и происходит переход к собственной активной речи ребенка. На начальных этапах понимание сло­весных сообщений относится к ситуации в целом.

Вопросы взрослых: «Где мама (огонек, часы, собачка)?», просьбы выполнить то или иное действие организуют пове­дение ребенка. Сначала ребенок способен воспринять, по­нять инструкцию только по ходу действия. Затем словесные указания могут быть даны заранее, для руководства ориенти­ровочной деятельностью ребенка.

Высшее достижение в понимании речи на третьем году жизни связано с пониманием рассказа другого человека, кото­рый сообщает о предметах и явлениях, выходящих за преде­лы непосредственной ситуации общения ребенка и взросло­го. Речь начинает выступать в роли основного средства познания, это важнейшее приобретение развития.

Переходная фаза от доречевого этапа к собственно рече­вому занимает обычно около 6 месяцев — от конца первого развития детей 1 года жизни»>года жизни ребенка до достижения им полутора лет. В случае замедленного речевого развития этот период может растя­нуться на год — полтора.

В конце первого года жизни характерна автономная речь, исходящая из аморфных слов-корней. Активный словарь ре­бенка 11—12 месяцев включает обычно от 4—5 до 30—40 слов; после года он увеличивается примерно до 100 слов, большин­ство из которых употребляется изредка. После полутора лет речевое поведение ребенка резко изменяется, становится зна­чительно более активным. Это выражается в первую очередь в появлении вопросов о названиях предметов: «Что это?» Темп речевого развития резко возрастает. К двум годам детс­кий словарь составляет уже более 200 слов, а к трем — примерно 1200−1500 слов.

26 стр., 12987 слов

Предупреждение и преодоление депривационных нарушений речевого и эмоционального развития у детей раннего возраста

… социально-коммуникативной, так и предметной, для детей раннего возраста, воспитывающихся в условиях дома ребенка, приобретает особую значимость, становится необходимейшим фактором для нормального психического развития … , связанных с их личным опытом. Речь взрослого для ребенка второго года должна стать основным регулятором его поведения, вызывающим начало и определяющим ход любого …

Вопрос 3. Познавательное развитие ребенка в раннем возрасте.

Большое значение для психического развития в этом воз­расте имеет формирование сенсорики. В первые годы жизни уровень развития восприятия существенно влияет на мышле­ние. Это объясняется тем, что действия восприятия связаны с такими операциями мышления, как обобщение, классифика­ция, подведение под понятие и др.

Зрительное восприятие в раннем детстве носит непроиз­вольный и избирательный характер, часто опирается на от­дельные, «бросающиеся в глаза» или случайные признаки. Этим объясняется удивительная особенность восприя­тия полуторагодовалых — двухлетних детей. Они способны иногда узнавать близких на фотографиях, где те в другом воз­расте, в незнакомом окружении, и, напротив, испугаться, впервые увидев дома маму в новой шляпе.

Следующая ступень — зрительное соотнесение свойств предметов (зрительная ориентировка).

Становится возможным целенаправленный выбор предмета по образцу — сначала по фор­ме, величине, потом по цвету. Накапливается запас представле­ний о свойствах предметов (образы восприятия).

Развивается слуховое восприятие, прежде всего фонематический слух.

В раннем возрасте начинается формирование сен­сорных эталонов — вначале предметных (появляющихся уже к концу младенчества), которые затем, постепенно обобща­ясь, переходят на уровень сенсорных. Таким образом, снача­ла представления о форме или цвете связаны у ребенка с конкретным предметом (например, круглый мяч, зеленая трава и т. д.).

3 стр., 1340 слов

6037 логопедия 1 глава. Профилактика нарушений звукопроизносительной стороны речи у детей 5 года жизни в условиях группы дошкольного учреждения общеразвива

6037 Д Профилактика нарушений звукопроизносительной стороны речи у детей 5 года жизни в условиях группы дошкольного учреждения общеразвивающей направленности ? Введение 3 Глава 1. Теоретическое обоснование проблемы профилактики нарушений звукопроизносительной стороны речи у детей 5 года жизни в условиях ДОУ 6 1.1 Проблема нарушений звукопроизношения у детей дошкольного возраста в теории и практике …

Постепенно это качество обобщается и, отрываясь от предмета, становится эталоном — цвета, формы, размера. Именно эти три основных эталона формируются у детей к концу раннего возраста.

Вопрос 4. Формирование личности в раннем детстве.

Отличительная особенность психики ребенка раннего воз­раста — единство эмоционального и действенного отноше­ния к непосредственно воспринимаемому миру. Поведение ребенка ситуативно — каждый предмет, попадающий в поле зрения ребенка, притягателен. Наглядная ситуация часто «ру­ководит» и восприятием, и поведением ребенка.

Психологические новообразования раннего детства: отделе­ние ребенком себя от окружающих, осознание себя как субъекта действия, сравнение с другими людьми.

Читайте также:  Тезисы выготского о развитии ребенка

Отличительной особенностью поведения ребенка раннего возраста является то, что он действует, не задумываясь, под влиянием возникающих в данный момент чувств и жела­ний. Эти чувства и желания вызываются прежде всего тем, что непосредственно окружает ребенка, попадается ему на глаза. Поэтому его поведение зависит от внешних обстоя­тельств. Малыша очень легко привлечь к чему-нибудь, но так же легко и отвлечь. Если, например, ребенок заплакал от огор­чения, то его нетрудно утешить — дать взамен игрушки, кото­рой он лишился, другую или вообще чем-нибудь занять его. Но уже в начале раннего детства в связи с формированием ус­тойчивых представлений о предметах начинают возникать чув­ства и желания, связанные с предметами, о которых ребенок помнит, хотя и не видит их перед собой в данный момент.

Установление связи чувств и желаний с представлениями делает поведение ребенка более целенаправленным, менее зависимым от конкретной ситуации, создает основу для раз­вития речевой регуляции поведения, т. е. выполнения дей­ствий, направленных на словесно обозначенные цели.

5 стр., 2414 слов

Человек в психоанализе

Человек в психоанализе Содержание Введение 3 1. Человек в психоанализе 5 1.1 Исследование вопроса в мировой науке 5 1.2 Особенности психоанализа в России 5 2. Психоаналитическая философия и антропология 7 2.1 Психоаналитическая трактовка проблемы природы человека 7 2.2 Эрос в психоаналитике 8 2.3 Деструктивность в психоанализе 10 2.4 «Бессознательное» и «подсознательное» 12 Заключение 15 …

Поскольку поведение детей определяется характером их чувств и желаний, большое значение имеет развитие у них та­ких чувств, которые побуждают учитывать интересы других людей, поступать в соответствии с требованиями взрос­лых. Уже в младенчестве у детей начинают формироваться любовь, симпатия к близким людям — матери, отцу, воспитательнице в яслях. В раннем детстве эта симпатия приобретает новые формы. Ребенок стремится получить от взрослого по­хвалу, ласку, огорчается, если взрослый им недоволен. При­мерно к середине второго года, если ребенок общается с другими детьми, чувство симпатии переносится и на них. Оно выражается в сочувствии, помощи пострадавшему ребенку, иногда в желании поделиться сладостями, игрушками.

Ребенок легко заражается чувствами других людей. Так, в яслях, когда один-два ребенка начинают плакать, этот плач подхватывают и другие, и он нередко распространяется на всю группу.

Начиная с полутора лет оценка поведения ребенка взрос­лыми становится одним из важных источников его чувств. Похвала, одобрение окружающих вызывают у детей чувство гордости, и они пытаются заслужить положительную оценку, демонстрируя взрослым свои достижения.

Несколько позднее, чем чувство гордости, ребенок начи­нает испытывать чувство стыда, в случаях если его действия не оправдывают ожиданий взрослых, порицаются ими. Чаще всего ребенку становится стыдно, если он неправильно про­износит слова, ошибается, рассказывая стишок, и т. п. Но постепенно он начинает стыдиться и не одобряемых взрослы­ми поступков, когда ему специально указывают на них, стыдят его.

В раннем возрасте ребенок хорошо усваивает свое имя. Имя отличает ребен­ка от других и одновременно указывает на его пол (обычно детям не нравятся имена, которые могут принадлежать как мальчикам, так и девочкам).

Ребенок узнает свое имя преж­де, чем фамилию, и пользуется именем в общении с другими. Ребенок очень рано идентифицируется со своим именем и не представляет себя вне его. Можно сказать, что имя человека ложится в основу его личности. Ребенок отстаивает право на свое имя и протестует, если его называют другим именем.

4 стр., 1823 слов

1. Человек коммуникативный

homo communicans – человек общающийся. Русский мыслитель Пётр Чаадаев остроумно отметил: “Лишённые общения с другими созданиями, мы щипали бы траву, а не размышляли о своей природе”. И он был прав, поскольку естественным способом существования человека является его связь с другими людьми, а сам человек становится человеком только в общении. Следует отличать коммуникацию от общения. Коммуникация — …

Ребенок начинает знакомиться с собой с конца второго года жизни. Это знакомство относится сначала к внешнему облику, а потом к внутреннему миру. На втором году жизни дети обычно не узнают себя в зеркале, на фотографии или в кино, сосредоточивая внимание на изображениях других лю­дей, которых они знают. Узнавание возникает при помощи взрослых. Оно очень занимает ребенка, и он как бы упраж­няется в запоминании своего облика.

Узнавание себя на фотографии и в кинофильме затрудня­ет детей больше, чем узнавание в зеркале. В два года они хо­рошо узнают других людей и обстановку, в которой произво­дилась съемка, но себя начинают узнавать только с середины третьего года жизни, причем в течение некоторого времени ребенок говорит о своем изображении в кино так, как будто это второй он («тот Саша»).

В этом проявляется трудность осознания неизменности самого себя в разной обстановке.

Осознание себя как постоянного источника разнообраз­ных желаний и действий, отделенного от других людей, про­исходит к концу третьего года жизни под влиянием возраста­ющей практической самостоятельности ребенка. Ребенок овладевает возможностью выполнять без помощи взрослого разнообразные предметные действия, усваивает простейшие навыки самообслуживания. В результате этого он начинает понимать, что-то или иное действие выполняет именно он. Внешне это понимание выражается в том, что ре­бенок начинает говорить о себе не в третьем, а в первом лице: «Я бегаю»; «Дай мне куклу»; «Возьми меня с собой».

Отделение себя от других людей и осознание собственных возросших возможностей, в свою очередь, приводят к появ­лению нового отношения ребенка к взрослым. Он начинает сравнивать себя со взрослыми и хочет быть таким, как взрос­лые, выполнять такие же действия, пользоваться такой же независимостью и самостоятельностью, что приводит к возникновению очередного кризиса.

Если вы автор этого текста и считаете, что нарушаются ваши авторские права или не желаете чтобы текст публиковался на сайте ForPsy.ru, отправьте ссылку на статью и запрос на удаление:

Отправить запрос

Источник