Характеристика ребенка с отклонением в развитии

Характеристика ребенка с отклонением в развитии thumbnail

Алимова Севиль Рефиковна
Психолого-педагогическая характеристика детей с множественными нарушениями в развитии

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ДЕТЕЙ С МНОЖЕСТВЕННЫМИ НАРУШЕНИЯМИ В РАЗВИТИИ

В статье раскрывается психолого-педагогическая характеристика детей с множественными нарушениями в развитии, в частности слепых умственно отсталых детей с нарушением опорно-двигательного аппарата и глухих детей с интеллектуальными нарушениями различной степени тяжести.

Ключевые слова: комплексное нарушение, сложное нарушение, множественное нарушение развития

The article is an attempt to give psychological and pedagogical characteristics of children with multiple disabilities on the basis of the analysis of the literature.

Key words: complex impairments, multiple impairments, additional disabilities.

Множественные нарушения в развитии представляют собой сочетание двух и более первичных отклонений психофизического развития, т. е. нарушений, которые вызваны органическим повреждением и приводят к недостаточности психических, сенсорных, двигательных функции в разнообразном проявлении и в различной степени. Проблемы диагностики, развития, обучения и адаптации детей с такими нарушениями являются актуальными не только для отечественной дефектологической науки, но и активно обсуждаются в иностранных научных педагогических кругах.

В настоящей статье была предпринята попытка дать психолого-педагогическую характеристику детям с множественными нарушениями развития на основе анализа литературных источников.

Слепоглухота является одним из сложных дефектов развития. Она представляет собой наиболее изученный сложный дефект. При этом, как отмечает Басилова Т. А., особой и пока малоизученной проблемой является обучение слепоглухих детей с выраженными двигательными нарушениями. Двигательные нарушения часто делают невозможным самостоятельное передвижение ребенка и развитие у него привычных средств общения – жестов и дактилологии. В западных странах таких детей пытаются обучать речи с помощью специально настроенных компьютерных систем. Так, для слабовидящего глухого ребенка с детским церебральным параличом оборудуется специальная приставка к персональному компьютеру, которая позволяет ему писать буквы на дисплее с помощью сохранных движений. В более тяжелых случаях, когда нарушенными являются не только зрительный и слуховой анализаторы и двигательная сфера, но и интеллектуальное развитие ребенка, используются так называемые «коммуникативные доски», на которых наклеены копии реальных предметов или их изображения, при этом ребенок может доступным ему движением показать то, что он хочет [2, С. 405].

Когда ребенок с нарушенным зрением не может самостоятельно передвигаться и действовать с предметами, адекватным инструментом может стать компьютерная техника, специально приспособленная для управления простыми голосовыми командами и двигательными операциями. В случаях слепоты, осложненной тяжелыми нарушениями двигательной сферы и выраженным интеллектуальным нарушением, определенным стимулом для развития такого ребенка могут быть доступные двигательные упражнения и музыкальное сопровождение. В самых тяжелых случаях со временем встает вопрос об устройстве такого ребенка в специальное учреждение, где за ним будет осуществляться повседневный уход [1].

Ввиду отсутствия способности к адекватному использованию слухового и зрительного анализаторов у человека уменьшается возможность полноценно пользоваться акустическими и оптическими способами передачи информации, но при этом сохраняется способность к осязательным. Отказ от традиционных форм речевого общения у лиц с эмоциональными расстройствами оставляет возможность их замены на альтернативные.При этом степень и эффективность использования разных сигналов может быть различной и зависит от таких обстоятельств: потребности в общении; возраста ребенка; уровня интеллектуального развития; возможностей использования зрения, слуха и осязания [1].

В 60-70-е гг. прошлого столетия внимание отечественных дефектологов привлекли неуспевающие дети школ глухих и слабослышащих. Эта группа детей оказалась крайне разнородной как по степени снижения слуха, так и по успешности овладения школьными навыками. Комплексное психолого-педагогическое изучение неуспевающих школьников позволило выделить среди них педагогически запущенных детей с сохранным интеллектом, с задержкой психического развития и с умственной отсталостью [4, С. 19-20].

У глухих детей с первичной задержкой психического развития обычно наблюдается выраженная церебрастения, ведущая к повышенной утомляемости. Такие дети эмоционально неустойчивы и с трудом привыкают к целенаправленной деятельности, требующей усилий по преодолению имеющихся трудностей. Глухие дети с первичной задержкой психического развития имеют незначительное отставание в развитии произвольной предметно-практической деятельности, в развитии зрительного восприятия, наглядного мышления, образной памяти по сравнению с неслышащими детьми без первичной ЗПР. Относительно более успешно они овладевают самыми элементарными математическими представлениями [5, С. 186-187].

Обучение глухих детей с интеллектуальными нарушениями потребовало специальной организации педагогического процесса, предполагающей как большую индивидуализацию процесса обучения педагогически запущенных детей, так и создание вспомогательных классов для детей с интеллектуальными нарушениями и классов для детей с задержкой психического развития в школах глухих и слабослышащих. Сочетание глухоты с выраженным нарушением интеллекта, с ЗПР и педагогической запущенностью – явление сложное и многоплановое. При этом каждый дефект сохраняет свои особенности, но происходит не простое суммирование симптомов, а возникает новая сложная структура дефекта. Некоторые заболевания, перенесенные глухими в раннем детстве, становятся не только причиной глухоты, но и других нарушений. Такие дети со сложными нарушениями оказываются в числе стойко неуспевающих в условиях обычного класса школы для глухих детей и требуют специально организованных условий обучения и воспитания [4, С. 22-23].

Жигорева М. В. выделяет ряд общих закономерностей психического развития, свойственных детям с множественными нарушениями:

Читайте также:  Проблема развития общения у современного ребенка

— для детей с множественными нарушениями характерна вариативность структуры дефекта, которая определяется наличием нескольких первичных нарушений, возникших под влиянием различных патогенных факторов, и вторичных, третичных нарушений, являющихся следствием первичных;

психическое развитие детей с к множественными нарушениями проходит в особых условиях внешнего мира и взаимодействия с ним. Выявленная автором вариативность структур сложного нарушения дает основание утверждать о невозможности определения какого-либо одного типа дизонтогенеза. Специфика дизонтогенетического развития проявляется в особых связях нарушенного развития, которые не рассматриваются как отдельные, самостоятельные образования, а представляют собой качественно иной смешанный тип дизонтогенеза, характерный для детей с множественными нарушениями развития;

— разноуровневый характер психического развития детей с множественными нарушениями, обусловленный выраженностью и определенной локализацией органической и функциональной недостаточности центральной нервной системы;

— существенное значение имеет степень выраженности интеллектуального расстройства: чем тяжелее нарушение, тем сильнее страдает психическое развитие в целом [3, С. 29].

Дети с множественными нарушениями в развитии испытывают трудности социального приспособления, что наиболее ярко проявляется в игровой деятельности – дети не подражают повседневной деятельности, не умеют играть вместе. У них наблюдается несформированность двигательной способности – они не обеспечены физиологическими способностями для формирования первичного приспособления к социальной среде.

При этом важным аспектом в социальной адаптации ребенка с множественными отклонениями в развитии является, благоприятная обстановка в семье, и постоянная работа с ним специалистов. А реальная система коррекционно-педагогической помощи детям с множественными нарушениями еще только начинает складываться, что отражается в наличии большого количества проблем, с которыми сталкиваются специалисты, работающие с детьми данной категории и их семьями

Список использованных источников

1. Басилова, Т. А. О слепых детях с дополнительными нарушениями и проблемах их семейного воспитания / Т. А. Басилова. – М.: Рос. гос. б-ка для слепых, 2009. – 31 с.

2. Басилова, Т. А. Слепоглухие дети / Т. А. Басилова // Специальная психология: Учебное пособие для студентов высших пед. учебных заведений. – 2003. – С. 391-406

3. Жигорева, М. В. Система психолого-педагогической помощи детям с комплексными нарушениями развития / М. В. Жигорева. Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора педагогических наук. – М.: МГГУ им. М. А. Шолохова, 2009. – 45 с.

4. Речицкая, Е. Г., Гущина, Т. К. Развитие познавательной сферы глухих учащихся с задержкой психического развития на индивидуальных коррекционных занятиях в младших классах / Е. Г. Речицкая, Т. К.Гущина: Монография. – М.: Издательство «Прометей», 2011. – 164 с.

5. Специальная психология: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. И. Лубовский, Т. В. Розанова, Л. И. Солнцева и др. ; Под ред. В. И. Лубовского. – 2-е изд., испр. – М.: Издательский центр «Академия», 2005. – 464 с.

Сведения об авторе:

Алимова Севиль Рефиковна

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №3» (г. Ялта)

nariman.alimov@mail.ru

Источник

Психолого-педагогическая характеристика ребенка на ПМПК

Фамилия, имя, отчество ребенка ______________________________________

Оценка адаптации ребенка в группе: а) хорошая; б) удовлетворительная; в) недостаточная; г) плохая; д) иное _____________________________________

Особенности латерализации: а) праворукий; б) леворукий; в) амбидекстер.

Личностно-характерологические, типологические особенности:

Активный, подвижный – инертный, медлительный.

Спокойный, уравновешенный – возбудимый, неуравновешенный

Отмечаются: повышенная эмоциональная возбудимость, раздражительность, вялость, заторможенность и др.

Коммуникативные навыки:

1. Достаточно легко вступает в контакт, правильно воспринимает ситуацию, понимает ее смысл, адекватно ведет себя.

2. Контакт и общение затруднены, понимание ситуации и реагирование на нее не всегда или не совсем адекватны

3. Плохо вступает в контакт, испытывает сильные затруднения в общении, понимании ситуации.

Особенности игровой деятельности: а) игра соответствует возрасту; б) игра соответствует более раннему возрасту; в) преобладает манипулятивная игра; г) игра отсутствует; д) иное _________________________________________

Основные трудности, отмеченные в обучении: а) усваивает программу хорошо; б) усваивает программу удовлетворительно; в) программу усваивает с трудом; г) программу не усваивает; д) иное___________________________

Общая осведомленность

Ребенок с трудом вступает в контакт,  имеет недостаточный уровень знаний о себе, своей семье, окружающем мире. Кругозор ограничен. Словарь беден, неточен.

1. Представления о мире достаточно развернуты и конкретны, может рассказать о стране, городе котором живет, о животных и растениях, временах года.

2. Представления достаточно конкретны, но ограничены непосредственно окружающим.

3. Кругозор ограничен, знания даже о непосредственно окружающем отрывочны, бессистемны.

Моторика

а) соответствует возрасту; б) моторно неловок, неуклюж; в) дефекты тонкой ручной моторики; г) иное ________________________________________

Наблюдается несовершенство общей моторики,  общая вялость, неточность движений, нарушена координация движений, затрудняется при необходимости удержать равновесие, испытывает трудности регуляции темпа движений.

У ребенка не скоординированы движения пальцев, умение делать мелкие, точные движения на бытовом уровне. Наблюдается  несформированность моторных навыков графической деятельности.

Особенности восприятия

а) соответствует возрасту; б) имеются нарушения зрительного восприятия; в) имеются нарушения слухового восприятия; г) комплексные нарушения восприятия; д) иное _________________________________________

Основные цвета, геометрические формы, величину не знает или путает, не соотносит слово с предметом; испытывает трудности при узнавании объекта; трудности в восприятии сюжетного изображения (сюжет в целом не воспринимает, перечисляет изображенное).

Читайте также:  Особенности развития речи у ребенка в младенческом возрасте

Объём зрительного восприятия (по количеству выделенных объектов в картинках нелепицах в картинках с множеством контуров)

1. Соответствует средним показателям возрастной группы.

2. Ниже средних показателей возрастной группы.

3. Намного ниже средних показателей возрастной группы.

Особенности внимания

а) без особенностей; б) недостаточно устойчивое; в) неустойчивое

Ребенок не умеет длительно сосредоточиться на каком-либо деле; неспособен к распределению и переключению внимания с одного вида деятельности на другой.  Проявляет рассеивание внимания на второстепенное с потерей основного, наблюдаются значительные трудности сосредоточения, недостаточный уровень произвольности внимания.

Устойчивость внимания (способен к длительному сосредоточению внимания на предмете или быстро отвлекается)

Характер отвлечения (отвлекается на внешние раздражители или в отсутствие внешних раздражителей)

Переключаемость внимания (быстрая, легкая, замедленная, затрудненная)

Общий уровень развития произвольного внимания (соответствует возрасту, ниже возрастной нормы, очень низкий)

Особенности памяти

(преобладающая модальность) : а) зрительная; б) слуховая; в) моторная; г) смешанная

а) без особенностей; б) медленно запоминает и быстро забывает; в) быстро запоминает и быстро забывает; г) иные проблемы __________

Сохранение информации затруднено; преобладает механическая память. При воспроизведении материала постоянно забывает детали, нуждается в наводящих вопросах, привносит вымышленные заимствования, повторяет отдельные фразы, но не может изложить основной смысл, допускает многочисленные ошибки в последовательности воспроизведения, искажает смысл; концентрируется на второстепенных объектах, не улавливает главную

мысль содержания.

Запоминает быстро или медленно, с трудом. Запоминает надолго, быстро забывает.

Характеристика вербальной памяти (достаточная, недостаточная).

Общий уровень развития памяти (соответствует возрасту, ниже возрастной нормы, очень низкий)

Особенности мышления

а) соответствуют возрасту; б) недостаточно сообразителен; в) грубые нарушения мышления; г) иное ______________________________________

Не  устанавливает причинно-следственные связи; при выполнении задания нуждается в постоянной опоре на образец, помощь педагога; последовательность действий при выполнении задания не устанавливает или устанавливает с помощью; непоследователен и нелогичен в своих суждениях.

Сформированность интеллектуальных умений (анализа, сравнения, обобщения, установления закономерностей):

1. Правильно определяет содержание, смысл (в том числе скрытый смысл)анализируемого, точно и емко обобщает его в слове, видит и осознает тонкие различия при сравнении, обнаруживает закономерные связи.

2. Задания, требующие анализа, сравнения, обобщения и установления закономерных связей, выполняет со стимулирующей помощью взрослого.

3. Выполняет задания с организующей или направляющей помощью взрослого, может перенести, освоенный способ деятельности на выполнение сходного задания.

4. При выполнении заданий, требующих анализа, сравнения, выделения главного, установления закономерностей, нужна обучающая помощь, воспринимается помощь с трудом, самостоятельный перенос не осуществляется.

Основные трудности, отмечаемые в общении

а) трудностей нет; б) не умеет поддерживать игру; в) предпочитает быть в одиночестве; г) плачет, малоконтактен со взрослыми, детьми; д) конфликтен: е) иное __________________________________________________________

Речевое развитие

а) речь соответствует возрасту; б) речь невнятная; имеются трудности звукопроизношения; в) бедный словарный запас; г) речь грамматически неправильна; д) запинки в речи; е) речи нет; ж) иное __________________

Качество произношения, объём активного и пассивного словаря, развернутость речевого высказывания, степень развернутости ответов (соответствует возрасту, ниже возрастной нормы, очень низкий).  Речь эмоциональна или монотонная.

Социально-бытовые навыки

а) соответствуют возрасту; б) недостаточно сформированы; в) нарушены; г) иное _____________________________________________________________

Ориентировка в пространстве и времени

а) соответствует возрасту; б) недостаточно сформирована; в) нарушена; г) иное ____________________________________________________________

Отношение к занятиям, деятельность

а) соответствует возрасту; б) не способен контролировать свою деятельность; в) неусидчив, не доводит дело до конца; г) мешает педагогу, детям; д) быстро истощаем; е) иное _________________________________________________

1. Ребенок любознателен, активен, задания выполняет с интересом, самостоятельно не нуждаясь в дополнительных внешних стимулах.

2. Ребенок не достаточно активен и самостоятелен, при выполнении заданий требуется внешняя стимуляция, круг интересующих вопросов довольно узок.

3. Уровень активности, самостоятельности низкий, при выполнении заданий требуется постоянная внешняя стимуляция, интереса к внешнему миру не обнаруживает, любознательности не проявляет.

Темп деятельности

а) соответствует возрасту; б) сонлив и вял в течение дня; в) темп работы на занятиях не равномерен; г) работает медленно и невнимательно; д) темп деятельности быстрый, но деятельность «хаотична и бестолкова»; е) иное __________________________________________________________________

Работоспособность низкая. Ребенок утомляем, истощаем, рассеян на занятиях, неусидчив. Наблюдаются резкие колебания работоспособности на протяжении занятия; темп работы замедлен.

Особенности поведения

Имеют место нарушения поведения, вредные привычки. Доминирующие увлечения и интересы слабо выражены.  Взаимоотношения с окружающими сверстниками и старшими доброжелательные. Адекватно относится к родным, сверстникам. Не умеет подчиняться требованиям взрослых

Особенности эмоционально-волевой сферы

Ребенок двигательно расторможен, эмоциональные реакции неадекватны, могут проявляться аффективные вспышки, проявляет склонность к отказным реакциям, гневу.

Преобладающее настроение (веселое, грустное) и поведение (спокойное, беспокойное, застенчивость, капризность, плаксивость, апатия, живость, навязчивость, робость)

Общее заключение: (общий уровень психического развития соответствует возрастному уровню, ниже возрастного уровня. На первый план выступает незрелость.

Поведенческие нарушения.

Трудности социализации. и т. д.).

Педагог-психолог ________________________________

Дата заполнения ______ 20_______ года

Источник

      1. Общая характеристика нарушений развития

    Количество детей с нарушениями в развитии
    достаточно велико и, к сожалению, сегодня
    обнаруживается тенденция к некоторому
    его увеличению.

    У детей с проблемами в развитии имеются
    физические и (или) психические недостатки
    (дефекты), которые приводят к отклоне­ниям
    в общем развитии. В зависимости от
    характера дефекта, времени его наступления
    одни недостатки могут преодолеваться
    полностью, другие — лишь коррегироваться,
    а некоторые — ком­пенсироваться. Раннее
    психолого-педагогическое вмешательство
    позволяет в значительной мере
    нейтрализовать отрицательное влияние
    первичного дефекта.

    Читайте также:  Развитие ребенка 2 лет в тамбове

    Все нарушения в зависимости от времени
    возникновения подразделяются на:

    • врожденные (заболевания матери во время
      беременности, наследственные генетические
      поражения);

    • приобретенные (родовые и послеродовые
      поражения организма ребенка).

    По характеру расстройств выделяют
    органические(поражение материальной
    структуры мозга) ифункциональные(дезинтеграция различных мозговых
    структур) нарушения.

    По степени распространенности
    патологического процесса различают
    локальные(затрагивают только один
    участок) идиффузные (носят разлитой
    характер) нарушения.

    Причиной возникновения нарушения могут
    быть как биологические, так исоциальныефакторы.

    Психолого-педагогическая коррекция и
    реабилитация детей с проблемами в
    развитии возможна в том случае, если
    определен характер нарушения нормального
    развития ребенка. В настоящее время в
    специальной психологии и коррекционной
    педагогике существуют различные
    классификации нарушений в развитии
    (В.В.Лебединский; В.А.Лапшин и Б.П.Пузанов;
    О.Н.Усанова). Большой интерес представляют
    исследования В.В.Лебединского, который
    рассматривает проблемы психического
    дизонтогенеза
    .Термином
    «дизонтогенез» обозначают различные
    формы нарушений онтогенеза (развития
    индивида).

    Характер дизонтогенеза зависит от
    определенных психологических параметров:

    1) особенностей функциональной локализации
    нарушения. В зависимости от нарушения
    выделяются два основных вида дефекта:
    частный (недоразвитие или повреждение
    отдельных анализаторных систем) и общий
    (нарушения регуляторных корковых и
    подкорковых систем);

    1. времени поражения (чем раньше произошло
      поражение, тем больше вероятность
      психического недоразвития);

    2. взаимоотношения между первичным и
      вторичным дефектом (первичные нарушения
      вытекают из биологического характера
      дефекта (нарушение слуха, зрения и при
      поражении анализаторов; органическое
      поражение мозга и т.д.); вторичные
      нарушения возникают в процессе
      аномального развития (механизмы
      изоляции, патологической фиксации,
      временные и стойкие регрессии);

    3. нарушение межфункциональных
      взаимодействий.

    Среди вариантов дизонтогенеза выделяют:

    1. Стойкое (психическое) недоразвитие:раннее время поражения, когда наблюдается
      выраженная незрелость мозговых систем
      (олигофрения).

    2. Задержанное развитие: замедленный
      темп формирования познавательной
      деятельности и эмоциональной сферы с
      их временной фиксацией на более ранних
      возрастных этапах (конституционный,
      соматогенный).

    3. Поврежденное развитие: наследственные
      заболевания, внутриутробные, родовые
      и послеродовые инфекции, интоксикации
      и травмы ЦНС, но патологическое
      воздействие на мозг идет на более
      поздних этапах (после 2-3 лет) – органическая
      деменция.

    4. Дефицитарное развитие: тяжелые
      нарушения отдельных анализаторных
      систем (зрение, слух, речь, опорно-двигательный
      аппарат).

    5. Искаженное развитие: сложные
      сочетания общего недоразвития,
      задержанного, поврежденного и ускоренного
      развития отдельных психических функций
      (детский аутизм).

    6. Дисгармоничное развитие: врожденная
      либо рано приобретенная стойкая
      диспропорциональность психического
      развития в эмоционально-волевой сфере.
      Характерная модель дисгармоничного
      развитияпсихопатия и патологическое
      формирование личности.

    Выделяется также парциальная
    несформированность высших психических
    функций,
    которая характеризуется
    неравномерностью развития тех или иных
    сторон психической деятельности.

    Современные клиницисты и специальные
    психологи выделяют две основные группы
    причин, которые приводят к нарушениям
    психического и (или) физического развития:

    • эндогенные (генетические);

    • экзогенные (факторы среды).

    К эндогенным причинамотносятся:

    различные наследственные заболевания
    (аплазия — не­доразвитие внутреннего
    уха, которое приводит к глухоте;
    микрофтальм — грубое структурное
    изменение глаза, характеризующееся
    уменьшением размеров одного или обоих
    глаз, что приводит к по­нижению остроты
    зрения; миопатия — нарушение обмена
    веществ в мышечной ткани, характеризующееся
    мышечной слабостью, и т.п.);

    заболевания, связанные с изменениями
    в численности или структуре хромосом,
    — (полиплодия — увеличение хромосомного
    набора в несколько раз; трисомия —
    увеличение хромосом в одной паре;
    моносамия — умень­шение хромосом в
    паре на одну; нулесамия — отсутствие
    какой-либо пары хромосом и др.).

    Ярким примером изменения численности
    хромосом является трисомия 21-й хромосомы,
    которая вызывает синдром Дауна.Для
    синдрома Дауна характерны раскосые
    глаза, короткий нос с плоской широ­кой
    переносицей, маленькие деформированные
    уши, выступающая вперед челюсть,
    увеличенный язык, короткие пальцы,
    «сандалевидная» щель на стопах, поперечная
    ладонная кожная складка, деформация
    черепа. У новорожденных часто отмечается
    мышечная гипотония, переразгибание
    конечностей в суставах, отставание в
    росте, снижение двигательной активности,
    вялость, нарушение глотания, сознания.
    Нередко отмечаются ожирение, расстройство
    кожной трофики, врожденные пороки
    сердца, атрезии и стенозы пищевого
    канала, диафрагмальные грыжи. У всех
    больных отме­чается олигофрения.
    Выявляются нарушение координации и
    веге­тативно-трофические расстройства.

    Прогноз для жизни чаще благоприятный
    (описаны случаи, ко­гда больные доживали
    до 60-70 лет). Для выздоровления —
    небла­гоприятный.

    Экзогенные причинывызывают
    отклонения в развитии, которые могут
    влиять в различные периоды онтогенеза:

    • в пренатальный (внутриутробный) период
      (хронические заболе­вания родителей,
      особенно матери; инфекционные болезни,
      интокси­кация (отравление) матери;
      недостаток питания матери во время
      бе­ременности, особенно недостаток
      белков, микроэлементов; витами­нов;
      резус-конфликт; травмы; влияние лучевой
      энергии и т. п.);

    • в натальный (родовой) период (родовые
      травмы; инфицирование плода; асфиксия
      — удушье плода);

    • в постнатальный период (после рождения)
      причинами могут быть остаточные явления
      после различных инфекционных и других
      заболеваний; различные травмы
      (черепно-мозговые; травмы анализаторов,
      конечностей и т.п.); интоксикации
      (алкогольные, наркотические, никотиновые
      и т.п.); несоблюдение санитарно-гигиенических
      норм (например, несоблюдение гигиены
      зрения мо­жет привести к близорукости)
      и т.п.

    Нарушение, возникающее в раннем детстве,
    приводит к своеобразным изменениям
    всего психического развития ребенка,
    что приводит к другим нарушениям в сфере
    психической жизни. Уже в раннем детстве,
    с самых первых дней жизни ребенка с
    повреждением сенсорных органов или
    центральной нервной системы проявляется
    действие общих и специфических
    закономерностей нарушенного развития.

    Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

    • #
    • #
    • #
    • #
    • #
    • #
    • #
    • #
    • #
    • #
    • #

    Источник