Характеристика психического развития ребенка в раннем детстве
Наталья Овсяникова
Психологическая характеристика детей раннего возраста
По данным, которыми в настоящее время располагает психологическая наука, ранний возраст является одним из ключевых в жизни ребенка и во многом определяет его будущее психическое развитие. Раннее детство (от 1 г. до 3-х лет) – это время установления базовых отношений ребенка с миром. Поэтому как зарубежные, так и отечественные психологи и педагоги: Л. С. Выготский, Д. Б. Эльконин, Л. В. Обухова, Н. М. Щелованов, Э. Г. Эриксон, Ж. Пиаже и др. отмечали этот возраст как определяющий в развитии ребенка.
Особое значение этого возраста объясняется тем,что он непосредственно связан с тремя фундаментальными жизненными приобретениями ребенка: прямохождением, речевым общением и предметной деятельностью.
Прямохождение обеспечивает ребенку широкую ориентацию в пространстве, постоянный приток необходимой для его развития новой информации, расширяет круг обследуемых объектов внешнего мира. Настойчивость, с которой дети учатся ходить, свидетельствует о том, что это доставляет детям непосредственное эмоциональное удовольствие, способствует преодолению страха и других препятствий на пути к достижению желанной цели.
Речевое общение позволяет ребенку усваивать знания, формирует необходимые умения и навыки и через взрослого, владеющего ими, быстрее приобщаться к человеческой культуре. Раннее детство – сензитивный период для усвоения речи. Через речевое общение со взрослыми ребенок приобретает в десятки раз больше информации об окружающем мире, чем с помощью всех данных ему от природы органов чувств. Для него речь является не только средством общения, но также играет важнейшую роль в развитии мышления и саморегуляции поведения. Без речи невозможны были бы ни человеческое восприятие действительности, ни человеческое внимание, ни развитие памяти, ни совершенный интеллект. Благодаря речи между взрослым и ребенком возникает деловое сотрудничество, становятся возможными сознательное, целенаправленное обучение и воспитание.
Переход к раннему детству связан с развитием нового отношения к миру предметов – они выступают для ребенка не просто как объекты, удобные для манипулирования, а как вещи, имеющие определенное назначение и определенный способ употребления. В человеческой деятельности закреплено строго определенное, фиксированное значение предмета.
Однако, как писал Д. Б. Эльконин, ребенок самостоятельно никогда не в состоянии открыть общественного способа употребления предметов, поскольку на вещи не написано, для чего она служит, её физические свойства (цвет, размер, форма) не ориентируют предметное действие, которое должно быть с ней произведено. Только в совместной деятельности со взрослым ребенок учится использовать предметы по их назначению, т. е. открывает цель и способ действия с предметом.
Социальную ситуацию развития в раннем возрастеможно представить следующим образом: Ребёнок – Предмет – Взрослый. Таким образом, складывающаяся социальная ситуация – это ситуация совместной деятельности ребенка и взрослого. В совместной деятельности со взрослым у ребенка формируется предметная деятельность, которая направлена на усвоение ребенком общественно выработанных способов действия с предметом. Это ведущая деятельность в данном возрасте.
Усвоение предметных действий происходит в 3 этапа:
1. Усвоение связи предмета с его назначением в результате прямого обучения или подражания действиям взрослого.
2. Использование предмета строго по назначению. Это происходит в 2-2,5 года.
3. Более свободная связь действия с предметом. К 3-м годам ребенок, зная, для чего служит предмет, использует его и для других целей (причесывается палочкой вместо расчески). Это является предпосылкой для развития игры.
Наиболее значимы для развития ребенка
Соотносящие действия – нанизывание колец пирамидок, закрывание коробки крышкой, складывание матрешки и т. д.
Орудийные действия – есть ложкой, рисовать карандашом и т. д.
Для того, чтобы предметная деятельность способствовала развитию психики ребенка, нужно чтобы он усвоил различные способы действий с одним и тем же предметом. Поэтому целесообразно детям раннего возраста давать большое количество игрушек.
Овладение предметными действиями создает условия для появления новых видов деятельности: игровой и продуктивных (рисование, лепка, конструирование). На основе предметной и речевой деятельности у ребенка развивают восприятие, память, мышление, зарождается воображение. Развитие психических процессов зависит от деятельности самого ребенка (приобретение чувственного опыта) и от влияния взрослого, который учит способам действий и дает обобщенные названия. Поэтому взрослый должен предоставить ребенку возможность активно действовать с различными предметами, создавая проблемные ситуации.
Среди всех психических процессов в раннем возрасте интенсивно развивается восприятие, оно доминирует над всеми психическими функциями. По словам Л. С. Выготского, все психические функции развиваются «вокруг восприятия, через восприятие и с помощью восприятия». Поэтому главная роль отводится в этом возрасте сенсорному развитию детей.
Мышление осуществляется в процессе предметных задач и носит наглядно-действенный характер, к концу раннего детства формируются и элементы наглядно-образного мышления в результате овладения практической деятельностью и приобщения к речи, словесным обобщениям.
Раннее детство – возраст социализации, т. е. приобщения детей к нормам и ценностям общества. Взрослые и их формы взаимодействия с ребенком служат эталонами поведения. Ребенок внимательно следит за тем, как поступают и общаются окружающие люди. Однако для присвоения ребенком этих норм требуются соответствующие указания, разъяснения и образцы поведения взрослых. Наиболее эффективные методы социализации детей раннего возраста заключаются в последовательном моделировании приемлемых форм поведения и установлении с малышом теплых, дружеских отношений.
Внутренняя позиция ребенка основывается на понимании им того, что с требованиями, которые предъявляют к его поведению окружающие люди, необходимо считаться. Ребенок начинает постепенно осознавать и учитывать тот факт, что от характера отношений с близкими окружающими людьми зависят его успехи и неудачи. Одобрение, похвала взрослого вызывают у него чувство гордости, собственного достоинства, неудачи – чувство огорчения, стыда. Малыш начинает себя оценивать с зависимости от успеха или неуспеха в деятельности (не «ты хороший – а ты хороший, потому что убрал игрушку на место, на полочку…»). Огорчаясь при неудачах ребенка, надо быть готовыми помочь ему, показать, что беды не случилось, можно всё исправить. Благодаря этому расчет чувство доверия, привязанности ребенка к взрослым, повышается его общий эмоциональный тонус. Всё это влияет на психическое, личностное развитие ребенка, т. е. способствует формированию инициативы, активности в действиях и более быстрому их освоению.
Стремление к самостоятельности – это ведущая тенденция в развитии ребенка 2-го и 3-го года жизни. (Корни таких качеств, как безынициативность, несамостоятельность, безвольность, лежат в раннем возрасте, когда подавлялось естественное стремление ребенка к самостоятельности).
Попытки проявить самостоятельность ребенок предпринимает уже на 1-м году, но всегда ли мы с уважением относимся к ним? – Малыш ползет к игрушке, а вы быстро подаете её ему. Или он пытается встать на ножки, а вы поднимаете его, подхватив под мышки.
На 2-м и 3-м годах жизни желание быть самостоятельным превалирует над всем остальным. Берегите, лелейте, развивайте у малыша это стремление. Его содержание пока элементарно, но сила исключительно велика.
Самостоятельность по-разному проявляется на 2-м и 3-м годах жизни. К концу 2-го – в начале 3-го г. ж. ребенок сам ставит перед собой задачу (достать игрушку, взять мяч и т. п., но еёисполнение еще невозможно без помощи взрослого: он помогает удерживать цель, выполнять действия, контролирует и оценивает деятельность малыша. То есть самостоятельность выражается пока в целеполагании. Но к концу 3-го г. ж. у ребенка под влиянием взрослого появляется целеустремленность, т. е. способность удерживать поставленную задачу, исполнять её с помощью взрослых, соотносить полученный результат с тем, что он хотел получить.
Нарождающаяся самостоятельность – это условие дальнейшего физического, психического и личностного развития малыша 2-3 года жизни.
А. С. Макаренко отмечал, что найти должную меру между активностью и запретами – значит решить главный вопрос воспитания, т. е. воспитать ребенка активной личностью, умеющей сдерживать вредные желания. Необходимо помнить, что малыша легче научить что-либо делать, чем научить воздерживаться.
Ранний возраст – это начальный этап формирования личности.У ребенка появляется эмоциональное отношение к себе: осознание не только своего «Я», но того, что «Я хороший», «Я очень хороший». Возникновение сознания «Я», «Я хороший», «Я сам» приводит к распаду прежней социальной ситуации, которая проявляется в кризисе 3-х лет.
Новообразованиями кризиса 3-х лет являются перестройка позиции ребенка по отношению к взрослому, стремление к самостоятельности, притязание на признание со стороны взрослых.
Суть кризиса 3-х лет заключается в попытке психологической эмансипации «Я» ребенка от окружающих его взрослых, которая сопровождается рядом специфических проявлений – негативной симптоматикой кризиса (упрямство, строптивость, своеволие, обесценивание взрослых и др.) и комплексом положительных перемен (стремление к достижению результата своей деятельности, проявление потребности «гордости за достижения», обостренное чувство собственного достоинства, что выражается в обидчивости, повышенной чувствительности к признанию достижений и др.).
Кризис 3-х лет – явление преходящее, однако связанное с ним новообразование – отделение себя от окружающих, сравнение себя с другими людьми – важный шаг в психическом развитии. Кризис 3-х лет разрешается путем перехода ребенка к игровой деятельности.
Итак, новообразования раннего возраста – это развитие восприятия (формирование сенсорных качеств, наглядно-действенного мышления, речи, зачатков волевых качеств, появление самосознания.
Основное новообразование, которое возникает в конце раннего возраста, это феномен «Я» и личное действие.
Литература.
1. Волков Б. С., Волкова Н. В. Детская психология. — М.: Владос, 2010
2. Выготский Л. С. Психология. – СПб., 2000.
3. Обухова Л. В. – Возрастная психология. – М., 1996.
4. Попова М. В. Психология растущего человека. – М.: Сфера, 2002.
5. Смирнова Е. О. Психология ребенка: Учебник для педагогических училищ и вузов. – М., 1997.
Источник
Изменение
социальной
ситуации развития
проявляется в том, что ребенок (1-3 года)
становится более самостоят в познании
окр действительности и начинает
использовать взрослого как ср-во общения
с предметным миром.
Главная
особенность социальной ситуации состоит
в том, что ребенок входит в предметный
мир — «мир постоянных вещей», усваивая
функции предметов, их названия, значения,
смысл. Новое отношение ребенка к миру
предметов заключается в том, что они
начинают выступать для ребенка не просто
как объекты, удобные для манипулирования,
а как вещи, имеющие определенное
назначение и определенный способ
употребления
Раннее
детство —
возраст социализации, т. е. приобщения
детей к нормам и ценностям общества.
Взрослые и их формы взаимодействия с
ребенком служат эталонами поведения.
Ребенок внимательно следит за тем, как
поступают и общаются окружающие
его люди. Однако для присвоения ребенком
этих норм требуются соответствующие
указания, разъяснения и образцы поведения
взрослых. Наиболее эффективные методы
социализации детей раннего детства
заключаются в последовательном
моделировании приемлемых форм поведения
и установлении с малышом теплых, дружеских
отношений.
Внутренняя
позиция ребенка основывается на понимании
им того, что с требованиями, которые
предъявляют к его поведению окружающие
люди, необходимо считаться. Ребенок
начинает постепенно осознавать и
учитывать тот факт, что от характера
отношений с близкими окружающими людьми
зависят его успехи и неудачи.
Ведущая
деятельность
— предметная.
Действуя с предметом, ребенок усваивает
функцию предмета, закрепленную за ним
в культуре. Предметные действия —
общепринятые способы употребления
предметов — осваиваются детьми через
посредство взрослого человека, с его
помощью и под его руководством. В
совместной деятельности взрослые
организовывают действия ребенка по
образцу, а затем осуществляют функции
поощрения и контроля за, ходом осуществления
и формирования этих действий. Связь
действия с предметом проходит три фазы
развития:
•
ребенок
выполняет с предметом все известные
ему действия;
•
употребляет
предмет только по назначению,
•
производит
различные действия, при твердом усвоении
основной функции предмета.
В
ходе развитие предметных действий
наблюдаются два типа переноса. В одних
случаях имеет место перенос действия
с предметом, усвоенного в одних условиях,
в другие условия. Например, ребенок
освоил одну схему действия причесывания
настоящей расческой собственной головы,
а затем начинает причесывать расческой
куклу, лошадку, медведя. В других случаях
осуществляется то же действие, но уже
с предметом-заместителем, например,
причесывать себя, куклу, лошадку, медведя,
но не расческой, а зубной щеткой.
Одновременно с этим или несколько позже
происходит замещение одного предмета
другим: камешек заменяет мыло, палочка
— градусник и т. д.
Таким
образом, появляются зачатки игровой
ситуации. Внутри предметной деятельности
зарождаются такие новые виды деятельности,
как игра рисование, лепка, конструирование.
Центральные
новообразования:
стремление к самостоятельности,
зарождение самосознания и самооценки.
Суть
кризиса
трех летзаключается
в попытке психологической эмансипации
«Я» ребенка от окружающих его
взрослых, которая сопровождается рядом
специфических проявлений — негативной
симптоматикой кризиса и комплексом
положительных перемен.
Первый
комплекс
симптомов кризиса, или апогей кризиса
трех лет, характеризуется появлением
негативизма, упрямства, строптивости,
своеволия, протеста, обесценивания
(ребенок начинает ругаться), деспотизма
— ревности (в семье с одним ребенком —
деспотизм, в семье с несколькими детьми
— ревность).
Второй
комплекс
— симптомы, которые вытекают из установки
ребенка на самостоятельность. Из-за
потребности изменения социальных
отношений, ребенок вступает в ряд внешних
и внутренних конфликтов. Реакции на эти
конфликты могут иметь крайние проявления:
ночные страхи, неспокойный сон, энурез
(ночное недержание мочи); резкие
затруднения речи, заикание и др.
Ребенок
начинает мотивировать свои поступки
не содержанием самой ситуации, а
отношением к другим людям.
Впрочем,
некоторые дети могут практически не
обнаруживать негативных проявлений
кризиса или быстро их преодолевать.
Позитивная
сторона кризиса трех лет состоит в
появлении положительного качественного
новообразования личности ребенка,
называемого «гордостью за достижения».
Комплекс
положительных преобразований
разворачивается в трех направлениях:
•
к
предметному миру; • к другим людям; •
к самому себе.
Проявляется
потребность «гордости
за достижения» следующим
образом.
Во-первых,
появляется стремление к достижению
результата своей деятельности — дети
долго и настойчиво манипулируют
предметом, перебирают варианты действия
с ним, отыскивают нужный, практически
не отвлекаясь. Неудача, как правило, не
приводит к отказу от задуманного: дети
обращаются за помощью ко взрослому,
ищут другие решения и пути к конечной
цели.
Во-вторых,
достигнув желаемого, дети стремятся
тут же продемонстрировать свои успехи
взрослому, без одобрения которого эти
успехи в значительной степени теряют
свою ценность. Отрицательное или
безразличное отношение взрослого к
результату их деятельности вызывает у
детей аффективные переживания, побуждающие
с удвоенной энергией добиваться внимания
и положительной оценки.
В-третьих,
у детей появляется обостренное чувство
собственного достоинства, что выражается
в обидчивости: повышенной пустякам,
бахвальстве, преувеличениях.
Анализ
работы М.Ю. Кондратьева «Типичные
девиации психосоциального развития
подростков».
Возраст
в концепции Л.С. Выготского. Критический
и стабильный возрастной период.
Л.
С. Выготскому принадлежат два важных
понятия, определяющих каждый этап
возрастного развития — понятие социальной
ситуации развития и
понятие новообразования.
Под социальной
ситуацией развития Л.
С. Выготский имел в виду складывающееся
к началу каждого нового этапа своеобразное,
специфическое для данного возраста,
исключительное, единственное и
неповторимое отношение между человеком
и окружающей его действительностью,
прежде всего социальной. Социальная
ситуация развития представляет собой
исходный момент для всех изменений,
возможных в данный период, и определяет
путь, следуя которому человек приобретает
качественные образования
развития.
Новообразование
Л. С.
Выготский определял как качественно
новый тип личности и взаимодействия
человека с действительностью, отсутствующий
как целое на предыдущих этапах его
развития.
Л.
С. Выготский установил, что ребенок в
овладении собой (своим поведением) идет
тем же путем, что и в овладении внешней
природой, т.е. извне. Он овладевает
собой как одной из сил природы, при
помощи особой культурной техники знаков.
Ребенок, изменивший строение личности,
есть уже другой ребенок,
социальное бытие которого не может
не отличаться существенным образом от
бытия ребенка более раннего возраста.
К
скачку в развитии (изменению социальной
ситуации развития) и возникновению
новообразований приводят фундаментальные
противоречия развития, складывающиеся
к концу каждого отрезка жизни и «толкающие»
развитие вперед.
Соответственно,
возраст Л. С. Выготский определял как
объективную категорию для обозначения
трех моментов: 1) хронологических
рамок отдельного этапа развития, 2)
специфической социальной ситуации
развития, складывающейся на конкретном
этапе развития, 3) качественных
новообразований, возникающих под ее
влиянием.
В
своей периодизации развития он предлагает
чередовать стабильные
и критические возрасты.
В стабильных
периодах (младенчество,
раннее детство, дошкольный возраст,
младший школьный возраст, подростковый
возраст и т.д.) происходит медленное и
неуклонное накопление мельчайших
количественных изменений развития, а
в критические
периоды (кризис
новорожденности, кризис первого года
жизни, кризис трех лет, кризис семи лет,
пубертатный кризис, кризис 17 лет и т.д.)
эти изменения обнаруживаются в виде
скачкообразно
возникших необратимых новообразований.
На
каждой ступени развития всегда
есть центральное
новообразование, как
бы ведущее для всего процесса развития
и характеризующее перестройку всей
личности ребенка в целом на новой основе.
Вокруг основного (центрального)
новообразования данного возраста
располагаются и группируются все
остальные частичные новообразования,
относящиеся к отдельным сторонам
личности ребенка, и процессы развития,
связанные с новообразованиями
предшествующих возрастов.
Те
процессы развития, которые более или
менее непосредственно связаны с
основным новообразованием, Л. С. Выготский
называет центральными
линиями развития в
данном возрасте, а все другие частичные
процессы, изменения, совершающиеся в
данном возрасте, называет побочными
линиями развития. Само
собой разумеется, что процессы, являвшиеся
центральными линиями развития в данном
возрасте, становятся побочными линиями
в следующем, и обратно — побочные
линии предыдущего возраста выдвигаются
на первый план и становятся центральными
линиями в новом, так как меняется
их значение
и удельный вес в
общей структуре развития, меняется их
отношение к центральному новообразованию.
Следовательно, при переходе от одной
ступени к другой перестраивается вся
структура возраста. Каждый возраст
обладает специфической для него,
единственной и неповторимой структурой.
Понимая
развитие как непрерывный
процесс самодвижения, непрестанного
возникновения и образования нового, он
считал, что новообразования
«критических» периодов в последующем
не сохраняются в том виде, в каком
возникают в критический период, и не
входят в качестве необходимого слагаемого
в интегральную структуру будущей
личности. Они отмирают, поглощаясь
новообразованиями следующего
(стабильного) возраста, включаясь в их
состав, растворяясь и трансформируясь
в них.
Отличительными
чертами критических возрастов (по Л.С.
Выготскому) являются следующие:
1. «Границы,
отделяющие начало и конец кризиса от
смежных возрастов, в высшей степени не
отчетливы. Кризис возникает незаметно
– трудно определить момент его наступления
и окончания. Характерно резкое обострение
кризиса, происходящее обычно в середине
этого возрастного периода. Наличие
кульминационной точки, в которой кризис
достигает апогея, характеризует все
критические возрасты и резко отличает
их от стабильных эпох детского
развития…». 2. Трудновоспитуемость. «Дети
как бы выпадают из системы педагогического
воздействия, которая еще совсем недавно
обеспечивала нормальный ход их воспитания
и обучения. В школьном возрасте в
критические периоды у детей обнаруживается
падение успеваемости, ослабление
интереса к школьным занятиям и общее
снижение работоспособности…». 3. Развитие
в кризисах имеет скорее негативный,
чем позитивный характер.
Однако «… негативное содержание развития
в переломные периоды только обратная,
или теневая, сторона позитивных изменений
личности, составляющих главный и основной
смысл всякого критического возраста».
4. «Самое
существенное содержание развития в
критические возрасты заключается в
возникновении новообразований,
которые своеобразны и специфичны. Их
главное отличие от новообразований
стабильных возрастов в том, что они
носят переходный характер. Это значит,
что в последующем они не сохраняются в
том виде, в каком возникают в критический
период, и не входят в качестве основного
слагаемого в интегральную структуру
будущей личности».
Соседние файлы в папке Новая папка
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
Источник