Характеристика психического и личностного развития ребенка с зпр
Особенности личностного развития детей с задержкой психического развития
Проблема личности — одна из центральных в психологии. Психологию личность интересует с точки зрения ее внутреннего строения, архитектоники, закономерностей возникновения, формирования, развития, особенностей социально-психологических проявлений, роли в этом природных, биологических (наследственных), социальных и других обстоятельств. Одна из центральных проблем в психологии личности — выявление психологических механизмов ее функционирования, проявлений, регуляции жизнедеятельности человека.
Личность- это конкретный человек в совокупности тех духовных, психических особенностей, качеств, которые характеризуют его как объекта (продукт, результат) общественного (и другого) развития и как субъекта преобразования действительности на основе ее познания и отношения к ней. Личность — это конкретный человек как носитель сознания (К. К. Платонов) и самосознания.
Психологическая структура личности.
Психологическая структура личности представляет собой целостное системное образование, совокупность социально значимых свойств, качеств, позиций, отношений, алгоритмов действий и поступков человека, сложившихся прижизненно и определяющих его поведение и деятельность.
В личности также выделяют следующие стороны, сферы: интеллектуально-познавательную, эмоциональную, волевую, потребностно-мотивацирнную, психомоторную. Центральное место в психологической структуре личности занимают потребностно-мотивационная сфера и направленность.
В психологии существуют и другие подходы к рассмотрению структуры личности как у отечественных психолотов (К, К. Платонов, А. Г. Ковалев и др.), так и у представителей зарубежных психологических школ (З.Фрейд, Э.Фромм, Э.Берн, А.Маслоу, К. Роджерс и др.), Эти подходы достаточно хорошо представлены в соответствующей психологической литературе.
Заслуживает внимания разработанная К.К. Платоновым структура личности, включающая в себя четыре подструктуры, а также систему общих и специальных способностей личности. К. К. Платонов выделил следующие основные подструктуры личности:
направленности личности опыта (профессионального, художественного, поведенческого и т. д.);
индивидуальных особенностей психических процессов (познавательных, эмоциональных, волевых);
биологически обусловленную (темперамент и патологические изменения личности).
Движущие силы развития личности.
Ведущую роль в формировании личности играют социальные обстоятельства, к числу которых относятся прежде всего следующие макросоциосреда — общественный строй, государственное устройство, особенности идеологического и другого воздействия на них средств массовой информации, пропаганды, агитации, социально-политическая, этническая, религиозная обстановка в обществе, место, вес, роль страны в системах международных связей и отношений и т. д.;
микросоциосреда — это среда непосредственного контактного взаимодействия человека: семья, дружеская компания, школьный класс, студенческая группа;
воспитание — специально организованный процесс формирования и развития человека, прежде всего его духовной сферы;
деятельность — процесс (процессы) активного взаимодействия субъекта с объектом, во время которого субъект удовлетворяет какие-либо свои потребности, достигает цели. Деятельностью можно назвать любую активность человека, которой он сам придает некоторый смысл. Деятельность характеризует сознательную сторону личности человека (в отличие от поведения);
социальное взаимодействие во всем многообразии его разновидностей, и прежде всего общение с другими людьми.
На психическое (и биологическое также) развитие человека оказывают влияние и искусственная среда его обитания,(современная техника).
Наряду с социальными обстоятельствами исключительно большую роль в формировании и развитии личности, психики в целом, ее отдельных функций играют биологический фактор, физиологические особенности человека, и в первую очередь особенности общих и специфических типов ВНД, своеобразие морфологии мозга, развития его отдельных функциональных структур, наличие тех или иных нарушений, аномалий в работе мозга, его отделов.
На психическом развитии человека сказывается и своеобразие функционирования его отдельных физиологических систем, состояние организма в целом. Связи между психическим развитием человека и состоянием его организма неоднозначны.
Психическое развитие человека зависит также и от природных факторов: климатических, географических, геофизических, космических и других условий жизни и деятельности человека.
Особую роль в формировании и развитии личности, ее отдельных сфер и функциональных структур играет она сама как одно из важнейших условий проявления всех внешних и внутренних воздействий на человека. При этом, чем более развита личность, ее основные регулятивные структуры (системы ценностей, потребности, интересы, цели, уровень и характер самооценки, умения, навыки, установки и т.д.), тем более заметную роль она играет в коррекции особенностей влияния на нее факторов формирования и развития.
Таким образом, определяющую роль в формировании личностных структур у человека играют социальная среда, культурологические факторы, совокупность их воздействий.
В основе нарушений эмоционально-волевой сферы лежат индивидуально-генетические особенности ребенка-темперамент. У детей с нарушением интеллекта развитие темперамента может оказаться извращенным. Основой является наследственный потенциал, генетическая программа формирования темперамента, на которую накладывается груз врожденных поломок в нервной системе. Воспитательный момент у таких детей осложняется недоразвитостью интеллектуальной сферы. Органическое поражение центральной нервной системы, сопровождающееся нарушением интеллектуального развития, отрицательно влияет на формирование формально-динамических свойств психики ребенка и определяет такие темпераментальные особенности детей с нарушением интеллекта, которые следует учитывать при разработке практических коррекционных технологий.
Американские ученые С. Чесс и А. Томас выделяют девять параметров темперамента по которым можно определить врожденные свойства темперамента:
Уровень общей активности
Ритмичность деятельности организма
Характер реакции на воздействие
Реакция на новое (приспособляемость)
Уровень интенсивности эмоциональных реакций
Порог реактивность
Качество настроения
Способность к концентрации внимания
Интервал внимания и настойчивости.
По мнению С.Чесса и А. Томаса 3-й, 4-й, 5-й, 7-й параметры темперамента играют решающую роль при определении того, насколько легко или трудно ребенку со взрослому, а взрослому с ним.
В дошкольном возрасте, на основе девяти параметров темперамента С. Чесса и А. Томаса, по критерию успешной социально-психологической адаптации выделяют три типа темперамента:
Легкий темперамент. Более пяти параметров темперамента проявляются адекватно. Ребенок не проявляет выраженного своеобразия.
Промежуточный темперамент. По 4-5 характеристикам наблюдается выраженное своеобразие.
Трудный темперамент. Более чем по 5 показателям у ребенка своеобразные реакции.
Е.Тимошенко изучала темперамент у детей с ЗПР и выявила что преобладает трудный (44%) и промежуточный (28 %) темперамент по сравнению с нормально развивающимися сверстниками, у которых доминирует легкий темперамент (44%),а трудный темперамент рецессивный (20%).
Признаки трудного темперамента у дошкольников с ЗПР являются:
Повышенная моторная активность
Высокая отвлекаемость
Низкая выносливость
Нарушения настроения
Так же у детей c ЗПР выступает замедленность становления эмоционально-личностных характеристик. У детей наблюдается повышенный уровень тревожности, агрессивности и импульсивности, слабость волевых усилий, несамостоятельность, внушаемость, легкость смены настроений и контрастных проявлений эмоций, часто немотивированно переходят от смеху к плачу и наоборот. Низкий уровень взаимоотношений не только внутри группы, но и с близкими людьми. Отмечается низкий уровень притязаний на успех, они не уверены в своих силах, часто находятся в беспокойном состоянии. При задержке психического развития затруднено социальное развитие ребенка, его личностное становление — формирование самосознания, самооценки, системы «Я». Ребенок не может регулировать свое поведение на основе усвоенных норм и правил, не готов к волевой регуляции поведения. Он не способен подчинятся к правилам дисциплины, к длительным интеллектуальным усилиям.
Отмечают особенности понимания эмоций человека
Имеющиеся данные говорят о том, что детям с ЗПР при рассмотрении изображения значительно легче опознавать эмоциональные состояния людей в контексте общей ситуации (сюжета), чем по выражению лиц или по выразительным движениям (Т. З.Стер-нина). Кроме того, было обнаружено определенное сходство в опознании эмоциональных состояний всеми группами детей, а именно, все они лучше опознают радость и гнев, хуже страх.
Дети с ЗПР опознают эмоцию страдания лучше, чем нормально развивающиеся сверстники.
В целом все дети младшего возраста (дошкольного и младшего школьного) лучше воспринимают те эмоции, в изображении которых больше мимических знаков.
При изучении опознанияпяти эмоциональных состояний (радости, гнева, страха, удивления и грусти) по различным частям выяснилось, что дети хуже опознают эмоциональные состояния по мимике лица. Детям с ЗПР и нормально развивающимся больше говорит об эмоциональном состоянии линия рта. По линии бровей дошкольники определили гнев, грусть, и всем оказалось недоступно опознание страха и удивления. Дошкольники с ЗПР психогенного происхождения испытывают трудности при определении эмоциональных состояний по линии бровей, а дети с ЗПР, имеющие при этом дополнительные речевые нарушения, хуже опознают эмоции по линии рта.
Всё это свидетельствует о недоразвитии у детей данной категории социальной зрелости.
Огромное значение имеет реакция окружающих ребенка людей. Для наилучшего развития личности важно, чтоб ребенка искренне принимали и понимали и на этой основе строили взаимоотношения с ним. Темпераментные характеристики могут корректироваться при правильном воспитании.
Таким образом, нарушения в личности таких детей обусловлено спецификой темперамента и индивидуальными психическими особенностями
Источник
Екатерина Забабурина
Особенности личностных качеств детей с ЗПР
Знание личностных особенностей детей с задержкой психического развития может помочь предупредить негативные тенденции в поведении ребенка с первых дней посещения образовательного учреждения. Между тем общение с окружающими оказывает существенное влияние на формирование личности. Исследования Л. С. Выготского, Д. Б. Эльконина, В. Н. Мясищева и др. показывают, что общение и складывающиеся в его ходе межличностные отношения играют центральную роль в становлении личности ребенка. Изучение межличностных отношений детей с ЗПР и выявление их особенностей необходимо для оптимизации учебно-воспитательной работы, а также для более глубокого изучения структуры дефекта детей данной категории.
Психологические исследования детей с замедленным темпом психического развития начали публиковаться в 80-х годах (У. В. Ульенкова, Е. С. Слепович, Т. З. Стернина и др.).
В раннем возрасте ярко проявляется высокая степень ориентировочных реакций на окружающее. Известно, что при сенсорной, эмоциональной депривации (потеря, лишение) существенно замедляется темп развития ребенка. Сенсорные потребности вызывают высокую двигательную активность, а состояние двигательной сферы во многом определяет возможности в познании окружающего мира.
Ребенка раннего возраста характеризует повышенная эмоциональность. Раннее формирование положительных эмоций – залог становления личности, основа для познавательной активности. Психомоторное развитие ребенка в первые годы его жизни зависит от многих факторов, прежде всего от наследственных особенностей, общего состояния здоровья, пола, окружающей среды. Задержку психомоторного развития могут вызвать различные неблагоприятные факторы, воздействующие на развивающийся мозг в перинатальном и раннем постнатальном периоде.
Личностные особенности детей дошкольного возраста с ЗПР отчетливо проявляются в процессе игровой деятельности: одни быстро становятся вялыми, пассивными, притихшими, бесцельно смотрят в окно, стремятся к уединению, а другие проявляют постоянный интерес к игре с другими детьми, который сопровождается излишними эмоциональными и поведенческими реакциями. Эти дети, как правило, очень обидчивы и вспыльчивы, часто без достаточных оснований могут нагрубить, обидеть, проявить жестокость. Наблюдение за этими детьми в повседневных условиях позволило сделать выводы о наличии тенденции возникновения у них «порочного» стиля общения в семье, со сверстниками, обусловливающего закрепление негативных черт характера. С дошкольного возраста у них начинают складываться индивидуализм, необъективность, агрессивность или, наоборот, чрезмерная покорность и приспособленчество.
Мотивационно-потребностная сфера детей с ЗПР изучалась Н. А. Менчинской, Н. Л. Белопольской, И. Ю. Кулагиной, Т. Д. Пускаевой.
Специалистами были выявлены особенности по всем трем основным группам мотивов: внешним (страх, награда, внутренним (желание, инициатива самого ребенка) и промежуточно-соревновательным (мотивом выступает сравнение своих достижений с достижениями других).
Из внутренних мотивов доминируют игровые мотивы, мотивы сохранения целостного привычного функционирования (Н. Л. Белопольская, Л. В. Кузнецова). Старший дошкольный возраст рассматривается как переходный: в норме у детей должен произойти плавный переход от одного вида ведущей деятельности к другому, т. е. от игры к учебе.
Отмечается, что дети с ЗПР подвержены стрессовым реакциям и в ситуации повышенной тревоги их продуктивность в большинстве своем падает, хотя у некоторой части детей возникает мобилизация сил.
Наличие проблем в общении с близкими взрослыми у дошкольников с ЗПР провоцирует возникновение патологических черт характера, которые выражаются в их тревожности, неуверенности, безынициативности, отсутствии любознательности.
Отмечаются проблемы в формировании нравственно-этической сферы – страдает сфера социальных эмоций, могут быть нарушены контакты с близкими взрослыми, дети слабо ориентируются в нравственно-этических нормах поведения (Е. Н. Васильева, Г. Н. Ефремова).
При ЗПР затруднено социальное развитие ребенка, его личностное становление – формирование самосознания, самооценки, системы «Я».
Задержка психического развития затрагивает всю психическую сферу ребенка, и, по существу, является системным дефектом, поэтому процесс обучения и воспитания должен выстраиваться с позиций системного подхода. Необходимо сформировать полноценный базис для становления высших психических функций и обеспечить специальные психолого-педагогические условия, необходимые для их формирования.
Источник
Этиология зпр
Задержка психического
развития (сокр. ЗПР) — нарушение
нормального темпа психического развития,
когда отдельные психические функции
(память, внимание, мышление,
эмоционально-волевая сфера) отстают в
своём развитии от принятых психологических
норм для данного возраста.
Это
состояние занимает промежуточное
положение между дебильностью (легкой
умственной отсталостью) и интеллектуальной
нормой.
Этиологическими
факторами задержки психического развития
являются:
Биологические:
патология
беременности (тяжелые токсикозы,
инфекции, интоксикации и травмы,
резус-конфликт), внутриутробная гипоксия
плода;недоношенность
ребенка;асфиксия
и травмы при родах;заболевания
матери инфекционного, токсического и
травматического характера на ранних
этапах развития плода;генетическая
обусловленность;различные
соматические (тяжелые формы гриппа,
рахит, пороки развития внутренних
органов и т.д.), неврологические (ДЦП,
эпилепсия и др.) заболевания ребенка.
Социально-психологические:
длительное
ограничение жизнедеятельности ребёнка:
предметной, игровой, общение с взрослыми
и т.д.;неблагоприятные
условия воспитания, частые психотравмирующие
ситуации в жизни ребёнка.ранний
отрыв ребенка от матери и воспитание
в полной изоляции в условиях психической
депривации;искаженные
условия воспитания ребенка в семье
(гипер — или гипоопека) или же авторитарный
тип воспитания.
Опираясь на
патогенетический принцип, В.В. Ковалев
разделил все пограничные формы
интеллектуальной недостаточности на
четыре основные группы:
дизонтогенетические
формы (задержанное или искаженное
развитие);энцефалопатические
формы (органическое повреждение
головного мозга на ранних этапах
онтогенеза);интеллектуальная
недостаточность, связанная с дефектами
анализаторов и органов чувств (механизм
сенсорной депривации);недостаточность,
связанная с дефектами воспитания и
дефицитом информации с раннего детства
(эмоциональная деривация вследствие,
например, госпитализма или пребывания
в сиротском учреждении без должного
ухода и воспитания).
М.Ш.Вроно выделяет
следующие клинические признаки задержки
психического развития:
запаздывание
развития основных психофизиологических
функций (речи, памяти, внимания, навыков
опрятности и т.д.);эмоциональная
незрелость, примитивность интересов,
слабость побуждения самоконтроля;неравномерность
развития, парциальность поражения
отдельных сторон психической деятельности;временный
характер большинства состояний задержек
психического развития.
Клинико-психологическая структура вариантов зпр
Рассмотрим подробнее
характеристику детей с ЗПР каждого
варианта.
Гармонический
и психофизический инфантилизм представляет
собой запаздывание темпа физического
и психического развития личности,
выражающееся в незрелости эмоционально-волевой
сферы, влияющей на поведение ребенка
и его социальную адаптацию. Дети по
росту и физическому развитию отстают
от своих сверстников на 1,5–2 года, для
них характерны живая мимика, выразительная
жестикуляция, быстрые, порывистые
движения. На первый план выступают
неутомимость в игре и быстрая утомляемость
при выполнении практических заданий,
требующих удержания сосредоточенного
внимания довольно продолжительное
время (рисование, счет, чтение, письмо).
При полноценном интеллекте отмечаются
недостаточно выраженный интерес к
занятиям по письму, чтению, счету.
Детям свойственны
слабая способность к умственному
напряжению, повышенная подражательность,
внушаемость. Однако к 6–7 годам ребенок
уже достаточно хорошо понимает и
регулирует свое поведение в зависимости
от необходимости выполнить ту или иную
работу.
Дети с инфантильными
чертами поведения несамостоятельны и
некритичны к своему поведению. На уроках
«выключаются» и не выполняют задания.
Могут плакать по пустякам, но быстро
успокаиваются при переключении внимания
на игру или на что-то, доставляющее им
удовольствие. Любят фантазировать,
заменяя и вытесняя своими вымыслами
неприятные для них жизненные ситуации.
Дисгармонический
психический инфантилизм может
быть связан с эндокринными заболеваниями.
Так, при недостаточной выработке гормона
надпочечников и гормонов половых желез
в возрасте 12 – 13 лет может быть
задержка полового созревания как у
мальчиков, так и у девочек. При этом
формируются своеобразные особенности
психики подростка, характерные для так
называемого гипогенитального инфантилизма.
Чаще черты незрелости проявляются у
мальчиков. Подростки медлительны, быстро
устают, работоспособность неровная,
выше в первой половине дня. Обнаруживается
снижение объема памяти; внимание быстро
рассеивается, поэтому ученик делает
много ошибок.
Интересы у подростков
с гипогенитальной формой инфантилизма
своеобразны: например, мальчики больше
интересуются спокойными занятиями.
Двигательные умения и навыки развиты
недостаточно, они неуклюжи, медлительны
и неповоротливы. Вместе с тем эти дети
имеют хорошие интеллектуальные
способности, отличаются большой
эрудицией, однако они не всегда могут
использовать свои знания на занятиях,
так как бывают очень рассеяны и
невнимательны. Склонны к бесплодным
рассуждениям на любые темы. Очень
обидчивы, болезненно переживают свои
неудачи в учебе и трудности в общении
со сверстниками. Лучше себя чувствуют
в обществе взрослых, где слывут эрудитами.
Признаки гипогенитального инфантилизма
проявляются во внешнем облике подростка.
Они имеют невысокий рост, полноту,
«лунообразное» лицо, тонкий,
«писклявый» голос.
К эндокринным
формам инфантилизма относится также
гипофизарный нанизм (карликовость). У
таких детей наблюдается сочетание
признаков незрелой детской психики с
чертами старообразности, педантизма,
склонности к рассуждениям и поучительству.
Школьная неуспеваемость нередко является
следствием слабости волевого усилия,
медлительности, расстройства внимания
и логической памяти. Ребенок не может
на длительное время сосредоточиться,
отвлекается, – это часто приводит к
ошибкам в заданиях. Такие дети медленно
усваивают новый материал, но, усвоив
его, хорошо оперируют правилами, таблицей
умножения, в достаточном темпе читают,
обладают неплохой механической памятью.
Дети, страдающие
гипофизарным нанизмом, проявляют
некоторую несамостоятельность, требуют
опеки старших. Иногда у них возникают
нежелательные реакции, стойкое понижение
настроения, нарушение сна, ограничение
общения со сверстниками, снижение
успеваемости, отказ посещать школу.
Если такое состояние не проходит через
небольшой промежуток времени, необходимо
обратиться к психоневрологу.
Невропатический вариант
осложненного инфантилизма характеризуется
наличием несамостоятельности, чрезмерной
привязанности к матери, трудностью
адаптации в воспитательных учреждениях.
Такие дети с рождения засыпают с большим
трудом, имея беспокойный сон; робкие,
застенчивые по характеру, они трудно
привыкают к детскому коллективу. На
занятиях очень плаксивы, не отвечают
на вопросы при посторонних. В своих
интеллектуальных способностях подчас
опережают своих сверстников, однако
проявить свои знания не умеют, в ответах
чувствуется неуверенность, что ухудшает
представление педагога об их истинных
знаниях. У таких детей нередко отмечается
страх устного ответа. Их работоспособность
быстро истощаема. Инфантильность также
проявляется в полной практической
неприспособленности. Моторика отличается
угловатостью и медлительностью.
На фоне указанных
черт психики могут возникнуть так
называемые школьные неврозы. Ребенок
с большим нежеланием посещает школу.
Любое соматическое заболевание встречает
с радостью, так как появляется возможность
остаться дома. Это не лень, а боязнь
отрыва от привычной обстановки, матери.
Трудность адаптации к школе приводит
к снижению успеваемости, усвоения
учебного материала, ухудшается память
и внимание, ребенок становится вялым и
рассеянным.
Психогенно
обусловленный инфантилизм
может быть связан с неправильными
условиями воспитания, например в семьях,
где одного ребенка опекают несколько
взрослых. Это часто препятствует развитию
у ребенка самостоятельности, воли,
умения, а затем и желания преодолевать
малейшие трудности. При нормальном
интеллектуальном развитии такой ребенок
учится неровно, так как не приучен
трудиться, не умеет самостоятельно
выполнять и проверять задания. Адаптация
в коллективе этой категории детей
затруднена из-за таких черт характера,
как эгоизм, противопоставление себя
классу, что приводит не только к
конфликтным ситуациям, но и к развитию
у ребенка невротического состояния.
Особо
следует выделить детей с так
называемой микросоциальной
запущенностью. Эти
дети имеют недостаточный уровень
развития навыков, умений и знаний на
фоне полноценной нервной системы из-за
длительного нахождения в условиях
дефицита информации не только
интеллектуальной, но и эмоциональной.
Неблагоприятные условия воспитания
(при хроническом алкоголизме родителей,
в условиях безнадзорности и т.д.)
обусловливают замедленное формирование
коммуникативно-познавательной активности
детей в раннем возрасте.
Л.С. Выготский
неоднократно подчеркивал, что процесс
формирования психики ребенка определяется
социальной ситуацией развития, под
которой понимаются отношения между
ребенком и окружающей его социальной
действительностью. В неблагополучных
семьях ребенок испытывает дефицит
общения. Эта проблема со всей остротой
встает в школьном возрасте в связи со
школьной адаптацией. При сохранном
интеллекте эти дети не могут самостоятельно
организовывать свою деятельность:
испытывают трудности в планировании и
вычленении ее этапов, им недоступна
оценка результатов. Отмечается выраженное
нарушение внимания, импульсивность,
отсутствие заинтересованности в
улучшении своих показателей. Особую
трудность вызывают задания, которые
необходимо выполнить по словесной
инструкции. Дети, с одной стороны,
испытывают повышенную утомляемость, а
с другой – очень раздражительны,
склонны к аффективным вспышкам и
конфликтам.
У детей
с задержкой развития церебрально-органического
генеза замедленная
смена возрастных фаз психического
развития (запаздывание формирования
двигательных функций, речи, этапов и
уровней деятельности) часто имеет место
уже в дошкольном возрасте. К школьному
возрасту обычно выявляется уже общая
ЗПР, включается как несформированность
эмоционально-волевой сферы по типу так
называемого органического инфантилизма,
так и незрелость познавательной
деятельности. При органическом
инфантилизме отсутствует живость и
яркость эмоций, характерна их недостаточная
дифференцированность, слабая
заинтересованность в оценке, низкий
уровень притязаний. Выраженная внушаемость
нередко отражает органический дефект
критики. Игровую деятельность характеризует
бедность воображения и творчества,
преобладание двигательной расторможенности.
Замедление
формирования познавательной деятельности
при ЗПР церебрально-органического
генеза в значительной мере связано с
нейродинамическими расстройствами.
Сюда в первую очередь относятся церебрастенические
явления –
повышенная утомляемость, играющая
большую роль в нарушениях работоспособности,
памяти, внимания, других высших психических
функций, замедление темпа интеллектуальной
деятельности при быстром нарастании
усталости.
При стойких формах
ЗПР церебрально-органического генеза,
помимо расстройств познавательной
деятельности, обусловленных нарушением
работоспособности, нередко наблюдается
и недостаточная сформированность
отдельных корковых или подкорковых
функций: слухового, зрительного и
тактильного восприятия, пространственного
синтеза, моторной и сенсорной стороны
речи, долговременной и кратковременной
памяти.
Различные комбинации
недостаточности отдельных корковых и
подкорковых функций – причина
трудности формирования тех или иных
школьных навыков. Нейропсихологические
исследования выявили в графических
пробах, в том числе в письме, на фоне
повышенной истощаемости возникновение
тремора. Фиксация внимания на технической
стороне действия часто приводила к
увеличению ошибок в письме – слитному
написанию отдельных слов, недописыванию
элементов букв, нарушению усвоенных
ранее грамматических правил. Недостаточность
речевой моторики, трудности дифференциации
фонем, негрубые нарушения зрительно-моторной
координации – все вместе нередко
препятствуют автоматизации и упрочению
навыков чтения и письма.
Формы ЗПР
церебрально-органического генеза имеют
определенную общность с олигофренией
в плане этиологии, но они характеризуются
не только меньшей тяжестью поражения
нервной системы, но и иной
клинико-психологической структурой
дефекта. Более позднее время поражения
приводит практически к обязательному
наличию повреждения систем с относительно
коротким периодом развития. Поэтому в
клинико-психологическую структуру ЗПР
всегда будут включены нейродинамические
и разной степени выраженности
энцефалопатические расстройства. Более
позднее время поражения обусловливает
и различную степень уязвимости отдельных
функций к вредоносному воздействию. В
отличие от олигофрении, когда имеется
тотальное недоразвитие, при ЗПР
наблюдается избирательность нарушений,
особенно в отношении высших корковых
функций.
Таким образом,
наряду с общими чертами, детям с вариантами
ЗПР различной клинической этиологии
свойственны характерные особенности,
необходимость учета которых в
психологическом исследовании и при
обучении и коррекционной работе очевидна.
Соседние файлы в папке 6 семестр
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
Источник