Характеристика познавательного развития ребенка 6 лет

Контрольная работа по дисциплине
» Психолого-педагогические основы познавательного развития детей раннего и дошкольного возраста» на тему:
«Особенности познавательного развития дошкольников 6-7 лет»
Выполнила:
Казакова Юлия Алексеевна
Санкт- Петербург
2016
Содержание
Введение…………………………………………………………………………3
Характеристика развития детей старшего дошкольного возраста….4
Познавательное развитие детей 6-7 лет в соответствие с ФГОС ДО…8
Заключение………………………………………………………………………10
Список использованной литературы………………………………………….11
Введение
Актуальность работы. Проблема познавательного развития дошкольников – одна из самых актуальных в теории и практике дошкольного воспитания, поскольку развитие является необходимым условием формирования умственных качеств детей, их самостоятельности и инициативности. Изучением данного вопроса занималось ученые Н.Л. Шаптала [8], И.И. Левашева [4], Г.Х. Вахитова [1] и др.
Несмотря на пристальное внимание ученых к данной проблеме, вопрос психолого-педагогических основ познавательного развития детей 6-7 лет остается актуальным.
Решение проблемы и составляет цель исследования – определить и проанализировать психолого-педагогические основы познавательного развития детей 6-7 лет.
Объектом исследования выступает познавательное развитие.
Предмет исследования – психолого-педагогические основы познавательного развития детей 6-7 лет.
Проблема, объект и предмет исследования обусловили постановку и последовательное решение следующих задач:
дать сущностную характеристику развития детей старшего дошкольного возраста;
проанализировать познавательное развитие детей 6-7 лет в соответствие с ФГОС ДО;
подвести итоги исследования.
Исследование выполнялось с помощью таких методов: теоретический анализ научной литературы по проблеме исследования, анализ, синтез, индукция, систематизация.
Структура работы: включает в себя введение, два параграфа, заключение, список использованной литературы.
Основная часть
Характеристика развития детей старшего дошкольного возраста
Для формирования личности чрезвычайно важное место занимает как нормальное физическое, так и психическое развитие. Поэтому целесообразно подчеркнуть особенности физического развития старших дошкольников.
В возрасте 6-7 лет в организме ребенка происходит резкий эндокринный сдвиг, который сопровождается бурным развитием тела, увеличением внутренних органов, вегетативной перестройкой. Это означает, что кардинальное изменение в системе социальных отношений и деятельности ребенка совпадает с периодом перестройки всех систем и функций организма, требует огромного напряжения мобилизации его резервов [3, c. 37]. Физиологическую перестройку сопровождают определенные сложности, например повышенная утомляемость, нервно-психическая чувствительность ребенка. Возраст 6-7 лет – это период подготовки детей к школе, поэтому физиологический кризис не столько усложняет, сколько наоборот, способствует успешной адаптации ребенка к новым условиям. Это объясняется тем, что физиологические изменения, которые происходят, соответствуют повышенным требованиям новой ситуации.
Нервная система детей шестого-седьмого годов жизни очень уязвима, и поэтому для дальнейшего установления и закрепления уравновешенного взаимодействия процессов возбуждения и торможения необходимо заботиться о рациональном изменении нагрузок и покоя, напряжения и разрядки в процессе организации жизнедеятельности старших дошкольников [3, c. 39].
Что касается психического развития, то следует отметить, что наиболее существенные изменения, охватывающие психические сферы детей старшего дошкольного возраста познавательную, волевую, эмоциональную, – свидетельствуют о том, что этот возраст является переломным, богатым на такие новообразования, которые обеспечивают переход ребенка к систематическому школьному обучению [5, c. 57].
В возрасте 6-7 лет у детей формируется «внутренняя позиция», осознается образ своего «Я», что дает возможность действовать произвольно, то есть в соответствии с поставленной целью ограничивать желание, осознавать задачи, которые стоят перед ними, правильно их решать.
Растет сила и роль тормозных процессов. Так, в ребенка 6-7 лет образование новых нервных связей происходит при активном участии второй сигнальной системы. Благодаря этому расширяется сфера влияния на развитие ребенка словесных раздражителей или сигналов. Через слово у ребенка формируется понимание инструкции, советы приказа взрослого. Дети благодаря языку понимают, что нужно сделать, как и в какой последовательности. В слове дается оценка выполненного движения, деятельности и осуществляется контроль [5, c. 59].
С проанализированным фундаментальными новообразованиями личности старшего дошкольника органично связана его установка на достижение желаемого результата в различных видах деятельности. Желаемый результат – это то, что соответствует уровню притязаний ребенка. Данная установка основывается на одном из важнейших мотивов дошкольного детства – соподчинения. Деятельность старших дошкольников уже основывается на выделении важнейших, ведущих, главных мотивов и покорении их менее значимым, что и определяет характер психической деятельности ребенка [5, c. 60].
В процессе коммуникативной деятельности старших дошкольников формируется одна из специфических человеческих свойств – способность к рефлексии. Эта способность заключается в том, что ребенок начинает оценивать себя с точки зрения других людей, он учится будто со стороны анализировать свои действия, принимать решения и тому подобное.
Эмоциональное развитие ребенка претерпевает определенные изменения. В эмоциях меньше проявляются импульсивность, мгновение. Начинают закладываться чувства (ответственности, справедливости, дружбы), формируется радость от инициативного действия, получают новый толчок к развитию социальные эмоции ребенка.
В конце дошкольного периода развития ребенка формируются предпосылки для успешного перехода ее на следующий уровень образования [1, c. 13
00].
Психологическими основами познавательного развития детей старшего дошкольного возраста являются особенности развития их познавательных процессов. Проанализируем их более подробно. Начнем с сенсорного развития.
Сенсорное развитие ребенка это развитие его восприятия и формирования представлений о внешних свойствах предметов. Именно сенсорное развитие, с одной стороны, составляет основу интеллектуального развития ребенка, а с другой – имеет самостоятельное значение, учитывая то, что полноценное восприятие необходимо для эффективного обучения и других видов деятельности. С восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание.
У детей 6-7 лет восприятие приобретает стойкий целенаправленный и произвольный характер, наблюдается дальнейшее развитие аналитического восприятия: умение ориентироваться в сочетании цветов, расчленять форму предметов, выделять отдельные измеримые величины. С развитием сенсорики у ребенка появляется возможность овладения эстетическими ценностями в природе и обществе [3, c. 41].
От восприятия ребенка зависит развитие его памяти.
Память – это отражение прошлого опыта человека в виде чувств, мыслей и образов ранее воспринятых предметов и явлений через его сохранение и последующее воспроизведение. У детей шестого-седьмого года жизни активно развивается произвольная память. Дети способны уже выборочно и осознанно запоминать. Значительно увеличивается к концу дошкольного возраста объем памяти, благодаря накопленному ребенком жизненному опыту. Главное задание воспитателя – развивать все виды памяти, при этом основное внимание следует обратить на развитие умения управлять процессом памяти, независимо от того, на какой срок и какого вида материал запоминается [3, c. 43].
Что касается мышления, то в 6-7 лет ребенок все больше начинает действовать со знаками. Такие действия требуют отвлекаться от реальных предметов. Как заменители этих предметов используются слова и числа [3, c. 41].
Речь. Наиболее весомым достижением дошкольного детства является овладение родным языком как средством познания и способом человеческого общения. В старшем дошкольном возрасте дети уже пользуются развернутыми фразами, могут выдумывать небольшие сюжетные рассказы.
Внимание в старшем дошкольном возрасте набирает произвольного характера, благодаря чему ребенок уже способен подчинять свое внимание требованиям взрослого, сосредотачиваться, управлять своей психической деятельностью. Внимательность детей 6-7 лет развивается в процессе их игровой деятельности, благодаря поисковым наблюдениям и усиленному интересу к тому, над чем они работают [3, c. 42].
Воображение. Старшие дошкольники способны уже управлять процессом фантазирования для достижения определенной цели. В этом возрасте можно говорить о развитии не только репродуктивного воображения, но и зарождении творческих форм воображения.
В связи с формированием внутреннего мира ребенка его самооценки, образа «Я», появляется особый вид воображения – мечта, которая находит свое выражение в создании образов желаемого для ребенка будущего [3, c. 43].
Также следует отметить, что на основе любознательности формируется интерес детей к учебе. Развитие познавательных способностей создает основу для формирования творческого мышления, а это дает возможность преодолеть трудности при решении учебных задач. Возникает обобщение собственных переживаний. Умение общаться со взрослыми и сверстниками позволит ребенку в дальнейшем перейти к сотрудничеству в обучении.
Познавательное развитие детей 6-7 лет в соответствие с ФГОС ДО
Федеральный государственный образовательный стандартдошкольного образования (далее ФГОС ДО) дает такое определение познавательного развития – это совокупность количественных и качественных изменений, происходящих в познавательных психических процессах, в связи с возрастом, под влиянием среды и собственного опыта ребёнка. Ядром познавательного развития является развитие умственных способностей. А способности, в свою очередь, рассматриваются, как условия успешного овладения и выполнения деятельности [7].
Наиболее эффективной формой и методом развития умственных способностей дошкольника является наглядное моделирование. В сюжетно-ролевой игре, в рисунках, в конструировании – они моделируют жизнь окружающих людей, содержание литературных произведений, взаимоотношения между предметами, понятиями.
ФГОС ДО считает формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности одним из принципов дошкольного образования [7].
Рассматривая процесс формирования познавательной деятельности у дошкольников 6-7 лет можно выделить два основных пути. Первый путь – непосредственная активность самого дошкольника. Именно на основе активности дошкольников возникает ряд специфических детских видов деятельности, выполнение которых характеризуется высоким уровнем самостоятельности и оригинальности. Второй путь – целенаправленное воздействие педагога [2, c. 87].
Что касается педагогических основ познавательного развития старших дошкольников, то следует отметить, что они заключаются в правильной организации воспитателем познавательного процесса детей.
Цель деятельности специалиста дошкольного образования, формирующего познавательную деятельность старших дошкольников, включает в себя стимулирование разных видов познавательной активности детей, обеспечивающей оптимальный уровень индивидуального развития ребенка, что позволяет ему осваивать разные сферы жизнедеятельности [6].
Такая педагогическая деятельность раскрывается через реализацию совокупности способов организации образовательного процесса [8]:
организация единства внутренней и внешней стороны воспитательного процесса (педагог ориентирует ребенка на активное, самостоятельное, инициативное, творческое решение, проникая во внутренние процессы и замыслы ребенка, помогая становлению его личности);
организация познавательной деятельности детей, которая становится более интенсивной, если в ДОО организовано дополнительное к основному образование, способствующее реализации склонностей детей, выявляющее их потенциальные возможности и обеспечивающее развитие индивидуальности дошкольников;
обогащение, оптимизация и интенсификация содержания программного материала, которым овладевают дети;
включение в педагогический процесс дошкольного образовательного учреждения современные способы обучения, удовлетворяющие творческую и самостоятельную поисковую деятельность детей и формирующие личностно значимые внутренние побуждения, укрепляющие познавательную активность как положительный мотив деятельности дошкольников;
организация полноценного, гуманистически ориентированного, многостороннего, насыщенного общения детей;
закладывание в нем разнообразных отношений, усиливающих воздействие познавательных стимулов;
побуждение детей к активной познавательной деятельности путем насыщения занятий элементами занимательности, использования средств искусства, развития навыков коллективного анализа, применения индивидуальных заданий;
использование на занятиях интерактивных методов, позволяющих стимулировать разные виды деятельности дошкольников. В их числе, прежде всего, следует назвать методы, вызывающие познавательные вопросы детей: метод неожиданных решений, метод предъявления заданий с неопределенным окончанием, метод «преднамеренных ошибок» (по Ш.А. Амонашвили) и т.д [8, c. 91].
Таким образом, реализуя в ДОО названные способы организации образовательного процесса, педагог обеспечивает познавательное развитие старших дошкольников.
Заключение
Таким образом, можно сделать вывод, что период 6-7 лет называют критическим, или переходным. В этот период происходят целостные изменения личности ребенка, обусловленные возникновением новообразований, приводящих к дальнейшей эмансипации ребенка от взрослых. Это вызывает разрушение прошлой социальной ситуации развития и возникновение новой, что отвечает новому составу личности ребенка, новым его потребностям.
Возрастной кризис 6-7 лет является основой для возникновения нового типа взаимоотношений ребенка со взрослым. Поэтому он закономерен и необходим.
Следовательно, в данном исследовании мы проанализировали психолого-педагогические основы познавательного развития детей 6-7 лет. К психологическим основам мы отнесли развитие познавательных процессов старших дошкольников: сенсорное развитие, память, мышление, речь, внимание и воображение. Среди педагогических основ мы выделили способы организации образовательного процесса старших дошкольников, которые стимулируют их к познавательному развитию.
Список использованной литературы
Вахитова Г.Х. Формирование познавательной мотивации старших дошкольников в игровой и творческой деятельности / Г.Х. Вахитова // Научно-педагогическое обозрение. Pedagogical Review. – Томск. – 2014. — № 4 (6). – С. 12-19.
Вертгеймер М. Продуктивное мышление / М. Вертгеймер. – М. – 1987. – 263 с.
Каминская Н.Н. Психофизиология детей 6-7 лет и создание адаптивной образовательной среды: метод. пособие для учителей нач. классов, педагогов-психологов обр. уч., родителей / Под ред. Т.А. Крыловой. – Вологда: Издательский центр ВИРО, 2005. – 108 с.
Левашева И.И. Особенности учебно-познавательной компетенции старших дошкольников / И.И. Левашева // Вектор науки ТГУ. Серия: Педагогика, психология. – 2011. – № 2(5). – С.133.
Немов Р.С. Психология: [словарь-справочник: в 2 ч.] Ч.2 / Р.С. Немов. – М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. – 685 с.
Современные образовательные программы для дошкольных учреждений: Учеб. пособие для студ. высш. и сред. спец. пед. учеб. заведений / Под ред. Т.И. Ерофеевой. 2-е изд., стереотип. – М.: Академия, 2000. – 344 с.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования [Официальный сайт компании «Консультант Плюс»]. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_154637/?Frame=1 129503 (дата обращения: 25.12.2013).
Шаптала Н.Л. Пути и способы формирования познавательной компетентности у старшего дошкольника / Н.Л. Шаптала [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://vestnik-mgou.ru/Articles/Doc/1945
Источник
Новикова Елена
Познавательное развитие дошкольников среднего и старшего возраста
Познавательное развитие детей среднего и старшего возраста.
Познание — сложное образование, в котором можно выделить 2 компонента, неразрывно взаимосвязанных между собой. Первый компонент включает в себя информацию, состоящую из отдельных сведений, фактов, событий нашего мира и мыслительные процессы, необходимые для получения и переработки информации.
Включает:
• Что интересует ребенка, что он выбирает из окружающего мира для своего познания.
• Как получает ребенок информацию, то есть речь идет о способах познания и средствах познания.
•Как перерабатывает ребенок информацию: что с ней делает на разных возрастных этапах – систематизирует, собирает, забывает, упорядочивает и так далее.
Информация рассматривается как средство, с помощью которого надо развить ребенка необходимые для познавательного развития процессы, навыки, умения, способы познания.
Вторым компонентом познания является отношение человека к информации.
Неразрывность и взаимосвязанность компонентов познания очевидна.
Дети всегда готовы познавать то, к чему хорошо относятся, и не хотят даже слышать о том, к чему относятся плохо, отрицательно.
Эта особенность широко используется педагогами в работе для того, чтобы гарантировать эффективное усвоение детьми определенной информации. Для этого мы сначала создаем у детей положительное отношение к тем сведениям, которые хотим им передать, атмосферу общей привлекательности, являющейся фундаментом, на который легко накладываются знания.
Познавательное развитие детей от 2 до 7 лет.
Представляется, что развитие и обогащение познавательной сферы детей от 2 до 7 лет — сложный путь,который включает в себя:
• Накопление информации об окружающем мире;
• Упорядочивание и систематизация представлений о мире.
И то, и другое всегда имеет место в развитии ребенка. Но интенсивность, степень выраженности и содержательная направленность этих процессов на каждом возрастном этапе разные.
В возрастноминтервале 2-7 лет помещаются два периода:
Периоды «накопления» и «упорядочивания информации ” 2-4 года и 5-6 лет; и два периода “упорядочивания информации ”- 4-5 лет и в 6-7 лет.»
4-5 лет. Второй период – «упорядочение» информации.
В четыре года познавательное развитие ребенка переходит на другую ступень, более высокую и качественно отличную от предыдущей. Это вызвано физиологическими и психологическими изменениями в общем развитии ребенка.
Можно выделить 4 основных направления познавательной активности детей:
• Знакомство с предметами, явлениями, событиями, находящимися за пределами непосредственного восприятия и опыта детей;
• Установление связей и зависимостей между предметами, явлениями и событиями, приводящих к появлению в сознании ребенка целостной системы представлений;
• Удовлетворение первых проявлений избирательных интересов детей;
• Формирование положительного отношения к окружающему миру.
Достигнутый к четырем годам уровень психического развития позволяет ребенку сделать еще один очень важный шаг в познавательном развитии – дети активно стремятся упорядочить накопленные представления об окружающем мире. Это – сложное занятие для маленького ребенка, но очень приятное и интересное. Более того, он испытывает постоянное неосознанное желание разобрать «завалы» полученных сведений о мире, навести в них «смысловой» порядок. В этом ему большую помощь оказывают взрослые. Ребенок начинает находить в окружающей действительности, выстраивать элементарные связи в зависимости между отдельными событиями, явлениями, предметами ближайшего окружения, которые в основном уже находятся в опыте ребенка.
Видны и индивидуальные различия в том, что больше влечет, притягивает ребенка в окружающем мире. Так, например, два малыша с увлечением роются в земле. Один – чтобы пополнить свою «коллекцию» красивыми камешками и стеклышками, а другой – в поисках жучков.
Все говорит о том, что у четырехлетних детей начинает проявляться избирательное отношение к миру, выражающееся в более стойком, направленном интересе к отдельным объектам или явлениям.
5-6 лет. Третий период – «накопление» информации.
В 5-6 лет ребенок смело «пересекает пространство и время», ему все интересно, его все манит и привлекает. Он с одинаковым рвением пытается освоить, что поддается осмыслению на данном возрастном этапе, так и то, что пока не в состоянии глубоко и правильно осознать.
Однако имеющиеся у ребенка старшего дошкольного возраста возможности упорядочивания информации пока еще не позволяют ему полностью переработать поток поступающих сведений о большом мире. Несоответствие между познавательными потребностями ребенка и его возможностями переработать информацию может привести к перегрузке сознания различными разрозненными фактами и сведениями, многие из которых дети 5-6 лет не в состоянии осмыслить и понять. Это наносит вред процессу создания в сознании ребенка элементарной целостности мира, часто ведет к угасанию познавательных процессов.
У детей 5-6 лет наблюдается:
• Стремление расширить свой кругозор;
• Желание выявить и вникнуть в существующие в нашем мире связи и отношения;
• Потребность утвердиться в своем отношении к окружающему миру;
Для того чтобы удовлетворить свои стремления, желания, потребности, в арсенале 5-летию ребенка имеются различные средства и способы познания:
• Действия и собственный практический опыт (этим он овладел достаточно хорошо);
• Слово, т. е. рассказы взрослых (этот ему уже знаком, продолжается процесс его совершенствованию);
• Книги, телевизор и пр. как новые источники знаний.
Уровень интеллектуальных умений ребенка 5-6 лет (анализ, сравнение, обобщение, классификация, установление закономерностей) помогают ему более осознанно и глубоко воспринимать, постигать и разбираться в имеющихся и поступающих сведениях о нашем мире.
В отличие от возрастного периода 2-4 года, где так же шло накопление информации, содержания, интересующие детей 5-ти лет, касается не ближайшего окружения, а отдельного, большого мира.
Познавательное развитие детей 6-7 лет.
Накопленные к шести годам сведения о мире требуют от ребенка определенных умений упорядочивания накопленных и поступающих сведений. В этом ему помогут взрослые, которые направят процесс познания детей 6-7 лет на:
• Установление причинно-следственных взаимосвязей нашего мира;
• Содержательное упорядочивание информации.
Причинно-следственные связи.
Важной характеристикой причинно-следственных связей является
временная последовательность: причина всегда во времени наступает
раньше следствия. Всякий объективный процесс развертывается от причины к следствию.
Для работы с детьми 6-7 лет необходимо обратить их внимание на следующую характерную сторону причинно-следственных связей – одно и то же следствие может иметь несколько причин. Например,гибель растущего цветка может быть вызвана:
• Повышением (понижением) температуры воздуха выше (ниже) той, при которой цветок может существовать;
• Отсутствие необходимых питательных веществ в почве;
• Отсутствие необходимого количества влаги для жизни растений (избыток влаги);
• Тем, что цветок кто-то сорвал и т. д.
Переход от следствия к причине невозможен.
Понимание причинно-следственных связей, умение их выделять в потоке событий, явлений, попытки манипулирования или в мысленном плане позволяют развиваться ребенку в нескольких направлениях.
• Обогащение и становление познавательно
• сферы.
• Умственное развитие – овладение понятиями “причина-следствие“ не возможно без умения анализировать явления, события, сопоставлять их, обобщать, рассуждать, делать элементарные умозаключения; умения планировать свои и чужие действия.
• Развитие психических навыков — памяти, внимания, воображения, различных форм мышления.
Источник