Характеристика периодов речевого развития ребенка

Характеристика периодов речевого развития ребенка thumbnail

Возрастные периоды

Состояние речевых и языковых компонентов

Звукопроизношение

(артикуляция)

Фонематические процессы

Лексический строй речи

Грамматический строй речи

Связная речь

0-1 год

0-2 мес

Период крика

2-6 мес

Гуление

6-12 мес

Лепет, появление первых слов

1-1,5 года

По мере развития нервной системы увеличиваются артикуляционные возможности, и в речи появляются новые звуки – гласные [э], [ы], [и], со-гласные [д], [т], [л], [с]. Однако большинство согласных звуков произно-сятся смягченно, что обусловлено характерным для данного возраста не-сколько повышенным тонусом мышц языка.

Первые слова в фонетическом отношении элементарно просты. Они состоят из одного или двух открытых слогов. В двусложных словах слоги преимущественно одинаковые «ба-ба, ма-ма, би-би», что напоминает повто-рение слогов в лепете. Постепенно ребенок начинает выделять ударный слог, который занимает в большинстве случаев начальную позицию и произносит-ся громче

Появление первых слов, освоение предложений из аморфных слов-корней, появление однословных предложений, словарный запас 22-27 слов.

1,5-2 года

Освоение предложений из двух слов-корней, активный словарь — 87 слов.

Первые слова в фонетическом отношении элементарно просты. Они состоят из одного или двух открытых слогов. В двусложных словах слоги преимущественно одинаковые «ба-ба, ма-ма, би-би», что напоминает повто-рение слогов в лепете. Постепенно ребенок начинает выделять ударный слог, который занимает в большинстве случаев начальную позицию и произносит-ся громче

К двум годам активный словарь ребенка содержит уже около 200 слов. Он в основном предметный (около 100 слов), но включает в себя глаголы (около 50) и небольшое число прилагательных (до 25). Недостаток слов ма-лыш компенсирует жестами, мимикой, интонацией. 

  В возрасте полутора – двух лет в речи ребенка появляются первые грамматические структуры. Период, в течение которого дети пользуются  в своих высказываниях неизменяемыми аморфными словами-корнями  и их комбинациями, принято называть периодом предложений из аморфных слов-корней. Примечательно, что в норме он длится не более 2–3 месяцев. 

2-3 года

Фраза состоит из 25-4 слов, в активном словаре появляются прилагательные и наречия

Первые слова в фонетическом отношении элементарно просты. Они состоят из одного или двух открытых слогов. В двусложных словах слоги преимущественно одинаковые «ба-ба, ма-ма, би-би», что напоминает повто-рение слогов в лепете. Постепенно ребенок начинает выделять ударный слог, который занимает в большинстве случаев начальную позицию и произносит-ся громче

К трем годам в словаре ребенка насчитывается более 1000 слов. В речи присутствуют не только существительные и глаголы, но и прилагательные,

Появляются первые грамматические формыслов в виде употребления ед. ч. и мн. ч. сущ. и их согласования с прилагательными

Активно формируется связная речь – малыш учится отвечать на во-просы, составлять их (начинается период «почемучек») – формируется диа-логическая речь. Начинает развиваться монологическая речь – ребенок может объяснить, что ему нужно, рассказать, что он видел, активно вступает в об-щение со взрослыми, сверстниками. Речь в этом возрасте еще ситуативная, она строится с опорой на наглядность.

3-4 года

происходит дальнейшее развитие артикуляционного ап-парата, улучшается произвольность и координация речевых движений. В ре-чи появляются твердые согласные, шипящие звуки. Слова со стечением со-гласных в основном произносятся правильно, но иногда еще встречаются пропуски согласных в стечениях («котёль» – костер, «танок» – станок). 

Продолжает формироваться фонематический слух. В это время ребе-нок замечает ошибки в произношении других, легко различает близкие по звучанию звукосочетания и слова. Формируется дифференциация звонких и глухих согласных.

Активный словарь ребенка 3–4 лет практически удваивается и включа-ет около 2 тысяч слов. Из них приблизительно 50% составляют существи-тельные, 30% – глаголы, 12% – прилагательные и 6% – наречия. В речи появ-ляются притяжательные прилагательные (кошкин хвост, бабушкины очки), местоимения (мой, твой, наш, ваш), числительные (один, два, три), сложные предлоги (из-за, из-под).  Ребенок начинает активно интересоваться значением слов («Почему кошку назвали кошкой?»). Он осваивает многозначность (ручка, ключик)  и валентность слов (идет – мальчик, кошка, снег, время), проявляет интерес  к играм-рифмовкам (кошка – мошка – сошка – блошка – ложка).

В этом возрасте совершенствуется грамматический строй речи. Ребе-нок начинает использовать в речи сложносочиненные и сложноподчиненные предложения с союзами чтобы, потому что, который, включающие элемен-тарные рассуждения и доказательства

малыш охотно беседует со взрослыми, сверстниками, сам задает вопросы и отвечает на них, может рассказать о недавних событиях собственной жиз-ни. Однако в этом возрасте малыш еще не может без помощи взрослого пере-сказать содержание сказки, текста. Запоминанию сюжетной линии, высказы-ваний героев, закреплению своих впечатлений способствуют многократное прочтение произведения, просмотр фильма. 

4-5 лет

боль-шинство детей уже правильно произносят шипящие и сонорные звуки – [л], [р], [рь]. В редких случаях неустойчивым остается произношение свистящих и шипящих – в сложных и малознакомых словах они могут взаимозаменять-ся. Тем не менее к 5 годам в основном заканчивается формирование правиль-ного звукопроизношения.

Фонематические процессы у детей пятого года жизни совершенству-ются. Дошкольники различают заданный звук в речевом потоке, могут по-добрать на него слово, различают повышение или понижение громкости го-лоса, замедление или ускорение темпа, правильно дифференцируют свистя-щие и шипящие, сонорные звуки. Таким образом, к 5 годам заканчивает свое формирование фонематический слух.

Объем словаря в этом возрасте составляет примерно 3000 слов. К пяти годам дети овладевают лексикой, обозначающей основные тематические ка-тегории, дифференцированно и точно определяют и называют пространст-венные отношения предметов относительно себя.

При нормальном речевом развитии к 5 годам дошкольники усваивают на практике все типы склонения существительных, основные формы согласо-вания слов. Они используют в свободной самостоятельной речи все типы предложений

В этом возрасте происходит постепенный переход от ситуативной  к контекстной речи – речь ребенка перестает нуждаться в наглядной опоре. Дошкольник начинает сочинять истории, фантазировать. Эгоцентрическая, внешняя речь постепенно свертывается и уходит на внутренний план – фор-мируется внутренняя регуляция деятельности.

5-7 лет

дети способ-ны правильно произносить все звуки родного языка и слова различной слого-вой структуры.

Достаточно сформированный фонематический слух позволяет детям выделять слоги или слова с заданным звуком из группы других слов, диффе-ренцировать близкие по звучанию фонемы. В результате целенаправленного обучения основам грамоты они овладевают навыками звукового анализа, учатся определять количество и последовательность звуков в словах. 

Словарь старшего дошкольника достаточно богатый, однако он не все-гда может быстро подобрать нужное для высказывания слово. В этом возрасте дети способны выделять части предметов и называть их, сравнивать их по об-щим и частным признакам. Они хорошо усваивают свойства предметов, начи-нают широко употреблять в экспрессивной речи слова, обозначающие отвле-ченные понятия. У детей формируется интерес к словам с отвлеченными, абст-рактными значениями (любовь, дружба, радость, тревога и т. д.), но понимание их смыслового значения формируется с опорой на жизненный опыт.

Таким образом, к концу дошкольного периода у детей оказываются сформированными основные языковые и речевые средства: нормативное зву-копроизношение, фонематические процессы, словарь, грамматический строй родного языка, связная речь, что является предпосылкой для успешного ус-воения школьной программы. 

Таким образом, к концу дошкольного периода у детей оказываются сформированными основные языковые и речевые средства: нормативное зву-копроизношение, фонематические процессы, словарь, грамматический строй родного языка, связная речь, что является предпосылкой для успешного ус-воения школьной программы. 

7-11 лет

Ребенок осваивает знаково-графическую систему языка (алфавит), учится писать и читать. У него формируются и автоматизируются механизмы письменной речи, совершенствуются ее технические навыки (способ, пра-вильность и скорость чтения, чистописание, скорость письма и др.). Одно-временно словарь младшего школьника обогащается лексикой из областей знаний, изучаемых учебных дисциплин (русский язык, чтение, математика, окружающий мир и т. д.). Ребенок начинает понимать фразеологизмы, ус-ложняется морфосинтаксическая структура его речи, совершенствуется связ-ная монологическая речь

11-15 лет

формирование научного подхода к языку. Школьники знакомятся с теоретическими основами языкознания, сознатель-но усваивают языковые правила (орфографические, синтаксические, орфо-эпические), осваивают лингвистическую терминологию. Таким образом, раз-вивается осмысленное отношение к языку. Характерной психологической особенностью средних школьников является стремление к коммуникации.  У детей увеличивается потребность в общении со сверстниками, что приво-дит к формированию особой подростковой субкультуры. В соответствии  с ситуациями межличностного общения они осваивают специфическую мо-лодежную стилистику устной и письменной речи, что приводит к качествен-ному скачку в развитии связной диалогической речи.

15-17 лет

Обогащение словаря продолжается за счет изу-чения учебных дисциплин, а также благодаря расширению кругозора стар-ших школьников.

ученики старших классов осваивают стилистику связной письменной моно-логической речи – учатся составлять разные по стилю и назначению текст (изложения, сочинения, эссе, рецензии, резюме и т. д.). У них развивается монологическая и диалогическая речь. Школьники составляют разнообраз-ные сообщения, доклады, участвуют в обсуждении проблем, формулируют рассуждения, доказательства.

Источник

В современной логопедии под термином «онтогенез развития речи» понимают закономерности овладения всеми ее компонентами, особенности формирования языковой системы у человека. Начало – это появление первых слов, но некоторые специалисты включают и проявление речевых реакций (гуление, лепет). Понимать эти особенности важно для составления коррекционной логопедической работы и выявления дизонтогенеза у ребенка.

Существует несколько классификаций, предложенных известными логопедами и лингвистами. Самая популярная периодизация была составлена А. Н. Гвоздевым, который подробно описал усвоение ребенком частей речи. Также часто ссылаются на закономерности, выявленные А. Н. Леонтьевым. На основе знаний о нормальном речевом онтогенезе, логопеды могут определить его нарушение у детей.

Периодизация по А. Н. Леонтьеву

Периоды речевого онтогенеза по А. А. Леонтьеву

А. Н. Леонтьев выделил 4 основных этапа развития речи в онтогенезе, которые начинаются с рождения и охватывают школьные годы. Их краткое описание представлено ниже.

Подготовительный этап

В промежуток времени с рождения до года создаются предпосылки для овладения компонентами языковой системы. Первые голосовые реакции – крик и плач, способствующие развитию дыхательного, голосового и артикуляционного отделов.

В возрасте нескольких недель малыш начинает прислушиваться к голосам окружающих людей и реагировать на них. К концу 1-го месяца он уже успокаивается, когда слышит колыбельную. В первые месяцы появляется комплекс оживления: это улыбка, двигательные движения конечностями на появление родных. Появляется реакция на интонацию взрослого.

В 2 месяца появляется гуление, а к 3-4-м месяцам начинается стадия лепета. С 5 месяцев ребенок пытается повторять артикуляцию за взрослыми. С 6 месяцев в речи появляются слоги. Подражая, малыш осваивает все основные элементы просодической стороны речи.

В период с 6 месяцев до года ребенок различает определенные звуковые сочетание и сопоставляет их с предметами или действиями. Постепенно малыш повторяет за окружающими все более сложные сочетания звуков. Конец периода отмечается появлением первых слов и активизацией коммуникативной функции речи. Родителям в это время очень важно создать благоприятные условия для усвоения ребенком языковой системы.

Этап развития до трех лет

Преддошкольный этап речевого онтогенеза

В период от года до трех дети обращают особое внимание на артикуляцию окружающих. Ребенок повторяет за взрослыми, пытается произносить все более сложные слова. В его речи возникают смешения фонем, замены, искажение из-за несформированных в силу возраста правильных артикуляционных укладов.

С года до 1,5 лет детская речь носит ситуационный (контекстный) характер. Понять, что хочет ребенок, получается лишь с учетом ситуации. Малыш активно использует невербальные средства общения. Начиная с 1,5 лет речь приобретает более обобщающую направленность. Он начинает понимать инструкции взрослых. С 2-х до 3-х происходит активное накопление словарного запаса.

К началу 3-го года жизни осваиваются простые грамматические категории. Возникает переход от односложных высказываний к простым фразам с нарушенными нормами согласования. Постепенно ребенок осваивает навык грамматической связи слов в предложении. К двум годам им практически полностью усвоена категория единственного и множественного числа; появляются падежные окончания. Понимание речи опережает произносительные возможности ребенка.

Период дошкольного развития

У многих детей звукопроизношение искажено, потому что органы артикуляции еще не готовы к сложным укладам. Совершенствуется навык самоконтроля за своей речью и окружающих; формируются фонетико-фонематические процессы.

Дошкольницы

Словарный запас продолжает расти, к 4-6 годам дети используют примерно 3 000–4 000 слов. Происходит уточнение значения слов, но иногда их употребляют в несоответствии со значением. В 4-5 лет возникает явление словотворчества, во время которого происходит формирование языкового чутья.

Развивается грамматический строй и связная речь. Предложения усложняются, становятся более распространенными. В 4 года в детской речи преобладают сложные конструкции предложений. В возрасте 5 лет предложения составляются с учетом грамматической связи слов. Детские ответы похожи на короткий рассказ. Начинается овладение монологической формой речи, дошкольник может пересказывать короткие сказки без помощи взрослых.

К концу дошкольного периода оказываются полностью сформированными правильное звукопроизношение, фонетико-фонематические процессы и контекстная речь.

Школьный период

Его продолжительность с 7 до 17 лет. Отличительная особенность – сознательное усвоение речи. Происходит овладение навыком звукового анализа, усвоение грамматических правил родного языка. Главная роль отводится письменной речи. Ребенок учится сознательно использовать приобретенные речевые навыки.

Закономерности нормального речевого развития по А. Н. Гвоздеву

В основе предложенной схемы – особенности появления у детей частей речи и грамматических категорий. А. Н. Гвоздев выделяет два этапа:

  • использование аморфных слов;
  • овладение грамматическими категориями.

Логопеды при построении коррекционной работы опираются на данные закономерности онтогенетического развития речи.

Аморфные слова-корни

А. Н. Гвоздев начинает рассматривать усвоение родной языковой системы с года и 8 мес., когда у малыша уже есть первые слова. Данный этап делится на два подпериода, в каждом из которых имеются свои особенности.

  • Однословный – малыш использует только отдельные слова, которые выступают в качестве предложений. Некоторые из них служат для выражения его желаний, ощущений. В это время он активно использует мимику и жесты. Первые слова не имеют четкой грамматической формы: он использует их в одном звуковом образе в разном контексте («би» − автомобиль, едем и т. д.).

Большую часть составляют имена существительные, звукоподражательные комплексы и лепет. Всего в словаре ребенка в этот период около 29 подобных аморфных слов. Он четко произносит гласные, губно-губные, переднеязычные, заднеязычные, СЬ, ЛЬ. Слоговая структура состоит из одного ударного слога или двух одинаковых.

  • Второй подпериод характеризуется объединением слов в одну фразу, но она аграмматична. Появляются несклоняемые существительные и глаголы в форме повелительного наклонения («пей», «дай» и т. д.). Слоговая структура усложняется: малыш усваивает произношение двусложных слов. Появляется Хь, Ц, Й, иногда он может опустить звук в начале или конце слова. Также малыш осваивает произношение стечения согласных, которые появляются в середине некоторых слов.

Период предложений из аморфных слов-корней

В этот возрастной период формируются предпосылки для успешного овладения ребенком составляющих языковой системы. Он начинает употреблять самые простые формы частей речи и звуки с несложными артикуляционными укладами.

Усвоение грамматической структуры предложения

Этот большой период начинается с 1 г. 8 мес. и длится до 6 лет. Ребенок усваивает все грамматические навыки; слоговая структура и звукопроизношения к 5-6 годам оказываются полностью сформированными. Дети активно занимаются словотворчеством. Данное явление обусловлено попытками овладеть нормами родного языка, не зная грамматических правил.

Первый период

Первые формы слов (1 г. 8 мес. – 2 г.). Малыш соединяет 3-4 слова в предложение. Он овладевает навыком согласования существительного в именительном падеже с глаголом, появляются начальные признаки прилагательного подчинения. Сама фразовая речь характеризуется аграмматичностью.

Начинает склонять слова по падежам (именительный, винительный, предложный); добавляет уменьшительно-ласкательные суффиксы; появляются новые наклонения глаголов; часто опускает приставки.

В этот период появляются первые прилагательные, но ребенок их использует без согласования с существительным. Появляются наречия, местоимения (о себе говорит в 3-м лице); частицы. В трехсложных словах ребенок опускает предударный слог, а в четырехсложных слоговая структура чаще всего сохраняется.

Появляются артикуляционные уклады Н, Т, Д. Большая часть стечений согласных замещается одной фонемой.

Усвоение грамматической структуры предложения по А. Н. Гвоздеву

Второй период

С 2-х лет до 2 г. 6 мес. происходит усвоение окончаний, в состав предложений добавляются союзы. Из распространенных ошибок – замена окончаний и их употребление в рамках одного значения. Появляются суффиксы, дательный, творительный падежи. Начинает склонять глаголы по лицам, временам, но может смешивать род.

Увеличивается количество прилагательных, но при их использовании ребенок нарушает нормы согласования. Форму множественного числа использует только в именительном падеже. Происходит усвоение личных местоимений; наречий, которые используют для сравнения. Появляется больше предлогов и сложных союзов.

В сложных словах чаще всего встречается опускание предударных слогов и приставок. Ребенок часто смешивает в речи схожие фонемы. Стечение согласных остается неусвоенным, но некоторые группы он произносит правильно.

Третий период

От 2,6 мес. до 3-х лет малыш усваивает служебные части речи. Структура предложения усложняется, появляется навык подчинения слов. Но ребенком еще не освоена категория рода. Практически освоены все основные падежные окончания, но в них чаще встречается влияние О. Усваиваются суффиксы, обозначающие увеличение.

Ребенок свободно пользуется всеми формами возвратных глаголов, приставок. Но иногда он их может смешивать. Начинает применять навыки согласования при построении предложений. Появляются формы кратких причастий. Ребенок путает притяжательные местоимения. Верно употребляет предлоги и большую часть союзов.

Редко встречается искажение слоговой структуры, чаще всего в незнакомых словах. Формируются артикуляционные уклады шипящих звуков; усваивается произношение стечения согласных.

Четвертый период

Овладение грамматическими категориями

В 3-4 года в детской речи все реже встречаются аграмматичные предложения. Ребенок активно занимается словотворчеством. Окончание -ОВ продолжает влиять на склонение. Возникают затруднения в согласовании прилагательных среднего рода. Появляется сравнительная степень у прилагательных и наречий, частица БЫ. Произносительная сторона сформирована полностью.

Пятый период

Период от 4-х до 6-ти лет характеризуется усвоением практически всех грамматических форм частей речи. Ребенок испытывает затруднения в составлении предложений со словом «который».

Границы всех перечисленных этапов – примерные, все зависит от индивидуальных особенностей ребенка, от условий речевой среды, в которой он растет. Благодаря знанию этапов онтогенетического развития речи можно определить, как идет процесс усвоения компонентов языка. Учитывая онтогенетические, психические особенности, логопеды составляют коррекционную работу.

Источник