Группа развития особый ребенок создается для детей с овз в возрасте

Марина Воронкина
Организация работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья в группе кратковременного пребывания «Особый ребенок»

Распространение в России процесса интеграции детей с ограниченными возможностями психического или физического здоровья в образовательные организации является не только отражением времени, но и представляет собой реализацию прав детей на образование. Инклюзивное образование рассматривается как путь и как одно из возможных средств более успешной социализации и интеграции в обществе лиц с ограниченными возможностями здоровья. Это относительно новая форма обучения, в которой реализуется принцип «научения жить вместе», построенный на гуманистических началах педагогики и психологии.

Одной из важных проблем образования сегодня является развитие новых подходов к образованию лиц с особыми потребностями. Таким подходом может стать развитие инклюзивной модели образования, которая обеспечит возможность получения качественного образования детям с разными возможностями.

Термин «инклюзия» в переводе с английского языка означает «включенность». Инклюзивное образование дает возможность детям с ограниченными возможностями здоровья в полном объеме участвовать в жизни коллектива дошкольной организаций.

ФГОС дошкольного образования направлен на решение задач по охране и укреплению физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия; обеспечение равных возможностей для полноценного развития каждого ребёнка в период дошкольного детства, в том числе и детей с ОВЗ и создание благоприятных условий для развития детей, учитывая совокупность особенностей каждого ребёнка и уважение к личности ребёнка.

При реализации стандарта обязательно учитываются индивидуальные потребности ребёнка, связанные с его жизненной ситуацией и состоянием здоровья, определяющие особые условия получения им образования и особые образовательные потребности, индивидуальные потребности отдельных категорий детей, в том числе с ОВЗ.

С каждым годом в нашем муниципалитете увеличивается количество детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья. Таким детям и их родителям необходима не только помощь со стороны различных специалистов, но и общение дошкольников со своими сверстниками, расширение их небогатого социального опыта. Помимо забот по уходу за ребенком и его лечению, которые отнимают много сил и времени, родители ребенка с ОВЗ сталкиваются еще с одной серьезной проблемой – невозможностью определить своего малыша в детский сад на полный день из-за особенностей заболевания ребенка.

Решением данной проблемы на территории Шебекинского района стало открытие на базе МАДОУ «Центр развития ребенка – детксий сад № 2 г. Шебекино» группы кратковременного пребывания «Особый ребенок». Данную группу посещает 6 человек в возрасте от 3 до 7 лет имеющие сочетание двух или более недостатков в физическом и (или) психическом развитии. Зачисление в группу осуществляется по решению территориальной психолого-медико-педагогической комиссии на срок от 3 месяцев до 3 лет. Режим работы группы «Особый ребенок» составляет три дня в неделю по 2 часа. К работе в данной группе привлечены воспитатели, учителя-логопеды, педагог-психолог детского сада, прошедшие профессиональную переподготовку по работе с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья.

Дошкольную группу посещают дети, проживающие в г. Шебекино и Шебекинском районе, у которых имеется тяжелое нарушение речи (либо полное ее отсутствие, отсутствие навыков общения, самообслуживания, совместной коллективной деятельности и другие физические заболевания, не позволяющие находится ребенку в детском саду в течение полного дня.

У детей с ограниченными возможностями здоровья по сравнению с нормально развивающимися сверстниками запаздывает формирование основных психических функций, в том числе и навыков общения. Часто «особому ребенку» бывает трудно установить эмоциональный контакт даже с близкими и родными людьми, а тем более с другими детьми и взрослыми. Отсутствие навыков общения и несформированность механизмов саморегуляции затрудняет внедрение ребенка с ОВЗ в детскую группу. Но если нормально развивающийся ребенок самостоятельно овладевает навыками общения и взаимодействия, то у «особого ребенка» эти навыки могут сформироваться только в результате специальной работы.

Работа с «особым ребенком» начинается с индивидуальных занятий с воспитателем (учителем-логопедом) или психологом, а затем осуществляется постепенное внедрение нового ребенка в небольшую подгруппу из двух или трех детей.

Чтобы дать ребенку первые, хотя бы самые элементарные навыки общения, педагогами используются игры с движениями в кругу, которые напоминают упражнения по логоритмике. Даже если ребенок сразу не включается в игру и не выполняет движения, то он находится вместе или рядом с другими детьми, имеет возможность привыкнуть, освоиться в новой, непривычной для него обстановке, понаблюдать за действиями детей и взрослых. Иногда требуется значительное время, чтобы ребенок начал включаться в общую игру и выполнять по подражанию определенные движения и действия. Игры с движениями в кругу помогают формировать у «особых детей» мотивацию к участию в групповых занятиях и общению с другими детьми.

Для осуществления деятельности по коррекции нарушений речевого и психического развития в группе с данными детьми работают двое взрослых: воспитатель или учитель-логопед и педагог-психолог. Они помогают детям осваивать общие правила, оказывают физическую помощь отдельным детям при выполнении движений: помогают удерживать определенную позу детьми (если у ребенка имеются нарушения в данном направлении развития, помогают ребенку удерживать предмет, который используется в игре, выполняют руками ребенка необходимые движения до тех пор, пока ребенок сам не начнет действовать, повторяя движения за ведущим.

Читайте также:  Личностные проблемы в развитии ребенка

В период адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья к условиям группы кратковременного пребывания в качестве помощников привлекаются родители. Они принимают активное участие в проведении занятий как индивидуальных, так и подгрупповых, являются основными помощниками для своих детей в период освоения новых видов детской деятельности.

Помимо решения основной проблемы, связанной с социализацией ребенка с ограниченными возможностями здоровья, в группе кратковременного пребывания решаются и другие задачи. У детей в связи с особенностями их физического и психического развития практически не развита крупная моторика и координация движений. Данные дети часто не понимают инструкцию взрослого, а потому и не выполняют предлагаемые им задания. Игры с движениями, организованные педагогами в кругу, помогают решить задачу развития общей моторики «особых детей», а также развития слухового восприятия и понимания обращенной речи.

Многие виды движений, которые с легкостью выполняют их сверстники, не доступны для выполнения детьми с ОВЗ. Особому ребенку трудно успеть за общим темпом выполнения движений, трудно переключиться с одного движения на другое, хотя ритмические действия привлекают детей, нравятся им. Поэтому педагоги стараются значительно снижать темп выполнения движений, повторять одну и ту же команду по несколько раз, чтобы дать детям возможность понять указание взрослого и выполнить то или иное движение, используют в играх и упражнениях самые простые движения и действия: сделать хлопки по коленкам, поднять руки вверх, опустить руки вниз, развести в стороны, присесть-встать, протянуть руки вперед и т. п., разные виды ходьбы, бег.

Мелкая моторика у детей с ОВЗ не развита или развита очень слабо, движения рук и пальцев нескоординированы. Поэтому на занятиях вводятся элементы массажа рук и пальчиковой гимнастики, которые дети делают при помощи родителей, педагогов или пытаются выполнить самостоятельно. Здесь, также как и в играх с движениями, используется замедление темпа выполнения и многократное повторение самых простых движений.

Развитию мелкой моторики, ручной умелости, а также развитию восприятия, внимания, мышления, памяти «особых детей» способствуют игры и пособия М. Монтессори. Поскольку дети с ограниченными возможностями здоровья имеют серьезные речевые нарушения, то более всего для работы с этими детьми подходят пособия для сенсорного развития и упражнений в практической жизни (пересыпание, перекладывание, переливание, закручивание – откручивание крышек и т. п.).

Каждому дошкольнику, особенно детям, имеющие ограниченные возможности здоровья, нравятся физкультурные и музыкальные занятия, которые проходят в физкультурном и музыкальном залах под руководством инструктора по физической культуре и музыкальных руководителей. Дети с удовольствием играют с мячами разных размеров (пытаются бросать их в кольцо или в мишень, прокатывают их в ворота, «играют в футбол», учатся бросать и ловить мяч руками, забивают клюшкой шайбу в ворота, ходят по дорожкам. На музыкальных занятиях наибольший эмоциональный отклик у ребят вызывают движения под музыку и игра на детских музыкальных инструментах.

Помимо развивающих занятий в детском саду для воспитанников группы «Особый ребенок» организуются посещения репетиций и музыкальных занятий в группах общеразвивающей направленности, чтобы дети могли понаблюдать за тем, как танцуют и поют их сверстники, проводятся совместные музыкальные развлечения и праздники. На праздниках Новогодней елки воспитанники группы «Особый ребенок» вместе с родителями и детьми детского сада водят хороводы вокруг нарядной елки, играют на детских музыкальных инструментах, танцуют под музыку, играют в подвижные игры. Во время «Недели психологии» воспитанники группы кратковременного пребывания участвуют в акции «Сказка в подарок»: они посмотрят сказки, которые им показывают воспитанники подготовительной к школе группы. В конце таких развлечений дети все вместе танцуют и поют песни. Подобные мероприятия очень нравятся детям с ОВЗ, дарят им много положительных эмоций.

Положительным моментом в деятельности группы кратковременного пребывания является то, что родители «особых детей» имеют возможность получать квалифицированную помощь специалистов. Советы и рекомендации педагогов по взаимодействию с ребенком в домашних условиях очень помогают в организации воспитательного процесса дома, поскольку большинство этих родителей не имеют специального образования и, конечно, не были готовы к появлению в их семье ребенка с проблемами.

Пока дети находятся на занятии, родители, ожидая их, имеют возможность поучаствовать в тренингах, получить консультацию и обсудить со специалистом проблемы, касающиеся воспитания и обслуживания своих «особых детей». Это общение позволяет родителям ощутить, что они не одиноки, что есть и другие семьи со сходными проблемами.

Включение детей с особыми образовательными потребностями в образовательный процесс дошкольной организации изменяет, прежде всего, установки взрослых на детей – у всех детей есть особенности, особые образовательные потребности не только у «особых». Посещая группу кратковременного пребывания, дети с ограниченными возможностями здоровья приобретают элементарные навыки общения, делают первые маленькие шаги на пути социализации. Ведь жить им предстоит в социальном мире, в человеческом обществе. Большая победа, если этот первый опыт оказывается удачным, и ребенок получает возможность развивать наравне со своими сверстниками.

Читайте также:  Развитие ребенка на первом месяце после рождения

Список литературы:

1. Безделева М. Ю. «Организация преемственности дошкольного и школьного инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья».

2. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования.

Источник

Надежда Павленко
Особый ребенок в детском саду

Особый ребенок в детском саду

Слайд 2

«Нет необучаемых детей, нужно просто

уметь любить их такими, какие они есть»

Слайд3

Количество детей c врожденной патологией, к сожалению, с каждым годом увеличивается. Как отмечает статистика, за последние пять лет численность детей с ОВЗ в Росси выросло почти на 10%.

На представленных диаграммах вы видите, что

• 74% новорожденных рождаются физиологически незрелыми, с проблемами здоровья.

• До 86% имеют неврологическую патологию (перинатальное поражение центральной нервной системы).

• 30% детей с генетическими нарушениями

• Каждый 65 новорожденный – ребёнок с расстройствами аутистического спектра (РАС)

• И всего лишь 10% детей дошкольного возраста можно считать абсолютно здоровыми.

Слайд 4

Хотелось бы сегодня поговорить о том, как правильно организовать воспитательно-образовательный процесс в доу, где в состав воспитанников входят дети с особыми образовательными потребностями. Каждое образовательное учреждение строит свою деятельность на основе нормативно-правовой базы.

Нормативно-правовую базу в области образования детей с ограниченными возможностями здоровья в Российской Федерации составляют документы нескольких уровней:

• международные – это Всеобщая декларация прав человека, Конвенция о правах инвалидов;

• федеральные (Конституция, законы, кодексы.);

• правительственные (постановления, распоряжения);

• ведомственные (Министерства образования);

• региональные (правительственные и ведомственные).

Слайд 5

Термин «дети с ОВЗ в детских садах» появился сравнительно недавно. Это правовое понятие ввёл принятый в 2012 году и вступивший в силу 1 сентября 2013 года закон «Об образовании в Российской Федерации».

И перед нами, педагогами возник ряд вопросов:

• Кого этот закон относит к детям с ограниченными возможностями здоровья?

• Как строить работу с детьми с ОВЗ в ДОУ? Попробуем разобраться

Слайд 6

Итак, (ФЗ № 273 ст. 2 п. 16) Федеральный закон определяет детей с ограниченными возможностями здоровья как физических лиц, имеющих недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтверждённые заключением психолого-медико-педагогической комиссии и препятствующие получению образования без создания специальных условий.

Хочу дать небольшое пояснение: есть категория воспитанников, имеющих только

• физические недостатки (например, врожденный порок сердца, нейросенсорная тугоухость, слабовидящие дети и т. д.). и

• категория имеющих только психологические недостатки (ранний детский аутизм, ЗПРР, умственная отсталость и т. д.)

• Но есть дети с со сложной структурой нарушений, и психическими и физическими недостатки. (например синдром дауна+ ДЦП+ …и т. д.)

• Сложный дефект это не просто сочетание нескольких дефектов развития. Соединение этих отклонений дает новое качество, особую структуру, которая явно его отличает от каждой аномалии развития.

Слайд 7

Рассмотрим категории детей с ОВЗ:

Любой инвалид подтверждает свой статус справкой установленной формы. Справка имеет единый образец. Хочется обратить внимание, на то, что ребенку может быть установлена инвалидность на разный срок: на 1 год, 2 года или достижения им возраста 18 лет. Конкретный срок указывается в справке и зависит от многих причин медицинского характера. дети – имеющие справку такого образца, являются детьми-инвалиды,

Слайд 8

Следующая категория детей – это дети с диагнозом, но без инвалидности Это:

— дети с нарушением слуха (глухие, слабослышащие, позднооглохшие);

— дети с нарушением зрения (слепые, слабовидящие);

— дети с нарушением речи;

— дети с нарушением интеллекта;

— дети с нарушением опорно-двигательного аппарата (ДЦП);

— дети с задержкой психического развития;

— дети с нарушением эмоционально-волевой сферы и поведения;

— дети с комплексными нарушениями психофизического развития, и как отмечалось выше, с так называемыми сложными дефектами (слепоглухонемые, глухие или слепые дети с умственной отсталостью).

Слайд 9

Ребенку присваивают статус ОВЗ, на основании комплексного обследования республиканской или городской психолого-медико-педагогической комиссией (ПМПК) Комиссия устанавливает, что:

• у ребенка недостатки в физическом или психологическом развитии;

ребенку необходимо создать специальные условия получения образования. Но при этом дети с ОВЗ не являются инвалидами.

Получение заключения ПМПК – важнейший этап в подтверждении статуса ребёнка с ОВЗ.

Слайд 10

Действующее в настоящее время законодательство позволяет нам организовать обучение и воспитание детей с особыми образовательными потребностями в обычных дошкольных учреждениях, но к сожалению не все дошкольные учреждения готовы к таким переменам, и перед нами возникает вопрос: каким образом организовать обучение детей с ограниченными возможностями в дошкольных организациях?

Слайд 11

В рамках организации целостной системы комплексного сопровождения воспитанников, имеющих нарушения в развитии, в каждом ДОУ должен быть создан психолого – медико педагогический консилиум.

Вся деятельность которого регламентируется утвержденным Положением о психолого-медико-педагогическом консилиуме дошкольного образовательного учреждения.

ПМПк ДОУ создаётся с целью:

• организации помощи детям с ограниченными возможностями здоровья и (или) отклонениями в поведении,

Читайте также:  Умница развитие ребенка с пеленок

• проведения их комплексного обследования и

• подготовки рекомендаций по оказанию детям психолого-медико-педагогической помощи.

Как правило, в состав ПМПк входят: специалисты и педагоги доу, медицинские работники.

Слайд 12

На представленной моделе психолого-педагогического сопровождения ребенка с ОВЗ, показаны все направления коррекционно-развивающей работы:

Психологическое, педагогическое и логопедическое

• Психологическое обследование подразумевает получение сведений о личности ребенка, об уровне развития и поведения.

Слайд 13

Под руководством психологов в дошкольном учреждении разрабатывается индивидуальная карты развития ребенка. Составлению карты предшествует изучение ребенка.

План изучения традиционно включает такие мероприятия, как:

— беседа с родителями;

— изучение медицинской карты ребенка;

— обследование физического развития;

— обследование психического развития: характеристика детских видов деятельности и познавательных психических процессов (в том числе и речи);

Слайд 14

• Педагогическое обследование проводится педагогами, для того, чтобы определить уровень овладения ребенком учебными навыками и степень освоения учебного материала в соответствии с программой образовательного учреждения, в котором он находится.

Если в дошкольное образовательное учреждение поступают дети с выраженными отклонениями, их обследованием занимаются специалисты: педагог-психолог и учитель-логопед, а воспитатель, в свою очередь знакомится с полученными специалистами данными. Но Если отклонения не ярко выражены, то главной фигурой в процессе обследования ребенка является воспитатель.

Слайд 15

• Оценка речевого развития детей т. е. логопедическое обследование т. е. является показателем того или иного отклонения в общей картине психилогоческого состояния ребёнка.

Слайд 16

Давайте разберем система организации коррекционно-педагогической деятельности в ДОУ:

• Первичная встреча с семьёй, сбор информации о развитии ребёнка и выявление образовательного запроса

• Заявление, о согласии прохождения ПМПк от родителей (законных представителей).

• Заключение договора между ДОУ и родителями (законными представителями)

• Разработка и реализация индивидуального маршрута на основе заключения республиканского, городского ПМПК и заключение консилиума ДОУ.

• Создание условий в развивающей среде для ребёнка с ОВЗ во время его пребывания в ДОУ

• составление расписания НОД для детей с ОВЗ.

• Консультирование родителей

Немного поясню, если в вашей группе есть ребенок с ОВЗ то при проведении вами основных видов НОД таких как: математическое развитие, речевое развитие, ознакомление с окружающим миром – с ним коррекционно-педагогическую работу проводят специалисты ДОУ (логопед, психолог). Все остальные режимные моменты ребенок осваивает совместно со сверстниками

Слайд 17

Понятие индивидуальный образовательный маршрут для вас – это новое. Так вот, Индивидуально-образовательный маршрут — это движение в образовательном пространстве, которое создано для ребёнка при осуществлении образовательного и психолого-педагогического сопровождения специалистами различного профиля такими как: логопеда, психолога, музыкального руководителя, руководителя по физической культуре, с целью реализации индивидуальных особенностей развития.

Слайд 18

Для того чтобы правильно организовать взаимодействие педагога с особым ребенком необходимо знать основы их коррекционного воспитания и обучения.

В процессе пребывания ребенка с особыми образовательными потребностями в дошкольном образовательном учреждении работникам необходимо соблюдать следующие правила:

— Включать в НОД всех детей группы (с учетом расписания и с учетов видов деятельности)

— При оценке динамики продвижения ребенка с ограниченными возможностями здоровья не сравнивать его с другими детьми.

— Создавать для ребенка атмосферу доброжелательности, психологической безопасности.

— Стремиться к безоценочному принятию ребенка, пониманию его ситуации.

— Корректно и гуманно оценивать динамику уровня его развития.

Слайд 19

Воспитатели должны понимать, что для детей с ОВЗ период адаптации в группе нормально развивающихся сверстников особенно сложен, поскольку многие из этих детей привыкли:

• к ежеминутной опеке родителей,

• они не имеют опыта установления социальных контактов,

• кроме того, детские виды деятельности (сюжетно-ролевые, строительные игры, конструирование, рисование и др.) развиты у них на более низком уровне, чем у сверстников.

Слайд 20

И в заключении, несколько рекомендаций:

Большой проблемой является наличие внешних особенностей детей с ОВЗ (синдром Дауна, обильное слюнотечение, большая голова, неправильное положение конечностей и др., а также специальные технические средства: очки, слуховой аппарат). Поэтому рекомендуем уделить достаточное внимание подготовке детей группы к тому, что в нее поступит ребенок с особенностями. Следует проводить предварительные беседы.

К тому времени, когда ребенок с ОВЗ начнет посещать группу в течение полного дня, педагог должен знать и уметь использовать способы нейтрализации его негативного поведения. Иметь представление о приоритетных видах его детской деятельности.

Постоянно консультироваться со специалистами по вопросам организации воспитательно-образовательного процесса

Педагогический прогноз строить на основе педагогического оптимизма, стремясь в каждом ребенке найти положительные стороны его личности и развития, на которые можно опереться при педагогической работе.

Но самое главное условие – это Соблюдение профессиональной этики медицинского и педагогического персонала учреждения.

Слайд 21

Доступным для детей с ОВЗ любое дошкольное образовательное учреждение делают педагоги, способные реализовать особые образовательные потребности детей данной категории. Это создание атмосферы, в которой особый ребенок перестанет ощущать себя не таким, как все. Это место, где ребенок должен обрести право на обычное детство.

Источник