Григорьева бернадская блинникова солнцева развитие восприятия у ребенка
Разрешенные действия: Действие ‘Прочитать’ будет доступно, если вы выполните вход в систему или будете работать с сайтом на компьютере в другой сети Действие ‘Загрузить’ будет доступно, если вы выполните вход в систему или будете работать с сайтом на компьютере в другой сети Группа: Сеть: Интернет |
Права на использование объекта хранения
Оглавление
- Развитие восприятия у ребенка
- Предисловие
- Введение
- Глава 1. Современное состояние проблемы развития зрительного восприятия при сенсорных нарушениях
- 1.1. Зрительное восприятие как сложная функциональная система
- 1.2. Формирование системы зрительного восприятия в онтогенезе при нормальном и нарушенном зрении
- 1.3. Различимость признаков изображений при нарушениях зрения
- 1.4. Особенности формирования и опознания зрительных образов в норме и при нарушениях зрения
- 1.5. Компенсация нарушений зрительного восприятия у детей с низким зрением
- Глава 2. Предварительные диагностические исследования состояния зрительного восприятия
- 2.1. Зрительное опознание изображений с усиленными признаками
- 2.2. Зрительное опознание объемных и плоскостных объектов и их соотнесение
- 2.3. Прослеживание и зрительно-моторные координации
- 2.4. Пространственная ориентировка в схематическом рисунке и зрительно-моторные координации
- 2.5. Способность восстанавливать пространственную структуру целого предметного изображения, разделенного на части, по образцу
- 2.6. Зрительная кратковременная память (ЗКП) и наглядно-образное мышление
- 2.7. Рекомендации и противопоказания для зрительного перцептивного обучения разных категорий детей
- Глава 3. Развитие зрительного внимания
- 3.1. Виды и качества внимания
- 3.2. Методики исследования и развития внимания
- 3.2.1. Активизация внимания
- 3.2.2. Развитие внимания в процессе зрительного поиска
- 3.2.3. Исследование и формирование качества распределения зрительного внимания
- 3.2.4. Определение объема зрительного внимания
- Глава 4. Формирование сенсорных эталонов
- 4.1. Формирование системы эталонов светлот
- 4.2. Формирование системы эталонов цвета
- 4.3. Формирование системы эталонов размера
- 4.4. Формирование системы эталонов ориентации
- 4.5. Формирование системы эталонов формы
- Глава 5. Формирование перцептивных действий в процессе предметно-практической деятельности
- 5.1. Построение символических изображений в процессе работы с мозаикой
- 5.1.1. Ознакомление ребенка с элементами мозаики
- 5.1.2. Закрепление знаний основных элементов мозаики, развитие внимания ребенка к форме и ориентации элементов мозаики
- 5.1.3. Обучение выделению единого признака, по которому сгруппированы фигуры
- 5.1.4. Обучение ребенка анализировать изображение и составлять из элементов мозаики простые изображения по образцу
- 5.1.5. Обучение ребенка находить закономерность расположения элементов мозаики на игровом поле и недостающий элемент
- 5.1.6. Обучение анализу и синтезу простых и сложных по структуре и числу элементов изображений
- 5.1.7. Обучение ребенка анализировать и собирать по образцу несколько изображений средней степени сложности на одном игровом поле. Развитие зрительного внимания и зрительной памяти
- 5.1.8. Обучение опознанию неполного изображения и воссозданию его до целого
- 5.1.9. Обучение ребенка достраивать симметричное изображение до целого, используя в качестве образца собранную часть изображения
- 5.1.10. Формирование навыков сравнения сложных изображений, развитие зрительного внимания и зрительной памяти
- 5.1.11. Обучение ребенка собирать изображение по словесной инструкции
- 5.1.12. Обучение ребенка выделять изображение в замаскированном перцептивном поле
- 5.1. Построение символических изображений в процессе работы с мозаикой
- Глава 6. Формирование восприятия пространства и навыков ориентирования
- 6.1. Развитие восприятия удаленности
- 6.1.1. Тренировка глазных мышц в определении удаленности при установленной точке фиксации
- 6.1.2. Тренировка механизмов восприятия глубины и удаленности через описание изображений, моделирование и рисование
- 6.1.3. Обучение детей использовать светотеневые соотношения для восприятия объема предмета
- 6.2. Формирование зрительного восприятия пространственных отношений, направлений и расстояний между объектами
- 6.2.1. Формирование понимания и восприятия топологических отношений окружающей среды. Усвоение ребенком таких понятий, как рядом, напротив, отдельно, вместе, между, близко, далеко, около, с краю и т.д.
- 6.2.2. Формирование понимания и восприятия проективных признаков удаленности. Усвоение детьми понятий «слева», «справа», «впереди», «сзади»
- 6.2.3. Формирование понимания и умений использовать метрические отношения окружающей среды, а также умений точно оценивать расположение объектов
- 6.3. Развитие зрительной пространственной ориентировки
- 6.3.1. Тренировка пространственного поиска и ориентирования. Задачи-лабиринты
- 6.3.2. Развитие умения использовать ориентиры в задачах поиска; формирование умения последовательного ориентирования от пункта к пункту; тренировка использования правил обратимости пути
- 6.3.3. Развитие навыков составления целостного образа пространственной задачи перед ее решением; формирование умения использовать правило самого короткого пути; формирование умения использовать предварительную вербальную установку к ориентированию
- 6.1. Развитие восприятия удаленности
- Заключение
- Литература
- Словарь специальных терминов
- Приложение I
- Приложение II
Статистика использования документа
Источник
Вход
Меню
Каталог
Развитие восприятия у ребенка. Пособие для коррекционных занятий с детьми с ослабленным зрением в семье, детском саду, начальной школе
Автор:
Григорьева Л. П., Солнцева О. Г., Блинникова И. В., Бернадская М. Э.
Григорьева Л. П.
Солнцева О. Г.
Блинникова И. В.
Бернадская М. Э.
Развитие восприятия у ребенка
Развитие восприятия у ребенка. Пособие для коррекционных занятий с детьми с ослабленным зрением в семье, детском саду, начальной школе
Тематика:
Дети слабовидящие — Обучение,
Зрительное восприятие у детей — Психология,
Психологическая коррекция,
Дефектологическая психология
Дети слабовидящие — Обучение
Зрительное восприятие у детей — Психология
Психологическая коррекция
Дефектологическая психология
Издательство:
Школа-Пресс (Москва)
Серия:
Лечебная педагогика и психология
2001
Год издания: 2001
72
Объём: 72
Язык: русский
Тип издания: Книги
5-88527-280-8
ISBN: 5-88527-280-8
Полное библиографическое описание
Войдите для заказа услуг
Вы сможете заказать:
- Наличие в библиотеках
- Центральный район
Центральная городская публичная библиотека им. В. В. Маяковского (фонд на русском языке)
(Литейный пр., 49)
В наличии 1 из 2 экз.
Поиск в других каталогах
Центральная Городская Детская Библиотека им. А.С. Пушкина
Санкт-Петербургская государственная Театральная библиотека
Санкт-Петербургская государственная библиотека для слепых и слабовидящих (СПб ГБСС)
Источник
Allowed Actions: Action ‘Read’ will be available if you login or access site from another network Action ‘Download’ will be available if you login or access site from another network Group: Network: Internet |
Table of Contents
- Развитие восприятия у ребенка
- Предисловие
- Введение
- Глава 1. Современное состояние проблемы развития зрительного восприятия при сенсорных нарушениях
- 1.1. Зрительное восприятие как сложная функциональная система
- 1.2. Формирование системы зрительного восприятия в онтогенезе при нормальном и нарушенном зрении
- 1.3. Различимость признаков изображений при нарушениях зрения
- 1.4. Особенности формирования и опознания зрительных образов в норме и при нарушениях зрения
- 1.5. Компенсация нарушений зрительного восприятия у детей с низким зрением
- Глава 2. Предварительные диагностические исследования состояния зрительного восприятия
- 2.1. Зрительное опознание изображений с усиленными признаками
- 2.2. Зрительное опознание объемных и плоскостных объектов и их соотнесение
- 2.3. Прослеживание и зрительно-моторные координации
- 2.4. Пространственная ориентировка в схематическом рисунке и зрительно-моторные координации
- 2.5. Способность восстанавливать пространственную структуру целого предметного изображения, разделенного на части, по образцу
- 2.6. Зрительная кратковременная память (ЗКП) и наглядно-образное мышление
- 2.7. Рекомендации и противопоказания для зрительного перцептивного обучения разных категорий детей
- Глава 3. Развитие зрительного внимания
- 3.1. Виды и качества внимания
- 3.2. Методики исследования и развития внимания
- 3.2.1. Активизация внимания
- 3.2.2. Развитие внимания в процессе зрительного поиска
- 3.2.3. Исследование и формирование качества распределения зрительного внимания
- 3.2.4. Определение объема зрительного внимания
- Глава 4. Формирование сенсорных эталонов
- 4.1. Формирование системы эталонов светлот
- 4.2. Формирование системы эталонов цвета
- 4.3. Формирование системы эталонов размера
- 4.4. Формирование системы эталонов ориентации
- 4.5. Формирование системы эталонов формы
- Глава 5. Формирование перцептивных действий в процессе предметно-практической деятельности
- 5.1. Построение символических изображений в процессе работы с мозаикой
- 5.1.1. Ознакомление ребенка с элементами мозаики
- 5.1.2. Закрепление знаний основных элементов мозаики, развитие внимания ребенка к форме и ориентации элементов мозаики
- 5.1.3. Обучение выделению единого признака, по которому сгруппированы фигуры
- 5.1.4. Обучение ребенка анализировать изображение и составлять из элементов мозаики простые изображения по образцу
- 5.1.5. Обучение ребенка находить закономерность расположения элементов мозаики на игровом поле и недостающий элемент
- 5.1.6. Обучение анализу и синтезу простых и сложных по структуре и числу элементов изображений
- 5.1.7. Обучение ребенка анализировать и собирать по образцу несколько изображений средней степени сложности на одном игровом поле. Развитие зрительного внимания и зрительной памяти
- 5.1.8. Обучение опознанию неполного изображения и воссозданию его до целого
- 5.1.9. Обучение ребенка достраивать симметричное изображение до целого, используя в качестве образца собранную часть изображения
- 5.1.10. Формирование навыков сравнения сложных изображений, развитие зрительного внимания и зрительной памяти
- 5.1.11. Обучение ребенка собирать изображение по словесной инструкции
- 5.1.12. Обучение ребенка выделять изображение в замаскированном перцептивном поле
- 5.1. Построение символических изображений в процессе работы с мозаикой
- Глава 6. Формирование восприятия пространства и навыков ориентирования
- 6.1. Развитие восприятия удаленности
- 6.1.1. Тренировка глазных мышц в определении удаленности при установленной точке фиксации
- 6.1.2. Тренировка механизмов восприятия глубины и удаленности через описание изображений, моделирование и рисование
- 6.1.3. Обучение детей использовать светотеневые соотношения для восприятия объема предмета
- 6.2. Формирование зрительного восприятия пространственных отношений, направлений и расстояний между объектами
- 6.2.1. Формирование понимания и восприятия топологических отношений окружающей среды. Усвоение ребенком таких понятий, как рядом, напротив, отдельно, вместе, между, близко, далеко, около, с краю и т.д.
- 6.2.2. Формирование понимания и восприятия проективных признаков удаленности. Усвоение детьми понятий «слева», «справа», «впереди», «сзади»
- 6.2.3. Формирование понимания и умений использовать метрические отношения окружающей среды, а также умений точно оценивать расположение объектов
- 6.3. Развитие зрительной пространственной ориентировки
- 6.3.1. Тренировка пространственного поиска и ориентирования. Задачи-лабиринты
- 6.3.2. Развитие умения использовать ориентиры в задачах поиска; формирование умения последовательного ориентирования от пункта к пункту; тренировка использования правил обратимости пути
- 6.3.3. Развитие навыков составления целостного образа пространственной задачи перед ее решением; формирование умения использовать правило самого короткого пути; формирование умения использовать предварительную вербальную установку к ориентированию
- 6.1. Развитие восприятия удаленности
- Заключение
- Литература
- Словарь специальных терминов
- Приложение I
- Приложение II
Document usage statistics
Источник
1. Левченко И.Ю., Психолого-педагогическая диагностика
2. Настольная книга педагога-дефектолога, Т. Б. Епифанцева и др., Ростов н/Д: Феникс, 2007.
3. Методические рекомендации ПМПК от 23.05.16
4. Основы специальной психологии: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / Л. В. Кузнецова, Л. И. Переслени, Л. И. Солнцева и др.; Под ред. Л. В. Кузнецовой. — М.: Издательский центр «Академия», 2002. — 480 с.
5. Рубинштейн С. Я. Психология умственно отсталого школьника: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. № 2111 «Дефектология».— 3-е изд., перераб. и доп.—М.: Просвещение, 1986.—192 с.
6. Деятельность специалистов сопровождения при включении обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов в образовательное пространство…(серия: «Инклюзивное образование детей-инвалидов, детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательных организациях») / О.Г. Приходько и др. – М.: ГБОУ ВПО МГПУ, 2014. – 102 с.
7. Шалимов В. Ф. — Клиника интеллектуальных нарушений
Список литературы по коррекционно-развивающей работе учителя-дефектолога.
Сенсорное и сенсомоторное развитие
— Григорьева Л.П., Бернадская М.Э., Блинникова И.В., Солнцева О.Г Развитие восприятия у ребенка.. – М., 2001
— Агранович З.Е. Дидактический материал по развитию зрительного восприятия и узнавания (зрительного гнозиса) у старших дошкольников и младших школьников– С.-П., 2003
— Шевлякова И.Н. Программа коррекции и развития зрительного восприятия и пространтвенного мышления у детей младшего школьного возраста.– М., 2003
— Семенович А.В. Нейропсихологическая коррекция в детском возрасте.– М., 2007
— Сиротюк А.Л. Коррекция обучения и развития школьников.– М., 2002
-Метиева Л. А., Удалова Э. Я. Развитие сенсорной сферы детей, М: «Просвещение», 2009
-Иншакова О.Б. Развитие и коррекция графо-моторных навыков у детей 5-7 лет : Пособие для логопеда: В 2-х ч., Ч.1 : Формирование зрительно-предметного гнозиса и зрительно-моторной координации. — М: «Владос», 2003. Ч.2 : Формирование элементарного графического навыка. — М: «Владос», 2003.
Пространственно-временные отношения
— Семаго Н.Я. Методика формирования пространственных представлений у детей дошкольного и школьного возраста (М., 2007)
— Семенович А.В. Нейропсихологическая коррекция в детском возрасте.– М., 2007
-Специализированная компьютерная программа «Мир за твоим окном» Е.Л. Гончарова, Т.К. Королевская, О.И. Кукушкина)
Умственное развитие
— Яковлева Е.Л. Развитие внимания и памяти у школьников.– М.: Межд. пед. академ, 1995
— Тигранова Л.И. Развитие логического мышления детей с недостатками слуха.– М., 1991
— Бабкина Н.В.Интеллектуальное развитие младших школиников с задержкой психического развития. – М., 2006
-Ишимова О. А., Худенко Е. Д., Шаховская С. Н. Развитие речемыслительных способностей детей, М: «Просвещение» 2007
Нормализация ведущей деятельности
-Лидерс А.Г. Формирование «внимательного письма» у учащихся 3¬ – 4 классов // В кн. Маркова А.К., Лидерс -А.Г., Яковлева Е.Л. Диагностика и коррекция умственного развития школьном возрасте. – Петрозаводск, 1992
Формирование разносторонних представлений о предметах и явлениях окружающей действительности, обогащение словаря, развитие связной речи
-Л.Н. Ефименкова Коррекция устной и письменной речи – М., 2001г.
— Т.А. Ткаченко Формирование и развитие связной речи – СПб, 1999
-Садовникова И.Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников. – М.,1995
— Шевченко С.Г. Программа по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи– М., 2005
Готовность к восприятию учебного материала, формирование необходимых для усвоения программного материала умений и навыков:
-Программа Подготовки к школе детей с задержкой психического развития / Под общей редакцией С.Г. Шевченко – М., 2004
— Коррекционно-развивающее обучение: Начальные классы (I – IV). Подготовительный класс/ Под ред. С.Г. Шевченко. – М.: Школьная пресса, 2004.
-Шевченко С.Г. Ознакомление с окружающим миром: Развитие мышления и речи детей 5 – 7 лет с ЗПР (комплект из 3-х тетрадей). — М.: Школьная пресса, 2004.
-Капустина Г.М. Подготовка к обучению математике детей с ЗПР 5 – 7 лет. — М.: Школьная пресса, 2004.
-Волкова И.Н. , Цыпина Н.А. Почитаем – поиграем (комплект из 2-х тетрадей). — М.: Школьная пресса, 2004.
-Волкова И.Н. Подготовка к обучению письму детей с ЗПР 5 – 7 лет (комплект из 2-х тетрадей). — М.: Школьная пресса, 2004.
-Тригер Р.Д., Владимирова Е.В. Звуки речи, слова, предложения – что это? Учебник-тетрадь № 1, № 2, № 3. Смоленск: Ассоциация «XXI век», 2005.
-Тригер Р.Д., Владимирова Е.В., Мещерякова Т.А. Я учусь писать: Рабочая тетрадь Смоленск: Ассоциация «XXI век», 2005.
-Тригер Р.Д. Методические комментарии к рабочей тетради «Слова – названия предметов, действий, признаков предметов»: 2 класс – М.: Изд-во «Первое сентября», 2004.
-Тригер Р.Д., Владимирова Е.В. Слова – названия предметов, действий, признаков предметов: Рабочая тетрадь: 2 класс. – М.: Изд-во «Первое сентября», 2004.
-Шевченко С.Г., Капустина Г.. Предметы вокруг нас: Методические рекомендации и тетрадь с печатной основой № 1-2. Смоленск: Ассоциация «XXI век», 2005.
Шевченко С.Г. Природа и мы: Методические рекомендации и тетрадь с печатной основой № 1-2. Смоленск: Ассоциация «XXI век», 2005.
Список литературы по нарушениям развития.
Задержка психического развития
1. Актуальные проблемы диагностики задержки психического развития детей. / Под. ред. К.С. Лебединской. – М., 1982
2. Шевченко С.Г. Коррекционно-развивающее обучение: Организационно-педагогические аспекты: Метод. пособие для учителей начальных классов коррекционно-развивающего обучения. – М: Гуманист. изд. центр ВЛАДОС, 1999 – 136с.
3. Белопольская Н. Л. Психологическая диагностика личности детей с задержкой психического развития. – М.: Изд-во УРАО, 1999
4. Дети с задержкой психического развития / Под ред. Т. А. Власовой, В. И. Лубовского, Н. А. Цыпиной. – М.: Педагогика, 1984.
5. Диагностика и коррекция задержки психического развития у детей: Пособие для учителей и специалистов коррекционно-развивающего обучения / Под ред. С. Г. Шевченко. – М.: АРКТИ, 2001
6. Марковская И.Ф. Задержка психического развития (клинико-нейропсихологическая диагностика). М.:изд. н/о Компенс-центр, 1993
7. Костенкова Ю.А., Триггер Р.Д., Шевченко С.Г. Дети с ЗПР: особенности речи, письма, чтения. – М., 2004
8. Защиринская О.В. Психология детей с задержкой психического развития Речь, 2007
9. Белопольская Н.Л. Психологическая диагностика личности детей с задержкой психического развития М: «Когито-Центр», 2009
10. Дробинская О.А.Ребенок с задержкой психического развития: Понять, чтобы помочь М: Школьная Пресса, 2005
11. Фишман М.Н. Нейрофизиологические механизмы отклонений в умственном развитии у детей М: Экзамен, 2006
12. Дробинская О.А. Школьные трудности «нестандартных» детей М: «Школьная Пресса», 2006
Аутизм
1. Никольская О., Фомина Т., Цыпотан С. Ребенок с аутизмом в обычной школе М: Чистые Пруды 2006
2. Питерс Т., Аутизм. От теоретического понимания к педагогическому воздействию
М: «Владос», 2002 г.
3. Питерс Т., Гилберт К., Аутизм: медицинское и педагогическое воздействие М: «Владос», 2005
4. Никольская О. С.,. Баенская Е. Р, Дети и подростки с аутизмом. Психологическое сопровождение М: Теревинф, 2005
5. Никольская О. С., Баенская Е. Р., Либлинг М. М., Аутичный ребенок. Пути помощи М: Теревинф, 2005
6. Морозова С.С. Аутизм: Коррекционная работа при тяжелых и осложненных формах: Пособие для учителя-дефектолога М: «Вдадос», 2007
Интеллектуальные нарушения
1. Горскин Б.Б., Коняева Н.П., Пузанов Б.П. Обучение детей с нарушениями интеллектуального развития: Олигофренопедагогика: Учебное пособие для вузов (под ред. Пузанова Б.П.) М: «Академия», 2008
2. Стребелева Е. А., Формирование мышления у детей с отклонениями в развитии (наглядный материал): пособие для педагога — дефектолога: материал для индивидуальной работы с детьми М: «Владос», 2007
3. Стребелева Е. А., Формирование мышления у детей с отклонениями в развитии. Книга для педагога-дефектолога М: «Владос», 2004
4. Исаев Д.Н. Умственная отсталость у детей и подростков. Руководство для специалистов и родителей С-Пб: Речь 2007
Нарушение зрения
1. Фомичева Л.В., Клинико-педагогические основы обучения и воспитания детей с нарушением зрения С-Пб: «Каро», 2007
2. Подколзина Е.Н. Пространственная ориентировка дошкольников с нарушением зрения: М: «Линка-Пресс», 2009
3. Психология воспитания детей с нарушением зрения /Под ред. Л.И. Солнцевой, В.З. Денискиной М: 2004
4. Дети с амблиопией и косоглазием/ Под ред. Никулиной СПб., 1991
5. Формирование социально-адаптивного поведения у учащихся с нарушением зрения в начальных классах/Под ред. Л.И. Плаксиной, Калуга, 1998
Нарушение слуха
1. Назарова Л.П., Методика развития слухового восприятия у детей с нарушениями слуха
2. М: «Владос», 2001
3. Михаленкова И. А., Анисимова Н. В., Мирошниченко Н. В., Дроздовская К. В. Практикум по коррекции психического развития детей с нарушением слуха С-Пб «КАРО», 2006
4. Королевская Т.К. , Пфафенродт А.Н. Развитие слухового восприятия слабослышащих детей Владос, 2005
5. Всегда вместе: Программно-методическое пособие для родителей детей с патологией слуха Леонгард Э.И. М:Агенство Образовательного Сотрудничества 2009
6. Боскис Р.М. Глухие и слабослышащие дети М: «Советский спорт», 2004
7. Зыкова Т.С., Хотеева Э.Н. Социально-бытовая ориентировка в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях I-II вида М: «Владос», 2003
8. Тигранова Л.И. Развитие логического мышления детей с недостатками слуха.– М., 1991
9. Тигранова Л.И. Наблюдаем, рассуждаем, делаем выводы: Рабочая тетрадь по развитию логического мышления для 1 (1-6) классов специальных образовательных учреждений № 1-6. М: «Просвещение», 2006
ДЦП
1. Шипицына Л. М., Мамайчук И. И., Психология детей с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата М: «Владос», 2004
2. Шипицына Л.М., Мамайчук И.И., Детский церебральный паралич Издательство: Институт общегуманитарных исследований, 2001
3. Левченко И.Ю., Приходько О.Г Технологии обучения и воспитания детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата М: «Академия», 2001
Ожидайте пополнения!
Источник