Готовность к школе ребенка с задержкой психического развития

Готовность к школе ребенка с задержкой психического развития thumbnail

 «Подготовка к школе детей с задержкой психического развития. С чего начать?»

У дошкольников с задержкой психического развития показатели психических процессов, таких как внимание, мышление, память, восприятие, отстают от показателей нормы для данного возраста. Эмоционально-волевая сфера так же находится на более низком уровне возрастного развития, у детей наблюдается преобладание  игровых интересов и низкая интеллектуальная направленность. То есть развитие таких детей соответствует нормальному развитию детей более младшего возраста.

Эмоционально-волевая сфера — это свойства человека, характеризующие содержание, качество и динамику его эмоций и чувств.

Воля — сознательная саморегуляция поведения, проявляющаяся в преднамеренной мобилизации поведенческой активности на достижение целей, осознаваемых субъектом как необходимость и возможность, способность человека к самодетерминации, самомобилизации и саморегуляции .

В развитии эмоционально-волевой сферы (ЭВС) выделяют три группы нарушений:

-расстройства настроения;

-расстройства поведения;

-нарушения психомоторики.

К первой группе относятся такие состояния, как эйфория, дисфория, депрессия, тревожный синдром, страхи.

Ко второй группе относятся апатия, эмоциональная тупость.

К расстройствам поведения можно отнести гиперактивность и агрессивное поведение: нормативно-инструментальную агрессию, пассивно — агрессивное поведение, инфантильную агрессивность, защитную агрессию, демонстративную агрессию, целенаправленно враждебную агрессию.

Гиперактивность — сочетание общего двигательного беспокойства, неусидчивости, импульсивности поступков, эмоциональной лабильности, нарушений концентрации внимания. Гиперактивный ребенок непоседлив, не доводит до конца начатое дело, у него быстро меняется настроение.

Агрессивность — Нормативно — инструментальная агрессия — это вид детской агрессивности, где агрессия используется в основном как норма поведения в общении со сверстниками.

Агрессивный ребенок держится вызывающе, неусидчив, драчлив, инициативен, не признает за собой вины, требует подчинения окружающих. Его агрессивные действия — это средство достижения конкретной цели, поэтому положительные эмоции испытываются им по достижении результата, а не в момент агрессивных действий. Пассивно-агрессивное поведение характеризуется капризами, упрямством, стремлением подчинить окружающих, нежеланием соблюдать дисциплину. Инфантильная агрессивность проявляется в частых ссорах ребенка со сверстниками, непослушанием, выставлением требований родителям, стремлением оскорблять окружающих

Защитная агрессия — это вид агрессивного поведения, которое проявляется как в норме (адекватный ответ на внешнее воздействие), так и в гипертрофированной форме, когда агрессия возникает в ответ на самые разные воздействия. Возникновение гипертрофированной агрессии может быть связано с трудностями декодирования коммуникативных действий окружающих. Демонстративная агрессия — разновидность провокационного поведения, направленного на привлечение внимания взрослых или сверстников. В первом случае ребенок использует в косвенной форме вербальную агрессию, которая проявляется в различных высказываниях в виде жалоб на сверстника, в демонстративном крике, направленном на устранение сверстника. Во втором случае, когда дети используют агрессию как средство привлечения к себе внимания сверстников, они чаще всего используют физическую агрессию — прямую или косвенную, которая носит непроизвольный, импульсивный характер (непосредственное нападение на другого, угрозы и запугивание — как пример прямой физической агрессии или разрушение продуктов деятельности другого ребенка в случае косвенной агрессии).

  • Особенности эмоционально-волевой сферы дошкольников с ЗПР.

Недоразвитие эмоционально-волевой сферы проявляет себя при переходе ребенка с ЗПР к систематическому обучению. В исследованиях отмечается, что для детей с ЗПР характерна, прежде всего, неорганизованность, некритичность, неадекватность самооценки. Эмоции детей с ЗПР поверхностны и неустойчивы, вследствие чего дети внушаемы и склонны к подражанию.

  • Типичные для детей с ЗПР особенности в эмоциональном развитии:

1) неустойчивость эмоционально-волевой сферы, что проявляется в невозможности на длительное время сконцентрироваться на целенаправленной деятельности. Психологической причиной этого является низкий уровень произвольной психической активности;

2) проявление негативных характеристик кризисного развития, трудности в установлении коммуникативных контактов;

3) появление эмоциональных расстройств: дети испытывают страх, тревожность, склонны к аффективным действиям.

Также детям с ЗПР присущи симптомы органического инфантилизма: отсутствие ярких эмоций, низкий уровень аффективно-потребностной сферы, повышенная утомляемость, бедность психических процессов, гиперактивность.

 В зависимости от преобладания эмоционального фона можно выделить два вида органического инфантилизма: неустойчивый — отличается психомоторной расторможенностью, импульсивностью, неспособностью к саморегуляции деятельности и поведения, тормозной — отличается преобладанием пониженного фона настроения.

Дети с ЗПР отличаются несамостоятельностью, непосредственностью, не умеют целенаправленно выполнять задания, проконтролировать свою работу. И как следствие для их деятельности характерна низкая продуктивность работы в условиях учебной деятельности, неустойчивость внимания при низкой работоспособности и низкая познавательная активность, но при переключении на игру, соответственную эмоциональным потребностям, продуктивность повышается.

У детей с ЗПР незрелость эмоционально-волевой сферы является одним из факторов, тормозящим развитие познавательной деятельности из-за несформированности мотивационной сферы и низкого уровня контроля.

Дошкольники с ЗПР испытывают трудности активной адаптации, что мешает их эмоциональному комфорту и равновесию нервных процессов: торможения и возбуждения. Эмоциональный дискомфорт снижает активность познавательной деятельности, побуждает к стереотипным действиям. Изменения эмоционального состояния и вслед за этим познавательной деятельности доказывает единство эмоций и интеллекта.

Дети с проблемами поведения и особенностями развития эмоционально-волевой сферы испытывают выраженные трудности в адаптации к новой ситуации и нуждаются в целенаправленной помощи педагога иили специальной организации условий обучения.

Целью занятий по подготовке к школе является формирование у ребенка с ЗПР  предпосылок для последующей интеграции в школьной среде, то есть активного участия в учебной деятельности и жизни школьного социума. Подготовка каждого ребенка осуществляется с ориентацией на подходящий ему тип школы, в зависимости от уровня его познавательного и речевого развития и навыков социального взаимодействия (причем в процессе коррекционной работы ориентация может меняться в связи с развитием возможностей и потенциала ребенка).

При организации помощи в развитии со стороны педагогов и родителей дефицит в развитии полностью или в значительной степени компенсируется. Иногда ребенок догоняет сверстников в своём развитии уже по окончании коррекционной группы детского сада, и, пройдя повторное обследование комиссией ПМПК, идет в обычный класс массовой школы. В ином случае ребенок продолжает обучение также в массовой школе только в классе коррекционно-развивающего обучения, по окончании которого ребёнок обследуется комиссией ПМПК .

Бывают случаи, когда у ребёнка, прошедшего обучение в начальных классах коррекционно-развивающего обучения, остаётся стойкое недоразвитие психических функций. Это может быть при тяжёлых задержках психического развития, отягощенных неврологической симптоматикой. Такой ребёнок не способен усвоить программу массовой школы.

Итак, как же подготовить ребенка, имеющего задержку психического развития к школе?

С точки зрения развития когнитивной сферы важным результатом является формирование базовых познавательных навыков и уточнение подходящего для ребенка образовательного маршрута.

С точки зрения личностного развития, необходимо добиться умения ребенка действовать по правилам, в частности. Произвольно начинать и заканчивать повторяющиеся действия (такие, как, например, написание крючков и палочек, решение типовых примеров и т.п.). В результате успешной работы по подготовке к школе ребенок должен научиться вступать в отношения с взрослым человеком как носителем правил, опираться на его авторитет при освоении учебного материала и регуляции собственного поведения, а также подражать другим детям, действовать в соответствии с тем, как это принято в данном сообществе.

Основной задачей курса подготовки к школе выступает коррекция эмоционально-волевых и когнитивных нарушений, препятствующих участию ребенка в групповом образовательном процессе, а именно:

1.Формирование и развитие личностной готовности к школьному обучению:

а) формирование и развитие ролевого общения с взрослым ( учитель-ученик); умения принимать помощь взрослого; выполнять инструкцию, в том числе фронтальную;-развитие мотивационной сферы; формирование познавательных интересов; формирование способности принимать учебную задачу; пробуждение интереса к внешней школьной атрибутике;

б) развитие эмоционального взаимодействия и коммуникативных навыков:

-развитие общения со сверстниками в процессе учебной деятельности и на переменах;

-пробуждение желания участвовать в совместной деятельности с другими детьми;

-обучение адекватному выражению различных эмоциональных состояний;

-формирование умения обходиться без помощи и поддержки родителей в течение школьного дня, обращаться за помощью к другим взрослым, принимать помощь;

-формирование умения справляться со сложными ситуациями социально приемлемыми способами:

в) формирование и развитие самосознания и самоконтроля, развитие произвольной регуляции поведения и деятельности.

2.Формирование базовых систем и функций, которые позволят ребенку успешно адаптироваться и осваивать ту или иную учебную программу: развитие восприятия; развитие зрительного и слухового внимания; развитие памяти; развитие речи; развитие пространственных представлений; развитие зрительно-моторной координации; развитие мышления; формирование и развитие предпосылок логического мышления; формирование возможностей для переноса приобретенных навыков в другую ситуацию; развитие общеучебных и предметных знаний, умений, навыков.

3.Формирование навыков самообслуживания и опрятности, необходимых для социализации в школе, развитие самостоятельности.

Самая большая сложность заключается в том, что  такие дети очень быстро теряют интерес к любым занятиям. Для них привлекательна только игровая деятельность, но не учебная. Ребенок не может сосредоточиться, отвлекается, не знает, с чего начать, что делать дальше, то есть не умеет планировать свою работу. Отсюда следует, что главной целью подготовки ребенка к школе мы должны ставить формирование способности к учению как таковой.

Удобнее всего учить ребёнка планировать свою предстоящую деятельность, когда он выполняет практическое действие. То есть, когда вы занимаетесь рисованием, лепкой, аппликацией с ребёнком, вы при этом не должны забывать, что цель наша — это не то, что ребёнок слепит или нарисует, а создание условий для улучшения возможностей ребёнка в целом.

Мы должны вырабатывать навыки осознанной деятельности, а не бездумной, когда ребёнок просто копирует результат чужого труда, формировать навык самоконтроля. Значит, приучайтесь работать с ребёнком по такой схеме: сначала вы даёте ребёнку задание (любое, даже очень лёгкое), затем помогаете ему осознать составные части задания, то есть проговариваете вместе с ним, что нужно сделать сначала, как это нужно делать (проговаривание правил выполнения), что будем делать потом. Если ребёнок не может определить последовательность выполнения действий, то вы проговариваете, а ребёнок обязательно повторяет.

Итак, постепенно ребёнок должен научиться выполнять задания по плану и проговаривать все действия (первое время вслух, а в дальнейшем про себя): называем то, что нужно сделать, как будем это делать, по каким правилам.

Формируем действия самоконтроля следующим образом: по началу выполнения действия ребёнку предлагается оценить, правильно ли выполняется задание, повторить задание , потом проверить, соблюдаются ли правила его выполнения.

Очень важно учить ребёнка с задержкой психического развития оценивать результат своей работы. Для этого предлагаем ребёнку вспомнить задание, что нужно было делать и по каким правилам, а затем задаём вопрос: «Какие правила ты выполнил, а какие неточно?». Когда ребёнок научится сравнивать свою работу с образцом, давать ей оценку в развёрнутой форме, тогда действие самоконтроля считается сформированным.

Источник

Екатерина Журихина
Психологическая готовность к школьному обучению детей с задержкой психического развития

Вопрос успешной адаптации детей с нарушением интеллекта приобрел особую социальную значимость в последнее десятилетие, так как количество детей с проблемами в развитии неуклонно растет.

В ряде исследований убедительно доказана возможность возникновения психических нарушений субклинического и клинического уровня в условиях депривации, характеризующейся недостаточностью или обеднением одной из сторон психической деятельности — интеллектуальной, эмоциональной, сенсорной, моторной, когнитивной.

Особенно ярко эти дефекты проявляются на начальных этапах школьного обучения, когда выясняется, что большинство детей с нарушением интеллекта оказываются не способными к обучению по программе общеобразовательной школы в связи с определенным своеобразием интеллектуальной, познавательной и личностной сфер.

Детей с ЗПР отличают низкая познавательная активность, обусловленная несформированностью мотивационной сферы, «интеллектуальная пассивность», проявляющаяся в нежелании решать поставленные задачи, недостаточный уровень развития мыслительных операций: проявления инертности, склонность к использованию первоначально найденных способов решения (Т. В. Егорова, С. Л. Славина, А. Н. Цымбалюк и др.).

В настоящее время, когда наблюдается повышение требований к начальному обучению, актуализируется целый ряд психолого-педагогических проблем, связанных с подготовкой детей к школе. Успехи ребенка в школе во многом определяются его готовностью к ней. Особую значимость приобретают вопросы готовности детей к обучению в условиях реформирования системы образования в российском обществе.

В отечественной психологии проблема готовности к школьному обучению проанализирована в работах Л. С. Выготского (1983, Л. И. Божович (1968, Л. А. Венгера (1978, 1994, Н. Н. Поддьякова (1989, Д. Б. Эльконина (1988) и др. Эти исследования способствовали выработке относительно целостной системы теоретических представлений, в основе которой лежат выделенные Л. С. Выготским и разработанные Д. Б. Элькониным, Л. А. Венгером, положения о сформированности центральных новообразований в структуре психологической готовности к школьному обучению. В содержание психологической готовности Д. Б. Эльконин включает новообразования, возникающие в игре как ведущей деятельности в дошкольном возрасте и составляющие основу критического периода при переходе к школьному обучению. Но стоит отметить, что исследование готовности к школьному обучению у детей с нарушениями интеллекта рассмотрены недостаточно.

Согласно исследованиям разных авторов, отмечается рождение большего количества детей с нарушениями интеллекта — число детей с ЗПР колеблется в пределах от 5 до 11 %, а в крупных городах доходит до 30%. Обучение детей с ЗПР проводится в специализированных школах, что снижает возможность интеграции и адаптации дошкольников в социуме.

Негативные тенденции роста числа детей с задержкой психического развития, обусловлены, с одной стороны, неблагоприятной микросредой развития детей, с другой стороны, недостаточным уровнем готовности специалистов дошкольных учреждений.

Учебно-воспитательный процесс в дошкольном образовательном учреждении ориентируется на индивидуальные особенности детей, что делает возможным целенаправленно реализовать коррекционно-развивающие программы, направленные на формирование интеллектуальной, эмоциональной готовности детей с ЗПР к школе.

Стоит отметить, что в настоящее время исследование готовности детей с ЗПР проводятся недостаточно часто, остается неразрешенным вопрос о систематизации проведения коррекционной работы с детьми с ЗПР по повышению уровня подготовки к школьному обучению.

На современном этапе дошкольное образовательное учреждение должно осуществлять психолого-педагогическое изучение детей «групп риска» с целью своевременного оказания психокоррекционной помощи детям с нерезко выраженными отклонениями.

Готовность педагогов дошкольного образования к профессиональной деятельности зависит от овладения системой теоретических знаний, акцентирующих внимание на особенностях развития детей с задержками развития, проблемах психологической готовности детей с ЗПР к школьному обучению; формирования практических навыков диагностики и коррекции задержки психического развития.

Период дошкольного детства является наиболее благоприятным для интенсивного интеллектуального, эмоционального, социального развития. При условии ранней диагностики и оказания своевременной коррекционно-педагогической помощи дети с ЗПР способны преодолеть психическое недоразвитие до начала систематического обучения.

Источник

Психолого-педагогические исследования
детей с ЗПР позволяют выявить своеобразие
познавательной, речевой и эмоционально-волевой
сферы, определить в какой степени это
оказывает влияние на формирование
интеллектуальной и эмоциональной
готовности ребенка к школьному обучению.

Анализ данных Н.Ю. Боряковой, Е.С. Слепович,
Л.В. Яссман позволяет сделать вывод о
том, что дети с ЗПР к началу школьного
обучения не достигают оптимального
уровня интеллектуально-эмоционального
развития. У всех старших дошкольников
с ЗПР не сформирована готовность к
школьному обучению. Это проявляется в
незрелости функционального состояния
центральной нервной системы: слабость
процессов возбуждения и торможения,
затруднения в образовании сложных
условных связей; в связи с чем дети с
ЗПР с большим трудом овладевают письмом,
чтением, математическими представлениями.
Формирование большинства психических
функций замедленно, изменено. ЗПР
проявляется в несоответствии
интеллектуальных возможностей ребенка
к его возрасту.

Дети с ЗПР не готовы к началу школьного
обучения по объёму знаний и навыков.
Дети с ЗПР испытывают трудности в
обучении, которые усугубляются ослабленным
состоянием нервной системы — у них
наблюдается нервное истощение, следствием
чего являются быстрая утомляемость,
низкая работоспособность.

У.В. Ульенкова выявила принципиальные
различия в выполнении заданий по образцу
и по вербальной инструкции между
нормально развивающимися дошкольниками
и детьми с ЗПР. У детей с ЗПР была выявлена
низкая способность к обучению (по
сравнению с нормой), отсутствие
познавательного интереса к занятиям,
саморегуляции и контроля, критического
отношения к результатам деятельности.
У детей с ЗПР отсутствуют такие важные
показатели готовности к обучению —
сформированность относительно устойчивого
отношения к познавательной деятельности;
достаточность самоконтроля на всех
этапах выполнения задания; речевая
саморегуляция.

У.В. Ульенкова разработала специальные
диагностические критерии готовности
к обучению детей с ЗПР и определила
структурные компоненты учебной
деятельности: ориентировочно-мотивационные,
операционные, регуляторные. На основании
этих параметров автором была предложена
уровневая оценка сформированности
общей способности к учению детей с ЗПР.

1-й уровень. Ребенок принимает активное
участие в деятельности, его характеризует
устойчивое положительное эмоциональное
отношение к познавательной деятельности,
способен к вербализации задания
независимо от формы его предъявления
(предметной, образной, логической),
вербально программирует деятельность,
осуществляет самоконтроль за ходом
операционной стороны.

2-й уровень. Задания выполняются с помощью
взрослого, не сформированы способы
самоконтроля, ребенок не программирует
деятельность. Исходя из особенностей
этого уровня, можно выделить направления
педагогической работы с детьми по
формированию общей способности к
усвоению знаний: формирование устойчивого
положительного отношения к познавательной
деятельности, способов самоконтроля в
процессе деятельности.

3-й уровень. Значительное отставание от
оптимальных возрастных показателей по
всем структурным компонентам. Для
выполнения заданий детям недостаточно
организующей помощи. Поведение детей
реактивное, они не осознают задание, не
стремятся к получению объективно
заданного результата, в вербальной
форме предстоящую деятельность не
программируют. Пытаются контролировать
и оценивать свои практические действия,
но в целом саморегуляция на всех этапах
деятельности отсутствует.

4 уровень. Психологически выражает еще
более значительное отставание детей
от оптимальных возрастных показателей.
Содержание заданий недоступно.

5-й уровень. Ребенок улавливает из
инструкции взрослого лишь форму
активности — рисовать, рассказывать.

Детям с ЗПР соответствуют второй и
третий уровни.

Р.Д. Тригер важным показателем готовности
детей с ЗПР к обучению грамоте считает
ориентировку в речевой деятельности,
овладение навыками звукового анализа.

Важное значение для обучения детей с
ЗПР имеет их готовность к усвоению
счета. Для этого, прежде всего, важно
научить детей выполнять различные
классификации и группировки предметов
по существенным признакам, активизировать
мыслительные операции, развитие
пространственных представлений.
Показателем готовности детей с ЗПР к
обучению письму является развитие
зрительно-моторной координации, мелкой
моторики, активной функции внимания и
зрительной памяти.

Специальные диагностические методики
помогают выявлению конкретных качественных
характеристик пониженной обучаемости
у детей с ЗПР.

Таким образом, психолого-педагогическая
готовность детей с ЗПР к школьному
обучению характеризуется средним
уровнем планирования, деятельность
ребенка соотносится с целью лишь
частично; низким уровнем самоконтроля;
несформированностью мотивации;
недоразвитием интеллектуальной
деятельности, когда ребенок способен
к выполнению элементарных логических
операций, но выполнение сложных (анализ
и синтез, установление причинно-следственных
связей) затруднено.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Источник