Гленн доман гармоничное развитие ребенка скачать fb2

Гленн доман гармоничное развитие ребенка скачать fb2 thumbnail

Эта книга показывает, что быть физически совершенным — это не только удел некоторых одаренных детей, имеющих врожденные задатки физических гениев. Она утверждает, что каждый ребенок от рождения обладает великолепным даром в виде генов Homo sapiens, а, следовательно, и наследственным правом быть физически совершенным.

Эта книга восхваляет чудо, которое называется «человеческой подвижностью» и которое мы изучали с 1940 года. С того самого времени, днями, которые длились не по восемь рабочих часов, а по двадцать, неделями, которые продолжались не по пять, а по семь рабочих дней, месяцами, во время которых мы чаще испытывали радость, чем отчаяние, годами, когда мы то поражались чуду человеческой подвижности, то сходили с ума, теряясь в догадках почему она отсутствует, мы изучали подвижность всеми возможными способами.

Оглавление книги.
РАЗДЕЛ 1 
Предпосылки физического интеллекта

Глава 1 — Самые выдающиеся люди в мире 
Глава 2 — Все дети могут стать физически совершенными 
Глава 3 — Родители и приоритеты 
Глава 4 — Институт Эвана Томаса и его возможности 
ЧЕМ ЖЕ ОНИ ЗАНИМАЮТСЯ В ИНСТИТУТЕ ЭВАНА ТОМАСА? 
Глава 5 — Физический интеллект 
Глава 6 — Принципы измерения физического интеллекта 
Стадии 
СТАДИЯ I Медулла (костный мозг) 
СТАДИЯ II Понс (мост по-латыни) 
СТАДИЯ III Средний мозг 
СТАДИЯ IV Кора головного мозга на начальной стадии 
СТАДИЯ V Кора головного мозга на ранней стадии 
СТАДИЯ VI Кора головного мозга на первобытной стадии 
СТАДИЯ VII Развитая кора головного мозга 
СОСТАВНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ КОНТУРА РАЗВИТИЯ 
Глава 7 — Как усилить физический интеллект

РАЗДЕЛ 2 
Как усилить физический интеллект вашего ребенка 
Глава 8 — Новорожденные — справа вверх или вверх дном 
Глава 9 — Стадия I. Медулла и костный мозг 
Двигательные навыки 
Мозг растет благодаря использованию 
ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ ДВИГАТЕЛЬНЫХ НАВЫКОВ — СТАДИЯ I 
Детский трек для ползания 
Можно ли спать на полу 
Что следует надевать подвижным детям… 
«Станьте хоть нанемного японцем» 
Выводы 
Двигательный интеллект — Переход от стадии I — «медулла» к стадии II — «понс» 
Мануальные навыки 
Подготовка к передвижению с помощью перехвата руками 
ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ МАНУАЛЬНЫХ НАВЫКОВ — СТАДИЯ I 
Выводы 
Мануальный интеллект — Переход от стадии I — «медулла» к стадии II — «понс» 
Программа равновесия для новорожденного 
Выполнение вместе с новорожденным основной программы равновесия: 
СТАДИЯ I — ЕЖЕДНЕВНЫЙ КОНТРОЛЬНЫЙ ЛИСТОК ДЛЯ МАТЕРЕЙ 
Выводы 
Глава 10 — Стадия II. Понс 
Двигательные навыки 
ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ ДВИГАТЕЛЬНЫХ НАВЫКОВ — СТАДИЯ II 
Обнаженные локти, колени и ступни 
Вы тоже должны находиться на полу 
Предоставьте ребенку возможность изучать окружающий его мир 
Снабжайте своих детей потребностями 
Подъем на четвереньки 
Возможности и старшие дети 
Выводы 
Двигательный интеллект — Переход от стадии II -«понс», к стадии III — «средний мозг» 
Мануальные навыки 
ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ МАНУАЛЬНЫХ НАВЫКОВ — СТАДИЯ II 
Висение на пальцах или на штыре 
Добавьте немного волнения 
Выводы 
Мануальный интеллект — Переход от стадии II -«понс», к стадии III — «средний мозг» 
Наши советы 
ПРОГРАММА РАВНОВЕСИЯ 
СТАДИЯ II — ЕЖЕДНЕВНЫЙ КОНТРОЛЬНЫЙ ЛИСТОК ДЛЯ МАТЕРЕЙ 
Глава 11 — Стадия III. Средний мозг 
Двигательные навыки 
Как происходит ползание на четвереньках 
ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ ДВИГАТЕЛЬНЫХ НАВЫКОВ — СТАДИЯ III 
Для ползания на четвереньках нужны штанишки 
Поощряйте ребенка изучать окружающий мир 
Дистанция 
Выводы 
Двигательный интеллект — Переход от стадии III — «средний мозг» к стадии IV — «первоначальный кортекс «
Мануальные навыки 
ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ МАНУАЛЬНЫХ НАВЫКОВ — СТАДИЯ III 
Использование домашнего турника 
Подготовка к обучению передвижению с помощью рук 
Требования, абсолютно необходимые для достижения успеха 
Выводы 
Мануальный интеллект — Переход от стадии III — «средний мозг» к стадии IV — «первоначальный кортекс» 
ПАССИВНАЯ ПРОГРАММА РАВНОВЕСИЯ ДЛЯ РЕБЕНКА ОТ 4х МЕСЯЦЕВ И СТАРШЕ 
Важные предпосылки 
Необходимые элементы успеха 
Шейный воротник 
Демонстрируйте свой энтузиазм 
ПАССИВНАЯ ПРОГРАММА РАВНОВЕСИЯ 
Горизонтальное верчение 
Покачивание 
Горизонтальное вращение 
Горизонтальное подбрасывание 
Ускорение 
СТАДИЯ III — ЕЖЕДНЕВНЫЙ КОНТРОЛЬНЫЙ ЛИСТОК ДЛЯ МАТЕРЕЙ 
Наше «правило перевозки» 
Глава 12 — Стадия IV. Первоначальный кортекс 
Двигательные навыки 
ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ ДВИГАТЕЛЬНЫХ НАВЫКОВ — СТАДИЯ IV 
Какую одежду должен носить ребенок 
Разделяйте с ним его радость 
Отец, мать и ребенок играют в «ходьбу» 
Выводы 
Двигательный интеллект-Переход от стадии IV — «первоначальный кортекс», к стадии V — «ранний кортекс» 
Мануальные навыки 
ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ МАНУАЛЬНЫХ НАВЫКОВ — СТАДИЯ IV 
Ваш ребенок хочет передвигаться с помощью перехвата руками 
Начало обучения передвижению с помощью перехвата руками 
Во что должен быть одет ребенок, передвигающийся по лестнице с помощью рук 
Не занимайтесь передвижением по лестнице с помощью перехвата только для вашего ребенка 
Программа обучения передвижению по лестнице с помощью перехвата руками 
Выводы 
Мануальный интеллект — Переход от стадии IV — «первоначальный кортекс», к стадии V — «ранний кортекс «
ПАССИВНАЯ ПРОГРАММА РАВНОВЕСИЯ 
СТАДИЯ IV — ЕЖЕДНЕВНЫЙ КОНТРОЛЬНЫЙ ЛИСТОК ДЛЯ МАТЕРЕЙ 
Глава 13 — Стадия V. Ранний кортекс 
Двигательные навыки 
ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ ДВИГАТЕЛЬНЫХ НАВЫКОВ — СТАДИЯ V 
Что ребенок должен носить при ходьбе 
Начинайте тогда, когда ваш ребенок преисполнен энергии 
Подъем и спуск по лестнице 
Прогулка по трем видам местности 
С чего начинать прогулки по трем видам местности 
Выводы 
Двигательный интеллект — Переход от стадии V — «ранний кортекс», к стадии VI — «первобытный кортекс»
Мануальные навыки 
ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ МАНУАЛЬНЫХ НАВЫКОВ — СТАДИЯ V 
Для движения по лестнице с помощью перехвата лучше всего надевать комбинезон 
«Мы любим перехват…» 
По поводу вашего наблюдения за ребенком 
Выводы 
Мануальный интеллект — Переход от стадии V — «ранний кортекс», к стадии VI — «первобытный кортекс «
АКТИВНАЯ ПРОГРАММА РАВНОВЕСИЯ (переход от обычной ходьбы к гимнастике) 
Предпосылки 
Как это работает 
Составляющие элементы успеха 
Упражнения, входящие в активную программу равновесия 
СТАДИЯ V — ЕЖЕДНЕВНЫЙ КОНТРОЛЬНЫЙ ЛИСТОК ДЛЯ МАТЕРЕЙ 
Глава 14 — Стадия VI. Первобытный кортекс 7
Двигательные навыки 7
ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ ДВИГАТЕЛЬНЫХ НАВЫКОВ — СТАДИЯ VI 
Во что должен одеваться бегун 
Здравый смысл вам может многое подсказать 
Правильно выбирайте темп 
Регулярно бегайте по улице одним и тем же маршрутом 
Объясняйте, где и сколько вы будете бегать 
Позаботьтесь о том, чтобы бег доставлял удовольствие 
Переход от бега трусцой па несколько метров к дистанции в несколько километров 
Стадия первая 
График 
Стадия вторая 
График 
Выводы 
Двигательный интеллект — Переход от стадии VI — «первобытный кортекс» к стадии VII — «развитый кортекс» 
Мануальные навыки 
ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ МАНУАЛЬНЫХ НАВЫКОВ — СТАДИЯ VI 
Как должен быть одет ребенок для передвижения по лестнице с помощью перехвата 
Все ежедневно этим занимаются 
Какой высоты должна быть лестница? 
Некоторые другие варианты 
Развивая другие бимануальные навыки 
Выводы 
Мануальный интеллект — Переход от стадии VI — «первобытный кортекс», к стадии VII — «развитый кортекс «
ПРОГРАММА АКТИВНОГО РАВНОВЕСИЯ (от умелого ходока к гимнасту) 
Упражнения, составляющие активную программу равновесия 
ОСНОВНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ ПРОГРАММЫ АКТИВНОГО РАВНОВЕСИЯ 
ГИМНАСТИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ 
Общая продолжительность всей программы 
СТАДИЯ VI — ЕЖЕДНЕВНЫЙ КОНТРОЛЬНЫЙ ЛИСТОК ДЛЯ МАТЕРЕЙ 
Глава 15 — Стадия VII. Развитый кортекс 
Двигательные навыки 
ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ ДВИГАТЕЛЬНЫХ НАВЫКОВ — СТАДИЯ VII 
Ваш ребенок левша или правша? 
Обучайте своего ребенка любым видам физической активности 
Выводы 
Мануальные навыки 
Письмо 
Выводы 
ПОСЛЕСЛОВИЕ 
ПРИЗНАТЕЛЬНОСТЬ 
Приложения к разделу 
Дополнительная информация для родителей, касающаяся плавания 
Приспособления для развития ребенка, которые вы изготовите сами 
Трек для ползания 
Как сделать ребенку шейный воротник 
Домашний турник 
Трапеция 
Как изготовить балку для программы на развитие вестибулярного аппарата 
Создание лестницы для передвижения с помощью перехвата

РАЗДЕЛ 3
Как увеличить умственный потенциал вашего ребенка 
Глава 1 — Тихая революция 
Знания ведут к добру. 
Глава 2 — Природа мифов 10
Глава 3 — Происхождение гения 
Глава 4 — Быть умным — это хорошо, а не плохо 
Глава 5 — Наследственность, окружающая среда и интеллект 
Глава 6 — Гомо сапиенс, генетический дар 
Глава 7 — Как познавал Леонардо 
Папа, как смог этот маленький человечек забраться в телевизор? 
Глава 8 — Все дети являются лингвистическими гениями 
Глава 9 — От рождения до шести лет 
Способность усваивать новые факты обратно пропорциональна возрасту. 
Кривые способности и мудрости 
Годовалого ребенка учить легче, чем семилетнего. 
Годовалого ребенка научить читать легче, чем семилетнего. 
Годовалый ребенок легче усвоит основы знаний об окружающем мире, чем это сделает семилетний. 
Годовалого ребенка научить математике легче, чем семилетнего. 
Годовалый ребенок легче воспринимает информацию, чем семилетний. 
Если вы сообщите ребенку факты, то он сам станет отыскивать те правила, которым они подчиняются. 
Если сначала научить ребенка законам, то в результате он вряд ли сможет обнаружить подтверждающие эти законы факты. 
Первые шесть лет жизни — это время возникновения гениев. 
Прежде чем ребенку исполнится шесть лет, его легко сделать гением. 
Глава 10 — Что на самом деле означает коэффициент интеллекта (IQ)? 
Глава 11 — О мотивации и тестировании 
Глава 12 — Не использовать мозг — значит потерять его 
СРАВНИТЕЛЬНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ ПАМЯТИ 
Глава 13 — Хорошие родители воспитывают будущих хороших родителей 
Процесс познания приносит радость обоим — матери и ребенку. 
Чем меньше ребенок, тем большее значение для него имеет количество и качество времени, которое он проводит со своими родителями. 
Глава 14 — Гениев не может быть слишком много 
Глава 15 — Как можно использовать 30 секунд 
Глава 16 — Как учить вашего ребенка 
С какого возраста начинать? 
Родительский подход и родительское отношение 
Уважение и доверие 
Если сомневаетесь — положитесь на своего малыша 
Всегда говорите ребенку правду 
Когда ребенок задает вам вопрос, отвечайте искренне, достоверно и с энтузиазмом 
Смелее высказывайте свою точку зрения 
Лучшее время для обучения 
Подходящая обстановка 
Оптимальная продолжительность занятий 
Всегда останавливайтесь прежде, чем ваш ребенок сам этого захочет 
Способ и манера обучения 
Введение нового материала 
Организованность и постоянство 
Тестирование 
Подготовка учебного материала 
Глава 17 — Как научить вашего ребенка читать 
Приготовление материала 
ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ ОБУЧЕНИЯ ЧТЕНИЮ 
ПЕРВЫЙ ЭТАП (отдельные слова) 
Части тела 
Предметы домашнего обихода 
Личные вещи 
Продукты питания 
Животные 
Действия 
ВТОРОЙ ЭТАП (словосочетания) 
ТРЕТИЙ ЭТАП (простые предложения) 
ЧЕТВЕРТЫЙ ЭТАП (распространенные предложения) 
ПЯТЫЙ ЭТАП (книги) 
Выводы 
Глава 18 — Как дать ребенку энциклопедические знания 
Что из себя представляют карточки «бит интеллекта»? 
Как изготавливать карточки «бит интеллекта» 
Выводы 
Категории карточек «бит интеллекта» 
Почему так важны категории? 
Выбор категорий 
Как учить, используя карточки «бит интеллекта» 
ОДНО ЗАНЯТИЕ 
ЧАСТОТА 
ИНТЕНСИВНОСТЬ 
ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ 
ЕЖЕДНЕВНЫЕ ЗАНЯТИЯ 
ДОБАВЛЕНИЕ НОВОЙ ИНФОРМАЦИИ И УДАЛЕНИЕ СТАРОЙ 
ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ ЖИЗНИ ОДНОЙ КАРТОЧКИ 
ЧТО ИЗ СЕБЯ ПРЕДСТАВЛЯЕТ «ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ ПРОГРАММА»? 
ДРУГИЕ ОСОБЕННОСТИ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ 
КАК СОСТАВИТЬ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНУЮ ПРОГРАММУ 
Как обучать интеллектуальным программам 
ОДНО ЗАНЯТИЕ 
ЕЖЕДНЕВНЫЕ ЗАНЯТИЯ 
ДОБАВЛЕНИЕ НОВЫХ ПРОГРАММ И УДАЛЕНИЕ СТАРЫХ 
УРОВНИ ПРОГРАММ 
Выводы 
Глава 19 — Каким образом дети могут мгновенно считать? 
Глава 20 — Как научить вашего ребенка считать 
Подготовка учебного материала 
Лицевая сторона Оборотная сторона 
ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ ОБУЧЕНИЯ СЧЕТУ 
ПЕРВЫЙ ЭТАП (понятие количества) 
ЕЖЕДНЕВНАЯ ПРОГРАММА (начиная со второго дня занятий) 
ВТОРОЙ ЭТАП (уравнения) 
ЕЖЕДНЕВНАЯ ПРОГРАММА 
ТРЕТИЙ ЭТАП (решение задач) 
ЧЕТВЕРТЫЙ ЭТАП (цифры) 
ПЯТЫЙ ЭТАП (уравнения с цифрами) 
Глава 21 — Чудо заключено в ребенке и… в вас самих 
Благодарность

Приложение к разделу 3 
Двигательные навыки 
Мануальные навыки 
Языковые навыки 
Тактильные навыки 
Слуховые (аудиторные) навыки 
Зрительные (визуальные) навыки

Скачать книгу. Распространяется бесплатно

Источник

Авторизация

или

  • OK

Поиск по автору

ФИО или ник содержит:

А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О
П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Все авторы

Поиск по серии

Название серии содержит:

Все серии

Поиск по жанру

  • Деловая литература
  • Детективы
  • Детские
  • Документальные
  • Дом и Семья
  • Драматургия
  • Другие
  • Журналы, газеты
  • Искусство, Культура, Дизайн
  • Компьютеры и Интернет
  • Любовные романы
  • Научные
  • Поэзия
  • Приключения
  • Проза
  • Религия и духовность
  • Справочная литература
  • Старинная литература
  • Техника
  • Триллеры
  • Учебники и пособия
  • Фантастика
  • Фольклор
  • Юмор

Последние комментарии

Масяна

Масяна

Жена по ошибке

Книга понравилась

Tararam

Tararam

Гонка для альфы [ЛП]

Не самый интересный роман про перевёртышей. Написано (а может быть переведено) слегка сумбурно. Почитаем дальше.

Tararam

Tararam

Бунт страсти на острове [litres с оптимизированной обложкой]

 В этом романе хотя бы есть смысл фиктивного брака. Малышка не ужасна. Но уж очень затянуто меряние «чей папаша хуже». 
Оценила чуть выше троечки.

Tararam

Tararam

Там, где кончается волшебство

Интересно, своеобразно и местами мозголомательно. 

lena44

lena44

Эквей. Одна из пяти (СИ)

Прочитала с огромным удовольствие !! Автор браво!!!

Temperance

Temperance

Как сварить хорошее зелье

Не смогла дочитать, как-то все по-детски написано. Характеры главных героев вообще не соответствуют занимаемой им должности. Работают начальниками СБ, а ведут себя как школьники.

Tararam

Tararam

Решил, что я твоя? [To Sin with the Tycoon]

 Сюжет и его развитие из шаблонных: босс-миллионер и строптивая секретарша-серая мышка. На один раз прочитать.

Главная » Книги » Доман Глен

 
 

Гармоничное развитие ребенка

Гармоничное развитие ребенка

Автор: Доман Глен Жанр: Здоровье
Год: 1996 Добавил: Admin 10 Июн 12 Проверил: Admin 10 Июн 12
Формат:
 DOC (1588 Kb)

  • Currently 0.00/5

Рейтинг: 0.0/5 (Всего голосов: 0)

Аннотация

Гармоничное развитие ребенка

Объявления

Загрузка…

Где купить?

Нравится книга? Поделись с друзьями!

Другие книги автора Доман Глен

Как научить ребенка читать, или Тихая нежная революция

Как научить ребенка читать, или Тихая нежная революция

Похожие книги

Массаж при заболеваниях опорно-двигательного аппарата

Массаж при заболеваниях опорно-двигательного аппарата

Искусство дыхания. Шесть простых уроков для достижения успеха, здоровья и процветания

Искусство дыхания. Шесть простых уроков для достижения успеха, здоровья и процветания

Курение: Тонкости, хитрости и секреты

Курение: Тонкости, хитрости и секреты

Золотые рецепты натуропатии

Золотые рецепты натуропатии

Здоровье женщины

Здоровье женщины

Все об обычном растительном масле

Все об обычном растительном масле

Три пользы

Три пользы

Лекарства, которые нас убивают

Лекарства, которые нас убивают

Агни-йога о мысли

Агни-йога о мысли

Сборник бесед 3: «Начало мужское и женское»

Сборник бесед 3: «Начало мужское и женское»

Лечение соками

Лечение соками

Питание при заболеваниях печени и желчных путей

Питание при заболеваниях печени и желчных путей

Комментарии к книге «Гармоничное развитие ребенка»


Комментарий не найдено

Чтобы оставить комментарий или поставить оценку книге Вам нужно зайти на сайт или зарегистрироваться

 

Источник

АСЯ ШТЕЙН

Еще совсем недавно большинство родителей и не помышляло о том, чтобы самостоятельно учить своих маленьких детей, а сегодня раннее развитие стало реальностью нашей жизни. Все больше родителей повторяют вслед за японскими педагогами: «после трех уже поздно». В популярных журналах для родителей обсуждаются достоинства и недостатки различных систем раннего развития. Пожалуй, самое неоднозначное отношение вызывает методика Глена Домана.

Все началось в сороковые годы, когда молодой врач-нейрохирург Доман начал разрабатывать систему реабилитации детей c тяжелыми поражениями центральной нервной системы. C помощью внешних раздражителей он пытался стимулировать «резервные» клетки головного мозга, не пораженные болезнью. Чтобы дети начали фиксировать взгляд, им стали показывать карточки с нарисованными красными точками, постепенно увеличивая их количество и интенсивность занятий. Потом — слова, картинки … Метод сработал. После месяцев упорного труда мозг безнадежно больных детей начинал функционировать и развиваться, они двигались, говорили. Более того, занимаясь по методике Домана, многие из тех, кого еще вчера считали умственно отсталыми, не только догоняли, но со временем могли и перегнать сверстников в интеллектуальном развитии, учились намного раньше срока читать, писать, считать, выполняли сложные гимнастические упражнения. Столь оглушительный успех завораживал, и методику начали использовать и при обучении здоровых детей.

Будучи ученым-нейрофизиологом, Доман открыл и доказал важнейший закон: мозг растет и развивается лишь в том случае, если он работает. И чем интенсивнее будет нагрузка на мозг малыша в первые годы его жизни, тем лучше разовьется его интеллект. Чем больше мы с самого рождения поощряем малыша двигаться, тем быстрее идет формирование мозга, тем более совершенными и зрелыми будут его клетки и тем выше (по терминологии Домана) будет и его двигательный интеллект. Это значит, что малыш гораздо раньше общепринятых сроков начнет самостоятельно ползать, сидеть, ходить. А как только ребенок осваивает тот или иной двигательный навык, начинает развиваться следующий, более высокий отдел мозга. Ну, а чем быстрее идет формирование высших отделов (и особенно коры) головного мозга, тем умнее и сообразительнее будет ваш малыш.

Не менее важно для нас и другое открытие Домана: мозг ребенка с самого рождения запрограммирован на обучение, и пока идет его активный рост (после трех лет он существенно замедляется, а после шести практически прекращается), ребенку не требуется никакой дополнительной мотивации для обучения. Если грамотно организовать процесс, любой ребенок с наслаждением будет учиться всему, что вы ему предложите. И делать он это будет с такой легкостью, которая и не снилась детям школьного возраста.

Институт, который возглавляет Глен Доман, разработал подробные методики обучения маленьких детей чтению, математике, истории, естествознанию, другим дисциплинам. Все они основаны на одном и том же принципе. На карточках определенного стандартного размера пишутся слова, приклеиваются изображения растений, животных, планет, портреты исторических деятелей, хаотически разбросанные на листе точки в количестве от одного до бесконечности, цифры, математические примеры. Карточки разделяются на тематические серии, и затем их в течение дня необходимо сериями показывать ребенку. К примеру, десять раз в день по десять секунд — десять карточек со словами, точками, изображениями птиц, архитектурными сооружениями и так далее. Со временем программа усложняется, и про каждый объект сообщается тот или иной новый факт (где обитает птица, в какую геологическую эпоху сформировалась горная порода и т.д.). По мнению Домана и его последователей, все это не просто способствует формированию высокого интеллекта. Следуя предложенным методикам, абсолютно из каждого ребенка можно воспитать гения. Выглядит это весьма заманчиво.

И все-таки, в опыте Домана многое настораживает. Во-первых, эта система требует от родителей, в первую очередь, от матери полного самоотречения, ее жизнь посвящается только обучению ребенка. В течение многих лет ей предстоит изготавливать тысячи карточек с точками, словами, изображениями животных, растений и исторических деятелей, а затем загружать головку своего ребенка, словно компьютер, этими «битами информации», как называет их сам Доман.

Во-вторых, в системе Домана ребенок является пассивным объектом обучения. Он сидит, а мама показывает ему то одну, то другую серию карточек, сообщая строго определенный набор сведений о каждой. Давать карточки в руки, «отвлекаться на посторонние вопросы» — не положено. Не получается диалога, не получается совместного творчества, а в результате возникает вопрос: а зачем вообще все это нужно? Ведь обученный таким образом ребенок вырастет абсолютно пассивным, не способным применить свои знания на практике ни в одной области. А заложенное в любом малыше от рождения стремление к творчеству и самостоятельному познанию мира будет задушено в зародыше.

В-третьих, если использовать при обучении только карточки, то есть, картинки с подписями, у ребенка не формируется текстовое мышление: умение самостоятельно читать (или слушать) и анализировать текст, добывать из него необходимую информацию. Чтобы у малыша была нормально развита речь, вовремя сформировались тонкие функции интерпретации текста, ему необходимо слушать как можно больше сказок, песен, стихов, причем они не всегда должны сопровождаться картинками, чтобы мозг малыша научился самостоятельно достраивать зрительный ряд к тексту. Мама должна обязательно играть с ним в традиционные потешки, пестушки и пальчиковые игры. Увы, для подобных занятий в системе Домана не остается ни времени, ни места.

Доман постоянно сравнивает человеческий мозг с компьютером, очень совершенным, наделенным огромным запасом памяти, но все-таки, компьютером, который для успешной работы необходимо снабдить хорошей базой данных. Но живой мальчик или девочка отличается от компьютера тем, что им нужно не только получить некий объем информации.

Прежде всего, малышу необходимо понять и усвоить нечто такое, чего не распишешь на карточках: осознать свое место в мироздании, научиться строить отношения с другими детьми и взрослыми, отработать в ролевых играх различные житейские ситуации. А система Домана предполагает, что мир малыша будет ограничен рамками семьи. При столь интенсивных занятиях ребенку просто некогда будет общаться со сверстниками, проводить же подобные занятия в детских садах невозможно: эта система ориентирована исключительно на обучение в семье. Кроме того, Доман уверен, что детям абсолютно незачем играть в обычные детские игры и игрушки. По его мнению, их создали взрослые, чтобы отвязаться от детей, а сами дети хотят только учиться и решать серьезные «взрослые» проблемы. Но на самом деле спонтанная творческая игра абсолютно необходима детям для нормального интеллектуального и эмоционального развития. Лишив малыша «бесполезных» кукол и машинок мы превратили бы его в холодноватого «знайку», не способного к нормальным человеческим эмоциям и переживаниям.

К счастью, у младенцев прекрасно развит инстинкт самосохранения, и они обычно столь активно протестуют против подобных занятий, что родителям приходится искать другие способы обучения. Например, француженка Сессиль Лупан в своей книге «Поверь в свое дитя» рассказывает, как смогла адаптировать систему Домана для своих детей. А из нее действительно можно многое позаимствовать. Нужно лишь умело сочетать элементы этой системы с другими методиками раннего развития.

Физическое развитие. В принципе, широко популярная у нас динамическая гимнастика для младенцев вполне заменяет упражнения, которые предлагает выполнять Доман, и многие родители интуитивно делают со своими детьми именно то, о чем он пишет. Но есть одно существенное отличие.

Но есть одно существенное отличие. Доман предлагает закреплять у новорожденных ползательный рефлекс, что ведет к стремительному росту нижних отделов мозга. Сделать это совсем несложно. С самого рождения малыша нужно помещать в специальное приспособление, трек для ползания (его подробное описание можно найти в книге Г. Домана «Как сделать ребенка физически совершенным»). Можно заменить трек двумя книжными полками, поставленными на полу так, чтобы малыш, лежа между ними на животе, касался их бедрами и предплечьями. Благодаря этому будет срабатывать тот врожденный рефлекс, который помог крохе выкарабкаться из маминого животика, и, едва появившись на свет, малыш сможет проползать довольно значительные дистанции. Кладите малыша в трек на время дневного сна или, если вас шокирует, что кроха будет спать на полу, давайте ему поползать, пока он бодрствует. Если вы все будете делать правильно, ваш малыш начнет по-настоящему ползать на четвереньках уже к четырем месяцам. Представляете, как много он узнает, пока его сверстники будут лежать в кроватках и манежах!

Чтение. Методика, по которой Доман предлагает учить ребенка читать, основывается на механическом запоминании слов, которые по много раз в день показывают малышу. Доман считает, что со временем малыш на основании собственного опыта поймет законы, по которым письмо передает устную речь. На практике дети редко улавливают связь между заученными словами и звучащей речью, и их все равно приходится учить читать. Так что стоит с самого начала опереться на методику, которая позволит ребенку структурировать речь. Идеально для обучения маленьких детей подходит методика Зайцева. А параллельно с изучением складовых кубиков можно вводить и слова, но только те, которые ребенку уже хорошо известны и которые он умеет говорить сам. Каждое новое слово, освоенное малышом, записывайте на карточку и вставляйте в особый альбом, который регулярно просматривайте вместе с крохой. Когда малыш начет говорить словосочетания и предложения, записывайте и их. Со временем можно будет начать писать крупными, четкими буквами (не меньше 2 см. в высоту) небольшие сказки или рассказики читать их вместе с крохой. Все это поможет ему освоить письменную речь также легко и естественно, как и устную.

Математика. По мнению Домана, ребенок при устном счете должен оперировать количеством, а не знаками (когда нам говорят, к примеру, сто двадцать четыре, представляем себе число 124, записанное цифрами, а не реальное количество). Доман полагает, что, если регулярно и с достаточной интенсивностью показывать детям карточки, на которых будут нарисованы точки от одной до бесконечности, они научатся с ходу определять количество предметов, не пересчитывая их, и это поможет им выполнять в уме арифметические действия с большими числами. Возможно, это было бы и неплохо, но методика столь трудоемка, что воплотить ее в жизнь вряд ли представляется возможным. Но в одном Доман прав. Малыш должен сначала очень хорошо понять, что такое количество, и лишь когда он реально будет представлять себе, что такое девять яблок или шесть собак, его можно знакомить с цифрами. Хорошим подспорьем при обучении счету может стать и пособие Зайцева «Тысяча+», основанное примерно на том же принципе.

Энциклопедические знания. Пожалуй, это самый сложный и спорный аспект системы Домана. С одной стороны, очень соблазнительной кажется идея научить совсем маленького ребенка истории и географии, палеонтологии и искусствознанию. Не правда ли, умилительно выглядит маленький вундеркинд, непринужденно упоминающий мастодонта и гигантского палочника, помнящий год падения Римской империи и сходу находящий на географической карте гору Килиманджаро. И все же, мы можем сообщить малышу сколько угодно важных и интересных сведений, заполнить его головку сотнями и даже тысячами байтов информации, но это вряд ли сделает его умнее или образованнее. Ведь мало знать те или иные факты. Надо уметь их анализировать и правильно в нужный момент ими воспользоваться. А для этого уже требуется определенный опыт и интеллектуальная зрелость.

Поэтому будет гораздо полезнее, если вы будете знакомить малыша с теми фактами, с которыми он так или иначе соприкасается в жизни или встречается с ними в сказках, песнях, играх. К примеру, можно показывать малышу карточки с предметами обихода, фруктами и овощами, растениями местности, в которой вы живете, домашними и дикими животными, которых он может увидеть или о которых рассказывается в его книжках. Очень полезны карточки, изображающие, что делают дети (идет, сидит, плавает, пьет из бутылочки, улыбается, спит). Можно сделать серию карточек, на которых будут изображены представители различных профессий: маляр, шофер, рыбак, врач, продавец, клоун и т.д. Все это не только расширяет кругозор малыша, но и развивает его речь. Для удобства карточки вставьте в фотоальбомы или папки с прозрачными кармашками