Гимнастика как средство и метод физического воспитания и развития ребенка
Гимнастика (от греч. «гимнос» — обнаженный) — система специально подобранных физических упражнений и научно разработанных методических положений, направленных на решение задач всестороннего физического развития и оздоровления ребенка.
Задача гимнастики — формирование правильной осанки, коррекция различных деформаций тела, воспитание умения владеть им.
Гимнастика и ее методы способствуют повышению общей физической подготовленности ребенка и помогают успешнее решать задачи физического воспитания
ВИДЫ ГИМНАСТИКИ И ИХ ХАРАКТЕРИСТИКА
Общеразвивающая (к ней относятся — основная гимнастика, гигиеническая и др.), гимнастика со спортивной направленностью, включающая в себя элементы, доступные детям и направленные на повышение их общей физической подготовленности (к ней относятся художественная гимнастика, атлетическая и др.), прикладная, или лечебная.
Основная гимнастика. Основная гимнастика направлена на укрепление здоровья, общей физической подготовленности, закаливание организма, воспитание правильной осанки, укрепление внутренних органов и их систем (сердечно-сосудистой, дыхательной, эндокринной).
Гигиеническая гимнастика направлена на укрепление здоровья ребенка, воспитание правильной осанки, совершенствование функциональных систем организма. Средствами гигиенической гимнастики являются общеразвивающие упражнения в сочетании с закаливающими: водными, воздушными и солнечными процедурами; массажем и самомассажем.
Гимнастика со спортивной направленностью имеет целью повышение общей физической подготовленности человека. В работе с детьми дошкольного возраста можно применять только ее элементы.
Художественная гимнастика включает в себя упражнения со спортивной направленностью. Это могут быть упражнения без предметов или с предметами, а также упражнения с неопорными прыжками. Отличительной особенностью художественной гимнастики является связь с музыкой и элементами танца, эмоциональная выразительность движений, их красота и грациозность, что в значительной мере способствует эстетическому воспитанию.
К спортивным видам гимнастики относится акробатика (от греч. — «подымающийся вверх»). В дошкольных учреждениях используются отдельные элементы акробатики, в основном это подводящие к акробатическим упражнениям движения, которые подготавливают ребенка к выполнению упражнений в школьном возрасте.
Ритмическая гимнастика представляет собой систему физических упражнений, выполняемых под музыку. Ритмическая гимнастика способствует развитию у детей мышечной свободы, выразительности, красоты, грациозности, ритмичности движений. Она развивает музыкальность, формирует чувство ритма.
Ритмическая гимнастика в дошкольных учреждениях включается в разные формы двигательной деятельности: в утреннюю гимнастику, в вводную часть физкультурных занятий или как ритмические блоки в основную их часть и другие виды деятельности.
Прикладная гимнастика. К прикладной гимнастике относится лечебная гимнастика, или лечебная физкультура, направленная на восстановление здоровья. Она используется для улучшения состояния нервной системы, повышения тонуса организма, снятия отрицательных эмоций, улучшения телосложения, исправления осанки.
ГИМНАСТИКА КАК СРЕДСТВО И МЕТОД ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ РЕБЕНКА
Составитель: воспитатель гр. №6
«Теремок»
Медвецкая А.О.
Источник
В термин «гимнастика» входит большое количество понятий, включающее разнообразные средства, методы, которые направлены на всестороннее физическое развитие, а также полноценное воспитание личности. Базовое физическое воспитание основано на системе применяемых специальных элементов, которые направлены на гармоничное физическое развитие человеческого организма. Занятия начинают применять с раннего возраста, тренировки могут проходить на протяжении всей жизни, до глубокой старости.
Особенности
Выполняя гимнастические упражнения формируются навыки, которые являются жизненно необходимыми, происходит развитие физических качеств, включая совершенствование ловкости, быстроты, воспитанию силы, гибкости, повышенную выносливость, способствует построению воли, твердого характера, при этом формируя дисциплинированность. Занятия развивают память, логическое мышление. Построение правильной осанки, возможность скорректировать имеющиеся деформации организма, уверенное владение телом – все это является задачей, которая решается при помощи гимнастики. С младенческого возраста гимнастика как средство и метод физического воспитания ребенка регулярно проводится в дошкольных учреждениях, охватывая все возрастные группы.
У гимнастики имеются определенные средства, чтобы решить поставленные задачи в плане воспитания и оздоровления детей, способствуя их физическому развитию, помогая совершенствовать точность упражнений. Регламент, установленный при проведении, а также для организации занятий позволяет осознанно и самостоятельно выполнять упражнения, развивает творческие направления, способствует воспитанию органичной организованности.
Применение музыкального сопровождения при обучении, позволяет повысить эмоциональность на уроках, развивает ритмичность, эстетику, позволяет повысить выразительность выполняемых элементов, что способствует положительному влиянию, воздействующему на личность детей в целом и их организм в частности. Для решения поставленных задач правильно распределяют учебные задания, применяют научные методы для расчета элементов, изучают всевозможные упражнения для творческой переработки их использования. Следовательно, применяемые методы имеют возможность повысить физическую подготовку, воспитывает у детей потребность к самостоятельным спортивным занятиям.
Основная гимнастика делает упор на занятия, способствующие укреплению иммунитета, закаливанию всего организма, правильной и красивой осанки, развитой физической формы. Физкультура, занятия которой проводят на основе гимнастических упражнений распространена повсеместно и по различным возрастным группам.
Средства
В основной гимнастике наиболее употребимы элементы из строевых, общеразвивающих, а также упражнений, которые составляют основу гимнастических комплексов. Применяются для выполнения определенных элементов разнообразные гимнастические снаряды, прочий физкультурный инвентарь. Регулярные занятия подобной физкультурой приводят к улучшению работы организма в целом, его органов в частности, повышается метаболизм (обмен веществ), происходит значительное укрепление нервно-мышечного аппарата. По мнению российских ученых гимнастика помогает поднять физическую работоспособность, дает возможность для лучшего отдыха.
Используя средства основной гимнастики, педагог может провести многозадачные творческие занятия. Воплощая их реализуются оздоровительные, воспитательные, необходимые образовательные задачи, что позволяет обучаемым освоить специальные знания, необходимые навыки и умения.
К подобным знаниям относят сведения об основной гимнастике, включающих в себя технику исполнения отдельных элементов, физические законы, которые лежат в основе организованного выполнения движений, какие действия производить для улучшения определенных органов, различных систем организма, чтобы повысить их возможности, развить двигательные, психические способности для выбранной деятельности.
Основой физкультуры является усвоение сведений для правильного исполнения основных элементов. Решение проблемы изучения теории и освоению практики физкультуры взаимосвязано с проблематикой развития определенных произвольных упражнений изучаемого онтогенеза человека. Естественность основных элементов сопровождает детей с наиболее раннего возраста, что способствует гармоничному развитию, совершенствованию личности.
Важно подобрать правильную нагрузку, которая определяется характером упражнений, скоростью выполнения, количеством и трудоемкостью выполняемых элементов, принимаемым исходным положением. Включается учет динамичности или статичности упражнений.
Виды
Характеристика содержания гигиенической гимнастики заключена в укреплении здоровья детей, воспитания правильной красивой осанки, оптимальное усовершенствование разных систем организма. Упражнения применяют из группы общеразвивающих в комплексе с закаливанием, куда входят водные, воздушные и солнечные ванны, применением массажа и самомассажа. Гигиеническая гимнастика охватывает возрастные группы всех категорий.
Художественная гимнастика применяет спортивные упражнения с применением различных предметов, также без них. Занятия проводятся с музыкальным сопровождением. Подобные занятия помогают эстетическому воспитанию обучающихся. Важно достигнуть доступности выполняемых упражнений для обучаемых, добиться грациозности, естественности, гармоничности движений. Упражнения направлены на развитие равновесия — с поворотами, бегом, с различными прыжками, элементами, включающими танцевальные движения и с разнообразными предметами. Упражнения, задействованные из средств художественной гимнастики ориентированы на координацию движений, их выполняют с разной скоростью, используя востребованные напряжения мышц.
Применение художественных упражнений, включая танцевальные элементы, особой ритмичностью, отличающихся грациозностью, наиболее востребованы в занятия художественной гимнастики. Проводимые уроки, сопровождаемые музыкой, поощряют импровизацию. К элементам относят разные повороты, прыжки, танцевальные шаги, вращения из которых составляются композиции, гармонирующие с музыкой. При проведении мероприятий в учреждениях для дошкольников, тоже используют доступные для детей художественные движения.
Акробатика у дошкольников применяется отдельными элементами, подготавливающими мышцы к более серьезным упражнениям уже в старшем возрасте. Под контролем педагога выполняются кувырки, движения на растяжку. По рекомендациям исследователей, необходимо для щадящего режима позвоночника, для избегания возможных смещений, надевать детям шейные воротники или стелить мягкие коврики, во время осваивания кувырков. Обучение детей новых элементов проводят под контролем взрослых.
В детсадах применяют упражнения из ритмической гимнастики, которая представляется системой упражнений, исполняемых в музыкальном сопровождении. Подобные занятия развивают мышечную свободу детей, воспитывают выразительность, ритмичность исполняемых элементов, непосредственность, грациозность, красоту. Происходит формирование чувства ритма, развития музыкальности, что способствует гармоничности развития обучаемого. Рекомендуемые элементы из ритмической гимнастики также включают в утреннюю зарядку, физкультурные занятия, разные мероприятия. Лечебная физкультура, которая направлена для восстановления здорового состояния организма, используется для коррекции осанки, телосложения, улучшения работы нервной системы.
Польза
Основные элементы движений становятся базовыми для любого человека, к ним относятся привычные для всех ходьба, бег, лазанье и прочее. Необходимым для любых элементов стало чувство равновесия, формирующиеся упражнения на динамическом характере, задействуют мышцы, возрастает жизнедеятельность, активизируются функциональные процессы, на организм оказывается благотворное влияние, способствующие гармоничному развитию ребенка помогающее его оздоровлению.
Развитие движений происходит благодаря воспитанию одного, может быть нескольких процессов, среди этих процессов выделяют познавательные, волевые, разные эмоциональные, психологические.
Благодаря движениям формируются следующие ориентировки: в пространстве, способность определить направление движения, расстояние и расположение предмета, развитый глазомер, выдерживание определенного темпа, проведение ориентировки при строевых движениях, ориентирование при меняющихся совместных действиях. Все вышеперечисленное помогает воспитывать умения учитывать окружающие условия, совершать целенаправленные действия.
Подобные действия формируют условные рефлексы, которые постепенно образуются во время воспитания ребенка и его обучения, эти движения продолжают развиваться, далее формируются двигательные стереотипы.
Особенности занятий
Замечено, что многократно проводя однотипные движения в повторяющейся последовательности возникают временные связи, которые далее автоматизируются. Возникшие стереотипы имеют большую устойчивость у маленьких детей.
На протяжении обучения и формирования движений пристальное внимание должно уделяться постепенному развитию динамичного стереотипа, необходимых способностей для умения быстро приспосабливаться к окружающей среде.
Основные движения подразделяют на циклические, которые характеризуются однообразными циклами, регулярно повторяющимися. Примером таких движений может послужить ходьба.
Такие элементы очень быстро автоматизируются. Объяснения этому в регулярном повторении определенных циклов, которые закрепляются в развитую систему. Ритм движения непосредственно вырабатывается благодаря многократно повторяющейся последовательности проводящихся двигательных фаз.
А уже ациклический тип элементов выражен отсутствием повторных циклов. К примеру – прыжки. Подобные элементы усваиваются медленней, чем циклические, поскольку требует усложненной координации, большей сосредоточенности и принятия волевого усилия.
Обучение детей навыкам ходьбы, взаимосвязано с осанкой, шагом, устремленным вперед, согласованностью движений между руками, ногами, развитием свода стопы.
Следовательно, в зависимости от принимаемого темпа ходьбы напрямую зависит степень физической нагрузки и количество энергии затрачиваемое при этом. Обмен веществ повышается при обыкновенном темпе ходьбы, когда в движения вовлекаются как мускулатура, так и сердечно-сосудистая и дыхательная системы. Подобный дозированный темп ходьбы не очень утомляет детей. Объясняется это тем, что мышцы ног чередуют напряжения и расслабления мускулатуры, задействован автоматизм и заданная ритмичность ходьбы.
Известно, что повышенный пульс замедляется и приходит в норму при переходе на замедленный темп, это приводит к понижению физической нагрузки, поэтому ходьбу в медленном темпе нужно применять как разслабляющее упражнение после того, как дети занимались интенсивными движениями.
У маленьких детей периодически можно наблюдать неравномерный темп проводимых упражнений, они могут идти быстро или замедлять шаги. После года, дети ходят как им удобно. После двух лет практически все дети умеют согласовывать движения своих рук и ног не путаться при ходьбе, уверенно соблюдать направление, могут переходить от бега к неторопливой ходьбе и обратно.
Влияние на здоровье
Воспитатели должны обращать пристальное внимание на осанку детей, корректировать ее по возможности, согласованности движений их рук и ног, регулировать дыхание: через три шага делается вдох, через четыре шага – выдох, контролировать манеру ходьбы, ее изменение в упражнениях.
Для профилактики плоскостопия и улучшения навыков ходьбы применяют специальные упражнения. Ходят на носочках, с напряжением мышц на голени, что служит укреплению свода стопы. Исполняемое упражнение помогает выпрямлению позвоночника, продуцирует короткие шаги, более короткие взмахи ручек. Следующие виды ходьбы: ходят на наружных краешках стоп, немного крадучись, на присогнутых ногах, босиком по лестнице, захватывая ее перекладинки пальцами, стоя на месте перекатываться с пяток на носочки.
Чувство равновесия развивают, помогают совершенствовать в игровых, спортивных действиях. Здесь задействованы велосипеды, роликовые коньки, детские лыжи, другие приспособления.
Применяемые в дошкольном возрасте самые разные упражнения направлены для формирования, эффективного развития базовых основных движений, проводимые занятия является хорошей подготовкой детей к школьному обучению и жизни в быту.
Чтобы достичь благоприятных результатов, развивая и усовершенствуя основные элементы движений, принятое обучение необходимо проводить согласно требованиям программы, которая составлена, учитывая все возрастные особенности, для развития и разнообразных функциональных возможностей детского организма, всех возрастных групп дошкольного возраста.
Источник
ГИМНАСТИКА
ДЛЯ
ДЕТЕЙ
ДОШКОЛЬНОГО
ВОЗРАСТА
Гимнастика
(от
греч.
«гимнос»
— обнаженный)
— система
специально
подобранных
физических
упражнений
и
научно
разработанных
методических
положений,
направленных
на
решение
задач
всестороннего
физического
развития
и
оздоровления
ребенка.
Она
предполагает
оздоровление
и
всестороннюю
физическую
подготовленность
ребенка
к
разнообразной
деятельности,
формирование
физического
совершенства.
Гимнастика
способствует
воспитанию
жизненно
важных
двигательных
навыков,
а
также
придает
движениям
красоту,
грациозность,
точность.
Она
обеспечивает
развитие
и
психофизических
качеств,
таких,
как
ловкость,
быстрота,
сила,
гибкость,
выносливость;
формирует
волю,
характер,
дисциплинированность,
развивает
память,
мышление.
Специфической
задачей
гимнастики
является
формирование
правильной
осанки,
коррекция
различных
деформаций
тела,
воспитание
умения
владеть
им.
Начиная
с
младенчества,
гимнастика
применяется
во
всех
возрастных
группах
дошкольного
возраста.
Сама
по
себе
она
является
важнейшим
методом
физического
воспитания.
Гимнастика
располагает
существенными
средствами
для
решения
воспитательных
и
оздоровительных
задач,
точного
выполнения
движений,
совершенствования
техники
их
выполнения.
Регламентированный
порядок
занятий,
организация
обучения
обеспечивают
осознанное
и
самостоятельное
выполнение
движений,
развитие
творчества, воспитание организованности.
Гимнастика повышает
эмоциональность
занятий,
воспитывает
эстетический
вкус,
ритмичность
и
выразительность
движений.
Ее
влияние
на
организм
и
личность
ребенка
усиливается
под
воздействием
музыки.
Важную
роль
в
организации
гимнастических
упражнений
играет
обучение,
в
процессе
которого
воспитывается
умение
оценить
свои
двигательные
возможности,
усвоить
общие
закономерности
двигательной
деятельности.
Осуществлению
этой
задачи
способствует
распределение
учебных
заданий,
применение
анализа
и
син
ВИДЫГИМНАСТИКИИИХХАРАКТЕРИСТИКА
Всистеме
физического
воспитания
ребенка
дошкольного
возраста
выделяются
различные
виды
гимнастики:
общеразвиваю-щая
(к
ней
относятся
— основная
гимнастика,
гигиеническая
и
др.),
гимнастика
со
спортивной
направленностью,
включающая
в
себя
элементы,
доступные
детям
и
направленные
на
повышение
их
общей
физической
подготовленности
(к
ней
относятся
художественная
гимнастика,
атлетическая
и
др.),
прикладная,
или
лечебная.
Основнаягимнастика.
Основная
гимнастика
направлена
на
укрепление
здоровья,
общей
физической
подготовленности,
закаливание
организма,
воспитание
правильной
осанки,
укрепление
внутренних
органов
и
их
систем
(сердечно-сосудистой,
дыхательной,
эндокринной).
В
содержание
основной
гимнастики
входят
строевые
(упражнения
в
построении
и
перестроении),
общеразвивающие
и
основные
движения.
Выполнение
физических
упражнений
проводится
на
гимнастических
снарядах
и
с
использованием
физкультурного
инвентаря.
Под
влиянием
основной
гимнастики
улучшается
деятельность
внутренних
органов,
усиливается
обмен
веществ,
укрепляется
нервно-мышечный
аппарат.
Отечественные
ученые
считают
гимнастику
важным
фактором
повышения
работоспособности,
лучшим
средством
отдыха.
Гимнастика
позволяет
подобрать
упражнения,
избирательно
влияющие
на
развитие
любых
групп
мышц,
суставов,
органов
и
их
систем.
Занятия
гимнастикой
содействуют
образованию
навыков
различной
сложности
и
тем
самым
предъявляют
высокие
требования
к
нервной
системе
и
функциям
анализаторов.
Для
гимнастики
характерна
точная,
дозированная
нагрузка,
определяемая
характером
упражнений,
темпом
их
выполнения,
анализом
и
числом
Движений,
особенностями
исходных
положений.
Гимнастические
упражнения
могут
быть:
I
а)
динамичными
(направленными
на
более
полное
использование
всех
движущих
сил
при
выполнении
физических
упражнений
и
одновременное
уменьшение
сил
тормозящих);
б)
статическими
(они
связаны
с
неподвижным
сохранением
какого-либо
положения
тела
и
его
позы).
Гимнастические
упражнения
могут
носить
анаэробный
и
аэробный
характер
(т.е.
упражнения,
выполняемые
при
минимальном
или
максимальном
потреблении
кислорода).
Гигиеническаягимнастиканаправлена
на
укрепление
здоровья
ребенка,
воспитание
правильной
осанки,
совершенствование
функциональных
систем
организма.
Средствами
гигиенической
гимнастики
являются
общеразвивающие
упражнения
в
сочетании
с
закаливающими:
водными,
воздушными
и
солнечными
процедурами;
массажем
и
самомассажем.
Гигиеническая
гимнастика
рекомендуется
для
всех
возрастных
групп
детей.
Гимнастикасоспортивнойнаправленностьюимеет
целью
повышение
общей
физической
подготовленности
человека.
В
работе
с
детьми
дошкольного
возраста
можно
применять
только
ее
элементы.
Художественнаягимнастикавключает
в
себя
упражнения
со
спортивной
направленностью.
Это
могут
быть
упражнения
без
предметов
или
с
предметами,
а
также
упражнения
с
неопорными
прыжками.
Отличительной
особенностью
художественной
гимнастики
является
связь
с
музыкой
и
элементами
танца,
эмоциональная
выразительность
движений,
их
красота
и
грациозность,
что
в
значительной
мере
способствует
эстетическому
воспитанию.
Задача
педагога
состоит
в
том,
чтобы
упражнения
художественной
гимнастигаг
стали
доступными
детям,
а
их
движения
гармоничными,
естественными
и
грациозными.
Сочетание
движения
и
музыки,
танцевальный
характер
упражнений
придают
им
яркую
динамическую
структуру.
Для
художественной
гимнастики
характерны
упражнения
в
равновесии,
повороты,
танцевальные
виды
ходьбы,
бега,
прыжков,
элементы
народного
танца,
упражнения
с
предметами
(мяч,
обруч,
ленты,
скакалки,
булавы,
флажки
и
т.д.).
Упражнения
художественной
гимнастики
формируют
координацию
движений.
Они
выполняются
с
разнообразной
скоростью
и
различным
напряжением
мышц.
В
художественной
гимнастике
широко
используется
художественное
движение
— система
физических
упражнений
преимущественно
танцевального
характера,
отличающихся
ритмичностью,
пластичностью,
выразительностью,
утонченностью
движений.
Они
органично
связаны
с
музыкой,
развивают
способность
к
импровизации.
В
художественное
движение
включаются
шаги,
повороты,
вращения,
прыжки;
при
этом
создаются
композиции,
сочетающиеся
с
определенной
музыкой.
В
дошкольных
учреждениях
можно
использовать
доступные
элементы
художественного
движения
при
проведении
разных
форм
организации
двигательной
деятельности.
К
спортивным
видам
гимнастики
относится
акробатика
(от
греч.
— «подымающийся
вверх»).
В
дошкольных
учреждениях
используются
отдельные
элементы
акробатики,
в
основном
это
подводящие
к
акробатическим
упражнениям
движения,
которые
подготавливают
ребенка
к
выполнению
упражнений
в
школьном
возрасте.
Особого
внимания
педагога
требует
выполнение
упражнений
на
растяжку
и
кувырков.
Ряд
исследователей
подчеркивают
необходимость
осторожного
подхода
педагогов
к
обучению
ребенка
кувыркам
(М.
Н.
Поняев,
О.
Сытель
и
др.).
Многие
специалисты
в
области
физического
воспитания
ребенка
рекомендуют
в
целях
охраны
позвоночника,
особенно
шейных
его
отделов,
надевать
ребенку
шейный
воротник
(Т.Доман,
Д.Доман,
Б.Хаги
и
др.)
или
стелить
мягкий
коврик
(И.Борисова).
В
раннем
возрасте
акробатические
движения
выполняются
вместе
со
взрослыми
(мамой,
папой,
воспитателем).
К
акробатическим
видам
упражнений
относятся
упражнения
типа:
«Стрекоза»,
«Самолетик»,
«Ласточка»,
«Рыбка»,
«Окошко»
и
др.
Ритмическаягимнастикапредставляет
собой
систему
физических
упражнений,
выполняемых
под
музыку.
Ритмическая
гимнастика
способствует
развитию
у
детей
мышечной
свободы,
выразительности,
красоты,
грациозности,
ритмичности
движений.
Она
развивает
музыкальность,
формирует
чувство
ритма.
Ритмическая
гимнастика
в
дошкольных
учреждениях
включается
в
разные
формы
двигательной
деятельности:
в
утреннюю
гимнастику,
в
вводную
часть
физкультурных
занятий
или
как
ритмические
блоки
в
основную
их
часть
и
другие
виды
деятельности.
Прикладнаягимнастика.
К
прикладной
гимнастике
относится
лечебная
гимнастика,
или
лечебная
физкультура,
направленная
на
восстановление
здоровья.
Она
используется
для
улучшения
состояния
нервной
системы,
повышения
тонуса
организма,
снятия
отрицательных
эмоций,
улучшения
телосложения,
исправления
осанки.
Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
Источник