Гигиена нервно психическое развитие ребенка

Главный психогигиенический фактор в воспитании детей – отношение к ним. Каждый ребенок лучше развивается, успешнее преодолевает те или иные негативные тенденции в своем состоянии, если он получает достаточно внимания, понимания и ласки со стороны взрослого. При общении с ребенком, при организации его жизнедеятельности обязательно должны учитываться индивидуальные особенности.
Нервно-психическое развитие детей оценивается по принятым в нашей стране показателям развития, которые отражают оптимальные последовательность и возрастные сроки формирования умений, а также уровень развития, который должен быть достигнут на каждом возрастном этапе. Нервно-психическое развитие оценивается в обстановке, близкой к естественной, с помощью игрушек, пособий, вопросов взрослого, опроса родителей и/или воспитателей.
На первом году жизни за нормальное развитие принимают формирование умений в пределах ±15 дней от должного срока. Овладение умениями по одному или нескольким показателям с задержкой до одного месяца свидетельствует о замедлении темпа развития, что может быть вызвано индивидуальным ходом развития, заболеванием в период формирования умения, педагогической запущенностью. Выяснив причину отставания ребенка, необходимо применить соответствующие воспитательные и обучающие воздействия. Формирование детей с задержкой от одного до двух месяцев классифицируется как отставание, а более чем на два месяца – как значительное, серьезное отставание, требующее консультации специалистов.
На втором году жизни за нормальное развитие принимают формирование умений в пределах квартала.
На третьем году жизни за нормальное развитие принимают формирование умений в пределах одного полугодия.
У детей дошкольного возраста допускаются колебания в пределах года.
Дети с отклонениями в нервно-психическом развитии (отставание в развитии, значительное или глубокое отставание) и нарушениями поведения должны быть обследованы в психолого-медико-педагогической консультации. На основании результатов обследования определяют задачи по коррекции развития. Начинают их с задач, направленных на устранение выявленного отставания (именно с того, что требует наибольшего внимания), а затем указываются задачи воспитания и обучения на следующий возрастной период. Психолого-педагогические воздействия должны быть строго согласованы с лечебными.
Еще по теме Нервно-психическое развитие детей.:
- Нервно-психическое развитие детей
- Показатели нервно-психического развития детей 1-3 -го года жизни
- Параметры нервно-психического развития детей 4-6 лет
- МЕДИЦИНСКИЕ АСПЕКТЫ НЕРВНО-ПСИХИЧЕСКОГО И ДУХОВНОГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА. ПОВЕДЕНИЕ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ.
- Диагностика нервно-психического
развития детей первого года жизни - ФИЗИЧЕСКОЕ И НЕРВНО-ПСИХИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА. КОМПЛЕКСНАЯ ОЦЕНКА СОСТОЯНИЯ ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ. ОЦЕНКА ФУНКЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ СЕРДЕЧНО-СОСУДИСТОЙ СИСТЕМЫ У ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ
- Коррекция нервно-психических нарушений у детей
- ОЦЕНКА НЕРВНО-ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
- Задержка психического развития. Этиология. Классификация. Дифференциально-диагностические критерии разграничения детей с ЗПР и детей с умственной отсталостью. Медико-педагогическое сопровождение. Условия обучения и воспитания.
- Нервно-психическое развитие
- РАЗВИТИЕ НЕРВНО-ПСИХИЧЕСКИХ ФУНКЦИЙ В УСЛОВИЯХ ПАТОЛОГИИ
- Индивидуальные особенности психического развития детей
- Связь обучения и психического развития детей
- Основные причины и факторы риска развития нервно-психической неустойчивости
- Некоторые вопросы диагностики психического развития детей
- К проблемам контроля возрастной динамики психического развития детей
- Параметры нервно-психического развития школьников 7-15 лет
Источник
Гигиена детей и подростков — научная дисциплина об охране и укреплении здоровья подрастающего поколения, о воспитании физически крепкого человека с гармоническим развитием физических и духовных сил.
В настоящее время актуальными проблемами гигиены детей и подростков остаются «школьные» заболевания, которые широко распространены среди учащихся. Их частота закономерно возрастает от младших классов к старшим (близорукость, нарушение осанки, неврастения, анемия и др.).
У детей и подростков с возрастом увеличивается количество хронических заболеваний. Это болезни нервной системы и органов чувств, нарушения функций системы пищеварения и обмена веществ, патология органов дыхания, кровообращения, пищеварения, мочеполовой системы и др. Формируясь в детском возрасте, эти заболевания в дальнейшем оказываются в числе ведущих причин временной нетрудоспособности, инвалидности и смертности взрослого населения.
Согласно существующей в настоящее время возрастной (биологической) периодизации, основанной на оценке особенностей роста и развития организма детей и подростков до достижения зрелого возраста в индивидуальном развитии человека (онтогенезе), выделено 7 периодов созревания (табл. 10).
Таблица 10. Биологическая возрастная периодизация
Основу гигиенической оценки состояния здоровья детей и подростков составляют следующие показатели:
— отсутствие или наличие хронических заболеваний в момент обследования;
— уровень достигнутого физического и психического развития и степень его гармоничности;
— степень сопротивляемости организма неблагоприятным воздействиям;
— особенности функционирования основных физиологических систем организма.
Изучение состояния здоровья детского населения включает учет хронических заболеваний, функционального состояния ведущих систем организма, уровня и характера морфологического, функционального и психического развития, а также текущей заболеваемости.
В соответствии с вышеперечисленными критериями в настоящее время в Научно-исследовательском институте гигиены детей и подростков разработаны следующие группы здоровья детей и подростков:
— 1-я группа — здоровые с нормальными развитием и уровнем функций;
— 2-я группа — здоровые, но имеющие функциональные и некоторые морфологические отклонения, а также сниженную иммунобиологическую сопротивляемость острым и хроническим заболеваниям;
— 3-я группа — больные с хроническими заболеваниями в состоянии компенсации со сниженными функциональными возможностями организма;
— 4-я группа — больные с хроническими заболеваниями в состоянии субкомпенсации со сниженными функциональными возможностями;
— 5-я группа — больные с хроническими заболеваниями в состоянии декомпенсации со значительно сниженными функциональными возможностями организма. Дети этой группы, как правило, не посещают детских учреждений, в связи с чем они часто не охвачены массовыми профилактическими медицинскими осмотрами.
Одним из важнейших показателей состояния здоровья растущего поколения является физическое развитие. Под термином «физическое развитие» детей и подростков понимается состояние морфологических и функциональных свойств и качеств, а также уровень биологического развития. Физическое развитие отражает общий уровень социальных и гигиенических условий жизни. Изучение физического развития включается в любую программу оценки.
Физическое развитие детей и подростков характеризуется сложным и многообразным комплексом следующих показателей:
— соматометрических (длина и масса тела, окружность грудной клетки);
— соматоскопических (форма грудной клетки, спины, стоп, осанка, состояние мускулатуры, жироотложения, эластичность кожи, половое созревание);
— физиометрических, или функциональных (жизненная емкость легких, сила сжатия кисти рук).
Обычно на практике измерение тела сводится к определению трех основных признаков: роста, массы тела и окружности грудной клетки.
Полученные результаты измерения показателей сравнивают со специально разработанными средними показателями этих признаков для групп детей различного пола и возраста — возрастными стандартами физического развития. Понятно, что единых стандартов физического развития детей и подростков быть не может, поскольку в разных климатических поясах, в городах и сельской местности имеются свои особенности. Именно поэтому сотрудник детских и подростковых учреждений для индивидуальной оценки физического развития отдельных детей используют региональные стандарты.
Для индивидуальной оценки физического развития детей и подростков применяют методы сигмальных отклонений (профиля физического развития), центильный, регрессионный (оценочных таблиц), комплексный и др. Характеристика и способы применения данных методов подробно рассматриваются в соответствующих справочниках и руководствах к практическим занятиям по гигиене.
К сожалению, оценка физического развития только по соматометрическим показателям не дает достаточной надежности в точности этой оценки. Именно поэтому для более точной индивидуальной оценки физического развития целесообразно использовать ряд других показателей, характеризующих уровень биологического развития детей и подростков. Среди них погодовые прибавки роста, сроки прорезывания постоянных зубов, степень полового созревания и др.
Под акселерацией понимают ускорение темпа роста и развития организма детей и подростков по сравнению с темпом прошлых поколений (от лат. acceleratio — ускорение). Суть ее состоит в том, что у современного поколения этап биологического созревания завершается раньше по сравнению с предыдущим.
В настоящее время в результате акселерации возрастные границы показателей физического развития в составленных ранее таблицах, используемых при оценке физического развития, оказались смещены. На каждом возрастном этапе современные дети и подростки выше и крупнее сверстников прежних лет.
Ускорение физического развития ставит много практических вопросов. Прежде всего, важно установить, насколько акселерация соответствует психическому и умственному развитию. От этого зависят возрастная готовность ребенка к школьному обучению, создание учебных программ, соответствующих возрастным возможностям детей.
Следует отметить, что наряду с ускорением роста и развития детей произошло и укрупнение размеров тела взрослых людей, и позднее наступление климакса, увеличились продолжительность жизни, репродуктивный период, изменилась структура заболеваемости.
В то же время в ряде районов земного шара имеются группы населения, у которых процессы роста и развития стабилизировались. В странах Европы, Америки и России в настоящее время проявляется тенденция к снижению темпов физического развития. Этот противоположный процесс называется децелерацией, т.е. происходит замедление процессов роста и развития.
Воспитание и обучение детей и подростков осуществляется в дошкольных и общеобразовательных учреждениях, учебных заведениях начального, среднего и высшего профессионального образования, учреждениях дополнительного образования детей. В РФ принята 3-ступенчатая система общеобразовательных учреждений:
— первая — начальное общее образование (4 года);
— вторая — основное общее образование (5 лет);
— третья — среднее (полное) общее образование (2 года).
Задача гигиенической оптимизации учебных занятий состоит в том, чтобы отодвинуть наступление утомления у основной массы детей и предупредить быстрое снижение работоспособности и развитие переутомления. С этой целью рационально организуют каждое занятие, регламентируют их количество на протяжении дня, недели, года, учебные занятия чередуют с отдыхом. До недавнего времени многолетней практикой во всех классах школы были установлены 45-минутные уроки.
Однако гигиенические наблюдения показали, что для учеников 1 -го класса такая продолжительность урока велика. В возрасте 5—7 лет дети могут сохранять активное внимание не более 15 мин, поэтому в 1-м классе продолжительность урока сокращена до 35 мин. По рекомендации гигиенистов, для учеников 1-го класса введены обязательные динамические занятия после второго урока. Для детей, начинающих учиться в 1-м классе с 6 лет, разработаны медицинские показания к отсрочке поступления в школу. Эти мероприятия уменьшают отсев шестилетних детей из первых классов и количество часто болеющих детей.
Предупреждение утомления — важная профилактическая задача в организованных коллективах детей всех возрастных групп. На начало учебного дня надо ставить предметы, основанные на словесном преподавании; русский язык, литературу, математику. К концу учебного дня, когда работоспособность снижена, целесообразно включать уроки, основанные на предметном восприятии: аппликацию, лепку, рисование, черчение. Уроки труда и физического воспитания следует проводить в середине учебного дня, используя их для переключения преимущественно с умственной на физическую работу.
Главным условием предупреждения утомления является строгое соблюдение рационального режима дня. Правильно организованный режим дня создает ровное, бодрое настроение, способствует интересу к учебной и творческой деятельности и нормальному развитию ребенка. При построении режима предусматриваются различные виды деятельности, их регулярность, оптимальная продолжительность, рациональное чередование с отдыхом, пребывание на открытом воздухе, регулярное питание и полноценный сон.
В.И. Архангельский, В.Ф. Кириллов
Опубликовал Константин Моканов
Источник
1. Фундаментальную научную основу выделения гигиены детей и подростков в самостоятельную отрасль гигиенической науки составляют:
а) биологические особенности детского организма;
б) специфичность видов деятельности детей и подростков;
г) высокая социальная значимость детского контингента.
2. Основоположником отечественной гигиены детства является:
г) Ф.Ф.Эрисман
3. Научные труды Ф.Ф.Эрисмана в области гигиены детей и подростков были посвящены проблемам:
а) школьной близорукости;
б) физического развития детей;
в) оснащения и оборудования учебных классов;
4. Первым о государственном значении охраны здоровья детей в России говорил:
б) М.В.Ломоносов
5. Понятие «школьные болезни» было введено:
д) Р.Вирховым
6. В основу возрастной периодизации в гигиене детей и подростков положены:
в) ) анатомо-физиологические особенности детей, объединяющие смежные
возраста в один период, в пределах которого процессы роста и развития
тождественны, а реакции на раздражители однозначны.
7. Первый заведующий кафедрой школьной гигиены (гигиены воспитания) в 1 Московском Государственном Университете:
б) А.В.Мольков
8. К методам, используемым в гигиене детей и подростков, относятся:
а) метод естественно- гигиенического эксперимента;
б) метод лабораторного эксперимента;
в) метод гигиенического наблюдения;
г) санитарно-статистические методы;
д) методы математического прогнозирования.
9. Возрастная периодизация необходима для:
а) организации образовательно-воспитательной деятельности детей разного
возраста;
б) определения возраста поступления ребенка в детское учреждение, начала
трудовой деятельности;
в) гигиенического нормирования факторов окружающей среды;
10 Возрастная периодизация базируется на следующих закономерностях роста и развития:
а) неравномерности роста и развития;
г) неодновременности роста и развития
11. К закономерностям роста и развития организма детей относятся:
а) неравномерность темпов роста и развития;
в) уменьшение удельныхэнерготрат организма (на 1кг массы тела) с возрастом;
г) неодновременность роста и развития;
д) половой диморфизм;
е) обусловленность роста и развития наследственными и средовыми факторами;
ж) биологическая надежность функциональных систем и организма в целом.
12. Закономерности роста и развития детей:
а) являются теоретической основой гигиенического нормирования факторов
окружающей среды для детей и подростков;
б) позволяют понять деятельность органов и систем, их взаимосвязь в организме
ребенка, его единство с внешней средой;
в) позволяют правильно интерпретировать информацию о здоровье и развитии
подрастающего поколения.
13. Основные принципы нормирования в гигиене детей и подростков были сформулированы:
а) С.М.Громбахом
14. Методологическими принципами нормирования в гигиене детей и подростков, сформулированными С.М.Громбахом являются:
а) обязательный учет функциональной зрелости организма;
б) сменяемость норм, неодновременная для различных факторов;
в) обеспечение нормального развития и формирования здоровья детей и
подростков в настоящее время и в будущем;
15. Особенностями нормирования в гигиене детей и подростков являются:
а) специфичность норм;
б) сменяемость норм;
г) тренирующая направленность норм.
16 Основными принципами нормирования деятельности в гигиене детей и подростков являются учет:
а) морфо-функциональной зрелости организма;
б) пола;
в) состояния здоровья;
г) функционального состояния организма;
д) биоритмологических особенностей организма;
е) необходимости развивающей, тренирующей роли деятельности;
17. Научной основой нормирования в гигиене детей и подростков являются:
а) возрастная нормальная физиология;
в) возрастная нормальная анатомия;
д) возрастная психология;
е) педиатрия.
18.Основным методом, используемым в гигиене детей и подростков для разработки норм является:
а) метод естественно- гигиенического эксперимента;
19. Метод, при котором исследования проводятся в конкретной жизненной ситуации детского коллектива, где создаются и изучаются различные варианты исследуемого фактора, называется
а) метод естественно- гигиенического эксперимента;
20. Сменяемость норм в гигиене детей и подростков определяется следующими закономерностями роста и развития
а) неравномерность темпов роста и развития;
б) неодновременность роста и развития;
в) половой диморфизм;
г) обусловленность роста и развития наследственными и средовыми факторами;
д) биологическая надежность функциональных систем и организма в целом.
МЕТОДЫ ИЗУЧЕНИЯ И ОЦЕНКИ НЕРВНО-ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ И ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ.
1. По определению, принятому в психогигиене детей и подростков, психическое здоровье – это:
г) отсутствие нервно-психических заболеваний и отклонений, гармоничное,
соответствующее возрасту психическое развитие, нормальный уровень
функций центральной нервной системы, социальнаяадаптированность.
2. Показателями, характеризующими соответствие нервно-психического развития возрасту, для детей до года являются:
а) развитие эмоциональной сферы;
б) развитие моторики;
в) развитие сенсорной речи;
3. Показателями, характеризующими соответствие нервно-психического развития возрасту, для детей от 1 до 3 лет являются:
а) развитие эмоциональной сферы;
б) развитие моторики;
в) развитие сенсорной речи;
г) развитие моторной речи;
д) появление сюжетных игр.
4. Ведущими показателями, характеризующими соответствие нервно-психического развития возрасту, для детей дошкольного возраста являются:
б) развитие речи;
г) появление ролевых игр.
5. Ведущим показателем, характеризующим соответствие нервно-психического развития возрасту, для детей школьного возраста является:
д) развитие интеллекта.
6. Для определения уровня и структуры интеллекта у детей и подростков может быть использован:
б) тест Векслера;
7. Для определения гармоничности психического развития у детей и подростков могут быть использованы:
а) личностные опросники (Кеттела, Айзенка);
8. Для оценки эмоционального состояния детей младшего школьного возраста следует использовать:
д) тест Люшера.
9. Для оценки субъективного состояния детей и подростков в процессе деятельности следует использовать:
г) тест САН;
д) тест Люшера.
10. При исследовании эмоционального состояния с помощью теста Люшера у детей и подростков должны выполняться следующие требования:
а) использование стандартной цветовой гаммы;
б) однообразие тестовых карточек по фактуре и размеру;
11. С помощью теста САН определяется:
в) самочувствие;
д) активность;
е) настроение.
12. Для оценки уровня интеллектуального развития детей и подростков следует использовать тесты, отвечающие следующим требованиям:
а) валидность;
б) надежность;
в) адаптированность к социо-культурным особенностям региона (нации);
г) имеющие оценочные шкалы, разработанные на репрезентативных
совокупностях.
13. Тест САН может применяться
в) у старших школьников
г) у студентов
14. Тест Люшера можно использовать при обследовании детей
а) начиная с 5-6 лет
15. Умственная работоспособность детей и подростков школьного возраста определяется с помощью
а) корректурной пробы;
16. В раннем, преддошкольном и младшем дошкольном возрасте основными методами изучения умственной работоспособности детей являются
А)наблюдение за ребенком, находящимся в привычной обстановке
Б) опрос родителей и воспитателей
17. В старшем дошкольном возрасте основным методом изучения умственной работоспособности детей является
В) проведение корректурной фигурной пробы
18. В школьном возрасте основным методом изучения умственной работоспособности детей является
Г) проведение корректурной буквенной пробы.
19. Навыки самообслуживания как критерии оценки своевременности нервно-психического развития детей используются
б) в преддошкольном возрасте
+20. Для определения социально-психологической адаптации ребенка используются
А) опрос и анкетирование детей, родителей
Б) наблюдение за детьми
В) моделирование ситуаций
Возрастная психогигиена
1. Основными путями решения задач сохранения психического здоровья учащихся являются
а) определение степени морфо-функциональной готовности детей к обучению
или работе;
б) создание ступенчатых режимов для обеспечения адаптации детей к новым
этапам обучения;
в) гигиенически рациональная организация занятий с соблюдением
благоприятного психологического микроклимата;
г) учет индивидуальных особенностей детей;
д) гигиенически рациональная организация отдыха детей.
2. Ведущими линиями развития называются:
а) функции, наиболее интенсивно формирующиеся в определенные возрастные
периоды и оказывающие влияние на дальнейший ход развития ребенка;
3. Критическими периодами нервно-психического развития детей и подростков являются:
а) период новорожденности;
б) 1 год;
в) 3 года;
г) 6-7 лет;
е) пубертатный период.
4. Основными группами факторов, влияющих на нервно-психическое развитие и состояние здоровья детей и подростков, являются:
а) социальные и образа жизни;
б) биологические;
в) состояния окружающей среды;
г) состояния медицинского обеспечения;
5. К социально-экономическим факторам риска развития нервно-психических заболеваний относятся:
а) асоциальность семьи;
в) эмоциональная депривация;
г) дидактогенные.
6. К биологическим факторам риска развития нервно-психических заболеваний относятся:
а) анте-, пре- и перинатальная патология;
б) заболевания и травмы;
в) наследственная отягощенность;
7. Общей закономерностью изменения степени влияния биологических и социальных факторов на нервно-психическое развитие ребенка является:
а) с возрастом уменьшается влияние биологических и увеличивается влияние
социальных факторов;
8. Основы эмоционального развития личности ребенка закладываются:
а) на 1 году жизни;
9. Основными мероприятиями по профилактике нарушений в нервно-психическом развитии ребенка в критическом периоде развития в 1 год являются:
а) соблюдение норм двигательной активности;
б) создание условий для предметной деятельности;
в) поддержание баланса раздражителей (не более 30% тормозных);
д) соблюдение единых педагогических требований;
10. Основными мероприятиями по профилактике нарушений нервно-психического развития ребенка в критический период развития — 3 года являются:
а) соблюдение норм двигательной активности;
в) поддержание баланса раздражителей (не более 30% тормозных);
д) соблюдение единых педагогических требований;
е) отсутствие отсроченных реакций на поступки.
11. Основными мероприятиями по профилактике нарушений в нервно-психическом развитии ребенка в критическом периоде развития — 6-7 лет являются:
а) соблюдение норм двигательной активности;
б) своевременное определение готовности к систематическому обучению;
в) соблюдение единых педагогических требований;
г) соответствие форм и методов обучения морфо-функциональным
возможностям организма ребенка;
д) медико-педагогический контроль адаптации к обучению;
е) создание благоприятного психологического микроклимата на занятиях.
12. Основными мероприятиями по профилактике нарушений в нервно-психическом развитии подростков в критическом периоде развития — 12-15 лет являются:
а) заблаговременное формирование устойчивых личностных интересов, мотивов
с положительной социальной направленностью;
б) заблаговременное формирование группы сверстников с положительной
социальной направленностью;
в) признание и использование самостоятельности, «взрослости» подростков;
г) создание анонимных консультативных медицинских психологических и
юридических консультативных служб;
+13. Основной причиной формирования специфического нарушения психического развития у детей, воспитывающихся в детских домах, является:
г) эмоционально-когнитивная депривация.
14. Основными мероприятиями по профилактике нарушения здоровья и социальной адаптации в 5 классе являются
А) обеспечение преемственности обучения в начальной и средней школе
Б) унификация педагогических требований педагогов предметников
Г) доступность педагогической и психологической помощи для учащихся пятых классов и их родителей
15. Наиболее часто депрессии и депрессивные состояния встречаются у детей
Г) подросткового возраста
16. Основными направлениями профилактики суицидов среди детей и подростков являются
А) своевременное выявление и лечение депрессивных состояний
Г) повышение психогигиенической грамотности населения
Д) выявление и пресечение распространения информации о пропаганде суицидов в СМИ и социальных сетях, сайтах
Рекомендуемые страницы:
Источник