Гетерохронность и гармоничность развития ребенка

Рост и развитие всех органов и физиологических сис­тем организма детей и подростков происходит неодновре­менно и неравномерно, т. е. гетерохронно (от греч. гете-рос— другой, хронос — время).

Прежде всего развиваются и совершенствуются те ор­ганы, функционирование которых жизненно необходимо

организму. Например, сердце функционирует уже на третьей неделе пренатального развития, а почки форми­руются значительно позднее и вступают в действие только у новорожденного ребенка.

Гетерохронность развития не отрицает его гармонич­ности, поскольку неодновременное созревание морфо-функциональных систем организма ребенка обеспечивает ему необходимую их подвижность, надежность функци­онирования целостного организма и оптимальное (гар­моничное) взаимодействие с усложняющимися в процессе развития условиями внешней среды.

«Гетерохрония является специальной закономерно­стью, состоящей в неравномерном развертывании наслед­ственной информации. Благодаря этой наследственно за­крепленной особенности созревания обеспечивается ос­новное требование выживания новорожденного, — писал П. К. Анохин, — гармоническое соотношение структуры и функции данного новорожденного организма с внезапно возникающим воздействием на него экологических факто­ров».

Таким образом, гармоничность развития характери­зуется тем, что на каждом возрастном этапе онтогенеза функциональные возможности организма детей и подрост­ков соответствуют требованиям, предъявляемым к ним со стороны окружающей среды. 2.6. КРИТИЧЕСКИЕ ПЕРИОДЫ В ПОСТНАТАЛЬНОМ РАЗВИТИИ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВНаряду с гармоничностью развития существуют осо­бые этапы наиболее резких скачкообразных анатомо-физиологических преобразований. В постнатальном разви­тии выделяют три таких «критических периода», или «воз­растных криза». Первый критический период наблюдается в возрасте от 2 до 31/2 лет, т. е. в период, когда ребенок начинает активно двигаться. При этом резко возрастает сфера его общения с внешним миром, происходит интен­сивное формирование речи и сознания (см. разд. 7.1.). Вместе с интенсивным физическим и психическим разви­тием ребенка растут и воспитательные требования, что в совокупности приводит к напряженной работе физиологических систем его организма, а в случае слишком высо­ких требований — к их «поломке». Особенно ранимой оказывается нервная система, ее перенапряжение приво­дит к нарушению психического развития и появлению различных психических заболеваний. По данным меди­цинской статистики, именно в этот период развития появляется большинство психических заболеваний, и тем, кто воспитывает малыша, никогда не следует об этом забывать. В этот период онтогенеза для родителей и вос­питателей также важно принять все возможные меры по предупреждению детского травматизма, так как около 40 % смертных случаев при детских бытовых и транспорт­ных травмах приходятся на первое четырехлетие ребенка.

Второй критический период совпадает с началом школьного обучения и приходится на возраст 6—8 лет. В эти годы в жизнь ребенка входят новые люди — школь­ные учителя и школьные друзья. Меняется образ всей его жизни, появляется ряд новых обязанностей, падает двига­тельная активность и т. д. Все эти факторы в совокупности приводят к напряженной деятельности физиологических систем организма, поэтому в этот период адаптации, или приспособления, к школьным условиям вновь необходимо особо бережное отношение к ребенку со стороны школы и родителей.

Учителям, воспитателям и родителям следует также учесть, что на второй критический период приходится наи­большее количество транспортных несчастных случаев, и разъяснение детям правил дорожного движения являет­ся важным фактором предупреждения транспортных трагедий.

Третий критический период (пубертатный) связан с из­менением в организме гормонального баланса, с созрева­нием и перестройкой работы желез внутренней секреции. Обычно это происходит в 11 —15 лет, т. е. в подростковом возрасте, который также характеризуется повышенной ра­нимостью нервной системы и возникновением многих нер­вных расстройств и психических заболеваний.

Дата добавления: 2015-05-13; просмотров: 4593; Опубликованный материал нарушает авторские права? | Защита персональных данных

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: При сдаче лабораторной работы, студент делает вид, что все знает; преподаватель делает вид, что верит ему. 9784 — | 7481 — или читать все…

Читайте также:

Источник

Вопрос

Предметы, задачи изначение курса возрастная антомия, физиология и гигиена.

Данный предмет является самостоятельной дисциплиной, предметом его является изучение анатомических и физиологических особенностей детей и подростков, закономерности становления их организма в процессе индивидуального развития и особенности реакций физиологических функций на педагогического воздействия.

Задача курса:

1)дать необходимые для работы педагога знание анатома физиологических особенностей детей и подростков.

2) сформировать правильное диалектическое понимание основных биолого-физиологических закономерностей развития детей и подростков.

3. ознакомить с условно рефлекторными основами процессов обучения и воспитания.

4)ознакомить с физиологическими механизмами сложных психических процессов, таких как память, внимание, мышление, речь, эмоции.

5)развить у будущих учителей умение использовать знание морфофункциональных (анатомо-физиологических) особенностей организма детей и подростков при организации учебно-воспитательного прцесса.

Значение курса:

Имеет большое практическое и теоретическое значение, знание полученных основ помогут педагогу рационально и оптимально организовать учебный и воспитательный процесс.

Вопрос

Понятие о росте и развитии. Гетерохронность и гармоничность развития детей и подростков.

Рост и развитие. Данные понятия являются одним из основных понятий в биологии. Рост — это увеличение массы и линейных размеров индивидуума, его отдельных органов за счет увеличения числа и массы клеток, неклеточных образований в результате преобладания процессов анаболизма над процессами катаболизма. Рост относится к количественным изменениям.

Развитие . под развитием понимается качественные изменения в организме. В детском организме они заключаются в усложнении организма, их взаимоотношений и процессов регуляции. Однако рост и развитие ребенка тесно взаимосвязаны и обуславливают друг друга. Постепенные количественные изменения, происходящие в процессе роста, приводят к качественным изменениям.

Рост и развитие всех органов и физиологических систем организма детей происходит неодновременно и неравномерно, то есть гетерохронно. Прежде всего развиваются и совершенствуются те органы, функционирование которых жизненно необходимо организму. Так, например, сердце функционирует уже на третий неделе пренатального онтогенеза, а почки формируются значительно позднее и вступают в действие только у новорожденного ребенка.

Гетерохронность развития не отрицает его гармоничности, поскольку неодновременное созревание морфофункциональных систем организма ребенка обеспечивают ему необходимую подвижность, надежность, функционирование целостного организма и оптимальное (гармоничное) взаимодействие с усложняющимися в процессе развития условиями внешней среды

3 вопрос
Понятие об онтогенезе

Термин онтогенез (от греч. онтос — сущее и генезис — происхождение) был введен в биологию известным немецким естествоиспытателем XIX в. Э. Геккелем. В настоящее время этим термином обозначают весь период индивидуального развития живого существа от момента оплодотворения яйцеклетки до естественного окончания индивидуальной жизни.
В онтогенезе выделяют два относительно самостоятельных этапа развития: пренатальный и постнатальный. Первый начинается с момента зачатия и продолжается до рождения ребенка, второй — от момента рождения до смерти человека. Следовательно, смерть является лишь одним из моментов жизни и представляет собой длительный процесс её отрицания. Ф. Энгельс писал: «Уже и теперь не считают научной ту физиологию, которая не рассматривает смерть как существенный, момент жизни… которая не понимает, что отрицание жизни по существу со-держится в самой жизни, так что жизнь всегда мыслится в соотношении со своим необходимым результатом, заключающимся в ней постоянно в зародыше,— смертью. Диалектическое понимание жизни именно к этому и сводится» ‘. Таким образом, истинное рождение человека происходит в момент зачатия, появление же новорожденного знаменует лишь окончание первого этапа развития — пре-натального, длящегося в среднем 280 дней. С появлением ребенка на свет развитие продолжается в течение всего постнатального этапа, в котором, в свою очередь, можно выделить ранний, зрелый и заключительный (период старения) этапы развития. Только что родившийся человек отличается от взрослого рядом качественных особенностей и не представляет собой его простую уменьшенную копию. И хотя новорожденный обладает всем необходимым набором морфологических и функциональных свойств, обеспечивающих ему выживание в определенных, наследственно запрограммированных условиях окружающей среды, его физиологические возможности далеко не соответствуют функциональной активности взрослого организма. Время, в течение которого развивающийся ребенок достигает функционального уровня взрослого, если учитывать основные физиологические показатели организма человека (функционирование систем крови, кровообращения, пищеварения, нервной и т. д.) .составляет 16— 20 лет. Так, например, только к 20-ти годам у человека заканчивается формирование эндокринной и нервной систем. Для педагогов особо интересным является именно этот этап онтогенеза человека (от рождения до 18—20 лет), так как функциональные особенности детского организма делают его наиболее чувствительным к педагогическим воздействиям и именно в этот период происходит наиболее интенсивное физическое развитие и формирование психики человека.

Возрастная периодизация — периодизация этапов в жизни человека и определения возрастных границ этих этапов, принятая в обществе система возрастной стратификации.

12 периодов

Период новорождённости (неонатальный период) — первые 4 недели

Грудной период — 1 месяц- 1 год

Раннее детство — 1-3 года

Первое детство — 4-7 лет

Второе детство мальчики 8-12 лет

девочки 8-11 лет

Подростковый период мальчики 13-16 лет

девочки 12-15 лет

Юношеский период юноши 17-23 года

девушки 16-21 год

Зрелый возраст (1 период) мужчины 24-35 лет

женщины 22-35 лет

Зрелый возраст (2 период) мужчины 36-60 лет

женщины 36-55 лет

Преклонный возраст мужчины 61-74 года

женщины 56-74 года

Старческий возраст — 75-90 лет

Долгожители — 90 лет и более

Читайте также:

Рекомендуемые страницы:

©2015-2020 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-20
Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных



Поиск по сайту:

Источник

Рост и развитие некоторых частей тела,
а также органов и физиологических систем
детей и подростков, происходит
неодновременно и неравномерно, то есть
гетерохронно.

В разные периоды онтогенеза рост имеет
неодинаковую интенсивность. Фазы
интенсивного роста сменяются фазами с
некоторым замедлением его. Для одних
периодов характерен общий рост ребенка,
для других – увеличение отдельных
частей тела. Выделяют три периода
интенсивного роста
:первый
от рождения до 1-го года, когда длина
тела ребенка увеличивается на 50%, а масса
тела утраивается;второй
ростовой скачок – в возрасте от 6-ти до
8-ми лет, когда за 1 год длина тела
может увеличиться на 7–8 см;третий
от 11-ти до 13-ти лет, когда увеличение
длины тела за 1 год может составить
10–12 см.

Известно, что периоды интенсивного
роста сменяются периодами усиленного
развития, характеризующимися качественными
изменениями, когда происходит формирование,
созревание и интеграция различных
физиологических систем и механизмов.
Эти периоды: от 1-го года до 4-х лет; 8–10
лет и 14–20 лет.

Периоды интенсивного роста совпадают
с критическими. В эти возрастные периоды
детский организм чрезвычайно резко
реагирует на воздействие неблагоприятных
внешних факторов,
которые могут замедлить процессы роста
и вызвать нарушения в состоянии здоровья.

Неравномерное увеличение отдельных
органов и частей тела ведет к существенным
изменениям его пропорций. Новорожденный
ребенок имеет относительно большую
голову, длинное туловище и короткие
конечности. В дальнейшем, по мере роста,
длина нижних конечностей увеличивается
в 5 раз, длина верхних конечностей –
в 4, туловища – в 3, а головы – только
в 2 раза.

В организме ребенка наиболее быстро
развиваются и совершенствуются те
органы, интенсивное функционирование
которых в данный период жизненно
необходимо. Например, сердце функционирует
уже на третьей неделе пренатального
развития, а почки формируются значительно
позднее и начинают активно функционировать
только у новорожденного ребенка. Половые
органы усиленно растут в период полового
созревания, а лимфатическая ткань к
этому возрасту уже заканчивает свое
развитие.

Причиной гетерохронности является
различная скорость созревания нервных
центров, регулирующих работу различных
систем. Не последнюю роль играют и
социальные условия среды. Смысл
гетерохронности заключается в
перераспределении жизненной энергии
и ее мобилизации для успешного развития
той функции организма, которая важна в
данный возрастной период.

Учение о гетерохронии и системогенезе
было разработано русским ученым
П. К. Анохиным и его многочисленными
учениками и последователями. Суть этого
учения заключается в том, что структуры,
составляющие к моменту рождения ребенка
функциональную систему, выполняющую
жизненно важную роль, закладываются и
созревают избирательно и ускоренно.
Так, центры дыхания и кровообращения
начинают функционировать раньше, чем
центры речи. Из всех нервов руки прежде
всего развиваются те, которые обеспечивают
сокращение мышц, участвующих в
осуществлении хватательного рефлекса.
Из всех мышц лица ускоренно развиваются
мышцы рта, которые обеспечивают акт
сосания.

В процессе обучения ребенка письму,
чтению, навыкам личной гигиены и т. д.
также требуется образование функциональных
систем, в которые включаются разные
органы. Эти функциональные
системы обеспечивают ему оптимальное
взаимодействие с внешней средой.

Важной биологической особенностью в
развитии детей является то, что
формирование их функциональных систем
происходит намного раньше, чем это им
требуется
. В функциональной
системе, обеспечивающей ребенку рефлекс
сосания, анатомо-физиологическое
формирование входящих в нее органов и
самой системы происходит задолго до
рождения ребенка.

Опережающее развитие органов и
функциональных систем у детей и
подростков – это своеобразная
«страховка», которую дает природа
человеку на случай непредвиденных
обстоятельств. Например, даже в случае
преждевременных родов новорожденный
встречается с внешней средой во
«всеоружии», так как он уже наделен
важнейшей для его жизни функцией сосания,
обеспечивающей ему питание.

Следовательно, неодновременное и
опережающее развитие функций есть
важнейший фактор, который подлежит
обязательному учету в педагогической
практике. Умелое использование
гетерохронности, рациональное
распределение информации, научный
подход к характеру тренирующего
воздействия – важное условие
сохранения здоровья и залог успешного
гармонического умственного и физического
развития подрастающих поколений.

Гетерохронность не только не мешает
правильному гармоническому развитию,
но и имеет глубокий биологический смысл,
который проявляется в увеличении
биологической надежности организма.

Наряду с типичным развитием, характерным
для большинства представителей данной
возрастно-половой группы, нередко
встречаются отклонения, которые легко
свести к двум основным типам –
акселерации и ретардации.

Под акселерациейпонимают
ускорение, а подретардацией
задержку физического, психического,
социального развития и формирования
отдельных функциональных систем
организма детей и подростков.

Термин «акселерация» употребляется в
основном в двух значениях: акселерация
эпохальная и внутригрупповая. Эпохальная
акселерация обозначает ускорение
физического развития детей и подростков
в сравнении с предшествующими поколениями.
При массовых исследованиях физического
развития детей различного возраста
выявлено, что показатели многих
функциональных систем современных
детей и подростков значительно превышает
таковые у детей 30–50 лет назад. Длина
тела новорожденных за это время
увеличилась на 2-2,5 см, а их масса –
на 0,5 кг; у 15-летних соответственно –
на 6–10 см и 3–10 кг.

Сократилась продолжительность роста:
в настоящее время рост девушек и юношей
в среднем заканчивается к 16–19-ти годам,
а 50 лет назад люди достигали максимального
роста в возрасте 25–26 лет.

Существуют убедительные доказательства
акселерации развития сердечно-сосудистой,
дыхательной и двигательной систем детей
и подростков, что, возможно, привело к
«омоложению» спортивных рекордов.
Акселерация показателей физического
развития стимулировала и психическое
развитие, поскольку между ними существует
взаимосвязь.

Внутригрупповые акселерация и ретардация
выявляются при рассмотрении размеров
тела.

По длине тела выделяют следующие группы
детей и подростков:

1) высокие и выше средних – акселеранты –
20%;
2) средние – 60%;
3) ниже средних
и низкие – ретарданты – 20%.

В настоящее время увеличивается
количество высокорослых и низкорослых
детей, обусловленное как внешними, так
и внутренними факторами. В то же время
известно, что дети, развивающиеся
средними темпами, отличаются большей
надежностью и устойчивостью функциональных
систем.

У высокорослых детей энергия в большей
степени расходуется на количественное
увеличение различных структур и в
меньшей степени – на их качественное
преобразование. У таких детей наблюдается
отставание структурно-функционального
развития мышечной ткани от скорости
роста костей, что часто является причиной
формирования нарушений опорно-двигательного
аппарата. Для формирования гармонического
развития высокорослых детей существует
система мероприятий, способствующих
укреплению и развитию скелетной
мускулатуры.

Ускорение и замедление психического
развития выявляются при изучении
психофункциональных показателей:
памяти, абстрактного мышления, развития
речи, внимания, умственной работоспособности
и т. д. По степени выраженности этих
показателей выделяют три группы детей:
зрелые, среднезрелые и незрелые.
Процентное соотношение данных групп в
различных регионах России, городах,
районах, школах неодинаково.

Проблема акселерации и ретардации
привлекает внимание многих специалистов
всего мира: биологов, медиков, психологов,
педагогов и социологов. Решение ее имеет
большое практическое значение и требует
пересмотра методов обучения, изменения
форм полового, физического и эстетического
воспитания. Так, определение степени
умственного развития детей перед
поступлением в школу необходимо для
дифференцированного обучения, которое
осуществляется в специализированных
классах или в обычных с использованием
индивидуальных программ.

Ребенок с ускоренным психическим
развитием, испытывающий недостаток
информации в школе, постепенно становится
средним учеником. Ребенок, отстающий в
психическом развитии, испытывает
информационную перегрузку, которая
ведет к нарушению в деятельности нервной
системы. Такой ребенок, как правило,
становится неуспевающим. Эти дети
нуждаются в понимании особенностей их
биологического, психического развития,
в индивидуальном подходе. При соблюдении
этих требований они «подтягиваются»
до уровня своих сверстников.

Акселерация не всегда положительным
образом сказывается на функциональных
возможностях детского организма. Есть
доказательство, что у акселерированных
детей рост и развитие сердца отстают
от роста тела. В результате нарушается
его нормальная деятельность, создаются
предпосылки для развития сердечно-сосудистых
заболеваний. Дети-акселеранты чаще, чем
их сверстники, страдают различными
нарушениями опорно-двигательного
аппарата, поэтому требуется четкое
выполнение ими рекомендаций по
профилактике этих нарушений и адекватное
развитие мышечной системы.

Биологические механизмы акселерации
пока не выяснены. Выдвигается много
различных гипотез о ее причинах. Наиболее
существенные из них:

        широкая миграция
современного населения и связанное с
ней увеличение количества смешанных
браков;

        урбанизация
населения (увеличение городского
населения) и стимулирующее влияние
условий городской жизни на темпы
физического развития;

        увеличение
уровня радиации на земле;

        улучшение
социальных условий жизни населения
промышленно развитых стран.

Несмотря на то, что воздействие
перечисленных выше факторов сохраняется,
в литературе последних лет есть сообщения
о том, что процесс акселерации
приостанавливается. Однако не замечать,
игнорировать явление акселерации
нельзя, так как это реальная биологическая
закономерность. Рационально организованная
система воспитания и обучения детей в
соответствии с уровнем биологической
и социальной зрелости позволит всем
детям гармонично развиваться, сохранить
и укрепить их здоровье.

Источник