Газман концепция педагогической поддержки ребенка и процесса его развития

Газман концепция педагогической поддержки ребенка и процесса его развития thumbnail

Основные
концептуальные положения о педагогической
поддержке были разработаны
членом-корреспондентом Российской
академии образования Олегом Семеновичем
Газманом и представлены им в октябре
1995 года на Всеросской научно-практической
конференции в докладе «Поте­ри и
обретения в воспитании после десяти
лет перестройки», сколько позже этот
доклад был полностью опубликован на
страницах газеты «Первое сентября» (№
119 от 21 ноября 1995 года). После смерти
О.С.Газмана разработку концепции
продолжили его ученики и коллеги Т.В.
Анохина, H.H.
Михайлова, С.Д. Поляков, С.М. Юсфин, которые
совместно с работниками Центра
«Педагогический поиск» (генеральный
директор В.М. Лизинский) подготовили
специальный выпуск журнала «Классный
руководитель» (2000, № 3) о педагогической
поддержке ребенка в образовании.

Понятие
«воспитание». При
разработке концепции педагогической
поддержки О.С.Газман исходил из того,
что развитие ребенка протекает наиболее
успешно тогда, когда возникает гармония
двух существенно различных процессов
— социализации и индивидуализации.
Первый процесс
способствует усвоению принятых в
обществе ценностей, норм, способов
деятельности и поведения (формирование
в растущем человеке социально — типичного),
а второй становлению его индивидуальности
(развитие индивидуально-неповторимого
в конкретном человеке). Анализируя
практику обучения и воспитания,
сложившуюся в образовательных учреждениях
России к концу 80-х и началу 90-х годов,
Олег Семенович приходит к выводу, что
школы и их педагогические коллективы
выполняют лишь социализирующую функцию
и крайне слабо обеспечивают процесс
индивидуализации. Не случайно он
определяет воспитание
как специально организованный процесс
предъявления социально одобряемых
ценностей, норматив­ных качеств
личности и образцов поведения,
а
обучение — как передачу и усвоение
системы знаний о природе, обще­стве,
человеке и способах человеческой
деятельности. Он называет воспитание
и обучение процессами приобщения
человека к общему и должному. А
следовательно, в системе образования,
по его мнению, не существует процесса,
на­правленного на развитие
индивидуальности и субъектности ребенка.
Вот таким процессом и должна стать
педагогичес­кая поддержка.

Под
педагогической
поддержкой
О.С. Газман
понимал превентивную
и оперативную помощь детям в решении
их инди­видуальных проблем, связанных
с физическим и психичес­ким здоровьем,
социальным и экономическим положением,
успешным продвижением в обучении, в
принятии школьных правил; с эффективней
деловой и межличностной коммуни­кацией;
с жизненным, профессиональным, этическим
выбо­ром (самоопределением).

Продолжая
разработку теоретических и технологических
основ педагогической поддержки, ученики
и коллеги этого известного ученого
внесли некоторые коррективы концепту­ального
характера. Во-первых,
в последних работах
педагоги­ческая поддержка не
противопоставляется воспитанию.
Напри­мер, Н.Б. Крылова пишет: «…В
целом придерживаясь позиции О.С. Газмана,
я все же рассматриваю поддержку в более
ши­роком социокультурном контексте
как элемент любого со­трудничества
и взаимодействия, поскольку она является
про­явлением позитивного отношения
к деятельности человека и готовности
содействия его начинаниям и самореализации».
Во-вторых, предлагается
рассматривать педагогическую поддерж­ку
как важнейший принцип личностно-ориентированной
(гу­манистической) системы воспитания.
Этот принцип и отличает Педагогику
свободы от Педагогики необходимости
(насиль­ственного формирования).
В-третьих, под
педагогической под­держкой нередко
понимается мягкая педагогическая
техноло­гия, направленная на содействие
процессам самоопределения, самостроительства
и самовыражения личности ребенка,
раз­вития его неповторимой
индивидуальности.

Раскрывая
сущность явления «педагогическая
поддерж­ка», разработчики концепции
подчеркивают, что семанти­ческий и
педагогический смысл поддержки
заключается в следующем: поддерживать
можно лишь то, помогать можно лишьтому, что уже имеется
в наличии, но на недостаточном
уровне, количестве,
качестве. Основными предметами поддержки
педагогов являются субъектность
(«самость», самостоятельность) и
индивидуальность, т.е. уникальное
со­четание в человеке общих, особенных
и единичных черт, отличающее его от
других индивидов.

Цель
и принципы воспитания
О.С.Газман
считал, что в воспитании должны быть
два вида цели — цель как идеал и реальная
цель. Целевую установку на формирование
гармоничной, всесторонне развитой
личности он рассматривал вкачестве идеальной
цели. «Без представления об идеале, —
по его мнению, — невозможно строить
воспитательную работу даже в условиях,
далеких от идеальных». А реальную уель
воспитания он сформулировал следующим
образом: дать каждому школьнику базовое
образование и культуру и на основе
предоставить условия для развития тех
сторон личности,
для которых есть
наиболее благоприятные субъективные
условия (желание индивида) и объективные
воз­можности семьи, школы, общественности,
государствен­ной власти на местах.

Будучи приверженцем
гуманистических идей, О.С. Газман считал,
что воспитательное воздействие между
педагогом и ребенком следует строить
на основе гуманистических принципов.
Он советовал воспитателям соблюдать в
этической деятельности следующие
правила.

1. Ребенок не может
быть средством в достижении педагогических
целей.

2. Самореализация
педагога — в творческой самореализации
ребенка.

3. Всегда принимай
ребенка таким, какой он есть, в его
постоянном изменении.

4. Все трудности
неприятия преодолевай нравственными
средствами.

5. Не унижай
достоинства своей личности и личности
ребенка.

6. Дети — носители
грядущей культуры. Соизмеряй свою
культуру с культурой растущего поколения.
Воспитание — диалог культур.

7. Не сравнивай
никого ни с кем, сравнивать можно
результаты действий.

8. Доверяя — не
проверяй!

9. Признавай право
на ошибку и не суди за нее.

10. Умей признать
свою ошибку.

11. Защищая ребенка,
учи его защищаться.

Уточняя и корректируя
правила деятельности педагога в контексте
педагогической поддержки, Н.Б. Крылова
назы­вает нормы поддержки, которые
должны быть заложены в профессиональной
позиции учителя (воспитателя). К ним она
относит:

а) любовь к ребенку,
безусловное принятие его как лич­ности,
душевная теплота, отзывчивость, умение
видеть и слышать, сопереживать, милосердие,
терпимость и терпе­ние, умение прощать;

б) приверженность
к диалоговым формам общения с деть­ми,
умение говорить по-товарищески (без
сюсюканья и без панибратства), умение
слушать, слышать и услышать;

в) уважение
достоинства и доверие, вера в миссию
каждого ребенка, понимание его интересов,
ожиданий и устремлений;

г) ожидание успеха
в решении проблемы, готовность оказать
содействие и прямую помощь при решении
пробле­мы, отказ от субъективных
оценок и выводов;

д) признание права
ребенка на свободу поступка, выбо­ра,
самовыражения; признание воли ребенка
и его права на собственное волеизъявление
(право «хочу» и «не хочу»);

е) поощрение и
одобрение самостоятельности, независи­мости
и уверенности в его сильных сторонах,
стимулирова­ние самоанализа; признание
равноправия ребенка в диалоге и решении
собственной проблемы;

ж)
умение быть товарищем для ребенка,
готовность и способность быть на стороне
ребенка (выступая в качестве символического
защитника и адвоката), готовность ничегоне требовать взамен;

з) собственный
самоанализ, постоянный самоконтроль и
способность изменить позицию и
оценку/самооценку.

Содержание
воспитательного процесса.
Основу
содержа­ния воспитания, по мнению
О.С. Газмана, может составить базовая
культура личности как некоторая
целостность, включающая в себя минимальное,
а точнее, оптимальное наличие свойств,
качеств, ориентации личности, позволяю­щих
индивиду развиваться в гармонии с
общественной куль­турой (т.е. не только
не вступать в конфликт с ней, но и вносить
в ее развитие посильный вклад).
Приоритетными направлениями базовой
культуры являются следующие:

— культура
жизненного самоопределения;

— культура семейных
отношений;

— экономическая
культура и культура труда;

— политическая,
демократическая и правовая культура;

— интеллектуальная,
нравственная и коммуникативная культура;

— экологическая
культура;

— художественная
культура;

— физическая
культура.

Центральное
звено базовой культуры — культура
жизненного самоопределения
личности учащихся в четырех сферах :
человек, общество, природа, ноосфера
(интегративные продукты человеческой
деятельности).

Сфера
«Человек» предполагает самоопределение
в понимании самоценности человеческой
жизни, индивидуальности,
самобытности ее
процесса, смысла деятельности, в понимании
человека как вершины эволюции.

Самоопределение
в сфере «Общество» происходит через
освоение ценностей такого порядка, как
Родина, народовластие, демократия,
гласность, правовое государство, семья,
труд, гражданская
ответственность.

Самоопределение
в сфере «Природа» может строиться через
осознание себя как части природы и через
природосообразное совершенствование
себя (здоровья, эстетического начала,
духовных устремлений). Оно включает
также овладение экологической культурой,
понимание собственной ответственности
перед будущими поколениями в процессе
освоения и преобразования природы.

«Ноосфера» (продукты
человеческой деятельности) как сфера
самоопределения предполагает осознание
нравственной ответственности в
использовании продуктов научно-технического
прогресса, формирование у человека
представлений возможных последствиях
его некомпетентного взаимодействия с
техникой, освоение учащимися мира
духовной культуры во всем ее многообразии,
т.е. формирование гражданского отношения
к историческим, духовным, нравственным
завоеваниям народа, восстановление и
охрана памятников культуры, воссоздание
национальных традиций и их развитие
как части мировой духовной и материальной
культуры.

Таким
образом, самоопределение личности
ребенка и свя­занные с ним процессы
самореализации, самоорганизации и
самореабилитации являются главным
предметом воспита­тельной деятельности
педагога. Для проведения более
целе­направленной работы воспитателя
по оказанию помощи де­тям в их развитии
и саморазвитии О.С. Газман предлагал
разрабатывать и осуществлять пять
целевых программ: «Здо­ровье»,
«Общение», «Учение», «Досуг», «Образ
жизни». В ря­де учебных заведений эти
программы стали разделами пла­нов
работы классных руководителей.

Целевые

программы

Декабрь

1 декада

2 декада

3 декада

Здоровье

Общение

Учение

Досуг

Образ жизни

Механизм воспитания.
Главным постулатом Данной кон­цепции
выступает тезис о том, что воспитание
есть не что иное, как помощь школьнику
в его саморазвитии. «Воспитание, — по
глубокому убеждению Олега Семеновича,
— без желания самого ребенка
совершенствовать себя невоз­можно».
Педагог может и должен оказать поддержку
ребен­ку в решении его проблем по
укреплению здоровья, фор­мированию
нравственности, развитию способностей
— ум­ственных, трудовых, художественных,
коммуникативных, являющихся, в свою
очередь, базой для становления спо­собности
к самоопределению, самореализации,
самоорга­низации и самореабилитации.
Ученики О.С. Газмана разра­ботали и
описали механизм педагогической
поддержки ре­бенка в решении жизненно
важных проблем. Он складывается из
взаимосвязанных действий школьника и
педагога, вы­полняемых ими на следующих
пяти этапах:

— I
этап (диагностический) — фиксация факта,
сигнала проблемности, диагностика
предполагаемой проблемы, уста­новление
контакта с ребенком, вербализация
постановки про­блемы (проговаривание
ее самим школьником), совместная оценка
проблемы с точки зрения значимости ее
для ребенка;

— II
этап (поисковый) — организация совместно
с ребен­ком поиска причин возникновения
проблемы (трудности), взгляд на ситуацию
со стороны (прием «глазами ребенка»);

— Ш этап (договорный)
— проектирование действий педагога и
ребенка (разделение функций и
ответственности по решению проблемы),
налаживание договорных отношении и
заключение договора в любой форме;

— IV
этап (деятельностный) — действует сам
ребенок и действует педагог (одобрение
действий ребенка, стимулирование; его
инициативы и действий, координация
деятельности специалистов в школе и за
ее пределами, безотлагательная помощь
школьнику);

— Vэтап
(рефлексивный) — совместное с ребенком
обсуждение успехов
и неудач предыдущих этапов деятельности,
констатация факта разрешимости проблемы
или переформулирование затруднения,
осмысление ребенком и педагогом нового
опыта жизнедеятельности.

Решение проблем
жизнедеятельности ребенка, формирование;
качеств его личности происходит тогда,
когда воспитателями создаются
благоприятные условия для развития
школьника в доступных ему видах
деятельности (учебной,производственной,
досуговой); в общении со средствами
массовой коммуникации, с искусством,
со взрослыми и сверстниками; в обыденной
(бытовой) сфере. «Деятельность, общение
и бытие ребенка, — по утверждению О.С
Газмана, — являются теми сферами и теми
основными средствами, окультирования
которые воспитатель осуществляет
физическое, нравственное; воспитание,
содействует развитию способностей».

В
публикациях О.С. Газмана и его учеников
нам не удалось обнаружить перечисления
критериев и показателей эффективности
процесса воспитания школьников. Но
анализ ключевых идей концепции делает
ихочевидными.
По этому к основным критериям
результативности воспитательного
процесса возможно отнести такие,
как:

— готовность
ребенка к самоопределению, самореализации,
самоорганизации и самореабилитпации;

— развитость
индивидуальных способностей ученика;

— нравственная
направленность личности;

— физическое я
психическое здоровье школьника;

— сформированность
базовой культуры учащегося;

— защищенность и
комфортность ребенка в классной и
школьной сообшности.

Эти критерии
позволяют рассматривать и оценивать
эффективность процесса воспитания и
как фактора самореализации ребенка, и
как важнейшего условия становления
индивидуальности школьника.

Источник

Основные концептуальные положения о педагогической поддержке были разработаны членом-корреспондентом Рос­сийской академии образования Олегом Семеновичем Газманом.

Воспитание — это специально организованный процесс предъявления социально одобряемых ценностей, норматив­ных качеств личности и образцов поведения, а обучение — как передачу и усвоение системы знаний о природе, обще­стве, человеке и способах человеческой деятельности. Он называет воспитание и обучение процессами приобщения человека к общему и должному, а следовательно, в системе образования, по мнению О.С. Газманова, не существует процесса, на­правленного на развитие индивидуальности и субъектности ребенка. Вот таким процессом и должна стать педагогичес­кая поддержка.

Под педагогической поддержкой О.С. Газман понимал пре­вентивную и оперативную помощь детям в решении их инди­видуальных проблем, связанных с физическим и психичес­ким здоровьем, социальным и экономическим положением, успешным продвижением в обучении, в принятии школьных правил; с эффективной деловой и межличностной коммуни­кацией; с жизненным, профессиональным, этическим выбо­ром (самоопределением).

О.С. Газман считал, что в воспитании должны быть два вида цели — цель как идеал и реальная цель. Целевую установку на формирование гармоничной, всесторонне развитой личности он рассматривал в качестве идеальной цели. А реальную цель воспитания он сформулировал следующим образом: дать каждому школьнику базовое образование и культуру и на их основе предоставить условия для развития тех сторон личности, для которых есть наиболее благоприятные субъек­тивные условия (желание индивида) и объективные воз­можности семьи, школы, общественности, государствен­ной власти на местах.

Воспитателям необходимо соблюдать в педагогической деятельности следующие правила:

1. Ребенок не может быть средством в достижении педа­гогических целей.

2. Самореализация педагога — в творческой самореализа­ции ребенка.

3. Всегда принимай ребенка таким, какой он есть, в его постоянном изменении.

4. Все трудности неприятия преодолевай нравственными средствами.

5. Не унижай достоинства своей личности и личности ребенка.

6. Дети — носители грядущей культуры. Соизмеряй свою культуру с культурой растущего поколения. Воспитание — диалог культур.

7. Не сравнивай никого ни с кем, сравнивать можно ре­зультаты действий.

8. Доверяя — проверяй!

9. Признавай право на ошибку и не суди за нее.

10. Умей признать свою ошибку.

11. Защищая ребенка, учи его защищаться.

Нормы поддержки, которые должны быть заложены в профессиональной позиции учителя (воспитателя):

а) любовь к ребенку, безусловное принятие его как лич­ности, душевная теплота, отзывчивость, умение видеть и слышать, сопереживать, милосердие, терпимость и терпе­ние, умение прощать;

б) приверженность к диалоговым формам общения с деть­ми, умение говорить по-товарищески (без сюсюканья и без панибратства), умение слушать, слышать и услышать;

в) уважение достоинства и доверие, вера в миссию каждого ребенка, понимание его интересов, ожиданий и устремлений;

г) ожидание успеха в решении проблемы, готовность оказать содействие и прямую помощь при решении пробле­мы, отказ от субъективных оценок и выводов;

д) признание права ребенка на свободу поступка, выбо­ра, самовыражения; признание воли ребенка и его права на собственное волеизъявление (право «хочу» и «не хочу»);

е) поощрение и одобрение самостоятельности, независи­мости и уверенности в его сильных сторонах, стимулирова­ние самоанализа; признание равноправия ребенка в диалоге и решении собственной проблемы;

ж) умение быть товарищем для ребенка, готовность и способность быть на стороне ребенка (выступая в качестве символического защитника и адвоката), готовность ничего не требовать взамен;

з) собственный самоанализ, постоянный самоконтроль и способность изменить позицию и оценку/самооценку.

Основу содержа­ния воспитания может составить базовая культура личности как «некоторая целостность, включающая в себя минимальное, а точнее, оптимальное наличие свойств, качеств, ориентации личности, позволяю­щих индивиду развиваться в гармонии с общественной куль­турой (т.е. не только не вступать в конфликт с ней, но и вносить в ее развитие посильный вклад)». Приоритетными направлениями базовой культуры являются следующие:

— культура жизненного самоопределения;

— культура семейных отношений;

— экономическая культура и культура труда;

— политическая, демократическая и правовая культура;

— интеллектуальная, нравственная и коммуникативная культура;

— экологическая культура;

— художественная культура;

— физическая культура.

Центральное звено базовой культуры — культура жиз­ненного самоопределения личности учащегося в четырех важ­нейших сферах: человек, общество, природа, ноосфера (интегративные продукты человеческой деятельности).

Механизм воспитания основывается на педагогической поддержке ребенка и складывается из взаимосвязанных действий школьника и педагога, вы­полняемых ими на следующих пяти этапах:

— I этап (диагностический) — фиксация факта, сигнала проблемное, диагностика предполагаемой проблемы, уста­новление контакта с ребенком, вербализация постановки про­блемы (проговаривание ее самим школьником), совместная оценка проблемы с точки зрения значимости ее для ребенка;

— II этап (поисковый) — организация совместно с ребен­ком поиска причин возникновения проблемы (трудности), взгляд на ситуацию со стороны (прием «глазами ребенка»);

— III этап (договорный) — проектирование действий педагога и ребенка (разделение функций и ответственности по решению проблемы), налаживание договорных отноше­ний и заключение договора в любой форме;

— IV этап (деятельностный) — действует сам ребенок и действует педагог (одобрение действий ребенка, стимули­рование его инициативы и действий, координация деятель­ности специалистов в школе и за ее пределами, безотлага­тельная помощь школьнику);

— V этап (рефлексивный) — совместное с ребенком об­суждение успехов и неудач предыдущих этапов деятельнос­ти, констатация факта разрешимости проблемы или пере­формулирование затруднения, осмысление ребенком и педагогом нового опыта жизнедеятельности.

К основным критериям результативности воспитатель­ного процесса возможно отнести такие, как:

— готовность ребенка к самоопределению, самореализа­ции, самоорганизации и самореабилитации;

— развитость индивидуальных способностей ученика;

— нравственная направленность личности;

— физическое и психическое здоровье школьника;

— сформированность базовой культуры учащегося;

— защищенность и комфортность ребенка в классной и школьной сообщности.

Источник