Гармоничность развития ребенка высокое резко дисгармоничное

  1. Определить
    паспортный возраст ребенка

  2. Определить
    возрастную группу ребенка.

  3. Провести
    антропометрические измерения по
    общепринятым методикам(масса, длина
    тела, окружность груди, окружность
    головы).

  4. Найти положение
    полученных измерений в центильных
    интервалах по таблицам стандартов для
    каждого показателя в зависимости от
    возраста и пола ребенка. При необходимости
    использовать дополнительную центильную
    таблицу для определения соответствия
    массы тела данному росту.

  5. Оценивают
    ГАРМОНИЧНОСТЬ физического развития:
    находят разность между максимальным
    и минимальным номерами коридоров
    центильной шкалы, полученных для массы,
    роста и окружности груди относительно
    возраста. Если разность равна 0 либо 1
    — физическое развитие гармоничное, если
    разность равна 2 — физическое развитие
    дисгармоничное, если разность равна 3
    и более — физическое развитие считают
    резко дисгармоничным.

  1. При гармоничном
    развитии определяют СОМАТОТИП: находят
    сумму номеров коридоров для массы,
    роста, окружности груди. При сумме
    баллов (номеров) 10 и менее ребенок
    относится к микросоматотипу,
    при сумме от 11 до 15 баллов — к мезосоматотипу,
    при сумме от 16 до 21 балла — к макросоматотипу
    типу. Соматотип означает темповую
    характеристику роста, определяет ТЕМП
    физического развития. При микросоматотипе
    говорят о замедленном темпе роста
    (физическое развитие низкое или ниже
    среднего), при мезосоматотипе — средний
    темп роста (физическое развитие среднее),
    при макросоматотипе — об ускоренном
    темпе роста (физ. развитие выше среднего
    или высокое). Соматотип определяют
    ТОЛЬКО при гармоничном физическом
    развитии, так как если развитие не
    гармоничное, когда, например, рост
    изменяется в одном темпе, а масса в
    другом, нельзя говорить об общем темпе
    физического развития.

  2. При негармоничном
    физическом развитии (дисгармоничном
    или резко дисгармоничном) определить,
    за счет какого критерия обусловлена
    дисгармония (т.е. отмечается наиболее
    отклоняющийся признак).

  3. Определяют на
    сколько возрастных интервалов данный
    показатель (масса, рост, окружность
    груди) отстает или опережает паспортный
    возраст ребенка, для чего с помощью
    центильных таблиц находят возрастную
    шкалу, где показатели ребенка займут
    положение между 25 и 75 центилями близко
    к возрастной медиане (50-й центиль).
    Считается нормой, если величина признака
    не выходит за пределы одного возрастного
    интервала, и признак можно принять за
    патологический, если он попадает в
    значения, отклоняющиеся от возраста
    ребенка на 2 и более чем на 2 возрастных
    интервала.

Возрастные
интервалы в таблицах стандартов
:

от рождения до 1
года -1 месяц

от 1 года до 3 лет —
3 месяца

от 3 лет до 7 лет —
6 месяцев

от 7 лет до 17 лет —
1 год

Если дисгармония
обусловлена изменением массы тела,
указывают, каков процент отставания
или превышения массы обследуемого
ребенка от табличного стандарта (или
рассчитанного по эмпирическим формулам),
норма ± 10%.

  1. Произвести расчет
    долженствующих антропометрических
    показателей и сравнить с ними фактические
    данные ребенка с учетом существующих
    ПДК. Если по всем эмпирическим формулам
    основные показатели (масса, рост,
    окружность груди) укладываются в
    результаты расчетов (с учетом предельно
    допустимых колебаний), можно считать,
    что физическое развитие ребенка
    соответствует возрасту.

Форма итоговой
записи антропометрического исследования.

Рекомендуется
записывать следующие данные:

1. Дата измерения

2.
Дата рождения

3. Паспортный
возраст ребенка

4. Возрастная группа

5. Результат каждого
измерения в см и кг, а рядом с этими
результатами в скобках — номера центильных
зон, к которым они относятся, а так же
рассчитанные долженствующие показатели,
ПДК и заключение о соответствии
фактических антропометрических данных
долженствующим.

6. Для массы тела
рекомендуется записывать и вторую
оценку-
по соответствию ее длине тела.

7. Формулируется
общая оценка антропометрических данных:

а) степень
гармоничности физического развития

б) темп физического
развития (или соматотип) при гармоничном
развитии.

в) при негармоничном
развитии отмечается наиболее отклоняющийсяпризнак с
указанием, на сколько возрастных
интервалов он отстает или опережает
паспортный возраст ребенка.

Примеры
конкретных оценок

1. Ребенок Н.,
девочка, возраст на момент обследования
7 лет 11 месяцев, возрастная группа — 8
лет. Длина тела — 136 см, окружность груди
— 69 см, масса тела — 34,5 кг. Рост по таблице
попадает в «коридор» № 6, оценивается
как «высокий». Окружность грудной
клетки по таблице — «коридор» № 6,
оценка «высокая», масса тела по
таблице — «коридор» № 6, оценка
«высокая». Таким образом, у девочки
Н. развитие гармоничное, так как все ее
оценки равны 6, и разность между ними
равна 0. При гармоничном развитии
оценивается соматотип. Ребенок имеет
сумму номеров коридоров 18 баллов, т.е.
должен быть отнесен к макросоматотипу.
Итак:

Рост-136
см (6)

Вес
-34,5 кг (6)

Окружность груди
— 69 см (6)

Заключение:
Физическое развитие гармоничное,
макросоматотип.

2. Ребенок Л.,
мальчик, возраст 1 г 8 месяцев. Возраст
ребенка приравнивается к ближайшей
возрастной группе 1 г 9 мес.(21 мес.). Длина
тела — 76 см, окружность груди — 50 см, масса
тела — 10.6 кг. Величина 76 см попадает в
«коридор» № 1 (менее 3 центиля) и
соответственно оценивается как «очень
низкая» по таблице. Масса тела по
таблице — «коридор» №3, расценивается
«ниже средней». Окружность груди
по таблице — «коридор» № 4, соответствует
«средним» величинам. Итак: у мальчика
Л. физическое развитие резко дисгармоничное,
т.к. разность оценок роста и окружности
груди составляет 3. Наиболее отклоняющимся
признаком является рост ребенка, который
соответствует 12 месяцам, то есть отстает
от паспортного возраста на 3 возрастных
интервала, т.к. с 1 года до 3-х лет возрастной
интервал составляет 3 месяца. Форма
записи:

Рост — 76 см (1)

Вес -10,6 кг (3)

Окружность груди
— 50 см (4)

Заключение:
Физическое развитие резко дисгармоничное,
рост отстает от паспортного возраста
на 3 возрастных интервала.

Учитывая низкие
показатели роста, следует решать вопрос
об обследовании мальчика.

Определение
соотношения массы и длины тела

Изменения массы
тела у детей с большей чувствительностью
улавливаются при ориентации оценки не
на возраст, а на имеющуюся у ребенка
длину тела (рост). Это можно сделать по
оценочным таблицам центильного типа
(таблицы 4.1
— 4.2 приложения
).
Эти таблицы составлены применительно
к широким возрастным группам детей с
учетом половой принадлежности ребенка.
Строки таблицы представляют собой ряды
центильных распределений массы тела
по отношению к определенной длине тела,
или росту.

Попадание искомой
величины массы тела в область 1 «коридора»
(до 3 центиля) свидетельствует об «очень
низком» питании, в зону 2 «коридора»
(от 3 до 10 центиля) — о «низком»
питании, в зону 3 «коридора» ( от 10
до 25 центнля) — о питании «ниже среднего»
и т.д. В норме соотношение массы тела и
роста должно находиться в 4 «коридоре».
Используя данные таблицы, можно также
ориентировочно судить о степени
гипотрофии, в том числе внутриутробной
гипотрофии у доношенного и недоношенного
новорожденного (приложение,
таблицы 1,2
).
Показатели массы тела от Р 25 до Р 75
считаются нормой для данной длины тела
ребенка (нормотрофия); от Р 25 до Р 10 —
умеренно сниженными (начальные проявления
гипотрофии, легкая гипотрофия (1 степень)
); от Р 10 до Р 3 — низкими (отчетливые
признаки гипотрофии, средней тяжести
(2 степень) ); ниже Р 3 — очень низкими
(значительные проявления гипотрофии,
тяжелая (3 степень) ).

Однако в диагностике
гипотрофии определение соответствия
массы тела длине должно сочетаться с
оценкой других клинических проявлений
пониженного питания и лабораторных
показателей.

Аналогично избыток
массы тела относительно роста
свидетельствует о расстройстве питания
ребенка, что на первом году жизни в
отечественной педиатрии чаще называют
паратрофией. К паратрофии относят те
случаи, когда кроме измененного веса у
ребенка имеют место клинические
проявления полигиповитаминоза, нарушение
трофики тканей. Избыток массы в первые
годы жизни в зарубежной литературе чаще
определяет термин “тучность”. Для
детей старшего возраста здесь применим
термин ожирение.

Пример:

  1. Ребенок
    — мальчик 6 мес., рост 66 см,масса 7,7 кг.

заключение —
нормотрофия.

  1. Ребенок
    — мальчик 6 мес., рост 66 см, масса 9,0 кг.

заключение –
паратрофия.

  1. Ребенок
    — мальчик 6 мес., рост 66 см, масса 6,5 кг.

заключение —
гипотрофия 2 степени.

БИОЛОГИЧЕСКИЙ
ВОЗРАСТ И ПОНЯТИЕ ОБ ИНДЕКСАХ ФИЗИЧЕСКОГО
РАЗВИТИЯ

Соседние файлы в папке ФР, ПР

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Источник

Величина признака

Центили 3 10 25 75 90 97

Для составления центильных таблиц необходимо большое количество измерений по каждому параметру в каждой возрастной группе – 500 или 1000. Но, если допустим, взять 100 мальчиков в возрасте 10 лет и поставить их в порядке возрастания, т.е. первый мальчик самый маленький, а последний – самый большой, то получиться, что мальчик, который будет стоять третий по порядку, имеет рост 126,4 см (это третья центиля). Десятый в ряду мальчик имеет рост 129,2 см (это десятая центиля). И так далее.

Центили указывают процент детей, которые имеют показатель физического развития (рост, вес, окружность головы, груди) ниже указанного в таблице. Например, 10 % мальчиков 10-летнего возраста имеют рост меньше 129,2 см. и, соответственно 90 % – больше.

Показатели физического развития, находящиеся в интервале между 25 и 75 центилями, называются средние; между 75 и 90 центилями – выше среднего; между 90 и 97 центилями – высокие; более 97 центили – очень высокие, как правило это патология. Показатели, находящиеся в интервале от 25 до 10 центили – ниже среднего; от 10 до 3 центили – низкие; ниже 3 центили – очень низкие, как правило это патология.

Например, мальчик 10-летнего возраста имеет рост 128 см. Этот показатель находится в интервале между 10 и 25 центилями, он называется ниже среднего. Заключение: рост мальчика ниже среднего.

Для правильной оценки показателей по центильным таблицам необъходимо правильно определить возрастную группу.

От 1 до 12 месяцев интервал между возрастными группами составляет 1 месяц (1, 2, 3 месяца и т.д.). От 12 до 36 месяцев (до 3 лет) интервал между возрастными группами составляет 3 месяца (12, 15, 18 месяцев и т.д.). С 3 до 7 лет интервал между возрастными группами составляет ½ года – 6 месяцев (3, 5 года, 4 года, 4,5 года и т.д.). После 7 лет интервал между возрастными группами составляет 1 год (7, 8, 9 лет и т.д.).

В возрастную группу входят дети в возрасте от ½ предыдущего интервала до ½ последующего интервала.

Например, к 3-месячным детям относятся дети в возрасте от 2,5 месяцев до 3,5 месяцев. К 18-месячным детям относятся дети в возрасте от 16,5 месяцев до 19,5 месяцев. К 5-летним детям относятся дети в возрасте от 4 лет и 9 месяцев до 5 лет и 3 месяца. К 10-летним относятся дети в возрасте от 9,5 месяцев до 10,5 месяцев.

Возраст вычисляется следующим образом:

Возраст = дата обследования – дата рождения = полное количество лет, месяцев и дней.

Гармоничным считается такое физическое развитие, при котором масса тела и окружность грудной клетки соответствуют росту. Если масса тела и окружность грудной клетки не соответствуют росту, такое развитие считается дисгармоничным.

Гармоничность можно оценить по центильным таблицам.

Интервалы между центилями называются коридорами. Если показатели физического развития (рост, вес, окружность груди) находятся в одном центильном коридоре или соседних, такое развитие называется гармоничным. Например, вес ребенка – выше среднего, рост – выше среднего, окружность груди – средняя.

Если показатели физического развития находятся не в соседних коридорах, т. е. расстояние между ними 1 центильный коридор и более, такое развитие считается дисгармоничным. Например, рост ребенка ниже среднего, а вес – выше среднего.

Третий способ оценки – по таблицам антропометрических стандартов или таблицам сигмальных отклонений.

Возрастные группы в данных таблицах те же.

Также используются параметры нормального распределения Гаусса.

Принцип оценки следующий. Показатели физического развития, находящиеся в интервале от М-1σ до М+1σ называются средними, от М+1 σ до м+2σ – выше среднего, больше, чем М+2σ – высокий. Аналогично в сторону уменьшения: от М-1σ до М-2σ – ниже среднего, меньше, чем М-2σ – низкий.

В таблицах сигмальных отклонений указывается М – средняя арифметическая величина и σ – среднее квадратическое отклонение.

Определить количество сигмальных отклонений можно по формуле:

Фактический показатель – М

σ

Дата добавления: 2014-02-12; просмотров: 9354; Опубликованный материал нарушает авторские права? | Защита персональных данных | ЗАКАЗАТЬ РАБОТУ

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Студент — человек, постоянно откладывающий неизбежность… 11027 — | 7453 — или читать все…

Читайте также:

Источник

Оценка гармоничности физического развития детейХарактеристика гармоничности развития детей – обязательный компонент комплексной оценки состояния здоровья. О гармоничности физического развития судят по соотношению длины, массы тела и окружности грудной клетки. Из-за высокой корреляции массы тела с окружностью грудной клетки последний параметр может быть исключен и тогда гармоничность оценивают только по соотношению длины и массы тела.

Оптимальное соотношение этих двух показателей обеспечивает совершенное функционирование опорно-двигательного аппарата, сердечно-сосудистой, дыхательной и других систем организма. С разными соотношениями длины и массы тела связана разная скорость возрастного созревания.

На протяжении всего периода роста и развития детей школьного возраста между длиной и массой тела обнаруживается прямая тесная связь. В период завершения ростовых процессов эта связь ослабевает, оставаясь на уровне средней тесноты связи.

По сравнению с длиной тела, масса тела – более лабильный показатель, который подвержен воздействию различных факторов внешней среды (питание, болезнь, физические нагрузки и др.).

При оценке степени гармоничности обследуемого ребенка по сигмальным таблицам принято считать, что гармоническим является физическое развитие, при котором масса тела находится в пределах ± 1dR (частной d) длины тела. Дисгармоническим считается физическое развитие, при котором масса тела отстает или превышает длину тела на 1,1 – 2,0dR. Резко дисгармоничным следует считает физическое развитие, при котором масса тела отличается от соответствующей длины тела на 2,1dR и более.

Гармоничность физического развития можно оценивать по одномерным центильным шкалам. Если значение массы тела оказывается в одном или соседнем центильном интервале с длиной тела, то такое соотношение можно расценивать как гармоничное. Если значение массы тела выходит за границы соседнего интервала, то морфологическое состояние можно оценивать как дисгармоническое.

Дети с дисармоническим развитием, даже при отсутствии заболеваний, должны быть взяты на диспансерный учет для наблюдения, обследования и проведения оздоровительных мероприятий.

Методика пользования сигмальными оценочными таблицами.

Стандарты физического развития состоят из оценочных таблиц, составленных для различных возрастно-половых групп детей, причем на первом году жизни группировка детей проводится по одному месяцу жизни, от 1 года до 2 лет по кварталам, от 2 до 7 лет по полугодиям, от 7 лет и старше по одному году.

При пользовании оценочными таблицами необходимо сначала установить точный возраст ребенка (см. таблицу 3), а затем отыскать оценочную соответствующего возраста и пола. В каждой таблице выделено 5 уровней физического развития детей, которые определяются на основе средней арифметической величины (М) и среднего квадратического отклонения (d).

Величины, лежащие в пределах М ± 1d, относятся к средним (нормальным); величины, находящиеся в пределах от М + 1d до М + 2d, считаются выше средних, а от М + 2d и выше – высокими; величины, лежащие в пределах от М — 1d до М – 2d считаются ниже средних, а от М — 2d и ниже – низкими.

При индивидуальной оценке физического развития ребенка необходимо сравнивать данные его длины тела, массы тела и окружности грудной клетки в состоянии покоя с величинами в таблицах соответствующего возраста и пола. Каждой величине роста соответствуют величины веса и окружности грудной клетки и их допустимые колебания в пределах частной сигмы (dR).

Источник

Определяются
центильным методом. И по шкалам регрессии.

Соматотип
определяется согласно схеме Дорохова
Р.Н. и Бахраха Н.И. По данной схеме у
здоровых детей выделяется три соматотипа:
микро-, мезо- и макросоматический. Если
суммы номеров коридоров составляет до
10 — ребёнок относится к микросоматическсму
типу, при сумме от II до 15 — к мезосоматическому,
от 16 до 21 к макросоматическому типу.

Гармоничность
физического развития определяется
следующим образом: если разность номеров
коридоров между любыми их трёх параметров
(роста, массы, окруж­ности грудной
клетки) составляет не больше единицы —
то развитие гармоничное, если разность
хотя бы между двумя параметрами
сос­тавляет 2 — развитие дисгармоничное,
если 3 и более, резко дисгармоничное.

Оценку
гармоничности физического развития
можно проводить только по соотношению
длины и массы тела. Из-за наличия высо­кой
корреляционной связи между массой тела
и окружностью груд­ной клетки, последний
параметр можно исключить.

По
одномерным центильным шкалам используя
только данные по длине и массе тела,
можно оценивать гармоничность развития
большинства детей и подростков. Исключение
составляют дети, длина и масса тела
которых попа­дают в крайние 1,2,7,8
центильные коридоры. Недостатком
одномер­ных центильных шкал как и
метода сигмальных отклонений, явля­ется
то, что в них масса тела представлена
как независимый от длины тела признак.

Вариант
7

1.
Понятие здоровье. Группы здоровья.

Здоровье
— такое состояние человека, которому
свойственно не только отсутствие
болезней или физических дефектов, но
полное физическое, душевное и социальное
благополучие (ВОЗ)

По
степени здоровья все дети разделяются
на 5 групп :

1)
Здоровые. Не имеют хронических заболеваний
и гармонично развиты (в настоящее время
это доли процента)

2)
Практически здоровые. Это дети, не
страдающие хроническими заболеваниями,
но все-таки имеющие отклонения
(плоскостопие, сутулость), часто болеющие
дети (больше 4 раз в год), длительно
болеющие (одно заболевание длилось
более 25 дней), а также дети со слабой
близорукостью.

3)
Больные дети в стадии компенсации
(ревматизм в стадии ремиссии, гастрит,
холецистит в компенсированной форме,
хронический тонзиллит).

4)
Дети с заболеваниями в стадии субкомпенсации

5)
Дети с заболеваниями в стадии декомпенсации.
Это дети-инвалиды. Они составляют 2-3 %,
в обычные школы не ходят.

2.
Гигиенические требования к этажности
в общеобразовательных учреждениях и
размещению помещений по этажам.

СанПин.

Этажность
здания не должна превышать 3 этажей.
Допускается в условиях плотной
застройки городов строительство школ
высотой 4 этажа.

Учебные
классы не должны находиться вблизи
помещений, являющихся источниками шума
и запахов (мастерских, спортивных и
актовых залов, пищеблока)

Учебные
кабинеты и лаборатории допускается
размещать в любых этажах здания, кроме
подвальных и цокольных. Спортивный
зал следует размещать на 1-м этаже
в пристройке.

На
каждом этаже должны размещаться
санитарные узлы для мальчиков и
девочек, оборудованные кабинами с
дверями без запоров.

Медицинский
пункт общеобразовательного учреждения
должен включать следующие помещения:
кабинет врача длиной не менее 7 м и
площадью не менее 14 кв.м.

В
помещениях начальных классов,
лабораториях, учебных кабинетах,
мастерских, помещениях медицинского
назначения, учительской, комнате
технического персонала обязательно
устанавливаются умывальники.

При
школьных буфетах и столовых
обязательно должен быть предусмотрен
обеденный зал площадью из расчета 0,7
кв.м на одно место в зале, исходя из
посадки 100% учащихся в 3 очереди.

При
столовых должны быть установлены
умывальники из расчета 1 кран на 20
посадочных мест. Умывальники размещают
в расширенных проходах, коридорах,
ведущих в обеденный зал, или в
отдельном помещении рядом с обеденным
залом.

3.
Понятие акселерация, основные теории
возникновения. Децелерация. Вековая
тенденция.

Акселерация.

Сущность
акселерации заключается в раннем
достижении определенных этапов развития
организма:

1)
Ранняя смена зубов

2)
Раннее половое созревание

3)
Раннее окостенение скелета и завершение
роста

Акселерация
проявляется в том, что в настоящее время
к одному и тому же возрасту ребенок
достигает более высоких показателей
роста и развития чем в прошлом. Например,
сейчас в 13 лет мальчики на 15 см выше чем
100 лет назад.

Акселерацию
не следует путать с так называемой
вековой тенденцией. Это — тенденция к
постепенному изменению с течением
времени биоморфизма человека, которое
заключается в увеличении продолжительности
жизни и более позднем наступлении
климакса.

Акселерация
— часть вековой тенденции, охватывающая
только период созревания.

Причины
акселерации : Существует несколько
теорий, объясняющих причины акселерации.

1)
Гелиогенная (солнечная) теория. Согласно
ей ультрафиолет вызывает синтез активной
формы витамина D и ускорение роста. Эта
теория не выдерживает критики так как
акселерация наблюдается не только в
солнечных регионах, но и в северных
районах, где мало солнечной радиации.

2)
Алиментарная теория. Говорит, что
современные дети больше едят белков,
жиров, углеводов, витаминов. Но повышенное
потребление пищи и витаминов характерно
только для последних 40 лет, а акселерация
наблюдалась и раньше.

3)
Радио волновая теория. Она говорит, что
в связи с развитием техники появилось
большое количество радиоволн, которые
действуя на гипофиз, вызывают увеличение
синтеза и секреции гормона роста, а
следовательно ускорение роста.

4)
Урабанизационная теория. Согласно ей
жизнь в больших городах всегда сопряжена
с шумом, нервными стрессами. Все стрессы
раздражают нервную систему, что
способствует ускорению роста и развития.
Однако, в тихих, спокойных регионах
акселерация также наблюдается.

5)
Генетическая теория. Таким образом,
единой теории, объясняющей причины
акселерации в настоящее время не
существует.

4.
Двигательная активность, критерии
определения.

Двигательная
активность — это основа индивидуального
развития и жизнеобеспечения организма
ребенка. Теория индивидуального развития
ребенка основана на энергетическом
правиле двигательной активности.
Согласно этой теории, особенности
энергетики на уровне целостного организма
и его клеточных элементов находятся в
прямой зависимости от характера
функционирования скелетных мышц в
разные возрастные периоды. Двигательная
активность является фактором функциональной
индукции воспитательных процессов
(анаболизма).

Понятие
«двигательная активность» включает в
себя сумму движений, выполняемых
человеком в процессе своей жизнедеятельности
(Н.А. Берштейн, 1966).

В
детском и подростковом возрасте
двигательную активность можно условно
разделить на 3 основные части: активность
в процессе физического воспитания;
физическая активность, осуществляемая
во время обучения; общественно-полезной
и трудовой деятельности; спонтанная
физическая активность в свободное
время. Эти составляющие тесно связаны
между собой и дополняют друг друга

Вариант
8.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Источник