Гармоничное развитие ребенка раннего возраста
Дети раннего возраста (от 3 до 4-5 лет) обычно очень подвижные и любознательные. Они везде лезут, задают массу вопросов. Это нормально, ведь сейчас самый активный период их развития. Обратите внимание на физическое развитие ребенка. Дети любят активные игры, становятся все выносливее. Физическая активность просто необходима, иначе кроха будет нервозным и вялым. Кроме того, игры и упражнения на свежем воздухе помогают развитию сердца, сосудов, легких. Вы можете заниматься вместе, делая простые упражнения утром.
Психическое развитие должно идти параллельно физическому. Вас ждет тот самый кризис трех лет, когда малыш начинает стремиться к самостоятельности. Тут главное дать ему комфортные и безопасные условия для экспериментов. Пусть сам учится кушать, умываться, убирать за собой игрушки и одеваться. Игра становится главный видом деятельности и методом обучения крохи. Это интересный возраст, но не самый простой.
Физическое развитие
У малышей раннего возраста от 3 до 5 лет тело уже пропорциональное – они похожи на маленьких взрослых. Пропадает детская пухлость, малыш может даже немного потерять в весе. Переживать насчет этого не стоит. Рост и вес мальчика и девочки примерно одинаковый, хотя девочки кажутся более миниатюрными. Антропометрические показатели малыша зависят от его наследственности, генетики. Развитие ребенка идет всегда по индивидуальному пути, тут нет каких-то жестких рамок. Конечно, серьезное отставание в прибавке веса или роста, двигательной активности будет вызывать беспокойство, но небольшое отставание допускается.
В 3 годика малыш уже очень подвижный, все время хочет играть. Его начинают привлекать групповые игры. К 4-5 годам он уже танцует, выполняет комплексы упражнений. Подвижные игры сейчас лучшая тренировка для костей и мышц ребенка. Чаще выводите его погулять на улицу, особенно в хорошую погоду. Кислород очень важен для того, чтобы мозг и сердце развивались нормально.
Игры на свежем воздухе способствуют развитию сосудистой системы. А еще это отличная тренировка для его дыхательной системы. Детей раннего возраста не удержать на месте, и это хорошо. Подвижный ребенок хорошо кушает, а потом нормально спит ночью. Если же он будет много времени проводить дома, то неудовлетворенная потребность в движении сделает его нервным, раздражительным. Идеально — 2 прогулки в день по 1,5-2 часа.
Что уже умеет ребенок?
В 3-4 годика малыш умеет многое. Обратите внимание, чтобы он мог выполнять следующие упражнения:
- ходить попеременно на носочках и пяточках;
- бегать по 150-200 метров;
- совершать прыжки на одной или двух ногах, на месте, вперед-назад;
- бросать и ловить небольшие предметы, мячики;
- хорошо держать равновесие, лишь изредка падая при беге или ходьбе.
Развитие координации движений в 4 годика уже должно быть хорошим: кроха не падает, может стоять на одной ножке, прыгает и мягко приземляется. Развитие координации начинается значительно раньше, но только теперь кроха сможет похвастаться своими успехами.
Физические упражнения
Заниматься спортом лучше всего начинать в возрасте 4 лет. Сначала — простая физкультура. В детском садике будут такие занятия по 15-20 минут. Вы также можете заниматься дома, делать зарядку. Помните, что для ребенка это должно выглядеть как игра или соревнование. Тогда он будет с радостью заниматься спортом вместе с вами.
С 4 лет многие спортивные секции принимают малышей на занятия. Если же вы не хотите отдавать ребенка в секцию, то отлично подойдет велосипед или самокат. Зимой можно попробовать встать на коньки или лыжи. Все это отличная тренировка для его тела. Сейчас важно, чтобы кроха развил хорошую координацию. Добиться этого без физических упражнений не получится.
Психическое развитие
В раннем возрасте необходимо следить, чтобы психическое развитие ребенка проходило на нормальном уровне. Для этого с малышом нужно заниматься. Для него каждый день — какое-то новое открытие. Так и должно быть, мозг постоянно должен работать. Только тогда вы будете отмечать положительную динамику его развития. Иначе малышу будет тяжело в садике, а потом – в школе. Кстати, теперь отличный момент, чтобы начать изучать иностранный язык. Сейчас крохе все будет даваться легко.
Родителям стоит обратить внимание на то, как проходит психическое развитие ребенка. Для этого не нужно быть специалистом – просто понаблюдайте за вашим малышом. Все отлично, если:
Ребенок активен и любознателен.
Задает массу вопросов.
Интересуется, как пользоваться теми или иными предметами домашнего обихода.
Стремится все делать сам, настаивает на том, что может/умеет сам.
Любит общаться, дружить, играть вместе с другими детьми.
Демонстрирует всем свои новые умения, гордится успехами.
Конечно, для родителей ребенка это непростое время. Малышу все нужно узнать, везде залезть, все посмотреть. А еще множество вопросов, вечно удивленные глазки и громкий смех. Это признак того, что все хорошо и ваш малыш отлично развивается.
В первую очередь нужно обратить внимание на:
- деятельность ребенка (чем он занят, чему учится, какие учебные материалы использует, во что играет);
- общение с родителями;
- совместные игры с другими детьми.
Все это важные показатели нормального психического развития.
Как ведет себя малыш?
В 3 годика кроха уже неплохо разговаривает. Он общается с родителями, копирует их слова и действия. Сейчас подражание для него самый нормальный этап развития. У детей раннего возраста поведение меняется часто. Вот он спокойный и послушный, а потом начинает твориться что-то противоположное: не слушается маму, может ударить или ущипнуть, злится. Но не стоит придавать этому большое значение.
Возраст 3-4 годика — активное развитие личности малыша. Он испытывает самые разные эмоции, какие-то – в первый раз. Можно сказать, что собственные возможности немного смущают его – он не всегда знает, как реагировать на свои эмоции, чувства. Родителям нужно быть терпеливыми. Наказывать его просто так, из-за того, что вы не знаете, что происходит, — ошибка.
Предметная деятельность
Ближе к 3,5-4 годам у малыша начинает проявляться осмысленная предметная деятельность. Очень важно помочь ему понять его возможности. Для ребенка все в новинку, но он уже понимает, что многое может сделать сам. Это время для проб и ошибок, экспериментов. Главное – его заинтересованность. Если малыш пассивный, вялый, не выказывает интереса к новым игрушкам или другим детям — это плохой знак.
В садике у него будут простые занятия, подходящие для детей раннего возраста. Это развивающие, творческие уроки. Концентрация его на предметной деятельности еще не велика — всего-то 15-20 минут. Обычно это рисование, лепка, музыкальные занятия. Детей стараются учить всему в простой игровой форме. Сейчас это дает лучшие результаты.
Игровая деятельность
Игры для малышей раннего возраста — это модель реальной жизни. Некоторые проблемы кроха научиться решать, играя. В общем плане он также учится в процессе игры. Развиваются:
- воображение;
- логика;
- память;
- ситуационное мышление.
Сейчас игра уже носит осмысленный характер. Ребенок играет по какому-то своему сценарию, копируя поведение взрослых. Часто игра отражает его понимание семьи, работы, профессий. Маленькие дети очень впечатлительные. Кроха побывал на приеме у врача и вот уже просит купить ему белый халат, хочет всех осматривать, слушать, лечить.
Логично, что ему необходимо как можно больше эмоций, новых, интересных переживаний. «Переварить» новые знания он сможет потом в игре. Так что гуляйте в парках, посещайте детские театры, зоопарки, музеи. Для ребенка сейчас каждый такой поход — источник новых впечатлений и знаний. Кроха сам попросит вас поиграть в театр или магазин. Так ему легче понять наш взрослый мир.
Запрещать ребенку играть, лишать его игр с другими детьми нельзя: это навредит психике. Игра сейчас для ребенка приравнивается к обучению. А еще это возможность снять стресс, отдохнуть. Личностное и интеллектуальное развитие малыша зависит от игровой деятельности.
Кризис трех лет
Это, наверное, один из самых неприятных периодов для родителей. Представьте себе: ваш кроха был таким хорошим, послушным, всегда кушал то, что давала мама, ничего не брал без разрешения. И вдруг он резко меняется. Начинаются ссоры, недовольство. Он буквально все отвергает: не дает маме руку, вырывает ее, не хочет одевать то, что вы ему предлагаете, отказывается от привычных блюд. Поздравляем: это кризис трех лет. Хорошо, что он довольно быстро проходит или через какое-то время уже не протекает так явно.
Теперь ребенок с вами постоянно не согласен. Дело в том, что в раннем возрасте он только-только начинает ощущать себя личностью, причем отдельной от матери. Раньше он не задумывался над тем, хочется чего-то или не хочется, почему и зачем он что-то делает. В 3-4 годика он вдруг понимает, что можно не любить кашку или красный свитер, а ложечку он может сам держать лучше, чем это делает мама.
Поймите, это позитивный момент. Психическое развитие подразумевает перемены. Кризис — переломный момент в жизни вашего ребенка. Ему тоже нелегко. Попробуйте поставить себя на его место: он уже многому научился, ему не хочется полностью зависеть от вас. Где-то можно и уступить ему, его новым вкусам и желаниям. Дайте ему самостоятельность, но следите, чтобы развитие проходило безопасно.
Источник
Период раннего детства (до 3-х лет) – это особый период развития, формирования и становления всех органов и систем; и прежде всего – функций мозга. Мозг обеспечивает интегративную деятельность всех систем организма и функцию мышления, которая является основным регулятором социального поведения человека.
В раннем возрасте наблюдается максимальный темп формирования предпосылок, обуславливающих все дальнейшее развитие ребенка; поэтому необходимо грамотно использовать те возможности, которые присущие раннему детству.
В основу обучения должно быть положено развитие таких способностей как:
-подражание,
-воспризведение,
-умение смотреть и слушать,
— сравнивать,
-сопоставлять,
-обобщать и др.
Высокая ориентировочная реакция (любознательность) побуждает ребенка к движению, а это способствует его интеллектуальному развитию (не только увидеть, но и потрогать, затем выяснить что это такое, зачем, почему и т.д.)
Особое место в раннем возрасте имеют ЭМОЦИИ! Они должны быть только положительными. В этом неоценима роль взрослого. От правильного воспитания эмоциональной сферы ребенка зависит его социальная адаптация в будущем. В раннем детстве ребенок очень легко внушаем, беспрекословно верит сказанному, тонко чувствует настроение взрослого и реагирует на интонацию в голосе. Прослеживается прямая связь между положительными эмоциями, хорошим настроением, хорошим физическим развитием и нормальным формированием гармоничной личности.
Поэтому моя программа «Гармоничное развитие детей раннего возраста» направлена на всестороннее развитие ребёнка в эмоциональной, интеллектуальной, социальной сферах, с учетом его индивидуальных особенностей.
Занятия по программе позволяют ребенку найти пути взаимодействия с детьми и взрослыми, что смягчает адаптацию к детскому саду. Мамы приобщаются к миру ребенка. Создается основа для гармоничного развития маленького человека, его познавательной активности, самостоятельности, любознательности, развития творческого потенциала. Увлекательные игровые занятия с детьми способствуют развитию эмоциональной отзывчивости, воображения, аккуратности, умения доводить работу до конца; формированию изобразительных умений и навыков.
В основе занятий, лежит игра, так как для детей этого возраста игра – ведущая форма деятельности, наряду с которой важную роль играет слушание рассказов, сказок и стихов.
В процессе игры дети моделируют реальные и вымышленные ситуации в созданном ими мире.
Большое внимание уделяется развитию творческих способностей детей, развитию креативности, самостоятельному решению дошкольниками поставленных задач, выбору ими приемов и средств, оценке правильности решения. Решение проблемных творческих задач — главный способ осмысления мира.
Задачи программы:
-развитие навыков общения и совместной игры с другими детьми, активное развитие речи и интеллекта;
-развитие мышления, умения сосредотачиваться и удерживать внимание;
-углубление знаний об окружающем мире;
-развитие целенаправленной двигательной активности;
-развитие музыкального слуха, умения двигаться под музыку;
-развитие интереса к творчеству.
Основные принципы знакомства детей с окружающим миром:
-постепенное расширение исследуемого и осмысливаемого пространства, времени, норм поведения;
-включение программного содержания в беседы, занятия, проекты, игры, насыщение интересной информацией повседневной деятельности детей;
-включение детей в деятельность по освоению соответствующего представления;
-создание детьми своих собственных материалов по ознакомлению с окружающими миром, рисунков, аппликаций, моделей и т.д;
-обыгрывание одной и той же темы в разных видах деятельности.
Программа включает:
-развитие координации: ритмика, физкультурные разминки, хороводы, подвижные игры, разучивание танцевальных движений;
-пение (потешки, детские песни, песни из мультфильмов и сказок);
-развитие музыкальных способностей: ритма (игра на шумовых инструментах – бубны, треугольники, маракасы и т.д.), слуха (пение и игры на развитие музыкального слуха);
-артикуляционная гимнастика;
-развитие детского творчества: рисование (нетрадиционные техники рисования); лепка (пластилин, глина, тесто); аппликации из различных материалов;
-развитие речи, речевого дыхания (пальчиковые игры, потешки, считалки);
-знакомство с формами, цветом, простейшими размерами и величинами (обучающие игры);
-наглядное представление русских народных сказок.
Занятия состоят из двух блоков, и проводятся в двух разных помещениях.
Познавательное развитие:
– развитие речи;
– развитие мелкой моторики: пересыпание и перебирание крупы, шнуровка, нанизывание бусинок, игра с рамками-вкладышами;
– развитие элементарных математических представлений;
Эстетическое развитие:
– музыкальное воспитание;
–знакомство с устным народным творчеством (сказки) и малыми фольклорными формами (частушки, потешки, попевки…) Также показ кукольных спектаклей – совсем короткие, на 3-5 минут, по сказкам, которые дети уже хорошо знают («Колобок», «Курочка Ряба», «Репка», «Три медведя» и т.д.);
–изобразительная деятельность: лепка из пластилина и теста, моделирование, освоение кисточки и красок, аппликация из бумаги и ткани. На занятиях дети обязательно рисуют разными способами – пальцами, губкой, кисточками, гуашью, мелками, фломастерами; лепят, делают аппликации.
– развитие крупной моторики;
-игры в кругу: с пальчиками и кулачками на крупную и мелкую моторику, хороводы, игры на развитие чувства ритма и музыкального слуха, развитие дыхания и речи, а также детские потешки и песни;
-конструирование;
-музыкальная терапия;
-театр своими руками.
Занятия по комплексному раннему развитию проводятся 1 раз в неделю с родителями, продолжительность одного занятия — 1 час, в группе 5-7 человек.
Источник
Рождение ребенка – это не только огромное счастье, но и большая ответственность для родителей. Ведь именно от мамы и папы зависит, насколько развитым в физическом, психическом и эмоциональном плане вырастет их малыш. Задача родителей состоит не в том, чтобы просто постоять в сторонке, наблюдая за тем, как растет их ребенок. Им нужно постараться помочь малышу в том, чтобы он вырос разносторонней личностью. В нашей статье рассмотрим, что такое гармоничное развитие детей. Обязательно остановимся на методах и принципах воспитания, расскажем о необходимости создания условий для всестороннего развития ребенка, представим советы и рекомендации от психологов.
Что такое гармоничное развитие личности ребенка?
Воспитание детей представляет собой сложный и ответственный процесс. А главной целью, так называемым идеалом, является «создание» гармонично развитой личности. Вот только подобрать какой-то единый шаблон, который подойдет именно конкретному ребенку, невозможно, поскольку каждый человек, начиная с момента его появления на свет, – это индивидуальность.
Гармоничное развитие личности ребенка как цель предполагает воспитание всесторонне развитого человека: физически, психологически, интеллектуально. Все эти стороны одинаково важны и всячески дополняют друг друга. Невозможно достичь гармонии в целом, если не уделить достаточно внимания каждой составляющей:
- Физическое развитие предполагает развитие тела. Здоровый, сильный и выносливый человек будет легко воспринимать разные энергетические потоки.
- Психологическое развитие затрагивает эмоциональную сферу, душу. Начиная с детских лет, человек учится овладевать искусством, ценить красоту и т. д.
- Интеллектуальное развитие. В течение своей жизни человек должен познать мир и себя. Задача мамы и папы состоит в том, чтобы помочь ребенку реализовать свои умственные способности по максимуму.
Родители должны объединить все три составляющие воедино и создать все необходимые условия для всестороннего развития их чада.
Когда начинать воспитывать ребенка?
Младенческий возраст является первой ступенью на пути к гармоничному развитию. Дети впитывают всю информацию как губка, поэтому заниматься их воспитанием и формированием интеллектуальных способностей следует с самого рождения – в три или пять лет может быть уже поздно. Ученые, исследующие человеческий потенциал, пришли к выводу, что 1,5-2 года – это оптимальный возраст, чтобы научить ребенка читать.
Общепринятые методики, применяемые сегодня, направлены не на гармоничное развитие личности, а на воспитание человека, удобного обществу. Они основаны на том, чтобы буквально вбить в голову ребенка знания, сделать его послушным для родителей, вежливым для учителей и т. д. При этом родителям, которые хотят, чтобы их малыш рос гармонично развитым, не стоит особо надеяться на детские сады и школы. Нужно не возлагать обязанности по воспитанию на государственные структуры, а заниматься этим самостоятельно. Но главное, что делать это нужно с любовью к своему ребенку.
Общие принципы гармоничного развития
При воспитании детей следует придерживаться следующих принципов:
- Не нужно внушать ребенку мысль, что взрослые умнее детей, только потому, что они их старше.
- Не учить детей, а побуждать у них интерес к обучению, чтобы они смогли научиться этому сами.
- Не заставлять детей заниматься чем-либо без их желания, стараться не использовать меры принуждения по отношению к ним, за исключением тех случаев, когда без этого никак не обойтись.
- Взрослые должны считаться с выбором ребенка и соглашаться с ним, только если он (выбор) не способен навредить их здоровью.
- Процесс получения знаний важнее результата.
Для всестороннего гармоничного развития ребенка важно уделить достаточно времени образованию души. Это понятие включает в себя занятие искусством, общение с природой, познание законов природы и законов, по которым живут люди, умение любить себя и близких. В этом отношении не стоит особо полагаться на учреждения образования. Самое хорошее воспитание и развитие ребенку могут дать его любящие родители.
Методы воспитания
В процессе гармоничного развития детей применяются следующие методы воспитания:
- Внушение. Метод предполагает воздействие на эмоции, чувства ребенка, а через них на его волю и ум. В результате внушения или самовнушения человек начинает переживать за свои поступки, анализировать их.
- Убеждение. В основе этого метода лежат логические выводы, сделанные ребенком. Убеждение способствует формированию взглядов или понятий. Для реализации метода используются басни, отрывки из литературных произведений, исторические аналогии.
- Упражнение. Цель этого метода – формирование навыков и привычек в результате многократного повторения аналогичных действий, доведения их до автоматизма.
- Поощрение. Метод представляет собой положительную оценку действиям ребенка. Это одобрение, похвала, благодарность, награда. Поощрение воспитывает уверенность в себе и в собственных силах.
При выборе того или иного метода воспитания важно учитывать возраст ребенка, его возрастные и личностные особенности.
Физическое развитие детей
Гармония представляет собой развитие всех сторон деятельности человека. И тело, и душа должны развиваться в равной степени. Если родители хотят, чтобы их малыш был здоров, умен и жизнерадостен, в процессе его воспитания они обязательно должны уделить внимание его гармоничному физическому развитию.
Ребенок, которые получает посильные физические нагрузки, увеличивает свои функциональные возможности. Он учится рационально использовать свои внутренние запасы энергии и успевать гораздо больше сверстников. Одновременно с физическими нагрузками происходит развитие интеллекта. Совсем необязательно (хотя это пойдет только на пользу) отдавать ребенка на спортивные секции. Достаточно заменить их ежедневной зарядкой и активными прогулками (с велосипедом, самокатом, роликовыми коньками и т. д.).
Что нужно для всестороннего развития ребенка 1 года жизни?
У малыша, которому еще не исполнилось и 12 месяцев, уже имеется огромный потенциал для развития. Поэтому задача родителей состоит в том, чтобы использовать его в полной мере. А для этого им следует соблюдать некоторые правила:
- Создать для ребенка развивающую атмосферу. Речь идет не только о дорогих и функциональных игрушках, но и о совместных прогулках с изучением всего, что окружает малыша вокруг: деревьев, насекомых и т. д.
- Носить ребенка на руках. В непосредственной близости от мамы малыш чувствует себя в безопасности, а значит, растет более психологически устойчивым и спокойным.
- Много разговаривать с ребенком. Для гармоничного развития детей в семье важно с рождения формировать у ребенка позитивное отношение к миру. Сначала это происходит через ласковые обращения к крохе, а немного позже через веселые песенки, потешки и прибаутки.
- Не сравнивать своего ребенка с другими детьми. В каждом малыше заложены свои врожденные способности, поэтому не стоит пытаться кого-то перегнать в развитии и требовать непосильных результатов.
Условия гармоничного развития ребенка дошкольного возраста
К таким условиям относятся:
- Наличие взрослого рядом. Речь идет о близком человеке, маме, папе или бабушке, к которому ребенок может в любую минуту сесть на колени, обнять его, поделиться секретами. И очень ошибаются те родители, которые считают, что четырехлетний ребенок меньше нуждается в маминой любви и ласке, чем младенец.
- Одинаковые принципы воспитания в семье. Ребенок только тогда сможет их понять, когда все правила будут едины: если наказывают, то сразу и мама и папа и т. д.
- Развитие ребенка в игре. Со временем малыш должен познакомиться не только с простыми игрушками, но и сюжетными играми, и с ролевыми. И в этом ему помогут мама и папа.
- Умеренные нагрузки. Для гармоничного развития детей дошкольного возраста важны ежедневные прогулки, музыкальные занятия с разучиванием песен, зарядка. Но не стоит перегружать малыша секциями и домашними занятиями. Всему свое время.
- Пример для подражания. Вряд ли ребенок будет есть полезную цветную капусту, если родители питаются жареной картошкой. Чтобы ребенок рос здоровым и успешным, ему нужен пример для подражания.
- Личное пространство. Ребенок нуждается если не в отдельной комнате, то хотя бы в своем собственном уголке.
Особенности гармоничного развития подростка
Начиная с девятилетнего возраста с ребенком происходят как физические так и эмоциональные перемены. Все чувства и эмоции проявляются очень бурно. Подростки становятся слишком раздражительными, обижаются по пустякам. Следует знать, что такие изменения вполне естественны для этого возраста.
В подростковом возрасте могут возникнуть сложности в общении со сверстниками и с родителями. В этот период важно не оказывать сильного давления на ребенка (особенно путем внедрения системы запретов), постараться найти с ним общий язык. Для гармоничного развития подростка необходимо:
- научить его управлять своими эмоциями;
- избегать категоричности и максимализма;
- мыслить позитивно;
- обеспечить рациональное питание, достаточное время для сна и отдыха;
- контролировать учебу;
- следить за соблюдением распорядка дня.
Несмотря за загруженность, постараться найти время на общение с ребенком, прогулки на свежем воздухе, отдых на природе, занятия физкультурой и спортом.
Рекомендации по воспитанию и гармоничному развитию личности
Следующие советы психологов будут очень полезны для родителей детей любого возраста:
- Принимать ребенка таким, какие он есть.
- Не считать, что ребенок является его собственностью.
- Любить своего ребенка, быть честным с ним и терпеливым по отношению к своему малышу.
- Не относиться к воспитанию слишком серьезно.
- Уважать своего ребенка.
- Предоставить ребенку свободу в его развитии и в выборе того, чем он хочет заниматься.
Использование самых лучших современных методик будет совершенно бесполезным для гармоничного развития детей при отсутствии любви и понимания со стороны его родителей.
Источник