Дисгармоничные типы воспитания как фактор риска в развитии ребенка

Дисгармоничные типы воспитания как фактор риска в развитии ребенка thumbnail
Дисгармоничные типы воспитания как фактор риска в развитии ребенка

ТОП 10:

Дисгармоничные типы семейного воспитания создают условия для форми- рования негативных лич’ностных качеств ребенка, особенно при наличии конституциональной предрасположенности. Однако было бы неверно уп- рощать характер связи между личностными особенностями ребенка и осо- бенностями родительского стиля воспитания, трактуя их как причинно- следственные. Известно, что одно и то же поведение родителя может вызвать два варианта реагирования ребенка: защитное и дополнительное. Например, авторитарное поведение и диктат родителя могут вызвать за- щитное поведение подростка (агрессию, негативизм, сопротивление, гру- бость, уход) либо дополнительную форму отреагирования — зависимость, покорность, безынициативность. Способ реагирования в значительной сте- пени зависит от индивидуальных особенностей ребенка. В подростковом возрасте он определяется особенностями темперамента и характера, готов- ностью ребенка учитывать всю информацию, его актуальным эмоциональ- ным состоянием и интерпретацией родительских действий [Grusec, Goodnow, Kuczynski, 2000].

В работах А.Е. Личко [1989], Э.Г. Эйдемиллера [1996, 1999] прослеже- но влияние различных типов семейного воспитания на формирование лич- ности подростка. Гипопротекция, характеризующаяся низким уровнем опеки и удовлетворения потребностей ребенка, отсутствием продуманной системы воспитания и социального контроля (отсутствуют требования и запреты), приводит к усилению выраженности гипертимной, неустойчи- вой и конформной акцентуации. Жестокое обращение — к усилению эпи- лептоидной акцентуации и выраженности эпилептоидных черт при кон- формном типе. Лабильный, сенситивный и астеноневротический тип оказываются крайне уязвимыми к эмоциональному отвержению. Повы- шенная моральная ответственность создает условия для развития психас- тенической акцентуации, резко усиливая уже имеющиеся черты психасте- нии. Доминирующая гиперпротекция, направленная, по мнению родителей, на профилактику развития гипертимных черт подростков и на-

§ 14. Дисгармоничные типы воспитания как фактор риска в развитии ребенка 205

ходящая выражение в тотальной гиперопеке и запретительно-ограничи- тельной тактике воспитания, напротив, приводит к обострению реакции эмансипации, выраженности негативной симптоматики подросткового кризиса и, как следствие, к усилению гипертимного типа и выраженности асоциального и антисоциального поведения подростков. Доминирующая гиперпротекция усиливает выраженность «слабых» типов — психастени- ческого, сенситивного, астеноневротического. Потворствующая гиперпро- текция предрасполагает к развитию истероидно-демонстративных черт ха- рактера при истероидной, гипертимной и лабильной акцентуации, резко усиливая жестокость и агрессивность при эпилептоидном типе.

А.И. Захаров [1982] выделил следующие условия функционирования семьи, порождающие нарушения типа семейного воспитания и невротиза- цию ребенка:

•искажение супружеских отношений по типу невротически мотивиро- ванного взаимодополнения;

•инверсия супружеских и родительских ролей, например выполнение бабушкой роли матери, а матерью — роли отца;

•образование эмоционально обособленных диад и аутсайдеров, «изго- ев» в семье;

• высокий уровень семейной тревоги и эмоциональной напряженности;

•депривация потребности ребенка в принятии, сопереживании, обще- нии с родителями;

•практика подавления конфликтов и ухода от проблем.

Личностные особенности матерей также провоцируют развитие у де- тей неврозов. В частности, Захаров выделяет такие психологические типы матерей детей с неврозами и нарушениями личностного развития, как

«снежная королева», «царевна-несмеяна», «спящая красавица», «насед-

ка», «суматошная мать», «унтер Пришибеев», «вечный ребенок». Неблаго- приятные психологические черты матери непосредственно влияют на тип семейного воспитания, что оказывается особенно губительным тогда, ког- да мать односторонне доминирует в воспитании ребенка. Например, низ- кая эмоциональная экспрессивность, эмпатия и отзывчивость матери предрасполагают к серьезным нарушениям эмоционально-личностного развития ребенка. Преобладание рационального аспекта в воспитании в ущерб эмоциональному ведет к нарушениям эмоционального развития ре- бенка, низкому уровню развития у него воображения и креативности. По мнению Захарова, классическая триада — тревожность, аффективность (эмоционально бурные проявления родителем своего недовольства ребен- ком) и гиперсоциальность — образует то сочетание особенностей воспита- ния, которое влечет за собой невротизацию ребенка.

Захаров [1997] выделил ряд особенностей воспитательного стиля роди- телей, являющихся фактором риска нарушений эмоционально-личностно- го развития ребенка (см. табл. 4).

 

206 Глава 3. отношения

Таблица4

Особенности воспитательного стиля родителей как фактор риска нарушений эмоционально-личностного развития ребенка (по А.И. Захарову)

Воспитательная черта  
Поведение родителя
Непонимание родителем личностного своеобразия ребенка Соотносит действия ребенка с ригидными эталонами без учета ре- альных возможностей и способностей ребенка. Например, считает, что ребенок «не хочет» что-то делать, не замечая, что ребенок просто
«не может» выполнить предлагаемые требования
Непринятие Проявляется в двух формах: непринятие самого ребенка (нежелан- ный ребенок) и непринятие отдельных его черт. В последнем случае родитель пытается «переделать», изменить ребенка
Несоответствие требований
и ожиданий родителя
Декларирует одни требования и в то же время ожидает от ребенка прямо противоположного поведения. Ребенок оказывается в ситуа- ции двойного стандарта и неопределенности. Противоречивость си- стемы требований. Часто сопровождается общей неуверенностью в воспитании
Негибкость родителей Проявляется в шаблонности и стереотипности требований и форм реагирования родителя на различные ситуации. Неполный учет специфики конкретной ситуации влечет за собой несвоевременную и неадекватную реакцию. Для негибких родителей характерны фик- сация и застревание на проблемах, малое количество альтернатив при их решении, предвзятость в суждениях и стремление к навязы- ванию своего мнения
Неравномерность Проявляется в неодинаковом интересе к ребенку в разные моменты его жизни. Например, когда у ребенка проблемы, родители прояв- ляют к нему повышенное внимание, а когда ситуация стабилизиру- ется, бросают его на произвол судьбы
Непоследователь- ность Часто меняет стратегии воспитания. Критерии оценивания, требова- ния и другие значимые характеристики воспитания произвольны.
В одинаковых ситуациях родитель реагирует непредсказуемо — за од- ни и те же поступки иногда хвалит, а иногда наказывает
Несогласованность действий родителей Определяется разногласиями между взрослыми, воспитывающими ребенка: разные системы требований, санкций, оценок, конфликтами между родителями и другими воспитателями в семье
Аффективность Отличается излишней эмоциональностью, создающей в семье на- пряженную, «суматошную» обстановку. При преобладании отрица- тельных эмоций нарушаются межличностные контакты, исчезает интерес к жизни семьи
Тревожность Поддерживает в семье атмосферу неуверенности, излишне опекает ребенка, сковывает его свободу необоснованными запретами и т.д. Семья характеризуется сниженным эмоциональным фоном, отсут- ствием жизнерадостности
Доминантность Отличается необоснованным стремлением главенствовать над ре- бенком в любых ситуациях. Родитель подавляет личность ребенка, претендуя на статус единственного для него авторитета
Гиперсоциальность В стремлении к воспитанию «идеального» ребенка формализует воспитательный процесс, проявляет повышенную принципиаль- ность, нетерпимость к слабостям, склонность к навязыванию ребен- ку большого количества правил и морализированию, замечаниям и порицаниям. «Всестороннее» обучение и воспитание ребенка ведет- ся без учета его реальных возможностей
Читайте также:  Центр развития ребенка двфу отзывы

§ 15. Способ разрешения проблемных и конфликтных ситуаций… 207

Продолжение табл. 4

Воспитательная черта  
Поведение родителя
Недоверие
к возможностям ребенка
Возможности ребенка недооцениваются, ему отказывается в свобо- де и доверии на основании его неспособности (чаще мнимой) к са- мостоятельной деятельности
Нечуткость (недостаточная отзывчивость) Реакция на потребности и чувства ребенка во многих случаях быва- ет несвоевременной и неадекватной, вследствие чего возникает ощущение взаимной неудовлетворенности отношениями
Противоречивость Проявляется в противоречивости требований, запретов, способов контроля, часто сопровождаемой воспитательной неуверенностью



Источник

Дисгармоничное воспитание возникает когда неверно выбраны детско-родительские отношения, при низком уровне эмоционального принятия ребенка, эмоциональном отвержении, отсутствии взаимопонимания.

Также неверный выбор стиля воспитания получается при слабой сплоченности родителей, разногласии в семье в вопросах воспитания детей. Плохо влияет на воспитание детей выраженная противоречивость и непоследовательность родителей по отношению к ребенку, повышенное ограничительство в различных сферах деятельности детей.

Крайне негативно влияет на ребенка как завышение требований к нему, так и вседозволенность. Отрицательно влияет на воспитание детей и неверно выбранный путь контроля за ребенком, выбор чрезмерности наказания и чрезмерности поощрений, повышенная конфликтность в детско-родительских отношениях, недостаточность или чрезмерность удовлетворения его потребностей.

Выбрать золотую середину, гармоничность в процессе воспитания, верные детско-родительские отношения, является очень сложной задачей для родителей (особенно в неполных или обновленных семьях). Однако родителям необходимо не переусердствовать (например, слишком строгий контроль над ребенком, так же неблаготворно влияет на детей, как и полное попустительство).

Типы дисгармоничного воспитания:

I. Гипопротекция.

Характеризуется недостаточностью заботы и внимания, опеки и контроля, интереса к ребенку и удовлетворения его потребностей.
1. Явное эмоциональное отвержение ребенка выступает как вариант воспитания по типу Золушки. Недостаток интереса, заботы, ответственности и контроля поведения ребенка обусловлен эмоциональным отвержением ребенка и приписыванием его личности негативных черт. Для отвержения характерно неприятие эмоциональных особенностей ребенка, его чувств и переживаний. Родитель предпринимает попытки «улучшить» ребенка, используя для этого
жесткий контроль и санкции, навязывает ребенку определенный тип поведения как единственно правильный и возможный (В.И. Гарбузов).

Читайте также:  Этапы развития ребенка младшего школьного возраста

2. Чистая гипопротекция отличается неудовлетворением потребностей ребенка и отсутствием контроля. Неудовлетворение потребностей может граничить с вариантом безнадзорности, когда не удовлетворяются даже витальные, т.е. жизненно необходимые (еда, одежда, жилье), потребности.

3. Скрытая гипопротекция определяется низким уровнем протекции при формальной заботе о ребенке. Родитель, казалось бы, заинтересован в ребенке, но на самом деле обычно удовлетворяются лишь витальные (еда, одежда, жилье) его потребности. Нет сотрудничества, совместной деятельности, активных содержательных форм общения, нет подлинной заинтересованности и заботы о ребенке. Требования предъявляются, но контроль их выполнения не обеспечивается. Достаточно часто за скрытой гипопротекцией кроется неосознанное эмоциональное отвержение ребенка.

4. Перфекционизм — рационально обосновываемая гипопротекция. Например, ребенок недостоин любви и заботы, поскольку не выполняет какие-то обязательства, а потому должен быть наказан. В основе перфекционизма лежит искажение образа ребенка и эмоциональное его отвержение.

5. Потворствующая гипопротекция характеризуется низким уровнем принятия ребенка на фоне потворствования и вседозволенности, когда родители стремятся удовлетворить любые желания ребенка. Дети в такой семье, как правило, избалованные, но, в отличие от семьи с гиперпротекцией, лишены родительской любви. Там стараются всячески избегать общения с
ребенком, откупаясь материальными благами и подарками, например отправляют его на все лето в дорогой престижный лагерь. Родители по отношению к ребенку ведут себя холодно и отстраненно, избегают физического контакта, стремятся оградить ребенка от установления близких связей с другими людьми, изолировать. В основе потворствующей гипопротекции
лежит чувство вины родителя из-за отсутствия подлинной любви к ребенку. Часто это переходит в другую крайность, и ребенок становится объектом агрессии, что приводит к превращению потворствующей гипопротекции в жестокое обращение.

6. Компенсаторная гиперопека. В ее основе лежит гипоопека (нет подлинной заинтересованности, есть элементы эмоционального отвержения). Если в случае потворствующей гипоопеки компенсация осуществляется за счет выполнения желаний ребенка, то здесь — за счет повышенной опеки. Ребенок постоянно в центре внимания, высок уровень тревожности родителей в связи со здоровьем ребенка или страх, что с ребенком что-то произойдет.

II. Гиперпротекция (гиперопека — сверхзабота).
Характеризуется чрезмерной родительской заботой, завышенным уровнем
протекции. Основой гиперпротекции (сверх заботы, опеки) может стать как любовь к ребенку,
так и амбивалентное (разное) к нему отношение. В некоторых случаях гиперпротекция может сочетаться с эмоциональным отвержением ребенка. Гиперопека может быть обусловленной доминированием (превосходством) мотива эмоционального контакта с ребенком. Тогда преувеличенная забота о нем выражает острую потребность самого родителя в эмоциональных отношениях и страх одиночества. Достаточно часто причиной гиперопеки становится фобия утраты, страх потерять ребенка, тревожное ожидание возможного несчастья.

1. Потворствующая гиперпротекция. Воспитание по типу кумира семьи: безусловное эмоциональное принятие ребенка, симбиотическая связь с ребенком. Ребенок является центром семьи, его интересы приоритетны, удовлетворение любых потребностей ребенка чрезмерно, требования, запреты, контроль и санкции отсутствуют. Наличествуют только поощрения, но, никак не связанные с реальными достижениями ребенка, они теряют свое развивающее продуктивное значение. Культ ребенка зачастую осуществляется в ущерб остальным членам семьи.

2. Доминирующая гиперпротекция. В основе ее может лежать как эмоциональное принятие ребенка, так и его отвержение или амбивалентное (различное) отношение. Авторитаризм (диктат) родителей при данном типе воспитания, достаточно широко распространенном в нашей культуре, обусловливает чрезмерность требований, стремление контролировать и чувства, и мысли ребёнка, попытку структурировать отношения с ребенком по типу «у меня власть». Диктат и превосходство родителя выступают в форме категоричности, директивности и безапелляционности суждений, в стремлении установить неограниченную власть над ребенком, добиться его полного и беспрекословного послушания. Одной из причин родительской доминантности (власти) является недоверие к ребенку, уверенность в том, что сам он не сможет справиться ни с одной из жизненных трудностей, что он неспособен к самостоятельным действиям и нуждается в руководстве и контроле. Доминирующая гиперпротекция характерна для воспитания детей дошкольного и младшего
школьного возраста. Достаточно часто маленького ребенка воспитывают по типу потворствования, а когда он подрастает, гиперопека становится доминирующей (главенствующей) и в подростковом возрасте сменяется гипоопекой (практически отсутствием заботы).

3. Компенсаторная гиперопека, по сути, может быть приравнена к гипоопеке с точки зрения удовлетворения потребностей ребенка в любви, принятии, содержательном сотрудничестве и кооперации. Вместе с тем родитель оберегает ребенка от воспитательных воздействий со стороны социального окружения, стремится компенсировать недостаток любви излишком подарков и материальных ценностей.

Читайте также:  Семь месяцев ребенку развитие режим

4. Нематеринская гиперпротекция (со стороны бабушки) обычно носит потворствующий характер, но иногда может принимать и доминирующую форму.

5. Смешанная гиперопека — это переход от гипер к гипоопеке, принимающей скрытые формы.

III. Противоречивое воспитание.
Такое воспитание может быть обусловлено реализацией разными членами
семьи одновременно различных типов воспитания или сменой образцов воспитания по мере взросления ребенка. Противоречивость выступает как несовместимость и взаимоисключаемость воспитательных стратегий и тактик, используемых в семье в отношении одного ребенка. В некоторых случаях противоречивое воспитание принимает форму конфликтного. Причинами противоречивого воспитания могут стать воспитательная неуверенность родителя, низкая степень его психолого-педагогической компетентности, кризисы семьи, например в связи с рождением в семье еще одного ребенка или разводом. Нередко противоречивость воспитания оказывается обусловлена большим количеством вовлеченных в процесс воспитания ребенка взрослых, не желающих и не умеющих (смотреть на себя со стороны и согласовывать свои воспитательные методы.Неравномерность воспитания может проявляться в дефиците эмоционального общения родителя с ребенком в раннем возрасте и «переизбытке» эмоционального контакта в более старшем. Частным случаем противоречивого воспитания является так называемое «маятникообразное» воспитание, в котором запреты отменяются без должных на то причин и разъяснений и затем вновь столь же неожиданно и необоснованно восстанавливаются. Противоречивое воспитание приводит к формированию у ребенка тревожного типа привязанности, искажению в развитии Я-концепции (понимание себя), росту личностной тревожности, неуверенности в себе и низкому самопринятию.

IV. Воспитание по типу повышенной моральной ответственности.
Отличается чрезмерностью требований, предъявляемых к ребенку. По разным причинам к ребенку предъявляются требования, не соответствующие его возрасту и индивидуальным особенностям. Этот разрыв благоприятен для рывка в личностном развитии, но если отсутствует содержательная помощь со стороны родителей, то в сочетании с жесткими санкциями такой тип воспитания может стать причиной невротизации ребенка. Дети, воспитывающиеся в атмосфере повышенной моральной ответственности, очень обязательны, гиперсоциальны (слишком ориентированны на общество), но склонны к невротизации (психические проблемы) и соматизации (телесные проблемы) психологических проблем, к высокой тревожности. Причинами такого варианта искажения типа семейного воспитания могут выступать: делегирование (передача); искажение когнитивного образа ребенка (приписывание больших возможностей, чем те, которыми реально обладает ребенок); объективные условия социальной ситуации развития (отец ушел из семьи, мать зарабатывает на жизнь, на старшего ребенка ложится ответственность за младших и домашние заботы).

V. Гиперсоциализирующее воспитание.
Выражается в тревожно-мнительной концентрации родителя на социальном статусе ребенка, его успехах и достижениях, отношении к нему сверстников и месте, занимаемом в группе; на состоянии здоровья ребенка без учета реальных психофизических его особенностей, возможностях и ограничениях. Родитель проявляет в отношениях с ребенком чрезмерную принципиальность, не учитывая его возрастно-психологических и индивидуально-личностных особенностей, во главу угла ставит принцип долга, ответственности, социальных обязанностей, норм и правил. Для этого типа воспитания присущи шаблонность, предопределенность воспитательных схем и методов без учета реальных ситуаций взаимодействия и особенностей ребенка. В отношениях с детьми родитель обнаруживает тревожность, мнительность и неуверенность, что самым прямым образом сказывается на личностных особенностях ребенка.

VI. Жестокое обращение с ребенком.
Воспитание по типу жестокого обращения (начиная от жестоких физических наказаний и заканчивая эмоциональным отвержением ребенка, недостатком тепла, любви, принятия, холодностью и отстраненностью опекуна) характеризуется применением родителем самого широкого спектра наказаний при практически полном отсутствии поощрений, несоразмерностью проступка ребенка и тяжести наказания, импульсивной (не с того, ни с сего) враждебностью родителя. Как правило, ребенок выполняет в семье роль «козла отпущения», «позора семьи». Образ ребенка искажается родителем, ему приписываются всевозможные пороки и недостатки, патологическая агрессивность, лживость, испорченность, эгоизм и т.д.

VII. Воспитание в культе болезни
Представляет собой специфический тип дисгармоничного семейного воспитания, характеризующийся навязыванием ребенку роли «больного члена семьи», созданием особой атмосферы. Отношение к ребенку как к больному, слабому, беспомощному ведет к осознанию им своей исключительности, развитию пассивности, слабости, вседозволенности, к трудностям волевого поведения, эгоизму и демонстративности. Ребенок выполняет в семье патологизирующую роль «больной член семьи».

Источник