Гармоническое развитие ребенка что это

Рождение ребенка – это не только огромное счастье, но и большая ответственность для родителей. Ведь именно от мамы и папы зависит, насколько развитым в физическом, психическом и эмоциональном плане вырастет их малыш. Задача родителей состоит не в том, чтобы просто постоять в сторонке, наблюдая за тем, как растет их ребенок. Им нужно постараться помочь малышу в том, чтобы он вырос разносторонней личностью. В нашей статье рассмотрим, что такое гармоничное развитие детей. Обязательно остановимся на методах и принципах воспитания, расскажем о необходимости создания условий для всестороннего развития ребенка, представим советы и рекомендации от психологов.
Что такое гармоничное развитие личности ребенка?
Воспитание детей представляет собой сложный и ответственный процесс. А главной целью, так называемым идеалом, является «создание» гармонично развитой личности. Вот только подобрать какой-то единый шаблон, который подойдет именно конкретному ребенку, невозможно, поскольку каждый человек, начиная с момента его появления на свет, – это индивидуальность.
Гармоничное развитие личности ребенка как цель предполагает воспитание всесторонне развитого человека: физически, психологически, интеллектуально. Все эти стороны одинаково важны и всячески дополняют друг друга. Невозможно достичь гармонии в целом, если не уделить достаточно внимания каждой составляющей:
- Физическое развитие предполагает развитие тела. Здоровый, сильный и выносливый человек будет легко воспринимать разные энергетические потоки.
- Психологическое развитие затрагивает эмоциональную сферу, душу. Начиная с детских лет, человек учится овладевать искусством, ценить красоту и т. д.
- Интеллектуальное развитие. В течение своей жизни человек должен познать мир и себя. Задача мамы и папы состоит в том, чтобы помочь ребенку реализовать свои умственные способности по максимуму.
Родители должны объединить все три составляющие воедино и создать все необходимые условия для всестороннего развития их чада.
Когда начинать воспитывать ребенка?
Младенческий возраст является первой ступенью на пути к гармоничному развитию. Дети впитывают всю информацию как губка, поэтому заниматься их воспитанием и формированием интеллектуальных способностей следует с самого рождения – в три или пять лет может быть уже поздно. Ученые, исследующие человеческий потенциал, пришли к выводу, что 1,5-2 года – это оптимальный возраст, чтобы научить ребенка читать.
Общепринятые методики, применяемые сегодня, направлены не на гармоничное развитие личности, а на воспитание человека, удобного обществу. Они основаны на том, чтобы буквально вбить в голову ребенка знания, сделать его послушным для родителей, вежливым для учителей и т. д. При этом родителям, которые хотят, чтобы их малыш рос гармонично развитым, не стоит особо надеяться на детские сады и школы. Нужно не возлагать обязанности по воспитанию на государственные структуры, а заниматься этим самостоятельно. Но главное, что делать это нужно с любовью к своему ребенку.
Общие принципы гармоничного развития
При воспитании детей следует придерживаться следующих принципов:
- Не нужно внушать ребенку мысль, что взрослые умнее детей, только потому, что они их старше.
- Не учить детей, а побуждать у них интерес к обучению, чтобы они смогли научиться этому сами.
- Не заставлять детей заниматься чем-либо без их желания, стараться не использовать меры принуждения по отношению к ним, за исключением тех случаев, когда без этого никак не обойтись.
- Взрослые должны считаться с выбором ребенка и соглашаться с ним, только если он (выбор) не способен навредить их здоровью.
- Процесс получения знаний важнее результата.
Для всестороннего гармоничного развития ребенка важно уделить достаточно времени образованию души. Это понятие включает в себя занятие искусством, общение с природой, познание законов природы и законов, по которым живут люди, умение любить себя и близких. В этом отношении не стоит особо полагаться на учреждения образования. Самое хорошее воспитание и развитие ребенку могут дать его любящие родители.
Методы воспитания
В процессе гармоничного развития детей применяются следующие методы воспитания:
- Внушение. Метод предполагает воздействие на эмоции, чувства ребенка, а через них на его волю и ум. В результате внушения или самовнушения человек начинает переживать за свои поступки, анализировать их.
- Убеждение. В основе этого метода лежат логические выводы, сделанные ребенком. Убеждение способствует формированию взглядов или понятий. Для реализации метода используются басни, отрывки из литературных произведений, исторические аналогии.
- Упражнение. Цель этого метода – формирование навыков и привычек в результате многократного повторения аналогичных действий, доведения их до автоматизма.
- Поощрение. Метод представляет собой положительную оценку действиям ребенка. Это одобрение, похвала, благодарность, награда. Поощрение воспитывает уверенность в себе и в собственных силах.
При выборе того или иного метода воспитания важно учитывать возраст ребенка, его возрастные и личностные особенности.
Физическое развитие детей
Гармония представляет собой развитие всех сторон деятельности человека. И тело, и душа должны развиваться в равной степени. Если родители хотят, чтобы их малыш был здоров, умен и жизнерадостен, в процессе его воспитания они обязательно должны уделить внимание его гармоничному физическому развитию.
Ребенок, которые получает посильные физические нагрузки, увеличивает свои функциональные возможности. Он учится рационально использовать свои внутренние запасы энергии и успевать гораздо больше сверстников. Одновременно с физическими нагрузками происходит развитие интеллекта. Совсем необязательно (хотя это пойдет только на пользу) отдавать ребенка на спортивные секции. Достаточно заменить их ежедневной зарядкой и активными прогулками (с велосипедом, самокатом, роликовыми коньками и т. д.).
Что нужно для всестороннего развития ребенка 1 года жизни?
У малыша, которому еще не исполнилось и 12 месяцев, уже имеется огромный потенциал для развития. Поэтому задача родителей состоит в том, чтобы использовать его в полной мере. А для этого им следует соблюдать некоторые правила:
- Создать для ребенка развивающую атмосферу. Речь идет не только о дорогих и функциональных игрушках, но и о совместных прогулках с изучением всего, что окружает малыша вокруг: деревьев, насекомых и т. д.
- Носить ребенка на руках. В непосредственной близости от мамы малыш чувствует себя в безопасности, а значит, растет более психологически устойчивым и спокойным.
- Много разговаривать с ребенком. Для гармоничного развития детей в семье важно с рождения формировать у ребенка позитивное отношение к миру. Сначала это происходит через ласковые обращения к крохе, а немного позже через веселые песенки, потешки и прибаутки.
- Не сравнивать своего ребенка с другими детьми. В каждом малыше заложены свои врожденные способности, поэтому не стоит пытаться кого-то перегнать в развитии и требовать непосильных результатов.
Условия гармоничного развития ребенка дошкольного возраста
К таким условиям относятся:
- Наличие взрослого рядом. Речь идет о близком человеке, маме, папе или бабушке, к которому ребенок может в любую минуту сесть на колени, обнять его, поделиться секретами. И очень ошибаются те родители, которые считают, что четырехлетний ребенок меньше нуждается в маминой любви и ласке, чем младенец.
- Одинаковые принципы воспитания в семье. Ребенок только тогда сможет их понять, когда все правила будут едины: если наказывают, то сразу и мама и папа и т. д.
- Развитие ребенка в игре. Со временем малыш должен познакомиться не только с простыми игрушками, но и сюжетными играми, и с ролевыми. И в этом ему помогут мама и папа.
- Умеренные нагрузки. Для гармоничного развития детей дошкольного возраста важны ежедневные прогулки, музыкальные занятия с разучиванием песен, зарядка. Но не стоит перегружать малыша секциями и домашними занятиями. Всему свое время.
- Пример для подражания. Вряд ли ребенок будет есть полезную цветную капусту, если родители питаются жареной картошкой. Чтобы ребенок рос здоровым и успешным, ему нужен пример для подражания.
- Личное пространство. Ребенок нуждается если не в отдельной комнате, то хотя бы в своем собственном уголке.
Особенности гармоничного развития подростка
Начиная с девятилетнего возраста с ребенком происходят как физические так и эмоциональные перемены. Все чувства и эмоции проявляются очень бурно. Подростки становятся слишком раздражительными, обижаются по пустякам. Следует знать, что такие изменения вполне естественны для этого возраста.
В подростковом возрасте могут возникнуть сложности в общении со сверстниками и с родителями. В этот период важно не оказывать сильного давления на ребенка (особенно путем внедрения системы запретов), постараться найти с ним общий язык. Для гармоничного развития подростка необходимо:
- научить его управлять своими эмоциями;
- избегать категоричности и максимализма;
- мыслить позитивно;
- обеспечить рациональное питание, достаточное время для сна и отдыха;
- контролировать учебу;
- следить за соблюдением распорядка дня.
Несмотря за загруженность, постараться найти время на общение с ребенком, прогулки на свежем воздухе, отдых на природе, занятия физкультурой и спортом.
Рекомендации по воспитанию и гармоничному развитию личности
Следующие советы психологов будут очень полезны для родителей детей любого возраста:
- Принимать ребенка таким, какие он есть.
- Не считать, что ребенок является его собственностью.
- Любить своего ребенка, быть честным с ним и терпеливым по отношению к своему малышу.
- Не относиться к воспитанию слишком серьезно.
- Уважать своего ребенка.
- Предоставить ребенку свободу в его развитии и в выборе того, чем он хочет заниматься.
Использование самых лучших современных методик будет совершенно бесполезным для гармоничного развития детей при отсутствии любви и понимания со стороны его родителей.
Источник
Не потеряйте. Подпишитесь и получите ссылку на статью себе на почту.
Книга Гленна Домана «Гармоничное развитие ребёнка» является поистине удивительной – она написана конкретно для родителей, а её целью является показать, что потенциал детей намного больше того, что мы представляем себе. И именно мы несём ответственность за то, что бестолково тратим время своих любимых детей, когда устанавливаем ограничение на их физическое исследование окружающего мира, которое совершенствует их двигательное развитие, причём в наиболее подходящее для этого время. А между тем следует знать, что двигательное развитие в будущем окажет воздействие на интеллектуальное и социальное развитие ребёнка. Данная книга поможет вам избежать типичных родительских ошибок и позволит вашему ребёнку развиваться максимально гармонично.
О Гленне Домане
Гленн Доман является американским врачом-физиотерапевтом, разработчиком серии методик восстановления для детей, имеющих поражения нервной системы, и методики обучения детей (метода Домана). Кроме того, Доман основал Институт развития человеческого потенциала, организовал издательство «Gentle Revolutıon», консультирующее родителей по вопросам воспитания. Миссией Гленна и его коллег является объяснить каждому родителю, как воспитать очаровательного, талантливого и интеллигентного ребёнка, благодаря чему станет возможно создать высокогуманное, здоровое и порядочное общество. Более подробную информацию об авторе и его методике вы можете получить на сайтах «Gentlerevolution.com» и «Iahp.org».
Краткое содержание книги «Гармоничное развитие ребёнка»
Книга состоит из предисловия, введения и трёх больших разделов. Укажем некоторые интересные моменты каждого из них.
Предисловие
Двигательное развитие малыша на ранней стадии является важнейшей составляющей его подготовки в будущем не только к познавательной деятельности, но также и для раскрытия огромного числа других возможностей. Гленн Доман методично раскрывает все стадии развития мобильности и посвящает в особенности организации окружающей среды таким образом, чтобы она максимально развивала ребёнка. Следуя точным и ясным инструкциям, родители смогут создать индивидуальную домашнюю развивающую программу.
Работая с разными детьми, автор и его помощники сделали ошеломляющее открытие – скорость физического развития ребёнка воздействует на скорость развития его мозга. А это значит, что интеллект ребёнка зависит от того, насколько хорошо он развит физически.
Введение
Будучи высокопрофессиональным специалистом, автор изучил огромное количество материалов на тему двигательной активности человека, начиная с двигательных паттернов древних людей и заканчивая современными исследованиями воздействия невесомости на организм.
Гленн Долман на протяжении всей книги акцентирует своё внимание на следующих тезисах:
- Мозг человека растёт, если его постоянно использовать, но этот процесс роста заканчивается примерно в 6 лет
- Маленькие дети предрасположены к обучению в гораздо большей степени, чем кто-либо другой
- Маленькие дети считают, что самый лучший подарок для них – это внимание со стороны взрослых, в частности, со стороны родителей
- Родители – это самые лучшие учителя для ребёнка и могут обучить ему всему, что знают, если это знание основано на фактах
Раздел 1. Предпосылки физического интеллекта
Физическое, умственное и социальное развитие является одним из самых главных даров от природы человеку.
Любой ребёнок, у которого появляется возможность достичь физического совершенства, будет несказанно рад ею воспользоваться.
В момент рождения дети обладают своим максимальным умственным потенциалом, а обучение для маленьких детей является одним из основных навыков, требующихся для выживания.
Маленькие дети желают научиться всему, чему только можно, и как можно скорее. К тому же они уверены в том, что ничего лучше обучения в мире нет.
Чем младше ребёнок, тем больше удовольствия он получает от процесса обучения, и тем легче оно ему даётся. А чем старше становится человек, тем меньше он верит в то, что обучение является радостью. Взрослые люди зачастую воспринимают обучение как пытку.
Раздел 2. Как усилить физический интеллект вашего ребёнка
Если ребёнок будет иметь возможность ползать как можно дольше и чаще, он будет быстрее развиваться, а также будет быстрее увеличиваться его мозг.
Исходя из особенностей современно культуры, толстый ребёнок считается здоровым. Однако автор уверен, что дети толстыми быть не должны, а материнское молоко должно превращаться не в жир, а в мышцы. В будущем это будет способствовать развитию потенциала и красоты.
Чтобы новорождённый развивался как можно лучше, он должен бодрствовать минимум 4 часа в стуки, и в это время ему необходимо ползать по полу или специальному треку. Лучше всего будет, если ребёнок будет и спать на таком треке.
Интересный приём: ещё до достижения ребёнком полугодовалого возраста, пока он не научился ходить, нужно опустить его вниз головой на мягкий мат, пригибая одной рукой голову, а другой придерживая бёдра, и перекувырнуть. Если выполнять такое упражнение по 15 раз в день, мозг ребёнка научится ориентации в заданном направлении.
Раздел 3. Как увеличить умственный потенциал вашего ребёнка
Далеко не каждый родитель знает, что новорожденного ребёнка можно учить плавать, а уже по достижении малышом годовалого возраста его можно обучать чтению, счёту, иностранным языкам. В полтора года можно учить ребёнка выполнению гимнастических упражнений, игре на музыкальных инструментах, а в два года уже можно обучать письму.
Каждый ребёнок является лингвистическим гением, и в 1 год дети усваивают языки гораздо лучше, чем в 7 лет. А обучать ребёнка письму намного легче, нежели устной речи, т.к. написанное слово всегда останется таким, как было, а произнести слово вслух можно невнятно, с акцентом, очень быстро и т.д. Чтобы годовалый малыш начал воспринимать слова на слух, нужно произносить их чётко, громко и много раз.
С момента своего рождения ребёнок является «чистым листом», и стать может кем угодно, но этот потенциал утрачивается к 6 годам. До 6 лет можно также сделать ребёнка гением. И если вы знаете о принципах работы мозга, вы будете организовывать для своего ребёнка регулярные занятия математикой, чтением и другими дисциплинами, чтобы он смог овладеть энциклопедическими знаниями.
Если использовать для развития ребёнка систему, представленную в книге, можно сделать так, чтобы уже к 4 годам коэффициент его интеллекта был равен 200, в то время как этот же показатель у обычных детей равен 100.
Краткое резюме
Родители очень любят своих детей, по причине чего уделяют огромное внимание сопливым носам и грязным пелёнкам, а потеряв ребёнка из виду на несколько секунд где-нибудь в общественном месте, мгновенно приходят в ужас; при даже крошечном подозрении на болезнь родители впадают в панику и летят в больницу. Другими словами, любящие родители делают то, что должны делать любящие родители.
Но в тот момент, когда ребёнка пора знакомить с достояниями человеческой культуры, накопленными годами, к примеру, скульптурой, литературой, живописью, музыкой и т.д. родители часто начинают ждать, когда малыш достигнет шестилетнего возраста. Знайте – в этот момент можно сказать, что вы опоздали, а познавательный потенциал ребёнка безвозвратно утерян. К тому же это время дети, как правило, попадают в руки к учителям, не видящим в процессе обучения ни капли радости или веселья.
Отдавая своего ребёнка в чужие руки, родители теряют то, чего сами не осознают – они утрачивают чудо, которое вполне могли бы сотворить сами, если бы начали обучать ребёнка самостоятельно. И здесь важно сказать – нет учителей лучше родителей!
Во всех детях с рождения есть частица волшебства, и родители должны понять это, и всегда относиться к своим детям бережно, с теплотой и любовью, чтобы это волшебство не исчезло и оставалось на протяжении долгих лет. И если родители уважают это волшебство, если хотят его сохранить, они должны принимать активное участие в нём.
Все родители, любуясь своим любимым малышом, непременно, испытывают восхищение и изумление. И любой отец, и любая мать знают, что их ребёнок является чудом. Причём это чудо поистине уникально и неповторимо. И задачей каждого из родителей является дать этому чуду дорогу в жизнь и подарить ему то, что является частью его нутра с самого рождения.
Источник
1.1. Гармоничное развитие ребенка — что это такое?
Ведь все взрослые сначала были детьми, только мало кто из них об этом помнит.
Антуан де Сент-Экзюпери
«Маленький принц»
Великий философ, которому, по определению братьев Стругацких, «не повезло с поклонниками», Фридрих Ницше писал: «Человек — это канат, протянутый между животным и сверхчеловеком». Большинство мудрецов, несмотря на различия в проповедуемых ими учениях, сходятся в том, что человек вовсе не является вершиной эволюционной лестницы. Человек — одна из ступенек этой лестницы, и далеко не последняя. Возможно, мы «подзадержались» на этой ступени (хотя время «сознательного развития» человечества в масштабах Вселенной ничтожно). Но если ступеньки той же эволюционной лестницы до человека наша душа проходила в какой-то степени бессознательно и индивидуальное совершенство в этом случае мало что значило, то переход от «ступени человека» к следующей возможен только через сознательную работу каждого индивидуума над собой.
Читающим эти строки взрослым людям сознательно эволюционировать к следующей ступени уже чрезвычайно сложно (хотя и не невозможно), и скорее всего это уже прерогатива следующих жизней. Однако можно помочь своим детям стать гармонично развитой личностью, ибо только тот человек, у которого в приблизительно одинаковой мере на высоком уровне будут развиты тело, душа и дух сможет перейти на следующую ступеньку эволюционной лестницы.
Итак, гармоничное развитие ребенка включает в себя развитие тела, души и духа.
Развитие тела — физическое развитие, сильное и выносливое тело, прекрасное здоровье, а значит, и способность воспринимать различные потоки энергий (и оставаться при этом здоровым).
Развитие души — чувственный и эмоциональный опыт, овладение искусствами, восприятие искусства (общение с Красотой).
Развитие духа — познание мира и себя.
Все эти три составляющие на самом деле тесно взаимосвязаны и дополняют друг друга. Развитие только в какой-то из этих областей без развития других возможно лишь до определенного уровня. Поэтому если вы все же решитесь помочь (именно помочь, заставить в данном случае невозможно) своему ребенку развиваться гармонично, то желательно с самого начала воспитания обращать внимание на то, чтобы не было чрезмерного развития какой-либо из составляющих в ущерб другим.
И здесь на помощь взрослым может прийти самая древняя наука в мире — йога, дающая при грамотном подходе гармоничное развитие и способствующая развитию не только тела (как зачастую принято считать), но и души и духа.
Следующая глава >
Похожие главы из других книг:
ЛЕКЦИЯ № 3. Физическое и психомоторное развитие ребенка
1. Физическое развитие детей. Биологическая акселерация
Термин «физическое развитие» в педиатрии понимается как динамический процесс роста (увеличение длины и массы тела, развитие отдельных частей тела и др.) и
Влияние развития моторики рук на развитие речи ребенка
Подражание движениям рук, игры с пальцами стимулируют, ускоряют процесс речевого и умственного развития ребенка. Об этом свидетельствуют не только опыт и знания многих поколений, но и исследования физиологов,
Развитие активной речи ребенка
Создание потребности подражать слову взрослого – ответственный момент в логопедической работе с безречевыми детьми. Необходимо отметить, что развитие речевого подражания – естественный период в развитии детской речи как в норме, так и в
М.В. Водинская, М.С. Шапиро
Развитие творческих способностей ребенка на занятиях изобразительной деятельностью
ГЛАВА 11. Развитие ребенка: сенситивные периоды и язык
Младенцы просто потрясающе приспособлены для обучения. Наверное, вы слышали о невероятной способности их мозга воспринимать новую информацию. Но, возможно, вы не оценили того, что их возможности весьма специфичны.
Часть первая
Гармоничное развитие ребенка
1.1. Гармоничное развитие ребенка — что это такое?
Ведь все взрослые сначала были детьми, только мало кто из них об этом помнит.
Антуан де Сент-Экзюпери
«Маленький принц»
Великий философ, которому, по определению братьев
4.1. Творческое развитие ребенка
Творчество детей — это глубоко своеобразная сфера их духовной жизни, самовыражение и самоутверждение, в котором ярко раскрывается индивидуальная самобытность каждого ребенка. Эту самобытность невозможно охватить какими-то правилами,
Автор-составитель Валерия Вячеславовна Фадеева
Развитие ребенка и уход за ним от рождения до трех
Развитие ребенка от года до трех лет
Кормление грудью и развитие психики ребенка
Раньше считалось, что при кормлении ребенка грудью мать дает ему только молоко. Сегодня биологи утверждают, что она кормит энергией, а молоко является только физической составляющей.Было проведено множество экспериментов.
«ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА».
Давайте начнем эту тему с вашего вопроса про пуповинку и спонтанное интеллектуальное развитие. Мария Борисовна вам так ответила, потому что те, у кого были нормальные роды, у кого это все сохранили и оставили, там есть о чем говорить. А
Гармоничное развитие
Можно ставить перед собой разные цели и достигать их с огромным усилием, а можно поставить перед собой только одну – достижение равновесия, – и остальные будут достигнуты по пути.Жизненная энергия в человеке возрастает, когда он развивается
Развитие основных движении, умении и навыков у ребенка в возрасте до года
Новорожденный ребенок в состоянии бодрствования находится совсем небольшую часть суток. Но начиная с 3–4 недель жизни, над кроваткой ребенка необходимо подвешивать красочные игрушки, чтобы он мог
Развитие вашего ребенка
Источник