Г а ковалев психическое развитие ребенка и жизненная среда

Г а ковалев психическое развитие ребенка и жизненная среда thumbnail
Георгий Алексеевич Ковалев

(1947, Ленинград -1997, Москва) — российский психолог,
доктор психологических наук (1991 г.), профессор Академии
Государственной службы при Президенте РФ. В 1969 г. закончил факультет
психологии Ленинградского государственного университета. С 1972 г.
работал в созданном Б. Г. Ананьевым Институте комплексных социальных
исследований при ЛГУ. Переехав в 1974 г. в Москву, работал в НИИ
проблем высшей школы. В 1976 г. стал аспирантом, а затем сотрудником
лаборатории социальной перцепции НИИ общей и педагогической психологии
Академии педагогических наук СССР (ныне Психологический институт
Российской академии образования). Одним из первых он обратился к
прикладной социальной психологии, опробовав различные виды тренинга с
целью коррекции психологических характеристик субъектов общения.
Теоретические и прикладные разработки по этой проблеме он обобщил в
кандидатской диссертации (1980 г.). В последующие годы исследовал
проблемы психологического воздействия, изучал виды этих воздействий,
объективные и субъективные факторы, определяющие их основные параметры,
разработал технологию организации разнокачественных воздействий, когда
заранее планируется их результат. По итогам проведенных исследований в
1991 г. защитил докторскую диссертацию: «Психологическое
воздействие: теория, методология, практика». Логичным
продолжением этой работы были исследования, относящиеся к области
экологической психологии: как помочь человеку в окружающем его социуме
отобрать и усвоить ту информацию, которая положительно влияет на
действительное развитие его личности; каким образом надо воздействовать
на человека, чтобы он сам целенаправленно и продуктивно создавал для
себя среду, которая работала бы на его всестороннее развитие.

С. В. Ильина

Источник: Психологический
лексикон. Энциклопедический словарь в шести томах / Ред.-сост. Л. А.
Карпенко. Под общ. ред. А. В. Петровского. – М.: ПЕР СЭ,
2005. – Т. История психологии в лицах: Персоналии.
– М., 2005. – С. 225-226.

В фонде библиотеки имеются следующие
издания:

Чтобы просмотреть карточку, кликните по маленькому
изображению внизу

Г а ковалев психическое развитие ребенка и жизненная среда


Публикации в журнале «Вопросы психологии»:

Бодалев А. А.,
Ковалёв
Г. А. Проблемы
психологии познания людьми
друг друга 81’1 с.178

Ковалёв
Г. А., Коряк Н. М., Петровская
Л. А.: Проблемы
активного социального обучения
82’5 с.166

Ковалёв
Г. А.: Психология
познания людьми друг друга 83’1 с.112

Ковалёв
Г. А., Лабунская В. А.,
Яценко
Т. С.: Проблемы
психологии общения 83’4 с.171

Ковалёв
Г. А., Радзиховский Л. А.:
Общение
и проблема интериоризации 85’1 с.110

Бодалев
А. А., Ковалёв Г. А.:
За
системную организацию школьной психологической службы 85’2
с.84

Кан-Калик
В. А., Ковалёв Г. А.:
Педагогическое
общение как предмет теоретического и прикладного исследования
85’4 с.9

Ковалёв
Г. А.: Социально-психологические
проблемы
становления личности
ребенка 87’1 с.176

Ковалёв
Г. А.: Три
парадигмы в психологии — три
стратегии психологического
воздействия 87’3 с.41

Ковалёв
Г. А., Орлов А. Б.: Проблемы
повышения эффективности процесса обучения и воспитания 87’5
с.171

Артемьева
Е. Ю., Ковалёв Г. А.,
Семилет
Н. В.: Изображение
как инструмент измерения
межличностных отношений
88’6 с.120

Ковалёв
Г. А.: Психическое
развитие ребенка и
жизненная среда 93’1 с.13

Источник

70622. камила
[Санкт-Петербург, Россия]
22 марта 2011, 00:14

Психология. Психиатрия

Здравствуйте, помогите пожайста найти информацию и книги на тему»Психоэкология организации и жизненной среды».Спасибо.

Здравствуйте, Камила!
   
Пожалуйста, посмотрите:

  • Лекционный материал по курсу «Управленческая психология»
  • Смирнов И.В. Психоэкология
  • Дружинин В. Психология
  • Психология среды как контекст проблемы самореализации личности
  • Ковалев Г.А. Психическое развитие ребенка и жизненная среда

   
Литература:

  1. Калмыков А.А. Введение в экологическую психологию [Текст] : Курс лекций / А.А.Калмыков;Международный независимый эколого-политологический университет. — Москва : МНЭПУ, 1999. — 127 с.
  2. Калмыков А. А. Экопсихология: переформатирование сознания [Текст] / А. А. Калмыков // Экология и жизнь. — 2006. — № 8. — С. 35-39.
  3. Ковалев Г. А. Психическое развитие ребенка и жизненная среда [Текст] //Вопросы психологии. — 1993. — № 1.
  4. Леонтьев А..Н. Учение о среде в педологических работах Л.С. Выготского [Текст] // Психологическая наука и образование. – 1998. — № 1. – С. 5-21.
  5. Семичев, М. Что такое психоэкология? [Текст] // Образование. — 2002. — N1.-С.64-67.
  6. Смирнов И.В. Психотехнологии [Текст] : Компьютерный психосемантический анализ и психокоррекция на неосознаваемом уровне / И.В.Смирнов,Е.В.Безносюк,А.Н.Журавлев. — М.: Прогресс-[Культура], 1995. — 413c.
  7. Смолова Л. В. Психология взаимодействия с окружающей средой [Текст] / Л. В. Смолова// Экология человека. — 2007. — № 6. — С. 30-33. — Библиогр.: с. 33 (12 назв. ).
  8. Черноушек М. Психология жизненной среды [Текст] /М. Черноушек. – М.: Мысль, 1989.

Всего доброго!

Ирина [Новокузнецк, Центральная городская библиотека им. Н.В. Гоголя]
22 марта 2011, 12:24

70546. Виктория
[Харьков, Украина]
18 марта 2011, 00:19

Психология. Психиатрия

Здравствуйте! Для научного исследования необходима по теме «Профессиональная направленность студентов на последних курсах обучения» необходима методика О. Г. Лопуховой «Методика диагностики профессиональной направленности личности». Прошу Вас помочь в ее поиске!

70540. Елена
[с.Волчиха, Россия]
17 марта 2011, 18:16

Психология. Психиатрия

Добрый день! Помогите найти биографию врача-психиатра Владимира Ивановича Лебедева. Совместно с Ю.Гагариным написал книгу психология и космос. Спасибо.

70539. Сергей
[Челябинск, Россия]
17 марта 2011, 18:14

Психология. Психиатрия

Помогите найти материал «Молярный необихевиоризм Э.Толмена»

Здравствуйте, Сергей!
Посмотрите, пожалуйста, здесь:

  • Толмен Э.Ч. Бихевиоризм и необихевиоризм
  • Толмен Э.Ч. Поведение как молярный феномен
  • Марцинковская Т. История психологии — читать, скачать
  • Когнитивная карта
  • Соколова Е.Е. Когнитивный необихевиоризм Э. Толмена. Понятие «промежуточные переменные»

Литература:

  1. Величковский Б.М. Современная, когнитивная психология. — М.: Изд-во Моск. ун-та, 1982.
  2. Ждан, А.Н. История психологии от античности к современности: учебник для студ. вузов. — М. : Академический проект, 2004 .- 576 с.
  3. История зарубежной психологии. Тексты / Под ред. П.Я. Гальперина, А.Н. Ждан. — М.: Изд-во Моск. ун-та, 1986.
  4. Когнитивная психология / Под ред. В.Н.Дружинина. – М.: СЭ, 2002.
  5. Леонтьев А.Н. Лекции по общей психологии. – М., 2001.
  6. Лобанов А.П. Когнитивная психология. От ощущений до интеллекта. – М.: Новое знание, 2008.
  7. Марцинковская, Т.Д. История психологии. – М.: Академия, 2001. – 544 с.
  8. Смит Н. Системы современной психологии. – СПб.,2003.
  9. Соколова Е.Е. 13 диалогов о психологии. М.: Смысл, 2005, 688 с.
  10. Тихомиров О.К. Психология мышления. — М.: Изд-во
    Моск. ун-та, 1984. — 272 с.
  11. Хрестоматия по общей психологии. Психология мышления / Под
    ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.В. Петухова. — М.: Изд-во Моск. ун-та,1981. — 400 с.
  12. Фестингер Л. Теория когнитивного диссонанса. – М.: Речь, 2001.
  13. Якунин, В. А. История психологии: Учеб. пособие. — СПб. : Изд-во Михайлова, 2001 . — 378 с.

Всего доброго!

Лариса [Москва, Российская государственная детская библиотека]
18 марта 2011, 13:44

70537. Анастасия
[Минск, Белоруссия (Республика Беларусь)]
17 марта 2011, 18:04

Психология. Психиатрия

Здравствуйте, уважаемые операторы! 🙂
Мне необходима Ваша помощь по поиску УПРАЖНЕНИЙ по коррекции детских страхов. Можно и не только сами упражнения, но и ссылки на источники-книги, авторов сборников упражнений.
Заранее, огромное Вам спасибо!!!

Здравствуйте, Анастасия!
   УПРАЖНЕНИЯ можно найти в материалах следующих ссылках:

  • Зайцева Н.А. Программа «Коррекция страхов и тревожности у детей дошкольного и младшего школьного возраста»
  • Вечканова С.В.
    Коррекция страхов у детей дошкольного возраста через рисунок
  • Хомина Г.П. Коррекционная программа по снятию страхов у детей младшего школьного возраста
  • Данилова О.А. Коррекционная работа по преодолению страхов у младших школьников
  • Орлова Л. Арт-терапия в коррекции детских внушенных страхов
  • Лебедева Л., Акимова Н. Велики ли глаза у страха?
  • Шишова Т. Л. Преодоление детских страхов через игру
  • Преодоление детских страхов и тревожности при помощи образов
  • Ответ из нашего архива № 68168
  • Шишова Т. Л.
    Как помочь ребенку избавиться от страхов: страхи — это серьезно. — М.: Изд. дом «Искатель», 1997. — 92 с. (Книга представляет собой увлекательные упражнения, выполняя которые в игровой раскрепощаю­
    щей манере вместе с родителями, дети легко смогут преодолеть страх — боязнь темноты, чудовища смер­ти и проч., превратив воспитание смелости в забавную веселую игру, а также приобщиться к прекрасному и развить творческие задатки) — нужна регистрация

   Литература:

  1. Арефьева Т.А. Преодоление страхов у детей : тренинг [Текст]/ Т. А. Арефьева, Н. И. Галкина. — М. : Изд-во Ин-та психотерапии, 2005 (ГУП Смол. обл. тип. им. В.И. Смирнова). — 269 с.
  2. Бавина Т.В. Детские страхи: решение проблемы в условиях детского сада: практическое пособие [Текст] /Бавина Т.В., Агаркова Е.И. – М.: АРКТИ, 2008. – 64 с.
  3. Захаров А. И. Дневные и ночные страхи у детей [Текст]. – СПб.: Речь; М.: Сфера, 2010. – 313 с.
  4. Захаров А.И. Как преодолеть страхи у детей [Текст] / А. И. Захаров. — Москва : Педагогика, 1986. — 109, [2] с.
  5. Кулинцова И.Е. Коррекция детских страхов с помощью сказок [Текст] / И. Е. Кулинцова. — Санкт-Петербург : Речь, 2008. — 167, [1] с.
  6. Микляева А. В. Нам не страшен серый волк… Книга для родителей, которые хотят помочь своим детям избавиться от страхов[Текст]/Микляева А. В., Румянцева П. В.. – СПб.; Речь; М.: Сфера, 2008. – 202с.
  7. Преодоление тревожности и страхов у детей 5-7 лет: диагностика, занятия, рекомендации [Текст]/ авт.-сост. Н. Ф. Иванова. — Волгоград: Учитель, 2009. — 191 с.

Всего доброго!

Ирина [Новокузнецк, Центральная городская библиотека им. Н.В. Гоголя]
18 марта 2011, 08:37

70506. Наталья
[Тольятти, Россия]
17 марта 2011, 00:11

Психология. Психиатрия

Доброй ночи! Помогите, пожалуйста найти материал на тему: «Психолого-педагогические модели детско-родительских отношений», а именно: психоаналитическую модель семейного воспитания; бихевиористскую модель семейного воспитания; гуманистическую модель семейного воспитания; модели родительско -детских отношений в «народной психологии развития». Огромное спасибо!!!

70492. Дима
[Новокузнецк, Россия]
16 марта 2011, 16:18

Психология. Психиатрия

Подскажите пожалуйста значение серого цвета в народностях всего мира…исторически сложившееся

70481. Ирина
[Уфа, Россия]
16 марта 2011, 11:06

Психология. Психиатрия

Здравствуйте! Помогите, пожалуйста, найти материал по теме «Адаптация детей-сирот к современным социально-экономическим условиям», по какой методике можно исследовать, провести экспериментальную работу по изучению адаптации детей-сирот к современным социально-экономическим условиям.Спасибо!

70480. Елена
[Архангельск, Россия]
16 марта 2011, 10:48

Психология. Психиатрия

Здравствуйте! Мне нужно собрать материал по жестам, мимике и походке делового человека

70463. Анастасия
[Минск, Белоруссия (Республика Беларусь)]
16 марта 2011, 01:22

Психология. Психиатрия

Доброй ночи, уважаемые операторы!
Мне необходима Ваша помощь по следующему вопросу — Психологические подходы коррекции детских страхов, то есть как различные психологические школы подходят к данному вопросу, и именно с детьми.
Заранее — спасибо за Ваш труд и помощь!!!

Источник

Психологическая наука и образование - №1 (9) / 1998 | Перейти к описанию

Включен в Web of Science СС (ESCI)

ВАК

РИНЦ

Рейтинг
Science Index
РИНЦ 2018

2 место —
направление «Психология»
2 место — направление «Народное
образование. Педагогика»

75 место
— общий рейтинг Science Index (3469 журналов)

4,363 —
показатель журнала в рейтинге SCIENCE INDEX

2,109 —
двухлетний импакт-фактор

 

Психологическая наука и образование
1998. Том. 3, № 1.
ISSN:
1814-2052 / 2311-7273 (online)

Панов В.И., доктор психологических наук, профессор, член-корреспондент РАО, заведующий лабораторией, ФГБНУ «Психологический институт РАО», Москва, Россия, ecovip@mail.ru

Аннотация

Экопсихология рассматривается как наука, направленная на изучение закономерностей развития и поведения человека в системе его взаимодействия с окружающей средой. Автор полагает, что психологические проблемы изучения сознания и индивидуальности человека, его психологического развития, обучения, поведения, здоровья и т.п., следует рассматривать в контексте системы «индивид — среда» или, более широко, «человек — природа».

Экологическая психология (более коротко — экопсихология) —
это относительно новое направление, оформившееся в зарубежной психологии
два-три десятилетия назад и бурно развивающееся в отечественной психологии в
последнее десятилетие на стыке психологии, экологии, педагогики, психотерапии,
философии и т. д.

Рост интереса к экопсихологии имеет в своей основе комплекс
причин.

К социальным причинам относятся нестабильность
социально-экономических и политических условий жизни россиян, увеличение
количества стихийных бедствий и техногенных катастроф, рост преступности,
неуверенность в завтрашнем дне, отсутствие психологической подготовки к жизни в
экстремальных условиях.

И если до недавнего времени неявно считалось, что социальные
проблемы могут быть решены за счет развития экономической сферы жизни общества,
то сейчас формируются и другие мнения.

«…Если потребности жителей национального социального
государства начинают стихийно возрастать, тогда государство должно попытаться
удовлетворить данные потребности; сделать же оно это может только там, где
столкнется с наименьшим сопротивлением.

А таковы, в сущности, два типа объектов: с одной стороны —
природа, с другой стороны — нации, еще не выработавшие принцип социального
правового государства, живущие, например, при полуфеодализме, одним словом,
народы «третьего мира». В итоге эксплуатацию пытались прикрыть каким-то мнимым
правом. Природа же в философии права Нового времени всегда оставалась
бесправной…
(курсив мой. — В.П.)» [18].

Слова о бесправии Природы относятся к природе не только как
«внешней среде» обитания человека, но и как «внутренней», т. е. к
природе самого человека. Поэтому все чаще вопросы защиты окружающей среды
оказываются тесно переплетенными с вопросами защиты человека, его физического и
психического здоровья от воздействия на него различных средовых факторов (как
социальных, так и физических), а также и от своих собственных действий.

  1. Абрамова Ю. Г. Особенности представлений учащихся о
    пространстве школьной среды: Дис…. канд. психол. наук. М.,1995.
  2. Барабанщиков В. А. Динамика зрительного восприятия.
    М., 1990.
  3. Гибсон Дж. Экологический подход к зрительному восприятию. М.,
    1988.
  4. Дерябо С. Д., Ясвин В. А. Методики
    диагностики и коррекции отношения к природе. М., 1995.
  5. Дерябо С. Д., Ясвин В. А. Экологическая
    педагогика и психология. Ростов н/Д., 1996.
  6. Дерябо С. Д., Ясвин
    В. А.
     Методологические проблемы становления и развития
    экологической психологии // Психологический журнал. 1996а. Т. 17. N6.
  7. Ковалев Г. А. Психическое развитие ребенка и
    жизненная среда // Вопросы психологии. 1993. N1.
  8. Материалы I Всероссийской научной конференции по психологии Российского
    психологического общества «Психология сегодня» (31 января — 2 февраля
    1996 г.). Т. 1. Вып. 2. М., 1996.
  9. Миракян А. И. Психология пространственного
    восприятия. Ереван, 1990.
  10. Миракян А. И. Константность и полифункциональность
    восприятия. М., 1992.
  11. Миракян А. И. Начала трансцендентальной психологии
    восприятия // Философские исследования. 1995. № 2.
  12. Панов В. И. Системогенез перцептивного процесса //
    Вопросы психологии. 1991. № 2.
  13. Панов В. И. Экология детства, одаренный школьник и
    индивидуализация обучения // Материалы I Всероссийского съезда школьных
    психологов М., 1994.
  14. Панов В. И. Экология и психология (вступ.
    статья) // Дерябо С. Д., Ясвин В. А. Методики диагностики и
    коррекции отношения к природе. М., 1995.
  15. Панов В. И. Актуальные проблемы экологической
    психологии // Материалы I Всероссийской научной конференции по психологии
    Российского психологического общества «Психология сегодня» (31 января —
    2 февраля 1996 г.). М., 1996.
  16. I Российская конференция по экологической психологии: Тезисы. (Москва,
    3—5 декабря). М., 1996.
  17. Учителю об экологии детства / Под ред. В. П. Лебедевой,
    В. И. Панова. М., 1996.
  18. Хесле В. Философия и экология. М., 1994.
  19. Черноушек М. Психология жизненной среды. М., 1989.
  20. Ясвин В. А. Образовательная среда: от моделирования
    к проектированию. М., 1997.
  21. Pawlik K., Stapf КOkologische Psychologie:
    Entwicklung, Perspektive und Aufbaueines Forschungsprogramms // Umwelt und
    Verhalten. Bern, 1992.

 

Источник

Читайте также:  Влияние семьи на развитие ребенка памятка