Функциональные состояния организма в развитии ребенка

Функциональные состояния организма в развитии ребенка thumbnail

Функциональное состояние организма детей 7-10 лет

У детей младшей возрастной группы происходят существенные изменения функциональных показателей, основными из которых являются частота сердечных сокращений, артериальное давление, систолический и минутный объём крови.

Возрастные изменения системы кровообращения в этом периоде характеризуются равномерностью и относительно более медленными темпами увеличения объёма сердца по сравнению с суммарным просветом сосудов. Артерии у детей относительно широки и развиты сильнее, чем вены. Просвет прекапилярной и капиллярной сети у них относительно больше, чем у взрослых. Это является одной из причин относительно низкого артериального давления в семи-девятилетнем возрасте. С возрастом происходит постепенное замедление частоты сердечных сокращений (ЧСС), что связано с качественными изменениями иннервационных влияний на сердце. В 7 – 8 летнем возрасте ЧСС составляет 90 – 92 удара, а в 9 – 10 летнем возрасте составляет 86 – 88 ударов в минуту.

У детей 7 – 10 лет мощность мышц сердца по своему развитию намного слабее, чем у взрослого человека. Усиление сердечной деятельности происходит главным образом за счет увеличения частоты сердечных сокращений. У детей частота сердечных сокращений в покое также повышена.

Небольшой объем сердца и незначительная величина выброса крови в единицу времени не позволяют достичь больших величин потребления кислорода, развить и длительно поддерживать высокую интенсивность мышечной деятельности. Значительная эластичность стенок кровеносных сосудов, невысокий уровень артериального давления расширяют функциональные возможности сердца. Поэтому у детей младшего школьного возраста сердце хорошо адаптируется к циклическим упражнениям умеренной интенсивности.

При соблюдении постепенности для детей 9 – 10 лет посильны относительно продолжительные учебно-тренировочные упражнения мягкого характера, например плавание с умеренной интенсивностью. Относительно продолжительные упражнения в плавании посильны для них еще и потому, что здесь в работе принимают участие почти все основные мышечные группы, выполняя роль своеобразного мышечного насоса, помогающего сердцу. Значительно облегчается в горизонтальном положении работа сердца, что также является одним из условий высоких спортивных результатов в раннем возрасте. Плавание с умеренной интенсивностью хорошо развивает и укрепляет сердечно-сосудистую систему, что особенно важно в преддверии пубертатного периода, с его неравномерными темпами развития различных органов и систем.

Важнейшими показателями кровообращения, непосредственно характеризующими функциональное состояние сердца, являются минутный (МОК) и систолический объёмы крови (СОК). Абсолютная величина этих параметров зависит от возраста, чем старше школьник, тем больше у него величины параметров: у детей семи лет МОК составляет 2120 мл/мин, а СОК 23 мл., у детей восьми лет соответственно 2240 мл/мин и 25 мл., девяти лет – 2370 мл/мин и 27 мл. По данным М.В. Чичко у детей с высоким физическим развитием наблюдается разница в величинах СОК и МОК в зависимости от пола: у мальчиков она выше, чем у девочек. У детей восьми-девяти лет при напряжённой мышечной работе СОК равен 70 мл. МОК при этом у них может увеличиваться по сравнению с покоем в четыре-пять раз, однако происходит это в основном за счёт увеличения ЧСС. Даже при небольших нагрузках частота сердечных сокращений у детей увеличивается в большей степени, чем у взрослых. При напряжённой мышечной деятельности у детей восьми-девяти лет она достигает 200-220 ударов в минуту, хотя максимальное потребление кислорода (МПК) при этом в 2,5 раза меньше, чем у взрослых. Отсюда у них низкий кислородный пульс, т.е. низок эффект каждого сердечного сокращения. Это обстоятельство, а также относительно низкое артериальное давление обусловливают значительную напряжённость деятельности системы кровообращения у младших школьников при мышечной работе.

Исследователями отмечается, что сердце младших школьников довольно легко приспосабливается к физической нагрузке и быстро восстанавливается при отдыхе до исходного уровня, но деятельность его нередко неустойчива: могут возникать различные нарушения сердечного ритма и резкие изменения артериального давления; аритмия, особенно при выполнении напряжённой мышечной работы.

Артериальное давление у детей зависит от возраста, типа нервной деятельности, пола, биологической зрелости, величины систолического и минутного объёмов крови, сопротивления сосудов, их эластичности и других показателей. Кровяное давление у детей обычно несколько ниже, чем у взрослых. Так, к 7 – 8 годам оно составляет 99/64 мм рт. ст., к 9 – 10 годам – 105/70 мм рт. ст. При выполнении физической нагрузки артериальное давление повышается значительно меньше, чем у взрослых, что объясняется слабым развитием сердечным мышцы, малым объёмом сердца и более широким (относительно размеров сердца) просветом сосудов.

По данным специалистов, исследовавших систему крови, было установлено, что у детей младшей возрастной группы количество эритроцитов колеблется в довольно широких пределах – от 4,8 млн. до 5,5 млн. в 1 мм³, а содержание гемоглобина постепенно повышается за этот возрастной период, в среднем со 128 до 136 г/л. Таким образом, дыхательные возможности крови у детей восьми-девяти лет снижены по сравнению со взрослыми и подростками. Мышцы и ткани организма ребёнка хуже усваивают кислород из крови в сравнении со взрослыми спортсменами. Длительные физические напряжения в этом возрасте могут привести к уменьшению гемоглобина и эритроцитов. Восстановительные процессы в крови происходят у школьников медленнее, чем у взрослых. Детский организм менее приспособлен к гипоксическим условиям при мышечной работе. Барьерная функция крови у детей менее выражена, поэтому они в большей степени подвержены инфекциям.

Значительные функциональные изменения претерпевает в этот возрастной период дыхательная система.

От рождения до 7 лет объём лёгких увеличивается в 8 раз, а к концу периода второго детства объём лёгких увеличивается в 10 раз и составляет половину объёма лёгких взрослого. При этом увеличение объёма лёгких происходит не за счёт увеличения количества альвеол, а за счёт увеличения их объёма.

Частота дыхания, являющаяся одним из показателей функции внешнего дыхания, с возрастом замедляется: в семилетнем возрасте в среднем она равна 23, в восьмилетнем – 22, в девятилетнем – 21 раз в минуту. Глубина дыхания, наоборот, увеличивается и составляет соответственно 163, 170, 230 мл. Минутный объём дыхания (МОД) в состоянии покоя у детей зависит от возраста, повышаясь от 3500 мл/мин у семилетних до 4400 мл/мин у девятилетних. До восьми лет не наблюдается разницы в абсолютных величинах МОД, а в дальнейшем у мальчиков МОД становится выше, чем у девочек. Это объясняется наступающей препубертатной дифференциацией типов дыхания – преимущественно брюшного у мальчиков и грудного у девочек. При систематических занятиях спортом, в особенности циклическими видами, величина МОД в состоянии покоя снижается.

Жизненная ёмкость лёгких (ЖЕЛ) возрастает с семи до десяти лет с 1200 до 2000 мл, причём у девочек средние величины несколько меньше, чем у мальчиков. Максимальная вентиляция лёгких и резерв дыхания, в наибольшей степени характеризующие функциональные возможности аппарата дыхания, в этом возрасте отчётливо повышаются.

Читайте также:  Мультфильмы развитие речи у ребенка смотреть онлайн

На развитие дыхательной системы большое стимулирующее влияние оказывают занятия плаванием. Например, показатели максимальной легочной вентиляции 10 – 11 летних спортсменов, занимающихся 2 – 3 года плаванием, соответствуют аналогичным показателям 14 – 15 летних подростков, не занимающихся спортом. Поэтому пловцам младшего возраста рекомендуются специальные упражнения на суше и в воде для постановки ритмичного и полноценного дыхания.

При изучении реакции организма детей на продолжительную физическую нагрузку исследователями отмечаются достаточно низкие величины максимального потребления кислорода (МПК). При небольшой же стандартной нагрузке потребление кислорода у них выше, чем у подростков и юношей, а процент использования кислорода (его утилизация) ниже. Отсюда больше суммарные энергетические траты на выполнение равной по объёму работы и меньше кислородный пульс.

У детей этого возраста снижена анаэробная производительность. Дети прекращают интенсивную работу, когда кислородный долг составляет лишь 800-1200 мл. Это диктует необходимость особой осторожности при выполнении кратковременной работы максимальной интенсивности. Максимальная удельная мощность (на 1 кг массы) работы у детей восьми-девяти лет в два раза меньше, чем у взрослых.

При напряжённой мышечной деятельности дыхание у детей младшего школьного возраста оказывается значительно более частым (60 – 70 дыханий в минуту), чем у взрослых (20 – 40 дыханий в минуту). У них значительно ниже и максимальные величины лёгочной вентиляции: у детей восьми-девяти лет МОД во время напряжённой мышечной деятельности составляет лишь 30 – 40 л/мин, а у 10 – 11 летних – 40 – 50 л/мин. Это обусловлено тем, что у детей младшей возрастной группы максимальная величина дыхательного объёма не превышает 900 мл.

Сопоставление показателей функции дыхания и кровообращения в исследовании Р.А. Калюжной свидетельствуют о том, что при мышечной деятельности кислородные режимы организма ребёнка менее экономичны, чем у взрослых. Доставка кислорода к работающим мышцам у детей обеспечивается в основном за счёт усиления кровотока, в то время как у взрослых большую роль в этом играет усиливающаяся утилизация кислорода крови. У детей семи-девяти лет также менее интенсивно происходит ликвидация кислородного долга, а потребление кислорода в восстановительном периоде осуществляется при менее экономной функции внешнего дыхания и кровообращения.

Всё это даёт основание считать, что для детей младшего школьного возраста характерны большая напряжённость функции кровообращения и дыхания и менее экономичное расходование энергетического потенциала при мышечных нагрузках, чем у старших учащихся и у взрослых. У них также ниже способность выполнять мышечную работу в гипоксемических условиях.

Обобщая выше изложенное, следует отметить, что организм восьми-девятилетнего ребёнка представляет собой достаточно развитую для восприятия дозированных физических нагрузок и, вместе с тем, подвижную систему. Учитывая незавершённость физиологического развития, быструю утомляемость, в процессе занятий младшим школьникам необходим частый отдых, а также быстрая смена и разнообразие видов деятельности.

Источник

Тимонов Ю.А., Колпакова Н.Ф.

Южный федеральный университет, Академия ФКиС г. Ростов-на-Дону, Россия

Выявление закономерностей развития организма ребенка и особенностей функционирования систем организма на разных этапах онтогенеза необходимо для решения проблемы охраны здоровья и разработки, адекватных возрасту педагогических технологий. Это определяет поиск оптимальных путей изучения организма ребенка и тех механизмов, которые обеспечивают адаптацию к факторам окружающей среды.

Всего было обследовано 50 человека, 20 мальчиков и 30 девочек в возрасте 6 лет. Оценка физического развития осуществлялась по комплексу показателей: длина тела, в положении стоя, масса тела, окружность грудной клетки. Полученные данные сопоставлялись с нормативами данными (Физиология развития…, 2000; Ноткина и др., 1999). Физическая подготовленность дошкольников оценивалась с помощью тестов, наиболее часто встречающихся в методической литературе по физическому воспитанию (Оценка качества подготовки, 2000). В проведенном исследовании уровень физической подготовленности детей определялся при выполнении следующих упражнений: кистевая сила левой и правой рук; скорость бега на 30 м; дальность метания мяча левой и правой руками; прыжки в высоту и длину с места и с разбега; гибкость. Для изучения функционального состояния организма дошкольников определялись: жизненная емкость легких (ЖЕЛ); время задержки дыхания на вдохе

(ВЗДвд, проба Штанге); время на выдохе (ВЗДвыд, проба Генча); по методу Короткова измерялось систолическое (САД) и диастолическое (ДАД), артериальное давление. На основании полученных данных определялись пульсовое артериальное давление (ПАД) и показатель двойного произведения (ДП = ЧСС * САД/100, ЧСС — частота сердечных сокращений).

Использование показателя двойного произведения обусловлено тем, что он отражает функциональные возможности сердца, его энергозатраты (Меерсон, 1984). Для оценки реактивности сердечно-сосудистой системы проводилась ортостатическая проба — 5 минут обследуемый ребенок находился лежа на кушетке, в состоянии покоя, затем вставал и находился в вертикальном положении. Частота сердцебиений регистрировалась в положении лежа и стоя. Жизненную емкость легких у дошкольников измеряли 3 раза, при этом учитывали только максимальный результат данного показателя.

Для изучения характера реакций сердца на локальную нагрузку статического характера дети проявляли усилия величиной в 1/3 от максимального усилия на динамометре до отказа. Обследование детей проводили в период с 10 до 12 часов. Детей, перенесших острые заболевания или страдающих хроническими заболеваниями, к обследованиям не привлекали.

В данной работе проводилось сопоставление некоторых показателей моторных и координационных действий у детей-дошкольников с систематическим развивающим обучением.

Для оценки уровня моторного развития у детей-дошкольников определялись:

статическое равновесие (стоя на одной ноге с закрытыми глазами);

сенсорная координация (определить с закрытыми глазами местонахождение источника звука);

мелкая моторика и координация рук — выполнить ряд двигательных действий, левой и правой рукой (Ноткина и др., 1998; Безруких, 2000). Мелкая моторика рук определялась по следующему тесту — в течение 30 сек необходимо было собрать максимальное количество мелких предметов (Панасюк,1998).

В первую группу (группа 1) вошли дети, у которых занятия органически включались в режим дошкольного учреждения ежедневно от понедельника до пятницы включительно. В утренние часы (с 10 ч.) проводились 2-3 занятия с перерывами между ними в 10-15 минут и еще 1-2 занятия после обеда и дневного сна (с 15-16 ч.). Развивающие занятия с детьми осуществлялись воспитателями.

Во вторую группу вошли дети, которые занимались 3 раза в неделю (понедельник, среда, пятница) с 14 ч. 30 мин. до 16 ч. 30 мин.

В день проводилось по 4 учебных занятия по 20 минут каждое с перерывами между ними 10-15 минут. Сравнительный анализ проводился между результатами, полученными у мальчиков и девочек, и анализировалась динамика каждой из групп. Полученные данные обрабатывались статистическими методами анализа. Достоверность различия между изучаемыми показателями определялась с помощью t- критерия Стьюдента (Лакин, 1977).

За первый год развивающегося обучения у 6-и летних мальчиков и девочек 1 и 2 групп произошли положительные изменения в соматических и физиологических показателях. Годичная прибавка в длине и массе тела соответствовали ориентировочным нормативам (Панасюк, 1998; Физиология развития…, 2000; под ред. Андроповой, 1983; Ноткина и др., 1999). Возросли жизненная емкость и сила сжатия кистей рук. По индивидуальным значениям длины и массы тела, наблюдаемые дети в 65% случаев, имели гармоническое физическое развитие. В 18,4% случаев у девочек отмечался дефицит и избыточность массы тела. У мальчиков, особенно группы I, занимающихся 3 раза в неделю (по 4 занятия в день подряд с перерывом между занятиями в 10 мин), чаще (35,8%), чем у их сверстников из группы II, занимающихся ежедневно (по 2-3 занятия до обеда и по 1-2 занятия после сна), регистрировалась избыточность массы тела и реже ее недостаточность.

Читайте также:  Личностное развитие ребенка в доу по фгос

Показатели стандартных контрольных упражнений (прыжков в длину и высоту с места и разбега, метание мяча, наклона вниз из положения, стоя, бег на 30 м) оказались ниже нормативных величин для детей в возрасте 6-и лет (рис. 1). В частности, дети не выполнили нормативы по прыжкам в длину и высоту с разбега и места. Средний показатель прыжка вверх с места (должная величина 25-30 см) у девочек составил 17,3±1,4 см, у мальчиков 18,4±0,85см. Прыжки в длину с разбега у мальчиков 120±2,3 см (норма 168±1,8 см), у девочек — 100,5±1,4 (норма — 128±2,1 см).

При беге на 30 метров разница между фактическими данными и нормативными составила, 1,2 и 1,4 сек (соответственно, мальчики и девочки).

Существенно ниже нормативных оказались данные при метании мяча на дальность левой и правой рукой: правой рукой у мальчиков — норма — 9±1,7м, фактические данные — 5,9±2,3 м, у девочек — 7,8±1,6 м норма, фактические данные — 3,7±1,8 м; левой рукой у мальчиков — норма 8±1,6 м, фактические данные — 4,3±1,8 м, у девочек — норма — 6,8±0,94 м, фактические данные — 3,2±1,4 м.

Уровень гибкости оценен как удовлетворительный и у мальчиков и у девочек 6-и лет. Средние показатели гибкости составляют у мальчиков 0,75 см (норма 2-8 см), у девочек — 2,7 см при нормативных данных 3-9 см. Следует отметить, что только данные динамометрии (кистевая сила левой и правой руки) практически соответствовали нормативным значениям (рис.

1).

Физиометрические показатели у детей 6-ти лет

Рисунок 1. Физиометрические показатели у детей 6-ти лет.

Примечание: 1 — кистевая сила правой руки (кг), 2 — кистевая сила левой руки (кг), 3 — отклонения от нормы в осанке (%), 4 — прыжки в высоту с места (см), 5 — метание меча на дальность правой руки (м), 6 — метание меча на дальность левой рукой (м), 7 — гибкость (см), 8 — время задержки дыхания на вдохе (сек), 9 — время задержки дыхания на выдохе (сек), 10- масса тела (кг), 11 — длина тела (см), 12 — прыжки в длину с разбега (см), 13 — прыжки в длину с места (см), 14 — жизненная емкость легких (см ).

Величина жизненной емкости легких характеризует степень развития дыхательной мускулатуры и функциональную способность органов дыхания. Как видно из представленной рисунка (рис.1) ЖЕЛ у девочек достоверно (рниже, чем у мальчиков: у мальчиков эта величина в среднем составила 1400 мл, у девочек — 1240 мл, что значительно ниже нормы, 1800-1900 для 6-7 летних детей (Сологуб, 1993). Имеются сведения, что дети с высокой возбудимостью дыхательного центра не могут продолжительное время задерживать дыхание по сравнению с взрослыми. Поэтому задержка дыхания прерывается детьми при малом снижении степени насыщения крови кислородом. Нормативный уровень времени задержки дыхания на вдохе у детей 5-6 лет составляет 35-40 секунд. В проведенной работе отмечались более низкие показатели длительности задержки дыхания на вдохе (проба Штанге): у мальчиков в среднем в пределах 22-26 сек, у девочек — 21-23 сек. На выдохе разница между фактическим временем задержки дыхания и нормативным временем у девочек и мальчиков составляет — 2 сек.

Показатели задержки дыхания на выдохе (проба Г енча) соответствовали у мальчиков, 10-12 сек, у девочек — 8-13 сек. Наблюдаемые результаты свидетельствуют о низких функциональных возможностях дыхательной системы обследуемых школьников (Сологуб, 1993; Антропова и др., 1983).

Анализ динамики изменений показателей физической подготовленности в течение года показал, положительное влияние на организм дошкольников физкультурных занятий, которые проводились с октября по июнь, при этом учитывалось и естественное развитие детей в онтогенезе. Поэтому прирост величин показателей более чем на 10-15% может свидетельствовать об эффективном, положительном влиянии занятий физической культурой на организм детей.

За время посещения детей детского дошкольного учреждения с октябрь по июнь наблюдался достоверный (р

Результаты прыжков в длину с места достоверно (р

У детей 6-и лет (рис.2) отмечалась обычная возрастная динамика показателей сердечно-сосудистой системы и системы кровообращения.

Возрастная динамика показателей сердечно-сосудистой системы

Рис.2. Возрастная динамика показателей сердечно-сосудистой системы

При сравнении 1 и 2 групп мальчиков 6-и лет было установлено достоверное (р

Относительно сниженной у детей 6-и лет оказалась мелкая моторика рук, необходимая для занятий лепкой, ручным трудом, а затем элементами письма, что согласуется с данными литературы (Безруких, 2000). Тест на развитие мелкой моторики дети и I и II групп не выполнили в 57-66% случаев. У детей 6-и лет обеих групп значительно увеличивались частота точного выполнение тестов на выявление моторного развития и сформированности мелкой моторики рук. При этом между группами не было выявлено существенных различий в показателях моторики. Тест на развитие мелкой моторики дети 1-ой и 2-ой групп не выполняли в 57-66% случаях.

Таблица 3.

Количество точного выполнения моторных и координационных _действий у детей 6-и лет.__

Показатели

1 группа

2 группа

Достоверность различий между группами

Статическое равновесие, в %

43±8,9

32±7,7

р

Сенсорная координация, в %

83±7,1

78,8±5,9

р

Моторика и координация рук, в %

71,5±8,6

56±8,4

р

При изучении характера реакции сердца и сосудов на локальную нагрузку статического характера, производимую до утомления, использовали жидкостный динамометр. Дети в возрасте 6 лет прилагали усилия величиной 1/3 от максимального уровня. Максимальный уровень определялся индивидуально для каждого ребенка. Каждая возрастная группа состояла из 10 мальчиков. Достоверное (р

Таблица 4.

Особенности изменений показателей артериального давления после _выполнения локальной статической нагрузки._

Показатели

6 лет

I

II

III

САД, мм.рт.ст.

91,6±1,6*

95,4±1,4

89,3±1,6

Pl-2

р

Р2-3

ДАД, мм.рт.ст.

63±1,5*

68,4± 1,62

62± 1,6

Pl-2

р

Р2

р

АДП, мм.рт.ст.

29,8 ±1,2

28,3 ±1,4

28,7 ±1,2

Pl-2

р

Р2-3

р

ДП

(мальчики) ,у сл. ед

75 ±0,8

89 ±1,4

77 ±1,2

Pl“2

р

Р2

р

ДП (девочки), усл.ед.

73,8±1,86 ±1,86

91 ±1,6

71,2±1,2

Pl-2

р

Р2-3

р

Примечание: I — до выполнения нагрузки, II — во время выполнения нагрузки, III — сразу после нагрузки, * — достоверность различия с предыдущей возрастной группой, Pi-2 — достоверность различий

Читайте также:  Оценка физического развития ребенка старше года

показателей до и во время выполнения нагрузки, Р2-3 — достоверность различий между величинами показателей до и после выполнения нагрузки

Таким образом, проведенное исследование позволило выявить особенности физического развития, физической подготовленности, развития моторики и гемодинамических показателей у девочек и мальчиков 6-и лет дошкольного учреждения в условиях развивающего обучения.

Заключение

В проведенной работе, в соответствии с целью исследования определялось физическое и функциональное развитие и подготовленность детей в возрасте 6-и лет, относящихся к основной медицинской группе..

До начала основного этапа исследования было сформировано 2 группы детей. В первую группу вошли дети, у которых занятия органически включались в режим детского сада, ежедневно от понедельника до пятницы включительно. В утренние часы (с 10ч) проводились 2-3 занятия с перерывами между ними в 10-15 мин и еще 1-2 занятия после обеда и дневного сна (с 15-16 ч).

За первый год развивающего обучения у 6-и летних мальчиков и девочек 1 и 2 групп произошли положительные изменения в соматических и физиологических показателях. Годовой прирост длины и массы тела соответствовал ориентировочным нормативам (Панасюк С. А., 1998).

Возросли жизненная емкость легких и сила сжатия кистей рук. По индивидуальным значениям длины и массы тела, наблюдаемые дети в 65% случаев, имели гармоническое физическое развитие. В 18,5% случаев у девочек имел место дефицит и избыточность массы тела. У мальчиков 1 группы, занимающихся 3 раза в неделю (по 4 занятия в день подряд с перерывами между занятиями в 10 мин), чаще (35,8%), чем у сверстников из 2 группы, занимающихся ежедневно (по 2-3 занятия до обеда и по 1-2 занятия после сна), регистрировалась избыточность массы тела и реже ее недостаточность.

При оценке уровня физической подготовленности ряд показателей (прыжки в длину и высоту с места и с разбега, наклоны вниз из положения, стоя, бег на 30 м, метание мяча на дальность левой и правой руками) оказались ниже нормативных. Ниже нормативных данных регистрировалась задержка дыхания на вдохе и выдохе. Этот факт свидетельствует о сниженных функциональных возможностях дыхательной системы детей дошкольного образования. В то же время уровень гибкости и у мальчиков, и у девочек оценивался как удовлетворительный, а показатели динамометрии соответствовали нормативным значениям.

Анализ динамики физической подготовленности показал

положительное влияние на организм детей занятий физической культурой, которые проводились с октября по июнь месяц. При этом прирост всех исследуемых показателей был достоверным (р0,05) жизненной емкости легких (ЖЕЛ) и кистевой силы обеих рук. Следует обратить внимание на тот факт, что, несмотря на повышение уровня физической подготовленности, функциональное состояние организма детей остается сниженным.

Неудовлетворительное физическое и функциональное развитие детей, в первую очередь, обусловлено низким уровнем их двигательной активности в течение суток. Многочисленные данные свидетельствует, что в настоящее время двигательный уровень детей разного возраста снижен на 50-60% по сравнению с нормативными данными (Ноткин А.А. и др., 1999; Физиология развития …, 2000).

Известно, что у детей на 5-6-ом году жизни усложняется моторные реакции за счет совершенствования регуляторных функций центральной нервной системы. У детей этого возраста обычно хорошо выражено развитие крупных мышц (туловища, преимущественно спины, плеч, предплечья, бедер). Мелкие мышцы, особенно мышцы кистей рук, еще плохо развиты (Антропова и др., 1983). В связи с этим дети 5-7 летнего возраста успешно овладевают основными видами движений (ходьба, бег, прыжки, метание), но выполнение мелких и точных движений пальцами рук для них являются сложными заданиями (Безруких М.М. и др., 2000;

Панасюк Т.В., 1998; Ноткина Н.А. и др., 1999; Демидова Е.В., 1988; Аракелян О.Г., 1970).

Уровень моторного развития 6-и лет в обеих группах практически был одинаковым. Вместе с тем статическое равновесие, сенсорная координация и координация рук во 2-ой группе была несколько ниже, чем в 1 -ой группе. При этом тест на развитие моторики дети 1-ой и 2-ой групп не выполняли в 57-66% случаев. Имеются данные, что у детей 5-и лет и 6-и лет несколько сниженная сформированность мелкой моторики, необходимая для занятий лепкой, ручным трудом, рисованием, а затем и элементами письма (Безруких и др., 2000; Аракелян, 1970)..

Величина ПАД у мальчиков 6-и лет 1 группы была на 13,9 мм.рт.ст. больше, чем у их сверстников в группе 2 (р

В дошкольном возрасте несовершенство адаптационноприспособительных механизмов выражается фазными изменениями функциональных показателей во время работы и в периоде отдыха. Это касается, например, неустойчивой реакции артериального давления на физическую нагрузку у детей до 5-6 лет (Антропова М.В. др., 1983).

Вместе с тем в литературе отмечаются и половые различия адаптационных реакций, например, более благоприятный тип регуляции сердца у девочек, чем у мальчиков (Аракелян О.Г., 1999). При чем, как отмечают исследователи различия в регуляции сердечного ритма у мальчиков и девочек выявляются уже в 2-х летнем возрасте. Поэтому на каждом возрастном этапе существуют такие механизмы адаптационных реакций, которые обеспечивают оптимальные условия для роста и жизнедеятельности детей.

Таким образом, проведенное исследование свидетельствует об особенностях физического и функционального развития детей дошкольного возраста. Динамика соматического и психофизиологического развития большинства детей дошкольного возраста находились в пределах возрастных границ вне зависимости от особенностей развивающего обучения дошкольников. В дошкольном возрасте несовершенство адаптационно-приспособительных механизмов выражается фазными изменениями функциональных показателей во время работы и в период отдыха.

Литература:

  • 1. Алферова Т.В. Возрастные особенности реакции кровообращения на локальную работу мышц статического и динамического характера. // Успехи физиологических наук, 1988, т. 19, №4. — С.54.
  • 2. Антропова М.В., Ефимова С.П., Лосева О.А. Режим дня, работоспособность и состояние здоровья школьников. — М., 1983. — 160с.
  • 3. Апанасенко Г.Л. Индивидуальное здоровье: теория и практика // Валеология — 2006, №1. — С. 5.
  • 4. Аракелян О.Г. Физическое развитие и подготовленность детей от 4 до 7 лет при повышенном режиме двигательной активности. // Материалы Всесоюзной НК по актуальным проблемам общественного дошкольного воспитания и вопросам подготовки детей в школе. — М.: 1999. — С. 78.
  • 5. Безруких М.М. Школа и здоровье. //Материалы Всероссийского Форума». Образование и здоровье учащихся». М.: Ключ, 2005, ч.1, с 21-30.
  • 6. Демидова Е.В. Влияние упражнений повышенной координационной сложности на физическое развитие детей дошкольного возраста (4-7 лет). / Автореферат канд. дис. — Краснодар, 1988, 25с.
  • 7. Лакин Г.Ф. Биометрия. — М.: 1977, 343 с.
  • 8. Ноткина Н.А. и др. Оценка физического и нервно-психического развития детей раннего и дошкольного возраста. — СПб, 1999. — С. 32.
  • 9. Панасюк Т.В. Анатомо-антропометрические особенности детей грудного, раннего и дошкольного возраста. — М.: 1998. — С. 27.
  • 10. Физиология развития. — М.: 2010. — С. 156.

Источник