Функции речи в развитии ребенка и их характеристика
Общая
характеристика речи.
Формирование сознания в историческом
процессе неразрывно связано с началом
и развитием общественно-трудовой
деятельности людей. Потребность в
сотрудничестве породила потребность
в словесном способе общения людей друг
с другом. Пользование языковыми средствами
общения – отличительная черта
человеческого общества. Благодаря языку
люди могли не только воздействовать
друг на друга, но и передавать опыт,
накапливавшийся поколениями. В слове
оформлялась цель действий человека.
Обозначенная словом, цель придавала им
разумный направленный характер. Благодаря
речи человек познавал самого себя как
субъекта деятельности и как субъекта
общения. Освоение языка изменило все
взаимоотношения человека с окружающим
миром, перестроило его познавательную
и практическую деятельность, общение
с другими людьми.
Речь
–
один из видов коммуникативной деятельности,
осуществляемой в форме языкового
общения. Каждый человек пользуется
родным языком для выражения своих мыслей
и понимания мыслей, высказанных другими.
Ребенок не только усваивает слова и
грамматические формы языка, но и относит
их к тому содержанию, которое составляет
значение слова, закрепленное за ним в
родном языке всем процессом истории
развития народа. Однако на каждом этапе
развития ребенок по-разному понимает
содержание слова. Слово вместе с присущим
ему значением он осваивает очень рано.
Понятие же, обозначенное данным словом,
будучи обобщенным образом действительности,
растет, ширится и углубляется по мере
развития ребенка.
Таким
образом, речь
– это язык в действии, своеобразная
форма познания человеком предметов и
явлений действительности и средство
общения людей друг с другом.
В
отличие от восприятия – процесса
непосредственного отражения вещей –
речь является формой опосредованного
познания действительности, ее отражением
посредством родного языка. Если язык
един для всего народа, то речь каждого
человека индивидуальна. Поэтому речь,
с одной стороны, беднее языка, поскольку
человек в практике общения обычно
пользуется лишь небольшой частью словаря
и разнообразных грамматических структур
его родного языка. С другой стороны,
речь богаче языка, так как человек,
говоря о чем-то, выражает свое отношение
и к тому, о чем он говорит, и к тому, с кем
говорит. Его речь приобретает интонационную
выразительность, изменяется ее ритм,
темп, характер. Поэтому человек в общении
с другими людьми может сказать больше,
чем значат те слова, которые он употребил
(подтекст речи). Но для того, чтобы человек
мог достаточно точно и тонко передавать
мысли другому человеку, причем так,
чтобы воздействовать на него, быть
правильно понятым, он должен прекрасно
владеть родным языком.
Развитие
речи
есть процесс овладения родным языком,
умения пользоваться им как средством
познания окружающего мира, усвоения
опыта, накопленного человечеством, как
средством познания самого себя и
саморегуляции, как средством общения
и взаимодействия людей.
Изучением
развития речи в онтогенезе занимается
психология.
Физиологическую
основу речи составляет деятельность
второй сигнальной системы. Учение о
второй сигнальной системе представляет
собой учение о слове как сигнале. Изучая
закономерности рефлекторной деятельности
животных и человека, И.П. Павлов выделил
слово как особый сигнал. Особенностью
слова является его обобщающий характер,
что существенно изменяет как действие
самого раздражителя, так и ответные
реакции человека. Изучение значения
слова в образовании нервных связей
составляет задачу физиологов, которые
показали обобщающую роль слова, быстроту
и прочность связей, образующихся на
раздражитель, возможность их широкого
и легкого переноса.
Речь,
как и любой другой психический процесс,
невозможна без активного участия первой
сигнальной системы. Являясь, как и в
мышлении, ведущей и определяющей, вторая
сигнальная система работает в тесном
взаимодействии с первой. Нарушение
этого взаимодействия ведет к распаду
как мышления, так и речи – она превращается
в бессодержательный поток слов.
Функции
речи.
В психической жизни человека речь
выполняет ряд функций. Прежде всего она
является средством общения (коммуникативная
функция),
т. е. передачи информации, и выступает
как внешнее речевое поведение, направленное
на контакты с другими людьми. В
коммуникативной функции речи выделяются
три стороны: 1) информационная, которая
проявляется в передаче общественного
опыта и знаний; 2) выразительная, помогающая
передать чувства и отношения говорящего
к предмету сообщения; 3) волеизъявительная,
направленная на то, чтобы подчинить
слушателя замыслу говорящего. Будучи
средством общения, речь служит и средством
воздействия одних людей на других
(поручение, приказ, убеждение).
Речь
также выполняет функцию
обобщения и абстрагирования.
Эта функция связана с тем, что слово
обозначает не только отдельный, конкретный
предмет, но и целую группу сходных
предметов и всегда является носителем
их существенных признаков. Обобщая в
слове воспринимаемое явление, мы
одновременно абстрагируемся от ряда
конкретных признаков. Так, произнося
слово «собака», мы абстрагируемся от
всех особенностей внешнего вида овчарки,
пуделя, бульдога, добермана и закрепляем
в слове то общее, что характерно для
них.
Поскольку
речь является и средством обозначения,
то она выполняет сигнификативную
(знаковую) функцию. Если
бы слово не имело обозначающей функции,
оно не могло быть понято другими людьми,
т. е. речь потеряла бы свою коммуникативную
функцию, перестала бы быть речью.
Взаимопонимание в процессе общения
основано на единстве обозначения
предметов и явлений воспринимающим и
говорящим. Сигнификативная функция
отличает речь человека от коммуникации
животных.
Виды
речи.
Слово как раздражитель существует в
трех формах: слышимое, видимое и
произносимое. В зависимости от этого
различают две формы речи – внешнюю
(громкую) и внутреннюю (скрытую) речь
(думание).
Внешняя
речь
включает несколько психологически
своеобразных видов речи: устную, или
разговорную (монологическую и
диалогическую), и письменную, которой
человек овладевает, осваивая грамоту
– чтение и письмо.
Самым
древним видом речи является устная
диалогическая речь.
Диалог – это непосредственное общение
двух или нескольких людей, которое
протекает в форме разговора или обмена
репликами по поводу происходящих
событий. Диалогическая речь – наиболее
простая форма речи, во-первых, потому,
что это поддерживаемая речь: собеседник
может задать уточняющие вопросы, подает
реплики, помогает закончить мысль.
Во-вторых, диалог ведется при
эмоционально-экспрессивном контакте
говорящих в условиях их взаимного
восприятия, когда они могут воздействовать
друг на друга еще и жестами, мимикой,
тембром и интонацией голоса.
Монологическая
речь
– длительное изложение системы мыслей,
знаний одним лицом. Это всегда связная,
контекстная речь, удовлетворяющая
требованиям последовательности,
доказательности изложения и грамматически
правильного построения предложений.
Формами монологической речи являются
доклад, лекция, выступление, рассказ.
Монологическая речь обязательно
предполагает контакт с аудиторией,
поэтому требует тщательной подготовки.
Письменная
речь
является разновидностью монологической
речи, но она еще более развернута, чем
устная монологическая речь. Это
обусловлено тем, что письменная речь
не предполагает обратной связи с
собеседником и не имеет никаких
дополнительных средств воздействия на
него, кроме самих слов, их порядка и
организующих предложение знаков
препинания. Овладение письменной речью
вырабатывает совершенно новые
психофизиологические механизмы речи.
Письменная речь воспринимается глазом,
а производится рукой, в то время как
устная речь функционирует благодаря
слухо-кинестезическим нервным связям.
Единый стиль речевой деятельности
человека достигается на основе сложных
систем межанализаторных связей в коре
больших полушарий мозга, координируемых
деятельностью второй сигнальной системы.
Письменная
речь открывает перед человеком необозримые
горизонты приобщения к мировой культуре
и является необходимым элементом
воспитания человека.
Внутренняя
речь
не является средством общения. Это
особый вид речевой деятельности,
формирующийся на основе внешней. Во
внутренней речи формируется и существует
мысль, она выступает как фаза планирования
деятельности.
Для
внутренней речи характерны некоторые
особенности:
•
она
существует как кинестезический, слуховой
или зрительный образ слова;
•
ей
присущи фрагментарность, отрывочность,
ситуативность;
•
внутренняя
речь свернута: в ней опускается большинство
членов предложения, остаются лишь слова,
определяющие сущность мысли. Образно
говоря, она носит «телеграфный стиль»;
•
в
ней изменяется и структура слова: в
словах русского языка выпадают гласные
звуки как несущие меньшую смысловую
нагрузку;
•
она
беззвучна.
У
детей дошкольного возраста отмечается
своеобразный вид речи – эгоцентрическая
речь.
Это речь ребенка, адресованная самому
себе, которая является переходом внешней
разговорной речи во внутреннюю. Такой
переход совершается у ребенка в условиях
проблемной деятельности, когда возникает
потребность осмыслить выполняемое
действие и направить его на достижение
практической цели.
Процесс
развития речи у ребенка включает
несколько этапов:
—
период подготовления словесной речи
(от рождения до конца первого года жизни
ребенка),
—
период первоначального овладения языком
и формирования расчлененной звуковой
речи (обычно заканчивается к концу
третьего года жизни),
—
период речевой практики и обобщения
языковых фактов (до шести-семи лет),
—
период овладения письменной речью и
освоения научного подхода к языку
(школьный период).
Речь
и мышление
Связанная
с сознанием в целом, речь человека
включается в определенные взаимоотношения
со всеми психическими процессами, но
основным и определяющим для речи является
ее отношение к мышлению.
Поскольку
речь является формой существования
мысли, между речью и мышлением существует
единство. Но это единство, а не тожество.
Равно не правомерны как установление
тожества между речью и мышлением, так
и представление о речи как только внешней
форме мысли.
Поведенческая
психология попыталась установить между
ними тожество, по существу сведя мышление
к речи. Для бихевиориста мысль есть не
что иное, как «деятельность речевого
аппарата» (Дж. Уотсон). К. С. Лешли в своих
опытах попытался обнаружить посредствам
специальной аппаратуры движения гортани,
производящие речевые реакции. Эти
речевые реакции совершаются по методу
проб и ошибок, они не интеллектуальные
операции.
Такое
с ведение мышления к речи обозначает
упразднение не только мышления, но и
речи, потому что, сохраняя в речи лишь
реакции, оно упраздняет их значение. В
действительности речь есть постольку
речь, поскольку она имеет осознанное
значение. Слова, как наглядные образы,
звуковые или зрительные, сами по себе
еще не составляют речи. Тем более не
составляют речи сами по себе реакции,
которые посредством проб и ошибок
приводили бы к их продуцированию.
Движения, продуцирующие звуки, не
являются самостоятельным процессом,
который в качестве побочного продукта
дает речь. Подбор самих движений,
продуцирующих звуки или знаки письменной
речи, весь процесс речи определяется и
регулируется смысловыми отношениями
между значениями слов. Мы иногда ищем
и не находим слова и выражения для уже
имеющейся и еще словесно не оформленной
мысли: мы часто чувствуем, что сказанное
нами не выражает того, что мы думаем; мы
отбрасываем подвернувшееся нам слово,
как неадекватное нашей мысли: идейное
содержание нашей мысли регулирует ее
словесное выражение. Поэтому речь не
есть совокупность реакций, совершающихся
по методу проб и ошибок или условных
рефлексов: она — интеллектуальная
операция. Нельзя свести мышление к речи
и установить между ними тожество, потому
что речь лишь благодаря своему отношению
к мышлению.
Но
нельзя и отрывать мышление и речь друг
от друга. Речь — это не просто внешняя
одежда мысли, которую она сбрасывает
или одевает, не изменяя этим своего
существа. Речь, слово служат не только
для того, чтобы выразить, вынести во
вне, передать другому уже готовую без
речи мысль. В речи мы формулируем мысль,
но, формируя ее , мы сплошь и рядом ее
формируем. Речь здесь нечто большее,
чем внешнее орудие мысли; она включается
в самый процесс мышления как форма,
связанная с его содержанием. Создавая
речевую форму, мышление само формируется.
Мышление и речь, не отожествляясь,
включаются в единство одного процесса.
Мышление в речи не только выражается,
но по большей части оно в речи и
совершается.
В
тех случаях, когда мышление совершается
в основном не в форме речи в специфическом
смысле слова, а в форме образов, эти
образы по существу выполняют в мышлении
функцию речи, поскольку их чувственное
содержание функционирует в мышлении в
качестве носителя его смыслового
содержания. Вот почему можно сказать,
что мышление вообще невозможно без
речи: его смысловое содержание всегда
имеет чувственного носителя, более или
менее переработанного и преображенного
его семантическим содержанием. Это не
значит, однако, что мысль всегда и сразу
появляется в уже готовой речевой форме,
доступной для других. Мысль зарождается
обычно в виде тенденций, сначала имеющих
лишь несколько намечающихся опорных
точек, еще не вполне оформившихся. От
этой мысли, которая еще больше тенденция
и процесс, чем законченное оформившееся
образование, переход к мысли, оформленной
в слове, совершается в результате часто
очень сложной и иногда трудной работы.
В
процессе речевого оформления мысли
работы над речевой формой и над мыслью,
которая в ней формируется, взаимно
переходят друг в друга.
В
самой мысли в момент ее зарождения в
сознании индивида часто переживание
ее смысла для данного индивида преобладает
над оформленным значением ее объективного
значения. Сформулировать свою мысль,
т.е. выразить ее через обобщенные
безличные значения языка, по существу
означает, как бы перевести ее в новый
план объективного знания и, соотнеся
свою индивидуальную личную мысль с
фиксированными в языке формами
общественной мысли, придти к осознанию
нее объективного значения.
Как
форма и содержание, речь и мышление
связаны сложными и часто противоречивыми
соотношениями. Речь имеет свою структуру,
не совпадающую со структурой мышления:
грамматика выражает структуру речи,
логика — структуру, когда возникли
соответствующие формы речи, неизбежно
расходятся с мышлением последующих
эпох. Речь архаичнее мысли. Уже в силу
этого нельзя непосредственно отожествлять
мышление с речью, сохраняющей в себе
архаические формы. Речь вообще имеет
свою «технику». Эта «техника» речесвязана
с логикой мысли, но не тожественна с
ней.
Наличие
единства и отсутствие тожества между
мышлением и речью явственно выступают
в процессе воспроизведения. Воспроизведение
отвлеченных мыслей отливается обычно
в словесной форме, которая оказывает
как установлено в ряде исследований,
иногда положительное, иногда — при
ошибочности первоначального воспроизведения
— тормозящее влияние на запоминание
мысли. Вместе с тем, запоминание мысли,
смыслового содержания в значительной
мере независимо от словесной формы.
Эксперимент показал, что память на мысли
прочнее, чем память на слова, и очень
часто бывает так, что мысль сохраняется,
а словесная форма, в которую она была
первоначально облечена, выпадает и
заменяется новой. Бывает и обратное —
так, что словесная формулировка
сохранилась в памяти, а ее смысловое
содержание как бы выветрилось; очевидно,
речевая словесная форма сама по себе
еще не есть мысль, хотя она и может помочь
восстановить ее. Эти факты убедительно
подтверждают в чисто психологическом
плане то положение, что единство мышления
и речи не может быть истолковано как их
тожество.
Утверждение
о несводимости мышления к речи относятся
не только к внешней, но и к внутренней
речи. Встречаются в литературе
отожествление мышления и внутренней
речи несостоятельно. Оно, очевидно,
исходит из того, что к речи в ее отличие
от мышления относится только звуковой
фонетический материал. Поэтому там,
где, как это имеет место во внутренней
речи, звуковой компонент речи отпадает,
в ней не усматривают ничего, помимо
мыслительного содержания. Это неправильно,
потому что специфичность речи вовсе не
сводится к наличию в ней звукового
материала. Она заключается прежде всего
в ее грамматической — синтаксической и
стилистической — структуре в ее
специфической речевой технике. Такую
структуру и технику, притом своеобразную
отражающую структуру внешней, громкой
речи и вместе с тем отличную от нее,
имеет и внутренняя речь. Поэтому и
внутренняя речь не сводится к мышлению,
и мышление не сводится к ней.
Единство
речи и мышления конкретно осуществляется
в различных формах для разных видов
речи.
Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
Источник
Ольга Александровна Андриянова
Статья «Развитее функций речи в дошкольном возрасте»
Язык и речь традиционно рассматривались в психологических, педагогических, философских и социальных науках “узел”, в котором сходятся различные линии психического развития личности, таких как мышление, воображение, память, эмоции. Являясь важнейшим средством человеческого взаимодействия, общения, познания действительности, язык служит основным каналом приобщения к ценностям духовной культуры от поколения к поколению, а также необходимым условием воспитания и обучения.
По мнению А. А. Леонтьева, речевой опыт человека не просто подкрепляет какие-то условнорефлекторные связи, а ведет к появлению в организме человека речевого механизма, или речевой способности. Этот механизм формируется у каждого отдельного человека на основе врожденных психофизиологических особенностей организма и под влиянием речевого общения.
В условиях реализации ФГОС дошкольного образования произошли изменения в традиционных подходах к организации педагогического процесса. Коснулось это и раздела работы по развитию речи.
Каждый ребенок на ранних этапах своего развития, начинает осваивать сначала жесты и движения, а затем переходит к восприятию и применению звуков, которые в дальнейшем становятся связанной речью с учетом всех правил и традиций, принятых в данной этнической группе.
Общение посредством звуков имеет свои функции, которые выделились постепенно и не отражают функции речи. Выделяют следующие функции речи в дошкольном возрасте:
1. Коммуникативная функция (функция общения). В раннем детстве ребенок пользуется речью как средством общения. Однако он общается лишь с близкими или хорошо знакомыми людьми. Общение в этом случае возникает по поводу конкретной ситуации, в которую включены взрослые и сам ребенок. Общение в конкретной ситуации по поводу тех или иных действий и предметов осуществляется с помощью ситуативной речи, она вполне ясна собеседникам, но обычно непонятна постороннему лицу, не ознакомленному с самой ситуацией. Ситуативность может быть представлена в речи ребенка многообразными формами. Так, например, типичным для ситуативной речи является выпадение подразумеваемого подлежащего, которое заменяется местоимением.
По мере расширения круга общения и по мере роста познавательных интересов ребенок овладевает контекстной речью. Контекстная речь достаточно полно описывает ситуацию, для того чтобы быть понятной без непосредственного восприятия этой ситуации. Пересказ книг, рассказ об интересном факте или описание предмета не могут быть поняты слушателем без вразумительного изложения. Ребенок сам к себе начинает предъявлять требования и пытается следовать им при построении речи.
Особым типом речи ребенка является объяснительная речь. В старшем дошкольном возрасте у ребенка возникает потребность объяснить сверстнику содержание предстоящей игры, устройство игрушки и многое другое. Часто даже незначительное недопонимание приводит к взаимному неудовольствию говорящего и слушателя, к конфликтам и недоразумениям. Объяснительная речь требует определенной последовательности изложения, выделения и указания главных связей и отношений в ситуации, которую собеседник должен понять. Объяснительный тип связной речи имеет существенное значение, как для формирования коллективных взаимоотношений детей, так и для их умственного развития.
2. Планирующая функция. Выполнять эту функцию речь начинает в связи с тем, что она сливается с мышлением ребенка. Мышление в раннем детстве включено в его практическую предметную деятельность. Что касается речи, то она в процессе решения задач выступает в виде обращений к взрослому за помощью. К концу раннего детства в речи детей, взявшихся за разрешение какой-либо задачи, появляется много слов, которые как будто ни к кому не адресованы. Частично это восклицания, выражающие отношение ребенка к происходящему, частично — слова, обозначающие действия и их результаты.
3. Интеллектуальная функция. В дошкольном возрасте речь становится орудием мышления ребенка. Он учится излагать свои мысли связно, логично; его рассуждения превращаются в способ решения различных интеллектуальных задач. Речь становится средством познания, интеллектуализации познавательных процессов.
4. Регулирующая функция. Связана с развитием понимания речи. Она выражается в понимании литературных произведений, в подчинении и исполнении инструкций взрослого, воздействии самого ребенка на взрослого или сверстника.
5. Знаковая функция. Ее связывают с выделением слова как абстрактной единицы, т. е. осознание ребенком звукового строя слова и словесного состава предложения, что создает возможность сделать слово объектом познания и освоить письменную речь.
Развитие функций речи в дошкольном возрасте производятся в процессе непрерывной непосредственно образовательной деятельности, режимных моментах, самостоятельной деятельности воспитанников, игры.
Таким образом, развитие речи у ребенка совершается как процесс овладения родным языком, богатством его словаря и грамматических форм, необходимых для понимания каждым человеком других людей и умения выразить свои мысли, желания, переживания. С возрастом все большую роль в общем и специально-речевом развитии ребенка играют слушание, чтение, беседы, споры, рассуждения – специфические формы речевой деятельности человека. В таких формах общения ребенок осваивает речь как средство воздействия на других и на самого себя, как средство самопознания и саморегуляции.
Источник