Фрейд о развитии психики ребенка

Елена Кириллина
Стадии психосексуального развития по Фрейду. Что важно знать родителям!

Поговорим немного о стадиях психосексуального развития ребёнка (по Фрейду)

Современные родители знают, какое огромное влияние они оказывают на развитие малыша. Поэтому они все чаще стремятся взглянуть на мир глазами собственного чада. А как иначе понять кроху, помочь ему вырасти здоровой, полноценной личностью и просто хорошим человеком?

Зная механизмы развития психики, сделать это, безусловно, легче. Фрейд предложил свою оригинальную теорию развития психики ребенка, которая, несмотря на свой почтенный возраст, и сегодня не потеряла актуальности, а потому заслуживает внимания со стороны родителей.

Оговорюсь, сразу, я не считаю теорию Фрейда истиной или чем-то совершенно идеальным и универсальным правилом. Есть множество взглядов на развитие наших детей. Мне очень хочется рассказывать о разных взглядах на развитие ребёнка. И начну я с Зигмунда Фрейда.

С точки зрения психоанализа, в основе развития психики лежит сексуальность. Прежде чем стать взрослой, зрелой сексуальностью в том понимании, к которому мы привыкли, она проходит несколько стадий догенитального развития. Это означает, что в разные отрезки времени центром психосексуального переживания ребенка являются не гениталии, как у взрослых, а другие объекты.

Фрейд выделял следующие стадии психосексуального развития:

оральная стадия – от рождения до полутора лет;

анальная стадия – от полутора до трех лет;

фаллическая стадия – с трех до 6-7 лет;

латентная стадия – с 6 до 12-13 лет;

генитальная стадия – с начала пубертатного периода примерно до 18 лет.

Итак, что же нам, родителям важно знать?

Каждая стадия отвечает за формирование определенных черт личности человека. Как именно они проявят себя в будущем, напрямую зависит благополучного или неблагополучного течения той или иной стадии развития. Успех прохождения каждого этапа в свою очередь связан с поведением родителей по отношению к ребенку. Если в определенный период развития наблюдаются какие-либо отклонения и проблемы, может произойти «застревание», иначе говоря – фиксация. Фиксация на той или иной стадии развития приводит к тому, что взрослый человек сохраняет бессознательную память о конкретной психической травме или целиком о периоде. В минуты тревоги и слабости он как бы возвращается в тот период детства, когда имел место травматический опыт. В соответствии с этим, фиксация на каждой из перечисленных стадий развития будет иметь свои проявления во взрослой жизни.

А детские травмы – это чаще всего неразрешенные конфликты между родителями и ребенком.

Оральная стадия развития

Как понятно из названия, главным органом чувств малыша в этот период является рот и всё, что с ним связано. Именно с помощью рта он не только питается, но и познает окружающий мир, испытывает массу приятных ощущений. Поскольку ребёнок ещё не отличает своё тело и мать, воспринимает себя и маму как единое целое, а материнскую грудь – как продолжение себя самого. Материнская грудь приносит младенцу не только наслаждение и удовольствие, но и чувство безопасности, уверенности и защищенности.

Поэтому, то, как мама в этот период относится к нему закладывает отношение к самому себе, собственным зависимостям и доверием к миру в целом. Вот почему так важно на протяжении всего этого периода сохранять грудное вскармливание. Ведь для крохи просто не существует в мире ничего более важного, чем материнская грудь. Если же ситуация сложилась иначе, и малыш вынужден питаться искусственными молочными смесями, обязательно нужно брать его во время кормления на ручки, так, чтобы хотя бы частично воспроизвести ситуацию естественного вскармливания. Очень важен телесный контакт, кроха должен всем своим маленьким тельцем ощущать тепло мамы.

В этом возрасте карапузы часто беспокойны, когда мамы нет рядом. Они отказываются спать одни в кроватке, начинают кричать, даже если мама отлучается совсем ненадолго, постоянно просятся на ручки. Не отказывайте малышу. Приходя на его зов, выполняя его просьбы, вы не потакаете капризам, а подтверждаете его уверенность в себе и в окружающем мире. Строгость воспитания сейчас сыграет с вами и с ребенком злую шутку.

Фрейдвыделил два крайних типа материнского поведения:

• излишняя строгость матери, игнорирование потребностей ребенка;

• чрезмерная гиперопека со стороны матери, когда она готова предугадать любое желание ребенка и удовлетворить его раньше, чем он сам его осознает.

Обе эти модели поведения ведут к формированию у ребенка орально-пассивного типа личности. В результате появляется чувство зависимости, неуверенности в себе. В будущем такой человек постоянно будет ожидать от окружающих «материнского» отношения, испытывать потребность в одобрении, поддержке. Человек орально-пассивного типа часто очень доверчив, зависим.

Готовность откликнуться на плач младенца, продолжительное грудное вскармливание, тактильный контакт, совместный сон, напротив, способствуют формированию таких качеств, как уверенность в себе, решительность.

Во втором полугодии первого года жизни наступает орально-садистическая стадия развития. Она связана с появлением у ребенка зубов. Теперь к сосанию добавляется укус, появляется агрессивный характер действия, которым ребенок может реагировать на долгое отсутствие матери или отсрочку удовлетворения его желаний. Вследствие укуса стремление ребенка к наслаждению вступает в конфликт с реальностью.

Людям с фиксацией на этой стадии присущи такие черты, как цинизм, сарказм, склонность к спорам, стремление доминировать над людьми с целью достижения собственных целей.

Слишком раннее, внезапное, грубое отлучение от груди, пустышки, бутылочки вызывают фиксацию на оральной стадии развития, которая впоследствии проявит себя в привычке грызть ногти, обкусывать губы, мусолить во рту кончик ручки, постоянно жевать жвачку. Пристрастие к курению, чрезмерная болтливость, патологическая боязнь остаться голодным, желание плотно поесть или выпить в минуты особой тревоги и беспокойства тоже являются проявлениями фиксации на оральной стадии. Такие люди часто обладают депрессивным характером, для них характерно чувство нехватки, потери чего-то самого главного.

Что для нас, родителей, в этом важно:

Уметь разрешать исследовать мир и себя ртом;

Спокойно реагировать на все пачкания самого себя и других едой во время прикорма;

Что же касается сосаний пальца, троганий груди и тд. Это связующее звено между успокоителем-мамой (грудью) и собственной саморегуляцией. В идеале это потихоньку должно сходить на нет. Можно также пробовать использовать вместо груди игрушку. Это означает, что отучение от груди произошло с некоторыми остаточными явлениями. И сейчас важно учить переносить это на внутреннюю сторону. Показывать и рассказывать ребёнку о том, что он успокаивается с помощью груди, он просто к этому привык. Но это уже неприятно маме. И будет здорово преодолеть себя и научиться успокаиваться самому или с помощью игрушки. Это будет здорово, ведь это большая победа. В первую очередь над своими привычками.

Читайте также:  Физическое развитие и воспитание ребенка первого года жизни

Анальная стадия развития

Анальная стадия развития наступает примерно в полтора года и продолжается до трех лет.

Главное удовольствие данного периода, потребность — контроль над собственными выделениями. Вспомните, были ли у вас в детстве эксперименты с вашими фикалиями? Испачкаться, попробовать на вкус)

Будущие формы саморегуляции, самоконтроля берут, по мнению Фрейда, начало именно в этот период. Ребёнок воспринимает свои выделения как часть себя. Как относятся к ним, так и ко мне. Поедание экскрементов, означает, что я принимаю себя всего.

К этому важно относится толерантно.

Большинство родителей именно в промежутке от 1,5 до 3 лет начинают активно приучать ребёнка к горшку. Фрейд считал, что малыш получает огромное удовольствие от акта дефекации и, в частности, от того, что может самостоятельно контролировать столь ответственный процесс! В этот период ребенок учится осознавать собственные действия, и приучение к горшку – это своего рода экспериментальное поле, где ребенок может проверить свои способности и вдоволь насладиться новым умением.

Необходимо понимать, что интерес ребенка к собственным испражнениям на этой стадии развития вполне естественен. Малышу еще незнакомо чувство брезгливости, зато вполне понятно, что фекалии – это первая вещь, которой ребенок может распорядиться по своему усмотрению – отдать или, напротив, оставить в себе. Если мама и папа хвалят малыша за то, что он сходил на горшок, ребенок воспринимает продукты своей жизнедеятельности как подарок родителям, и последующим своим поведением стремится получить их одобрение. В свете этого попытки карапуза измазаться какашками или испачкать ими что-нибудь приобретают позитивный оттенок.

Фрейд обращает особое внимание на то, как именно родители приучают ребенка к горшку. Если они чересчур строго и настойчиво следят за соблюдением новых правил, или начали сажать кроху на горшок слишком рано (способность полностью контролировать анальные мышцы формируется только к 2,5 -3 годам, к тому же ругают и наказывают ребенка, когда тот отказывается сходить в туалет, стыдят малыша за промахи,тогда у малыша формируется один их двух типов характера:

• анально-выталкивающий. У ребенка может возникнуть ощущение, что только сходив на горшок, можно получить любовь и одобрение родителей; Людям этого типа свойственны такие черты, как склонность к разрушению, беспокойство, импульсивность. Они считают трату денег обязательным условием проявления любви.

• анально-удерживающий. Действия родителей могут вызвать протест со стороны ребенка, отсюда проблема запоров. Для представителей этого типа характерны скупость, жадность, бережливость, усидчивость, пунктуальность, упрямство. Они не выносят беспорядка и неопределенности. Часто склонны к мезофобии (боязни загрязнения) и патологическому стремлению к чистоте.

В ситуации, когда родители ведут себя более корректно и хвалят малыша за успехи, а к неудачам относятся снисходительно, результат будет иным. Ребенок, чувствуя поддержку со стороны семьи, приучается к самоконтролю, формирует позитивную самооценку. В будущем такого человека отличает щедрость, великодушие, желание делать подарки близким.

Фаллическая стадия

Фаллическая стадия развивается в возрасте 3-6 лет. И она различается у мальчиков и девочек. Главные вопросы этого периода связаны с гениталиями. Исследование тела, ананизм, сортирный юмор, расспросы родителей. Причем Фрейд считал, что ребёнок хоть и смутно, но всё же осознает сам «первичный акт».

Ребенок активно интересуется собственными половыми органами. Он узнает, что мальчики и девочки непохожи друг на друга.

Кроху занимают вопросы отношений между полами.Именно в этот период дети задают сакраментальный вопрос: «Откуда берутся дети?» Не нужно воспринимать повышенный интерес ребенка к «запретной» теме, многочисленные «неприличные» вопросы и желание лишний раз потрогать собственные гениталии как ужасающее подтверждение того, что в семье растет маленький извращенец. Это нормальная ситуация развития, и лучше всего отнестись к ней с пониманием.

Строгие запреты, ругань и запугивания лишь нанесут малышу вред. Ребенок все равно не перестанет интересоваться темой полов, а страх быть наказанным может превратить его в невротика и в будущем сказаться на интимной жизни.

Самые разные школы психологии, говоря о развитии психики ребенка, называют 3-летний возраст критическим. Психосексуальная теория Фрейда не исключение. По его мнению, в этот период ребенок переживает так называемый Эдипов комплекс – для мальчиков; или комплекс Электры – для девочек.

Эдипов комплекс.

– это бессознательное эротическое влечение ребенка к родителю противоположного пола. Для мальчика это желание занять место отца рядом с матерью, стремление ею обладать. В этот период мальчик воспринимает мать как идеал женщины, положение отца в семье вызывает у ребенка зависть и желание соперничать. «Мама, я хочу на тебе жениться!» – вот фраза, говорящая сама за себя.

Папа представляется как конкурент. В этом возрасте часто можно услышать «пусть папа уйдёт», дети становятся более чувствительными к маме, обнимаются, хотят спать с мамой, убрав папу с кровати.

Адекватная позиция родителей — мама любит тебя и папу, спать она будет с папой также как и ты когда вырастишь будешь спать с женой.

Фиксация на данной стадии может выражаться как постоянное завоевывание женщин и потеря к ним интереса, они хвастливы и постоянно пытаются доказать, что он «настоящий мужчина».

В возрасте 6-7 лет мальчик начинает идентифицировать себя с отцом, а зависть и желание соперничества сменяется стремлением походить на отца, стать таким же, как он. «Мама любит папу, значит, я должен стать таким же смелым, сильным, как он». Сын перенимает у отца систему моральных норм, что в свою очередь создает предпосылки для развития супер-эго ребенка. Этот момент является заключительным этапом прохождения Эдипова комплекса.

Комплекс Электры

– вариант Эдипова комплекса для девочек – девочек соответственно тянет к отцу и появляется некоторая агрессия к матери.

Фиксация у девочек может приводить к постоянному флирту, невольному соблазнению и даже беспорядочным половым связям. .

Разрешение комплекса Электры происходит аналогично разрешению Эдипова комплекса. Девочка подавляет влечение к отцу и начинает идентифицировать себя с матерью. Становясь похожей на собственную мать, она тем самым увеличивает вероятность в будущем найти мужчину, похожего на отца.

Читайте также:  Значение сенсорной культуры в развитии ребенка

Фрейд считал, что травмы в период Эдипова комплекса могут стать источником неврозов, импотенции и фригидности в будущем. Люди с фиксациями на фаллической стадии развития уделяют огромное внимание собственному телу, не упускают случая выставить его на показ, любят красиво и вызывающе одеваться. Мужчины ведут себя самоуверенно, иногда нагло. Любовные победы они ассоциируют с жизненным успехом. Постоянно стремятся доказать себе и окружающим свою мужскую состоятельность. При этом в глубине души они далеко не так уверены, как стараются казаться, ведь их все еще преследует страх кастрации.

Латентная стадия

С 6 до 12 лет сексуальные бури на время затихают, и энергия либидо направляется в более мирное русло. В этот период основное внимание ребенок уделяет социальной активности. Он учится устанавливать дружеские отношения со сверстниками, много времени посвящает освоению школьной программы, активно интересуется спортом, различными видами творчества.

Формируются новые элементы структуры личности ребенка – эго и супер-эго.

Когда малыш появляется на свет, все его существование подчинено единственному компоненту личности, которое Фрейд назвал «Оно» (Id). Оно – это наши неосознаваемые желания и инстинкты, которые подчиняются принципу удовольствия. Когда стремление к наслаждению вступает в конфликт с реальностью, из Оно постепенно начинает появляться следующий элемент личности «Я» (Ego). Я – это наши представления о себе, осознаваемая часть личность, которая подчиняется принципу реальности.

Как только социальное окружение начинает требовать от ребенка соблюдения определенных правил и норм поведения, это приводит к возникновению последнего, третьего элемента личности – «Сверх-Я» (Super-ego). Сверх-Я – это наш внутренний цензор, строгий судья нашего поведения, наша совесть. Помните, что именно здесь закладывается то, чем человек будет руководствоваться в жизни.

На этой стадии развития очень важно давать положительный пример, но, что, ещё важнее — уменьшайте количество тех установок, которые мешают вам самим жить. Типа «быть хорошим», «нельзя сильно радоваться, а то будет плохо», «любовь это боль» и прочее. Проработайте всё это до латентной стадии Вашего ребёнка. Дайте ему в жизни больше свободы и радости.

На латентной стадии развития все три компонента личности сформированы. Таким образом, на протяжении всего этого периода идет активная подготовка к завершающему этапу психосексуального развития – генитальной стадии.

Генитальная стадия

После латентной стадии к 12 годам начинает вновь включаться сексуальная энергия. Заканчивается примерно к 18 годам. Вместе с ней — агрессия и возбудимость. Всё это подкрепляется изменениями в гормонах. Всё это толкает подростков к действиям, различными способами пробовать удовлетворять собственные желания.

Символизирует становление зрелой, взрослой сексуальности, которая остается с человеком до конца жизни. В этот момент происходит объединение сразу всех предыдущих сексуальных стремлений и эрогенных зон. Теперь целью подростка является нормальное сексуальное общение, достижение которого, как правило, сопряжено с рядом трудностей. По этой причине на протяжении всего прохождения генитальной стадии развития могут появляться фиксации на различных предыдущих стадиях. Подросток как бы регрессирует к более раннему детству. Фрейд считал, что все подростки в начале генитального развития проходят гомосексуальный этап, который, однако, не обязательно носит ярко выраженный характер, а может проявляться в простом стремлении общаться с представителями своего пола. Если не происходит фиксации и родители дают ребёнку всё это прочувствовать, то этот интерес уходит.

Для успешного прохождения генитальной стадии необходимо занимать активную позицию в решении собственных проблем, проявлять инициативу и решительность, отказаться от состояния детской инфантильности и пассивности. В этом случае у человека формируется генитальный тип личности, который в психоанализе считается идеальным.

В заключение необходимо добавить, что психоаналитическое учение практически исключает благополучное прохождение всех стадий психосексуального развития. Каждый из рассмотренных этапов наполнен противоречиями и страхами, а значит, при всем нашем желании оградить ребенка от травм детства на практике это не представляется возможным. Потому правильнее было бы сказать, что у любого человека существуют фиксации на каждой из перечисленных стадий развития, однако у одного в большей степени преобладает и читается оральный тип личности, у другого – анальный, у третьего – фаллический.

При этом одно не подлежит сомнению: имея представление об особенностях протекания психосексуального развития, мы можем значительно снизить риск получения серьезных травм на той или иной стадии развития, способствовать формированию личности малыша с минимальным для него ущербом, а значит, сделать его немножко счастливее.

Источник

Все мы родом из детства. В нём, этом детстве, происходило с нами много чего, странного, страшного, чудесного. Кто-то помнит себя лучше, кто-то хуже, но в любом случае детство разворачивается перед нами лишь чередой коротких сюжетов, выхваченных памятью.

Странное чувство — было оно, такое большое, а в итоге все воспоминания можно уместить в небольшой фильм. И в этом свете, кажется таким странным утверждение психологов о том, что особенности нашей личности закладываются в именно в нём.

— Чем удобряли, то и выросло, — говорят психологи… Но давайте не будем о грустном, а углубимся в тему.

Этот пост будет первой частью серии постов о детском развитии. Психология развития сравнительно молодая отрасль, зародилась она в рамках исследований детской психологии в самом начале 20 века.

Каждый психолог работавший с детьми выдвигал свою теорию взросления. Основные различия между ними состояли в разном исчислении периодов формирования психического аппарата, типах мышления, восприятия и реакций. Перечислять их здесь я не буду, т.к. этот пост посвящён самому гениальному психологу всех времён и народов — дедушке Фрейду и его подходу. Теория психо-сексуального развития личности, выдвинутая им была, пожалуй, самой первой стройной теорией взросления и положила начало крупномасштабному исследованию детской психологии.

Сейчас за Фрейдом в результате каких-то глупых групповых проекций закрепился имидж наркомана и сексуального извращенца. Конечно же, это чушь собачья. Пусть он курил табак, нюхал кокс и говорил, что сигара увиденная во сне это член, но между прочим был отцом шестерых детей.

На фотографии сверху изображён Фрейд и его дочь Анна. Она была младшим ребёнком в семье. Я подумал, что если рассматривать в рамках теории Фрейда судьбу его дочери, то получается, что Анна пала жертвой фаллической стадии взросления – пошла по стопам отца, ухаживала за ним до самой смерти, так никогда и не вышла замуж. Ирония судьбы. Если вы дочитаете пост до описания этой стадии, то поймёте почему.
Она была одним из первых исследователей детской психики. Развила и продолжила исследования отца и даже создала новое направление психоаналитической теории – эго-психологию. Отличием этого направления было то, что оно делало объектом исследований не бессознательное, а более объективное – реакции и поведение детей и младенцев. Дело Фрейда в разных контекстах продолжило огромное количество психологов, ведь подход был очень популярным. Что они там наисследовали я ещё напишу, но сперва давайте освежим то, что открыл Фрейд. Он считал, что бессознательное — источник и мотивационная сила всех реакций имеет сексуальную природу. А стадии взросления это перемещение и сосредоточение психической энергии в различных эрогенных зонах. Ребёнок стремится к выражению сексуальных импульсов, однако социум противостоит этому, способствуя травматическим переживаниям как результату их подавления.

Читайте также:  Развитие у ребенка представления о массе

Стадии взросления следующие:

ОРАЛЬНАЯ СТАДИЯ (от рождения до 1 года) – в течение первой фазы этой стадии (около полугода) основной эрогенной зоной и зоной получения удовольствия является рот. Ребёнок находится в состоянии первичного нарциссизма – не отделяет себя от мира. Пользуясь гештальт терминологией, я бы сказал, что он находится в состоянии полного слияния.
На второй фазе оральной стадии (второе полугодие) у ребёнка появляются молочные зубы, а значит способность проявления агрессии. Маленький негодяй может кусать маму за сиськи…
Так как ребёнок находится в слиянии с матерью, то контакт с ней создаёт у него ощущение комфорта. На этой фазе ребёнок начитает испытывать первые трудности, связанные с тем, что мать всё же является отдельным организмом и не может постоянно присутствовать рядом. Разорванное слияние вызывает тревожные реакции, связанные с отсутствием матери, либо с несоответствием её поведения желаемому. Эго ребёнка ещё не сформировано, психические реакции обусловлены Ид (Оно) – инстинктивно-чувственной сферой.
Если на этой стадии требования Ид не удовлетворяются, либо же присутствуют различные травматические переживания, связанные с удовлетворением потребностей, мы можем говорить об оральной фиксации. Личность сформированная вследствие дефицитов или травматических переживаний в течении оральной стадии может отличаться капризами, истеричностью, жадностью и требовательностью, ненасытностью

АНАЛЬНАЯ СТАДИЯ (от 1 года до 3 лет)
Либидо – бессознательное влечение сексуального характера сосредотачивается на анусе, который становится объектом внимания ребенка, приучаемого к опрятности. В целом, понятие либидо немного шире, чем простое сексуальное влечение в трактовке обывателя. Это ещё и энергия жизни, влечения, предрасположенности. Инстинкт.
Детская сексуальность находит предмет своего удовлетворения в овладении функциями дефекации – выделения.
На этой стадии ребёнок встречается с запретами, и социум начинает выступать перед ним как барьер. Возникают первые конфликты, связанные с воспитанием.
Эго – часть психики, которая может быть осознаваема, ответственная за самоидентификацию уже сформирована.
Супер Эго – часть, в которой «живут» родительские запреты и нормы социального поведения, лишь начинает сформировываться.
Если родители на этой стадии проявляют жёсткость к ребёнку, в том числе связанную с излишней чистоплотностью, дедушка Фрейд пужает нас анальной фиксацией, которая бывает двух видов:
анально-выталкивающая – неудовлетворённость результатом, склонность к разрушению, беспокойство, импульсивность, разбрасывание денег, спешка, гипер-опека;
анально-удерживающая – низкая эмоциональность, скупость, жадность, бережливость, пунктуальность, упрямство, паталогическое стремление к чистоте и определённости.

ФАЛЛИЧЕСКАЯ ИЛИ ЭДИПОВА СТАДИЯ (от 3 до 5 лет)
В течение этой стадии ребёнок начинает испытывать либидозное влечение к родителю противоположного пола, сопровождаемое чувством конкуренции к родителю того же пола. У мальчиков это называется Эдиповым комплексом, а у девочек комплексом Электры.
Разумеется, это влечение не может быть реализовано, что вызывает у ребёнка внутреннее противоречие – чувства приходится подавить, а желание вытеснить. Я прекрасно помню, как в этом возрасте собирался жениться на маме и заявлял ей об этом.
Комплекс Электры протекает не менее травматично. У Фрейда есть спорное утверждение о том, что к чувству конкуренции с родителем, у девочек примешивается зависть к мужскому пенису, из-за чего они воспринимают себя неполноценными и стремятся занять место матери, чтобы обладать отцом.
Как бы то ни было, в течение этой стадии закладываются основные поведенческие аспекты будущей сексуальности. Травматические переживания на этой стадии могут во взрослом возрасте проявиться во фригидности или импотенции, вуайеризме, паранойальных расстройствах. Как правило, люди имеющие травматический опыт в течении этой стадии несчастливы в супружестве, ведут беспорядочную половую жизнь.

ЛАТЕНТНАЯ СТАДИЯ (от 5 до 12 лет)
Это период сексуального затишья. Супер Эго сформировано и продолжает укрепляться. Ребёнок развивает моторику, становится более собранным и дисциплинированным. Энергия либидо направляется в социальное русло – отношения со сверстниками.

ПУБЕРТАТНАЯ ИЛИ ГЕНИТАЛЬНАЯ СТАДИЯ (от 12 до 18 лет)
На этой стадии подросток полностью сформирован и стремится к реальному сексуальному общению, однако реализация может быть затруднена.
Дело в том, что для удовлетворения потребностей подросток должен иметь активную позицию, в том случае если предыдущий опыт или внешняя среда создают трудности для удовлетворения, он склонен к регрессу – интеллектуализации, аскетизму.
Фрейд считал, что в этот период все подростки проявляют интерес к представителям своего пола – с одной стороны это отголосок Эдиповой стадии, с другой, лично я думаю, что сверстники того же пола — более комфортные объекты для проявления сексуальности.
На этой стадии подросток активно и подчас гипертрофированно самоутверждается. Протестует. Он чувствует в себе силы для того, чтобы самостоятельно формировать свою жизнь, однако по-прежнему зависим от взрослых, а значит, находится в конфликте между желаемым и возможным.
Сейчас он должен приложить усилия для того, чтобы утвердить себя как активного и самостоятельного члена социума. Больше всего ему нужна поддержка и понимание.
Травматический опыт, который возникает на этой стадии, связан преимущественно с непониманием, попустительством или гиперопекой со стороны родителей.
Если подростка «не слышат», в конечном итоге он делает ситуацию «внешнего» конфликта – внутренней, если излишне поддерживают, он лишается самостоятельности и переходит к паразитической форме взаимодействия со средой, если его не направляют, то создают тем самым дефицит собранности, последовательности и целеустремлённости.

Продолжение здесь — https://pechkeen.livejournal.com/112443.html

Смотрите новое видео моего проекта «Волшебная таблетка» на Youtube!

???? Реальная психотерапия в действии! ????

Источник