Фрагмент развития у ребенка интереса к школе

Фрагмент развития у ребенка интереса к школе thumbnail

«Формируем интерес ребёнка к школе»

Ведущая роль в формировании представлений детей о школе принадлежит игре. Именно она направляет любознательность дошкольника на постижение окружающей действительности, порождает желание реально включиться в сложный мир взрослых. В процессе игры ребёнок  знакомится с различными профессиями, при этом сталкивается с тем, что ещё практически ничего не знает и не умеет. И его всему научат в школе.

Приоритет в вопросе образования ребёнка на этапе его подготовки к школе, как и всего периода дошкольного детства, должен принадлежать общему развитию ребёнка. Именно оно обеспечивает дальнейшую успешность обучения в школе. Это означает, что педагоги ДОУ и родители, чьи дети идут в школу, должны заботиться прежде всего о том, чтобы у дошкольников были сформированы те общие способности и те качества личности, которые необходимы для осуществления принципиально новой для него деятельности – учебной.

Что же такое «готовность к обучению в школе»? Обычно, когда говорят о готовности к школьному обучению, имеют в виду такой уровень физического, психического и социального развития ребёнка,  который необходим для успешного  усвоения школьной программы без ущерба для его здоровья. Следовательно, понятие «готовность к обучению в школе» включает: физиологическую готовность к школьному обучению, психологическую готовность и социальную или личностную готовность к школе.

Все три составляющие школьной готовности тесно взаимосвязаны, недостатки в формировании любой из её сторон так или иначе сказываются на успешности обучения в школе. Развитие основных функциональных систем организма ребёнка и состояние его здоровья  (физиологическая готовность) составляют фундамент школьной готовности.

Что же включает психологическая готовность ребёнка к школе? Психологическая готовность ребёнка к школьному обучению – это готовность к усвоению определённой части культуры, включённой  в содержание образования, в форме учебной деятельности – представляет собой сложное образование, которое охватывает все стороны детской психики и включает: личностно-мотивационную и волевую сферы, элементарные системы обобщённых знаний и представлений, некоторые учебные навыки, способности.

Базовыми качествами в структуре психологической готовности к школе к началу обучения в первом классе являются следующие качества:

— мотивы учения;

— зрительный анализ (образное мышление);

— уровень обобщений (предпосылки логического мышления);

— способность принимать учебную задачу;

— вводные навыки (некоторые элементарные речевые, математические и учебные знания и умения);

— графический навык;

— произвольность регуляции деятельности;

— обучаемость (восприимчивость к обучающей помощи).

Итак, к шести годам у большинства детей появляется желание стать школьниками.

Формирование мотивов, побуждающих к учению, — одна из линий подготовки детей к обучению в школе. Имеется в виду воспитание действительной и глубокой мотивации, которая должна стать побудительной причиной их стремления к приобретению знаний. Это и отношение к обучению как к необходимому и важному делу, их интерес к учебным занятиям.

Наиболее адекватными для учебной деятельности являются мотивы, которые формируются в ходе осуществления самой учебной деятельности.

Несформированность внутренней позиции школьника является одной из причин школьной дезадаптации на этапе младшего школьного возраста.

Мотивационная готовность к школьному обучению складывается из:

— положительных представлений о школе;

— желания учиться в школе;

— сформированной позиции школьника.

Для формирования мотивационной готовности к школе необходимо:

1.Поддерживатьинтерес ко всему новому, отвечать на  вопросы ребёнка, давать новые сведения о знакомых предметах.

2.Организовывать экскурсии в школу, знакомить с основными атрибутами школьной жизни.

3.Практиковать приходы детей-школьников в детские сады.

4.Использовать загадки на школьную тему.

5.Подбирать развивающие игры типа «Собери портфель в школу», «Разложи по порядку», «Что лишнее?».

Интеллектуальная готовность не сводится к имеющемуся у ребёнка словарному запасу, специальным умениям и навыкам. Существующие развивающие программы, их усвоение потребуют от него умения сравнивать, анализировать, обобщать, делать самостоятельные выводы.

Важнейшими показателями уровня подготовки ребёнка к школе  являются хорошо развитые речь, восприятие, воображение, наглядно-образное мышление: умение элементарно рассуждать, выделять существенные признаки предметов и явлений, доступные пониманию ребёнка, сравнивать предметы, находить различия и сходства, выделять целое и его часть, группировать предметы по определённым признакам, делать простейшие выводы и обобщения.

Личностная готовность выражается в отношении ребёнка к школе, учебной деятельности, к учителям, самому себе. Если ребёнок не готов к социальной позиции школьника, то даже при наличии необходимого запаса умений и навыков, высокого уровня интеллектуального развития ему будет трудно в школе. Такие первоклассники ведут себя по-детски, учатся неровно. Их успехи налицо, если занятия вызывают у них непосредственный интерес. Но если интереса нет и дети должны выполнять задания из чувства ответственности, то такой первоклассник делает всё небрежно, наспех, ему трудно достичь нужного результата.

К шести годам происходит оформление основных элементов волевого действия: ребёнок способен поставить цель, принять решение, наметить план действия, исполнить его, проявить определённые усилия в случае преодоления препятствия, оценить результат своего действия. Важными являются умение подчинять своё поведение новым нормам и правилам, ориентироваться на указания учителя, обращённые к классу в целом, способность и желание внимательно слушать и точно выполнять эти указания.

В данной статье обозначены основные компоненты школьной зрелости, даны ориентиры дошкольной подготовки ребенка. Но самое главное зависит от родителей.

Дорогие родители! Постарайтесь уделять ребёнку как можно больше внимания. Ведь если с самого начала дать проблеме развиться и засесть глубоко внутри маленького человечка, ешё не окрепшего физически и морально, то впоследствии решить её будет гораздо сложнее. Не оставляйте ребёнка наедине с его страхами и попытайтесь совместными усилиями сделать его учёбу в школе приятной и плодотворной.

Читайте также:  Влияние семейных отношений на развитие личности ребенка схема

В завершении представляю практические советы и рекомендации по подготовке ребёнка к школе.

«Советы родителям будущих первоклассников»:

— как ни казалось бы Вам странным, но подготовку надо начинать задолго до рождения ребёнка, стараясь, чтобы беременность у мамы протекала без особых осложнений;

— после рождения ребёнка пытаться довести удельный вес всех неблагоприятных факторов анамнеза, имеющихся после родов, до минимальных величин;

— нужно заботиться о том, чтобы ребёнок благоприятно адаптировался к условиям дошкольных учреждений;

— знать возрастные нормы и особенности Вашего ребёнка и , предъявляя ему требования ,лишь исходить из них;

— ни в коем случае не отвергать ребёнка, не ругать его, не занижать его самооценку;

— создать благоприятный климат для него в семье;

— любит, как и прежде, может быть, немного больше, и дать ему об этом знать;

— заранее поинтересоваться о компонентах школьной зрелости ребёнка и своевременно их развивать;

— следит за умственным развитием ребёнка;

— создать условия, чтобы развивался интеллект, чтобы не было задержки;

— читать ребёнку сказки и стихи, учить с ним песни, вместе слушать музыку, смотреть и обсуждать детское  кино, мультфильмы;

— водить в музеи, театры, цирк и зоопарк;

— дарить игрушки, необходимые для возраста;

— приветствовать сюжетно-ролевые игры и режиссёрскую игру;

— поощрять общение со сверстниками;

— воспитывать мир чувств;

— учить ребёнка управлять эмоциями, быть эмоционально независимым от Вас, пытаться уменьшать его тревожность;

— следить за состоянием здоровья,  и особенно перед школой обратить внимание на состояние нервной системы ребёнка, и если необходимо, заняться реабилитацией всех выявленных отклонений;

— если ребёнок зрел, то, даже несмотря на это, психологически готовить его к школе, ко всем трудностям, которые там ждут;

— если ребёнок недостаточно зрел к школе, нужно выбрать только то образовательное учреждение, которое порекомендуют на психолого-медико- -педагогической комиссии;

— выбирая школу для гиперактивного или медлительного ребёнка, нужно прежде всего выбирать учителя, который должен быть более спокойным и уравновешенным;

— поддерживайте ребёнка в его стремлении стать школьником;

— обсудите с ребёнком правила и нормы, с которыми он встретится в школе;

— ваш ребёнок пришёл в школу, чтобы учиться, и не исключено, что у него может что-то не сразу получится, ребёнок имеет право на ошибку;

— поддерживайте ребёнка в его желании добиться успеха. Помните, что похвала – это самая важная эмоциональная поддержка: «Молодец!», «Ты хорошо справился!»

Использованная литература при составлении статьи:

1.Бардин А.В. Подготовка ребёнка к школе.- М., 1983.

2.Нижегородцева Н.В., Шадриков В.Д. «Психолого-педагогическая готовность ребёнка к школе». М., Владос., 2001.

3.Методическая газета для педагогов-психологов «Школьный психолог», № 15, 2010.

Данную статью подготовила педагог-психолог Сердюкова Е.А.

Источник

«Формируем интерес ребёнка к школе»

Ведущая роль в формировании представлений детей о школе принадлежит игре. Именно она направляет любознательность дошкольника на постижение окружающей действительности, порождает желание реально включиться в сложный мир взрослых. В процессе игры ребёнок знакомится с различными профессиями, при этом сталкивается с тем, что ещё практически ничего не знает и не умеет. И его всему научат в школе.

Приоритет в вопросе образования ребёнка на этапе его подготовки к школе, как и всего периода дошкольного детства, должен принадлежать общему развитию ребёнка. Именно оно обеспечивает дальнейшую успешность обучения в школе. Это означает, что педагоги ДОУ и родители, чьи дети идут в школу, должны заботиться прежде всего о том, чтобы у дошкольников были сформированы те общие способности и те качества личности, которые необходимы для осуществления принципиально новой для него деятельности – учебной.

Что же такое «готовность к обучению в школе»? Обычно, когда говорят о готовности к школьному обучению, имеют в виду такой уровень физического, психического и социального развития ребёнка, который необходим для успешного усвоения школьной программы без ущерба для его здоровья. Следовательно, понятие «готовность к обучению в школе» включает: физиологическую готовность к школьному обучению, психологическую готовность и социальную или личностную готовность к школе.

Все три составляющие школьной готовности тесно взаимосвязаны, недостатки в формировании любой из её сторон так или иначе сказываются на успешности обучения в школе. Развитие основных функциональных систем организма ребёнка и состояние его здоровья (физиологическая готовность) составляют фундамент школьной готовности.

Что же включает психологическая готовность ребёнка к школе? Психологическая готовность ребёнка к школьному обучению – это готовность к усвоению определённой части культуры, включённой в содержание образования, в форме учебной деятельности – представляет собой сложное образование, которое охватывает все стороны детской психики и включает: личностно-мотивационную и волевую сферы, элементарные системы обобщённых знаний и представлений, некоторые учебные навыки, способности.

Базовыми качествами в структуре психологической готовности к школе к началу обучения в первом классе являются следующие качества:

Читайте также:  Центр здоровья и развития ребенка

— мотивы учения;

— зрительный анализ (образное мышление);

— уровень обобщений (предпосылки логического мышления);

— способность принимать учебную задачу;

— вводные навыки (некоторые элементарные речевые, математические и учебные знания и умения);

— графический навык;

— произвольность регуляции деятельности;

— обучаемость (восприимчивость к обучающей помощи).

Итак, к шести годам у большинства детей появляется желание стать школьниками.

Формирование мотивов, побуждающих к учению, — одна из линий подготовки детей к обучению в школе. Имеется в виду воспитание действительной и глубокой мотивации, которая должна стать побудительной причиной их стремления к приобретению знаний. Это и отношение к обучению как к необходимому и важному делу, их интерес к учебным занятиям.

Наиболее адекватными для учебной деятельности являются мотивы, которые формируются в ходе осуществления самой учебной деятельности.

Несформированность внутренней позиции школьника является одной из причин школьной дезадаптации на этапе младшего школьного возраста.

Мотивационная готовность к школьному обучению складывается из:

— положительных представлений о школе;

— желания учиться в школе;

— сформированной позиции школьника.

Для формирования мотивационной готовности к школе необходимо:

1.Поддерживатьинтерес ко всему новому, отвечать на вопросы ребёнка, давать новые сведения о знакомых предметах.

2.Организовывать экскурсии в школу, знакомить с основными атрибутами школьной жизни.

3.Практиковать приходы детей-школьников в детские сады.

4.Использовать загадки на школьную тему.

5.Подбирать развивающие игры типа «Собери портфель в школу», «Разложи по порядку», «Что лишнее?».

Интеллектуальная готовность не сводится к имеющемуся у ребёнка словарному запасу, специальным умениям и навыкам. Существующие развивающие программы, их усвоение потребуют от него умения сравнивать, анализировать, обобщать, делать самостоятельные выводы.

Важнейшими показателями уровня подготовки ребёнка к школе являются хорошо развитые речь, восприятие, воображение, наглядно-образное мышление: умение элементарно рассуждать, выделять существенные признаки предметов и явлений, доступные пониманию ребёнка, сравнивать предметы, находить различия и сходства, выделять целое и его часть, группировать предметы по определённым признакам, делать простейшие выводы и обобщения.

Личностная готовность выражается в отношении ребёнка к школе, учебной деятельности, к учителям, самому себе. Если ребёнок не готов к социальной позиции школьника, то даже при наличии необходимого запаса умений и навыков, высокого уровня интеллектуального развития ему будет трудно в школе. Такие первоклассники ведут себя по-детски, учатся неровно. Их успехи налицо, если занятия вызывают у них непосредственный интерес. Но если интереса нет и дети должны выполнять задания из чувства ответственности, то такой первоклассник делает всё небрежно, наспех, ему трудно достичь нужного результата.

К шести годам происходит оформление основных элементов волевого действия: ребёнок способен поставить цель, принять решение, наметить план действия, исполнить его, проявить определённые усилия в случае преодоления препятствия, оценить результат своего действия. Важными являются умение подчинять своё поведение новым нормам и правилам, ориентироваться на указания учителя, обращённые к классу в целом, способность и желание внимательно слушать и точно выполнять эти указания.

В данной статье обозначены основные компоненты школьной зрелости, даны ориентиры дошкольной подготовки ребенка. Но самое главное зависит от родителей.

Дорогие родители! Постарайтесь уделять ребёнку как можно больше внимания. Ведь если с самого начала дать проблеме развиться и засесть глубоко внутри маленького человечка, ешё не окрепшего физически и морально, то впоследствии решить её будет гораздо сложнее. Не оставляйте ребёнка наедине с его страхами и попытайтесь совместными усилиями сделать его учёбу в школе приятной и плодотворной.

В завершении представляю практические советы и рекомендации по подготовке ребёнка к школе.

«Советы родителям будущих первоклассников»:

— как ни казалось бы Вам странным, но подготовку надо начинать задолго до рождения ребёнка, стараясь, чтобы беременность у мамы протекала без особых осложнений;

— после рождения ребёнка пытаться довести удельный вес всех неблагоприятных факторов анамнеза, имеющихся после родов, до минимальных величин;

— нужно заботиться о том, чтобы ребёнок благоприятно адаптировался к условиям дошкольных учреждений;

— знать возрастные нормы и особенности Вашего ребёнка и , предъявляя ему требования ,лишь исходить из них;

— ни в коем случае не отвергать ребёнка, не ругать его, не занижать его самооценку;

— создать благоприятный климат для него в семье;

— любит, как и прежде, может быть, немного больше, и дать ему об этом знать;

— заранее поинтересоваться о компонентах школьной зрелости ребёнка и своевременно их развивать;

— следит за умственным развитием ребёнка;

— создать условия, чтобы развивался интеллект, чтобы не было задержки;

— читать ребёнку сказки и стихи, учить с ним песни, вместе слушать музыку, смотреть и обсуждать детское кино, мультфильмы;

— водить в музеи, театры, цирк и зоопарк;

— дарить игрушки, необходимые для возраста;

— приветствовать сюжетно-ролевые игры и режиссёрскую игру;

— поощрять общение со сверстниками;

— воспитывать мир чувств;

— учить ребёнка управлять эмоциями, быть эмоционально независимым от Вас, пытаться уменьшать его тревожность;

— следить за состоянием здоровья, и особенно перед школой обратить внимание на состояние нервной системы ребёнка, и если необходимо, заняться реабилитацией всех выявленных отклонений;

— если ребёнок зрел, то, даже несмотря на это, психологически готовить его к школе, ко всем трудностям, которые там ждут;

Читайте также:  Третий уровень развития речи у ребенка

— если ребёнок недостаточно зрел к школе, нужно выбрать только то образовательное учреждение, которое порекомендуют на психолого-медико- -педагогической комиссии;

— выбирая школу для гиперактивного или медлительного ребёнка, нужно прежде всего выбирать учителя, который должен быть более спокойным и уравновешенным;

— поддерживайте ребёнка в его стремлении стать школьником;

— обсудите с ребёнком правила и нормы, с которыми он встретится в школе;

— ваш ребёнок пришёл в школу, чтобы учиться, и не исключено, что у него может что-то не сразу получится, ребёнок имеет право на ошибку;

— поддерживайте ребёнка в его желании добиться успеха. Помните, что похвала – это самая важная эмоциональная поддержка: «Молодец!», «Ты хорошо справился!»

Источник

Наталья Ивашнева
Подготовка ребенка к школе или как вызвать у ребенка интерес к школьному обучению

«Подготовка ребенка к школе или как вызвать у ребенка интерес к школьному обучению».

Мотивация – или желание, решающий компонент в любой деятельности.

«Почему ребенка дошкольника не надо заставлять играть и почему нужно прикладывать усилия для того, чтобы у ребенка возникло желание и потребность в обучении в школе

Ответ очень простой, играть – это просто и интересно.

Когда родители говорят: «Учиться нужно всем» — это не вдохновляет ребенка, он не понимает такого рода мотивации. Или слова «Знания пригодятся тебе в жизни, они расширяю кругозор» – не несут для ребенка никакого смысла. «Когда-нибудь в жизни» – все это очень умозрительно. «Учиться, чтобы получать хорошие отметки» — то есть весь смысл обучения в школе заключается только, в оценке ребенка – тоже сомнительная мотивация для ребенка. Все что, говорит взрослый, является результатом его прошлого опыта из школьной жизни, его желанием, чтобы ребенок учился также, а может и лучше.

«У ребенка детство – пусть наиграется, читать книжки и задачки решать, ребенок будет в школе» – не редкое высказывание родителей. Но каково будет ребенку, который сам выбирал интересные для себя занятия, и вдруг попал на школьную подготовку, а потом и в 1 класс, где требуют от него выполнения каких то правил.

Значит, тяга к обучению в школе должна стать внутренней потребностью самого ребенка.

Мотивация к получению знаний – это то, чем родителям будущих школьников стоит озаботиться заранее.

Несколько рекомендаций для родителей, которые помогут сформировать внутреннюю мотивацию у ребенка.

Родитель для ребенка – главный источник знаний.

Дошкольник любопытен, поэтому не стоит игнорировать его вопросы «Как?», «Почему?» — только через открытия и удивление ребенок познает мир.

Книги, пылящиеся на полках, не интересуют ребенка, а вот книга в руках мамы или папы непременно должны вызвать интерес, почему или зачем читать. Вот здесь важно не отмахнуться от ребенка, а удержать его интерес «Я читаю очень интересную книгу и узнал, что…»

Не стоит ругать ребенка за сломанную игрушку.

Ребенок разбирает игрушки – это еще один способ удовлетворить познавательный интерес ребенка. Сломать – не с целью навредить, а с целью узнать из чего сделан тот или иной предмет, попытаться понять «Почему машинка ускоряется или неваляшка не падает?».

Учиться через игру – это как?

Учиться сидя за письменным столом и с учебником, выполняя задания по образцу, у ребенка будет время. В дошкольном возрасте стоит учить только в игровой форме.

Считать, повторять цвета, узнавать свойства предметов гораздо интереснее на прогулке, научить ориентироваться в пространстве (право, лево, верх, низ) можно во время совместной с папой утренней зарядки.

Как научить ребенка добывать информацию.

Родитель не может знать все и про все. Поэтому затруднительные ответы всегда можно найти через книги, энциклопедии, словари, и на крайний случай в интернете. Дайте ребенку понять что, если очень постараться, то можно найти любую информацию.

Нужна ли ребенку свобода выбора?

Решая за ребенка в чем идти в садик, или во что поиграть или того хуже с кем дружить, родители лишают ребенка возможности высказать свою точку зрения или свое мнение. А ведь отстаивать свои интересы в дальнейшей жизни придется. Поэтому только через вопросы ребенку, что он хочет или как он считает, можно сформировать у ребенка отношение к себе как участнику, а не к слушателю.

Ребенок сомневается в успехе. Как быть?

Поверить в то, что ребенок справиться, значит вселить в ребенка веру в самого себя. Поэтому, чем бы ребенок не занимался,всегда поддерживаем его словами: «У тебя все получиться», «Ты справишься».

Терпение, только терпение.

Не стоит раздражаться и тем более восклицать: «Как ты будешь учиться в школе, тебя будут наказывать за твою невнимательность», если ребенок затрудняется при выполнении какого-либо задания. Нервничаете вы – ребенок замыкается. Вы проявляете терпение – ребенок старается.

Согласитесь, несложно выполнить эти рекомендации.

Именно ваш пример и желание познавать неизвестное будут способствовать формированию внутренней потребности у ребенка к обучению в школе. А собственное желание учиться у ребенка, выступает как залог успешности в обучении.

Источник