Фрагмент развития у ребенка интереса к школе
«Формируем интерес ребёнка к школе»
Ведущая роль в формировании представлений детей о школе принадлежит игре. Именно она направляет любознательность дошкольника на постижение окружающей действительности, порождает желание реально включиться в сложный мир взрослых. В процессе игры ребёнок знакомится с различными профессиями, при этом сталкивается с тем, что ещё практически ничего не знает и не умеет. И его всему научат в школе.
Приоритет в вопросе образования ребёнка на этапе его подготовки к школе, как и всего периода дошкольного детства, должен принадлежать общему развитию ребёнка. Именно оно обеспечивает дальнейшую успешность обучения в школе. Это означает, что педагоги ДОУ и родители, чьи дети идут в школу, должны заботиться прежде всего о том, чтобы у дошкольников были сформированы те общие способности и те качества личности, которые необходимы для осуществления принципиально новой для него деятельности – учебной.
Что же такое «готовность к обучению в школе»? Обычно, когда говорят о готовности к школьному обучению, имеют в виду такой уровень физического, психического и социального развития ребёнка, который необходим для успешного усвоения школьной программы без ущерба для его здоровья. Следовательно, понятие «готовность к обучению в школе» включает: физиологическую готовность к школьному обучению, психологическую готовность и социальную или личностную готовность к школе.
Все три составляющие школьной готовности тесно взаимосвязаны, недостатки в формировании любой из её сторон так или иначе сказываются на успешности обучения в школе. Развитие основных функциональных систем организма ребёнка и состояние его здоровья (физиологическая готовность) составляют фундамент школьной готовности.
Что же включает психологическая готовность ребёнка к школе? Психологическая готовность ребёнка к школьному обучению – это готовность к усвоению определённой части культуры, включённой в содержание образования, в форме учебной деятельности – представляет собой сложное образование, которое охватывает все стороны детской психики и включает: личностно-мотивационную и волевую сферы, элементарные системы обобщённых знаний и представлений, некоторые учебные навыки, способности.
Базовыми качествами в структуре психологической готовности к школе к началу обучения в первом классе являются следующие качества:
— мотивы учения;
— зрительный анализ (образное мышление);
— уровень обобщений (предпосылки логического мышления);
— способность принимать учебную задачу;
— вводные навыки (некоторые элементарные речевые, математические и учебные знания и умения);
— графический навык;
— произвольность регуляции деятельности;
— обучаемость (восприимчивость к обучающей помощи).
Итак, к шести годам у большинства детей появляется желание стать школьниками.
Формирование мотивов, побуждающих к учению, — одна из линий подготовки детей к обучению в школе. Имеется в виду воспитание действительной и глубокой мотивации, которая должна стать побудительной причиной их стремления к приобретению знаний. Это и отношение к обучению как к необходимому и важному делу, их интерес к учебным занятиям.
Наиболее адекватными для учебной деятельности являются мотивы, которые формируются в ходе осуществления самой учебной деятельности.
Несформированность внутренней позиции школьника является одной из причин школьной дезадаптации на этапе младшего школьного возраста.
Мотивационная готовность к школьному обучению складывается из:
— положительных представлений о школе;
— желания учиться в школе;
— сформированной позиции школьника.
Для формирования мотивационной готовности к школе необходимо:
1.Поддерживатьинтерес ко всему новому, отвечать на вопросы ребёнка, давать новые сведения о знакомых предметах.
2.Организовывать экскурсии в школу, знакомить с основными атрибутами школьной жизни.
3.Практиковать приходы детей-школьников в детские сады.
4.Использовать загадки на школьную тему.
5.Подбирать развивающие игры типа «Собери портфель в школу», «Разложи по порядку», «Что лишнее?».
Интеллектуальная готовность не сводится к имеющемуся у ребёнка словарному запасу, специальным умениям и навыкам. Существующие развивающие программы, их усвоение потребуют от него умения сравнивать, анализировать, обобщать, делать самостоятельные выводы.
Важнейшими показателями уровня подготовки ребёнка к школе являются хорошо развитые речь, восприятие, воображение, наглядно-образное мышление: умение элементарно рассуждать, выделять существенные признаки предметов и явлений, доступные пониманию ребёнка, сравнивать предметы, находить различия и сходства, выделять целое и его часть, группировать предметы по определённым признакам, делать простейшие выводы и обобщения.
Личностная готовность выражается в отношении ребёнка к школе, учебной деятельности, к учителям, самому себе. Если ребёнок не готов к социальной позиции школьника, то даже при наличии необходимого запаса умений и навыков, высокого уровня интеллектуального развития ему будет трудно в школе. Такие первоклассники ведут себя по-детски, учатся неровно. Их успехи налицо, если занятия вызывают у них непосредственный интерес. Но если интереса нет и дети должны выполнять задания из чувства ответственности, то такой первоклассник делает всё небрежно, наспех, ему трудно достичь нужного результата.
К шести годам происходит оформление основных элементов волевого действия: ребёнок способен поставить цель, принять решение, наметить план действия, исполнить его, проявить определённые усилия в случае преодоления препятствия, оценить результат своего действия. Важными являются умение подчинять своё поведение новым нормам и правилам, ориентироваться на указания учителя, обращённые к классу в целом, способность и желание внимательно слушать и точно выполнять эти указания.
В данной статье обозначены основные компоненты школьной зрелости, даны ориентиры дошкольной подготовки ребенка. Но самое главное зависит от родителей.
Дорогие родители! Постарайтесь уделять ребёнку как можно больше внимания. Ведь если с самого начала дать проблеме развиться и засесть глубоко внутри маленького человечка, ешё не окрепшего физически и морально, то впоследствии решить её будет гораздо сложнее. Не оставляйте ребёнка наедине с его страхами и попытайтесь совместными усилиями сделать его учёбу в школе приятной и плодотворной.
В завершении представляю практические советы и рекомендации по подготовке ребёнка к школе.
«Советы родителям будущих первоклассников»:
— как ни казалось бы Вам странным, но подготовку надо начинать задолго до рождения ребёнка, стараясь, чтобы беременность у мамы протекала без особых осложнений;
— после рождения ребёнка пытаться довести удельный вес всех неблагоприятных факторов анамнеза, имеющихся после родов, до минимальных величин;
— нужно заботиться о том, чтобы ребёнок благоприятно адаптировался к условиям дошкольных учреждений;
— знать возрастные нормы и особенности Вашего ребёнка и , предъявляя ему требования ,лишь исходить из них;
— ни в коем случае не отвергать ребёнка, не ругать его, не занижать его самооценку;
— создать благоприятный климат для него в семье;
— любит, как и прежде, может быть, немного больше, и дать ему об этом знать;
— заранее поинтересоваться о компонентах школьной зрелости ребёнка и своевременно их развивать;
— следит за умственным развитием ребёнка;
— создать условия, чтобы развивался интеллект, чтобы не было задержки;
— читать ребёнку сказки и стихи, учить с ним песни, вместе слушать музыку, смотреть и обсуждать детское кино, мультфильмы;
— водить в музеи, театры, цирк и зоопарк;
— дарить игрушки, необходимые для возраста;
— приветствовать сюжетно-ролевые игры и режиссёрскую игру;
— поощрять общение со сверстниками;
— воспитывать мир чувств;
— учить ребёнка управлять эмоциями, быть эмоционально независимым от Вас, пытаться уменьшать его тревожность;
— следить за состоянием здоровья, и особенно перед школой обратить внимание на состояние нервной системы ребёнка, и если необходимо, заняться реабилитацией всех выявленных отклонений;
— если ребёнок зрел, то, даже несмотря на это, психологически готовить его к школе, ко всем трудностям, которые там ждут;
— если ребёнок недостаточно зрел к школе, нужно выбрать только то образовательное учреждение, которое порекомендуют на психолого-медико- -педагогической комиссии;
— выбирая школу для гиперактивного или медлительного ребёнка, нужно прежде всего выбирать учителя, который должен быть более спокойным и уравновешенным;
— поддерживайте ребёнка в его стремлении стать школьником;
— обсудите с ребёнком правила и нормы, с которыми он встретится в школе;
— ваш ребёнок пришёл в школу, чтобы учиться, и не исключено, что у него может что-то не сразу получится, ребёнок имеет право на ошибку;
— поддерживайте ребёнка в его желании добиться успеха. Помните, что похвала – это самая важная эмоциональная поддержка: «Молодец!», «Ты хорошо справился!»
Использованная литература при составлении статьи:
1.Бардин А.В. Подготовка ребёнка к школе.- М., 1983.
2.Нижегородцева Н.В., Шадриков В.Д. «Психолого-педагогическая готовность ребёнка к школе». М., Владос., 2001.
3.Методическая газета для педагогов-психологов «Школьный психолог», № 15, 2010.
Данную статью подготовила педагог-психолог Сердюкова Е.А.
Источник
«Формируем интерес ребёнка к школе»
Ведущая роль в формировании представлений детей о школе принадлежит игре. Именно она направляет любознательность дошкольника на постижение окружающей действительности, порождает желание реально включиться в сложный мир взрослых. В процессе игры ребёнок знакомится с различными профессиями, при этом сталкивается с тем, что ещё практически ничего не знает и не умеет. И его всему научат в школе.
Приоритет в вопросе образования ребёнка на этапе его подготовки к школе, как и всего периода дошкольного детства, должен принадлежать общему развитию ребёнка. Именно оно обеспечивает дальнейшую успешность обучения в школе. Это означает, что педагоги ДОУ и родители, чьи дети идут в школу, должны заботиться прежде всего о том, чтобы у дошкольников были сформированы те общие способности и те качества личности, которые необходимы для осуществления принципиально новой для него деятельности – учебной.
Что же такое «готовность к обучению в школе»? Обычно, когда говорят о готовности к школьному обучению, имеют в виду такой уровень физического, психического и социального развития ребёнка, который необходим для успешного усвоения школьной программы без ущерба для его здоровья. Следовательно, понятие «готовность к обучению в школе» включает: физиологическую готовность к школьному обучению, психологическую готовность и социальную или личностную готовность к школе.
Все три составляющие школьной готовности тесно взаимосвязаны, недостатки в формировании любой из её сторон так или иначе сказываются на успешности обучения в школе. Развитие основных функциональных систем организма ребёнка и состояние его здоровья (физиологическая готовность) составляют фундамент школьной готовности.
Что же включает психологическая готовность ребёнка к школе? Психологическая готовность ребёнка к школьному обучению – это готовность к усвоению определённой части культуры, включённой в содержание образования, в форме учебной деятельности – представляет собой сложное образование, которое охватывает все стороны детской психики и включает: личностно-мотивационную и волевую сферы, элементарные системы обобщённых знаний и представлений, некоторые учебные навыки, способности.
Базовыми качествами в структуре психологической готовности к школе к началу обучения в первом классе являются следующие качества:
— мотивы учения;
— зрительный анализ (образное мышление);
— уровень обобщений (предпосылки логического мышления);
— способность принимать учебную задачу;
— вводные навыки (некоторые элементарные речевые, математические и учебные знания и умения);
— графический навык;
— произвольность регуляции деятельности;
— обучаемость (восприимчивость к обучающей помощи).
Итак, к шести годам у большинства детей появляется желание стать школьниками.
Формирование мотивов, побуждающих к учению, — одна из линий подготовки детей к обучению в школе. Имеется в виду воспитание действительной и глубокой мотивации, которая должна стать побудительной причиной их стремления к приобретению знаний. Это и отношение к обучению как к необходимому и важному делу, их интерес к учебным занятиям.
Наиболее адекватными для учебной деятельности являются мотивы, которые формируются в ходе осуществления самой учебной деятельности.
Несформированность внутренней позиции школьника является одной из причин школьной дезадаптации на этапе младшего школьного возраста.
Мотивационная готовность к школьному обучению складывается из:
— положительных представлений о школе;
— желания учиться в школе;
— сформированной позиции школьника.
Для формирования мотивационной готовности к школе необходимо:
1.Поддерживатьинтерес ко всему новому, отвечать на вопросы ребёнка, давать новые сведения о знакомых предметах.
2.Организовывать экскурсии в школу, знакомить с основными атрибутами школьной жизни.
3.Практиковать приходы детей-школьников в детские сады.
4.Использовать загадки на школьную тему.
5.Подбирать развивающие игры типа «Собери портфель в школу», «Разложи по порядку», «Что лишнее?».
Интеллектуальная готовность не сводится к имеющемуся у ребёнка словарному запасу, специальным умениям и навыкам. Существующие развивающие программы, их усвоение потребуют от него умения сравнивать, анализировать, обобщать, делать самостоятельные выводы.
Важнейшими показателями уровня подготовки ребёнка к школе являются хорошо развитые речь, восприятие, воображение, наглядно-образное мышление: умение элементарно рассуждать, выделять существенные признаки предметов и явлений, доступные пониманию ребёнка, сравнивать предметы, находить различия и сходства, выделять целое и его часть, группировать предметы по определённым признакам, делать простейшие выводы и обобщения.
Личностная готовность выражается в отношении ребёнка к школе, учебной деятельности, к учителям, самому себе. Если ребёнок не готов к социальной позиции школьника, то даже при наличии необходимого запаса умений и навыков, высокого уровня интеллектуального развития ему будет трудно в школе. Такие первоклассники ведут себя по-детски, учатся неровно. Их успехи налицо, если занятия вызывают у них непосредственный интерес. Но если интереса нет и дети должны выполнять задания из чувства ответственности, то такой первоклассник делает всё небрежно, наспех, ему трудно достичь нужного результата.
К шести годам происходит оформление основных элементов волевого действия: ребёнок способен поставить цель, принять решение, наметить план действия, исполнить его, проявить определённые усилия в случае преодоления препятствия, оценить результат своего действия. Важными являются умение подчинять своё поведение новым нормам и правилам, ориентироваться на указания учителя, обращённые к классу в целом, способность и желание внимательно слушать и точно выполнять эти указания.
В данной статье обозначены основные компоненты школьной зрелости, даны ориентиры дошкольной подготовки ребенка. Но самое главное зависит от родителей.
Дорогие родители! Постарайтесь уделять ребёнку как можно больше внимания. Ведь если с самого начала дать проблеме развиться и засесть глубоко внутри маленького человечка, ешё не окрепшего физически и морально, то впоследствии решить её будет гораздо сложнее. Не оставляйте ребёнка наедине с его страхами и попытайтесь совместными усилиями сделать его учёбу в школе приятной и плодотворной.
В завершении представляю практические советы и рекомендации по подготовке ребёнка к школе.
«Советы родителям будущих первоклассников»:
— как ни казалось бы Вам странным, но подготовку надо начинать задолго до рождения ребёнка, стараясь, чтобы беременность у мамы протекала без особых осложнений;
— после рождения ребёнка пытаться довести удельный вес всех неблагоприятных факторов анамнеза, имеющихся после родов, до минимальных величин;
— нужно заботиться о том, чтобы ребёнок благоприятно адаптировался к условиям дошкольных учреждений;
— знать возрастные нормы и особенности Вашего ребёнка и , предъявляя ему требования ,лишь исходить из них;
— ни в коем случае не отвергать ребёнка, не ругать его, не занижать его самооценку;
— создать благоприятный климат для него в семье;
— любит, как и прежде, может быть, немного больше, и дать ему об этом знать;
— заранее поинтересоваться о компонентах школьной зрелости ребёнка и своевременно их развивать;
— следит за умственным развитием ребёнка;
— создать условия, чтобы развивался интеллект, чтобы не было задержки;
— читать ребёнку сказки и стихи, учить с ним песни, вместе слушать музыку, смотреть и обсуждать детское кино, мультфильмы;
— водить в музеи, театры, цирк и зоопарк;
— дарить игрушки, необходимые для возраста;
— приветствовать сюжетно-ролевые игры и режиссёрскую игру;
— поощрять общение со сверстниками;
— воспитывать мир чувств;
— учить ребёнка управлять эмоциями, быть эмоционально независимым от Вас, пытаться уменьшать его тревожность;
— следить за состоянием здоровья, и особенно перед школой обратить внимание на состояние нервной системы ребёнка, и если необходимо, заняться реабилитацией всех выявленных отклонений;
— если ребёнок зрел, то, даже несмотря на это, психологически готовить его к школе, ко всем трудностям, которые там ждут;
— если ребёнок недостаточно зрел к школе, нужно выбрать только то образовательное учреждение, которое порекомендуют на психолого-медико- -педагогической комиссии;
— выбирая школу для гиперактивного или медлительного ребёнка, нужно прежде всего выбирать учителя, который должен быть более спокойным и уравновешенным;
— поддерживайте ребёнка в его стремлении стать школьником;
— обсудите с ребёнком правила и нормы, с которыми он встретится в школе;
— ваш ребёнок пришёл в школу, чтобы учиться, и не исключено, что у него может что-то не сразу получится, ребёнок имеет право на ошибку;
— поддерживайте ребёнка в его желании добиться успеха. Помните, что похвала – это самая важная эмоциональная поддержка: «Молодец!», «Ты хорошо справился!»
Источник
Наталья Ивашнева
Подготовка ребенка к школе или как вызвать у ребенка интерес к школьному обучению
«Подготовка ребенка к школе или как вызвать у ребенка интерес к школьному обучению».
Мотивация – или желание, решающий компонент в любой деятельности.
«Почему ребенка дошкольника не надо заставлять играть и почему нужно прикладывать усилия для того, чтобы у ребенка возникло желание и потребность в обучении в школе?»
Ответ очень простой, играть – это просто и интересно.
Когда родители говорят: «Учиться нужно всем» — это не вдохновляет ребенка, он не понимает такого рода мотивации. Или слова «Знания пригодятся тебе в жизни, они расширяю кругозор» – не несут для ребенка никакого смысла. «Когда-нибудь в жизни» – все это очень умозрительно. «Учиться, чтобы получать хорошие отметки» — то есть весь смысл обучения в школе заключается только, в оценке ребенка – тоже сомнительная мотивация для ребенка. Все что, говорит взрослый, является результатом его прошлого опыта из школьной жизни, его желанием, чтобы ребенок учился также, а может и лучше.
«У ребенка детство – пусть наиграется, читать книжки и задачки решать, ребенок будет в школе» – не редкое высказывание родителей. Но каково будет ребенку, который сам выбирал интересные для себя занятия, и вдруг попал на школьную подготовку, а потом и в 1 класс, где требуют от него выполнения каких то правил.
Значит, тяга к обучению в школе должна стать внутренней потребностью самого ребенка.
Мотивация к получению знаний – это то, чем родителям будущих школьников стоит озаботиться заранее.
Несколько рекомендаций для родителей, которые помогут сформировать внутреннюю мотивацию у ребенка.
Родитель для ребенка – главный источник знаний.
Дошкольник любопытен, поэтому не стоит игнорировать его вопросы «Как?», «Почему?» — только через открытия и удивление ребенок познает мир.
Книги, пылящиеся на полках, не интересуют ребенка, а вот книга в руках мамы или папы непременно должны вызвать интерес, почему или зачем читать. Вот здесь важно не отмахнуться от ребенка, а удержать его интерес «Я читаю очень интересную книгу и узнал, что…»
Не стоит ругать ребенка за сломанную игрушку.
Ребенок разбирает игрушки – это еще один способ удовлетворить познавательный интерес ребенка. Сломать – не с целью навредить, а с целью узнать из чего сделан тот или иной предмет, попытаться понять «Почему машинка ускоряется или неваляшка не падает?».
Учиться через игру – это как?
Учиться сидя за письменным столом и с учебником, выполняя задания по образцу, у ребенка будет время. В дошкольном возрасте стоит учить только в игровой форме.
Считать, повторять цвета, узнавать свойства предметов гораздо интереснее на прогулке, научить ориентироваться в пространстве (право, лево, верх, низ) можно во время совместной с папой утренней зарядки.
Как научить ребенка добывать информацию.
Родитель не может знать все и про все. Поэтому затруднительные ответы всегда можно найти через книги, энциклопедии, словари, и на крайний случай в интернете. Дайте ребенку понять что, если очень постараться, то можно найти любую информацию.
Нужна ли ребенку свобода выбора?
Решая за ребенка в чем идти в садик, или во что поиграть или того хуже с кем дружить, родители лишают ребенка возможности высказать свою точку зрения или свое мнение. А ведь отстаивать свои интересы в дальнейшей жизни придется. Поэтому только через вопросы ребенку, что он хочет или как он считает, можно сформировать у ребенка отношение к себе как участнику, а не к слушателю.
Ребенок сомневается в успехе. Как быть?
Поверить в то, что ребенок справиться, значит вселить в ребенка веру в самого себя. Поэтому, чем бы ребенок не занимался,всегда поддерживаем его словами: «У тебя все получиться», «Ты справишься».
Терпение, только терпение.
Не стоит раздражаться и тем более восклицать: «Как ты будешь учиться в школе, тебя будут наказывать за твою невнимательность», если ребенок затрудняется при выполнении какого-либо задания. Нервничаете вы – ребенок замыкается. Вы проявляете терпение – ребенок старается.
Согласитесь, несложно выполнить эти рекомендации.
Именно ваш пример и желание познавать неизвестное будут способствовать формированию внутренней потребности у ребенка к обучению в школе. А собственное желание учиться у ребенка, выступает как залог успешности в обучении.
Источник