Формы работы по развитию индивидуальных особенностей ребенка

Матлюба Цацына
Современные подходы к выбору форм и методов работы с детьми дошкольного возраста

Тема: «Современные подходы к выбору форм и методов работы с детьми дошкольного возраста»

2. В Федеральном Государственном образовательном стандарте дошкольного образования одним из психолого – педагогических условий для успешной реализации программы является использование в образовательном процессе форм и методов работы с детьми, соответствующих их психолого–возрастным и индивидуальным особенностям. Однако успех ожидает того, кто ищет новые подходы, новые интересные формы в работе с дошкольниками. А именно:

— применения новых современных форм работы с детьми;

-интегрированной образовательной деятельности;

-проектной деятельности (исследовательские, творческие проекты; ролево-игровые проекты; информационно-практико-ориентированные проекты; творческие проекты в детском саду)

— изготовление макетов;

-проблемная ситуация;

-игровые обучающие ситуации;

-эвристические беседы;

— коллекционирование;

-творческой деятельности: изготовление панно, совместных коллажей, работа в мини-мастерской, организация творческих конкурсов, выставок.

В своёй работе с дошкольниками мы используем фронтальные, групповые, индивидуальные формы организованного обучения.

Основной формой организации совместной деятельности педагога и детей является непосредственно образовательная деятельность (НОД). При проведении НОД как основного вида деятельности детей дошкольного возраста мы включаем в процесс обучения эффективные формы работы с детьми: ИКТ, проектную деятельность, игровую, проблемно-обучающую ситуацию в рамках интеграции образовательных областей.

Выбор форм и методов работы, используемых на НОД и в режимных моментах воспитатель выбирает сам.

3. Методы работы с дошкольниками.

Метод -это способ совместной деятельности педагога и воспитанника в процессе обучения, с помощью которых достигается выполнение намеченных задач. При организации НОД и в режимных моментах использую традиционные методы и приемы (практические, наглядные, словесные, игровые, перцептивные -чувственное воспитание) и современные методы и приемы: методы формирования интереса к учению, долга и ответственности (авт. Бабанский, методы повышения познавательной активности (проф. Н. Н. Поддьяков, А. Н. Клюева, методы повышения эмоциональной активности (проф. С. А. Смирнов), методы обучения и развития творчества (проф. Н. Н. Поддьяков) .

4. Интеграция.

Учитывая особенности организации работы дошкольниками, воспитатель должен уметь интегрировать содержание образовательных областей в целостный педагогический процесс, охватывающий все виды детской деятельности.

Интеграция-подчинение единой цели воспитания и обучения элементов содержания, методов и форм в рамках образовательной системы.

Цель интеграции- способствовать всесторонннему развитию ребёнка, который познаёт обьект с разных сторон.

На основе открытого НОД «Платочки для Матрёшки» хочу показать интеграцию образовательных областей: Образовательная область “Художественно-эстетическое развитие”, Образовательная область “Познавательное развитие” .

Воспитанники нашей группы познакомились с произведением М. И. Глинки «Жаворонок»,прикоснулись к элементам предметного и социального мира: встретились с Матрёшкой, берёзкой,рекой Волгой, жаворонком.

Совершенствовали навыки выполнения прямого галопа, ходьбы и бега. Подыгрывали себе на музыкальном треугольнике.

Формировали навыки соотнесения предметов (собирали пазлы –платочки)

Старались точно интонировать мелодию попевки, одновременно начинать и заканчивать пение.

В ходе различных видов музыкальной деятельности воспитанники группы проявили интерес и любовь к музыке и природе родного края..

5. Игровая деятельность.

Работу в образовательной деятельности с дошкольниками строю так, чтобы один вид деятельности сменялся другим. Это позволяет сделать работу ребят менее утомительной, насыщенной. Игровые ситуации помогают создать положительную установку на обучение и развитие, что является необходимой предпосылкой успешного усвоения материала. Используя в работе игру, следует учитывать, что в них обязательно должны присутствовать два начала: учебно-познавательное и занимательное. Из широкого спектра методов и приемов работы с детьми в первую очередь использую игровые занятия, которые позволяют в комплексе решать развивающие, воспитывающие и образовательные задачи.

Представляю вашему вниманию игровые ситуации «В гости к бабушке Наталье» и «Путешествие на паровозе»

Цель: формировать элементарные математические представления у детей посредством игровой деятельности.

6. Метод проектов.

Дошкольный возраст – благодатная почва для обучения, воспитания и развития ребенка — этот период в жизни детей характеризуется устойчивым вниманием, наблюдательностью, всплеском познавательного интереса. Именно поэтому наиболее действенным методом в обучении детей является метод проектов. Этот метод развивает интерес к различным областям знаний, формирует навыки коллективной и самостоятельной работы, активность, помогает связать обучение с жизнью. Проектная деятельность позволяет объединить в один коллектив педагога – старшего товарища и наставника, детей, родителей.

Читайте также:  Индивидуальная карта маршрута развития ребенка в детском саду

Метод проектов находит все большее распространение. Почему в своей деятельности используем метод проектов? Причин тому несколько:

1. Необходимость не столько передавать ребенку сумму знаний, сколько научить приобретать их самостоятельно;

2. Актуальность приобретения коммуникативных навыков,

3. Значимость для развития дошкольника умения пользоваться исследовательскими методами, собирать необходимую информацию, уметь анализировать.

7 .Метод проблемных ситуаций.

Метод проблемных ситуаций предполагает обучение, основой которого является получение знаний путем решения практических и теоретических задач. Педагог детского сада, применяющий подобную методику, развивает у своих воспитанников умение самостоятельно ставить цель, искать пути ее достижения, анализировать полученный результат. Проанализируем различные приемы создания проблемной ситуации, с помощью которых дошкольники учатся самостоятельно искать информацию, использовать знания в обычной жизни.

8. ИКТ

Одним из важных условий обновления содержания образования является новое информационно-ресурсное обеспечение образовательного процесса. Сегодня информационные компьютерные технологии можно считать тем новым способом передачи знаний, который соответствует качественно новому содержанию обучения и развития ребенка. Этот способ позволяет ребенку с интересом учиться, находить источники информации, воспитывает самостоятельность и ответственность при получении новых знаний, развивает дисциплину интеллектуальной деятельности.

9 .РЕЖИССЁРСКАЯ ИГРА

Режиссёрская игра дошкольника – это индивидуальная игра, в процессе которой ребёнок создаёт игровые ситуации с игрушками, предметами – заместителями. В этой игре ребёнок может быть сам в роли, а может только регулировать взаимоотношения между игрушками, как режиссёр. В основе сценария игры лежит личный опыт ребёнка.

Значение режиссёрской игры.

• Дети самореализуются;

• У детей активизируются речь, воображение, мышление;

• У детей проявляется самостоятельность, конструктивные способности (планирование деятельности, артистические способности.

10. Разучивание стихотворений с детьми.

Разучивание стихотворений с детьми – совместная со взрослым деятельность, направленная на запоминание художественных литературных произведений.

«Рассказывание» стихов руками- это современная форма взаимодействия с детьми которая вызывает у детей живой интерес, повышает эмоциональный тонус, эффективность запоминания, способствует развитию внимания, координации и мышления.

11. Мнемотехника.

Мнемотехника -это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации.

Мнемотаблицы–разновидность кодирования (с помощью условных знаков, рисунков).

12. Коллекционирование.

Коллекционирование -одна из эффективнейших форм нетрадиционного обучения дошкольников, позволяет углублять познавательные интересы детей. Собирать можно все, что угодно: конфетные фантики, тематические картинки или открытки, камни, звуки, запахи и т. д. Очень увлекает дошкольников коллекционирование фотографий, сделанных самостоятельно и последующее оформление тематических альбомов. При организации подобной работы с дошкольниками обсуждение значения и правил собирательства сопровождается организацией разнообразной детской деятельности на основе использования коллекции. В процессе коллекционирования используются методы и приемы, ориентированные на развитие у детей умений замечать новое, неизвестное, задавать вопросы.

13. Требования ФГОС ДО к условиям реализации программы исходят из того, что эти формы и методы работы с дошкольниками должны обеспечивать полноценное развитие личности детей в сферах социально – коммуникативного, познавательного, речевого, художественно – эстетического и физического развития личности детей на фоне их эмоционального благополучия и положительного отношения к миру, к себе и к другим людям. Надо дать возможность каждому воспитаннику полноценно прожить период дошкольного детства.

Таким образом, в дошкольном возрасте необходимо организовать оптимальные условия для дальнейшего формирования учебной активности, развития творческой, инициативной личности ребенка.

Источник

Таганова Наталья
Консультация «Учет индивидуальных особенностей детей в планировании образовательного процесса»

Читайте также:  Возрастные закономерности психического развития ребенка

ФГОС ДО предполагает ориентиры, по которым можно проектировать индивидуализацию образовательного процесса. В психолого- педагогических условиях ФГОС ДО определены линии индивидуализации, обеспечивающие «уважение взрослых к человеческому достоинству детей, формированию и поддержке их позитивной самоценности, уверенности в собственных возможностях и способностях».

Понимание термина индивидуализация не должно сводится к термину «индивидуальная работа». Данные понятия тесно связаны, но не идентичны. В современных источниках термин «индивидуализация образования» трактуется как создание оптимальных условий для реализации потенциальных возможностей детей; совместная деятельность воспитателя и ребенка на всех этапах образовательного процесса, при котором учитываются индивидуальные особенности детей, уровень их возможностей.

Индивидуализация предполагает не только учет проблем и трудностей ребенка, но и особые достижения и успехи.

Основанием для содержания индивидуализации и реализации индивидуально— дифференцированного подхода могут стать разные аспекты:

Основание для проектирования индивидуально— ориентированного подхода Проявления

Темпы освоения содержания

Группа детей с проблемами развития

Группа детей с опережающим развитием Различия в уровнях усвоения, темпе освоения

Пол ребенка

Мальчики, девочки Различия в темпе работы, предпочтениях

Полушарная асимметрия

Левши, правши, смешанный тип Левши (правополушарные) более интуитивное, целостное восприятие, эмоционально- образное мышление, пространственное мышление

Правши (левополушарные): аналитичное рациональное, знаковое мышление

Тип темперамента

Сангвиники, холерики, флегматики, меланхолики Скоростные характеристики понимания и усвоения материала, особенности эмоционального проявления процессе деятельности, оценке результата и пр.)

Состояние здоровья

Норма

ЧБД

Дети с хроническими заболеваниями Группа здоровья, родовые травмы, заболевания, предрасположенность к заболеваниям

Данные социометрии

Звезды

Предпочитаемые

отверженные Группы детей, особенности самооценки, особенности контактов со сверстниками и взрослыми

Особенности восприятия информации

Аудиалы — восприятие звука

Восприятие звука аудиалом — первично. К этому типу относятся те, кто лучше всего воспринимает информацию на слух. Такие люди плохо запоминают лица, предметы, но очень легко — звуки, голоса людей. Для аудиала достаточно услышать звук, и он надолго запомнит его. Очень часто аудиалы характеризуются яркой, эмоциональной речью, их разговор «живой», в их речи много звуков в виде восклицаний и даже криков, часто встречаются такие слова, как «тихий», «звучать», «громкий», «кричать», «послушай» и т. д. Аудиалы любят слушать музыку, напевать что-нибудь вслух. При разговоре с собеседником они стараются находиться ближе к оппоненту, чтобы лучше услышать интонацию.

Визуалы: восприятие зрения

Для визуала восприятие зрения является первостепенным. Эти люди лучше всего воспринимают информацию, полученную с помощью зрения, т. е. визуально. Их восприятие мира опирается на зрительные образы. Зрительная память у визуалов развита очень хорошо. При разговоре они стараются держать дистанцию с собеседником, чтобы иметь возможность разглядеть его внешний вид, черты лица, одежду. В своих речевых оборотах визуалы очень часто используют слова «взгляни», «яркий», «отчетливо», «видеть», «посмотри», «я вижу». Будучи в помещении, где много людей, визуал старается выбрать такое место, с которого он смог бы видеть как можно больше. Ему очень важно, как выглядит он сам и окружающие его люди.

Кинестетики — основное получение информации происходит через ощущения. Для них важны прикосновения, телесные ощущения, движения. Мышечная память у кинестетиков очень хорошо развита. Это помогает им запоминать разные двигательные действия, что необходимо, например, при обучении плаванию, катанию на велосипеде. При общении кинестетик подходит ближе, для того чтобы у него была возможность прикоснуться к собеседнику. Кинестетику важно иметь вокруг себя много свободного пространства Особенности сенсорного канала информации, предпочтение в тематике, более легкое освоение содержания при использовании комплементарного (взаимодополняющего) канала его получения

Интересы, склонности детей

Хобби, увлечения познавательного, эстетического, игрового характера Группы детей по интересам

Так же стандарт предполагает «предоставление возможностей выбора материалов, видов активности и общения». С целью оптимизации социальных контактов ребенка со взрослыми и сверстниками целесообразно использовать ситуации позитивного общения, формирование и развитие групповых традиций (пр.: застенчивому ребенку предлагается ведущая роль в игре или спектакле; традиция групповых выставок, на которые ребенок сам выбирает поделки; в старшем дошкольном возрасте составление визиток- плакатов о себе; игры по типу «Минута славы» и пр.)

Читайте также:  Художественно ручной труд как средство развития личности ребенка

С целью преодоления ребенком трудностей в освоении образовательного содержания важно использовать ситуации практикования: увеличенное число или разная степень сложности игр, заданий, поручений.

С целью поддержки детских интересов, способностей и творчества создаются условия для культурных практик в разных видах деятельности (коллекционирование, рукоделье и пр.) в разных центрах социальной активности.

Методическая линия в планировании отражает формы включения индивидуальной и дифференцированной работы в календарном планировании.

Для эффективности работы в ряде случаев возможно построение индивидуальной образовательной траектории (ИОТ, которая предусматривает наличие индивидуального образовательного маршрута (содержательный компонент, а также разработанный способ его реализации (технологии реализации образовательного процесса).

Индивидуальный образовательный маршрут определяется как целенаправленно проектируемая дифференцированная образовательная программа и основывается на образовательных потребностях воспитанника.

ИОТ разрабатываются для детей с особыми образовательными потребностями:

-испытывающих затруднения в освоении содержания основной образовательной программы

— с ОВЗ, инвалидов

-проявляющих склонность к определенному виду деятельности

-проживающих в особой социальной ситуации (семьи эмигрантов, проблемные семьи, принадлежащих к разным религиозным обществам)

Однако, если планирование индивидуальной работы является обязательным, то формирование ИОТ является рекомендованной. Ее форма может быть разной в зависимости от решаемых задач.

Алгоритм разработки ИОТ:

1. Коллегиальное определение детей с особыми образовательными потребностями (на основании данных мониторинга).

2. В ходе обсуждения мониторинга определяются проблемные области в развитии ребенка, определяются области успеха на которые можно опереться в дальнейшей работе. Результаты заносятся в «Индивидуальную карту развития ребенка», которая состоит из разделов:

-диагностический паспорт

индивидуального образовательного маршрута

В разработке и реализации ИОТ обязательное участие принимают родители. Они сообщают педагогам динамику развития ребенка.

«Диагностический паспорт»

Проблемные зоны развития Достижения и успехи Данные для дополнительного диагностического уточнения Итоговые данные

Выводы: направления и задачи педагогического взаимодействия с ребенком

«Индивидуальный образовательный маршрут»

Задачи Содержание работы специалиста Условия сопровождения ребенка в деятельности Коррекция ИОТ, итоги реализации

Могут быть организованы по ОО, проблемам развития Система форм организации взаимодействия с ребенком (конкретные игры, упражнения с дальнейшим усложнением) Наиболее эффективные и результативные методы и приемы взаимодействия с конкретным ребенком Фиксируется успешность реализации поставленных задач, вносится необходимая коррекция.

Методические рекомендации, на которые необходимо опираться реализуя принцип индивидуализации и дифференциации при планировании образовательного процесса:

-признание и уважение права ребенка быть уникальным (единственным, не таким как все)

-гармоничное включения каждого ребенка по мере его опыта, способностей, интересов в общее дело

-проектирование индивидуализации на различных уровнях, с ориентировкой не только на трудности ребенка, но и на его достижения

учет разных оснований для проектирования индивидуально— дифференцированного подхода

учет своеобразия индивидуальных проявлений детей

-гибкость и постоянство в процессе осуществления индивидуализации

-единство взглядов на проблему

Литература:

1. «Планирование образовательного процесса дошкольной организации: современные подходы и технология» А. М. Вербенец, О. Н. Сомкова, О. В. Солнцева

2. Голубева Э. А. Способности. Личность. Индивидуальность. — Дубна, 2005.

3. Крутецкий В. А. Психология обучения и воспитания школьников. М., 1976.

4. Макаров С. П. Технология индивидуального обучения // Педагогический вестник. № 4, с. 18-19, 1994. Мир детства: Младший школьник. М., 1981

5. Сиротюк А. Л. Обучение детей с учетом психофизиологии. М., 2001.

6. Чиркова Т. Учет индивидуально – психологических особенностей детей. М., 1986.

Источник