Формы работ по развитию у ребенка связной речи

Нэлли Саванина
Инновационные формы работы по развитию связной речи у детей дошкольного возраста
В настоящее время проблема развития речи становится особенно актуальной и значимой. К сожалению практика показывает, что большинство поступающих в школу детей не владеют навыками связной речи в достаточном объеме. На сегодняшний день ребенок-дошкольник, обладающий хорошей речью — явление очень редкое. В речи детей существует множество проблем:
• односложная, состоящая лишь из простых предложений речь;
• бедность речи, недостаточный словарный запас;
• бедная диалогическая речь, неспособность грамотно и доступно сформулировать вопросы, построить краткий и развернутый ответ;
• неспособность построить монолог: например, описательный рассказ на предложенную тему, пересказ текста своими словами;
• отсутствие умения обосновать свои утверждения;
• отсутствие навыков культурной речи: неумение использовать интонации, регулировать громкость голоса и темп речи;
• плохая дикция;
Дошкольный возраст — это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становление и развитие всех сторон речи: фонетической, лексической, грамматической. К. Д. Ушинский сказал: «Усваивая родной язык, ребенок усваивает не только одни слова, их сложения и видоизменения, но и бесконечное множество понятий, воззрения на предметы, множество мыслей, чувств, художественных образов, логику и философию языка, — и усваивает легко и скоро, в два, три года, столько, что и половины не может усвоить в двадцать лет прилежного и методического учения. Таков этот народный и великий педагог — родное слово!»
Главной задачей развития связной речи ребенка является совершенствование монологической речи. Эта задача решается через различные виды речевой деятельности: пересказ литературных произведений, составление описательных рассказов о предметах, объектах, явлениях природы; создание разных видов творческих рассказов; заучивание стихотворений; составление рассказов по картине.
Все названные виды речевой деятельности актуальны при работе над развитием связной речи детей. Но, чтобы достигнуть более высоких результатов, решили использовать современные инновационные технологии в воспитательно-образовательном процессе: развитие связной речи детей методом моделирования (мнемотехника, развитие речи детей через ТРИЗ-технологию.
Мнемотехника (в переводе с греческого — «искусство запоминания») — это система различных приемов, облегчающих запоминание и увеличивающих объем памяти путем образования дополнительных ассоциаций. То, что прочно ассоциируется, — запоминается, а то, что не образует прочных ассоциативных связей. — забывается. К. Д. Ушинский писал: «Учите ребенка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам — он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит на лету».
Задачами использования мнемотехнических средств обучения является:
способствовать развитию умения с помощью графической аналогии, а так же с помощью заместителей понимать и рассказывать знакомые сказки, стихи;
создавать условия для умственной активности, умения сравнивать, выделять существенные признаки;
способствовать развитию у детей психических процессов: памяти, внимания, мышления;
Как любая методика, работа по мнемотехнике строится от простого к сложному. Сначала в работе используются простейшие мнемоквадраты, мнемодорожки, а затем постепенно вводятся мнемотаблицы.
Мнемотаблица — это графическое или частично графическое изображение персонажей сказки, явлений природы, некоторых действий и т. д. Опорным в таблице является изображение главных героев сказки, а так же те предметы, действия и явления, которые «завязаны » вокруг них.
Мнемотаблицы -схемы служат дидактическим материалом в нашей работе по развитию связной речи детей. Мы используем их для:
• обогащения словарного запаса;
• при обучении составлению рассказов;
• при пересказах художественной литературы;
• при отгадывании и загадывании загадок;
• при заучивании стихов;
Заучивание — утомительный процесс для ребенка, чтобы облегчить запоминание используем в работе и такой прием: расскажи стихи руками. Интересным приемом мнемотехники является пиктограмма — рисунчатое письмо. Рисуется оно взрослым одновременно с рассказыванием сказки, стихотворения. Вначале обговариваем каждую строчку стихотворения, дети предлагают нужный символ для обозначения героя или действия. Затем проговариваем текст с опорой на рисунки, далее дети читают стихотворение хором, по одному, по желанию. Таблица-рисунок остается в группе на видном месте в течение нескольких дней.
При обучении составлению рассказов-описаний на занятиях используем сенсорно-графические схемы В. К. Воробьевой, которые позволяют получить информацию о признаках предметов.
Дошкольное детство — это возраст, когда появляется способность к творческому решению проблем, возникающих в той или иной ситуации жизни ребенка (креативность). Умелое использование приемов и методов ТРИЗ (теории решения изобретательных задач) успешно помогает развивать у дошкольников изобретательную смекалку, творческое воображение, связную речь.
ТРИЗ для дошкольников — это система коллективных игр, занятий, призванная не изменять основную программу, а максимально увеличивать ее эффективность. Для решения тризовских задач можно выделить следующие этапы работы:
1. Научить ребенка находить и различать противоречия, которые окружают его повсюду. Что общего между птицей и бабочкой? Что общего между автобусом и пятиэтажным домом?
2. Учить детей фантазировать, изобретать. Например, придумай новый дом красивый и необычный.
3. Программа ТРИЗ позволяет детям интересно и необычно работать со сказкой, то есть привычные объекты начинают обладать необычными свойствами:
— Что стало с репкой, когда ее вытянули?
— Разбилось золотое яичко, а из него выскочило…
— Испекла баба колобок, оставила на окошке… Покатился он… а на дворе зима.
— Посадил дед не репку, а тыкву…
На занятиях по ознакомлению с художественной литературой дети сочиняют сказки с помощью схем. Эту работу необходимо начинать со знакомых сказок, пословиц, поговорок. Затем нужно давать возможность придумывать сказки самим детям и схематично выкладывать их, например, с помощью счетных палочек или геометрических фигур.
Таким образом, инновационные формы работы в детском саду не отрицают традиционные, а лишь совершенствуют их, дополняют. Когда используешь в своей работе что-то новое, интересное — увлекаешься сам, а соответственно и увлекаешь детей, а когда данная деятельность приносит результат — это интересно и увлекательно вдвойне.
Источник
Грифенштейн Светлана
Развитие связной речи через творческие формы работы с детьми
Проблема развития связной речи обусловлена тем, что в деятельности людей нет такой области, где не употреблялась бы речь, она нужна везде, и особенно, на этапе обучения. От качества речи зависит успешность обучения. При помощи речи, общения ребёнок легко и незаметно для себя входит в окружающий его мир, узнаёт много нового, интересного, может выразить свои мысли, желания, требования. Речь — это деятельность, в процессе которой люди общаются друг с другом посредством родного языка. Развитие связной речи – высшей формы мыслительной деятельности – определяет уровень речевого и умственного развития ребёнка (Л. С. Выготский, А. А. Леонтьев, С. Л. Рубенштейн, Ф. А. Сохин и др.). Именно в связной речи реализуется основная, коммуникативная, функция речи.
Но, к сожалению, в настоящее время у детей всё чаще наблюдаются речевые нарушения, которые резко ограничивают их общение с окружающими людьми. Образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольников — явление очень редкое.
У детей нашей группы, самым сложным моментом при обучении связной речи является составление описательного рассказа. Основу описательного рассказа о явлениях природы, о животных, растениях составляют конкретные представления.
Для решения проблем, большое значение в развитии связной речи мы отводим играм. Посредством театрализованной деятельности в нашей старшей группе «Непоседы», мы решаем ряд речевых задач: расширяется словарь признаков, согласование слов с движениями и действиями, отрабатывается высота, сила, громкость, интонационная выразительность речи. Дети во время инсценирования активно упражняются в диалогическом взаимодействии. Большую роль отводим таким средствам как мимика, жесты, движения. Много внимания уделяем артикуляции звуков (артикуляционная гимнастика, знанию зрительных образов звуков (букв) и умению соотносить звук с буквой, выработке гибкости и точности движения руки (пальчиковые игры и упражнения, глазомера, чувства ритма. К. Д. Ушинский писал: «Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам — он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит на лету».
Взяв в основу мнение великих педагогов, увидев эффективность наглядного материала, пользуясь готовыми схемами педагогов, но изменяя и совершенствуя их по-своему, использую в работе по обучению детей связной речи приёмы мнемотехники – моделирование, мнемотаблицы, пиктограммы. Пиктограмма знакомит ребёнка со словом, его значением, развивает речевую память, способствует быстрому обучения связной речи. Пиктограммы – символы, которые состоят из элементов доступных ребёнку и рука ребёнка сможет легко их изобразить.
Развиваем связную речь детей, через дидактические упражнения и развивающие игры:
а. Согласование существительного и числительного.
б. Согласование в роде, числе и падеже.
в. Образование родственных слов.
г. Образование глаголов.
С помощью словесных игр у детей воспитываем желание заниматься умственным трудом, что является важным в подготовке дошкольника к школьному обучению. Словесные игры развивают внимание, сообразительность; формируют логическое мышление, умение делать правильные умозаключения. Из словесных игр, очень интересными для развития речи являются игры- предположения: «Что было бы. ?», «Что бы я сделал?», «Кем бы хотел быть и почему?».
Мы считаем, что у воспитанников наметилась положительная динамика развития связной речи. Большинство детей стали лучше осознавать структуру, т. е. композиционное строение связного высказывания (начало, середина, конец, легче воспринимать и перерабатывать зрительную информацию, сохранять ее в памяти и воспроизводить, правильно связывать сюжет, выстраивать между собой части сюжета и передавать последовательно.
Источник
СЛАЙД 1 СЛАЙД 2
Значение связной речи в жизни дошкольника очень велико. Во-первых, качество речи определяет готовность ребенка к школьному обучению. Во-вторых, от уровня развития связной речи зависит успеваемость будущего ученика: его ответы у доски, написание изложений, сочинений и т.д. И наконец-то, без умения четко формулировать свои мысли, образно и логично рассуждать невозможно полноценное общение, саморазвитие личности. Связной речи отводится одно из ведущих мест в развитии ребенка. Владение разнообразными навыками связной речи позволяет ребенку осуществлять полноценное общение со сверстниками и взрослыми, дает возможность поделиться с ними накопленными впечатлениями, а также получить необходимую информацию.
Поэтому работе по развитию связной речи в детских садах следует уделять большое внимание. Каждый ребенок должен получить умение содержательно, грамматически правильно, связно и последовательно излагать свои мысли. В тоже время речь детей должна быть живой, непосредственной, выразительной.
Умение связно говорить развивается лишь при целенаправленном руководстве педагога и путем систематического обучения на занятиях. Об этом говорили в своих исследованиях посвященных развитию связной речи Е. И. Тихеева, А. П. Усова, А. М. Леушина, Л. А. Пеньевская Э. П. Короткова, О. С. Ушакова и др.
Под связной речью понимается развернутое изложение определенного содержания, которое осуществляется логично, последовательно и точно, грамматически правильно и образно.
СЛАЙД 3
Связную речь подразделяют на две группы: диалогическую и монологическую.
Одним из условий развития диалогической речи является организация речевой среды, взаимодействия взрослых между собой, взрослых и детей, детей друг с другом.
СЛАЙД 4
Диалог – это явление социальной жизни человека. Поэтому для поддержания и развития диалога необходимо владеть следующими умениями: слушать собеседника и понимать его, формулировать и задавать вопросы, строить ответ в соответствии с услышанным. Для формирования данных умений необходимо создавать в жизни детей определенные условия, требующие от них активного использования диалогов. Чтобы работать над диалогической речью, нужно знать, какими методами нужно воспользоваться
К методам развития диалогической речи относятся
- Неподготовленная беседа (разговор воспитателя с детьми во время умывания, при сборах на прогулку, во время игры или труда); Это наиболее распространенная, общедоступная и универсальная форма речевого общения воспитателя с детьми в повседневной жизни.
- Прием театрализации . Это игра-драматизация, театрализованное представление и сюжетно-ролевые игры, как «в семью», «в детский сад», «в больницу», позднее — «в школу».
- Подготовленная беседа (перед занятием детей ставят в такую ситуацию, когда их внимание оказывается привлеченным к тем явлениям из окружающего мира, которые будут темой предстоящей беседы);
слайд 5
Другой вид: монологическая речь — она выполняет коммуникативную цель – сообщает о каких-то фактах. Её особенностями являются: односторонний непрерывный характер высказывания, развёрнутость, логическая последовательность. Различают три вида монологической речи: описание, повествование, рассуждение.
СЛАЙД 6 Описание – достаточно развёрнутая характеристика предмета или явления.
Повествование – сообщение о каком-то событии, содержащем динамику или о ряде последовательных событий.
Рассуждение – высказывание, отражающее причинно-следственную связь каких-либо фактов, явлений или выражение отношения говорящего к чему-либо.
Существенной характеристикой любого вида высказывания является связность, последовательность и логико-смысловая организация сообщения в соответствии с темой и коммуникативной задачей.
Для формирования связной речи у дошкольников нужно выделить недостатки её развития, с которыми нам необходимо организовать работу.
СЛАЙД 7 К ним относятся:
- Короткие связные высказывания;
- Аграмматизмы (нарушена связь слов в предложении)
- непоследовательность передачи содержания знакомого текста;
- речь состоят из отдельных фрагментов, логически не связанных между собой;
- уровень информативности высказывания очень низкий.
- детей активно делятся своими впечатлениями от пережитых событий, но с неохотой берутся за составление рассказов по заданной теме.
В основном, это происходит не оттого, что знания ребенка по данному вопросу недостаточны, и потому ребенок не может оформить связные речевые высказывания
Полноценное овладение детьми навыками монологической речи возможно только в условиях целенаправленного обучения, при наличии определённого уровня сформированности словарного запаса и грамматического строя речи.
Поэтому работа для решения задач по формированию связной речи ребёнка должна быть направлена в первую очередь на работу по формированию лексических и грамматических навыков.
СЛАЙД 8
В своей работе я использую мнемотехнику или моделирование . Это такая система методов и приемов, обеспечивающих успешное освоение детьми знаний об особенностях объектов природы, об окружающем мире, эффективное запоминание структуры рассказа, сохранение и воспроизведение информации.
Моделирование служит средством планирования высказывания.
Прием мнемотехники используется для обогащения словарного запаса, при пересказе художественной литературы, при составлении описательного рассказа, при составлении рассказа по картине, при отгадывании загадок, при заучивании стихотворений. Мнемотехнику в дошкольной педагогике называют по-разному: сенсорно-графическими моделями, предметно-схематическими моделями, блоками-квадратами, схемой составления рассказа. И, как любая работа, мнемотехника строится от простого к сложному.
Предлагаю вашему вниманию последовательную работу, которая приведет к формированию навыков связной речи с применением моделирования.
Работа над предложением
- Составление предложений с целью обогащения словаря глаголов : Субъект – действие (Мальчик бежит). (слайд 9)
- Составление предложений с последующим распространением
(слайд 10)
(Мальчик пишет. Мальчик пишет письмо. Мальчик пишет письмо бабушке).
- Составление предложений с предлогом.
- Составление сложносочиненных предложений с союзами «а»и «и». Игра «Найди отличия» Сравнение двух предметов
- Работа над деформированным предложением. Восстановление логических связей :
Заяц спит в норе. Лиса лакомится ягодами. Медведь скачет с ветки на ветку
- Составление предложения с заданным словом по схеме.
Активизация словаря прилагательных.
Составленные таблицы отражают основные свойства объектов (цвет, форма, величина, материал)
Работа над словосочетанием, где решаются такие важные грамматические задачи:
- как правильное согласование прилагательных с существительными
- числительных с существительными в роде, числе, падеже (пять красных роз, две красные розы, одна красная роза);
Составление предложений с многозначными словами.
Составление описательного рассказа.
Проделав такую работу можно переходить с составлению рассказа, пересказа по нагдядным и демонстрационным действиям
.
Составление рассказов и пересказов:
СЛАЙД 22 Рассказывание по серии сюжетных картинок
Прежде, чем дать детям задание составить рассказ по серии картин, необходима подготовительная работа: рассмотреть внимательно все картинки серии, отметить, что главное на каждой из них, определить сюжетную линию и составить рассказ.
СЛАЙД 23 Составление рассказов по картине
- Рассказ по сюжетной картине с изображением нескольких групп действующих лиц или нескольких сценок в пределах общего, хорошо знакомого сюжета («Семья», «Зимние забавы»). Такие картинки дают возможность составления коротких рассказов, первоначально по отдельным фрагментам, что облегчает детям последующее составление связногорассказа – по всей картине.
- Рассказ по отдельной сюжетной картине с элементами творчества: придумывание предшествующих или последующих событий.
(«На горке» ,«Спасём мяч», «Шар улетел»).
Обучение творческому рассказыванию играет важную роль в развитии словесно-логического мышления, способствует активизации знаний и представлений об окружающем мире. Этот рассказа максимально приближает ребёнка к тому уровню монологической речи, который потребуется ему для перехода к новой ведущей (учебной) деятельности.
Обучение составлению творческого рассказа осуществляется при условии сформированности у детей определённых навыков связных развёрнутых высказываний
Обучение пересказу
Значительное место отводится формированию навыков пересказа художественных произведений. Важен выбор произведений для пересказа. Предпочтение отдаётся текстам с такими композиционно-сюжетными особенностями, как наличие однотипных эпизодов, или повторяющихся сюжетных моментов, ясной логической последовательности событий («Репка», «Колобок», «Мужик и медведь» Обязательно учитывается объём текста, доступность лексического и грамматического материала.
Пересказ может осуществляться как с опорой на иллюстративный материал, так с использованием картинно-графического плана;
При пересказе по опорным схемам используются модели, которые создаются в соответствии с текстом.
Использование мнемотехники для развития монологической речи дошкольников в настоящее время становится актуальным.
В своей работе по развитию диалогической речи стала применять интересную форму работы по взаимодействию с родителями и развитию речи детей. Родителям дается домашнее задание на неделю прочитать и обсудить с детьми необходимое произведение. В определенный день проводится беседа по прочитанному. Дети отвечают на вопросы по содержанию, рассказывают коротко о сюжете, своих переживаниях. После обсуждения идет просмотр мультфильма по прочитанному произведению и снова идет обсуждение, в котором дети должны выявить различия между прочитанным текстом и мультфильмом. После занятия дети охотно еще долго делятся своими впечатлениями.
Эта форма работы помогает найти общие темы для обсуждения, способствует обогащению лексического словаря, развитию диалога.
Способствует умению детей вести беседу, отвечать на вопросы развернутыми ответами. Уметь слушать высказывания других и тактично исправлять ошибки, дополнять ответы, вносить свои объяснения.
Таким образом, систематическая работа по формированию связной речи у детей с использованием нетрадиционных приемов и методов, дидактических игр и упражнений, занимательного материала, наглядных пособий, совместной работой с родителями воспитанников дает свои положительные результаты.
Автор:
Герасимова Л.А.
Источник