Формы организации работы по математическому развитию ребенка
Елена Седова
Формы и методы формирования элементарных математических представлений в ДОУ
«Математика-царица наук» — всем известно это выражение. С математикой мы идём нога в ногу всё свою жизнь. Появившись на свет у нас сразу измеряют вес и рост. Ещё не зная, что такое математика мы изучаем её правила и закономерности. Сколько в детстве мы выучили стихотворений и песенок, опять же с математическим содержанием.
-А вы какие помните? Назовите их.»….)
— Всем известна строчка из детской песенки «Палка, палка, огуречик – получился человечек». Уважаемые педагоги, перефразируйте, переведите эту строчку на математический язык. ….)
— Строчку из этой песенки можно перевести примерно так: «Схема предмета состоит из следующих составляющих….». Так дети будут говорить в школе, а пока мы только начинаем знакомиться с математикой, закладываем её основы.
В детском саду мы не учим математике, мы формируем математические представления. Развитие элементарных математических представлений — это исключительно важная часть интеллектуального и личностного развития дошкольника. В соответствии с ФГОС дошкольное образовательное учреждение является первой образовательной ступенью.
«От того, как заложены элементарные математические представления в значительной мере зависит дальнейший путь математического развития, успешность продвижения ребёнка в этой области знаний» (Л. А. Венгер)
Математика обладает уникальным развивающим эффектом. «Математика — царица всех наук! Она приводит в порядок ум!». Формирование элементарных математических представлений у дошкольников с учётом Федерального государственного образовательного стандарта к структуре общеобразовательной программы подразумевает развитие у детей различных видов деятельности: внимания, восприятия, памяти, мышления, воображения, а также способностей к умственной деятельности, умение элементарно сравнивать, анализировать, обобщать, устанавливать простейшие причинно – следственные связи.
Математика – один из наиболее трудных учебных предметов. Следовательно, одной из наиболее важных задач воспитателя – развить у ребенка интерес к математике в дошкольном возрасте.
Во ФГОС ДО, на которое ориентировано дошкольное образование не существует раздела «Математическое развитие».
В Образовательной области «Познавательное развитие», одним из пунктов является «Формирование математических представлений».
Целевые ориентиры по ФГОС ДО. (Целевые ориентиры дошкольного образования, представленные в ФГОС ДО, следует рассматривать как социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка.)
ребёнок проявляет любознательность, задаст вопросы, касающиеся близких и далёких предметов и явлений, интересуется причинно- следственными связями (как? почему? зачем, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей. Склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными знаниями о себе, о предметном, природном, социальном и культурном мире, в котором он живут. Знаком с книжной культурой, с детской литературой, обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории и т. п., у ребёнка складываются предпосылки грамотности. Ребёнок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных сферах действительности.
В соответствии с ФГОС ДО основными задачами математического развития детей дошкольного возраста являются:
1. Развитие логико-математических представлений о математических свойствах и отношениях предметов (конкретных величинах, числах, геометрических фигурах, зависимостях, закономерностях);
2. Развитие сенсорных, предметно-действенных способов познания математических свойств и отношений: обследование, сопоставление, группировка, упорядочение, разбиение);
3. Освоение детьми экспериментально-исследовательских способов познания математического содержания (экспериментирование, моделирование, трансформация);
4. Развитие у детей логических способов познания математических свойств и отношений (анализ, абстрагирование, отрицание, сравнение, классификация);
5. Овладение детьми математическими способами познания действительности : счёт, измерение, простейшие вычисления;
6. Развитие интеллектуально-творческих проявлений детей: находчивости, смекалки, догадки, сообразительности, стремления к поиску нестандартных решений;
7. Развитие точной, аргументированной и доказательной речи, обогащение словаря ребенка;
8. Развитие инициативности и активности детей.
То есть мы в дошкольном возрасте
1.Формируем систему элементарных математических представлений.
2. Формируем предпосылки математического мышления.
3. Формируем сенсорные процессы и способности.
4. Расширяем и обогащаем словарь и совершенствуем связанную речь.
5. Формируем начальные формы учебной деятельности.
Традиционные направления ФЭМП в дошкольном возрасте
(математические эталоны)
Количество
Величина
Форма
Ориентировка в пространстве
Ориентировка во времени
Принципы обучения математике
Сознательность и активность.
Наглядность.
Деятельностный подход.
Систематичность и последовательность.
Прочность.
Постоянная повторяемость.
Научность.
Доступность.
Связь с жизнью.
Развивающее обучение.
Индивидуальный и дифференцированный подход – индивидуализация.
Коррекционная направленность.
Методы используемые при ФЭМП.
Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности
1. Перцептивный аспект (методы, обеспечивающие передачу учебной информации педагогом и восприятие ее детьми посредством слушания, наблюдения, практических действий):
а) словесный (объяснение, беседа, инструкция, вопросы и др.);
б) наглядный (демонстрация, иллюстрация, рассматривание и др.);
в) практический (предметно-практические и умственные действия, дидактические игры и упражнения и др.).
2. Гностический аспект (методы, характеризующие усвоение нового материала детьми, — путем активного запоминания, путем самостоятельных размышлений или проблемной ситуации):
а) иллюстративно-объяснительный;
б) проблемный;
в) эвристический;
г) исследовательский и др.
3. Логический аспект (методы, характеризующие мыслительные операции при подаче и усвоении учебного материала):
а) индуктивный (от частного к общему);
б) дедуктивный (от общего к частному).
4. Управленческий аспект (методы, характеризующие степень самостоятельности учебно-познавательной деятельности детей):
а) работа под руководством педагога,
б) самостоятельная работа детей.
Особенности наглядного метода
Виды наглядного материала:
демонстрационный и раздаточный;
сюжетный и бессюжетный;
объёмный и плоскостной;
специально-счётный (счётные палочки, абак, счёты и др.);
фабричный и самодельный.
Методические требования к применению наглядного материала:
новую программную задачу лучше начинать с сюжетного объёмного материала;
по мере усвоения учебного материала переходить к сюжетно-плоскостной и бессюжетной наглядности;
одна программная задача объясняется на большом разнообразии наглядного материала;
новый наглядный материал лучше показать детям заранее.
Современные образовательные программы рекомендуют использовать различные формы обучения.
Программа «Радуга» рекомендует формировать элементы математических представлений в процессе повседневной жизни, во время прогулок (игры с песком, водой, снегом, природным материалом, по ходу занятий продуктивными видами деятельности (рисование, лепка и др., в процессе дидактических игр, и непосредственно на специализированных занятиях по математике.
Формы работы по математическому развитию дошкольников
Форма Задачи Время Охват детей Ведущая роль
Занятие (НОД)
Дать, повторить, закрепить и систематизировать знания, умения и навыки Планомерно, регулярно, систематично (длительность и регулярность в соответствии с программой) Группа или подгруппа (в зависимости от возраста и проблем в развитии) Воспитатель
Дидактическая игра Закрепить, применить, расширить ЗУН На занятии или вне занятий Группа, под-группа, один ребенок Воспитатель и дети
Индивидуальная работа Уточнить ЗУН и устранить про-белы На занятии и вне занятий Один ребенок Воспитатель
Досуг (математический утренник, праздник, викторина и т. п.) Увлечь математикой, подвести итоги 1—2 раза в году Группа или не-сколько групп Воспитатель и другие специалисты
Самостоятельная деятельность Повторить, применить, отработать ЗУН Во время режимных процессов, бытовых ситуаций, повседневной деятельности Группа, под-группа, один ребенок Дети и вос-питатель
Простое и порой скучное обучение счётным операциям не обеспечивает ребёнку его всестороннего развития.
ФГОС ДО требует сделать процесс овладения элементарными математическими представлениями привлекательным, ненавязчивым, радостным.
Овладение математическими представлениями будет эффективным и результативным только тогда, когда дети не видят, что их чему-то учат.
Детям кажется, что они только играют.
Как сказал В. А. Сухомлинский “Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития. Игра — это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра — это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности. ” Именно игра с элементами обучения, интересная ребенку, поможет в развитии познавательных способностей дошкольника.
Формирование элементарных математических представлений у дошкольников осуществляется на занятиях и вне их, в детском саду и дома.
Не заметно для себя в процессе игровых действий с игровым материалом считают, складывают, вычитают, решают логические задачи.
Задача взрослого — поддерживать интерес ребёнка.
Дети играют в самые разнообразные игры. Все виды дидактических игр являются эффективным средством математического развития детей, проводятся как на занятиях, так и вне их во всех возрастных группах, используются в индивидуальной работе.
Игровые приемы: сюрпризный момент, правила, соревнование, инициатива, поиск и др.
В процессе дидактических игр и игровых упражнений решаются все виды задач:
* образовательные (дать или повторить математические знания, сформировать или закрепить умения, выработать навыки);
* развивающие (развивать мышление, память, воображение, сенсорные способности, речь и др.);
* воспитательные (вырабатывать личностные качества — самостоятельность, аккуратность, трудолюбие, любознательность и др.).
Источник
Форма | Задачи | время | Охват детей | Ведущая роль |
Занятие | Дать, повторить, закрепить и систематизировать знания, умения и навыки | Планомерно, регулярно, систематично (длительность и регулярность в соответствии с программой) | Группа или подгруппа (в зависимости от возраста и проблем в развитии) | Воспитатель (или дефек-толог) |
Дидактическая игра | Закрепить, применить, расширить ЗУН | На занятии или вне занятий | Группа, подгруппа, один ребенок | Воспитатель и дети |
Индивидуальная работа | Уточнить ЗУН и устранить пробелы | На занятии и вне занятий | Один ребенок | Воспитатель |
Досуг (математический утренник, праздник, викторина и т. п.) | Увлечь математикой, подвести итоги | 1—2 раза в году | Группа или несколько групп | Воспитатель и другие специалисты |
Самостоятельная деятельность | Повторить, применить, отработать ЗУН | Во время режимных процессов, бытовых ситуаций, повседневной деятельности | Группа, подгруппа, один ребенок | Дети и воспитатель |
Средства ФЭМП
1.Оборудование для игр и занятий (наборное полотно, счетная лесенка, фланелеграф, магнитная доска, доска для письма, ТСО и др.).
2.Комплекты дидактического наглядного материала (игрушки, конструкторы, строительный материал, демонстрационный и раздаточный материал, наборы «Учись считать» и др.).
3.Литература (методические пособия для воспитателей, сборники игр и упражнений, книги для детей, рабочие тетради и др.)…
Задание для самостоятельной работы студентов
Лабораторная работа № 1: «Анализ «Программы воспитания и обучения в детском саду» раздела «Формирование элементарных математических представлений».
Лекция № 2
ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ПО МАТЕМАТИЧЕСКОМУ РАЗВИТИЮ
ДЕТЕЙ В ДОУ
ПЛАН
1.Организация занятий по математике в дошкольном учреждении.
2.Примерная структура занятий по математике.
3.Методические требования к занятию по математике.
4.Способы поддержания хорошей работоспособности детей на занятии.
5.Формирование навыков работы с раздаточным материалом.
6.Формирование навыков учебной деятельности.
7. Значение и место дидактических игр в математическом развитии дошкольников.
Занятия являются основной формой организации обучения детей математике в детском саду.
Примерная структура традиционных занятий
1.Организация занятия.
2.Ход занятия.
3.Итог занятия.
Организация занятия
Занятие начинается не за партами, а со сбора детей вокруг воспитателя, который проверяет их внешний вид, привлекает внимание, рассаживает с учетом индивидуальных особенностей, учитывая проблемы в развитии (зрения, слуха и др.).
В младших группах: подгруппа детей может, например, рассаживаться на стулья полукругом перед воспитателем.
В старших группах: группа детей обычно рассаживается за парты по двое, лицом к воспитателю, так как проводится работа с раздаточным материалом, вырабатываются навыки учебной деятельности.
Организация зависит от содержания работы, возрастных и индивидуальных особенностей детей. Занятие может начинаться и проводиться в игровой комнате, в спортивном или музыкальном зале, на улице и т. п., стоя, сидя и даже лежа на ковре.
Начало занятия должно быть эмоциональным, заинтересовывающим, радостным.
В младших группах: используются сюрпризные моменты, сказочные сюжеты.
В старших группах: целесообразно использовать проблемные ситуации.
В подготовительных группах, организовывается работа дежурных, обсуждается, чем занимались на прошлом занятии (в целях подготовки к школе).
Ход занятия
Примерные части хода математического занятия
1.Математическая разминка (обычно со старшей группы).
2.Работа с демонстрационным материалом.
3.Работа с раздаточным материалом.
4.Физкультминутка (обычно со средней группы).
5.Дидактическая игра.
Количество частей и их порядок зависят от возраста детей и проставленных задач.
В младшей группе: в начале года может быть только одна часть — дидактическая игра; во второй половине года — до трех час рей (обычно работа с демонстрационным материалом, работа с раздаточным материалом, подвижная дидактическая игра).
В средней группе: обычно четыре части (начинается регулярная работа с раздаточным материалом, после которой необходима физкультминутка).
В старшей группе: до пяти частей.
В подготовительной группе: до семи частей.
Внимание детей сохраняется: 3-—4 минуты у младших дошкольников, 5—7 минут у старших дошкольников — это и есть примерная длительность одной части.
Виды физкультминуток:
1. Стихотворная форма (детям лучше не проговаривать, а правильно дышать) — обычно проводится во 2-й младшей и средней группах.
2. Набор физических упражнений для мышц рук, ног, спины и др. (лучше выполнять под музыку) — целесообразно проводить в старшей группе.
3. С математическим содержанием (применяются, если занятие не несет большой умственной нагрузки) — чаще применяется в подготовительной группе.
4. Специальная гимнастика (пальчиковая, артикуляционная,, для глаз и др.) — регулярно проводится с детьми с проблемами в развитии.
Замечание:
• если занятие подвижное, физкультминутку можно не проводить;
• вместо физкультминутки можно проводить релаксацию.
3. Итог занятия
Любое занятие должно быть законченным.
В младшей группе: воспитатель подводит итог после каждой части занятия. («Как хорошо мы поиграли. Давайте соберем игрушки и будем одеваться на прогулку».)
В средней и старшей группах: в конце занятия воспитатель сам подводит итог, приобщая детей. («Что мы сегодня узнали нового? О чем говорили? Во что играли?»). В подготовительной группе: дети сами делают выводы. («Чем мы сегодня занимались?») Организовывается работа дежурных.
Необходимо оценить работу детей (в том числе индивидуально похвалить или сделать замечание).
Методические требования к занятию по математике (зависят от принципов обучения)
1. Образовательные задачи берутся из разных разделов программы по формированию элементарных математических представлений и комбинируются во взаимосвязи.
2. Новые задачи подаются небольшими порциями и конкретизируются для данного занятия.
3. На одном занятии целесообразно решать не более одной новой задачи, остальные на повторение и закрепление.
4. Знания даются систематично и последовательно в доступной форме.
5. Используется разнообразный наглядный материал.
6. Демонстрируется связь полученных знаний с жизнью.
7. Проводится индивидуальная работа с детьми, осуществляется дифференцированный подход к отбору заданий.
8. Регулярно осуществляется контроль над уровнем усвоения материала детьми, выявление пробелов в их знаниях и их устранение.
9. Вся работа имеет развивающую, коррекционно-воспитательную направленность.
10.Занятия по математике проводятся в первой половине дне в середине недели.
11.Занятия по математике лучше сочетать с занятиями, не требующими большой умственной нагрузки (по физкультуре, музыке, рисованию).
12.Можно проводить комбинированные и интегрированные занятия по разным методикам, если задачи сочетаются.
13.Каждый ребенок должен активно участвовать в каждом занятии, выполнять умственные и практические действия, отражать в речи свои знания.
Источник
Инфоурок
›
Дошкольное образование
›Презентации›Формы организации работы по развитию элементарных математических представлений у дошкольников
Описание презентации по отдельным слайдам:
1 слайд
Описание слайда:
Формы организации работы по развитию элементарных математических представлений у дошкольников Воспитатель I квалификационной категории структурного подразделения «Детский сад «Центр коррекции и развития детей» (3 корпус) ГБОУ О ОШ№18 г.Новокуйбышевска Морозова Елена Валентиновна и воспитатель
2 слайд
Описание слайда:
«Математика… выполняет порядок, симметрию и определенность. А это важнейшие виды прекрасного» Аристотель
3 слайд
Описание слайда:
Формы и методы организации работы: Совместная игра воспитателя с ребенком; Самостоятельная деятельность детей; Математические праздники и развлечения; Занятия (в соответствии с учебным расписанием); Отгадывание загадок, занимательных вопросов, шуточных задачек, головоломок; Чтение математических сказок.
4 слайд
Описание слайда:
ФЭМП в режимных моментах
5 слайд
Описание слайда:
Дидактические игры Дидактическая игра «Найди фигуру» Цель: Закрепить умение быстро находить геометрическую фигуру определённого размера и цвета. Дидактическая игра «Какая игрушка?» Цель: Учить у детей развивать воображение, учить подбирать предметы по схематическим изображениям. Дидактическая игра «Чего не стало?» Цель: Учить детей раскладывать и подбирать похожие по цвету флажки и шарики и определять по цвету чего не стало.
6 слайд
Описание слайда:
Интегрированные НОД
7 слайд
Описание слайда:
Игра «Соедини по точкам». Цель: закрепить знание о последовательности цифр в числовом ряду. Дети строят чертеж на мольберте по очереди. Чертеж готов, теперь давайте по нему построим ракету из счетных палочек. Игра «Построй ракету». Цель: развивать внимание, память, умение строить по чертежу. Игра «Соберем бусы» Цель: формировать умение группировать предметы, геометрические фигуры по двум свойствам (цвету и форме, величине и цвету, форме и величине), видеть простейшие закономерности в чередовании фигур.
8 слайд
Описание слайда:
Предметно-развивающая среда для ФЭМП: настольно-печатные игры; логические задачи; кубики, лабиринты; игры на составление целого из частей; игры на передвижение; игры для развития логического мышления; головоломки.
9 слайд
10 слайд
Описание слайда:
Наглядный демонстрационный и раздаточный материал Плоскостные предметные картинки для счета Мелкие игрушки и предметы – матрешки, грибочки, рыбки и т.д. Счетные палочки Комплекты геометрических фигур разных размеров, разного цвета Комплекты цифр
11 слайд
Описание слайда:
Уголок занимательной математики
12 слайд
Описание слайда:
Методы, вызывающие интерес детей при ФЭМП: игровая направленность деятельности насыщение проблемными ситуациями творческие задачи игры и игровые упражнения ситуация поиска с элементами экспериментирования практическое исследование увлекательная игровая форма
13 слайд
Выберите книгу со скидкой:
БОЛЕЕ 58 000 КНИГ И ШИРОКИЙ ВЫБОР КАНЦТОВАРОВ! ИНФОЛАВКА
Инфолавка — книжный магазин для педагогов и родителей от проекта «Инфоурок»
Курс профессиональной переподготовки
Воспитатель детей дошкольного возраста
Курс повышения квалификации
Курс повышения квалификации
Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
также Вы можете выбрать тип материала:
Общая информация
Номер материала:
ДБ-488423
Вам будут интересны эти курсы:
Источник