Формы организации работы по математическому развитию ребенка

Формы организации работы по математическому развитию ребенка thumbnail

Елена Седова
Формы и методы формирования элементарных математических представлений в ДОУ

«Математика-царица наук» — всем известно это выражение. С математикой мы идём нога в ногу всё свою жизнь. Появившись на свет у нас сразу измеряют вес и рост. Ещё не зная, что такое математика мы изучаем её правила и закономерности. Сколько в детстве мы выучили стихотворений и песенок, опять же с математическим содержанием.

-А вы какие помните? Назовите их.»….)

— Всем известна строчка из детской песенки «Палка, палка, огуречик – получился человечек». Уважаемые педагоги, перефразируйте, переведите эту строчку на математический язык. ….)

— Строчку из этой песенки можно перевести примерно так: «Схема предмета состоит из следующих составляющих….». Так дети будут говорить в школе, а пока мы только начинаем знакомиться с математикой, закладываем её основы.

В детском саду мы не учим математике, мы формируем математические представления. Развитие элементарных математических представлений — это исключительно важная часть интеллектуального и личностного развития дошкольника. В соответствии с ФГОС дошкольное образовательное учреждение является первой образовательной ступенью.

«От того, как заложены элементарные математические представления в значительной мере зависит дальнейший путь математического развития, успешность продвижения ребёнка в этой области знаний» (Л. А. Венгер)

Математика обладает уникальным развивающим эффектом. «Математика — царица всех наук! Она приводит в порядок ум!». Формирование элементарных математических представлений у дошкольников с учётом Федерального государственного образовательного стандарта к структуре общеобразовательной программы подразумевает развитие у детей различных видов деятельности: внимания, восприятия, памяти, мышления, воображения, а также способностей к умственной деятельности, умение элементарно сравнивать, анализировать, обобщать, устанавливать простейшие причинно – следственные связи.

Математика – один из наиболее трудных учебных предметов. Следовательно, одной из наиболее важных задач воспитателя – развить у ребенка интерес к математике в дошкольном возрасте.

Во ФГОС ДО, на которое ориентировано дошкольное образование не существует раздела «Математическое развитие».

В Образовательной области «Познавательное развитие», одним из пунктов является «Формирование математических представлений».

Целевые ориентиры по ФГОС ДО. (Целевые ориентиры дошкольного образования, представленные в ФГОС ДО, следует рассматривать как социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка.)

ребёнок проявляет любознательность, задаст вопросы, касающиеся близких и далёких предметов и явлений, интересуется причинно- следственными связями (как? почему? зачем, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей. Склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными знаниями о себе, о предметном, природном, социальном и культурном мире, в котором он живут. Знаком с книжной культурой, с детской литературой, обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории и т. п., у ребёнка складываются предпосылки грамотности. Ребёнок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных сферах действительности.

В соответствии с ФГОС ДО основными задачами математического развития детей дошкольного возраста являются:

1. Развитие логико-математических представлений о математических свойствах и отношениях предметов (конкретных величинах, числах, геометрических фигурах, зависимостях, закономерностях);

2. Развитие сенсорных, предметно-действенных способов познания математических свойств и отношений: обследование, сопоставление, группировка, упорядочение, разбиение);

3. Освоение детьми экспериментально-исследовательских способов познания математического содержания (экспериментирование, моделирование, трансформация);

4. Развитие у детей логических способов познания математических свойств и отношений (анализ, абстрагирование, отрицание, сравнение, классификация);

5. Овладение детьми математическими способами познания действительности : счёт, измерение, простейшие вычисления;

6. Развитие интеллектуально-творческих проявлений детей: находчивости, смекалки, догадки, сообразительности, стремления к поиску нестандартных решений;

7. Развитие точной, аргументированной и доказательной речи, обогащение словаря ребенка;

8. Развитие инициативности и активности детей.

То есть мы в дошкольном возрасте

1.Формируем систему элементарных математических представлений.

2. Формируем предпосылки математического мышления.

3. Формируем сенсорные процессы и способности.

4. Расширяем и обогащаем словарь и совершенствуем связанную речь.

5. Формируем начальные формы учебной деятельности.

Традиционные направления ФЭМП в дошкольном возрасте

(математические эталоны)

Количество

Величина

Форма

Ориентировка в пространстве

Ориентировка во времени

Принципы обучения математике

Сознательность и активность.

Наглядность.

Деятельностный подход.

Систематичность и последовательность.

Прочность.

Постоянная повторяемость.

Научность.

Доступность.

Связь с жизнью.

Развивающее обучение.

Индивидуальный и дифференцированный подход – индивидуализация.

Коррекционная направленность.

Методы используемые при ФЭМП.

Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности

1. Перцептивный аспект (методы, обеспечивающие передачу учебной информации педагогом и восприятие ее детьми посредством слушания, наблюдения, практических действий):

а) словесный (объяснение, беседа, инструкция, вопросы и др.);

б) наглядный (демонстрация, иллюстрация, рассматривание и др.);

в) практический (предметно-практические и умственные действия, дидактические игры и упражнения и др.).

2. Гностический аспект (методы, характеризующие усвоение нового материала детьми, — путем активного запоминания, путем самостоятельных размышлений или проблемной ситуации):

а) иллюстративно-объяснительный;

б) проблемный;

в) эвристический;

г) исследовательский и др.

3. Логический аспект (методы, характеризующие мыслительные операции при подаче и усвоении учебного материала):

а) индуктивный (от частного к общему);

б) дедуктивный (от общего к частному).

4. Управленческий аспект (методы, характеризующие степень самостоятельности учебно-познавательной деятельности детей):

а) работа под руководством педагога,

б) самостоятельная работа детей.

Особенности наглядного метода

Виды наглядного материала:

демонстрационный и раздаточный;

сюжетный и бессюжетный;

объёмный и плоскостной;

специально-счётный (счётные палочки, абак, счёты и др.);

фабричный и самодельный.

Методические требования к применению наглядного материала:

новую программную задачу лучше начинать с сюжетного объёмного материала;

по мере усвоения учебного материала переходить к сюжетно-плоскостной и бессюжетной наглядности;

одна программная задача объясняется на большом разнообразии наглядного материала;

новый наглядный материал лучше показать детям заранее.

Современные образовательные программы рекомендуют использовать различные формы обучения.

Программа «Радуга» рекомендует формировать элементы математических представлений в процессе повседневной жизни, во время прогулок (игры с песком, водой, снегом, природным материалом, по ходу занятий продуктивными видами деятельности (рисование, лепка и др., в процессе дидактических игр, и непосредственно на специализированных занятиях по математике.

Формы работы по математическому развитию дошкольников

Форма Задачи Время Охват детей Ведущая роль

Занятие (НОД)

Дать, повторить, закрепить и систематизировать знания, умения и навыки Планомерно, регулярно, систематично (длительность и регулярность в соответствии с программой) Группа или подгруппа (в зависимости от возраста и проблем в развитии) Воспитатель

Дидактическая игра Закрепить, применить, расширить ЗУН На занятии или вне занятий Группа, под-группа, один ребенок Воспитатель и дети

Индивидуальная работа Уточнить ЗУН и устранить про-белы На занятии и вне занятий Один ребенок Воспитатель

Досуг (математический утренник, праздник, викторина и т. п.) Увлечь математикой, подвести итоги 1—2 раза в году Группа или не-сколько групп Воспитатель и другие специалисты

Самостоятельная деятельность Повторить, применить, отработать ЗУН Во время режимных процессов, бытовых ситуаций, повседневной деятельности Группа, под-группа, один ребенок Дети и вос-питатель

Простое и порой скучное обучение счётным операциям не обеспечивает ребёнку его всестороннего развития.

ФГОС ДО требует сделать процесс овладения элементарными математическими представлениями привлекательным, ненавязчивым, радостным.

Овладение математическими представлениями будет эффективным и результативным только тогда, когда дети не видят, что их чему-то учат.

Детям кажется, что они только играют.

Как сказал В. А. Сухомлинский “Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития. Игра — это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра — это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности. ” Именно игра с элементами обучения, интересная ребенку, поможет в развитии познавательных способностей дошкольника.

Формирование элементарных математических представлений у дошкольников осуществляется на занятиях и вне их, в детском саду и дома.

Не заметно для себя в процессе игровых действий с игровым материалом считают, складывают, вычитают, решают логические задачи.

Задача взрослого — поддерживать интерес ребёнка.

Дети играют в самые разнообразные игры. Все виды дидактических игр являются эффективным средством математического развития детей, проводятся как на занятиях, так и вне их во всех возрастных группах, используются в индивидуальной работе.

Игровые приемы: сюрпризный момент, правила, соревнование, инициатива, поиск и др.

В процессе дидактических игр и игровых упражнений решаются все виды задач:

* образовательные (дать или повторить математические знания, сформировать или закрепить умения, выработать навыки);

* развивающие (развивать мышление, память, воображение, сенсорные способности, речь и др.);

* воспитательные (вырабатывать личностные качества — самостоятельность, аккуратность, трудолюбие, любознательность и др.).

Источник

Форма Задачи время Охват детей Ведущая роль
Занятие Дать, повторить, закрепить и сис­тематизировать знания, умения и навыки Планомерно, регуляр­но, систематично (длительность и регу­лярность в соответст­вии с программой) Группа или под­группа (в зави­симости от воз­раста и проблем в развитии) Воспитатель (или дефек-толог)
Дидактическая игра Закрепить, при­менить, расши­рить ЗУН На занятии или вне занятий Группа, под­группа, один ре­бенок Воспитатель и дети
Индивидуальная работа Уточнить ЗУН и устранить про­белы На занятии и вне занятий Один ребенок Воспитатель
Досуг (математи­ческий утренник, праздник, викто­рина и т. п.) Увлечь математи­кой, подвести итоги 1—2 раза в году Группа или не­сколько групп Воспитатель и другие специалисты
Самостоятельная деятельность Повторить, при­менить, отрабо­тать ЗУН Во время режимных процессов, бытовых ситуаций, повседнев­ной деятельности Группа, под­группа, один ребенок Дети и вос­питатель

Средства ФЭМП

1.Оборудование для игр и занятий (наборное полотно, счет­ная лесенка, фланелеграф, магнитная доска, доска для письма, ТСО и др.).

2.Комплекты дидактического наглядного материала (игруш­ки, конструкторы, строительный материал, демонстрационный и раздаточный материал, наборы «Учись считать» и др.).

3.Литература (методические пособия для воспитателей, сбор­ники игр и упражнений, книги для детей, рабочие тетради и др.)…

Задание для самостоятельной работы студентов

Лабораторная работа № 1: «Анализ «Программы воспитания и обучения в детском саду» раздела «Формирование элементарных математических представлений».

Лекция № 2

ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ПО МАТЕМАТИЧЕСКОМУ РАЗВИТИЮ

ДЕТЕЙ В ДОУ

ПЛАН

1.Организация занятий по математике в дошкольном учреж­дении.

2.Примерная структура занятий по математике.

3.Методические требования к занятию по математике.

4.Способы поддержания хорошей работоспособности детей на занятии.

5.Формирование навыков работы с раздаточным материа­лом.

6.Формирование навыков учебной деятельности.

7. Значение и место дидактических игр в математическом развитии дошкольников.

Занятия являются основной формой организации обучения детей математике в детском саду.

Примерная структура традиционных занятий

1.Организация занятия.

2.Ход занятия.

3.Итог занятия.

Организация занятия

Занятие начинается не за партами, а со сбора детей вокруг воспитателя, который проверяет их внешний вид, привлекает внимание, рассаживает с учетом индивидуальных особенностей, учитывая проблемы в развитии (зрения, слуха и др.).

В младших группах: подгруппа детей может, например, расса­живаться на стулья полукругом перед воспитателем.

В старших группах: группа детей обычно рассаживается за парты по двое, лицом к воспитателю, так как проводится работа с раздаточным материалом, вырабатываются навыки учебной деятельности.

Организация зависит от содержания работы, возрастных и индивидуальных особенностей детей. Занятие может начинаться и проводиться в игровой комнате, в спортивном или музыкаль­ном зале, на улице и т. п., стоя, сидя и даже лежа на ковре.

Начало занятия должно быть эмоциональным, заинтересо­вывающим, радостным.

В младших группах: используются сюрпризные моменты, ска­зочные сюжеты.

В старших группах: целесообразно использовать проблемные ситуации.

В подготовительных группах, организовывается работа дежур­ных, обсуждается, чем занимались на прошлом занятии (в целях подготовки к школе).

Ход занятия

Примерные части хода математического занятия

1.Математическая разминка (обычно со старшей группы).

2.Работа с демонстрационным материалом.

3.Работа с раздаточным материалом.

4.Физкультминутка (обычно со средней группы).

5.Дидактическая игра.

Количество частей и их порядок зависят от возраста детей и проставленных задач.

В младшей группе: в начале года может быть только одна часть — дидактическая игра; во второй половине года — до трех час рей (обычно работа с демонстрационным материалом, работа с раздаточным материалом, подвижная дидактическая игра).

В средней группе: обычно четыре части (начинается регуляр­ная работа с раздаточным материалом, после которой необходи­ма физкультминутка).

В старшей группе: до пяти частей.

В подготовительной группе: до семи частей.

Внимание детей сохраняется: 3-—4 минуты у младших дошкольников, 5—7 минут у старших дошкольников — это и есть примерная длительность одной части.

Виды физкультминуток:

1. Стихотворная форма (детям лучше не проговаривать, а правильно дышать) — обычно проводится во 2-й младшей и средней группах.

2. Набор физических упражнений для мышц рук, ног, спины и др. (лучше выполнять под музыку) — целесообразно проводить в старшей группе.

3. С математическим содержанием (применяются, если занятие не несет большой умственной нагрузки) — чаще применяет­ся в подготовительной группе.

4. Специальная гимнастика (пальчиковая, артикуляционная,, для глаз и др.) — регулярно проводится с детьми с проблемами в развитии.

Замечание:

• если занятие подвижное, физкультминутку можно не про­водить;

• вместо физкультминутки можно проводить релаксацию.

3. Итог занятия

Любое занятие должно быть законченным.

В младшей группе: воспитатель подводит итог после каждой части занятия. («Как хорошо мы поиграли. Давайте соберем иг­рушки и будем одеваться на прогулку».)

В средней и старшей группах: в конце занятия воспитатель сам подводит итог, приобщая детей. («Что мы сегодня узнали нового? О чем говорили? Во что играли?»). В подготовительной группе: дети сами делают выводы. («Чем мы сегодня занимались?») Организовывается работа дежурных.

Необходимо оценить работу детей (в том числе индивидуаль­но похвалить или сделать замечание).

Методические требования к занятию по математике (зависят от принципов обучения)

1. Образовательные задачи берутся из разных разделов про­граммы по формированию элементарных математических пред­ставлений и комбинируются во взаимосвязи.

2. Новые задачи подаются небольшими порциями и кон­кретизируются для данного занятия.

3. На одном занятии целесообразно решать не более одной новой задачи, остальные на повторение и закрепление.

4. Знания даются систематично и последовательно в доступ­ной форме.

5. Используется разнообразный наглядный материал.

6. Демонстрируется связь полученных знаний с жизнью.

7. Проводится индивидуальная работа с детьми, осуществ­ляется дифференцированный подход к отбору заданий.

8. Регулярно осуществляется контроль над уровнем усвое­ния материала детьми, выявление пробелов в их знаниях и их устранение.

9. Вся работа имеет развивающую, коррекционно-воспитательную направленность.

10.Занятия по математике проводятся в первой половине дне в середине недели.

11.Занятия по математике лучше сочетать с занятиями, не требующими большой умственной нагрузки (по физкультуре, музыке, рисованию).

12.Можно проводить комбинированные и интегрированные занятия по разным методикам, если задачи сочетаются.

13.Каждый ребенок должен активно участвовать в каждом занятии, выполнять умственные и практические действия, отра­жать в речи свои знания.



Источник

Инфоурок

Дошкольное образование
›Презентации›Формы организации работы по развитию элементарных математических представлений у дошкольников

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Формы организации работы по развитию элементарных математических представлени

Описание слайда:

Формы организации работы по развитию элементарных математических представлений у дошкольников Воспитатель I квалификационной категории структурного подразделения «Детский сад «Центр коррекции и развития детей» (3 корпус) ГБОУ О ОШ№18 г.Новокуйбышевска Морозова Елена Валентиновна и воспитатель

2 слайд

«Математика… выполняет порядок, симметрию  и определенность.   А это важнейши

Описание слайда:

«Математика… выполняет порядок, симметрию  и определенность.   А это важнейшие виды  прекрасного»    Аристотель

3 слайд

Формы и методы организации работы: 	Совместная игра воспитателя с ребенком;

Описание слайда:

Формы и методы организации работы: Совместная игра воспитателя с ребенком; Самостоятельная деятельность детей; Математические праздники и развлечения; Занятия (в соответствии с учебным расписанием); Отгадывание загадок, занимательных вопросов, шуточных задачек, головоломок; Чтение математических сказок.

4 слайд

ФЭМП в режимных моментах

Описание слайда:

ФЭМП в режимных моментах

5 слайд

Дидактические игры Дидактическая игра «Найди фигуру» Цель: Закрепить умение б

Описание слайда:

Дидактические игры Дидактическая игра «Найди фигуру» Цель: Закрепить умение быстро находить геометрическую фигуру определённого размера и цвета. Дидактическая игра «Какая игрушка?» Цель: Учить у детей развивать воображение, учить подбирать предметы по схематическим изображениям. Дидактическая игра «Чего не стало?» Цель: Учить детей раскладывать и подбирать похожие по цвету флажки и шарики и определять по цвету чего не стало.

6 слайд

Интегрированные НОД

Описание слайда:

Интегрированные НОД

7 слайд

Игра «Соедини по точкам». Цель: закрепить знание о последовательности цифр в

Описание слайда:

Игра «Соедини по точкам». Цель: закрепить знание о последовательности цифр в числовом ряду. Дети строят чертеж на мольберте по очереди. Чертеж готов, теперь давайте по нему построим ракету из счетных палочек. Игра «Построй ракету». Цель: развивать внимание, память, умение строить по чертежу. Игра «Соберем бусы» Цель: формировать умение группировать предметы, геометрические фигуры по двум свойствам (цвету и форме, величине и цвету, форме и величине), видеть простейшие закономерности в чередовании фигур.

8 слайд

Предметно-развивающая среда для ФЭМП: настольно-печатные игры; логические зад

Описание слайда:

Предметно-развивающая среда для ФЭМП: настольно-печатные игры; логические задачи; кубики, лабиринты; игры на составление целого из частей; игры на передвижение; игры для развития логического мышления; головоломки.

9 слайд

Формы организации работы по математическому развитию ребенка

10 слайд

Наглядный демонстрационный и раздаточный материал Плоскостные предметные карт

Описание слайда:

Наглядный демонстрационный и раздаточный материал Плоскостные предметные картинки для счета Мелкие игрушки и предметы – матрешки, грибочки, рыбки и т.д. Счетные палочки Комплекты геометрических фигур разных размеров, разного цвета Комплекты цифр

11 слайд

Уголок занимательной математики

Описание слайда:

Уголок занимательной математики

12 слайд

Методы, вызывающие интерес детей при ФЭМП: игровая направленность деятельност

Описание слайда:

Методы, вызывающие интерес детей при ФЭМП: игровая направленность деятельности насыщение проблемными ситуациями творческие задачи игры и игровые упражнения ситуация поиска с элементами экспериментирования практическое исследование увлекательная игровая форма

13 слайд

Формы организации работы по математическому развитию ребенка

Выберите книгу со скидкой:

Формы организации работы по математическому развитию ребенка

БОЛЕЕ 58 000 КНИГ И ШИРОКИЙ ВЫБОР КАНЦТОВАРОВ! ИНФОЛАВКА

Инфолавка — книжный магазин для педагогов и родителей от проекта «Инфоурок»

Формы организации работы по математическому развитию ребенка

Курс профессиональной переподготовки

Воспитатель детей дошкольного возраста

Формы организации работы по математическому развитию ребенка

Курс повышения квалификации

Формы организации работы по математическому развитию ребенка

Курс повышения квалификации

Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

также Вы можете выбрать тип материала:

Общая информация

Номер материала:

ДБ-488423

Вам будут интересны эти курсы:

Источник