Формула нервно психического развития ребенка по месяцам

Формула нервно психического развития ребенка по месяцам thumbnail

1. Основные критерии (линии) развития:

Аз — анализатор зрительный;

Ас — анализатор слуховой;

Э — эмоции;

До — движения общие;

Др — движения руки;

Ра — речь. активная;

Н-навыки;

Рп — речевые понимания;

Ср — сенсорика;

И — игра и действия с предметом;

Д — движения;

НПР — нервно-психическое развитие.

  • 2. Формулы НПР детей l-го года жизни:
  • 1 мес. Аз Ас До ЭРа.
  • 2 мес. Ас Аз До ЭРа.

З мес. Аз До Э Др.

  • 4 мес. Аз Ас Э До Др Ра Н.
  • 5 мес. Аз Ас др Ра Н Э До.
  • 6 мес. Ас др До Ра Н.
  • 7 мес. Др До Рп Ра Н.
  • 8 мес. Э др До Р Рп Ра Н.
  • 9 мес. Э Ас др До Рп Ра Н.
  • 10 мес. Э др До Рп Ра Н.
  • 11 мес. Э др До Рп Ра Н.
  • 12 мес. Э Аз др До Рп Ра Н.
  • 3. Динамика НПР за l-й год жизни ребенка

Новорожденный

Формула нервно психического развития ребенка по месяцам

1 месяц

Формула нервно психического развития ребенка по месяцам

Аз — плавное прослеживание движущегося предмета.

Ас — длительное слуховое сосредоточение (прислушивание к голосу взрослого, к звуку игрушки).

Э — первая улыбка в ответ на разговор взрослого.

До — лежа на животе, пытается поднять и удержать голову (до 5 с).

Ра — издает отдельные . звуки в ответ на разговор с ним.

2 месяца

Формула нервно психического развития ребенка по месяцам

Аз -длительное зрительное сосредоточение; смотрит на лицо взрослого, на привлекший его внимание предмет, следит за движущейся игрушкой или взрослым.

Ас — ищущие повороты головы при длительном звуке, поворачивает голову в сторону взрослого.

Э — быстро отвечает на разговор с ним улыбкой, длительное сосредоточение на другом ребенке.

До — лежа на животе, поднимает и некоторое время удерживает голову (не менее 5 с).

Ра — повторно произносит отдельные звуки.

3 месяца

Формула нервно психического развития ребенка по месяцам

Аз — зрительное сосредоточение в вертикальном положении на руках у взрослого (на лице говорящего с ним взрослого, на игрушке).

Э — отвечает комплексом оживления на эмоциональное общение с ним (разговор), ищет глазами ребенка, издающего звуки.

Др — случайно наталкивается руками на игрушки, низко висящие над грудью.

До — лежит на животе, опираясь на предплечья и высоко подняв голову (1 минута).

4 месяца

Аз — узнает мать или близкого человека (радуется).

Ас- поворачивает голову в сторону невидимого источника звука и находит его глазами.

Э — во время бодрствования часто и легко возникает «комплекс оживления», громко смеется при эмоциональном речевом общении.

др — рассматривает, ощупывает, захватывает низко висящие над грудью игрушки.

До — удерживает голову в вертикальном положении (на руках у взрослого), при поддержке под мышки крепко упирается о твердую опору ногами, согнутыми в тазобедренных суставах.

Формула нервно психического развития ребенка по месяцам

Ра-гулит.

Н — во время кормления придерживает руками грудь матери или бутылочку.

5 месяцев

Формула нервно психического развития ребенка по месяцам

Аз — отличает близких людей от чужих. Ас — узнает голос матери или близкого человека, различает строгую или ласковую интонацию.

Э — радуется ребенку, берет у него из рук игрушку.

Др — берет игрушку из рук взрослого, удерживает ее в руке.

До — долго лежит на животе; подняв корпус, и, опираясь на ладони выпрямленных рук, переворачивается со спины на живот, ровно, устойчиво стоит при поддержке подмышки.

Ра — подолгу, певуче гулит.

Н — ест с ложки полугустую кашу.

6 месяцев

Формула нервно психического развития ребенка по месяцам

Ас — по-разному реагирует на свое и чужое имя.

Др — уверенно берет игрушки, находясь в любом положении, и подолгу ими занимается, перекладывая из одной руки в другую.

До — переворачивается с живота на спину, передвигается, переставляя руки или немного подползая.

Ра — произносит отдельные слоги.

Н — ест с ложки, снимая пищу губами, пьет из чашки небольшое количество жидкости.

7 месяцев

Формула нервно психического развития ребенка по месяцам

др — С1УЧит игрушкой, размахивает, перекладывает, бросает ее.

До- хорошо ползает (много, быстро).

Рп — на вопрос «где?» находит взглядом предмет, находящийся в определенном месте.

Ра — подолгу лепечет.

Н — пьет из чашки, которую держит взрослый.

8 месяцев

Формула нервно психического развития ребенка по месяцам

Э — смотрит на действия другого ребенка, смеется или лепечет.

Др — игрушками занимается долго и разнообразно (толкает мяч, стучит, вынимает), подражает взрослому.

До — сам садится, сидит, ложится, держась руками за барьер, сам встает, стоит и опускается, переступает, держась за барьер.

Рп — на вопрос «где?» находит несколько предметов (2-3).

Ра — громко, четко, повторно произносит различные слоги.

Н — ест корочку хлеба, которую сам держит в руке, пьет из . чашки, которую держит взрослый.

9 месяцев

Формула нервно психического развития ребенка по месяцам

Ас — плясовые движения под музыку.

Э — догоняет ребенка, ползет ему навстречу, подражает действиям другого ребенка.

Др — действует с предметами по-разному, в зависимости от их свойств (катает, нажимает, вынимает).

До — переходит от одного предмета к другому, слегка придерживаясь за них руками.

Рп — на вопрос «где?» находит несколько предметов, знает свое имя, оборачивается на зов.

Ра — подражает взрослому, повторяя за ним слоги.

Н — хорошо пьет из чашки, слегка придерживая ее руками, формируется навык опрятности (спокойно относится к процессу высаживания на горшок).

10 месяцев

Формула нервно психического развития ребенка по месяцам

Э — действует рядом с ребенком или одной игрушкой с ним.

Др — самостоятельно и по просьбе взрослого выполняет разученные с игрушкой действия: вынимает, вкладывает, открывает, закрывает, катает, действия с пред-: метами принимают устойчивый характер.

До — всходит на невысокую поверхность или горку, держась за перила, сходит с нее, идет вперед с поддержкой за обе руки.

Рп — по просьбе «Дай!» находит и дает знакомые предметы, играет в прятки, «догоню -догоню», «сорока-ворона».

Ра — подражая взрослому, повторяет за ним слоги, которых не было в его лепете.

Н — закрепляет умения, приобретенные в 9 мес.

11 месяцев

Э — радуется приходу детей, избирательное отношение к детям.

др — накладывает кубик на кубик, снимает и надевает кольца с большими отверстиями на стержень.

До — стоит самостоятельно, делает первые самостоятельные шаги.

Рп — по словесной инструкции водит куклу, кормит собачку и т.’ д.; находит и дает любую куклу, мяч, которые видит среди игрушек.

Н — закрепляет умения, приобретенные в 9 мес.

12 месяцев

Формула нервно психического развития ребенка по месяцам

Аз — узнает на фотографии знакомого взрослого.

Э — протягивает другому ребенку игрушку, сопровождая· это смехом и лепетом, ищет игрушку, спрятанную другим ребенком.

Др — катает, водит, кормит, баюкает. Доходит самостоятельно.

Рп — понимает действия без показа (найди, дай), понимает имена детей, взрослых.

Ра — произносит 5-10 облегченных слов.

Н — самостоятельно пьет из чашки.

Источник

Что делать, если окажется, что малыш немного отстает в развитии? Главное в этом случае — не пугаться. 

  • Причины такого отставания могут быть различными:
  • — если ребенок родился недоношенным, то он имеет право отставать в разви­тии. Величина задержки будет примерно равна тому, на сколько времени раньше срока он родился;
  • — малыш может отставать в развитии по той причине, что взрослые мало с ним общаются. Если Вы думаете, что дело в этом, попытайтесь исправить положение;
  • — если ребенок физически болен или недавно перенес тяжелую болезнь, он также может отставать в развитии. Ему будет приятно, если Вы станете больше с ним общаться в этот период, но перегружать ребенка, безусловно, не следует;
  • — задержка в развитии обычно сопутствует поражениям нервной системы или органов чувств. На всякий случай убедитесь, что с этим у вашего малыша все в по­рядке, вероятно, что обнаруженное отставание просто случайно.
Читайте также:  Развитие речи как всестороннее развитие ребенка

Важно помнить, что «скорость» развития ребенка не является строго постоянной, она то замедляется, то, наоборот, возрастает. При этом разница в появлении того или иного действия у разных детей может достигать нескольких месяцев. Это касается всех действий, в том числе и относящихся к области двигательного разви­тия, которое, казалось бы, должно быть более стандартным. Например, 25% де­тей самостоятельно садятся уже в б месяцев, но 25% еще не умеют этого делать и в 9 месяцев.

В отношении ребенка лучше сделать больше того, что необходимо, чем меньше. Поэтому, если у Вас появятся сомнения, лучше обратитесь к врачу. 

Можно выделить некие нормы развития ребенка до года

10 дней жизни

Зрительные ориентировочные реакции:

удерживает в поле зрения движущийся предмет.

Слуховые ориентировочные реакции:

вздрагивает и моргает при резком звуке.

20 дней жизни

Зрительные ориентировочные реакции:

удерживает в поле зрения неподвижный предмет (лицо взрослого).

Слуховые ориентировочные реакции:

плачущий или кричащий ребенок успокаивается при сильном звуке (слуховое сосредоточение).

1 месяц жизни

Зрительные ориентировочные реакции:

отмечается кратковременное зрительное сосредоточение на неподвижной яркой игрушке или лице взрослого.

Слуховые ориентировочные реакции:

появляется кратковременное слуховое сосредото­чение (малыш прислушивается к голосу взрослого, звуку игрушки).

Эмоции и социальное поведение:

вызывается первая улыбка в ответ на разговор взрослого.

Движения общие:

лежа на животе, ребенок пытается поднимать и удерживать голову до 5 секунд.

Активная речь:

издает отдельные звуки в ответ на разговор с ним.

2 месяца

Зрительные ориентировочные реакции:

появляется фиксация взгляда на неповижном предмете и лице взрослого.

Кратковременное прослеживание движений предмета по горизонтальной линии.

Слуховые ориентировочные реакции:

Отмечается слуховое сосредоточение в ответ на звук, поворачивает голову в сторону источника звука.

Эмоции и социальное поведение:

быстро отвечает на разговор взрослого улыбкой, длительное зрительное сосредоточение на другом ребенке.

Движения общие:

лежа на животе, поднимает и удерживает голову (не менее 5 секунд).

удерживает всей кистью вложенную погремушку.

Активная речь:

повторно произносит отдельные звуки.

3 месяца

Зри тельные ориентировочные реакции:

зрительное сосредоточение в вертикальном положении на руках у взрослого (на лице говорящего с ним взрослого, игрушке).

Эмоции и социальное поведение:

отвечает комплексом оживления на эмоциональное общение с ним, ищет глазами ребенка, издающего звуки.

Движения руки и действия с предметами:

случайно наталкивается руками на игрушки, висящие над грудью.

Движения общие:

лежит на животе, опираясь на предплечья и высо­ко подняв голову (в течение одной минуты).

4 месяца

Зрительные ориентировочные реакции:

узнает маму или близкого человека (радуется).

Слуховые ориентировочные реакции:

поворачивает голову в сторону невидимого источника звука и находит его глазами, адекватно реагирует на спокойную и плясовую мелодию.

Эмоции и социальное поведение:

во время бодрствования часто и легко возникает комплекс оживления, громко смеется в ответ на эмоциональное речевое обращение, ищет взгля­дом другого ребенка, рассматривает, радуется, тянется к нему.

Движения руки и действия с предметами:

рассматривает, ощупывает и захватывает низко висящие над грудью игрушки.

Движения общие:

удерживает голову в вертикальном положении (на руках у взрослого). При поддержке под мыш­ки крепко упирается о твердую опору но­гами, согнутыми в тазобедренных суставах.

Речь активная:

гулит.

Навыки и умения:

во время кормления придерживает руками грудь

матери или бутылочку.

5 месяцев

Зрительные ориентировочные реакции:

отличает близких людей от чужих по внешнему виду (по-разному реагирует на лицо знакомого и незнакомого человека).

Слуховые ориентировочные реакции:

узнает голос матери или близкого человека, различает строгую и ласковую интонацию обращенной к нему речи, по-разному реагирует.

Эмоции и социальное поведение:

радуется ребенку, берет у него из рук игрушку, гулит.

Движения руки и действия с предметами:

берет из рук взрослого игрушку, удерживает в руке.

Движения общие:

долго лежит на животе, подняв корпус и опираясь на ладони выпрямленных рук, переворачивается со спины на живот, ровно, устойчиво стоит при поддержке под мышки.

Речь активная:

подолгу певуче гулит.

Навыки и умения:

ест с ложки полугустую и густую пищу.

6 месяцев

Эмоции и социальное поведение:

по разному реагирует на свое и чужое.

Движения руки и действия с предметами:

уверенно берет игрушки, подолгу занимается ими, перекладывая из одной руки в другую.

Движения общие:

переворачивается с живота на спину, передвигается, переставляя руки или немного подползая.

Речь активная:

произносит отдельные слоги (начало лепета).

Навыки и умения:

хорошо ест с ложки, снимая пищу губами.

небольшое количество жидкой пищи пьет из чашки, которую держит взрослый.

7 месяцев

Движения руки и действия с предметами:

игрушкой стучит, размахивает, перекладывает, бросает ее и др.

Движения общие:

хорошо ползает (много, быстро, в разных направ­лениях).

Понимание речи:

на вопрос «где?» находит взглядом предмет, пос­тоянно находящийся в определенном месте (на­пример, куклу).

Речь активная:

подолгу лепечет, повторно произносит одни и те слоги (2-3 слога).

Навыки и умения:

пьет из чашки, которую держит взрослый.

8 месяцев

Эмоции и социальное поведение:

смотрит на действия другого ребенка, смеется или лепечет.

Движения руки и действия с предметами:

игрушками занимается долго и разнообразно, действует ими в зависимости от их свойств, подражает действиям взрослого с игрушками (толкает мяч, вынимает).

Движения общие:

сам садится, сидит и ложится, держась за барьер, : сам встает, стоит и опускается, переступает, держась за барьер.

Понимание речи:

на вопрос «где?» находит несколько предметов, находящихся на постоянных местах (например, куклу), по просьбе взрослого выполняет разученные ранее простые действия.

Речь активная:

громко, четко и повторно произносит различные : слоги.

Навыки и умения:

ест корочку хлеба, которую сам держит в руке, пьет из чашки, которую держит взрослый.

9 месяцев

Слуховые ориентировочные реакции:

совершает плясовые движения под музыку.

Эмоции и социальное поведение:

догоняет ребенка, ползет ему навстречу, подражает действиям другого ребенка.

Движения руки и действия с предметами:

с предметами действует по-разному, в зависимости от их свойств (катает, нажимает, вынимает и пр.).

Движения общие:

переходит от одного предмета к другому, слегка придерживаясь за них.

Понимание речи:

на вопрос «где?» находит несколько предметов в разных местах, независимо от их постоянного местоположения, знает свое имя, оборачивается на зов.

Речь активная:

подражает взрослому, повторяя за ним слоги, которые уже есть в лепете.

Навыки и умения:

хорошо пьет из чашки, слегка придерживая ее руками, формируется навык оп­рятности: спокойно относится к процессу высаживания на горшок.

10 месяцев

Эмоции и социальное поведение:

действует рядом с ребенком или одной игрушкой с ним.

Движения руки и действия с предметами:

самостоятельно и по просьбе взрослого выполняет разученные с игрушками действия: вынимает, вкладывает, открывает, закрывает, катает и др.

Движения общие:

идет вперед с поддержкой за обе руки.

Понимание речи:

по просьбе «дай» находит и дает знакомые предметы, по просьбе взрослого вы­полняет более сложные разученные действия и движения («догоню-догоню», «сорока-ворона»).

Речь активная:

подражая взрослому, повторяет за ним новые слоги, которых нет в лепете.

11 месяцев

Эмоции и социальное поведение:

избирательное отношение к детям, радуется приходу детей.

Движения руки и действия с предметами:

овладевает новыми действиями с предметами и начинает выполнять их по слову взрослого: накладывает кубик на кубик, снимает и надевает кольца с большими отверстиями на стержень.

Движения общие:

стоит самостоятельно, делает первые самостоятельные шаги.

Понимание речи:

по словесной инструкции выполняет разученные действия (водит куклу, кормит собачку и пр.), появляются первые обобщения в понимаемой речи.

Читайте также:  Математические способности и их роль в развитии ребенка

12 месяцев

Зрительные ориентировочные реакции:

различает две контрастные формы предметов (подбор по образцу), узнает на фотографии знакомого взрослого.

Эмоции и социальное поведение:

ищет игрушку, спрятанную другим ребенком, протягивает другому ребенку игрушку, сопровождая это смехом.

Движения руки и действия с предметами:

выполняет самостоятельно разученные действия (водит куклу, кормит собач­ку, катает и пр.), переносит разученные действия с одним предметом на другой (кормит, баюкает куклу, кошку, зайца).

Движения общие:

ходит самостоятельно (без опоры).

Понимание речи:

понимает (без показа) названия нескольких предметов, действий, имена детей, взрослых («отдай тете Лене мячик»), понимает слово «нельзя» (прекращает действие).

Речь активная:

подражая взрослому, легко произносит новые слоги, произносит 5-10 облегченных слов.

Навыки и умения:

самостоятельно пьет из чашки (берет ее руками и пьет)

По материалам книги Гончаровой О.В.

«Пособие по уходу за малышом»

Источник

Нервно-психическое
развитие детей

Для
оценки нервно-психического развития
ребенка
 от
3 до 7 лет обычно пользуются данными
наблюдений за его поведением во время
различных режимных моментов. При этом
учитываются следующие ведущие показатели:

*
моторное развитие и зрительная координация
(равновесие в ходьбе, статическое
равновесие, прыжки и т. д.);
* развитие
речи (звуковая культура речи, грамматически
правильная речь, чтение стихов, пересказы
и т. д.);
* познавательная деятельность
(количество и счет, величина, ориентировка
во времени и пространстве, конструирование,
воспроизведение, ощущение цвета,
формирование обобщений);
*
социально-культурное развитие
(культурно-гигиенические навыки,
самостоятельность, трудолюбие, игровая
деятельность, взаимоотношения с
окружающими).

Для
оценки нервно-психического развития
дошкольников и школьников применяются
специальные тесты, таблицы, шкалы и
анкетирование.

Уровень
нервно-психического развития принято
оценивать по 4 группам развития, три из
которых — варианты нормального развития,
а четвертая — развитие, пограничное с
нормой.

*
1 -я группа — дети с развитием в пределах
нормы или опережающие развитие по одному
или нескольким показателям.
* 2-я группа
— дети с задержкой в развитии на 1
эпикризный срок (до года — на 1 месяц,
до 2 лет — на 3 месяца, до 3 лет — на 6
месяцев) и дети с негармоничным развитием
по одному или нескольким показателям.
*
3-я группа — дети с задержкой на 2
эпикризных срока и дети с негармоничным
развитием (часть показателей ниже на
1, а часто на 2 эпикризных срока).
* 4-я
группа — дети с задержкой на 3 эпикризных
срока. Кроме того, выделяют три степени
задержки нервно-психического развития:
*
I степень — по 1—2 показателям;
* II —
по 3—4 показателям;
* III — по 5—7
показателям.

Таким
образом, оценивать нервно-психическое
развитие ребенка рекомендуется по
следующей схеме:

*
его уровень по ведущим линиям развития,
характерным для данного возраста;

*
соответствие или несоответствие уровня
нервно-психического развития ребенка
данному возрасту с учетом групп развития
и степени задержки;
*оценка динамики
развития ребенка по сравнению с предыдущим
уровнем, наличие или отсутствие
индивидуальных особенностей.

Роль
импринтинга, ухода и воспитания в НПР
ребенка

Вначале
у ребенка начинают функционировать
высшие анализаторы, и лишь потом
развиваются сложные локомоторные акты,
требующие сложной координации. Эта
закономерность имеет важное практическое
значение и свидетельствует о необходимости
воспитания движений в определенной
последовательности.

Таблица
1. Средние сроки развития и возможные
границы моторных актов у детей первого
года жизни

Формула нервно психического развития ребенка по месяцам

Формирование
речи обусловлено становлением функции
сенсорной системы и функциональным
созреванием головного мозга.

Развитие
речи является также продуктом и итогом
общения ребенка со взрослым человеком,
воспитательной активности и любви
взрослого к ребенку.

Понимание
речи имеет большое значение для
организации эффективной воспитательной
работы с ребенком.

Таблица
2. Голосовые реакции и последовательность
развития речи у здоровых детей

Формула нервно психического развития ребенка по месяцам

Импринтинг
– механизм мгновенного запечатлевания,
при котором первое впечатление определяет
характер реагирования, влияющий на всю
дальнейшую жизнь и деятельность
организма. Длительное время его роль в
нервно-психическом развитии детей
изучалась недостаточно.

Однако
наблюдения показывают, что он имеет
немаловажное значение в формировании
нервно-психического развития и даже
будущего поведения, предопределяя его
на долгие годы.

Материнский
уход за ребенком оказывается важным
звеном в правильном социальном поведении
его в дальнейшем. Поведение и характер
ребенка, достигшего школьного возраста,
в значительной степени определяется
вниманием тех людей, которые ухаживали
за ним в раннем детстве. Дети, которые
воспитывались родителями, как правило,
более приспособлены к школьной жизни.
Если же ребенка воспитывали бабушка
или дедушка, такие дети хуже адаптируются
к школе, у этих детей значительно хуже
развиты координированные движения.
Дети, которые воспитываются в детских
учреждениях (яслях, детских садах),
отличаются более ранним формированием
и совершенствованием двигательных
умений, в то же время у них хуже развиты
речевые навыки и образное мышление.

В
зависимости от условий среды, воспитания
и различных заболеваний у ребенка может
задерживаться нормальное развитие
высшей нервной деятельности, поэтому
врач-педиатр должен давать советы
родителям по гармоничному воспитанию
детей.

 Развитие
условно-рефлекторной деятельности в
онтогенезе.

Еще
за 3 месяца до нормаль­ного срока
рождения нервная система плода в
достаточной мере развита, чтобы обеспечить
функционирование организма в усло­виях
внеутробного существования. Сформированы
все отделы моз­га, включая кору больших
полушарий. Афферентные и эфферент­ные
нервные волокна соединяют центральную
нервную систему со всеми органами тела.
С первого же дня жизни у ребенка могут
быть обнаружены защитные и ориентировочные
рефлексы на боле­вые, световые, звуковые
и другие раздражения. Однако эти реак­ции
плохо координированы, нередко беспорядочны
и, как прави­ло, медленно протекают и
легко распространяются на большое
количество мышц. Очень часто они
проявляются в усилении общей двигательной
активности. Это показывает, что возбуждение
легко иррадиирует, т. е. распространяется,
с одного участка мозга на другие.
Иррадиация возбуждения, сопровождающаяся
криком, особенно легко возникает под
влиянием голода, охлаждения, а так­же
болевых раздражений.

Прикосновение
к губам новорожденного или к соседним
участ­кам кожи вызывает рефлекторные
сосательные движения, что ве­дет к
понижению общей возбудимости и прекращению
двигатель­ной активности. Такое
состояние торможения двигательных
центров мозга сохраняется не только во
время сосания груди, но и в после­дующий
период сытости, что способствует
наступлению сна. Как правило, пробуждение
наступает перед очередным кормлением,
когда состояние сытости сменяется
состоянием голода.

Иногда
в начальном периоде внутриутробного
развития нару­шается нормальное
образование органов, что ведет к появлению
различных уродств. В частности, известны
случаи недоразвития передних отделов
мозга и даже полного отсутствия больших
полу­шарий. Дети, рождающиеся с таким
тяжелым дефектом, умирают в первые
месяцы, реже в первые годы жизни.
Наблюдения показа­ли, что поведение
таких детей очень сходно с поведением
нор­мального ребенка в период
новорожденности. Это дает основа­ние
полагать, что в первые дни жизни реакции
организма осуще­ствляются без участия
коры больших полушарий и подкорковых
ядер.

Установлено,
однако, что клетки коры больших полушарий
но­ворожденного могут приходить в
состояние возбуждения под влия­нием
импульсов, поступающих из нижележащих
отделов мозга. В коре возникают и ответные
импульсы. Так, например, у ново­рожденных
при участии коры происходит поворот
глаз, а несколь­ко позднее и головы в
сторону появившегося света. Мало того,
на основании изучения электрических
реакций установлено, что уже в первые
дни жизни в коре больших полушарий
происходит разли­чение красного и
зеленого цвета.

В
течение первых двух лет жизни головной
мозг интенсивно растет, и к двум годам
его вес достигает примерно 70% веса мозга
взрослого человека. В основном увеличение
мозговой массы происходит не за счет
об­разования новых клеток (после
рождения их количество мало ме­няется),
а в результате роста и разветвления
дендритов и аксонов. У двухлетнего
ребенка в коре больших полушарий нервные
клетки расположены дальше друг от друга,
чем у новорожденного. Зато много места
занимают разросшиеся отростки , что,
разу­меется, требует большего увеличения
площади, занимаемой корой. И действительно,
за первые два года жизни ее площадь
увеличи­вается примерно в 2,5 раза, в
основном путем углубления извилин.
Увеличивается и толщина коркового слоя
больших полушарий.

Читайте также:  Физкультура в всестороннем развитии ребенка

Еще
более интенсивно растет мозжечок. Если
в коре больших полушарий клеточные
слои, характерные для мозга взрослого
че­ловека, формируются уже к 6-му месяцу
внутриутробного разви­тия, то в коре
мозжечка формирование слоев происходит
после рождения и заканчивается к 9—11-му
месяцу жизни. К концу вто­рого года
вес мозжечка увеличивается почти в 5
раз по сравнению с его весом в период
новорождённости. 

Такое
позднее и вместе с тем «быстрое
развитие мозжечка объясняется тем, что
основная функция, а именно уточнение
двигательных реакций, и в частно­сти
поддержание нормального положения
тела, может быть использована организмом
лишь после приобретения первых навыков
стояния и ходьбы к концу 1-го года
жизни.

Миелинизация
нервных волокон. Уже на ранних стадиях
внутриутробного развития аксоны нервных
клеток окружены клетками-спутниками,
которые образуют своеобразную оболочку.
Аксон, ок­руженный такой оболочкой,
называется нервным волокном. На 4—5-м
месяце в корешках спинномозговых нервов
волокна посте­пенно приобретают
отчетливый белый цвет. Объясняется это
обра­зованием особого жироподобного
вещества — миелина. Он образу­ется в
клетках-спутниках, которые обтекают
аксон, многократно обертывая его тонким
слоем своего все удлиняющегося тела.
Так возникает миелиновая оболочка
нервного волокна. Каждые 1— 2 мм она
прерывается, образуя перехваты. Миелиновую
оболочку можно рассматривать как хорошую
изоляцию нервного волокна. Кроме того,
в миелинизированных волокнах скорость
проведения возбуждения в 10—20 раз больше,
чем в волокнах, не покрытых миелином.
Это объясняется скачкообразным
распространением возбуждения: оно
перескакивает от одного перехвата к
другому.

Миелинизация
нервных волокон как в центральной
нервной си­стеме, так и в периферической
происходит очень интенсивно в по­следние
месяцы внутриутробного развития. У
новорожденного миелинизация нервных
волокон спинного мозга и ствола головного
мозга почти завершена. В значительной
мере миелинизированы волокна
черепно-мозговых и спинномозговых
нервов. Однако их миелинизация продолжается
и после рождения, заканчиваясь в основном
к 2—3 годам жизни.

Как
правило, миелинизация ускоряется в тех
группах волокон, которые начинают
усиленно функционировать. Этим объясняется
более ранняя миелинизация у недоношенных
младенцев. При хро­нических заболеваниях,
связанных с ослаблением двигательной
ак­тивности, Миелинизация волокон
двигательных нервов может зна­чительно
задерживаться.

Миелинизация
пирамидного пути, проходящего от
двигатель­ной области коры больших
полушарий до двигательных клеток
пе­редних рогов серого вещества
спинного мозга, начинается еще до
рождения, а с 3-го месяца жизни почти
приостанавливается. Лишь примерно с
8-го месяца, в связи с появлением первых
попыток ходь­бы, интенсивность
миелинизации снова, и притом значительно,
увеличивается. Миелинизация речевых
центров коры в основном заканчивается
к 1—2 годам, когда появляется речь.

Очень
поздно (не ранее 2-го месяца жизни)
начинается миелинизация тех волокон
клеток коры больших полушарий, которые
идут от одного участка коры к другому.
Миелинизируются они очень постепенно,
по мере усложнения высшей нервной
деятельно­сти. По-видимому, этот
процесс прекращается лишь к старости.
Особенно медленно указанные волокна
получают миелиновую обо­лочку в лобной
области коры, связанной с наиболее
сложными про­явлениями высшей нервной
деятельности.

Функциональные
особенности нервных клеток.
 У
новорожден­ных процессы, протекающие
в нервных клетках, замедлены: мед­леннее
возникает возбуждение, медленнее оно
распространяется по нервным волокнам.
Длительное или сильное раздражение
нерв­ной клетки легко приводит ее в
состояние торможения. Скорость проведения
возбуждения увеличивается по мере
миелинизации во­локон и к 2—3 годам
становится примерно такой же, как и у
взрослых. Скорость возникновения
возбуждения увеличивается бо­лее
постепенно и достигает величины,
характерной для взрослых лишь к 10—12
годам. Неспособность нервных клеток
длительное время находиться в состоянии
возбуждения очень характерна и для
детей дошкольного возраста. С этим
связана нестойкость до­минант: любое
стороннее раздражение легко разрушает
доминан­ту, вызывая образование нового
доминантного очага, который, в свою
очередь, быстро оказывается заторможенным.
Отсюда не­устойчивость внимания
дошкольника, быстрый переход от одной
деятельности к другой.

Явления
иррадиации и индукции.
 У
детей грудного возраста возбуждение
легко иррадиирует. Любые рефлекторные
движения обычно захватывают значительную
часть мускулатуры. Так, дви­жения рук
сопровождаются заметной подвижностью
ног. Всякое более или менее значительное
раздражение вызывает общую дви­гательную
активность. Крику ребенка также
сопутствуют движения всего тела.
Рефлекторное смыкание век, например,
при появлении яркого света, сопровождается
сжатием губ, а нередко и сгиба­нием
конечностей. При удивлении или при
внимательном разгля­дывании нового
предмета ребенок старшего грудного
возраста широко открывает не только
глаза, но и рот, растопыривая при этом
пальцы. Такие иррадиированные реакции
характерны и для детей второго года
жизни.

В
последующие годы устойчивость нервных
клеток повышает­ся. Увеличивается
сила процессов возбуждения и торможения,
в связи с чем более заметными становятся
явления индукции: по­явление очага
возбуждения сопровождается понижением
возбу­димости или торможением других
участков мозга. Таким образом создается
препятствие для чрезмерной иррадиации
возбуждения. Развитию явлений индукции
способствует обучение ходьбе и дру­гим
более сложным двигательным актам. При
сильном возбужде­нии, в частности при
проявлении радости или огорчения,
сохраня­ется резкая выраженность
явлений иррадиации: ребенок прыгает
или топает ножками; он весь во власти
возбуждения, и никакие уговоры не могут
его успокоить.

Дальнейшее
усиление явлений взаимной индукции и
связанная с этим большая концентрация
процессов возбуждения и торможе­ния
создают предпосылки для усидчивой
целенаправленной дея­тельности. Этому
способствуют воспитание и обучение как
в до­школьном, так и в младшем школьном
возрасте.

Начиная
с 1906 г. ученик и последователь И. П.
Пав­лова Н.И.Красногорский исследовал
у детей пищевые условные рефлексы,
регистрируя сначала реакцию открывания
рта и глота­ния, а затем выделение
слюны, которую он собирал при помощи
специально сконструированной
капсулы-присоски. В. И. Бехтерев изучал
у взрослых людей оборонительные условные
рефлексы, подкрепляемые болевым
раздражением. Применялись и другие
методики.

Исследования
привели к выводу, что высшая нервная
деятель­ность у человека носит такой
же рефлекторный (отражательный) характер,
как и у животных, а основные закономерности
корковых функций, установленные в опытах
на животных, действительны и для человека.
Вместе с тем оказалось, что у человека
условные рефлексы вырабатываются
гораздо быстрее и отличаются большей
, прочностью; легче образуются рефлексы
на очень сложные комп­лексы раздражителей,
а также запаздывающие рефлексы с боль­шим
интервалом между началом действия
условного и безуслов­ного раздражителей.

Нервно-психическое
развитие детей 1-го года жизни

1.
Основные критерии (линии) развития:

Аз
— анализатор зрительный;

Ас
— анализатор слуховой;

Э
— эмоции;

До
— движения общие;

Др
— движения руки;

Ра
— речь. активная;

Н-навыки;

Рп
— речевые понимания;

Ср
— сенсорика;

И
— игра и действия с предметом; 
Д —
движения;

НПР
— нервно-психическое развитие.

2.
Формулы НПР детей l-го года жизни:

1
мес. Аз Ас До ЭРа.

2
мес. Ас Аз До ЭРа.

З
мес. Аз До Э Др.

4
мес. Аз Ас Э До Др Ра Н.

5
мес. Аз Ас др Ра Н Э До.

6
мес. Ас др До Ра Н.

7
мес. Др До Рп Ра Н.

8
мес. Э др До Р Рп Ра Н.

9
мес. Э Ас др До Рп Ра Н.

10
мес. Э др До Рп Ра Н.

11
мес. Э др До Рп Ра Н.

12
мес. Э Аз др До Рп Ра Н.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Источник