Формула нервно психического развития ребенка по месяцам

1. Основные критерии (линии) развития:
Аз — анализатор зрительный;
Ас — анализатор слуховой;
Э — эмоции;
До — движения общие;
Др — движения руки;
Ра — речь. активная;
Н-навыки;
Рп — речевые понимания;
Ср — сенсорика;
И — игра и действия с предметом;
Д — движения;
НПР — нервно-психическое развитие.
- 2. Формулы НПР детей l-го года жизни:
- 1 мес. Аз Ас До ЭРа.
- 2 мес. Ас Аз До ЭРа.
З мес. Аз До Э Др.
- 4 мес. Аз Ас Э До Др Ра Н.
- 5 мес. Аз Ас др Ра Н Э До.
- 6 мес. Ас др До Ра Н.
- 7 мес. Др До Рп Ра Н.
- 8 мес. Э др До Р Рп Ра Н.
- 9 мес. Э Ас др До Рп Ра Н.
- 10 мес. Э др До Рп Ра Н.
- 11 мес. Э др До Рп Ра Н.
- 12 мес. Э Аз др До Рп Ра Н.
- 3. Динамика НПР за l-й год жизни ребенка
Новорожденный
1 месяц
Аз — плавное прослеживание движущегося предмета.
Ас — длительное слуховое сосредоточение (прислушивание к голосу взрослого, к звуку игрушки).
Э — первая улыбка в ответ на разговор взрослого.
До — лежа на животе, пытается поднять и удержать голову (до 5 с).
Ра — издает отдельные . звуки в ответ на разговор с ним.
2 месяца
Аз -длительное зрительное сосредоточение; смотрит на лицо взрослого, на привлекший его внимание предмет, следит за движущейся игрушкой или взрослым.
Ас — ищущие повороты головы при длительном звуке, поворачивает голову в сторону взрослого.
Э — быстро отвечает на разговор с ним улыбкой, длительное сосредоточение на другом ребенке.
До — лежа на животе, поднимает и некоторое время удерживает голову (не менее 5 с).
Ра — повторно произносит отдельные звуки.
3 месяца
Аз — зрительное сосредоточение в вертикальном положении на руках у взрослого (на лице говорящего с ним взрослого, на игрушке).
Э — отвечает комплексом оживления на эмоциональное общение с ним (разговор), ищет глазами ребенка, издающего звуки.
Др — случайно наталкивается руками на игрушки, низко висящие над грудью.
До — лежит на животе, опираясь на предплечья и высоко подняв голову (1 минута).
4 месяца
Аз — узнает мать или близкого человека (радуется).
Ас- поворачивает голову в сторону невидимого источника звука и находит его глазами.
Э — во время бодрствования часто и легко возникает «комплекс оживления», громко смеется при эмоциональном речевом общении.
др — рассматривает, ощупывает, захватывает низко висящие над грудью игрушки.
До — удерживает голову в вертикальном положении (на руках у взрослого), при поддержке под мышки крепко упирается о твердую опору ногами, согнутыми в тазобедренных суставах.
Ра-гулит.
Н — во время кормления придерживает руками грудь матери или бутылочку.
5 месяцев
Аз — отличает близких людей от чужих. Ас — узнает голос матери или близкого человека, различает строгую или ласковую интонацию.
Э — радуется ребенку, берет у него из рук игрушку.
Др — берет игрушку из рук взрослого, удерживает ее в руке.
До — долго лежит на животе; подняв корпус, и, опираясь на ладони выпрямленных рук, переворачивается со спины на живот, ровно, устойчиво стоит при поддержке подмышки.
Ра — подолгу, певуче гулит.
Н — ест с ложки полугустую кашу.
6 месяцев
Ас — по-разному реагирует на свое и чужое имя.
Др — уверенно берет игрушки, находясь в любом положении, и подолгу ими занимается, перекладывая из одной руки в другую.
До — переворачивается с живота на спину, передвигается, переставляя руки или немного подползая.
Ра — произносит отдельные слоги.
Н — ест с ложки, снимая пищу губами, пьет из чашки небольшое количество жидкости.
7 месяцев
др — С1УЧит игрушкой, размахивает, перекладывает, бросает ее.
До- хорошо ползает (много, быстро).
Рп — на вопрос «где?» находит взглядом предмет, находящийся в определенном месте.
Ра — подолгу лепечет.
Н — пьет из чашки, которую держит взрослый.
8 месяцев
Э — смотрит на действия другого ребенка, смеется или лепечет.
Др — игрушками занимается долго и разнообразно (толкает мяч, стучит, вынимает), подражает взрослому.
До — сам садится, сидит, ложится, держась руками за барьер, сам встает, стоит и опускается, переступает, держась за барьер.
Рп — на вопрос «где?» находит несколько предметов (2-3).
Ра — громко, четко, повторно произносит различные слоги.
Н — ест корочку хлеба, которую сам держит в руке, пьет из . чашки, которую держит взрослый.
9 месяцев
Ас — плясовые движения под музыку.
Э — догоняет ребенка, ползет ему навстречу, подражает действиям другого ребенка.
Др — действует с предметами по-разному, в зависимости от их свойств (катает, нажимает, вынимает).
До — переходит от одного предмета к другому, слегка придерживаясь за них руками.
Рп — на вопрос «где?» находит несколько предметов, знает свое имя, оборачивается на зов.
Ра — подражает взрослому, повторяя за ним слоги.
Н — хорошо пьет из чашки, слегка придерживая ее руками, формируется навык опрятности (спокойно относится к процессу высаживания на горшок).
10 месяцев
Э — действует рядом с ребенком или одной игрушкой с ним.
Др — самостоятельно и по просьбе взрослого выполняет разученные с игрушкой действия: вынимает, вкладывает, открывает, закрывает, катает, действия с пред-: метами принимают устойчивый характер.
До — всходит на невысокую поверхность или горку, держась за перила, сходит с нее, идет вперед с поддержкой за обе руки.
Рп — по просьбе «Дай!» находит и дает знакомые предметы, играет в прятки, «догоню -догоню», «сорока-ворона».
Ра — подражая взрослому, повторяет за ним слоги, которых не было в его лепете.
Н — закрепляет умения, приобретенные в 9 мес.
11 месяцев
Э — радуется приходу детей, избирательное отношение к детям.
др — накладывает кубик на кубик, снимает и надевает кольца с большими отверстиями на стержень.
До — стоит самостоятельно, делает первые самостоятельные шаги.
Рп — по словесной инструкции водит куклу, кормит собачку и т.’ д.; находит и дает любую куклу, мяч, которые видит среди игрушек.
Н — закрепляет умения, приобретенные в 9 мес.
12 месяцев
Аз — узнает на фотографии знакомого взрослого.
Э — протягивает другому ребенку игрушку, сопровождая· это смехом и лепетом, ищет игрушку, спрятанную другим ребенком.
Др — катает, водит, кормит, баюкает. Доходит самостоятельно.
Рп — понимает действия без показа (найди, дай), понимает имена детей, взрослых.
Ра — произносит 5-10 облегченных слов.
Н — самостоятельно пьет из чашки.
Источник
Что делать, если окажется, что малыш немного отстает в развитии? Главное в этом случае — не пугаться.
- Причины такого отставания могут быть различными:
- — если ребенок родился недоношенным, то он имеет право отставать в развитии. Величина задержки будет примерно равна тому, на сколько времени раньше срока он родился;
- — малыш может отставать в развитии по той причине, что взрослые мало с ним общаются. Если Вы думаете, что дело в этом, попытайтесь исправить положение;
- — если ребенок физически болен или недавно перенес тяжелую болезнь, он также может отставать в развитии. Ему будет приятно, если Вы станете больше с ним общаться в этот период, но перегружать ребенка, безусловно, не следует;
- — задержка в развитии обычно сопутствует поражениям нервной системы или органов чувств. На всякий случай убедитесь, что с этим у вашего малыша все в порядке, вероятно, что обнаруженное отставание просто случайно.
Важно помнить, что «скорость» развития ребенка не является строго постоянной, она то замедляется, то, наоборот, возрастает. При этом разница в появлении того или иного действия у разных детей может достигать нескольких месяцев. Это касается всех действий, в том числе и относящихся к области двигательного развития, которое, казалось бы, должно быть более стандартным. Например, 25% детей самостоятельно садятся уже в б месяцев, но 25% еще не умеют этого делать и в 9 месяцев.
В отношении ребенка лучше сделать больше того, что необходимо, чем меньше. Поэтому, если у Вас появятся сомнения, лучше обратитесь к врачу.
Можно выделить некие нормы развития ребенка до года
10 дней жизни
Зрительные ориентировочные реакции:
удерживает в поле зрения движущийся предмет.
Слуховые ориентировочные реакции:
вздрагивает и моргает при резком звуке.
20 дней жизни
Зрительные ориентировочные реакции:
удерживает в поле зрения неподвижный предмет (лицо взрослого).
Слуховые ориентировочные реакции:
плачущий или кричащий ребенок успокаивается при сильном звуке (слуховое сосредоточение).
1 месяц жизни
Зрительные ориентировочные реакции:
отмечается кратковременное зрительное сосредоточение на неподвижной яркой игрушке или лице взрослого.
Слуховые ориентировочные реакции:
появляется кратковременное слуховое сосредоточение (малыш прислушивается к голосу взрослого, звуку игрушки).
Эмоции и социальное поведение:
вызывается первая улыбка в ответ на разговор взрослого.
Движения общие:
лежа на животе, ребенок пытается поднимать и удерживать голову до 5 секунд.
Активная речь:
издает отдельные звуки в ответ на разговор с ним.
2 месяца
Зрительные ориентировочные реакции:
появляется фиксация взгляда на неповижном предмете и лице взрослого.
Кратковременное прослеживание движений предмета по горизонтальной линии.
Слуховые ориентировочные реакции:
Отмечается слуховое сосредоточение в ответ на звук, поворачивает голову в сторону источника звука.
Эмоции и социальное поведение:
быстро отвечает на разговор взрослого улыбкой, длительное зрительное сосредоточение на другом ребенке.
Движения общие:
лежа на животе, поднимает и удерживает голову (не менее 5 секунд).
удерживает всей кистью вложенную погремушку.
Активная речь:
повторно произносит отдельные звуки.
3 месяца
Зри тельные ориентировочные реакции:
зрительное сосредоточение в вертикальном положении на руках у взрослого (на лице говорящего с ним взрослого, игрушке).
Эмоции и социальное поведение:
отвечает комплексом оживления на эмоциональное общение с ним, ищет глазами ребенка, издающего звуки.
Движения руки и действия с предметами:
случайно наталкивается руками на игрушки, висящие над грудью.
Движения общие:
лежит на животе, опираясь на предплечья и высоко подняв голову (в течение одной минуты).
4 месяца
Зрительные ориентировочные реакции:
узнает маму или близкого человека (радуется).
Слуховые ориентировочные реакции:
поворачивает голову в сторону невидимого источника звука и находит его глазами, адекватно реагирует на спокойную и плясовую мелодию.
Эмоции и социальное поведение:
во время бодрствования часто и легко возникает комплекс оживления, громко смеется в ответ на эмоциональное речевое обращение, ищет взглядом другого ребенка, рассматривает, радуется, тянется к нему.
Движения руки и действия с предметами:
рассматривает, ощупывает и захватывает низко висящие над грудью игрушки.
Движения общие:
удерживает голову в вертикальном положении (на руках у взрослого). При поддержке под мышки крепко упирается о твердую опору ногами, согнутыми в тазобедренных суставах.
Речь активная:
гулит.
Навыки и умения:
во время кормления придерживает руками грудь
матери или бутылочку.
5 месяцев
Зрительные ориентировочные реакции:
отличает близких людей от чужих по внешнему виду (по-разному реагирует на лицо знакомого и незнакомого человека).
Слуховые ориентировочные реакции:
узнает голос матери или близкого человека, различает строгую и ласковую интонацию обращенной к нему речи, по-разному реагирует.
Эмоции и социальное поведение:
радуется ребенку, берет у него из рук игрушку, гулит.
Движения руки и действия с предметами:
берет из рук взрослого игрушку, удерживает в руке.
Движения общие:
долго лежит на животе, подняв корпус и опираясь на ладони выпрямленных рук, переворачивается со спины на живот, ровно, устойчиво стоит при поддержке под мышки.
Речь активная:
подолгу певуче гулит.
Навыки и умения:
ест с ложки полугустую и густую пищу.
6 месяцев
Эмоции и социальное поведение:
по разному реагирует на свое и чужое.
Движения руки и действия с предметами:
уверенно берет игрушки, подолгу занимается ими, перекладывая из одной руки в другую.
Движения общие:
переворачивается с живота на спину, передвигается, переставляя руки или немного подползая.
Речь активная:
произносит отдельные слоги (начало лепета).
Навыки и умения:
хорошо ест с ложки, снимая пищу губами.
небольшое количество жидкой пищи пьет из чашки, которую держит взрослый.
7 месяцев
Движения руки и действия с предметами:
игрушкой стучит, размахивает, перекладывает, бросает ее и др.
Движения общие:
хорошо ползает (много, быстро, в разных направлениях).
Понимание речи:
на вопрос «где?» находит взглядом предмет, постоянно находящийся в определенном месте (например, куклу).
Речь активная:
подолгу лепечет, повторно произносит одни и те слоги (2-3 слога).
Навыки и умения:
пьет из чашки, которую держит взрослый.
8 месяцев
Эмоции и социальное поведение:
смотрит на действия другого ребенка, смеется или лепечет.
Движения руки и действия с предметами:
игрушками занимается долго и разнообразно, действует ими в зависимости от их свойств, подражает действиям взрослого с игрушками (толкает мяч, вынимает).
Движения общие:
сам садится, сидит и ложится, держась за барьер, : сам встает, стоит и опускается, переступает, держась за барьер.
Понимание речи:
на вопрос «где?» находит несколько предметов, находящихся на постоянных местах (например, куклу), по просьбе взрослого выполняет разученные ранее простые действия.
Речь активная:
громко, четко и повторно произносит различные : слоги.
Навыки и умения:
ест корочку хлеба, которую сам держит в руке, пьет из чашки, которую держит взрослый.
9 месяцев
Слуховые ориентировочные реакции:
совершает плясовые движения под музыку.
Эмоции и социальное поведение:
догоняет ребенка, ползет ему навстречу, подражает действиям другого ребенка.
Движения руки и действия с предметами:
с предметами действует по-разному, в зависимости от их свойств (катает, нажимает, вынимает и пр.).
Движения общие:
переходит от одного предмета к другому, слегка придерживаясь за них.
Понимание речи:
на вопрос «где?» находит несколько предметов в разных местах, независимо от их постоянного местоположения, знает свое имя, оборачивается на зов.
Речь активная:
подражает взрослому, повторяя за ним слоги, которые уже есть в лепете.
Навыки и умения:
хорошо пьет из чашки, слегка придерживая ее руками, формируется навык опрятности: спокойно относится к процессу высаживания на горшок.
10 месяцев
Эмоции и социальное поведение:
действует рядом с ребенком или одной игрушкой с ним.
Движения руки и действия с предметами:
самостоятельно и по просьбе взрослого выполняет разученные с игрушками действия: вынимает, вкладывает, открывает, закрывает, катает и др.
Движения общие:
идет вперед с поддержкой за обе руки.
Понимание речи:
по просьбе «дай» находит и дает знакомые предметы, по просьбе взрослого выполняет более сложные разученные действия и движения («догоню-догоню», «сорока-ворона»).
Речь активная:
подражая взрослому, повторяет за ним новые слоги, которых нет в лепете.
11 месяцев
Эмоции и социальное поведение:
избирательное отношение к детям, радуется приходу детей.
Движения руки и действия с предметами:
овладевает новыми действиями с предметами и начинает выполнять их по слову взрослого: накладывает кубик на кубик, снимает и надевает кольца с большими отверстиями на стержень.
Движения общие:
стоит самостоятельно, делает первые самостоятельные шаги.
Понимание речи:
по словесной инструкции выполняет разученные действия (водит куклу, кормит собачку и пр.), появляются первые обобщения в понимаемой речи.
12 месяцев
Зрительные ориентировочные реакции:
различает две контрастные формы предметов (подбор по образцу), узнает на фотографии знакомого взрослого.
Эмоции и социальное поведение:
ищет игрушку, спрятанную другим ребенком, протягивает другому ребенку игрушку, сопровождая это смехом.
Движения руки и действия с предметами:
выполняет самостоятельно разученные действия (водит куклу, кормит собачку, катает и пр.), переносит разученные действия с одним предметом на другой (кормит, баюкает куклу, кошку, зайца).
Движения общие:
ходит самостоятельно (без опоры).
Понимание речи:
понимает (без показа) названия нескольких предметов, действий, имена детей, взрослых («отдай тете Лене мячик»), понимает слово «нельзя» (прекращает действие).
Речь активная:
подражая взрослому, легко произносит новые слоги, произносит 5-10 облегченных слов.
Навыки и умения:
самостоятельно пьет из чашки (берет ее руками и пьет)
По материалам книги Гончаровой О.В.
«Пособие по уходу за малышом»
Источник
Нервно-психическое
развитие детей
Для
оценки нервно-психического развития
ребенка от
3 до 7 лет обычно пользуются данными
наблюдений за его поведением во время
различных режимных моментов. При этом
учитываются следующие ведущие показатели:
*
моторное развитие и зрительная координация
(равновесие в ходьбе, статическое
равновесие, прыжки и т. д.);
* развитие
речи (звуковая культура речи, грамматически
правильная речь, чтение стихов, пересказы
и т. д.);
* познавательная деятельность
(количество и счет, величина, ориентировка
во времени и пространстве, конструирование,
воспроизведение, ощущение цвета,
формирование обобщений);
*
социально-культурное развитие
(культурно-гигиенические навыки,
самостоятельность, трудолюбие, игровая
деятельность, взаимоотношения с
окружающими).
Для
оценки нервно-психического развития
дошкольников и школьников применяются
специальные тесты, таблицы, шкалы и
анкетирование.
Уровень
нервно-психического развития принято
оценивать по 4 группам развития, три из
которых — варианты нормального развития,
а четвертая — развитие, пограничное с
нормой.
*
1 -я группа — дети с развитием в пределах
нормы или опережающие развитие по одному
или нескольким показателям.
* 2-я группа
— дети с задержкой в развитии на 1
эпикризный срок (до года — на 1 месяц,
до 2 лет — на 3 месяца, до 3 лет — на 6
месяцев) и дети с негармоничным развитием
по одному или нескольким показателям.
*
3-я группа — дети с задержкой на 2
эпикризных срока и дети с негармоничным
развитием (часть показателей ниже на
1, а часто на 2 эпикризных срока).
* 4-я
группа — дети с задержкой на 3 эпикризных
срока. Кроме того, выделяют три степени
задержки нервно-психического развития:
*
I степень — по 1—2 показателям;
* II —
по 3—4 показателям;
* III — по 5—7
показателям.
Таким
образом, оценивать нервно-психическое
развитие ребенка рекомендуется по
следующей схеме:
*
его уровень по ведущим линиям развития,
характерным для данного возраста;
*
соответствие или несоответствие уровня
нервно-психического развития ребенка
данному возрасту с учетом групп развития
и степени задержки;
*оценка динамики
развития ребенка по сравнению с предыдущим
уровнем, наличие или отсутствие
индивидуальных особенностей.
Роль
импринтинга, ухода и воспитания в НПР
ребенка
Вначале
у ребенка начинают функционировать
высшие анализаторы, и лишь потом
развиваются сложные локомоторные акты,
требующие сложной координации. Эта
закономерность имеет важное практическое
значение и свидетельствует о необходимости
воспитания движений в определенной
последовательности.
Таблица
1. Средние сроки развития и возможные
границы моторных актов у детей первого
года жизни
Формирование
речи обусловлено становлением функции
сенсорной системы и функциональным
созреванием головного мозга.
Развитие
речи является также продуктом и итогом
общения ребенка со взрослым человеком,
воспитательной активности и любви
взрослого к ребенку.
Понимание
речи имеет большое значение для
организации эффективной воспитательной
работы с ребенком.
Таблица
2. Голосовые реакции и последовательность
развития речи у здоровых детей
Импринтинг
– механизм мгновенного запечатлевания,
при котором первое впечатление определяет
характер реагирования, влияющий на всю
дальнейшую жизнь и деятельность
организма. Длительное время его роль в
нервно-психическом развитии детей
изучалась недостаточно.
Однако
наблюдения показывают, что он имеет
немаловажное значение в формировании
нервно-психического развития и даже
будущего поведения, предопределяя его
на долгие годы.
Материнский
уход за ребенком оказывается важным
звеном в правильном социальном поведении
его в дальнейшем. Поведение и характер
ребенка, достигшего школьного возраста,
в значительной степени определяется
вниманием тех людей, которые ухаживали
за ним в раннем детстве. Дети, которые
воспитывались родителями, как правило,
более приспособлены к школьной жизни.
Если же ребенка воспитывали бабушка
или дедушка, такие дети хуже адаптируются
к школе, у этих детей значительно хуже
развиты координированные движения.
Дети, которые воспитываются в детских
учреждениях (яслях, детских садах),
отличаются более ранним формированием
и совершенствованием двигательных
умений, в то же время у них хуже развиты
речевые навыки и образное мышление.
В
зависимости от условий среды, воспитания
и различных заболеваний у ребенка может
задерживаться нормальное развитие
высшей нервной деятельности, поэтому
врач-педиатр должен давать советы
родителям по гармоничному воспитанию
детей.
Развитие
условно-рефлекторной деятельности в
онтогенезе.
Еще
за 3 месяца до нормального срока
рождения нервная система плода в
достаточной мере развита, чтобы обеспечить
функционирование организма в условиях
внеутробного существования. Сформированы
все отделы мозга, включая кору больших
полушарий. Афферентные и эфферентные
нервные волокна соединяют центральную
нервную систему со всеми органами тела.
С первого же дня жизни у ребенка могут
быть обнаружены защитные и ориентировочные
рефлексы на болевые, световые, звуковые
и другие раздражения. Однако эти реакции
плохо координированы, нередко беспорядочны
и, как правило, медленно протекают и
легко распространяются на большое
количество мышц. Очень часто они
проявляются в усилении общей двигательной
активности. Это показывает, что возбуждение
легко иррадиирует, т. е. распространяется,
с одного участка мозга на другие.
Иррадиация возбуждения, сопровождающаяся
криком, особенно легко возникает под
влиянием голода, охлаждения, а также
болевых раздражений.
Прикосновение
к губам новорожденного или к соседним
участкам кожи вызывает рефлекторные
сосательные движения, что ведет к
понижению общей возбудимости и прекращению
двигательной активности. Такое
состояние торможения двигательных
центров мозга сохраняется не только во
время сосания груди, но и в последующий
период сытости, что способствует
наступлению сна. Как правило, пробуждение
наступает перед очередным кормлением,
когда состояние сытости сменяется
состоянием голода.
Иногда
в начальном периоде внутриутробного
развития нарушается нормальное
образование органов, что ведет к появлению
различных уродств. В частности, известны
случаи недоразвития передних отделов
мозга и даже полного отсутствия больших
полушарий. Дети, рождающиеся с таким
тяжелым дефектом, умирают в первые
месяцы, реже в первые годы жизни.
Наблюдения показали, что поведение
таких детей очень сходно с поведением
нормального ребенка в период
новорожденности. Это дает основание
полагать, что в первые дни жизни реакции
организма осуществляются без участия
коры больших полушарий и подкорковых
ядер.
Установлено,
однако, что клетки коры больших полушарий
новорожденного могут приходить в
состояние возбуждения под влиянием
импульсов, поступающих из нижележащих
отделов мозга. В коре возникают и ответные
импульсы. Так, например, у новорожденных
при участии коры происходит поворот
глаз, а несколько позднее и головы в
сторону появившегося света. Мало того,
на основании изучения электрических
реакций установлено, что уже в первые
дни жизни в коре больших полушарий
происходит различение красного и
зеленого цвета.
В
течение первых двух лет жизни головной
мозг интенсивно растет, и к двум годам
его вес достигает примерно 70% веса мозга
взрослого человека. В основном увеличение
мозговой массы происходит не за счет
образования новых клеток (после
рождения их количество мало меняется),
а в результате роста и разветвления
дендритов и аксонов. У двухлетнего
ребенка в коре больших полушарий нервные
клетки расположены дальше друг от друга,
чем у новорожденного. Зато много места
занимают разросшиеся отростки , что,
разумеется, требует большего увеличения
площади, занимаемой корой. И действительно,
за первые два года жизни ее площадь
увеличивается примерно в 2,5 раза, в
основном путем углубления извилин.
Увеличивается и толщина коркового слоя
больших полушарий.
Еще
более интенсивно растет мозжечок. Если
в коре больших полушарий клеточные
слои, характерные для мозга взрослого
человека, формируются уже к 6-му месяцу
внутриутробного развития, то в коре
мозжечка формирование слоев происходит
после рождения и заканчивается к 9—11-му
месяцу жизни. К концу второго года
вес мозжечка увеличивается почти в 5
раз по сравнению с его весом в период
новорождённости.
Такое
позднее и вместе с тем «быстрое
развитие мозжечка объясняется тем, что
основная функция, а именно уточнение
двигательных реакций, и в частности
поддержание нормального положения
тела, может быть использована организмом
лишь после приобретения первых навыков
стояния и ходьбы к концу 1-го года
жизни.
Миелинизация
нервных волокон. Уже на ранних стадиях
внутриутробного развития аксоны нервных
клеток окружены клетками-спутниками,
которые образуют своеобразную оболочку.
Аксон, окруженный такой оболочкой,
называется нервным волокном. На 4—5-м
месяце в корешках спинномозговых нервов
волокна постепенно приобретают
отчетливый белый цвет. Объясняется это
образованием особого жироподобного
вещества — миелина. Он образуется в
клетках-спутниках, которые обтекают
аксон, многократно обертывая его тонким
слоем своего все удлиняющегося тела.
Так возникает миелиновая оболочка
нервного волокна. Каждые 1— 2 мм она
прерывается, образуя перехваты. Миелиновую
оболочку можно рассматривать как хорошую
изоляцию нервного волокна. Кроме того,
в миелинизированных волокнах скорость
проведения возбуждения в 10—20 раз больше,
чем в волокнах, не покрытых миелином.
Это объясняется скачкообразным
распространением возбуждения: оно
перескакивает от одного перехвата к
другому.
Миелинизация
нервных волокон как в центральной
нервной системе, так и в периферической
происходит очень интенсивно в последние
месяцы внутриутробного развития. У
новорожденного миелинизация нервных
волокон спинного мозга и ствола головного
мозга почти завершена. В значительной
мере миелинизированы волокна
черепно-мозговых и спинномозговых
нервов. Однако их миелинизация продолжается
и после рождения, заканчиваясь в основном
к 2—3 годам жизни.
Как
правило, миелинизация ускоряется в тех
группах волокон, которые начинают
усиленно функционировать. Этим объясняется
более ранняя миелинизация у недоношенных
младенцев. При хронических заболеваниях,
связанных с ослаблением двигательной
активности, Миелинизация волокон
двигательных нервов может значительно
задерживаться.
Миелинизация
пирамидного пути, проходящего от
двигательной области коры больших
полушарий до двигательных клеток
передних рогов серого вещества
спинного мозга, начинается еще до
рождения, а с 3-го месяца жизни почти
приостанавливается. Лишь примерно с
8-го месяца, в связи с появлением первых
попыток ходьбы, интенсивность
миелинизации снова, и притом значительно,
увеличивается. Миелинизация речевых
центров коры в основном заканчивается
к 1—2 годам, когда появляется речь.
Очень
поздно (не ранее 2-го месяца жизни)
начинается миелинизация тех волокон
клеток коры больших полушарий, которые
идут от одного участка коры к другому.
Миелинизируются они очень постепенно,
по мере усложнения высшей нервной
деятельности. По-видимому, этот
процесс прекращается лишь к старости.
Особенно медленно указанные волокна
получают миелиновую оболочку в лобной
области коры, связанной с наиболее
сложными проявлениями высшей нервной
деятельности.
Функциональные
особенности нервных клеток. У
новорожденных процессы, протекающие
в нервных клетках, замедлены: медленнее
возникает возбуждение, медленнее оно
распространяется по нервным волокнам.
Длительное или сильное раздражение
нервной клетки легко приводит ее в
состояние торможения. Скорость проведения
возбуждения увеличивается по мере
миелинизации волокон и к 2—3 годам
становится примерно такой же, как и у
взрослых. Скорость возникновения
возбуждения увеличивается более
постепенно и достигает величины,
характерной для взрослых лишь к 10—12
годам. Неспособность нервных клеток
длительное время находиться в состоянии
возбуждения очень характерна и для
детей дошкольного возраста. С этим
связана нестойкость доминант: любое
стороннее раздражение легко разрушает
доминанту, вызывая образование нового
доминантного очага, который, в свою
очередь, быстро оказывается заторможенным.
Отсюда неустойчивость внимания
дошкольника, быстрый переход от одной
деятельности к другой.
Явления
иррадиации и индукции. У
детей грудного возраста возбуждение
легко иррадиирует. Любые рефлекторные
движения обычно захватывают значительную
часть мускулатуры. Так, движения рук
сопровождаются заметной подвижностью
ног. Всякое более или менее значительное
раздражение вызывает общую двигательную
активность. Крику ребенка также
сопутствуют движения всего тела.
Рефлекторное смыкание век, например,
при появлении яркого света, сопровождается
сжатием губ, а нередко и сгибанием
конечностей. При удивлении или при
внимательном разглядывании нового
предмета ребенок старшего грудного
возраста широко открывает не только
глаза, но и рот, растопыривая при этом
пальцы. Такие иррадиированные реакции
характерны и для детей второго года
жизни.
В
последующие годы устойчивость нервных
клеток повышается. Увеличивается
сила процессов возбуждения и торможения,
в связи с чем более заметными становятся
явления индукции: появление очага
возбуждения сопровождается понижением
возбудимости или торможением других
участков мозга. Таким образом создается
препятствие для чрезмерной иррадиации
возбуждения. Развитию явлений индукции
способствует обучение ходьбе и другим
более сложным двигательным актам. При
сильном возбуждении, в частности при
проявлении радости или огорчения,
сохраняется резкая выраженность
явлений иррадиации: ребенок прыгает
или топает ножками; он весь во власти
возбуждения, и никакие уговоры не могут
его успокоить.
Дальнейшее
усиление явлений взаимной индукции и
связанная с этим большая концентрация
процессов возбуждения и торможения
создают предпосылки для усидчивой
целенаправленной деятельности. Этому
способствуют воспитание и обучение как
в дошкольном, так и в младшем школьном
возрасте.
Начиная
с 1906 г. ученик и последователь И. П.
Павлова Н.И.Красногорский исследовал
у детей пищевые условные рефлексы,
регистрируя сначала реакцию открывания
рта и глотания, а затем выделение
слюны, которую он собирал при помощи
специально сконструированной
капсулы-присоски. В. И. Бехтерев изучал
у взрослых людей оборонительные условные
рефлексы, подкрепляемые болевым
раздражением. Применялись и другие
методики.
Исследования
привели к выводу, что высшая нервная
деятельность у человека носит такой
же рефлекторный (отражательный) характер,
как и у животных, а основные закономерности
корковых функций, установленные в опытах
на животных, действительны и для человека.
Вместе с тем оказалось, что у человека
условные рефлексы вырабатываются
гораздо быстрее и отличаются большей
, прочностью; легче образуются рефлексы
на очень сложные комплексы раздражителей,
а также запаздывающие рефлексы с большим
интервалом между началом действия
условного и безусловного раздражителей.
Нервно-психическое
развитие детей 1-го года жизни
1.
Основные критерии (линии) развития:
Аз
— анализатор зрительный;
Ас
— анализатор слуховой;
Э
— эмоции;
До
— движения общие;
Др
— движения руки;
Ра
— речь. активная;
Н-навыки;
Рп
— речевые понимания;
Ср
— сенсорика;
И
— игра и действия с предметом;
Д —
движения;
НПР
— нервно-психическое развитие.
2.
Формулы НПР детей l-го года жизни:
1
мес. Аз Ас До ЭРа.
2
мес. Ас Аз До ЭРа.
З
мес. Аз До Э Др.
4
мес. Аз Ас Э До Др Ра Н.
5
мес. Аз Ас др Ра Н Э До.
6
мес. Ас др До Ра Н.
7
мес. Др До Рп Ра Н.
8
мес. Э др До Р Рп Ра Н.
9
мес. Э Ас др До Рп Ра Н.
10
мес. Э др До Рп Ра Н.
11
мес. Э др До Рп Ра Н.
12
мес. Э Аз др До Рп Ра Н.
Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
Источник