Формирование личности ребенка с проблемами в развитии

Формирование личности ребенка с проблемами в развитии thumbnail

Формирование личности ребенка – первый шаг в его подготовке к взрослой жизни. Это важная задача родителей и общества, и она не ограничивается лишь обучением определенным навыкам. Чтобы воспитать зрелую личность, необходимо не только рассказать ему о дисциплине, уходе за собой и тому подобном, но и привить морально-этические нормы, духовные ценности.

Формирование личности ребенка

Что такое формирование личности

Формирование личности – сложный процесс, не прерывающийся ни на одном этапе человеческой жизни. Попросту говоря, он бесконечен. Само понятие «личность» весьма многогранно, и существует два популярных профессиональных взгляда на это явление. Один из них гласит, что формирование личности ребенка зависит от природных врожденных данных. Второе мнение указывает на то, что личность – социальное явление, и лишь социум оказывает влияние на ее формирование.

По сути, весь период жизни человека, от рождения и до зрелого возраста – это и есть процесс личностного роста либо деградации. Считается, что развитие происходит в деятельности, значимой для личности. Движущей силой можно назвать внутренние противоречия между потребностями взрослеющего ребенка и реальной возможностью их реализации. Деятельность ребенка практически всегда определяется родителями, в той или иной мере направлена ними. Вывод: процесс воспитания – ведущий фактор в формировании личности ребенка.

Фазы развития личности

Имеется три фазы формирования личности ребенка

Адаптация

Длится с рождения и до подросткового возраста. Индивидом усваивается социальный опыт – он адаптируется, подражает, приспосабливается. При адаптации происходит активное перенимание общественных норм и овладение различными формами деятельности. Показав в группе собственную индивидуальность, ребенок не может проявить себя как личность до того, как освоит имеющиеся в группе нормы.

Он чувствует необходимость быть таким, как другие, максимально адаптируясь в обществе. Речь может идти о детском садике или школе.

Групповая деятельность может спровоцировать возникновение благоприятных условий для формирования личности ребенка и тех черт, ранее не присущие индивиду, но которые характерны для прочих представителей группы.

Индивидуализация

У ребенка появляется желание противопоставить себя другим, выделиться. Формируется критическое отношение к нормам общества и установленным социальным правилам. Толчком к индивидуализации становятся противоречия между полученным итогом адаптации и не удовлетворенной на начальном этапе потребности в персонализации. Начинается поиск методов, помогающих в обретении индивидуальности, ее фиксации. Это может проявляться в поведении, одежде, речи и так далее. Если при формировании личности ребенка он успешно справился с адаптацией, то постепенно он начинает понимать, что индивидуальность теряется. Индивид мобилизует внутренние ресурсы, начинает поиск общества, способного обеспечить необходимую персонализацию.

Индивидуализация

Интеграция

У ребенка появляется желание отыскать свое место в социуме, вписаться в общество. Интеграция проходит легко, если общество принимает человека. Возможны и иные результаты. Человек всячески пытается сохранить свою непохожесть, что ведет к агрессивному взаимодействию с обществом и людьми. Интеграция характеризуется противоречиями между желанием субъекта продемонстрировать собственную индивидуальность и желание общности культивировать и одобрять только те индивидуальные качества субъекта, которые имеют соответствие с ее предпочтениями.

Какие факторы влияют на развитие личности ребенка

На формирование личности ребенка влияют многие факторы. Из ряда теорий, выдвинутых разными психологами, следует выделить основную мысль: развитие личности происходит на основе природных данных, осознания себя и жизненном опыте. Формирование начинается в раннем возрасте.

Внутренние факторы, оказывающие влияние: темперамент, заложенный на генетическом уровне. Внешние факторы: воспитание, социальный уровень, окружающая среда, и даже текущая эпоха.

Многие специалисты полагают, что гены оказывают немалое влияние на личность, содержа информацию о предках матери и отца. Новорожденный человек продолжает сразу два рода. Это не значит, что он получит их черты характера или одаренность. Природа предоставит ему основу для развития, и ему остается лишь использовать ее.

Значительность биологического фактора высока. Это объясняется, как люди, взрослеющие в одинаковых условиях, становятся уникальными и демонстрируют противоположные качества. Биологические факторы – основа для формирования личности ребенка. Социализация играет не менее весомую роль. Развитие происходит поэтапно. На восприятие мира влияет воспитание, полученное человеком и пример родителей.

Воспитание и формирование личности в семье: значение родителей

Психологи убеждены, что решающее влияние на личность ребенка, его восприятие мира, чувства и стремления оказывают родители. Для него важны отношения между отцом и матерью, а также между прочими родственниками. Огромную роль играет отношение семьи непосредственно к ребенку.

Факторы

Окружающая социальная среда тоже оказывает влияние на формирование личности. Воспитанием называют целенаправленный процесс воздействия на человека, и именно оно находится в основе взращивания личности.

Многие задаются вопросом: «Что несет определяющую роль в личностном развитии и сознании – природные силы, социальная среда?». Нельзя выделить что-то отдельно, однако очевидно, что основополагающими являются первые годы человеческой жизни. Дети, растущие в семье, во многом перенимают поведение родителей, их установки, ценности. Впоследствии личность может приобрести дополнительные незначительные штрихи, но именно в детстве закладывается основа. Если отец и мать мало уделяют внимания малышу, то «материал» для развития он получает из других доступных источников, которые не всегда несут пользу. Родителям стоит помнить об этом, и позаботиться о ежедневно качественном взаимодействии с ребенком. В раннем возрасте хорошо помогает чтение сказок, которое закладывает в малыше понимание добра и зла. Обязательно анализируйте прочитанное, продумывайте другие варианты развития истории.

Читайте также:  Мониторинг речевого развития ребенка это

Какие ошибки допускают родители при воспитании личности

При формировании личности ребенка родителям важно не допускать таких распространенных ошибок.

Категорический запрет

Основная ошибка воспитания. Запаситесь терпением к малышу, уважайте его. Не научившись понимать его, родители идут на неизбежные ошибки, ведущие к психическим и физическим проблемам. Игнорируя желания и интересы ребенка, отвечая на большинство из них категорическими запретами, можно даже пропустить начальную стадию какого-нибудь заболевания. Пример: вы заметили, что ребенок начал есть известь. Первая реакция большинства родителей: недовольство, крик, запрет приближаться к стене. Правильная реакция: визит к доктору. Вероятно, медик расскажет, что в организме малыша наблюдается нехватка солей кальция. К тому же подобное отношение сформирует у ребенка желание совершать некоторые поступки украдкой. Многие становятся скрытными, недоверчивыми.

Гиперопека

При формировании личности ребенка гиперопека – не лучший помощник. Чрезмерная опека может отрицательно подействовать на малыша. Когда он достигает определенного возраста и пытается проявить самостоятельность, то зачастую это воспринимается в штыки. Пример: ребенок хочет сам пользоваться ложкой, но мама, боясь что он испачкается или не справиться, продолжает его кормить сама.

Гиперопека проявляется в насильственном действии, что может обернуться возникновением невроза. В прочих случаях опека без крайней необходимости может обернуться тем, что ребенку так и не удастся обрести друзей, ведь мама и бабушка неотрывно находится рядом. У личности могут появиться трудности с социализацией, он не приобретает способность высказать и отстоять свое мнение. Возможные последствия: психологические проблемы, устраняющиеся только при содействии специалистов.

Чрезмерная требовательность

Для полноценного формирования личности ребенка нужно, чтобы он не только знал, но и осознавал, что дозволено, а что запрещено. Если проявлять к нему чрезмерную требовательность, не давая четких объяснений причин, почему нужно поступать так, как вы говорите, то к добру это не приведет. Какие черты приобретет личность? Раздражительность, упрямство. Лучший вариант: родители детально объясняют мотивы своих требований, и со временем они становятся личными убеждениями ребенка.

Нотации

Первый фактор, провоцирующий детский протест – длительные нотации. Нередко родители полагают, что ребенок лучше усвоит информацию, выслушав долгие и повторяющиеся нотации. В них нет никакой необходимости. Этот подход не имеет конструктивной составляющей. Особенно табу – другие дети, ставящиеся в пример. Постепенно ребенок начнет воспринимать их, как личных врагов. Нудные нотации зачастую вызывают негативную реакцию, теряя свою воспитательную ценность.

Нотации

Безмерное баловство ребенка

Родители, слишком балующие своих детей, создают большую проблему. Это явление не менее негативно, чем нехватка влияния. Разбалованные дети, не знающие ни в чем отказа, не имеющие обязанностей со временем сталкиваются с невозможностью побороть даже мелкие жизненные преграды, проблемы. При возникновении ситуации, когда их желания и реальность не совпадают, ведут к перенапряжению нервной системы, что может обернуться срывом.

Какие условия обеспечат успешное формирование личности

Важные условия для формирования личности ребенка.

Пример родителей

Ребенку важно видеть, что мама и папа не соблюдают некий сценарий, а действительно живут счастливой и полноценной жизнью. Невозможно сделать счастливой иную личность, если ты сам несчастлив. Многие психологи отмечают, что люди, не испытывающие внутренней гармонии, часто жалуются на проблемы в отношениях с детьми. Лишь счастливые родители смогут по-настоящему понять ребенка, выстроив с ним доверительные отношения. Это способствует успешному формированию личности. Пытаясь помочь в этом ребенку, начните с себя. Поразмышляйте: умеете ли вы принимать свои чувства, позволяете ли себе по-настоящему радоваться и грустить. А, может, вы сдерживаете себя и учите чрезмерной сдержанности ребенка, тем самым подавляя его личность.

Коммуникация с окружающими

Покажите на собственном примере методы коммуникации с другими людьми. Устройте себе небольшую проверку, честно ответив на вопрос: «Способны ли вы выстроить непредвзятый разговор, с человеком, с которым не согласны в каких-то аспектах?» Нет ли такой вероятности, что вы пытаетесь навязать мнение другому человеку или сами подчиняетесь чужой воле? Вероятно, ребенок будет перенимать у вас эту особенность.

Не навязывайте свое мнение и позицию – просто делитесь своими ценностями. Слышали определение «сердечный разговор»? Такие диалоги возникают, когда человек готов понять собеседника и поделиться своим мнением. В отношениях человек развивается, позвольте себе узнавать новое и учите этому ребенка.

Забота и внимание

Личность, ощутившая на заре развития заботу и внимание, наверняка, будет чувствовать себя уверенно и защищено. Мать и отец становятся важными жизненными ориентирами, оказывающими серьезное влияние. Замечательно, если мать может продемонстрировать такие качества как прощение, принятие, любовь. Ребенку необходимо ощущать ласку, тепло. В отце важна строгость и мягкость, действующие безраздельно.

Родители – важнейший этап в формировании личности. Всем известны слова о том, что воспитание детей следует начать с собственного воспитания. Начните с себя, если хотите помочь личности ребенка приобрести важные грани.

Смотреть видео

Источник

МКОУ школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья                                                   городского округа Павловский Посад Московской области

Читайте также:  Список книг по развитию ребенка

Статья на тему:

«Развитие личности, как педагогическая проблема»

Выполнил

 учитель первой квалификационной категории

Малинина Т. С.

2019-2020 г.

Развитие личности, как педагогическая проблема.

          Педагогика изучает наиболее эффективные условия для развития, формирования и социализации личности в процессе обучения и воспитания. Человек — это живое существо, обладающее даром мышления и речи, способностью создавать орудия и пользоваться ими в процессе труда, представляющее собой̆ единство физического и духовного, природного и социального, наследственного и приобретенного. Человек, определение — ст.слав. – лоб) – высшее, для данного этапа эволюции жизни на земле, природное существо, наделенное разумом и волей.

          Личность —  человеческий индивид как продукт общественного развития, субъект труда, общения и познания, детерминированный̆ конкретно-историческими условиями жизни общества. По мнению выдающегося психолога А. Н. Леонтьева, личность есть относительно поздний̆ продукт общественно-исторического и онтогенетического развития человека. Понятие индивид предполагает принадлежность к человеческому роду и не включает конкретных социальных или психологических характеристик. Тогда как понятие индивидуальность обозначает совокупность унаследованных и выработанных в процессе онтогенеза физических и психических особенностей̆, отличающих данного индивида от всех остальных. Проявляется индивидуальность в чертах характера и темперамента, в эмоциональной̆, интеллектуальной̆ и волевой̆ сферах, в интересах, потребностях и способностях человека. Сопоставляя понятия «человек», «индивид», «личность», «индивидуальность», ученые утверждают, что индивидом — рождаются, личностью — становятся, индивидуальность — отстаивают.                     Развитие — это универсальное общее свойство природы, общества и человека. В природе происходит постепенное и скачкообразное развитие, в обществе — эволюционное и революционное развитие. Развитие свойственно и человеку: выделяют филогенез (историческое развитие человека) и онтогенез (развитие от рождения до смерти индивида). В педагогике под развитием подразумевают количественно-качественные изменения личности от одной̆ возрастной̆ ступени к другой̆. Развитие — это процесс количественных и качественных изменений в организме, психике, интеллектуальной̆ и духовной̆ сфере человека, обусловленный̆ влиянием внешних и внутренних, управляемых и неуправляемых факторов. В течение жизни человека происходит его биологическое и социальное развитие.              Человек, появляясь на свет существом почти исключительно биологическим, в процессе развития превращается в существо социальное, в личность как субъект отношений и общественной деятельности. При этом развитие не сводится к простому накоплению количественных изменений и прямолинейному поступательному движению от низшего уровня организации к высшему. Характерная особенность этого процесса – диалектический переход количественных изменений в качестве преобразования физических, психических и духовных характеристик личности.

          Изучая развитие человека, исследователи установили ряд важных зависимостей, выражающих закономерные связи между процессом развития и его результатами, с одной̆ стороны, и причинами, влияющими на них, — с другой. К числу основных относятся следующие закономерности: развитие человека детерминировано внутренними и внешними условиями;  развитие человека обусловлено мерой̆ его собственной активности, направленной на самосовершенствование, участие в деятельности и общении;  развитие человека зависит от содержания и мотивов деятельности, в которой он участвует; развитие человека обусловлено взаимодействием многих факторов: наследственности, среды (социальной̆, биогенной̆, абиогенной̆), воспитания, собственной̆ практической̆ деятельности человека. Эти факторы действуют не порознь, а вместе ЦВ сложную структуру развития личности (Б. Г. Ананьев).        

        На формирование человеческой̆ личности оказывают влияние внешние и внутренние, биологические и социальные факторы. Фактор (от лат. factor -делающей̆, производящий̆) – движущая сила, причина какого-либо процесса, явления (С. И. Ожегов) К. Д. Ушинский̆ утверждал, что личностью человек становится не только под влиянием наследственности, среды и воспитания, но и в результате собственной̆ деятельности, обеспечивающей̆ формирование и совершенствование личностных качеств.

         Человек — не только продукт наследственности и обстоятельств, в которых проходит его жизнь, но и активный̆ участник изменения, улучшения обстоятельств. Изменяя обстоятельства, человек изменяет и самого себя. Некоторые авторы определяющую роль отводят биологическому фактору — наследственности. Наследственность — свойство организмов передавать от родителей̆ к детям определенные качества и особенности. Наследственность обусловлена генами (в переводе с греческого «ген» означает «рождающий̆»). Наукой̆ доказано, что свойства организма зашифрованы в своеобразном генном коде, хранящем и передающем всю информацию. По наследству от родителей̆ к детям передаются —анатомо-физиологическая структура, отражающая видовые признаки индивида как представителя человеческого рода (Homo sapiens): задатки речи, прямо хождения, мышления, трудовой̆ деятельности; —физические особенности: внешние расовые признаки, особенности телосложения, конституции, черты лица, цвет волос, глаз, кожи; физиологические особенности: обмен веществ, артериальное давление и группа крови, резус-фактор, стадии созревания организма; —особенности нервной̆ системы: строение коры головного мозга и его периферических аппаратов (зрительного, слухового, обонятельного и др.), особенности нервных процессов, обусловливающие характер и определённый̆ тип высшей̆ нервной̆ деятельности; —аномалии в развитии организма: дальтонизм (цветовая слепота), «заячья губа», «волчья пасть»; —предрасположенность к некоторым заболеваниям наследственного характера: гемофилия (болезнь крови), сахарный̆ диабет, шизофрения, эндокринные расстройства (карликовость и др.).

Читайте также:  Теория развития ребенка в детской психологии

         Задатки — это анатомо-физиологические особенности организма, являющиеся предпосылками развития способностей̆. Задатки обеспечивают предрасположенность к той или иной̆ деятельности. Различают задатки двух видов:

общечеловеческие (строение мозга, центральной̆ нервной̆ системы, рецепторов)

индивидуальные(типологическиесвойстванервнойсистемы,откоторыхзависит скорость образования временных связей̆, их прочность, сила
сосредоточенного внимания, умственная работоспособность;

индивидуальные особенности строения анализаторов, отдельных областей̆ коры головного мозга, органов и др.).

           Способности — индивидуальные особенности личности, являющиеся субъективными условиями успешного осуществления определенного рода деятельности, Способности не сводятся к знаниям, умениям и навыкам. Они обнаруживаются в быстроте, глубине и прочности овладения способами и приемами деятельности. Высокий̆ уровень развития способностей̆ — талант, гениальность. Некоторые ученые придерживаются концепции врожденных способностей̆ (С. Берт, X. Айзенк и др.). Большинство отечественных специалистов — физиологов, психологов, педагогов — рассматривают способности как прижизненные образования, формирующиеся в процессе деятельности и в результате воспитания. Наследуются не способности, а только задатки. Унаследованные человеком задатки могут быть или реализованными, или нет. Будучи индивидуально-природной̆ основой̆ способностей̆, задатки являются важным, но недостаточным условием их развития. При отсутствии соответствующих внешних условий и адекватной̆ деятельности способности могут не развиться даже при наличии благоприятных задатков. Отсутствие ранних достижений может свидетельствовать не об отсутствии способностей̆, а скорее о неадекватной̆ имеющимся задаткам организации деятельности и воспитания.

         Понимание процесса наследования интеллектуальных задатков очень важно, так как предопределяет практические пути воспитания и обучения людей̆. Современная педагогика акцентирует внимание не на выявлении различий и приспособлении к ним воспитания, а на создании условий для развития имеющихся у каждого человека задатков. Специальные задатки наследуются. В истории человечества встречалось немало потомственных дарований. Известно, например, что у И. С. Баха в пяти поколениях его предков насчитывалось 18 известных музыкантов. Много талантливых людей̆ было в роду Ч. Дарвина. В то же время такие видные ученые, как М. Монтессори, К. Лоренц, Э. Фромм, утверждают, что моральные качества человека биологически обусловлены.

           От поколения к поколению передаются нравственные качества, поведение, привычки и даже поступки — как положительные, так и отрицательные («яблоко от яблони недалеко падает»). Основанием для таких выводов служат данные, полученные при изучении поведения чело- века и животных. Согласно учению И. П. Павлова и животным, и человеку присущи инстинкты и рефлексы, которые наследуются. Поведение не только животных, но и человека в ряде случаев является инстинктивным, рефлекторным, основывающимся не на высшем сознании, а на простейших биологических рефлексах. Значит, моральные качества, поведение может наследоваться. Вопрос этот очень сложный̆, ответственный̆. В последнее время позицию о генной̆ обусловленности нравственности и социального поведения человека занимают отечественные ученые (П. К. Анохин, Н. М. Амосов и др.).

         Кроме наследственности, определяющим фактором развития личности является среда. Среда — это реальная действительность, в условиях которой̆ происходит развитие человека. На формирование личности влияет географическая, национальная, школьная, семейная, социальная среда.  

         Так же важным фактором, влияющим на развитие человека, является общение. Общение —одна из универсальных форм активности личности (наряду с познанием, трудом, игрой̆), проявляющаяся в установлении и развитии контактов между людьми, в формировании межличностных отношений. Развитие личности возможно только в деятельности- В процессе жизни человек постоянно участвует в самых разнообразных Ридах деятельности-игровой̆, учебной̆, познавательной̆, трудовой̆, общественной̆, политической̆, художественной̆, творческой̆, спортивной̆ и др.

         Развитие личности происходит благодаря и самовоспитанию. Самовоспитание начинается с осознания и принятия объективной̆ цели как субъективного, желательного мотива своей̆ деятельности. Субъективная постановка определенной̆ цели поведения или деятельности порождает сознательное напряжение воли, определение плана деятельности. Осуществление этой̆ цели обеспечивает развитие личности. Таким образом, процесс и результаты человеческого развития детерминируются разнообразными факторами — как биологическими, так и социальными. Факторы развития и формирования личности действуют не изолированно, а в комплексе. При разных обстоятельствах различные факторы могут оказывать большее или меньшее влияние на развитие личности. Как считает большинство авторов, в системе факторов если не решающая, то ведущая роль принадлежит воспитанию.

Список использованной литературы

1. Сластенин В. А., Каширин В. П. Психология и педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М., 2001.

2. Лихачев Б. Педагогика: Курс лекций. 3-е изд. М., 1999. 3. Харламов И. Ф. Педагогика. Минск, 2001.

3. Воронов В. В. Педагогика в двух словах (конспект-пособие). 3-е изд. М., 1999. 2. Гессен С. И. Основы педагогики: Введение в прикладную философию. М., 1995.

4. Кон И. С. Ребенок и общество. М., 1988.

5.Котова И. В., Шиянов Е. Н. Социализация и воспитание. Ростов-на-Дону, 1997.

6. Дубинин Н. П. Что такое человек. М., 1983.

7. Вайндорф-Сысоева М.Е. , Крившенко Л.П. Педагогика: Учеб. Пособие для студентов выс. Учеб. Заведений. М., 2009

Источник