Формирование иммунных реакций в процессе развития ребенка
В эмбриональном периоде антитела в организме плода не вырабатываются. В первые 3 месяца после рождения дети почти полностью невосприимчи-
вы к инфекционным заболеваниям. Невосприимчивость объясняется нали- чием иммунных тел, полученных плодом от матери. Гамма-глобулин – но-
ситель антител – передается через плаценту плоду от матери.
Способствуют невосприимчивости также антитела, получаемые в грудном периоде с молоком матери. Кроме того, невосприимчивость ново- рожденных детей к некоторым заболеваниям связана с недостаточной зре- лостью организма, особенно его нервной системы. В этом возрасте в костном мозге детей и лимфатических узлах нет зрелых клеток, которые продуцируют антитела, не синтезируется гамма-глобулин. Неспецифические факторы за- щиты в раннем возрасте более выражены, чем у детей старшего возраста.
По мере созревания организма, его нервной системы ребенок посте- пенно приобретает все более стойкие иммунологические свойства. Ко вто- рому году жизни вырабатывается уже значительное количество иммунных тел. Замечено, что у детей, воспитывающихся в коллективах, быстрее формируются иммунные реакции. Это объясняется тем, что в коллективе ребенок подвергается скрытой иммунизации: попадание в организм ребен- ка от заболевших детей малой дозы возбудителя не вызывает у него забо- левания, возбудитель скоро погибает, но организм на него успевает выра- ботать антитела. Если это повторяется несколько раз, то приобретается иммунитет к данному заболеванию.
К 10 годам иммунные свойства организма выражены хорошо, в дальнейшем они держатся на относительно постоянном уровне и начинают снижаться после 40 лет.
Немаловажную роль в формировании иммунных реакций организма играют профилактические прививки.
II.3. ОРГАНЫ КРОВООБРАЩЕНИЯ
Возрастные особенности функционирования сердечно-сосудистой системы растущего организма обусловлены повышенной в 2 раза по срав- нению со взрослым потребностью тканей в кислороде.
Сердце развивается из мезодермы в виде парной закладки примерно на 17-й день развития зародыша. Из этой парной закладки образуется про- стое трубчатое сердце. Передний конец простого трубчатого сердца явля- ется артериальным, а задний – венозным. Средний отдел трубчатого серд- ца интенсивно растет в длину и поэтому изгибается в виде дуги (петли).
Далее простое трубчатое сердце изгибается и превращается в сигмо- видное сердце. На 4-й неделе на внутренней поверхности общего предсер- дия появляется первичная (межпредсердная) перегородка, в которой со-
храняется отверстие (овальное отверстрие).
В начале 8-й недели развития формируется межжелудочковая пере- городка, полностью отделяющая правый желудочек от левого.
Артерии закладываются на 3-й неделе развития зародыша, вены – на
4-й неделе.
Кровообращение плода.Со второго месяца внутриутробного разви- тия у плода устанавливается плацентарное кровообращение, которое со-
храняется до момента рождения ребенка.
От плаценты к плоду идет пупочная вена, а от плода к плаценте – две пупочные артерии. Эти сосуды объединяются в пупочном канатике, кото- рый тянется от пупочного отверстия плода к плаценте. Длина пупочного канатика к концу беременности достигает 50–60 см.
У плода обогащение крови кислородом и освобождение ее от углекисло- го газа происходит в плаценте. Ткани плода снабжаются смешанной кровью.
Артериальная кровь из плаценты по пупочной вене поступает в ор- ганизм плода. Пупочная вена подходит к печени плода и делится на две
ветви. Одна из них впадает в нижнюю полую вену в виде венозного прото- ка, а другая впадает в воротную вену. Отсюда кровь, смешиваясь с веноз-
ной кровью, через печеночные вены изливается в нижнюю полую вену. Таким образом, в нижней полой вене происходит первое смешение арте-
Дата добавления: 2015-10-19 | Просмотры: 1615 | Нарушение авторских прав
Источник
Иммунитет ребенка — предмет страстной полемики между родителями. Одни — сторонники строгих мер, обливаний и закаливаний. Вторые трепетно оберегают отпрысков от любого сквозняка. Иногда в спорах участвуют педиатры, но тоже не вносят ясности: каждый имеет свою теорию и обосновывает взгляд на укрепление детского здоровья, исходя из собственной практики.
Что такое иммунитет и как он работает
Иммунитетом называют невосприимчивость организма к болезнетворным бактериям, патогенным микроорганизмам, ядам и токсинам, поступающим из окружающего мира. Говоря образно, это – броня, через которую чужеродные микроорганизмы не могут добраться к здоровью.
При хорошем иммунитете на любое внешнее вторжение запускается сложная реакция: эндокринная, нервная системы, обмен веществ начинают вырабатывать антитела (они бывают разные), и таким способом сопротивляться внешней атаке. Чем больше антител вырабатывается — тем мощнее защита. В первом случае говорят о сильном иммунном ответе, во втором – о слабом.
Какие органы формируют иммунную систему
Прямое влияние оказывают:
- вилочковая железа;
- костный мозг;
- эмбриональная печень (печень плода тоже вырабатывает защитные клетки в период внутриутробного развития);
- лимфоидные образования кишечника;
- лимфатические узы;
- селезенка.
Вилочковая железа, напрямую отвечающая за защиту организма, расположена за грудиной. Самый крупный орган у ребенка: его вес 15 граммов. У взрослого вилочкового железа весит уже гораздо меньше — всего 6 граммов.
Активное участие в иммунной охране принимают и клетки костного мозга: это лимфоциты, моноциты, которые находятся в тканях и крови человека (так работает клеточный иммунитет). Имеет значение работа продуктов жизнедеяльности клеток (речь идет об иммунитете гуморальном).
Но часто мы слышим – крепкий иммунитет передался ребенку по наследству. Или фразы в духе: иммунитет надо зарабатывать. Оказывается, многое зависит от вида иммунитета.
Виды иммунитета
Иммунологи выделяют два основных типа иммунитета. Это врожденный и приобретенный. Врожденный иммунитет достается ребенку генетически: в наше время человечество не болеет такими страшными болезнями, как чума или черная оспа. И «знание» достается ребенку по наследству. Другое дело приобретенные способности защитной системы: они появляются после перенесенной болезни, даже в самой легкой форме. На этом строится принцип вакцинации.
В процессе формирования иммунитет проходит сложный путь: на каждом этапе появляются свои особенности, которые всегда учитывают иммунологи и врачи-педиатры для укрепления детского здоровья. Ниже мы привели таблицу, где наглядно показали: с чем сталкивается иммунная система ребенка с рождения и вплоть до подросткового возраста.
Это любопытно! Большое значение для крепкого здоровья имеет иммунологическая память: то есть способность организма накапливать информацию о перенесенных заболеваниях. Она помогает быстро реагировать на любое вторжение и останавливать болезнь. Крепкая память – хороший иммунитет, слабая – человек вырастает болезненным.
Про иммунитет — Школа доктора Комаровского
Мнение эксперта
Ирина Катыкова
Врач-педиатр, детский невропатолог
Задать вопрос >>
У вас остались вопросы о здоровье вашего ребенка? Задайте их прямо тут на сайте и мы обязательно ответим!
Пять критических периодов в жизни ребенка
Формирование иммунитета у детей начинается в первом триместре беременности между 8- 10 неделями. Тогда закладываются первые лимфоциты, вырабатываются антитела у матери. К моменту появления на свет число антител увеличивается. Они защищают дитя во время родов: риск заражения столбняком, корью, краснухой и некоторыми другими инфекциями первое время минимален.
Но уже после рождения малыша, родителям важно быть на страже. Основные этапы развития иммунитета в детском возрасте включают 5 периодов, когда защитный барьер сильно уязвим.
Стадия | Возраст ребенка | Что происходит с иммунитетом | Риск для здоровья |
1 период развития | Первые 29 дней жизни | Защитные силы продолжают поддерживать антитела матери. Они достаются младенцу через материнское молоко. Иммунитет новорожденного во многом зависит от питания молодой мамы. Имеет значение: достаточно ли витаминов, минералов поступает с питанием, нет ли вредных привычек. | Сопротивление патогенной флоре пока очень слабое. Существует риск развития гнойных поражений отдельных участков тела, гнойничков при неправильном уходе. В редких случаях развивается опасный сепсис – воспалительный процесс в крови. |
2 период развития | 3-6 месяц | Количество материнских антител постепенно сокращается, а собственных пока недостаточно. Те, что есть не оставляют иммунологической памяти. | Ребенок может быстро заболеть гриппом, подхватить насморк, кашель. Если в этом возрасте ребенок заболел корью (гриппом, коклюшем), то иммунитет не вырабатывается и риск подхватить заболевание второй раз высокий. В этот период дает о себе знать предрасположенность к аллергии, развивается дисбактериоз при несвоевременном питании, нарушении диеты мамы (если вскармливание грудное). |
3 период развития | С 6 до 24 месяцев | Материнские антитела прекращают помогать ребенку, а собственных клеток еще крайне мало. Этот период считается для иммунитета ребенка весьма опасным. | Проявляет себя предрасположенность к кожным болезням – появляются дерматиты, многие дети страдают диатезом. Все чаще появляется аллергическая реакция на отдельные виды продуктов питания, молоко. Дети часто болеют простудами, страдают насморком и другими ЛОР-заболеваниями. |
4 период развития | 4-6 лет жизни | Формирование антител идет очень медленно. Иммунитет крайне слаб. | Сохраняется высокий риск подхватить вирусы: именно поэтому в детских садах дети беспрерывно болеют. Если болезни запустить, недуги могут перейти в хроническую форму. Иммунологи говорят: задатки многих взрослых хронических «болячек» закладываются именно в этом возрасте. |
5 период развития | 12-13 лет у девочек, 14-15 лет у мальчиков. | Иммунные силы подростков заметно укрепляются, их формирование подходит к концу. Но начинаются «игры гормонов». Растет число андрогенов (половых гормонов), отчего подавляется клеточный иммунитет, и число антител уменьшается. Становится окончательно видно: как будет организм реагировать на атаку вирусов: сильно или слабо. | Поскольку подростки начинают баловаться сигаретами, пробуют спиртные напитки, едят вредную пищу (фастфуд) врачи говорят о проверке защитных сил на воздействие внешних факторов. От этого развивается кашель, появляются угри. Зато снижается риск заболеть бронхиальной астмой, дерматитом – то есть любой патологией, вызванной аллергией. |
Если внимательно следить за реакцией организма ребенка в критические периоды, можно понять многое. Например, выяснить: склонен ли он к аллергии, долго ли болеет простудой, да и в принципе как часто это происходит. Именно в критические периоды болезни могут меняться: аллергический ринит переходить в астму, или астма в реакцию на продукты питания (включая неожиданные).
Выводы и наблюдения за тем, как формируется иммунитет ребенка помогают корректировать курс лечения, проводить своевременную профилактику, уделять большее внимание здоровью малыша.
Что вредит детскому иммунитету
Понимая всю нежность и хрупкость детского организма, родители, бабушки и дедушки принимаются активно его опекать. В практике врачей скорой помощи есть случаи откровенно парадоксальных поступков, которые должны были помочь ребенку, но на деле привели к роковым последствиям. Одна бабушка решила вылечить кашель младенца в сильно натопленной бане. Это привело к разрыву сосудов головного мозга, отеку и гибели малыша. Вот почему врачи единогласно призывают помогать формированию иммунитета у детей, придерживаясь здравого смысла.
Что вредно ребенку:
- Тугое пеленание. Плотные пеленки не дают сформироваться естественной терморегуляции. Легкий ветерок — ребенок заболевает.
- Вредные привычки родителей. Пассивное курение разрушает ценный витамин С. А ведь именно аскорбиновая кислота существенно повышает способность адаптироваться к внешним условиям, сопротивляться инфекциям.
- Иммуномодуляторы. Современные родители поддаются массовому увлечению, покупая стимуляторы при первом «чихе». Невинная эхинацея и та вносит дисбаланс при простуде, мешая защитным силам становится сильнее. К тому же многие стимуляторы являются продуктами растительного происхождения и изготавливаются на травах. Травы чреваты аллергиями.
- Стерильные условия. Антитела начинают вырабатываться только в обычных условиях, без фанатичной слежки за чистотой. Ребенок обязательно встретится с бактериями при контакте с другими детьми в садиках, школах, на прогулках в парках. И большой вопрос, как организм отреагирует на новые для себя условия.
Наконец, не стоит перегружать детей «развивалками». Особенностью незрелой иммунной системы является быстрая реакция на чрезмерные нагрузки. Постоянно уставший ребенок – значит болезненный. Здоровые дети должны много гулять, играть, есть вкусную домашнюю пищу, фрукты, овощи и кисломолочные продукты и заниматься спортом. Тогда никакие болезни им не будут страшны.
Средняя оценка 5 Проголосовало 11
Источник
Иммунная система у детей в период новорожденности находится в зачаточном состоянии, поскольку в ней отсутствуют так называемые маркеры различных инфекций. Особенности иммунной системы у детей позволяют ей активно адаптироваться к изменяющимся условиям внешней среды и постоянно укрепляться. О том, как происходит формирование иммунной системы у детей можно узнать на этой странице – рассмотрены все этапы становления защитного механизма организма ребенка.
Как и другие системы организма ребенка, органы иммунной системы у детей изменяются в зависимости от возраста. Завершается формирование системы защитных факторов к 15 — 16 годам. Иммунная система и её развитие у детей в процессе взросления претерпевает ряд критических изменений, и, если не обращать внимания на некоторые из них, то высока вероятность развития хронических заболеваний.
Основные органы иммунной системы у детей включают в себя тонкий и толстый кишечник, костный мозг, белые тельца крови, селезенку, печень и лимфоидное кольцо носоглотки. Стоит уделять внимание состоянию носоглоточной и небной миндалинам, которые входят в лимфатическую систему организма. О том, как развиваются эти органы в критические периоды жизни ребенка, можно прочитать далее.
Периоды формирования иммунитета (иммунной системы) у новорожденных и детей
В процессе формирования иммунитета у детей наблюдается ряд критических периодов, знание которых делает понятными рост и снижение заболеваемости в различных возрастных группах детей. Иммунитет и формирование иммунной системы представляют собой сложную совокупность гуморальных и биохимических факторов, обеспечивающих надежную защиту всех клеток организма от воздействия бактерий и вирусов, токсинов и ядов.
Первый критический период соответствует периоду новорожденности (первые 29 дней жизни). В этот период происходит первичное формирование иммунитета у новорожденных, заключающееся в следующих проявлениях:
- отмечается состояние физиологической депрессии иммунной системы;
- обеспечение защиты имеет пассивный характер (за счет материнских антител), система фагоцитоза неразвита (незавершенный фагоцитоз);
- наблюдается слабая устойчивость ко многим микроорганизмам (условно-патогенная, гноеродная, грамотрицательная микрофлора, некоторые вирусы), а также склонность к вовлечению в инфекционный процесс всего организма (генерализация процесса) и септическим состояниям.
Второй критический период (3 — 6 мес.) характеризуется:
- ослаблением пассивного гуморального иммунитета, что связано с уменьшением поступления с молоком материнских антител;
- развитием активного первичного иммунного ответа на большинство антигенов, во время которого в основном образуются 1дМ, не формирующие иммунологической памяти.
Именно поэтому при вакцинации против детских инфекций (столбняк, дифтерия, коклюш, полиомиелит и др.) на первом-втором году жизни вторичный иммунный ответ с образованием антител класса IgG и стойкой иммунологической памяти формируется только после повторных введений вакцины.
Слабость системы местного иммунитета (дефицит IgA) в это время способствует возникновению повторных заболеваний острыми респираторными вирусными инфекциями. В этот период проявляются многие наследственные иммунодефициты; растет частота пищевой аллергии.
Третий критический период — это второй год жизни ребенка. В это время значительно увеличиваются контакты малыша с внешним миром. Иммунная система работает полноценно, функция лимфоцитов активируется, вырабатываются значительные количества IgG и формируется собственный долговременный иммунитет. Однако по-прежнему сохраняется дефицит факторов местной защиты, чем объясняется сохранение высокой восприимчивости детей к возбудителям бактериальной и вирусной инфекции.
Во все периоды формирования иммунитета следует внимательно отслеживать поражения органов защитной системы. В частности, нужно следить за нормальной микрофлорой кишечника и состоянием небных миндалин. Острые воспаления миндалин (тонзиллиты) в первые два года жизни связаны у детей преимущественно с вирусами (80%), в то же время среди патогенных бактерий преобладает стафилококк.
Бактериальное и вирусное воспаление ведет к разрастанию (гиперплазии) нёбных и глоточной миндалин. Постепенно происходит формирование лимфоглоточного кольца, которое состоит из нёбных, глоточной (трубной), носоглоточной и язычной миндалин, выступающих в качестве защитного барьера на пути инфекций за счет местного иммунитета.
Четвертый критический период приходится на возраст 4 — 6 лет. Синтез антител (кроме IgA) достигает уровня взрослого человека; отмечается повышение содержания 1дЕ. Однако у большинства детей система местного иммунитета еще не завершила свое развитие, поэтому активность факторов местной защиты остается низкой. В этот период могут проявиться поздние наследственные дефекты иммунной системы.
Пятый критический период соответствует подростковому возрасту (девочки— 12 — 13 лет, мальчики— 14— 15лет). Процесс полового созревания сопровождается уменьшением массы лимфоидных органов, так как половые гормоны, интенсивно вырабатываемые организмом в этот период, угнетают иммунные реакции. На фоне таких процессов могут развиваться аутоиммунные и лимфопролиферативные заболевания, происходит повышение восприимчивости к микроорганизмам. Специфическая защита слизистых оболочек дыхательных путей в возрасте до 12— 15 лет обеспечивается преимущественно секреторным (местным) иммунитетом.
Увеличивается влияние на иммунную систему таких экзогенных факторов, как, например, курение.
Отклонения в развитии иммунной системы проявляются преимущественно как поздний иммунологический старт, причинами которого может быть ряд факторов:
- малый вес ребенка при рождении;
- вирусное инфицирование во внутриутробном периоде (вирусамицитомегалии, Эпштейна — Барр, герпеса);
- желтуха (гипербилирубинемия);
- малые наследственные аномалии иммунитета — дефицит IgA, отдельных субклассов IgG, отдельных компонентов системы комплемента, интерферона и др.;
- экзогенные влияния — введение гамма-глобулина без достаточных на то оснований, отсутствие профилактики рахита, длительное применение гормонов (кортикостероидов), воздействие диоксинов и фенолов атмосферного воздуха и др.;
- рецидивирующие инфекции (острые респираторные вирусные заболевания и др.), которые могут привести к развитию вторичной депрессии иммунной системы.
Влияние кишечника на иммунитет: как он зависит от этого органа?
Влияние кишечника на иммунитет невозможно переоценить, поскольку слизистая оболочка этого органа и обитающая в его полости полезная микрофлора составляют основу для защитного механизма организма человека. По сути кишечник и есть самый большой орган иммунитета и при любых нарушениях в его работе наблюдается резкое снижение резистентности организма к негативным воздействиям внешней среды. Также стоит понимать, что иммунитет зависит от кишечника не только в плане нормальной микрофлоры и защиты от токсинов и ядов. Этот орган регулирует процессы усвоения полезных питательных веществ и витаминов. А некоторые витамины, необходимые для иммунитета, кишечник вырабатывает самостоятельно.
Любой микроорганизм, попав в организм человека, должен преодолеть ряд защитных барьеров. Первой преградой на пути чужеродного агента являются кожа и слизистые ободочки. При этом общая поверхность кожи человека не превышает 2 м2, а общая поверхность слизистых — более 300 м2.
Слизистая оболочка кишечника на 25% состоит из иммунологически активной ткани и клеток. Около 10 миллионов клеток, продуцирующих иммуноглобулины, находятся в слизистой оболочке тонкой кишки.
Весь желудочно-кишечный тракт человека покрыт защитной биопленкой, в состав которой входят колонии бактерий-симбионтов.
Основные «жители» кишечника — это молочнокислые (лакто- и бифидо-) бактерии, а также энтерококки и некоторые штаммы колибактерий. Именно эти бактерии противостоят вторжению извне болезнетворных микроорганизмов. В тонком кишечнике функции стражей выполняют лактобактерии, а в толстом — бифидобактерии. Все они тесно связаны с самым важным компонентом защиты организма — ассоциированной со слизистой оболочкой кишечника иммунной системой. Здесь Т-лимфоциты получают специализацию и «натаскиваются» на чужеродные вещества, чтобы в дальнейшем выполнять контрольные и регулирующие функции. Именно отсюда «обученные» лимфоциты отправляются в свое путешествие по всему организму.
При участии бактерий-симбионтов образуются лизоцим и другие активные соединения, стимулирующие иммунную систему организма. Микрофлора кишечника оказывает существенное влияние на формирование местного иммунитета. Поэтому если в результате разных причин нарушается баланс кишечной микрофлоры и развивается дисбактериоз, иммунная система страдает в первую очередь.
яндекс рекл. блок
Источник