Физкультурно игровая среда для всестороннего развития ребенка

Оксана Беззубова
Моделирование вариативной физкультурно-игровой среды для полноценного развития ребенка

Целесообразный подбор и рациональное использование физкультурного оборудования и пособий в разных формах двигательной активности способствует развитию физических качеств и творческих способностей, формированию разнообразных двигательных умений и навыков, воспитанию нравственно-волевых качеств, повышению интереса к спортивным играм и физическим упражнениям. Наряду с этим решаются задачи укрепления здоровья детей и их полноценного психофизического развития.

Совершенствование двигательной сферы дошкольников связано с выбором определённых способов действий, требующих физических усилий и затрат энергии, соотнесения их с габаритами и массой, устойчивостью и другими характеристиками используемых физкультурных пособий

Двигательная активность, направленная на достижение цели любого действия (например, попасть мячом в цель, удержать равновесие на балансире, пройти по гимнастической скамейке, проехать на велосипеде, определяется уровнем развития интеллектуально-сенсорной, познавательной, а так же эмоционально-волевой и игровой сферы.

Удовлетворение, получаемое в результате преодоления возникающих трудностей, различного характера (встречающиеся на пути различные препятствия; нерешительность, волнение, незнание способов выполнения движений и т. д., способствует развитию волевых усилий, обогащению двигательного опыта.

Комплексы упражнений общеразвивающего воздействия с применением различных пособий и предметов (мячи, обручи, кегли, гимнастические палки и др.) будут содействовать укреплению разных групп мышц и мышечного тонуса.

Езда на велосипеде, катание на роликах, коньках стимулирует развитие мышц ног. Для укрепления мышц стопы и профилактики плоскостопия следует широко использовать различные массажёры, мелкие предметы (колечки, палочки, шарики — для захвата пальцами ног, ребристые доски. Формированию правильной осанки способствуют физические упражнения у деревянной стенки, упражнения с детскими эспандерами, гимнастической палкой и другими предметами. В процессе выполнения различных видов упражнений с использованием пособий (прыжки на батуте, через скакалку, лазанье по канату и т. д.) у детей формируются двигательные навыки.

При наличии насыщенной вариативной физкультурно-игровой среды могут создаваться усложнённые условия для выполнения различных физических упражнений. Например, дети, преодолевая полосу препятствий, состоящую из разных модулей,совершают множество движений: ходьба и бег по наклонному буму, ползание по гимнастической скамейке, подлезание под дугу, прыжки на батуте и т. д. При этом они проявляют ловкость, выносливость, быстроту реакции, а также смелость, решительность и находчивость.

В процессе выполнения двигательных заданий дошкольники получают знания о свойствах разных предметов и пособий (форме, цвете, массе, фактуре материала, знакомятся с особенностями движения в пространстве, с направлениями движения. Следует отметить положительную роль использования разнообразных физкультурных пособий в подвижных играх и упражнениях для восприятия детьми пространства и времени, в том числе для формирования умения ориентироваться в окружающей среде.

Во время занятий физической культурой дошкольники действуют в определённом пространстве, которое может отличаться по величине и форме, предметному насыщению. Занятия, проводимые на спортивной площадке, предоставляют детям широкое поле деятельности. Дети на основе ощущения, осязания, зрительного восприятия и речи определяют местоположение одних предметов по отношению к другим и к самому себе.

В процессе обучения элементам спортивных игр (волейбол, футбол, бадминтон, теннис, баскетбол, хоккей, а также спортивным упражнениям (катание на коньках, ходьба на лыжах, езда на велосипеде, самокате) создаётся особая обстановка, требующая от детей умения согласованно решать задачи двигательного характера, подчиняться определённым правилам, использовать хорошо знакомые движения в соответствии с игровыми ситуациями, а также самостоятельно находить разные способы выполнения задания.

ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ

К СОЗДАНИЮ ВАРИАТИВНОЙ ФИЗКУЛЬТУРНО-ИГРОВОЙ СРЕДЫ

Создание физкультурно-игровой среды определяется программными задачами всестороннего воспитания детей. В детском саду необходимо иметь достаточное количество физкультурного оборудования. Многообразие его даёт возможность продуктивно применять пособия на занятиях физической культурой разного типа, в организованных играх и упражнениях на прогулке, во время гимнастики после дневного сна.

Оборудование (размеры, габариты и вес предметов) должно соответствовать возрастным особенностям детей и их антропометрическим показателям. Количество оборудования определяется из расчёта активного участия всех дошкольников в процессе занятий физической культурой.

Целесообразно комплектовать оборудование в соответствии с разными видами движений, физических упражнений, подвижных и спортивных игр. С помощью оборудования и пособий обеспечивается правильное выполнение разнообразных физкультурных комплексов, а также целенаправленное формирование различных физических качеств (ловкости, гибкости, силы, выносливости,скоростных и скоростно-силовых качеств)

В комплекты оборудования должны входить разнообразные предметы: крупногабаритные, переносные и стационарные, изготовленные из различных материалов (дерева, резины, пластмассы и т. п., мелкие (резиновые кольца, мячи, шары, обручи и т. п.)

Оборудование располагается таким образом, чтобы дети могли беспрепятственно подходить к нему и самостоятельно им пользоваться.

При наличии свободного помещения целесообразно создать тренажерный зал со специальными детскими тренажерами.

В зале необходимо иметь также игровой лабиринт, «парашют», мини-стадион для подвижных игр. Такие простейшие тренажеры удобны в использовании, так как они не занимают много места, их можно переносить из одного помещения в другое. Это позволяет применять их в организационных формах физического воспитания (во время утренней гимнастики, физкультурных занятий, на прогулке, при проведении корригирующей гимнастики и гимнастики после дневного сна,в самостоятельной деятельности детей.

Огромное значения для развития моторики и оздоровления детей имеет оснащение физкультурным и спортивно-игровым оборудованием площадок на участке дошкольного учреждения.

В современных условиях физкультурно-игроваяплощадка должна состоять из ряда спортивно-игровых зон: ямы для прыжков, дорожки с препятствиями и беговой, площадок для игр в городки, мини футбол, хоккей, для изучения правил дорожного движения.

Оборудование групповых площадок на участке детского сада должно способствовать повышению двигательной активности в процессе разнообразной самостоятельной деятельности дошкольников на воздухе. На площадке устраиваются качели разных конструкций. Во время прогулок на участок выносятся каталки, коляски, машины, велосипеды, вертушки, шары, мячи, колечки, обручи, скакалки, вожжи и другой инвентарь.

В физическом воспитании дошкольников важное место занимают спортивные игры и упражнения. Их особенностью является то, что они как летом, так и зимой преимущественно проводятся на открытом воздухе. Это, несомненно, имеет большое значение для укрепления здоровья детей, закаливания организма.

Для обучения детей необходимо наличие определённого спортивно-игрового инвентаря. Специфичность его состоит в том, что для каждой спортивной игры или упражнения нужен особый комплект инвентаря, который позволил бы детям овладевать сложно координированными действиями, характерными для того или иного вида спортивной игры или упражнения.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ:

Доказано,что совместные занятия родителей с детьми приносят следующие положительные результаты:

• Пробуждают у родителей интерес к уровню «двигательной зрелости» детей и способствуют развитию у детей двигательных навыков в соответствии с их возрастом и способностями;

• Углубляют взаимосвязь родителей и детей;

• Предоставляют возможность позаниматься физкультурой не только ребёнку, но и взрослому;

• Позволяет с пользой проводить свободное время, которое родители посвящают ребёнку, служат взаимообогащению, способствуют всестороннему развитию ребёнка.

Воспитать ребёнка здоровым — значит, научить его правильно вести ЗОЖ.А его основными компонентами являются: рационально питание; систематические физкультурные занятия; использование эффективной системы закаливании; правильное питании; благоприятная психологическая обстановка в семье.

Источник

Проектирование физкультурно-игровой среды в условиях детского сада с целью оздоровления и всестороннего развития личности ребенка.

                                                                                             Воспитатель

Романенко Т.Ю.

Ст.Каневская

2014 г.

Проектирование физкультурно-игровой среды в условиях детского сада с целью оздоровления и всестороннего развития личности ребенка.

СЛАЙД

        Актуальность. Забота о здоровье ребёнка  стала занимать во всём мире приоритетные позиции. Сегодня важно нам, взрослым, формировать и поддерживать интерес к оздоровлению, как самих себя, так и своих детей. Организация современной физкультурно-игровой среды в условиях детского сада позволит обеспечить оптимальную двигательную активность каждого ребенка, что будет способствовать  укреплению  его здоровья.     Быть здоровым – естественное стремление человека.

СЛАЙД

        Цель: создать  рациональную среду,  направленную на укрепление здоровья растущего организма.

СЛАЙД

        Задачи:

— воспитывать в детях потребность в здоровом образе жизни;

— развивать основные физические способности (силу, быстроту, выносливость и др.) и умение рационально использовать их в различных условиях;

— совершенствовать естественный процесс развития двигательных способностей и качеств;

— формировать осознанные представления о необходимости заботиться о своем здоровье;

— создание оптимального режима двигательной деятельности, обеспечивающего гигиену нервной системы, комфортного самочувствия, физическое развитие детей дошкольного возраста.

СЛАЙД

        Для полноценного физического развития детей и удовлетворения их потребностей в движении в ДОУ созданы следующие условия:

СЛАЙД

 СЛАЙД         

                         Условия

1. Бассейн

2. Спортивный зал

3. Музыкальный зал

3. Спортивная площадка – мини-стадион

4. Спортивные уголки в группах

СЛАЙД

Бассейн. Занятия в бассейне являются обязательными для каждого воспитанника ДОУ.    Систематические занятия плаванием ведут к совершенствованию органов кровообращения и дыхания, а так же положительно влияют на закаливание детского организма.

СЛАЙД

Развитие интереса к разным видам спорта осуществляется через спортивную работу

Спортивная работа

  • Утренняя гимнастика
  • Коррегирующая гимнастика после сна
  • Спортивные игры
  • Спортивные досуги, праздники
  • Подвижные, народные игры на прогулке
  • Занятия в бассейне

СЛАЙД

Укрепление здоровья, закаливание организма проходит через разные виды оздоровительной работы

 Оздоровительная работа

  • Дыхательная гимнастика
  • Коррегирующая гимнастика (плоскостопие, осанка, гимнастика для глаз)
  • Витаминизация
  • Точечный массаж
  • Полоскание горла соленой водой
  • Фитотерапия, аромотерапия
  •  Ингаляция

СЛАЙД

Разнообразные физкультурные занятия положительно влияют на физическое развитие детей, на активизацию эмоционального тонуса, формирование морально-эстетических качеств.

   Физкультурные занятия

  • Сюжетные
  • Игровые
  • Прогулка – поход
  • Эстафеты-соревнования
  • Занятия – тренировка
  •  Контрольные

СЛАЙД

Для организации здоровьесберегающей  среды я использовала ведущие принципы:

  • Принцип дистанции
  • Принцип активности
  • Принцип стабильности-динамичности
  • Принцип комплексирования и гибкого зонирования
  • Принцип открытости – закрытости

СЛАЙД

Предметную среду я проектирую в соответствии с ОПП детского сада, которая реализуется  в нашем дошкольном учреждении. Считаю, что создать среду должен сам педагог, владеющий знаниями по дошкольной педагогике и психологии. Таким образом, создавая условия для оздоровления и всестороннего развития детей, я учитывала индивидуальные особенности развития каждого своего воспитанника, организовала работу, так чтобы она способствовала дальнейшему развитию детей и вместе с тем, не ставя перед ними не посильные задачи. При отборе предметного содержания развивающей среды я ориентировалась на «зону ближайшего развития» (Л.С. Выготский), т.е. на завтрашние возможности детей (то, что не требует усилий, не «работает» на развитие).

СЛАЙД

Использование разнообразных физкультурных и спортивно-игровых пособий повышает интерес детей к выполнению различных движений, ведет к увеличению интенсивности двигательной активности, что благотворно влияет на физическое, умственное развитие и  на состояние здоровья ребенка.

Для достижения оздоровительного и развивающего воздействия я использую имеющиеся подручные материалы, смекалку, изобретательность, фантазию и «золотые руки» воспитателя.  

  • Коврики для массажа стоп, веревки разной толщины;
  • Султанчики, мешочки для метания;
  • Флажки, разноцветные ленточки;
  • Ребристые коврики, ленточки разной длины.

СЛАЙД

Я работаю с детьми старшей группа детского сада, это дети 5-6 лет. При переходе ребенка в старшую группу меняется его психологическая позиция: он впервые начинает ощущать себя старшим среди детей детского сада. Я стараюсь поддерживать это его ощущение такой организацией среды, при которой ребенок будет проявлять познавательную активность, самостоятельность, ответственность, инициативу.

К старшему дошкольному возрасту повышаются координированность и ловкость движений, поэтому пространство группы желательно разбить на небольшие полузамкнутые микропостранства.

Зная, что позвоночник ребенка 5-6 лет очень чувствителен к деформирующим воздействиям, я особое внимание уделяю укреплению мышц спины – это очень важно для будущих первоклассников. Если позволяют средства и площадь, приобрести спортивный комплекс. В тех местах группы, где у детей длительно сохраняются статические позы, я продумала способы разминки (дартс, кольцебросы, кегли, серсо,  мишени и шарики для бросания и т.п.). Также предусмотрела возможность разнообразных способов организации детских игр: не только за столами, но и стоя, сидя, лежа на полу. Естественно, для этого потребовались коврики и напольные подушечки.

Для развития активной деятельности детей во время прогулок я создала условия для обучения детей спортивным играм: баскетбол, волейбол. На нашем игровом участке я разместила баскетбольный щит и волейбольную сетку.

СЛАЙД

Совместная проектная деятельность родителей с детьми

Я понимаю, что мало создать условия в дошкольном учреждении, необходимо еще продолжать работу в семье. Самое главное, чтоб родители обратили внимание  на собственных детей, а у ребят появился интерес к занятиям физической культуры.

    С целью повышения  педагогической компетентности родителей в вопросах физического воспитания я предложила проекты:

«Спортивная семья», «Мой выходной день», «Мои летние выходные»

Таким образом, физкультурно-игровая среда, которую я создала, способствует оптимизации самочувствия и здоровья ребенка, активизирует  эмоциональный тонус, формирует морально-эстетические качества, устанавливает и утверждает чувство уверенности в себе, оказывает влияние на мироощущение и свободу, дает ему возможность испытывать и использовать свои способности, стимулирует проявление им  самостоятельности, инициативности, творчества.

Список литературы

  1. Бабунова Т.М. Дошкольная педагогика. Учебное пособие. —  

М.: ТЦ Сфера , 2007.

  1. Береснева З.И. Организация образовательного пространства и развивающей среды в ДОУ // Управление дошкольным образовательным учреждением. – 2006. — № 2. – С.60.
  2. Воскресенская В. Создаем развивающую среду // Дошкольное воспитание. – 2004. — № 1. – С. 77.
  3. Кирьянова Р.А. Проектирование предметно-развивающей среды в дошкольном образовательном учреждении компенсирующего вида. – СПб.: КАРО, 2007.
  4. Полякова М. Особенности организации предметно-пространственной среды // Дошкольное воспитание. – 2006. — № 11. – С. 43.
  5. Предметно-пространственная развивающая среда в детском саду. Принципы построения, советы, рекомендации/Сост. Н.В. Нищева. – СПб., «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2007.  

Источник